Лев, в мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия; солнца и огня. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие, доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Особой семантикой обладает образ львицы: она — и символ материнства, и атрибут многих богинь-матерей, и воплощение сладострастия. Лев связан со многими женскими божествами: Артемидой Эфесской, Кибелой, Гекатой, Аталантой, Реей, Опс и др.
В древних культурных традициях Львом нередко называют царя, героя и просто мифологизированный персонаж. В Ветхом завете с Львом сравниваются Иуда, Дан, Саул, Ионафан, Даниил и др., а сам Лев характеризуется как «силач между зверями» (Притч. 30, 30). В некоторых древних языках Ближнего Востока (в частности, в хаттском) роль Льва как символа мощи божественного героя или царя отражается в обозначении Льва и героя-царя одним словом. Для изобразительного искусства и архитектуры этих культурных традиций характерно использование Льва в качестве одного из основных символов, нередко соотнесённых с одной из четырёх сторон света. Лев выступает и как страж (львиные статуи, охраняющие двери древнеегипетских усыпальниц и дворцов, а также ассирийских и вавилонских храмов; Лев на западных воротах столицы Хеттского царства, аналогичные символам Льва на позднейших вратах 1-го тыс. до н. э. в Малатье и на львиных вратах в Микенах; львиные скульптуры и изображения на троне в Индии; каменные изваяния Льва у входа в буддийские храмы в Китае и т. п.).
В ряде культурных традиций Африки, Западной и Южной Азии со Львом связывается рождение и смерть культурного героя или царя. Согласно индийским поверьям, отражённым в «Махавансе», царь (и мудрец) имел львиную челюсть или верхнюю часть тела льва. В буддизме Лев выступает как воплощённая храбрость, благородство и постоянство. Он приносит удачу и счастье; с ним связаны Авалокитешвара, Майтрея (почитался его трон — «львиное сиденье»), Манджушри, Вайрочана. Многократно воплощался в образе Льва Будда. В Китае Лев считался одним из четырёх животных, олицетворявших идею власти.
В Африке образ Льва часто воспринимается как воплощение умершего предка, сверхъестественного духа-патрона, тотема. Широко распространены табуистические обозначения Льва - «господин» в Анголе, «брат» у готтентотов и т. п. Во многих районах Африки считается, что деревенские колдуны могут становиться Львом; согласно представлениям бушменов Лев может превращаться в человека. Основатель одного из кланов у динка был близнецом, братом Льва. (Лев же считался у них и тотемным предком). У центральной группы племён луо известен миф о первом (главном) вожде Атико; его жена принесла ему двойню львят, которые охотились на зверей, и Атико мог снабжать мясом даже людей окрестных селений. В суданской легенде львица воспитывает царя вместе со львёнком. Подобные легенды объясняют происхождение «львиных» династий у мали и других африканских народов. У свази царь, именуемый Львом (нгвеньяма), считается близнецом царицы-матери, таким образом в мифопоэтическом контексте их можно рассматривать как близнечную пару, один из членов которой (а в более раннем варианте, по-видимому, оба) — Лев.
В египетской мифологии известно божество, представляемое как пара Львов, каждый из которых, в свою очередь, тождествен Тефнут, до своего возвращения в Египет жившей в образе кровожадного Льва в нубийской пустыне, и Шу. Вместе с тем в позднейших египетских текстах со Львом отождествлялся и Осирис. Некоторые египетские богини (в частности, Тефнут) в состоянии гнева превращались во Льва (ср. библейский образ царского гнева как львиного рёва). С образом Льва были связаны Ра, Гор и др. В Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня; южный ветер иногда изображался в виде четырёхголового (обычно крылатого) Льва. Мифологические существа с головой Льва и телом человека характерны для обширного ареала к югу от Египта [бог Апедемак в мифологии Куша (Древняя Нубия)] и в Передней Азии до её северных районов; ср. также крылатых Львов-грифонов на вавилонских стелах, иногда с головой орла. Для значительной области восточного Средиземноморья, испытавшей воздействие египетской мифологии и искусства, характерен образ существа с головой и верхней частью туловища женщины и телом Льва-сфинкса (начиная с древнейших египетских изваяний сфинксов и вплоть до наиболее ранних малоазиатских образцов рубежа 3-го и 2-го тыс. и последующих изображений из Сирии и центральной части Хеттского царства). Нередко в архитектурных комплексах и символике печатей Лев и сфинкс объединяются как элементы единой композиции; такое же соотношение этих символов (в частности, в связи с царём) можно реконструировать (по микенским и другим данным) для наиболее раннего греческого искусства и мифологии. Для юго-востока Передней Азии характерен символ крылатого Льва, распространяющийся из Месопотамии в сопредельные области на восток (в Иран) и на северо-запад (в Сирию и Малую Азию). Мотив борьбы со Львом Гильгамеша отражён и на месопотамских печатях (ср. также подвиг Геракла, победившего немейского Льва). Лев выступает и как воплощение злого и жестокого духа, демонических сил хаоса (таковы, например, шумерские и вавилонские львинообразные демоны Угаллу и Уридимму; ср. превращение Льва бога Нергала в символ войны). Позже он начинает олицетворять созерцание, одиночество, отшельничество; Лев становится эмблемой Иисуса Христа (ср. также Лев как эмблему ветхозаветного Иуды, из рода которого происходит Иисус Христос) и многих святых (Марка, Иеронима, Игнатия, Адриана, Евфимии и др.).
Мифологический символ Льва и гибридного существа с головой или туловищем Льва присутствует в фольклоре, литературе, искусстве, геральдике, эмблематике значительного числа народов. В геральдических системах Лев символизирует стойкость, твёрдость, спокойствие, благоразумие. Особенно характерны сюжеты, связанные со Львом в качестве «царя зверей», в сказочном фольклоре и животном эпосе и его ответвлениях. Для этих жанров, начиная с самых типологически древних их образцов (сказки о животных у мосси и других народов Африки), характерна карнавальная инверсия отношений между царём зверей — Львом. (у мосси «царь леса», эвфемизм вместо, «Лев») и одним из наиболее слабых зверей (у мосси заяц), постоянно обманывающим Льва. Лев, как и слон, выступает как объект насмешек, издевательств, сатирических выпадов (особенно в текстах трикстерского типа).
В то же время образ Льва в фольклоре не исчерпывается его «сниженной» и осмеиваемой ипостасью. Более широко известны мотивы противоположного характера. Прежде всего Лев — царь зверей (как в чисто фольклорных мифопоэтических источниках, так и в буддийских «Джатаках», европейских баснях, анекдотах, фаблио, сказках), не только превосходящий всех силой и смелостью владыка, но и мудрый, великодушный, справедливый покровитель всех животных и даже людей; ср., например, арабские истории о Льве отпускающем свою жертву; многочисленные сказки, легенды и былички о Льве, который спасает и помогает человеку, спасает девицу от насилия, выводит царя из леса. В «Романе о Лисе» Лев именуется «Царём Нобелем» (т. е. благородным). В одной из европейских версий мотива - Лев поровну делит добычу между собой, вором и путешественником, хотя более известна эзоповская версия (басня «Львиная доля»), когда справедливость оказывается на стороне осла; существуют рассказы о том, как Лев почитали младенца Иисуса, и т. п. Широко распространён сюжет о Льве, разбуженном мышью и благородно отпустившем её, за что впоследствии мышь помогала ему, когда он оказался в беде.
Ряд фольклорных и псевдонаучных схоластических текстов (в средние века) посвящён мотиву Льва, который боится петуха (особенно кричащего); Прокл (5 в.), напротив, считал, что поведение Льва свидетельствует о его почтении к петуху, который, как и сам Лев, символизирует солнце. В народной медицине, магии колдовства Лев — символ здоровья, дух жизни. Значительное распространение получили талисманы, связанные с Львом (геммы, медали и т. п.)
Лев - Царственный зверь, который воплощает в себе богатейшую позитивную символику. Лев - символ божественной солнечной энергии и всепроникающей силы огня, королевской власти и могущества, военной силы и храбрости, мудрости и справедливости, благородства и великодушия, стойкости и силы воли, покровительства и защиты.
Однако лев может рассматриваться не только как поборник добра, но и как олицетворение зла, и в этом случае он символизирует яростный гнев, свирепость и жестокость.
В мифологии древних египтян в образе львицы или женщины с головой львицы предстают многие воинственные солнечные богини. Культ богини-львицы Матит был распространен в номе Bepхнeгo Египта, а именно, в Дейр-эль-Гебрави, что неподалеку от Сиута. Богиня войны Менхит почиталась в городе Летополисе. Центр культа богини-львицы Пахт, «обладательницы зорких глаз и острых копей», считавшейся повелительницей восточной пустыни, находился в Бени-Хасане. Однако общеегипетское признание получила богиня войны и палящего солнца Сехмет, изображавшаяся с головой львицы и с солнечным диском над головой. В жизни человека Сехмет олицетворяла необузданную пламенную страсть, а в подземном Царстве Мертвых она причиняла ужасные ожоги грешникам.
Грациозным и властным богиням-львицам поклонялись и в других странах Древнего мира. В Ассирии и Вавилонии чертами львицы наделяли богиню Иштар, в Сирии и Финикии - ее аналог, Acтарту, и Т.д.
Лев в мифологии - прежде вceгo страж смерти. Таковым он предстает в культе Феба и Артемиды. В Древнем Египте сфинкс, фантастическое существо с головой человека и туловищем льва, охранял вечный покой могущественных фараонов.
В Средние века лев становится популярным символом воскресения. Появление новoгo символического значения было связано с бестиариями, в которых утверждалось, что львята рождаются на свет мертвыми, и заботливый лев-отец в течение трех дней вынужден дышать им в лицо, чтобы вдохнуть в них жизнь.
Борьба бесстрашных гepoeв со львами - отдельная тема в мифологии. Со львами сражались Гильгамеш, Самсон, Давид, Исфандиар и другие мифологические герои. Геракл по заданию микенcкoгo царя Эврисфея победил чудовищнoгo Немейского льва, порождение Тифона и Ехидны (1-й подвиг Геракла).
Сначала эллинский герой попытался поразить льва из лука, но стрелы отскакивали от его толстой и твердой как сталь шкуры. Тогда Геракл оглушил немейского льва ударом своей тяжелой палицы, а затем задушил его голыми руками.
В древности и в Средние века львам уподобляли воинственных властителей. За необыкновенную физическую силу, безрассудную oтвaгy, щедрость и великодушие современники прозвали Львиным Сердцем знаменитого английского Kороля-крестоносца Ричарда 1.
Имя цapственнoгo зверя носил и баварский герцог из рода гвельфов - Генрих Лев, покоритель поморских славянских племен лютичей и ободритов. Любопытная средневековая легенда по-своему объясняет происхождение грозного прозвища этого жестокогo завоевателя. Согласно этой легенде, Генрих однажды сел на корабль и отплыл в Святую землю. Через несколько дней после отплытия на море разразился сильнейший шторм, и судно потерпело кораблекрушение. Экипаж корабля и все рыцари погибли, а Генриха волны выбросили на необитаемый остров. Там он провел несколько бедственных лет, питаясь лишь кореньями да древесной корой. Однажды поутру Генрих стал свидетелем cтpaннoгo поединка, происходившего в лесной чаще посреди острова: истекающий кровью лев, напрягая последние силы, сражался с чудовищным драконом. Не раздумывая ни минуты, герцог выхватил меч и бросился на помощь раненому льву. Вместе они одолели чудовище, и с тех пор благодарное животное стало верным другом и неразлучным спутником Генриха. В скором времени герцог вернулся на родину. Лев на правах лучшего дрyга жил в замке Генриха, а позже сопровождал его в крестовом походе. После смерти баварского герцога верный лев долго тосковал на его могиле, где и скончался. Поскольку человек и лев были неразлучны как в жизни, так и в смерти, то их имена впоследствии и слились в одно - Генрих Лев.
В мировых религияx образ льва окружен ореолом святости. Индуистский бог Вишну перевоплощался в полульва-получеловека. В буддизме лев олицетворял пламенную веру, мудрость, отвагу и защиту порядка, а caмoгo Будду иногда называли «львом среди людей». В исламе, где царь зверей символизировал защиту добра и уничтожение зла, «львом Аллаха» именовали зятя Мухаммеда Али. Что же до христианства, то в нем безупречная репутация льва несколько пострадала в результате гонений на ранних христиан: кровожадные римские императоры Нерон и Диоклетиан бросали их на растерзание голодным свирепым хищникам.
Вследствие этого лев в раннем христианстве может служить эмблемой мученичества.
В христианской иконографии в обществе львов изображались святые Евфимия, Фекла и пророк Даниил. Изображения этих святых объединяет общий сюжет: все они в разное время были брошены на растерзание львам, но те не причинили праведникам ни малейшего вреда. Лев также является атрибутом св. Иеронима и св. Адриана. Церковное предание о льве св. Иеронима несколько напоминает легендарную историю Генриха Льва: святой отшельник вытащил занозу из лапы свирепого хищника, после чего тот сделался преданным другом Иеронима. Что же касается св. Адриана, то его лев - чистейшая аллегория, олицетворение несгибаемой силы духа святого.
Еще один распространенный в иконографии сюжет представляет скорбящих львов, роющих своими когтями могилу в пустыне для усопших отшельников (Maрии Египетской, Антония Великого, Павла Отшельника и др.).
Все эти красноречивые примеры показывают, что даже травля христиан львами не смогла серьезно повредить авторитету божественного и царственного солнечногo символа.
В древнеазиатском изобразительном искусстве тоже подчеркивается связь божественноrо хищника с небесным светилом: львы часто изображались играющими с шарами - символами солнца. Дpyгой популярной темой азиатского искусства была царская охота на львов, заключавшая в себе мистическую символику смерти и возрождения богоравного зверя, связанного с культом многих древних богов Востока. До наших дней сохранились сцены царской охоты на львов, изображенные на стене дворца мудрого ассирийского царя Ашшурбанапала, отчеканенные на иранском серебряном блюде времен Шапура 11 и т.д.
В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса лев - атрибут аллегорических фигур Храбрости, гордыни и гнева.
Львы везут повозку фригийской Великой Матери, богини Кибелы. Женщина, борющаяся со львом, олицетворяла в peнecсансной живописи силу воли.
В мантике ту же самую женщину со львом, передающую символику храбрости, самоуверенности и силы воли, мы встречаем на карте N 11 из пакета старших Таро. Карта «Сила» говорит о рискованной азартной игре, затеянной человеком с указанными выше качествами. Под опасной игрой в данном случае может подразумеваться любовь, борьба, интрига, таит в себе сладостную возможность победы и обладания, но чревато горечью поражения и потери. Ставки в этой игре высоки, а ее исход - неизвестен.
В астрологии Лев - один из 12 знаков зодиака, соответствующий Дому Солнца. Царствование зодиакального льва ограничено временными рамками с 28 июля до 20 aвгycтa. По уверению астрологов, людей, рожденных в указанный период, прямо-таки распирает от избытка солнечной энергии, и они, подобно своему небесному патрону, затмевающему собой все прочие светила, а также его земному аналогy, властвующему в животном царстве, oдepжимы неукротимым желанием «возвыситься над толпой». Иными словами, эти прирожденные честолюбцы всегда «глядят в Наполеоны» и в жизни руководствуются радикальным древнеримским девизом: «AUT CAESAR, AUT NIHIL» «либо Кесарь, либо ничего»).
Людям «львам» астрологи приписывают идеализм, высоту помыслов, честность, благородство, гордость, независимость, прямолинейность, и при этом пророчат им достижение самых высоких ступеней социальной лестницы и политической карьеры. Автора данных строк господа acтpoлоги, по правде говоря, приводят этим в некоторое недоумение. По его скромному разумению, для того, чтобы достичь таких целей, какие намечают себе астрологические люди «львы», в нашем далеком от совершенства обществе нужны вовсе не честность, благородство и чистота помыслов, а несколько иные, более приземленные, но зато гораздо более удобные и пластичные качества, позволяющие легко адаптироваться к сильно загрязненной окружающей социальной среде.
В алхимии лев герой выступает в разных ипостасях. Лев, пожирающий солнце (золото) или луну (серебро), символизировал кислоту, а под пожиранием алхимики разумели процесс растворения. На определенные химические вещества yкaзывал и цвет алхимическоrо льва: под маской зеленого льва могли скрываться сульфид мышьяка, железный купорос или ярь-медянка, а красный лев мог таить в себе киноварь, окись железа или сурик. Кроме тoгo, зеленый и красный лев могли знаменовать определенные этапы Великого Делания, Т.е. процесса изготовления мистического философского камня.
В государственной эмблематике и геральдике лев символизирует либо царскую и королевскую власть, либо могущество державы. Наибольшей оригинальностью отличаются две государственные «львиные» эмблемы: индийская и венецианская. Индийская национальная эмблема, «сарнат» , перешла в государственный герб страны с исторического памятника Bpeмен великого царя Ашоки, объединившегo Индию в III веке до н.э. Это древний памятник-колонна, возведенная в Capнaте. Капитель старинной колонны выполнена в виде трехголового льва, чьи головы обращены в три разные стороны.
Венецианская эмблема изображает крылатого льва с человеческим лицом св. Марка, покровителя богатой купеческой республики. Между передними лапами венецианского «сфинкса» лежит раскрытая книга. Над головой льва св. Марка сияет золотой нимб, а в его правой лапе воздет серебряный меч.
В геральдике лев изображается золотым, серебряным, красным, синим и черным цветом. Он может обладать не только естественным вооружением (когтями, зубами и языком, окрашенными в иной цвет), но и искусственным: мечом, саблей, топором, секирой, булавой, луком и т.д. В гербах монархических государств лев, как правило, увенчан короной. Геральдический лев настолько широко распространенная эмблема, что виды его изображений, во избежание путаницы, подразделяются на несколько групп.
Непосредственно львом в геральдике именуют льва, стоящего в профиль на задних лапах; лев или несколько львов, лежащие в профиль, называются львятами; лев, идущий на четырех лапах, но с головой, обращенной в анфас, называется леопардом; лев, идущий на четырех лапах с головой в профиль, носит имя львиного леопарда; а лев, стоящий на задних лапах с головой в анфас, квалифицируется как леопардный лев.
Из европейских государств золотой лев изображен в гербах Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Финляндии; красный лев - в гербах Испании и - Люксембурга; белый лев - в гербах Болгарии и Чехословакии. Герб Великобритании украшают золотые львята, а гербы Дании и Эстонии - синие львята.
Из азиатских государств эмблему льва используют лишь две страны: Индия и Шри-Ланка. В гербе Индии находится негеральдический «сарнат», о котором уже упоминалось выше. В гербе Шри-Ланки символику независимости и мужества передает львиный леопард. У четырех государств Африки: Малави, Сенегала, Сьерра-Леоне и Туниса - эмблема льва является основной, а друrие пять африканских государств используют льва в качестве щитодержателя.
В российской геральдике коронованный золотой леопардный лев с серебряным крестообразным мечом в правой лапе украшает герб rорода Владимира. Эта эмблема вполне отвечает историческим реалиям: в XII-XIII веках, в период феодальной раздробленности на Руси, Владимир являлся фактической столицей государства, туда из разоренного Киева был перенесен великокняжеский престол. Таким образом, геральдический лев Владимира олицетворяет могущество и власть великого князя.
В гербах российских дворян лев символизирует храбрость, стойкость, великодушие и благородство. Золотые львы изображены в родовых гербах дворян Koжиных, Лазаревых, Лазаревых-Станищевых, Новосильцевых, Собакиных (корoнованный лев), Урусовых (с двумя стpeлами, поразившими льва в челюсть). Три золотые львиные rоловы представлены в гербах Головковых, Головниных и Свищовых.
Вооруженными львами отмечены гepбы Арryтинских-Долrоруких (лев с золотой булавой и щитом), Беклемишевых (коронованный лев с мечом), Давыдовых (с луком), Ислентьевых (с мечом), Сатиных (два льва, у каждого из них - по золотой стреле), Черкасских (лев держит натянутый лук со стрелой).
В истории человечества изваяния львов выполняли функцию бдительных стражей. Они охраняли царские дворцы, ворота («Львиные ворота» в Микенах), двери (ручки дверей в форме львиных гoлов), троны (их подлокотники часто изготовлялись в виде львов), усыпальницы и т.д.
В египетской, греческой и римской архитектуре львы использовались в качестве кренофилаксов (стражей водных источников). Впоследствии фонтаны в виде львиных голов распространились по всему миру.
Каменные львы охраняли вечный покой павших героев (памятники, сооруженные на месте гибели царя Леонида и его 300 спартанцев у Фермопильскоrо ущелья, фиванских воинов и их союзников, погибших при Херонее, и т.д.).
Необыкновенная популярность царcтвеннoгo зверя нашла свое отражение и в ономастике. Достаточно будет упомянуть о том, что имя Лев с гордостью носили многие императоры и 13 римских пап. (myfhology.info)
Достаточно бросить один взгляд на льва, чтобы понять, почему этому зверю еще древние дали название «царь зверей». Храбрость и сила, мужество и крепость, величавая серьезность и гордое спокойствие — таковы качества, отражающиеся во всей фигуре льва. Его взгляд светится достоинством истинно царским, его осанка невольно внушает уважение, во всех движениях чувствуется самоуверенность и убеждение в победе. Великолепный зверь как будто сам сознает свою мощь и с неподражаемым совершенством играет роль властелина животного царства.
Хотя в системе царства животных льва и ставят в число кошек, однако, по своей наружности, «царь зверей» резко отличается от прочих представителей кровожадного кошачьего семейства. Особенно выделяет его огромная голова и длинная густая грива, которая и придает льву горделивый царственный вид. Туловище могучего зверя — крепкое, сжатое, кпереди более толстое; шерсть короткая, разных цветов, начиная от желтого и кончая черным; хвост длинный, оканчивающийся на конце кистью, в середине которой спрятан когтеобразный роговой придаток; длина взрослого льва, не считая хвоста, — 6 футов (1,6–1,9 метра) и хвоста — 75–90 см, высота у затылка — 3 фута (80-100 см).
В прежнее время львы были распространены во всех трех частях Старого Света, так что античные герои Греции имели возможность украшать себя львиной шкурой, добытой в рукопашном бою. В настоящее время они водятся лишь в Африке и Юго-Западной Азии: Персии, Аравии и Индостане.
На этом пространстве обитают разные породы львов, отличающиеся своей величиной и цветом шерсти. Самая большая разновидность — варварийский лев (Felis leo barbarus), населяющий Северную Африку; за ним следует темноцветный капский лев (F. l. capenis); в Западной Африке живет сенегальский лев (F. l. senegalensis), с гривой светлых оттенков; гораздо меньше их лев персидский (F. l. persicus); наконец, в Индии, в Гузурате, обитает, оспаривая власть у тифа, гузуратский лев красно-желтого или желто-бурого цвета, еще больше варварийского (до 269 см длины и 106 см высоты).
Несмотря на разницу во внешнем виде, львы всех пород отличаются замечательным сходством в нравах. Они повсюду живут или одиночно, или супружескими парами. Каждая чета имеет в своем владении определенную область, в центре которой находится резиденция «царя зверей», его логовище.
Днем могучее животное или лежит в логовище, или бродит в лесной чаще, или, спокойно растянувшись, располагается на какой-нибудь возвышенности и отсюда наблюдает за окрестностями, словно строя планы ночной охоты. В это время «царь зверей» относительно безопасен; нередко случается, что люди и животные без вреда проходят под самым носом отдыхающего днем льва.
Иное дело ночью.
Вот село солнце… Кочующий араб загнал свое стадо в безопасную «серибу», огороженную десятифутовой изгородью из колючих мимоз. Овцы блеяньем созывают ягнят; выдоенные коровы мирно пережевывают жвачку. Целая стая собак окружает их, оберегая от хищников. Горе гиене и даже леопарду, которые вздумают подойти близко к ограде «серибы»! С яростным лаем кидаются на разбойника бдительные стражи, и хищник, после короткой борьбы, принужден удалиться. В кочевье водворяется тишина. Все засыпает. Ночной мрак все гуще и гуще опускает на землю свой покров…
Вдруг словно глухие раскаты грома раздаются вдали, заставляя вздрогнуть все живое. «Эсед (возмутитель)! эсед!» — шепчут проснувшиеся арабы, и точно, полное возмущение и смятение воцаряются в спокойной дотоле «серибе». Обезумевшие овцы, дрожа всем телом, мечутся из стороны в сторону. Козы начинают жалобно кричать. Коровы сбиваются в тесную кучу. Привязанные верблюды стараются оторвать привязь. Храбрые собаки с визгом прячутся под защиту своего хозяина. Сам владелец «серибы» в ужасе дрожит, не смея выйти из шатра со своим жалким копьем.
А громовой рев приближается все ближе и ближе. Вот уже у самой ограды раздаются его оглушительные раскаты. Еще минута, и грозный «сабаа» — истребитель стад, одним прыжком перелетает изгородь. Его глаза горят в ночной темноте зловещим светом, хвост яростно бьет воздух, могучие когти взрывают землю. С свирепым наслаждением смотрит чудовище на окаменевших животных, выбирая жертву… Скачок — и молодой бык с разорванной шеей грузно падает на землю; могучие челюсти схватывают добычу и закидывают на спину; еще гигантский прыжок — и лев переносится с жертвой за ограду «серибы», где и скрывается во мраке ночи. Оставшиеся в живых обитатели кочевья мало-помалу оправляются от ужаса.
Таковы ночные нападения льва. К счастью, благородный зверь далеко не отличается той кровожадностью, какая характеризует тигра и леопарда; он никогда не убивает из одной страсти к убийству. И все-таки, несмотря на это, содержание каждого льва стоит окрестному населению ежегодно около 1500 руб. По вычислению Боврея, пятьдесят львов, жившие в его время в провинции Константин, требовали для своего пропитания в течение всей жизни на десять миллионов франков скота.
Нельзя, впрочем, сказать, что лев всегда питается домашним скотом. Предметами его охоты служат все вообще животные, домашние и дикие, большие и малые; в случае нужды «царь зверей» не пренебрегает даже саранчой. Но способ его охоты на осторожных диких животных значительно отличается от того открытого нападения, какое он производит на стада домашнего скота. Охотясь за робкой антилопой или быстрой, как ветер, жирафой, лев подстерегает их в засаде или осторожно подкрадывается к ним против ветра.
Заросшие кустарниками места для водопоя наиболее благоприятны для таких засад. Это знают быстроногие обитатели пустыни, и не иначе, как с величайшими предосторожностями, приближаются к ним. Вот к зеленеющему оазису направляется из песков пустыни стадо полосатых зебр. Мучительная жажда давно уже палит их иссохшие языки, ноздри раздуваются, чуя вблизи живительную влагу, глаза горят нетерпением, но умные животные пересиливают себя и стройным эскадроном следуют за вожаком. Последний — весь слух и внимание. Внимательно осматриваясь кругом, с настороженными ушами, с напряженным обонянием, медленно подвигается он к зеленеющей группе, среди которой журчит отрадный источник… В оазисе все тихо: ни один листок не шелестит, ни одна травка не колышется… Но это кажущееся спокойствие не обманывает опытного вожака… Он протягивает уже свою красивую голову в зеленую чащу листьев, а через мгновение становится на дыбы и, испуская короткое ржанье, несется назад, в знойные пески пустыни. За ним бешеным галопом летит все стадо… В тот же момент гигантский скачок выносит из засады яростного льва. Видя неудачу, «царь зверей» останавливается и, словно пристыженный, медленными шагами скрывается в прежней засаде.
Но горе тому животному, на которого обрушится страшный прыжок! Как пораженная молнией, падает несчастная жертва, и только гигант жирафа пытается нести на себе ужасного всадника. В смертельной тоске несется бедное животное, пока не подкосятся быстрые ноги, пока не поникнет высокая голова и страшные когти не перервут грациозной шеи…
Обыкновенно лев охотится один, но иногда супружеская чета охотится совместно, а иной раз для той же цели собирается целое стадо львов. Один английский охотник передает интересный случай подобного рода.
Небольшое стадо зебр, говорит он, беззаботно паслось на равнине, не подозревая, что пара львов с детенышами тихо подкрадывалась к ним все ближе и ближе. Лев и львица составили правильный план атаки и так осторожно пробирались в густой траве, что бдительные животные совершенно не замечали страшной четы. Таким образом последняя приблизилась к стаду на расстояние прыжка. Вдруг вожак заметил врагов и подал сигнал тревоги. Но было уже поздно: лев перескочил через траву и кустарники и с быстротой молнии обрушился на зебру, которая в тот же миг упала под ним. Прочие в ужасе разбежались.
Подобные охоты львы предпринимают или тогда, когда животное слишком осторожно, или когда оно слишком велико, как, например, буйвол. Рогатый великан, со своим грозным оружием, не под силу даже мощному «царю зверей», а слепое бешенство делает буйвола вдвойне опасным противником. Это не робкая антилопа, и, прежде чем овладеть такой добычей, львам приходится выдержать отчаянную борьбу. Исход боя сомнителен. Часто случается, что великан гибнет в схватке, побежденный не столько силой, сколько ловкостью противников. Но если лев не успеет увернуться от всесокрушающего удара рогов, ему нет спасения. Обезумевшее от ярости животное топчет и рвет своего царственного врага, иногда подбрасывая его на воздух, подобно мячу. Покончив с одним, рогатый исполин принимается за другого противника, которого не спасают ни страшные зубы, ни мощные когти. Иногда подобным же образом расправляется с «царем зверей» и дикий кабан.
Схватив добычу, лев уносит ее в свое логовище и там устраивает кровавый пир. Здесь особенно разительно проявляется необыкновенная мускульная сила могучего зверя. Для него ничего не стоит, с целым быком на спине, перепрыгнуть десятифутовую изгородь и затем пробежать с добычей целую милю. По словам Томсона, однажды охотники верхом целых пять часов гнались за львом, уносившим двухгодовалого бычка, и не могли догнать.
Еще рельефнее выставляет силу льва следующий арабский рассказ. Однажды лев кинулся на утолявшего жажду верблюда и хотел утащить его в лес. Но в ту же минуту из воды вынырнул громадный крокодил и схватил верблюда за шею. Между противниками завязался спор: один тянул вверх, другой — вниз. Кончилось тем, что верблюд был разорван на две части.
Умертвив добычу, лев начинает насыщаться ею, причем нередко его пиру мешают коршуны и гиены. Обыкновенно трусливые при встрече с «царем зверей», гиены, завидев добычу, становятся безумно смелыми. Один охотник видел, как три пятнистых гиены, ворча и скаля зубы, смело бросились отнимать у мощного зверя его обед, и только страшный удар лапой, замертво положивший одну, заставил двух других образумиться.
«Лев — человеческое животное, — говорит Шейтлин, — подобно тому, как и между людьми есть люди скотские». Эти слова германского натуралиста в высшей степени метко обрисовывают характер «царя зверей». Действительно, царственный зверь обладает многими качествами, которые резко выделяют его из ряда других животных и приближают к человеку: он — верный супруг и нежный отец; его мужество и храбрость стоят вне всяких сомнений; его характер полон благородства и совершенно чужд той кровожадности, какой отличаются все прочие члены семейства кошачьих; наконец, лев — животное в высшей степени умное, понятливое и сообразительное.
Супружеская верность мощного зверя — факт, который подтверждают все наблюдатели. Лев никогда не покинет своей львицы, заботится о ней, защищает от врага и добывает пищу. Очень часто царственная чета делит пополам все заботы по добыванию добычи и вместе производит нападение на «серибы» арабов или на дикого буйвола.
Родительское чувство также развито у «царя зверей» очень высоко. Львица-мать до последних сил готова защищать своих детенышей и ни при какой опасности не покидает их. Лев-отец не уступает ей в самоотвержении: он присматривает за детьми, когда мать их уходит на водопой, заботится о пропитании семьи и до последней капли крови готов защищать родное логовище.
Молодые львята рождаются обыкновенно в количестве от двух до шести и первое время являются беспомощными зверьками, ростом с котенка. На втором месяце они начинают ходить и играть. В это время трудно себе представить зрелище более грациозное, чем львица со своими детьми: красивые зверьки, точно котята, резвятся друг с другом, к удовольствию матери, которая любовно смотрит на их забавы.
Через полгода львица перестает кормить своих детенышей, и они начинают сопровождать родителей в их набегах. Величина их в это время достигает величины порядочной собаки. Голос, прежде совершенно походивший на мяуканье кошки, становится сильнее и полнее. На третьем году у самцов начинает пробиваться грива, но лишь на шестом году «царь зверей» достигает своего полного развития. Именно в этом возрасте у него появляется тот могучий голос, который арабы так удачно называют «раад» — гром и который приводит в ужас все живое. Заслышав его, замолкает гиена, утихает яростный леопард, обезьяны в страхе взбираются на высочайшие вершины деревьев, антилопы бросаются в бешеный галоп, дрожит и волнуется сам флегматичный верблюд, лошадь встает на дыбы и бешено рвется, собака с визгом жмется к ногам хозяина…
Этот голос особенно характерен для могучего зверя: он выражает его мощь и силу, безграничную отвагу и неодолимое мужество. Своим гневным рычанием «царь зверей» словно вызывает желающего померяться с ним. И кто бы ни принял вызов, отважное животное не задумывается вступить в бой. Только человека и страшится «царь зверей»: высокий рост «царя природы» поселяет в нем недоверие к своим силам, а спокойствие и мужество человека еще более усиливают это впечатление. Этим объясняются нередкие случаи, где лев отступал даже перед безоружными людьми.
Когда араб встречает на дороге льва, то он идет прямо на зверя, махая саблей или ружьем, но остерегаясь наносить удары или стрелять. Он только кричит своему страшному противнику: «О, ты, вор, грабитель большой дороги! Ты, сын того, который никогда не говорил «нет»! Не думаешь ли ты, что я тебя боюсь? Разве ты не знаешь, чей я сын? Встань и дай мне дорогу!..» Лев спокойно ждет, пока путник подойдет к нему ближе, затем встает и ложится на некотором расстоянии, но опять поперек дороги. Таким образом, человеку приходится выдерживать целый ряд страшных испытаний. Счастье его, если ему не изменит мужество, если, как выражаются арабы, он «хорошо держит свою душу», — могучий зверь не решается напасть на него и оставляет смельчака в покое.
Но если лев заметит, что человек боится его, или, наоборот, если смельчак чем-нибудь разъярит зверя, тогда единственное средство спасения — хороший выстрел; бегство редко может спасти человека, так как лев в состоянии нагнать, даже лошадь. Опытные наблюдатели утверждают, что человеку, встретившему льва, всегда можно заранее узнать, что ожидает его: если лев не машет хвостом, значит, он сыт и настроен мирно, тогда можно смело идти на страшного зверя и прогнать его с дороги; если же, наоборот, лев колотит себя хвостом по спине и трясет гривой, тогда следует готовиться к неизбежному бою.
В общем львы Северной Африки гораздо безопаснее для человека, чем южноафриканские. Это и понятно: племена Южной Африки находятся между собою в беспрерывной войне; зачастую тела убитых врагов остаются непогребенными и служат пищей львам; а отведав человеческого мяса, лев предпочитает его всякому другому. Такой лев-людоед нередко нападает на целый лагерь и уносит одного из спящих.
Что касается великодушия в характере льва, то это качество, подмеченное еще древними, долгое время служило предметом спора. Некоторые путешественники, как Шейтлин, поют гимны рыцарским качествам могучего зверя, другие же представляют «царя зверей» просто разбойником, из засады подстерегающим добычу. И то и другое мнение не чуждо крайностей. Несомненно, что лев — хищное животное, живущее убийством и насилием, но в то же время в его характере, сравнительно с другими хищниками, есть и черты благородства: он никогда не убивает из любви к убийству, как тигр, но всегда — или будучи вызван на бой, или побуждаемый голодом; он помнит оказанное добро, не чужд благодарности, иногда щадит слабых. Вообще замечено, что лев почти никогда не трогает детей.
Помимо всех перечисленных нравственных достоинств «царь зверей» обладает и высокими, для зверя, качествами ума: он рассудителен, понятлив и умен; ему доступны понятия о времени, пространстве и т. п. Особенно ясно проявляются эти качества у ручных львов.
(readli.net)
|
Пословицы и поговорки
Бойся козы, спящей в логове льва.
Бык, испугавшийся льва, десять лет страдает животом.
Во время мира - львы, в сражении - олени.
Всем рекам река Ерат (Евфрат). Всем горам гора Авор (Фавор). Всем древам древо кипарис. Лев зверь всем зверям царь. Всем птицам птица орел.
В доме - лев, на улице - кошка.
В лесу, где нет льва, и шакал - раджа.
В мышку стрелять мастер, а в льва стрелять не умеет.
Врач должен иметь глаз сокола, сердце льва и руки женщины.
В своей норе и мышь подобна льву.
Где воля напрягается, как тетива, там муравей одолевает и льва.
Даже лев может умереть от червяка, который в нем заведется.
Два льва в одной шкуре не умещаются.
Две лисицы лучше, чем один лев, два льва - лучше всего.
Для мыши кошка — лев.
Если муравьи объединятся, они сдерут шкуру и с разъяренного льва.
Если найти способ — и лисица льва победит, если научиться работать — и один человек гору разрушит.
Если отец лев, то и сын львенок.
Если считаешь себя тигром - другого считай львом.
Если уж спасся от льва, то перестань охотиться на него.
Живой пес лучше мертвого льва.
И белый лев снежных гор может попасть на съедение муравьям.
И заяц тогда смел, когда лев в клетке.
И кошка в беде становится львом.
И собака на своей улице - лев.
Идешь охотиться на лисицу - захвати оружие на льва.
Когда лев рычит, гиена молчит.
Когда лев стареет, шакалы над ним смеются.
Косточкой и лев может подавиться.
Кошка — лев для мышей.
Кто сказал и сделал - человек, кто не сказал и сделал - лев, кто сказал и не сделал - осёл.
Кто убил льва, тот и несет его когти.
Куда пес мордой сунулся, туда лев на водопой не придет.
Лев — самец то или самка — все равно лев.
Лев - страшно, обезьяна - смешно.
Лев мышей не давит.
Лев дерется ради прихоти, а цесарка - ради жизни.
Лев не ест добычи, добытой другим.
Лев не одалживает своих зубов другому льву.
Лев ловит зверей, а охотник уже сидит в кустах.
Лев нападает свирепо, но хватает мягко.
Лев остается львом даже в клетке.
Лев остается львом, даже если ослабли его когти, собака остается собакой, даже если она выросла среди львов.
Лев радуется не добыче, а победе.
Лев спит, а одним глазом видит.
Лиса, которая много ходит, знает больше лежачего льва.
Ловкостью комар льва победил.
Лучше быть головой мухи, чем хвостом льва.
Лучше пусть лев растерзает, чем лисица обманет.
Льва узнают по когтям.
Львиное мужество не годится лисице, лисья хитрость не годится льву.
Львенок станет львом.
Льву ещё и плавники.
Льву пионы.
Мертвый лев стоит живой лисы.
На своей улице и пёс дерётся, как лев.
Не всякий мужчина - мужчина, не всякий лев - лев.
Не презирай слабого детеныша: быть может, это детеныш льва.
Не силой охотник одолевает льва, а тем, что у охотника мудрее голова.
Нет такой собаки, которая не боялась бы мертвого льва.
Отец - лев, а сын-шакал.
Паразит в теле льва.
Правдивое слово сильнее льва, справедливый человек дороже золота.
Пёс остается псом, если даже он вырос среди львов.
Разумный неуч — словно лев на цепи.
Сила льва не подходит лисице, хитрость лисы не подходит льву.
Собака в доме своего хозяина – лев.
Случается порой, что даже лев ест падаль, с голодухи ослабев.
Трусу и кошка львом кажется.
Умом можно пленить и льва, а силой не поймаешь и муху.
Хорек и зубаст, да не лев.
Храбрость льва бесполезна лисице, изворотливость лисицы бесполезна льву.
Что кот проглотил, того и лев обратно не возьмет.
Шакал, хоть львиной шкурой накроется, львом не станет.
Язык твой - лев: если удержишь его - защитит тебя, если выпустишь - растерзает.
Песни
Bruce Springsteen - Lion's Den
Michael Jackson - Be A Lion
Rebecca St James - Lion
Robert John - The Lion Sleeps Tonight
Sabaton - The Lion from the North
Therion - Der Mitternachtlöwe
Van Morrison - The Lion This Time
Yeah Yeah Yeahs - Gold Lion
Аквариум - Город
Алиса - У Истоков Голубой Реки
Песни из кинофильмов - Лев и Брадобрей
Рутения - Твій Друг - Білий Лев
Про льва (Лев Квитко)
Я с восхищеньем вижу льва:
Спокойно вскинута и хмура
Его большая голова.
Хвостом он шевелит едва.
Светлеет царственная шкура.
Вот бы ладонями покрыть
Его пылающие очи,
Чтоб трепет птицы ощутить,
Которая стремится жить
И вылететь из плена хочет.
Когда я слышу львиный рык,
Я забываю все на свете,
Я содрогаюсь… В этот миг
Мне чудится пустыни лик,
Ее густой и знойный ветер.
Люблю я льва, — поскольку он
В железной клетке заключен.
Фонарь (отрывок) (Г.Р. Державин)
Явись!
И бысть.
Пещеры обитатель дикий,
Из тьмы ужасной превеликий
Выходит лев.
Стоит, — по гриве лапой кудри
Златые чешет, вьет хвостом;
И рев
И взор его, как в мраке бури,
Как яры молнии, как гром,
Сверкая, по лесам грохочет.
Он рыщет, скачет, пищи хочет
И, меж древес
Озетя агницу смиренну,
Прыгнув, разверз уж челюсть гневну...
Исчезнь! Исчез.
Про львов (Владислав Крапивин)
Где-то есть большая Африка —
Жёлтые пески и солнышко.
Жёлтые цветы качаются
В зарослях густой травы.
В этой очень знойной Африке
Ходят и махают гривами
Вовсе даже не сердитые
Жёлтые большие львы.
Им узнать, конечно, хочется,
Кто за синим морем водится
И какие там случаются
В дальних странах чудеса.
Узенькими перешейками,
Горными крутыми кручами,
Очень длинными дорогами
Львы приходят к нам в леса.
Вместе с малышами-львятами
Ходят львы и удивляются
Каждому цветку и бабочке,
И прозрачной стрекозе.
И глядит на них как родственник
Из густой травы под ёлками
Маленький цветок улыбчивый
Под названьем "Львиный зев".
Полуденный сон льва (Виктор Гюго)
Лев спит, полуденным могучим
Сраженный сном. Жарой томим,
Он спит один под солнцем жгучим,
Нависшим тягостно над ним.
Безмерные пустыни слышат:
Хозяин их домой пришел.
Колышутся они и дышат.
Лев страшен, шаг его тяжел.
Бока дыханье зыблет мерно,
Густым туманом взор повит.
Он, грозный, на земле пещерной
Величественно возлежит.
Все существо его почило.
Покой и мир — в его чертах,
В когтях — спокойствие и сила,
Раздумье мудрое — в бровях.
Полдневный зной, ручей ленивый.
Лев целиком во власти сна.
На лес его похожа грива.
Как погреб, пасть его темна.
Он видит диких скал вершины.
Ущелья Оссы, Пелион
Мерещатся ему сквозь львиный
Огромный, беспредельный сон.
Предгорье тишиной объято,
Где он в песках бродил с утра.
Он лапой шевельнул мохнатой,
И разлетелась мошкара.
Девочка и лев (Яков Аким)
Что случилось в городе?
Куда пропали дети?
Не галдят.
Не поют,
Стёкла мячиком
Не бьют.
Позабыли дети
Обо всём на свете,
ПОТОМУ ЧТО
В цирке, над кассой,
Висит объявленье:
СПЕШИТЕ!
ВСЕГО ЛИШЬ
ОДНО ПРЕДСТАВЛЕНЬЕ!
СВОИМИ ТРЮКАМИ,
НЕМЫСЛИМЫМИ ШТУКАМИ
АРЕНЫ МИРА ПОКОРИЛ
АФРИКАНСКИЙ ЛЕВ
КИРИЛЛ!
Значит, надо торопиться.
В кассу очередь толпится —
Триста
Тридцать
Три руки
Крепко сжали
Пятаки.
Вдруг
Скрипнула дверь.
Может, выглянет зверь?
Интересно, какой?
Ой!
Отворяется дверь —
Это вовсе не зверь.
На цыпочках
Заплаканный
Выходит
УКРОТИТЕЛЬ:
– Дети, не шумите,
Прошу вас, прекратите!
Дело в том, что у льва
Разболелась голова.
Ах, невыносимо!
Лев наглотался дыма.
Сколько раз я говорил,
Чтобы сторож не курил…
Я волнуюсь, извините,
Медяками не звените,
Умоляю, не сердитесь,
Потихоньку расходитесь.
Представленье отменяется,
Касса закрывается.
Т-ссс!
Что поделать —
Разбрелась
Очередь у кассы.
Девочки и мальчики
Вспомнили про мячики,
На асфальте во дворах
Расчертили «классы».
Осталась возле цирка
Девочка одна.
Девочка недавно
Сама была больна.
Стоит, такая рыжая,
В руке скакалка.
Стоит и не уходит:
Льва ей жалко.
И ВОТ
Девочка рыжую чёлку
В дверную просунула щёлку,
Тяжёлую дверь потянула —
И внутрь прошмыгнула.
А в цирке пусто и темно,
А в цирке тишина.
Под самым куполом окно
Желтеет, как луна.
И вдруг над её головой
Такой оглушительный вой,
Что прямо трясутся поджилки
И с пола взлетают опилки.
Громадный лев
По клетке мечется,
Ревёт от боли
И не лечится.
У льва полотенце
Вокруг головы…
Очень свирепо
Болеют львы!
Заткнула девочка уши:
– Нельзя ли потише, Кирюша?
Потом
У решётки
Привстала,
Из кармана достала
И льву
Ко лбу
Приложила
Пятак,
Прохладный пятак.
ВОТ ТАК!
Ладошкой прижала покрепче
И в ухо мохнатое шепчет:
– Лев, лев, лёвушка,
Жёлтая головушка,
Успокойся,
Меня не бойся,
Не пойдём к врачу,
Я сама полечу.
Угомонился лев,
Усами повёл, присмирев,
Смотрит – рыжая головёнка.
Но не совсем как у львёнка.
Задумчиво
Лев
Зевнул
И девочке руку лизнул.
…По коридору
Кто-то бежит,
Бежит, торопится,
Пол дрожит.
Лев вздрогнул,
А девочка шепчет ему:
– Только смотри —
Никому-никому!
Тёплый пятак
В кулачке
Зажала —
И убежала.
Примчался укротитель,
С ним двое докторов:
– Скорее осмотрите,
Быстрее подлечите!
А доктора:
– Простите,
Ваш лев совсем здоров,
Практически здоров!
Дрессировщик скачет,
Смеётся, чуть не плачет,
Целует докторов:
– Мой лев здоров!
Кирилл здоров!
Совсем, совсем здоров!
Повесьте снова объявление,
Что состоится представление!
Клокочет цирк. Огни горят.
Детей полным-полно,
А клоуны-то что творят —
До чёртиков смешно!
Но разом стихло всё, едва
Директор объявил:
– Прощальные гастроли льва!
Оркестр, прошу!
КИ-РИЛЛ!!!
Грохнул трубами оркестр,
Дети повскакали с мест,
Эскимо никто не ест.
Выходит лев.
Он не сердит,
Он жмурится от света
И с удовольствием глядит
На представленье это —
На головы из темноты
И на разинутые рты.
А перед ним бумажный круг.
Бумажный круг тугой.
И чуть поодаль – тоже круг,
Натянутый, другой.
Ещё подальше – третий круг.
И кто-то факелом
Из рук
Один, другой и третий круг
Поджёг,
поджёг,
поджёг.
Лев напружинился;
И вдруг
Оркестр умолк.
ПРЫЖОК!
Сквозь три пылающих кольца!
Ребячьи ёкнули сердца…
Лев приземлился. Замер.
И цирк
обвёл
глазами.
Там, за столбом, не на виду,
В далёком боковом ряду
Мелькнула головёнка.
Похожая на львёнка.
Кирилл
К барьеру подошёл.
Нашёл он девочку,
Нашёл
Среди других детей!
Лев
пасть
в улыбке растянул,
Зелёным глазом подмигнул
И поклонился ей.
|