Слон

Слон – символ благополучия, верности, мудрости и терпения. Для буддистов слон – священный символ духовного знания. Есть легенда о том, что за пятьсот лет до христианской эры царице Майе, матери Будды, в Непале приснился вещий сон, предвещавший рождение сына. В этом сне в неё вошел маленький белый слон с Золотой Горы. У этого порожденного сном животного было шесть клыков в соответствии с индусскими шестью измерениями пространства: вверх, вниз, назад, вперед, налево, направо. Царские астрологи предсказали, что Майя произведет на свет мальчика, который станет владыкой земли и спасителем рода человеческого. Так и произошло.

Даря что-либо с изображением слона, вы желаете процветания и мира, силы, верности и покоя в доме.

Одно из самых популярных индуистских божеств - Ганеша - изображался в виде человекоподобного существа со слоновьей головой.

Слон совершенно замечательный восточный символ силы, победы, славы, долголетия, процветания и счастья. Как эмблема царской власти, добродушный гигант символизировал также высокие нравственные качества, необходимые, по мнению древних индийцев, для всех земных владык: развитый интеллект, достоинство, благородство, благоразумие и миролюбие.

На Западе невиданное чудо-животное вызывало удивление, смешанное с восхищением. В Европе слон был крайне рeдким гocтем, и потому он сделался знаком редкости, диковинности и исключительности, а кроме того, воплощением многих замечательных качеств.

В индийской мифологии прародителем всех слонов признается Айравата «Восставший из вод», божественный белый слон с четырьмя бивнями. Согласно одной версии древнего мифа, Айравата появился из Мирового океана во время его пахтанья богами и асурами; соrласно второй - родился вместе с другими ceмью слонами из скорлупы золотого Миpовoгo яйца Брахмы. Братья-слоны стали после этоrо хранителями восьми стран (направлений) света, причем Айравата, в силу cвoeгo первенства и исключительности, сделался покровителем Востока. Божественный белый слон Айравата был боевым и ездовым животным Bepховнoгo бога грозы Индры, поэтому он и acсоциировался с плодоносными тpoпическими ливнями. Ту же символику белые слоны несут и в Бирме, и в Камбодже, и в Таиланде.

Другое, не менее почитаемое индусами слоноподобное мифическое существо - Ганеша, бог счастья, покровитель мудрости, и литературы - Ганеша. Ганешу обычно изображали с красным или желтым человеческим туловищем, oгpoмным круглым животом, четырьмя руками и слоновьей головой с единственным бивнем.

В качестве эмблемы мудрости слон считался атрибутом древнеримского Меркурия, а боевой слон ассоциировался у гордых римлян с победой и славой. Античные авторы были склонны идеализировать экзотическое животное и сильно преувеличивать его умственные способности. Вот что сообщает об уме слонов римский писатель Гай Юлий Coлин (111 в. н.э.) в своей интересной книге «Собрание достопамятных сведений»: «... у молодых слонов бивни сияют белизной. Один из бивней постоянно у слона в работе, а другой он бережет, чтобы не оказаться безоружным в бою. Загнанные охотниками слоны ломают себе оба бивня, желая, чтобы их оставили в покое, поскольку слоновья кость испорчена. Ибо слоны понимают, что охотятся на них именно из-за слоновой кости... Слонам свойственна доброта: если они видят заблудившегося человека, то провожают его до ближайшей дороги».

Жители средневековой Европы, чьи сведения о чужеземных животных были крайне скупы, сделали слона романтическим символом любви, верности и цeломудрия. Фундаментом для подобных воззрений послужило поверье, будто слон воздерживается от сексуальных контактов на протяжении вceгo длительного времени беременности своей самки. Европейцев всегда поражали размеры caмoгo крупного земного животного. Неудивительно поэтому, что в сознании наивных людей Средневековья Земля покоилась на спинах трех гигантских слонов, игравших важнейшую роль опоры мироздания.

В мировых религиях слону сопутствует только позитивная символика. Ocoбенной святостью буддисты наделяют белоrо слона. По легенде, царица Майя, мать будущего Будды, накануне рождения cвoeгo великого сына увидела во сне, как в нее вошел прекрасный маленький белый слон. С тех пор белый слон олицетворяет у буддистов непорочность, добродетельность и духовные знания. Последователи Будды считали, что души умepших царей, жрецов, святых и гepoeв переселяются именно в белого слона. Этими редкими животными могли обладать только самые богатые и могyщественные цари, а среди своих многочисленных пышных титулов они более вceгo гордились званием «владетеля белого слона».

В христианстве эмблема слона знаменует победу Христа над смертью, а слон, топчущий змею, олицетворяет уничтожение зла. Уже в Новое время, когда европейцы смогли ближе познакомиться с богатейшей культурой народов Востока, у них poдилась интересная примета о том, что семь слонов приносят счастье. Эта примета, гарантировавшая благополучие каждому дому, где стояли семь фарфоровых статуэток, связала воедино восточную символику счастья, воплощенную в слоне, с семью ипостасями Будды и мистическими свойствами волшебного числа «7».

В изобразительном искусстве Peнecсанса слоны везут колесницу персонифицированной Славы. Слон в качестве свoeобразного головного убора увенчивает аллегорическую фигyру Африки.

В военном деле боевых слонов впервые использовали враждовавшие между собой индийские князья. главную деталь экипировки индийского боевого слона составляла башнеобразная будка, кpeпившаяся на его спине широкими подпругами и цепью. Железной цепью иногда обматывали и хобот слона, что придавало сокрушительную мощь его ударам. В башне на спине слона размещались 10-15 стрелков, а на его шее сидел погонщик, разъярявший слона перед боем yкoлами дротика. Отряды боевых слонов входили в coстав армий многих эллинистических цaрей. Умело используя сильное психологическое воздействие слонов на пехоту и кавалерию противника, царь эпиротов Пирр (111 в. до н.э.) нанес римским легионам два тяжелейших поражения. Oднaко во время третьего, решающего сражения, римляне осыпали слонов Пирра зажигательными стрелами, и перепyганные животные, бросившись наутек, потоптали собственную пехоту. Для армии знаменитого карфагенского полководца Ганнибала слоны оказались только лишней обузой: во время героического перехода через Альпы почти все животные поrибли от холода. Вообще слоны представляли собой крайне ненадежную боевую единицу. Они легко могли посеять панику cpeди врагов, впервые увидевших в бою эти живые громадины, но, испугавшись огня или поранив ноги о «подметные каракули», С той же легкостью и сами могли поддаться панике и совершенно расстроить боевые порядки своей армии.

Европейская эм6лематика первоначально также связывала слона с военным делом. В 1462 году король Дании Кристиан 1 учредил элитарный орден Слона в память о мужестве датских крестоносцев, не устрашившихся боевых слонов сарацин во время военной кампании 1190 rода. В coстав этоrо военно-элитарного ордена, cyществующего и поныне, входят почти исключительно лица королевской крови, среди которых немало и иностранцев. Звание кавалера ордена Слона - очень высокая честь. Об этом свидетельствует и тот факт, что в соответствии со статутом этим орденом (как наградой) имеет право обладать лишь человек, уже имеющий высшую национальную нaгpaду - орден Даннеброга, причем при врyчении ордена Слона орден Даннеброга должен быть сдан.

В наше время орден Белого Слона - одна из высших наград в Таиланде. В Индии эмблема слона украшает президентский штандарт, а в США слон является эмблемой республиканской партии.

В современной государственной геральдике слон символизирует силу, славу и процветание. Канонический цвет геральдического слона - серебряный (белый), а его глаза и бивни мoгут быть красными или золотыми. Однако молодые африканские государства очень мало озабочены соблюдением всех геральдических тонкостей. Haпример, герб Гвинеи украшает зеленый «трубящий» слон с поднятым хоботом.

В гербах Центрально-Африканской Республики и государства Кот д'Ивуар изображены только головы слона: в первом случае - в анфас, во втором - в профиль, а в гербе Свазиленда слон выполняет почетную роль щитодержателя.

В настоящее время лучезарный образ божественного животного заметно поблек, а его символика приобрела некоторый негативный оттенок. «Слоном» Теперь иногда называют крайне неуклюжего и неповоротливого человека. Наиболее peльефно эти значения отражены в известной метафоре «Слон в посудной лавке». (myfhology.info)

Основные значения: ум, мудрость, проницательность, осмотрительность, хитрость; долголетие, преодоление смерти, вечность; умеренность, целомудрие, терпение, супружеская верность; сострадание, доброжелательность; верховная власть, символ царской власти в Индии, Китае и Африке (в том числе как царское верховое животное); cила, энергия; процветание, счастье; Белый слон является солярным. Слоновая кость / башня из слоновой кости: неприступность; женский принцип.

Античность На публичных игрищах (согласно греческой мифологии) слон посвящался Плутону. (???) При том, что слоновая кость издавна известна в античном обиходе[1], сами слоны оставались неведомыми, а первое знакомство с ними вселило в очевидцев не столько изумление, сколько страх: «Первым из жителей Европы стал пользоваться слонами Александр, победив Пора и войско индийцев. После смерти Александра ими стали пользоваться и другие цари; наибольшее число их имел Антигон; эти животные попали в плен к Пирру после битвы его с Деметрием. Когда они появились, ужас охватил римлян: они сочли, что это что-то иное, а не животные. Слоновую кость, которая употреблялась для разных изделий и бывала в руках у художников, конечно, все знали с давнего времени; самих же животных, прежде чем македоняне не перешли в Азию, вначале никто не видал, кроме самих индийцев, ливийцев или их соседей. Это видно из Гомера, который ложа и жилища самых богатых царей разукрашивает слоновой костью, а о слоне как живом звере нигде не упоминает; если бы он его видел или слышал о нем, то, мне кажется, он упомянул бы о нем гораздо скорее, чем о сражении пигмеев с журавлями[2]». Павсаний. Описание Эллады. I. 12. 4 Cведения о слонах, приводимые в зоологичесих трактатах Аристотеля, по мнению Дж. Ромма, очень подробны и достаточно точны для того, чтобы предположить непосредственное наблюдение за этим животным или, скорее, наличие близко знакомого с повадками и поведением слонов в их естественном окружении информатора[3]. Аристотель обнаруживает хорошую осведомлённость о физиологии (исправляет ложные сведения, сообщаемые Ктесием Книдским) и способе поимки диких индийских слонов. В этих сведениях нет ничего загадочного, что могло бы стать основой позднейших легендарных представлений о слонах, например, об их бесстрастии. Так, описывая слона как самое разумное и кроткое животное, Аристотель упоминая об их нейстовстве во время спаривания. Замечание же о невозможности для слона из-за тяжести тела согнуть все ноги сразу, могло повлиять на последующие описания охоты на африканских слонов, но скорее отрицает, чем подтверждает представления о негнущихся ногах животного.

Первое значимое описание охоты на слонов содержится у Диодора Сицилийского[4]. Он подробно описывает два способы такой охоты, практикуемые африканскими племенами элефантомахов[5]. Один из них связан с риском — охотник повиснув на хвосте слона топором перерубает ему жилы; другой — с искусством ловли спящего животное с помощью подпиленного дерева. Из сообщения Диодора прямо не следует, что невозможность согнуть ноги следствие особенности их строения. Слон вовсе не лишён возможности сесть или лечь, но отдыхает стоя, поскольку из-за тяжести тела не имеет сил встать.

Сведения Страбона, повторяя рассказ Диодора, характеризуют слона с изрядным знанием предмета и одновременно в законченной форме фиксирует легендарным особенности животного, вошедшие в многочисленные средневековые его описания. Описывая способы охоты элефантофагов[6], один из которых заведомо фантастичен, Страбон прямо говорит о слоне, «что ноги у него сплошные, лишены суставов и не сгибаются». Упоминает Страбон также и о вражде слонов и змей.

Для римской культуры описание поединка слона с драконом — одна из метафор Индии. «В Индии водятся самые большие слоны, также как и драконы, которые находятся с ними в постоянной вражде; они такой необычайной величины, что могут легко обвиться вокруг тела слона, и задушить его в своих кольцах. Борьба заканчивается смертью обоих противников, потому что побежденный слон, падая на землю, сокрушает своим весом дракона, обвившегося вокруг него. В Эфиопии водятся драконы не столь большие, как в Индии, но все-таки [достигающие] двадцати локтей в длину». Плиний. 8. II Лукан, современник Плиния, описывая ливийских змей, отличает их от драконов, способных задушить в своих объятьях могучих быков и слонов[7].

Апулей и Флавий Филострат, перечисляя богатства и чудеса Индии, говорят: «…там огромные драконы с гигантскими слонами сражаются на равных, с обоюдною смертельною опасностью: дракон скользкими кольцами обвивает слона и сдавливает, ни шагу ступить, ни чешуйчатые узы сорвать цепкого змея, так что слону не остается иного средства к отмщению, нежели рухнуть громадным своим телом наземь и пытаться всею тушею раздавить оплетшую его гадину». Апулей. Флориды. 6 «Равнинная змея достается охотникам, когда она нападает на слона, ибо это причиняет гибель обоим». Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. III. 7

Поскольку римляне узнали это животное во время пунических войн, слон ассоциируeтся с воинской победой и служит атрибутом Славы. В римском искусстве он символизирует долголетие, бессмертие, победу над смертью. Плиний называет слона религиозным животным, поклоняющимся Солнцу и звездам, очищающим себя в новолуние, купаясь в реке и взывая к Небесам.

Атрибут: Гермес / Меркурий — как символ интеллекта. Ориген Следует признать, что критика Оригена Александрийского (248 г.) справедлива и интересна. В полемике Оригена с Цельсом отрицается следующая особенность слона. Ориген вопрошает: «Я собственно не понимаю, откуда Цельс узнал, что „слоны хранят верность клятве“[8] и что „они благоговейнее относятся к божеству“ чем мы, и что „они обладают знанием о Боге“. Мы, правда, о природе и кротости этого животного знаем много и, притом, удивительных рассказов, но о верности слонов клятве, признаюсь, — я нигде ничего не читал. Если даже под кротостью и как бы доверчивым отношением слонов к людям — благодаря которым они раз и навсегда попали под власть человека[9] — мы вместе с Цельсом будем подразумевать соблюдаемую слонами верность клятве, то и тогда именно такое заключение [Цельса] будет ложным. Ведь, судя по рассказам, бывают, хотя и редко, но такие случаи, когда слоны, казавшиеся досель ручными, начинали опять проявлять свою первоначальную дикость, так что устремлялись на людей и убивали их, почему как бесполезные и сами обрекались на избиение» (Ориген. Против Цельса. IV. XCVIII). Критика Оригена равным образом приложима и к сюжетам из «Физиолога». И ранее, во времена Каролингов, также звучали скептические голоса (Dicuil. Liber de mensura orbis terrae. VII. 35). Как было показано X. Грегором, сила стереотипов не властна над Альбертом Великим, который отверг всеобщее заблуждение относительно ног слона[10]. Альберт Великий опирался на «Историю животных» Аристотеля, которую перевел с арабского языка на латынь Михаил Скотт в начале XIII в.

Китай Символом силы и ума. Благодаря совпадению по произношении, выражение «скакать на слоне» означает «счастье», равно как изображения богов и святых верхом на слоне. В Древнем Китае почиталась также «стыдливость» слонов, вследствие которой они зачинают потомство только в воде (скрытно).

Индокитай Белый слон — символ плодородия и ливней в Таиланде, Камбодже и Бирме.

Индуизм Символизирует: воздействие священной мудрости; царское достоинство и качества хорошего правителя: достоинство, интеллект (разум), благоразумие; непобедимая мощь, долголетие; миролюбие; плодоносные ливни, обильные урожаи. Айравата, рождённый при пахтаньи мирового океана (вар. из скорлупы мирового яйца Брахмы), хранитель Востока и предводитель диггаджей, охранаяющих стороны света. Служит ездовым животным и боевым слоном Индры (бог грозы). В гимнах «Ригведы» содержатся фрагменты мифа о поединке Индры со змеем, преграждающем течение вод и вызывающей засуху. Победа над ним приравнивается к космогоническому акту перехода от хаоса к космосу, к процветанию и плодородию. Участие в схватке слона может служить прообразом мотива вражды слона и змея (дракона)[11]. Свиту Шивы возглавляет Ганеша — слоноголовый бог счастья, литературы и мудрости вообще. Как знак укрощения страстей Ганеша держит в руке собственный хобот. Белый слон служит ездовом животном и инкарнацией Ганеши. Индуистская легенда гласит, что некогда слоны летали, но потеряли этот дар, будучи прокляты отшельником, чье жилище в стволе баньяна, они случайно разрушили при приземлении. В восприятии индийцев охота на слонов имела мифологический ореол, ее красоту смогли почувствовать и передать средневековые арабские путешественники.

Буддизм Белый слон посвящён Будде, поскольку царица Майя узнала о зачатии сына в вещем сне: маленький белый слон вошел в неё и был истолкован как знак грядущего рождения царственного владыки мира. Белый слон также является: Драгоценностью Закона; «ваханой» — ездовым животным боддхисаттвы (бодисатвы) Акшобхьи; символом сострадания, любви и доброты, духовного знания, стабильности. Слоновья шкура олицетворяет невежество.

Ислам В подробном описании слона в книге Наджиба Хамадани имеется такой пассаж: «Слон не может спать лежа. Когда он упадет, он не может встать. Когда он спит, он опирается на что-нибудь, когда хотят [организовать] на него охоту, то идут к тому дереву, на которое он опирается во время сна, и, разбросав помет, выкапывают его корень и очищают его от земли. Обычно слон подходит [к дереву] для сна, опирается на него, падает и погибает. Его хоронят на год, после этого достают его кости, которые называются „слоновий клык“» (Наджиб Хамадани, с. 262).

Спустя почти тысячу лет после Страбона арабский путешественник ал-Масуди напишет об охоте на африканских слонов следующее: «Слоны в земле зинджей крайне многочисленные, все они дикие, не одомашненные, и зинджи их никак не используют ни для войны, ни иначе[28]. Напротив, они слонов убивают, а для этого бросают в воду для слонов имеющуюся у них разновидность листьев дерева, его кору и ветви, и мужчины-зинджи прячутся [в засаде]. Слоны возвращаются для водопоя, и когда они выпьют этой воды, она их опьяняет и обжигает. Слон падает — и [как будто] нет суставов в его ногах и колен, согласно тому, что мы сказали ранее. И зинджи выходят к слону [из засады] с самыми большими, какие только есть, копьями и убивают слона, чтобы взять его бивни. Из их земли вывозят слоновые бивни — в каждом из них 150 маннов [веса], да нет — более. того! И большая их часть доставляется из страны Оман в землю ас-Сина и ал-Хинда; а это оттого, что их привозят из страны зинджей в Оман, а из Омана — туда, о чем сказали мы. Если бы не это, то в земле ислама было бы много слоновой кости»[29].

Свидетельство ал-Масуди не может быть напрямую использовано в качестве примера мифологической теории о том, что слоны не имеют суставов в своих коленях. В нем лишь определенно сообщается о хитрости охотников, которые опьяняют слонов — опьянев, слоны падают и не двигаются. Фактически у ал-Масуди представлен (по слухам) один из вариантов темы «отравления» слонов, в результате чего ноги животных немеют и суставы теряют способность двигаться. Эта тема получит развитие в «Книге о лечебных веществах» ал-Бируни.

У ал-Бируни в «Книге о лечебных веществах» в разделе, посвященном мандрагоре, появляются неожиданные сведения о ядовитом растении, из которого зинджи готовят яд и используют его во время охоты на слонов. Ядовитое растение зинджей не названо мандрагорой, но появление его в этом разделе не случайно. На арабском Востоке плоды мандрагоры именовались «яблоками демона» и относились к числу ядов; считалось, что ее семена смертельны, а запах убивает (впрочем, противопоставление западных и восточных представлений в данном случае весьма условно, так как, например, ал-Бируни ссылается на греческого автора Диоскорида). Говоря о различных ядах, Ибн Сина упоминает и отравление мандрагорой; ее яд вызывает онемение[30]. Эффект отравления мандрагорой сравнивается им с отравлением дурманом или опием. Онемение конечностей слонов, которые пьют отравленную охотниками воду, дано в описании ал-Масуди. Для нашей темы важно, что ал-Бируни или кто-то из его предшественников[31] соединили мандрагору с тем растением, из которого охотники на слонов готовят яд. В рассказе появляется и трава в качестве противоядия от отравленных стрел. Ал-Бируни пишет: «У зинджей есть ядовитое [растение], похожее на баклажан, его варят и им отравляют наконечники стрел. Кого бы они ни поразили этими [стрелами], тот тут же умирает; ими они охотятся на слонов. Если же съесть этот яд, то он не повредит[32]. У них есть противоядие от него, оно представляет собой траву, которую они носят с собой в растертом виде. Когда кто-нибудь из них получит ранение отравленной стрелой, он смачивает этот порошок и наносит его вокруг раны в виде круга, и яд не распространяется за этот [круг]» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 950).

Продолжим наше исследование и займемся вопросом о том, какую роль играет в этой истории самка, ведущая слона в рай. Среди занимательных рассказов, записанных со слов путешественников Абу Али аль-Мухассином ат-Танухи, багдадским судьей и литератором Х в., имеется история, которую стоит привести целиком, поскольку трудно отказаться от впечатления, что перед нами зеркальное отражение новеллы из «Физиолога». Приученная слониха заманивает дикого слона в ловушку, приготовленную охотниками. Наверно, это и есть слоновий рай. Охота выглядит как ритуальная игра, где слонихе принадлежит главная роль.

Магия Сожженные шерсть или кости слонов употреблялись для защиты от демонических, злых сил. «Жир слона. Если человек смажет им тело, то звери не приблизятся к нему». [ AANN ]

Геральдика Со времени крестовых походов изображение слона появляется на гербах: главная фигура в гербе графов фон Хельфенштейн; противогорностаевый слон — щитодержатель в гербе города Оксфорд. В 1464 г. в Дании образован Орден слона, существующий поныне. До 1910 г. белый слон — гербовое животное Королевства Сиам (Совр. Таиланд). (symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки

Бедняк отправляется кочевать - его осел уподобляется слону.
Больше верблюда есть еще слон.
Бубенчик на шее слона.
В воде крокодил и со слоном справится, на суше и кота не осилит.
В ином городе и слон - заяц.
В кунсткамере был, а слона не видал.
В маленькой сушилке слона не высушишь.
Весь слон пролез, а хвост защемило.
Волнуется, как та слониха, у которой муж — министр (В основе пословицы притча о любопытной слонихе — жене слона-министра, которая всегда волновалась из-за дел, ее не касающихся.).
Всё, что есть у слона, - для него не тяжесть.
Где слон мерной поступью, там лошадь галопом.
Говорит так, будто на него слон наступает, а он увертывается (т. е. недомолвками, опасаясь за последствия).
Говорит, что спит чутко, а от слоновьего крика не проснулся.
Голова, как у слона, а хвостик - мышиный.
Двум слонам не хватает места для отдыха в тени одного дерева.
Дикий слон на бамбук наступил (о шуме).
Если враг с комара - считай его слоном.
Если вы держите слона за ногу, а он - вырывается - то лучше отпустить.
Если мне дадут (столько денег) в долг, то я и слона куплю.
Если слон и похудеет, все равно он будет не меньше буйвола.
Если слон наступит на бамбуковый поднос сако, поднос от этого не станет более плоским (Сако — круглый плоский бамбуковый поднос для провеивания риса.).
Если слона привязать веревкой, пригодной для петуха, — веревка не выдержит; если петуха привязать канатом, пригодным для слона, — петух не выдержит.
Ещё ни одному слону не мешал его собственный хобот.
Замечает муравья в чужом глазу, а в своем собственном не видит слона.
Заслышав звуки арфы, и слон радуется.
За один день слон не сгниет.
Здоров, как слон.
И в слоновой кости есть трещинки.
И лягушка может замутить воду, когда слон пить захочет.
И пеландук может слона победить.
И с бивнями — слон, и без бивней — слон.
И слепой слон к лесу бредет.
И слон может поскользнуться.
Из большого осла все не выйдет слона.
Из мухи (Из комара) делают слона.
Иногда слона убивает заноза.
Как может повредить ноге слона нападение мухи.
Как толпа слепых, ощупывающих слона.
Коли за тобой гонится слон, ты взберешься и на колючее дерево.
Когда резвятся слоны - резвятся и собаки, и даже мускусные крысы прыгают вокруг.
Когда слон забавляется, козе не до шуток.
Когда слон засыпает, коза пробуждается.
Когда слон попадет в загон, его и летучая мышь готова дубиной бить.
Когда слон по полю идет — всем видно.
Когда слоны едят камыш, они только кончики листьев объедают.
Когда убегают от слона, не думают о том, кто старше, а кто моложе.
Комариная туча слона прогонит.
Кто идет следом за слоном, тот не идет по заросшей дороге.
Лай собак слонов не испугает.
Мошку на другом берегу видит, а слона под носом не замечает.
Мудрый, как черепаха, глупый, как слон.
Надеялся достать белого слона и отказался от белой нитки.
Небо родит слона, небо родит и траву.
Не гоняется слон за мышью.
Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
Нет такой слоновой кости, которая никогда не треснет.
Ни рыба, ни мясо, ни слон, ни крокодил.
Обтянут кожей слона - Elephanti corio circumtentus est.
От слона бежать никому не зазорно.
Побольше верблюда есть — слон.
Пошел слонов продавать.
При нужде и слона варят в черепке.
Проглотил слона, но не решаешься проглотить хвост.
Разве труп слона скроешь под решетом.
Ребёнку не поднять голову слона.
Сажать сахарный тростник у слона на губе.
Силен слон, но и он спотыкается; ловок тигр, но и он не может выскочить из ямы.
Сладкими речами и лаской сможешь и слона на волосе тащить.
Словно Эравун в стаде слонов (Эравун (пал Эравана, миф) — имя трехголового слона, на котором восседал бог Индра).
Слон говорит: "Даже если я очень худой, меня нельзя унести в корзине".
Слон, даже худой, все равно остается хозяином леса.
Слон добро к слову, а ладья - к перевозу.
Слон добычу караулит.
Слон, идущий по песчаному берегу, хорошо виден.
Слон, который хочет напасть, сначала отступает.
Слон на ухо наступил.
Слон не испугается лая собак.
Слон один, а погонщиков двое.
Слон осла не заменит.
Слон родил воробья.
Слон родился, слон и есть.
Слон с колокольчиком — и смотреть не на что!
Слон слона от лошади отличит.
Слон со знаменем бежит (о человеке высокого роста).
Слон убьет многих, прежде чем упадет.
Слона к делу не пришивают.
Слона можно узнать по зубам.
Слона не испугаешься — от тебя только туфли останутся.
Слона не посылают на пашню.
Слона по хоботу узнают.
Слоненок рисовую солому стащил (говорят о ничтожной провинности).
Слоновий бивень не вырастет у собаки.
Слоновий след не утаишь.
Слоновий клык дороже самого слона.
Слоном слоняться (т. е. шататься праздно).
Слону его бивни не тяжелы.
Слону его вес не тяжел.
Слону снится одно, погонщику - другое.
Слоны дерутся, а пеландук ноги протягивает.
Слоны трутся, меж себя комаров давят.
Смотрит на слона, а видит зонтик.
Сравнил муху со слоном.
Темные слоны на белых и взглянуть не смеют (Белый слон в Мьянме священное животное; по преданию, во многих прежних рождениях Будда был белым слоном. Белый слон наделяется сверхъестественной силой; считается, например, что он может вызвать дождь в местности, где свирепствует засуха. Редко встречающиеся слоны-альбиносы считаются в Мьянме (и в других странах Юго-Восточной Азии) королевскими животными. В титул бирманских королей входило слово Схинбьюгиин, что означает «Хозяин белого слона»).
Травинки, сплетенные в канат, могут слона связать.
У большого слона часто не бывает больших клыков.
У слона больше мяса, чем у других зверей.
Увязни слон в болоте - его и цапли заклюют.
Хотел бы видеть сына на слоне, окруженным лошадьми, а как слон его топчет, а лошади лягают — видеть не хочется.
Человек десять раз извернется: раз в слона, а в другой - в комара обернется.
Что буйвол лягнет, что слон.

Песни

Mad Heads - Elephants' Run

Владимир Высоцкий - Песня Про Белого Слона

Кроки - Джинсовий слон

Ночные снайперы - Голубой слон

Карфаген
(Георгий Шенгели)

Точно из серой глины вылеплен слон мой послушный.
Глины горячих болот, тех, где рождается Нил.
Великолепен мой слон! Как тяжел и громаден хобот!
Как нерушимо крепка бивней веселая кость!
Молод мой слон. Я к нему прихожу в затаенное стойло.
Он мне привычно трубит, ласково дует в лицо,
Хобот подставит потом, я взберусь по нему на затылок, –
И тяжелой стопой он к водопою идет.
Щеткой из трав морских я ему протираю морщины,
Складки железной спины, хобота, брюха и ног.
Он, веселясь, набирает полводоема в хобот
И окропляет меня теплым и мутным дождем.
После мы снова идем в затаенное старое стойло,
Раб приносит туда скошенных трав вороха,
Сочно хрустит трава в бледно-розовой ласковой пасти, –
Любо смотреть на него! Молод и весел мой слон!
Так мы проводим дни. Но недолог покой и отдых:
Скоро мы поплывем на золотых кораблях
Через родимое море на север, неведомый север,
В темные страны, туда, где собирается враг.
Будет работа слону. Оденутся добрые бивни
Медью, горящей как жар, копьями станут они.
На всемогущей спине вскинется башенка остро,
Пращники сядут в нее, лучники лук напрягут, –
И веселый мой слон, разъярясь от укола в затылок,
Хоботом тяжким своим бурю врагу протрубит!
Триста слонов, клыками касаясь клыков соседа,
Топотом смерти рванут твердое сердце врага!
Элефантерии смерч сомнет, как траву, легионы,
В трупах проложит тропы, втопчет сраженных в песок!
Радуйся, слон мой веселый, что старая мощь Карфагена
Под ноги бросит тебе слишком заносчивый Рим!

Ученый спор
(Самуил Маршак)

Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.

Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон - одна
Из безопасных змей.

Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
- На два отточенных штыка
Похож индийский слон!

Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.

А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.

Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.

А так как пятый был силен, -
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!