Выдра в мифологии

Выдра

Выдра (лат. Lutra) – крупный зверь с сильно вытянутым, гибким телом обтекаемой формы. В отличие от бобра, питающегося исключительно травяной и древесной пищей, выдра питается рыбами, лягушками, летом охотиться на куликов и уток. Свои логова она устраивает в пещерах, иногда наподобие гнезда в зарослях около воды. Окраска меха сверху темно-бурая, снизу светлая, серебристая. В Южной Америке живет самая крупная из пресноводных выдр, ее называют гигантской, потому что тело ее достигает 150 см, а хвост – 70 см. Образ выдры - одинаково хорошо чувствующей себя и в воде, и на суше, и под водой - не мог не войти в число наиболее значимых мифологических персонажей древности. Следы почитания выдры сохранились как у индейцев Северной Америки, так и на всем евразийском севере, в Европе и обнаруживаются даже в Закавказье. Лингвистические данные индоевропейской и иранской традиций, указывающие на происхождение названия этого животного от лексемы «вода» - uot’or, свидетельствуют не только о знакомстве с этим животным, но и о мифологической значимости его образа: рус. выдра, лит. udra, прус. udro, др.-в.-нем. ottar, др.-исл. otr, авест. udra, осет. wyrd, urd?.

Согласно преданию айнов Сахалина выдра несет ответственность за то, что человек смертен. Божество, которое должно было сотворить человека, послало к Верховному богу выдру - своего помощника, чтобы узнать из какого материала следует изготовить человека. "Забывчивая выдра, как повествует устная традиция, перепутала все сказанное ей небесным владыкой, передав творцу человека, что люди должны быть не из камня, как это было задумано, а из дерева".

В мифе айнов о. Хоккайдо весть о материале - ивовом дереве, из которого должны быть сделаны люди, верховный бог передает сперва через воробья, но передумав, посылает выдру с наказом делать людей из камня. Однако выдра отвлеклась ловлей рыбы и явилась позже воробья. Поэтому люди, сделанные из дерева, подвержены смерти.

На Алтае выдру называли камду, камна, т. е. словом, в котором корнем было «кам». Южные алтайцы считали, что выдра сама - кам, и камы могут превращаться в этого зверька, поэтому трогать его нельзя ни в коем случае. У северных алтайцев были похожие представления о барсуках. Существует поверье, что убившему выдру или медведя надо совершить особые ритуальные действия, чтобы избежать смерти. Особенно показательно, что выдру «хоронят, пеленая и пуская по воде, оплакивают, просят у нее прощения».

Особое отношение кумандинцев к выдре выражалось в свадебных обрядах. Так, кумандинец, вступая в дом родителей невесты, прежде всего должен был "повесить в переднем почетном углу дома (tor) выдру (qundus)". Этот обычай перекликается с телеутским, хотя и не свадебным, но указывающим на тотем материнского рода: убивший лебедя, обдирал его шкурку с головой и все это отвозил к своему дяде – брату матери. У шорцев "охотник, нашедший берлогу медведя или выследивший выдру, давал об этом знать обычно своим родственникам по линии матери, приглашая их участвовать в совместной охоте". Такой же обычай существовал у кумандинцев и шолган-челканцев.

Выдра выступала одним из главных мифологических образов у оджибве, индейцев Северной Америки. В мифе оджибве о происхождении времен года «выдра уносит лето», что соотносит образ этого зверька с осенне-зимней половиной года. В варианте этого мифа фигурируют две выдры: Большая и Малая, участвующие в походе за освобождение перелетных птиц, т. е. за приход весны. Большая выдра создает помехи в походе, а Малая – освобождает птиц. Затем, спасаясь от преследователей, Малая выдра лезет на дерево, а оттуда на небо и становится созвездием Большой Медведицы.

У оджибве существовало тайное общество Мидевивин, мифологические традиции которого описывают как посланник Великого Духа – Минабожо, посредник между ним и людьми, из сострадания к людям «открывает самые благородные тайны выдре и внедряет в ее тело мигис (символ миде), чтобы она стала бессмертной и могла посвящать и освящать людей. Поэтому сумка из кожи выдры играет принципиальную роль в посвящении миде: в нее вкладываются мигис, маленькие ракушки, которые, как считается, имеют магико-религиозную силу. …В определенный момент все миде встают и, подходя к кандидату, «убивают» его прикосновением своих мигис. …Затем к нему прикасаются сумкой, и кандидат «воскресает». Его учат магической песне, а вождь дарит ему сумку из шкуры выдры, и кандидат вкладывает в нее свои мигис. Чтобы проверить могущество этих ракушек, кандидат по очереди прикасается ко всем членам братства, которые падают на землю как пораженные громом, чтобы затем воскреснуть после такой же процедуры прикосновения. Теперь кандидат убедился, что ракушки дают как смерть, так и жизнь".

Чтобы стать настоящим шаманом, кандидату необходимо обзавестись духами-помощниками. У тлинкитов кандидат с этой целью проводит в уединении в горах по нескольку недель, соблюдая половое воздержание и питаясь только одним видом корней. Наконец главный дух присылает ему "духа-помощника в виде выдры". Только тогда кандидат может приступить к своим шаманским обязанностям.

Выдра играла большую роль в шаманских представлених индейцев северо-запада Америки. "Посвящаемый шаман должен был убить выдру, вырвать ее язык и хранить в дальнейшем как святыню".

В Авесте выдра связана с образом великой богини Ардвисуры Анахиты, предстающей в яште 5 как “богиня священных вод; место ее жительства находится среди звезд. …Она обеспечивает плодородие природы и живущих существ, покровительствует стадам и пастбищам… На ногах у нее золотая обувь, роскошный плащ из меха выдры, расшитый золотом, окутывает ее”. В мифологическом контексте одеяние, покрывающее антропоморфное божество - плащ, мантия - заменяет шкуру его зооморфного образа. Следовательно, Ардвисура, прежде чем предстать статной девой, выступала в образе самой выдры.

Богиня "сокрушает демонов... все вредные существа" что также соотносит ее с выдрой, истребляющей грызунов и лягушек, и, следовательно, уничтожающей вредные создания духа зла. Образ жизни выдры - проникновение в подводный(=загробный) мир, уничтожение вредных существ, а значит,- охрана человека от духа зла - отождествили это водное животное с собакой до такой степени, что в Авесте выдра называется "водяной собакой", при этом считающейся "священнейшей из собак". К собакам у древних иранцев было почтительное отношение, как к вместилищам душ умерших, и даже сама «водяная собака» считалась происходящей от духа умершей собаки.

Убийство выдры каралось, потому что "убивший выдру вызывает засуху беспастбищную. Тогда это жилое место покинет… счастье и изобилие, здоровье и растительность, процветание, приумножение, произрастание, рост хлебов и пастбищ». За убийство «водяной собаки» было положено «помимо огромного выкупа и определенных обременительных повинностей… трижды поднести подарки всем трем сословиям, pisthra, видимо, чтобы подтвердить существование сих социальных столпов, незыблемости которых создал было угрозу его поступок». Эти подарки представляли собой предметы, символизирующие деятельность каждого из трех сословий: жрецов, воинов и земледельцев.

Сакральность выдры прослеживаются и в скандинавской мифологии: в "Младшей Эдде" за убийство выдры (Отра), совершенное Локи, его отцу Хеймдару пришлось заплатить выкуп золотом.

Селькупы считали выдру сильным духом – хозяином воды и подземного мира. Змея, ящерица и выдра изображались на колотушках бубна, потому что считались помощниками шамана на воде, суше и под землей. Сама колотушка для камлания при путешествии в подводный мир обклеивалась ее шкуркой. Выдра считалась настолько сильным духом, что селькупский шаман только после 10-12 лет камлания мог иметь шапку с короной из рогов, отороченную мехом выдры или лисицы.

У орочей мехом выдры оторачивали подол женской шаманской юбки, на которую приклеивали изображения рыб, ящериц и змей.

У эвенков выдра принадлежала к сонму основных шаманских духов–помощников. У эвенков куркагиров выдра считалась настолько сакральным животным, что ее убийство не допускалось.

Очень интересное отношение к выдре зафиксировано у ительменов: «Если кому-нибудь из ительменов удается убить выдру, они едят ее мясо, хотя это считается грехом. Однако выдру нельзя приносить домой или класть на нарты: ее следует тащить по земле. Если кто-нибудь и начнет рассказывать, что ему удалось убить выдру, все в большом страхе выбегают из жилья, захватывая с собою все имущество, точь-в-точь, как если бы был пожар, и словно опасаясь большого несчастья. Шкуру с выдры нужно содрать в лесу и высушить. Если ее принесут домой, то ее следует вымазать слюною и рыбьею икрою, и при этом хорошенько, причем шкуру никогда не надо просто вешать, а надо всегда предварительно сунуть ее в мешок».

У народности коми выдра считалась представителем Нижнего мира, ипостасью водного духа, поэтому в промысловом календаре коми выдре отводился период с начала ноября до середины декабря (5 ноября - 19 декабря), то есть период поздней осени, когда на севере самая длинная ночь. За ним следовал период лисицы, продолжавшийся до середины января. Начало периода выдры означало переход преимущественно к пушной охоте. По поверьям коми, выдра олицетворяла потусторонние силы, связанные с водной стихией. Наряду со щукой она могла выступать в роли водяного духа.

Аналогичные представления были распространены и у хантов, которые считали, что водяной демон Ине-Хон в виде выдры помогает в рыбной ловле и охоте, если принести ему жертву. Охотники Ваха хранили кости, конечности и хвост выдры с целью обеспечения удачи в охоте. На Васюгане вообще существовал запрет на добычу выдры, поскольку там "выдра считалась особенным зверем из-за умения ходить по земле, плавать под водой и даже, по поверьям, передвигаться под землей".

У самых различных народов Северной Европы было одинаковое отношение к выдре. Промысловый календарь древних коми, представления хантов, селькупов и алеутов "столь похоже трактуют образ этого зверя… что можно говорить о канонизации. А канонизация образа выдры-хозяйки подводного мира может служить несомненным свидетельством как общности, так и древности истоков представлений о ней в промысловых культурах народов Северной Евразии. Исходя из этих представлений, можно реконструировать логическую цепочку, типичную для раннего синкретичного мировоззрения: выдра – вода – подводный – потусторонний мир – мрак – период поздней осени". (www.a700.ru)

Тэд Эндрюс Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий (отрывок)

Глядя на выдру, резвящуюся в воде, невозможно сдержать улыбку, и, вместе с тем, это животное вызывает у нас искреннее восхищение. Независимо от того, идет ли речь о морской или речной выдре, это всегда очень жизнерадостное и любопытное животное.

Однажды во время моего путешествия на каноэ по озеру Онтрарио, в Канаде, в трех метрах от переднего каноэ вынырнула речная выдра. Она поднялась из воды и с любопытством повела носом, как будто хотела выяснить, кто это пожаловал в такую рань на ее игровую площадку. Выдра ныряла и пропадала из виду, а потом снова появлялась то с одной, то с другой стороны, как будто пыталась оценить ситуацию с разных углов зрения. Когда она удовлетворила свое любопытство, она нырнула в воду и исчезла, отправившись по своим делам.

Выдры могут снова пробудить в нас детское любопытство. Она напоминает нам о том, что любая вещь может быть интересной, если на нее посмотреть с неожиданной стороны. Выдры очень игривы, и кажется, что они относятся как к развлечению ко всему, чем они занимаются.

Выдры всегда строят свои жилища рядом с водой. В летнее время они редко бывают на суше, особенно речные выдры. Как правило, у них обширная территория обитания рядом с водой и в воде, которую они обычно метят при помощи запаха.

Водный образ жизни выдры говорит о ее связи с архетипическими женскими энергиями – творчеством, воображением, радостью и свежестью восприятия. Выдры напоминают нам о том, что необходимо заботиться о своем внутреннем ребенке или снова его пробудить. Они также учат нас тому, что жизнь может быть радостной, если мы будем правильно относиться к ней. Почти никогда нельзя увидеть выдру, скучающую в одиночестве. Она либо общается с другими выдрами, либо играет с какими-то предметами.

У взрослой выдры практически нет естественных врагов. Они очень хорошо защищают свое потомство. Выдры очень подвижны и быстры в воде и способны плавать лучше, чем рыба. Если возникает опасность, они обычно очень быстро уплывают, но могут и оказать жестокое сопротивление.

Самка обычно выгоняет самца из норы после рождения детенышей, что еще раз подтверждает ее связь с архетипическими женскими и материнскими энергиями. Когда потомство подрастает, самцу снова разрешается поселиться в норе. Самка производит на свет от двух до четырех детенышей, и их надо научить плавать. Эту задачу берет на себя самка. Иногда выдра появляется в жизни человека в качестве тотема, чтобы помочь ему пробудить в себе материнские энергии и инстинкты. Она может указывать на потребность установления своих прав и обязанностей в семье, а также на необходимость определения своей женской роли.

Как уже говорилось, выдры чрезвычайно проворно движутся в воде и отличаются прямо-таки акробатической ловкостью. Они любят скользить по воде на животе и на спине, а также нырять и выныривать. Во время нахождения под водой их ноздри и глаза закрываются. Помните, что вода является древним символом женских и созидательных сил. Действия выдры и ее игривость напоминают всем нам – мужчинам и женщинам – что все мы нуждаемся в женских энергиях, чтобы испытать наивысшую радость в жизни.

Если в вашей жизни рядом с вами вынырнула выдра, то, возможно, пришло время снова научиться играть и резвиться. Займитесь каким-нибудь творчеством. Вам не обязательно достигать мастерства в этой области, просто развлекайтесь. Не боитесь ли вы развлекаться? Не слишком ли вы серьезны? Не обеспокоены ли вы чем-то? Требуется ли вам пробудить вашего внутреннего ребенка? Позвольте себе что-то особенное. Или, может быть, вы наоборот слишком игривы? Удается ли вам сохранить сосредоточенность? Проявите уважение к выдре, и она не только научит вас развлекаться, но и снова пробудит в вас чувство восхищения перед жизнью и перед всем, что вас окружает.(esoterics.wikireading.ru)

Пословицы и поговорки

Все бобры добры, одна выдра злая.
Выдра мудра, а и серна не дурна.
Не бывает так, чтобы детеныш выдры не умел плавать.
Ни то, ни сё ни пёс, ни выдра.

Песни

Vanessa Williams - Colors of the Wind

Олег Газманов - Выдра

Скороговорки

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

* * *
В дебрях гордой кроны кедра
Бодро тибрит ядра выдра.
Обдирая ядра с кедра,
Выдра их трамбует в вёдра.
Вёдра ядер кедра в тундре
Продаются добрым неграм.
Эти кадры в недрах тундры
Громко дренькают на домбре.
И ведру дроблёных ядер
кедра рады негры-барды.

Подрывая дрыном корни,
В дебрях кедров бродит бобр,
Продырявив выдре вёдра,
Предрешивший град из ядер.
Вёдра в дырах, выдра тибрит,
И трамбуя ядра кедра
Разрывает грани вёдер.
Ядра - дробью к корням кедра.
Выдра - дура. Хитрый бобр,
Пожирая вёдра ядер,
Удобряет корни кедра.

* * *
Вяжут выдры в тундрах гетры,
В кедрах ядра зреют бренно,
Как довяжут гетры выдры,
Стырят ядра непременно!
Карл у Клары спер кораллы,
чтобы выдрам не достались.
Выдры тырят все, что видят:
ведра, ядра, гетры, кедры…
Выдры б спёрли даже тундру,
если б в вёдра поместилась.
Карл с кораллами опешил,
даже Клара прослезилась!
Что там тундра! Даже зебру
упереть пытались выдры,
чтоб таскала в тундру зебра
в ведрах стыренные ядра!
Зебра в тундре - это что-то!
Выдрам - им чужда усталость.
Взять хотели бегемота,
Но тяжеловат он малость.
А тут Грека, через реку!
Сунул Грека руки в ведра...
Видит Грека - в ведрах выдры!
Да к тому еще и в гетрах!
Выдры тут не растерялись:
Cтырили у греки лодку.
Покидали в лодку кедры
И над грекой посмеялись.
Но осталися у Греки
Ядра, что забыли выдры,
Спрятав их подальше, в гетры.
Сунул Грека ядра в ведра,
Натянул на ноги гетры
И пошел встречаться с Кларой,
с той, что стырила кораллы.

* * *
С наглой мордой выдры бодро
Маршируют в недра тундры.
В недрах выдры видят кедры.
Надевают выдры гетры.
И теперь, одевшись модно,
Выдры гнут из жести вёдра.
Для того, чтоб влезть на кедры
И не портить свои гетры,
Выдры кедры рвут с корнями,
Потрошат и лущат ядра,
Сортируют ядра в вёдра,
После прячут в недра тундры,
Чтоб зимой холодной гордо
Говорить, что в недрах тундры
Есть что тырить выдрам в вёдра.

* * *
На седой равнине тундры
Кедры вдруг повырастали.

Между кедрами по тундре,
Вдрызг надравшись, бродит дворник
С не видавшей бритвы мордой.

Вопрошает он с надрывом:
«Что за выродок недобрый
Раскидал по тундре ядра троеклятых этих кедров?!

У меня бедро, подагра…
Подорвал я все здоровье,
Ядра кедров подобирая…»

Вдруг узрел он средь деревьев
Выдру в драных пестрых гетрах,
Раздобревшую от ядер.

И, забыв, что вдрыбадан он,
Бодро бросился на выдру
И в ведро ее затырил!

Попадись ему под руку
Автор этих вздорных виршей –
И ему бы водрузил он

Оное ведро по плечи,
Потому что в недрах тундры
Выдрам с ведрами не место.

Так вперед же, мудрый дворник –
Пусть сильнее вздрогнут выдры!

(Ну а вы, друзья, не бойтесь,
Если только вы не в тундре)

* * *
Жили выдры себе в водоеме,
Но однажды, по чьей-то злой воле,
Выдрам выдали гетры и вёдра
И отправили в чистое поле.

В чистом поле холодный ветер.
И по снегу идти так трудно!
И поэтому это поле
Прозываться просто - тундра.

Выдры ищут в том поле кедры,
Но не видно стволов высоких.
Выдры, кутаясь зябко в гетры,
Заедают печаль осокой,

И мечтают о ядрах кедра,
Что сложили б они в ведра.
И вернулись домой к детям,
Повествуя о том гордо.

Только злая у них доля,
И печально они вздыхают -
Потому что все знают -
В тундре кедры не произрастают...