Сокол

Наиболее любимая хищная птица у восточных славян — сокол. Из 80 упоминаний животных в бессмертном памятнике древности «Слове о полку Игореве» сокол упоминается больше всех других животных — 18 раз. В «Задонщине» из 48 упоминаний животных, 11 — упоминание сокола и кречета. Среди всех хищных птиц соколу в словаре Даля также посвящено больше всех пословиц и поговорок — 13, из них 4 — положительно окрашенные, остальные — нейтральные (Борейко, Грищенко, 1995).

Сокол у древних славян — первоптица и первобог мира. Он стоял у начала жизни на земле. Взгляд этой птицы был способен увидеть в первобытной темени зарождение жизни. Сокол загнездился на прадереве и снес «яйце-райце», из которого и произошел мир (Скуратiвський, 1998). Его золотое оперение осветило вечную тьму. Сокол пустил мелкую слезинку, из которой появилось озеро живой воды. Он снес золотой желудь, из которого вырос прадуб — первое дерево. «Сокол», «соколик», «Финист — ясный сокол» означало на Руси ласковое прозвище доброго молодца, жениха. В Украине так поэтически называли любимого («соколом прилинув»), красивых и сильных парубков, детей («соколята»), даже матерей («Соколихо-мати, коня не продати»). Нередко с соколами сравнивали казаков. Эта птица ассоциируется с такими чертами характера, как сила, отвага, верность, скорость и высота полета, острота зрения (Скуратiвський, 1998).

Большим почетом на Руси пользовался сокол. В XIX веке в Московии за уничтожение дерева, где размещалось гнездо сокола, был установлен штраф в 6 рублей (Кириков, 1966). Еще в первой половине XIX века казахи в Оренбургском крае давали за кречета 3 хороших лошадей (Эверсманн, 1866). Описание угодий в Киевской Руси давалось с обязательным указанием гнезд крупных хищных птиц. У калифорнийских индейцев был культ сарычей.

Сокола входили в гербы городов и княжеских родов, играли огромную роль в дипломатических контактах Киевской Руси. Они были изображены на гербах украинских городов Сокаля, Соколова, Вознесенска (Панченко, 1996).

Предполагают, что на Русь соколиная охота была занесена варяжскими князьями, и быстро стала любимой забавой, превратив соколов в почитаемую птицу. Всем сокольникам строжайше воспрещалось пить, курить, играть в «зернь», чтобы «государевым птицам от пьяных и нечистых людей дурно не учинилось». Однако к XIX веку охота с ловчими птицами в России пришла в упадок. Последний раз у русских царей она официально проведена в 1856 г. по случаю коронации Александра II.

Как считает Т.А. Бернштам (1982), образ сокола у восточных славян обладает сложной многозначной символикой, в нем есть признаки древнейшего мифологического пласта, указывающего на связи с языческими божествами. Интересно, что сокол-балобан в языках западных славян называется «рарог». Рарог — давний персонаж славянской мифологии. Это огненный дух, связанный с культом очага. Одним из его олицетворений был сокол. Предполагается его связь с древнерусским богом огня Сварогом (Мифы народов мира, 1980—1982).

Образ сокола у русских связан с волей. Для древнерусского человека сокол был воплощением красоты и удали, имущественным достоянием и культурной ценностью (Гусев, 1996). Все то, что сравнивается с соколом, оценивается в высшей степени положительно. Очушки у ней ясных соколов, Бровушки у ней черный соболей. Сравнение с соколом возводят в ранг эталонного.

Карл V так любил соколов, что отдал за них остров Мальту, менял на птиц из плена герцогов. В Корее сокол считался святым, убивать его запрещалось. У болгар сокол встречается как мужское имя. Если беременной женщине приснится сокол, она родит сына.

Сокол (ястреб) у многих народов часто изображается как существо божественного плана, которое противопоставляется всему дьявольскому. В русской сказке герой превращается в сокола (ястреба), чтобы задушить петуха, в которого превратился сам дьявол. Сокол (ястреб) был одной из самых распространенных фигур, изображавшихся на рыцарских и дворянских гербах. В склепах средневекового дворянства это изображение также не являлось редкостью. Во многих европейских легендах сокол (ястреб) плачет над мертвым героем, кладет ему на глаза землю, хоронит (Gubernatis, 1972).

Сокола, особенно ловчие, ценились очень высоко. Сага о Нибелунгах начинается описанием зловещего сна Кримгильды: два орла убили ее сокола, которого она вынашивала несколько дней. «На этом свете у нее не могло случиться большего горя», — говорится в поэме. В песне о Сигурде светлый рыцарь Сигурд и темный рыцарь Куно добиваются руки Лизелотты Салернской. Она обещает выйти за того, чей сокол окажется лучшим при напуске на цаплю. В Исландии убивать кречетов строго запрещалось. По закону, действовавшему до 1752 г. за это карали смертью. Ловить кречетов могли только сами исландцы, получившие особые патенты на занятие этим промыслом. О добычливости ловчих соколов говорит древнее предание. С ними охотились дети Чингисхана. В конце недели они отправляли в Самарканд для раздачи народу по 50 верблюдов, груженых лебедями (Дементьев, 1951).

Интересно, что в одном из ханаанейских мифов битва Баала с богом Ямме описывается в терминах соколиной охоты: одна палица «словно сокол из его пальцев» слетает с руки и сгоняет бога с трона, другая настигает и ударяет в голову (Гордон, 1977).

У тюркских народов считалось, что отдавать или продавать ловчего сокола нельзя ни в коем случае, он равен душе хозяина и его жизни на земле. По представлениям народов Средней Азии, потеря на охоте ловчей птицы равносильна утрате ее хозяином души на какое-то время. В фольклоре подобные ситуации описываются многократно. Герой обретает покой и счастье лишь когда вновь находит потерянную птицу. По легенде, хан Золотой Орды Тохтамыш имел бесценную пару соколов, которые давали продолжение славной породе. Тамерлан смог победить его лишь после того, как получил несколько яиц от его соколов, чтобы вырастить подобных для себя и овладеть военным могуществом (Симаков, 1998).

Сокол — символ молодца, мужской красоты, ума и силы, отваги и удальства, знак молодечества и смышленности. В песнях обрядовых сокол с другой птицей символизирует любовную чету. В свадебных песнях означает жениха. Сокол упоминается и при птицеволхвовании, так, в одной из песен героиня хочет узнать, что делают чумаки. Она выносит сокола на правой руке и спрашивает: «Соколоньку! Скажи всю правдоньку...». В одной галицкой колядке лесной охотник хочет стрелять в сокола на гнезде, но сокол просит не стрелять, так как будет полезен: когда молодец станет жениться, сокол переведет его через воду и возьмет на свои крылья его невесту.

Амон-Ра, божественный сокол, Сверкающий крыльями, Взмахом крыльев свершающий свой путь по небу, — говорили с почтением древние египтяне. (Пернатые обитатели мифов и легенд)

Отрывок из книги Н.Костомарова "Славянская мифология"

«Сокол», малор[оссийское] «сокіл», есть гиероглиф молодца, символ мужеской красоты, ума, силы. Эпитет сокола придается вообще парню как знак его молодечества и смышлености. В колядках сыну хозяина дому поют: «Соколоньку ясний! Молодець ти красний!» В великорусских песнях встречаются также обращения: «Сокол ты залетный, соколик ясный». В описаниях сражений о ловком воине говорится, что он «соколом літає» (Макс, стр. 87). В песнях исторических великорусских с соколом сравнивается князь Скопин:

Оберегатель мира крещеного
И всея земли святорусские,
Как ясен сокол вон выпархивал.
(Сахар., стр. 254, Пес. ист. № 3).

В песнях семейных сокол означает иногда парня, заискивающего любви девушки:
Улетів сокіл із улиці в двір,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кватирочку відсуває, у світлоньку заглядає.
(Жег. Паул., т. I, стр. 12).

Также и в великорусских песнях сестра советует сестре остерегаться, что . . . . . . . . . сокол залетит, Станет те, сестрица, из ума сводить. (Сахар., стр. 254, Пес. разг. № 23). Дивчина, перебирающая женихами, «усіх соколів пустила», но одного не пустит, прибавляет песня, намекая на суженого.

В песнях обрядных, как в малорусских, так и великорусских, сокол с другою птицею символизирует любовную чету. В веснянках парубка и дивчину сравнивают с соколом и галкою: Чорна галочка, невеличечка!
Нащо сокола перемовила?
Молода Варочка, молодесенька,
Нащо Василька перемовила?

В свадебных песнях сокол означает жениха, а «зозуля» — невесту (Русск. весил., 78), а у великорусов жениха с невестою изображает сокол с лебедью, а иногда сокол с голубкою:

Воротися, сокол, воротися!
Воротися, ясен, воротися!
Что же ты за сокол:
Летишь без голубки,
Без голубки, без сизой!
(Сахар., стр. 128, № 71).

Сокол, как и другие птицы, упоминается при птицеволхвовании: так, напр., «Пані Катерина» хочет узнать, что делают і чумаки: выносит сокола на правой руке и спрашивает: Соколоньку! Скажи всю правдоньку... а сокол отвечает ей: Катерино, та ти ж наша пані! Скажу тобі всю правду й неправду, Скажу тобі всі чумацькі злості...

Этот образ вошел в песни от употребления сокола на охоте. Тот же оборот мы встречаем и в великорусской поэзии:

С правой руки ясного сокола спустила,
И сокол спустился на кораблик;
На кораблику гостиный сын гуляет,
Во звончатые гусельки играет.

Сокол в южнорусской поэзии упоминается часто вместе с орлом. В одной исторической песне, изображающей нашествие татар: Сокіл з орлом купається, Сокіл орла питається: «Чи не був, орле, на Вкраїні?»

В другой песне «сокіл ясний побратався з орлом сизокрилим» и оставил его «глядіти» свои «діти-дітенята, ясні соколята», а сам полетел в чужую землю. Но орел не устерег птенцов названого брата: Приїхали гості з далекої Польщі, Під деревом стали, дерево зрубали, Соколят побрали.

В некоторых случаях сокол имеет и такие значения, которые совершенно непонятны, напр., в следующей веснянке:

Терем будували,
Вікна порубали:
Ой щоб не вилітав
Сивий соколонько
Та щоб не виносив
Дівоцької краси.
(Жег. Паул., т. I, стр. 86).

В Галиции поют о соколе следующую колядку:

Ей в полі, в полі, в чистенькім полі,
Там же ми стоїть зелений явір,
На яворойці сів соколойко,
Сів соколойко, віє гніздойко,
Ей, віє, віє, перевиває,
Барвіночейком го підкладає,
А в середину кладе тисину,
Завертує го сухим золотом.

Мимо ехал панич и хотел его застрелить, но сокол сказал ему: Не стріляй мене, молодий пане!
Бо як ти підеш за тихий Дунай,
За тихий Дунай по красну панну,
То я тобі її перепроваджу,
Перепроваджу і перенесу.
(Колядки, собр. Берецким). (litopys.org.ua)

Пословицы и поговорки

Бей сороку и ворону - добьешься до ясного сокола.
Брат без брата — что сокол без крыла, сестра без брата — как хворостина голая.
Был бы сокол, а вороны налетят.
Видно сокола по полету, а молодца по походке.
Видно сокола по полету, а сову по погляду.
Видом сокол, а голосом ворона.
Вместо сокола ворона стала судьей.
Ворона грает, а сокол играет.
Ворона каркнет - сокол не подешевеет.
Ворона с места, а сокол на место.
Вороне соколом не бывать.
Врач должен иметь глаз сокола, сердце льва и руки женщины.
Высоко сокол загоняет серу утицу.
Выше солнца сокол не летает.
Где б ни летал сокол, везде ему свежий мосол.
Где бы ворона ни была, не сможет летать, как сокол.
Гол, как сокол, а остер, как бритва.
Грач соколу добыча, а лягушка вороне.
Гуси живут с гусями, соколы - с соколами.
Даже лучший сокол никого не поймает, если ему не дать взлететь.
Два сокола подерутся - вороне будет чем поживиться.
Девять ден, девять верст - как сокол летел.
Дело не сокол, не улетит.
Залетела на полати сова, не боится ясного сокола.
Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке.
И от коршуна родится сокол.
И сокол выше солнца не летает.
И сокол летает, и муха летает.
Кабы нашего сокола вабило не сманило - сто лет бы на месте сидел.
Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.
Куда б ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.
Коршун родил сокола.
Мал сокол, да на руке носить; велик верблюд, да воду возить.
Мертвым соколом не травят ворон.
Мужик гол, как сокол.
На чужой стороне и сокола зовут вороною.
На щедрую руку и сокол садится.
Над пуганым соколом и вороны грают.
Наш сокол мал, да удал.
Не всякий конь - скакун, не каждая птица - сокол.
Не кидается девица на цветное платье, кидается девица на ясного сокола.
Не похвала соколу, что на гнезде бьет.
Не пугай сокола вороной!
Не спускай сокола, пока не увидишь зайца.
Не умела ворона сокола щипать.
От ворона не родится сокол.
От совы не родятся соколы.
Очи сокольи, брови собольи.
Первая рюмка колом, вторая соколом, а остальные мелкими пташками.
Перья сокольи, а походка воронья.
Пешего сокола ворона бьет.
Плох сокол, что ворона с места сбила.
Плох сокол, что на воронье место сел.
Подстреленного сокола и ворона носом долбит.
Полно мертвым соколом ворон пугать.
Полюбится сова лучше ясного сокола.
Понравится сатана лучше ясного сокола.
Птицу по перьям знать, сокола по полету.
Рожею сокол, а умом тетерев.
Свинья не родит сокола.
Сильный сокол прячет когти.
Слугу, как и сокола, надо кормить.
Собака старалась, а съедает добычу сокол.
Сокол в отлете — ворона в почете.
Сокол - вороньи перья.
Сокол выше солнца не летает.
Сокол, который торопится, не охотится.
Сокол мал, да удал.
Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.
Сокол против воробьев, а против кошки — мышь.
Сокол растет оперением.
Сокол с лету хватает, а ворона и сидячего не поймает.
Сокол с места, а ворона на место.
Сокол сокола по полету знает.
Сокол хоть на кол, да гол, что мосол.
Сокола по полету узнают.
Соколом глядит.
Соколу ввысь лететь, а воробью под крышей чирикать.
Соколу лес не в диво, волку зима за обычай.
Соколы дерутся, а у голубя перья летят.
Сорока думает, что она сокол, а каша - что она плов.
Тяжбу завел - стал гол, как сокол.
У сокола и дети соколята, у лягушки и дети лягушки.
Уроку и сокол не отлетает.
Филином сокола не заменить.
Хороший друг крепче каменной стены, а хороший конь быстрее сокола.
Хоть под небеса летай, а сове соколом не быть.
Царь птицам - орел, да боится сокола.
Человек без друзей, что сокол без полета.
Что дело, дело не сокол - не улетит.
Щиплет сокол галку - поглядывает на палку.
Эх, дружки, нагревай брюшки, эх, соколы, соколы!

Песни

Вячеслав Хурсенко - Соколята

Город 312 - Сокол

Мельница - Королевна

Эпидемия - Белый Сокол

Обращение Удода к соколу
(Алишер Навои)

"Добрый путь тебе к нам, Сокол, шахам подобный,
Бесподобен твой облик - красы бесподобной.

Бог возвысил тебя над крылатою ратью,
Наделил красотой и изысканной статью.

Ты от века на шахской деснице сидел,
Есть с державной руки - твой высокий удел.

Шах ласкал тебя, гладил по крыльям и перьям,
Трогал клюв и к когтям прикасался с доверьем.

Небосвод обернулся судьбой вероломной, -
Ты от шахской руки вдалеке - как бездомный.

Ты попался, измена накинула сеть,
И привык ты разлуку в неволе терпеть.

Будь же пленником шаха, будь снова с ним вместе, -
Руку шаха лобзать удостоишься чести".

Вольный сокол
(Афанасий Фет)

Не воскормлён ты пищей нежной,
Не унесён к зиме в тепло,
И каждый час рукой прилежной
Твоё не холено крыло.

Там, над скалой, вблизи лазури,
На умирающем дубу,
Ты с первых дней изведал бури
И с ураганами — борьбу.

Дразнили молодую силу
И зной, и голод, и гроза,
И восходящему светилу
Глядел ты за море в глаза.

Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.

Два сокола
(Константин Бальмонт)

Белый сокол, светлый сокол, он отец,
Серый сокол, соколица, — это мать.
Светлый сокол, клюв и когти — в глубь сердец,
Он когтями так умеет обнимать.

Белый сокол, сильный сокол, солнцеок,
Серый сокол, тёмный сокол — в глубь гнезда.
Светлый сокол, твой полёт в лучах высок,
Тёмный сокол, над тобой во тьме звезда.

Песня про сокола с бубенцами
(Расул Гамзатов)

Было небо черно от лохматых овчин,
Все клубились они в беспорядке.
И сидел вдалеке от родимых вершин
Красный сокол на белой перчатке.

Бубенцами его одарили ловцы
И кольцом с ободком золоченым.
Поднимал он крыла, и опять бубенцы
Заливались серебряным звоном.

На перчатке сидел и не ведал забот,
И кормили его, как ручного.
Только снился ему в черных тучах полет
И скала у потока речного.

Он домой полетел, бубенцами звеня,
Красный сокол, рожденный для схватки,
И товарищам крикнул:
- Простите меня,
Что сидел я на белой перчатке!

Отвечали они там, где катится гром
И клубятся туманы на склонах:
- Нет у нас бубенцов, что звенят серебром,
Нет колечек у нас золоченых.

Мы вольны, и у нас бубенцы не в чести,
И другие мы ценим повадки.
Ты не свой, ты чужой, ты обратно лети
И сиди там на белой перчатке.