Павлин

Мифопоэтический образ Павлина, основанный на внешних особенностях этой птицы (форма и характерная расцветка хвоста, походка и пр.), покрывает широкий спектр астральной символики — от космоса в его полноте и звёздного неба до лунного и солнечного круга. В ирано-суфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе Павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение в чудесном зеркале, отчего Павлин, потрясённый величием увиденного, пролил капельки пота, из которых произошли все остальные существа. В Древней Греции «звёзды» («глазки»), усеивающие павлиний хвост, назывались очами Аргоса, которые по приказанию Геры, чьей птицей является Павлин, должны следить за лунной коровой Ио.

В Древнем Египте Павлин считался символом Гелиополиса — города, в котором находился храм солнца. Солярная символика Павлина характерна также для мифологий Индии и юго-восточной Азии. Продолжением солярной темы являются и связанные с Павлином в различных традициях мотивы изобилия, плодородия, бессмертия (в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт плоды виноградной лозы; весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа, что, в частности, можно сопоставить с образом Малакитауза в езидской мифологии, который обозначает, в частности, начало, превосходящее первичный дуализм, и чьим символом был Павлин.). С образом Павлина часто связываются мотивы созерцания, любования, взгляда (в средневековых «Бестиариях» Павлина именуется «стооким»); в то же время некоторые европейские поверья, ассоциирующие, вероятно, «глазки», усеивающие павлиний хвост, с «дурным глазом» («сглазом»), связывают образ Павлина с несчастьем, бесплодием и т. п. В ряде традиций Павлина считается царской птицей (Индия, Византия и др.). Изображения Павлина широко представлены в геральдике и нумизматике.

Важный красавец павлин являет собой яркий пример тoгo, насколько могут не совпадать взгляды на окружающий мир у представителей различных культур. На Востоке, особенно в Индии и Иране, павлина считали священной птицей, идеальным божественным созданием, символом славы, гордости, цapcтвeнного величия, бессмертия и духовного превосходства. Люди христианского Запада усматривали в павлине воплощение греховной гордости, а для pyccкoгo человека хваленый азиатский идол с непомерно раздутым самомнением, вся ценность котopoгo заключалась в смазливом хвосте, был просто смешон «Павлины, говоришь», язвительно хмыкнул Сухов).

В России крикливая чужеземная птица сделалась сатирическим персонажем многих басен, олицетворением глупого тщеславия, смешного самолюбования и праздной роскоши.

В индийской мифологии павлин считается священной птицей спасителя Кришны, но он может сопровождать и других индуистских богов: бога войны Сканда, богиню мудрости Сарасвати и богиню любовной эротической страсти Kaму.

О павлине сложено множество легенд. Главная из них, утверждающая, что мясо священной птицы не подвержено гниению, нашла отклик даже в христианской религии, где павлин стал очередным символом бессмертия и Воскресения Христа. В иконографии павлинов нередко изображали в сценах, посвященных Рождеству. Перо павлина, как залог cвoeгo бессмертия, держит в руке христианская великомученица Варвара.

Вторая легенда представляет павлина как вернoгo стража, надежно охраняющегo покой человека. Индийцы уверяли, что бдительный павлин, завидев тигра или леопарда, пронзительным криком предупреждает людей об опасности, но если никакой опасности нет, а священный Красавец все равно вопит во все горло, значит, скоро пойдет дождь. Надо полагать, что такая «верная» примета не раз вынуждала премудрых индусов встречать тропический ливень во всеоружии, а голодного хищника - с зонтиком в руках.

Третья легенда касается самой важной части тела нашего героя - ero бесподобнoгo хвоста. На Востоке роскошный хвост павлина, усеянный бронзово-зелеными и сине-золотыми «глазами», символизировал звездное небо и вечные космические циклы. Происхождение этих украшений разные мифы объясняют по-разному.

Древние персы полагали, что бесстрашный павлин использует для украшения собственного хвоста слюну убитых им змей, подобно летчику-асу, малюющему звездочку на фюзеляже самолета после очередной воздушной победы. Древние греки, умилявшиеся при виде павлина не меньше персов и индусов, считали, что eгo хвост украсила сотней глаз погибшего великана Apгyca супруга громовержца, и с тех пор 6лаrодарная птица стала повсюду сопровождать Гepy (римскую Юнону).

Именно поэтому императрицы великого Рима, следуя примеру венценосных супругов, избравших в качестве императорской эмблемы орла Юпитера, сделали своей эмблемой павлина Юноны. В Китае павлин являлся эмблемой династии Мин, а в Иране двор шаха именовали «Троном павлина». Все эти факты свидетельствуют о том, что на протяжении многих столетий крикливая птица с ярким хвостом ассоциировалась с цapственным величием.

В восточном декоративном искусстве два павлина под Мировым Древом, аллегорически представляющие два светила - солнце в зените и полную луну, являют собой символическое единство противоположностей, а в западном средневековом искусстве тщеславная птица принадлежит в качестве атрибута персонифицированной гордыне.

В алхимии павлин символизирует paдужный цвет нагреваемого вещества, соответствующий третьему этапу Великого Делания.

В российской геральдике эмблема павлина встречается крайне редко, однако в гербе города Серпухова именно павлин гордо распустил свой хвост. Каким образом он попал туда? Некоторые отечественные историки высказывали предположение, что павлин - символ бессмертия города-форпоста, прикрывавшего Москву с юга и многократно разрушавшегося врагами, но всякий раз гордо восстaвавшего из руин. Гипотеза интересная, патриотичная, но, увы, неверная. На поверку все оказывается гораздо проще и банальнее. Товарищ герольдмейстера, граф Ф. Санти, составлявший в Петровскую эпоху гербы для русских городов, долго ломал себе голову над тем, что ему изобразить в гербе ничем не примечательного в то время Серпухова. В ответ на ero запрос в герольдмейстерскую контору пришло описание города, разрешившее возникшую проблему. Среди прочего там упоминалось о том, что в одном монастыре близ Серпухова разводят павлинов. Чрезвычайно обрадованный этим известием Санти тут же набросал эскиз герба с красивой эмблемой павлина. Так, волей случая чужеземная экзотическая птица воцарилась в гербе pyccкoгo города Cepпухова.(myfhology.info)

Декоративная птица, происходящая из Индии, чей мифопоэтический образ основан главным образом на её внешних особенностях — форма и характерная расцветка хвоста, походка и пр. Павлин «покрывает широкий спектр астральной символики — от космоса в его полноте и звёздного неба до лунного и солнечного круга». Продолжением солярной темы (характерна прежде всего для Индии и Юго-восточной Азии) являются связанные с павлином в различных традициях мотивы изобилия, плодородия, бессмертия. Образ павлина тесно связан с символикой глаз(а) в его позитивном — созерцание, любование, взгляд; и негативном аспектах — «дурной глаз» («сглаз»), несчастье, бесплодие и т. п. В ряде традиций (Индия, Византия и др.) считается царской птицей, его изображения — распространённое украшение тронов, наряду с драгоценными камнями, металлами и солярными животными (лев, орёл).

Считается, что павлин — истребитель змей, а его мясо не поддается разложению. Связан с бурей и дождём, поскольку становится беспокоен (танцует) перед дождем; танец павлина разделяет символику спирали. В мистической последовательности времен суток павлин соответствует сумеркам. Вместе с китайский фазаном (птица того же семейства) — возможный источник для образа Феникса. Связан с символикой Мирового древа. Изображения павлина широко представлены в геральдике и нумизматике.

Основные значения: Солнце, «естественный символ звезд»; бессмертие, долголетие, вознесения на Небеса; любовь; величие, королевские полномочия, духовное превосходство, идеальное создание; бесконечное разнообразие, пестрое многообразие мира; «веселость духа, с которым Бог творил эту землю, развлекаясь как хотел»; (сияющая) слава, неподкупность, гордость; болтливость, чванливость, тщеславие — относительно поздние коннотации.

Индуизм Иногда — верховое животное Брахмы; на павлине ездят также Лакшми и бог войны Сканда-Карттикея; когда верхом на нем сидит бог любви Кама, это символизирует нетерпеливое желание. Павлин — эмблема богини мудрости, музыки и поэзии Сарасвати.

В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. В индуистской мифологии рисунок его крыльев, напоминающий бесчисленные глаза, считается представляющим звездное небо (50). Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). ассоциировался с троном индуистского бога Индры Картикейя Бог войны Картикейя тоже создан Шивой. У него есть также имена Сканда или Кумара (юноша). Он никогда не женится, ведь его женская половина (каумари) — не что иное, как войско богов. Картикейя путешествует на павлине — символе могущества, а на знамени у него — петух, приветствующий новое утро.

Некоторое противоречие можно усмотреть в том, что индийский Марс, бог войны Картикейя, сын мудрого Шивы, скачет на павлине, однако на самом деле никакого противоречия тут нет: если вчитаться в древние индийские книги, посвященные военному искусству, мы увидим, что войны тогда не были средством массового истребления людей, какими стали войны XX века — скорее это были турниры, нечто подобное рыцарским состязаниям в Европе. Эти состязания старались сделать как можно более пышными и зрелищными. Нередко, как если бы все протекало по заранее подготовленному сценарию, кровавая схватка между представителями насмерть враждовавших родов завершалась вдруг обручением юноши и девушки из обоих кланов и праздником, который мог длиться неделями. Лишь мрачный аскет, для которого весь мир только «юдоль печали» и «разврат», для которого жить па этом свете уже само по себе казалось дьявольской хитростью, мог усмотреть в павлине отрицательный символ.

В индийской мифологии, когда Кришна и Радха — две ипостаси бога Вишну — танцуют и забавляются в вечной радости любви, на них смотрят павлины. Существуют культовые игрушки, например: Кришна и Радха качаются на качелях, а на столбах качелей мы снова видим павлинов. Пестрый павлин словно говорит нам: как бы тяжела ни была жизнь, какие неприятные сюрпризы она бы нам ни приносила, это неизбежно, надо находить радости в жизни и верить, что её многообразие позволит всегда найти положительную грань. При индийском дворе павлин всегда сопровождал изображение обоих божеств — Кришны и Радхи — и был символом образцовой жизни в любви и красоте.

Сочный цвет изумруда как выражение жизни, молодости и чистоты, и, по словам индийских преданий, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травке, водяной тине, железу и рисунку из хвоста павлина».

На востоке Индии считалось, что павлинье перо приносит несчастье — «глаз» в пере является символом зла. По этой причине камни с такими названиями, как кошачий глаз, тигровый глаз или oculus Beli, всегда вызывают определённый странный интерес.

Буддизм На павлине или павлиньем троне обычно восседает Авалокитешвара (Гуань-инь в Китае) — один из наиболее почитаемых бодхисатв буддийской мифологии, олицетворение сострадания, правитель буддийского рая на Западе, согласно китайской традиции. Будучи постоянным атрибутом этого дхьяни-будды, павлин сам по себе символизирует сострадательную предусмотрительность, нередко соотносится с западом.

Ислам Выступает символом космоса или наибольших из видимых небесных тел, — Солнца и Луны. Свет, который «увидел самость, как павлина с распущенным хвостом». В декоративном искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлинов по сторонам Космического (Мирового) древа, или Горы. Это изображение, пришедшее к мусульманам из древней Персии, впоследствии проникло через Испанию на Запад. Глаз павлина ассоциируется с Оком Сердца.

В ирано-суфийском мифе бог сотворил мировой дух в образе павлина и дал ему посмотреть на его собственное отражение в чудесном зеркале, отчего павлин, потрясённый величием увиденного, пролил капельки пота, из которых произошли все остальные существа.

В курдской секте езидов («поклонники дьявола») павлин рассматривается как Малаки-Тауз (Мелек Таус, царь Павлин), посланник Бога, носитель активного начала в мире, падший ангел; «начало, превосходящее первичный дуализм». В декабре в течение 3 дней йезиды соблюдают дневной пост. Ежегодно организуются процессии, участники которых несут большое медное изображение павлина, олицетворяющего Малаки-Тауза. Вера йезидов запрещает употребление в пищу мяса петуха, так как он имеет сходство с павлином. (symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки

В глазах совы ее детеныш красивее павлина.
Воробей в руках лучше обещанного павлина.
Грудь лебедина, походка павлина, очи сокольи, брови собольи.
Даже царь павлинов может в сети попасться.
Для совы свой птенец краше павлина.
Как павлин во всей красе (распустив хвост).
Как павлин, который хочет спрятаться (хвост выдаст).
Как павлин - любуется лишь своим оперением.
Когда ты с петухом — надень петушиный гребень, когда с павлином — павлиний.
Красив павлин пером, а жена нравом.
Павлин взлетает к небу - мышь лезет в щель.
Павлин заботится о своем хвосте, а достойный человек - о своей чести.
Павлин красив, да ногами несчастлив.
Павлин, показавший себя неумелым в танце, так и не завоевал паву.
Павлин смотрит за красотой своего хвоста, а сановники думают о своём имени.
Павлин хорош, когда танцует, арфа — когда на ней играют в вечерние часы.
Семь поколений царей не могли поймать павлина Мору, а стала пава перед ним танцевать — он в сеть и попался.
Снаружи павлин - внутри грязь.
Там, где прогуливается павлин, остаются его перья.
Хорош павлин, да ногами худ.
Человек бережет честь, павлин бережет хвост.
Яйца воробья павлин высиживал, яйца павлина — воробей.

Песни

Beggars Opera - Silver Peacock

Дом Кукол - Павлин

Иваси - Перья от павлина

Игорь Рабин - Павлин

Уленшпигель - ПАВЛИНЫ

Павлин
(К.Д. Бальмонт)

Как исполинский веер, хвост павлина,
С большим числом изящнейших зрачков,
Раскроется как россыпь синих ков,
Чарует, как лазурная картина.

Самец с покорным ликом властелина,
Бросающего множество даров,
Быть красочным ещё и вновь готов,
Чтоб породить с царицей дочь и сына.

Но в таинство рождения вступить
Чрез таинство любовного слиянья.
Таинственная чувств и мыслей нить.

Порабощенье волею сиянья.
Созданье красок, грёз и расцветанья,
Чтобы один глоток любви испить.

Павлин
(Г.Р. Державин)

Какое гордое творенье,
Хвост пышно расширяя свой,
Черно-зелены в искрах перья
Со рассыпною бахромой
Позадь чешуйной груди кажет,
Как некий круглый, дивный щит?

Лазурно-сизы-бирюзовы
На каждого конце пера,
Тенисты круги, волны новы
Струиста злата и сребра:
Наклонит — изумруды блещут!
Повернет — яхонты горят!

Не то ли славный царь пернатый?
Не то ли райска птица Жар,
Которой столь убор богатый
Приводит в удивленье тварь?
Где ступит — радуги играют!
Где станет — там лучи вокруг!

Конечно, сила и паренье
Орлиные в ее крылах,
Глас трубный, лебедино пенье
В ее пресладостных устах;
А пеликана добродетель
В ее и сердце и душе!

Но что за чудное явленье?
Я слышу некий странный визг!
Сей Феникс опустил вдруг перья,
Увидя гнусность ног своих.—
О пышность! как ты ослепляешь!
И барин без ума — павлин.

Орваси (отрывок)
(Д.С. Мережковский)

Вот павлин: на камне диком,
Весь обрызганный дождем,
Резво прыгает он с криком
С гордо поднятым хвостом.
Ветер веет, и трепещут
Перья в ливне золотом,
И волнуются, и блещут...
Не видал ли ты, павлин,
Где-нибудь богини кроткой,
Не встречал ли средь долин
Пери с царственной походкой?..
Нет! Он радостно молчит,
Он смеется надо мною;
Только хвост его горит,
Словно тучки пред зарею.
Да, павлин, — открой смелей,
Распусти ты хвост победно!
Здесь ведь нет Орваси бедной,
Нет соперницы твоей:
Если милая, бывало,
Гиацинты заплетала
В темный шелк своих кудрей
И потом их распускала, —
То пред ней, полна стыдом,
Эта царственная птица
Не могла уже гордиться
Ярко блещущим хвостом!

Курам на зависть
(Яровицына Т.)

Люди меня величают Павлином.
Выходец я из отряда куриных.
Целыми днями о небе мечтаю,
но, как все куры, я плохо летаю...

Я оперением радужным славлюсь.
Ай, да красавчик! Всем курам на зависть
хвост у меня восхитительный, царский;
гордая стать и характер гусарский!

Только... с людьми осторожен теперь я:
Больно уж нравятся им мои перья!
Словят – с хвостом попрощайся – и баста!
Было однажды... Эх, знал бы, не хвастал.

Слово Рамы о поре дождей (отрывки)

* * *
Павлин кричит в лесу от страсти пьяный.
Окрашены рудой темно-багряной,
Уносят молодые воды рьяно
Цветы кадамбы желтой, сарджи пряной.

* * *
Обильны травы там, где ливень, хлынув
На лес, из туч, небесных исполинов,
Заворожил затейливых павлинов,
Что пляшут, опахалом хвост раскинув.

* * *
Земля гордится буйволов четами,
Кадамбы золотистыми цветами,
Павлинов шелковистыми хвостами,
Их пляской меж душистыми кустами.

* * *
Меняется, красуясь, облик чащи,
С павлинами танцующей, кричащей,
С пчелиным роем сладостно жужжащей,
Неистовой, как слон, в лесу кружащий.

* * *
Леса, сплетая корни в красноземе,
Хмельную влагу тянут в полудреме.
Павлины ошалелые, в истоме,
Кричат и пляшут, как в питейном доме.

* * *
Свисает пышный хвост, лоснится шея
Павлина, записного лицедея.
Плясать — его любимая затея
Иль припадать к верхушке древа, млея.

* * *
Где тик в соседстве с а́рджуной прекрасной
Растет, мы слышим крик павлинов страстный,
И по траве, от кошенили красной,
Ступает слон могучий, трубногласный.

* * *
Рождают водопады гор вершины,
Но побеждают их напор теснины,
Жемчужный блеск несущие в долины,
Что оглашают криками павлины.