Вернёмся к нашим баранам

Когда Ринсвинд думал об овцах, в первую очередь ему в голову приходили воспоминания об остром или пряном соусе. Еще с понятием «овца» ассоциировались представления о типичных овечьих качествах, таких как овечья глупость или овечья кротость. Сейчас же перед ним возвышался баран, и у Ринсвинда внезапно возникли аналогии с… ТАРАНОМ. Баран грозно бил копытом в землю. Он был гораздо крупнее средней овцы. Он был таким огромным, что Ринсвинду даже показалось: этот баран заполнил собой все его будущее.
Терри Пратчетт. Последний континент

Овца. Баран. Овен. В разных мифопоэтических системах символические значения Овена отличаются большой устойчивостью и единством — робость, стыдливость, кротость, безобидность, пассивность, терпение, простота, податливость, невинность, мягкость, нежность, любовь, жертвенность (жертва). Иногда эти значения «ухудшаются» — безынициативность, подражательность, глупость, упрямство, блуждание.

В биологическом виде, представленном Овца, с мифопоэтической точки зрения существенны териоморфные образы, определяемые двумя парами противопоставлений: мужской — женский [соответственно баран (овен) и овца] и принадлежащий к родителям — принадлежащий к детям (соответственно — овца и баран, но ягнёнок или агнец, т. е. барашек). В целом образы Овцы и барана реализуют общий круг символических значений, хотя в ряде случаев подчёркиваются разные нюансы этих значений (что, в частности, определяется и различиями по полу). Так, в образе Овцы чаще выступает связь с мотивами кротости, нежности, невинности, а в образе барана подчёркивается плодовитость, связь с солнцем и отдельными божествами, но в отрицательном смысле говорится о глупости (баран — дурень) и бестолковости барана. Забитость Овцы, её открытость обидам и вражеским нападениям — один из распространённых мотивов и в «языковой мифологии» (некоторые животные обозначаются по принципу «едящий овцу»), и в обширной овечьей паремиологии («не прикидывайся овцою: волк съест»; «не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел»), фольклоре, прежде всего в сказочных мотивах (многострадальная овца в обществе лисы и волка). На этих качествах Овцы основана её роль в ритуале. Именно Овца чаще всего выступает как образ жертвы, обычно чистой, богу солнца, огня и т. п. и наоборот, жертвоприношение чёрной Овцы — божествам подземного царства, злым духам для их умилостивления. Часто коза приравнивается к чёрной овце (чёрной Овцы нередко называют плохого человека; ср. «заблудшая Овца» — о грешнике).

Однако характерно противопоставление Овцы как чистого животного козе как нечистому или, во всяком случае, малопочитаемому животному. Соотношение овца — человек подкрепляется и сказочными мотивами о превращении в Овцу, об овце-оборотне и т. п.; однако известны случаи, когда Овца превращаются в неодушевлённые предметы (напр., в грузинской сказке пастух и Овца обращены в камни за негостеприимство пастуха, отказавшего нищему в овечьем молоке и предложившему ему взамен козье). Образ Овцы часто встречается в сказочном фольклоре, раскрывающем различные качества Овцы. Есть сказки, в которых Овца доказывает, что она не хуже (не менее полезна), чем лошадь и корова (ср., например, амхарскую сказку о споре трёх этих животных), в других подчёркивается недостаточная престижность Овцы в иерархии мифопоэтических ценностей, иногда отчётливо выражается насмешливо-ироническое отношение к Овце, нередко обыгрываются «низкие» темы — овечий горох, блеяние и т. п. Вместе с тем Овца выступает как символ спасителя и искупительная жертва (ср. широко известную в христианском учении и искусстве тему «божий агнец»); Овца как мифологизированное животное, которое «перевозит» солнце через восьмой зодиакальный «дом» (Скорпион); Овца как страж юго-западного и западного направления (там же); Овца как животное тотемного типа (ср. почитание Овца у самосцев или «овечьи» роды у ряда алтайских народов); Овца как животное, принадлежащее божеству (согласно «Ригведе» Х 26, 6, Пушан ткёт Овце одежды и чистит её), и т. п. Зато ритуальная роль Овцы бесспорна; так, образ Овцы у мирового дерева (в средней его части), у креста, с Иисусом Христом и т. п. Поскольку овцеводство играло большую роль у некоторых древних скотоводческих народов, наблюдается использование продуктов Овцы в ритуале — её молока, жира, особенно шерсти (причём шерсть и некоторые другие продукты Овцы иногда фигурально называются а VI, «овца»). Мотив овечьего руна как символа плодородия весьма част в ритуалах, приурочиваемых к образу мирового дерева. В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозелёным деревом елью. Белая овечья шерсть, как и сами Овцы, фигурирует в ивановских праздниках у славян и соответственно — у балтов. В хеттских текстах ритуального характера упоминаются люди в овечьей шкуре (между прочим, и т. н. «волчьи» люди; ср. образ волка в овечьей шкуре). Очень широко используется Овца в гаданиях (ср. способ гадания по лопатке Овцы), в заговорах-просьбах, в практике предсказания, в магии. У ряда сибирских и центральноазиатских народов Овца выступает как животное — «онгон», приносящее счастье.

Велика в ритуале и роль БАРАНА. Он постоянно выступает как жертвенное животное в Библии (ср. Исх. 29, 15— 16, 18; Лев. 8, 18, 20—22; 9, 2, 4; 14, 13; 2 Царств 29, 22, 32), которое подвергается закланию и сожжению. В Египте барана приносили в жертву богу Амону.

Заклание трёх баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей. Не только экономический, но и определённый престижный аспект можно видеть в ритуальных дарениях баранов, принимавших иногда огромные размеры (согласно 4 Царств 3, 4, израильский царь получил от моавитянского царя 100 тысяч овец и 100 тысяч баранов); в обменах баранами, ягнятами, козлами (Иезек. 27, 21), подготавливавших ту ситуацию, когда Овца или баран выступали в качестве единицы обмена. У древних евреев баран иногда выступает как тотемное животное. Особенно многообразно представлен культ барана в Древнем Египте. При ряде храмов содержались священные бараны, освобождённые от хозяйственных работ. Бараны подлежали закланию в зрелом возрасте; они бальзамировались и торжественно предавались погребению. Ряд божеств известен в овноголовом виде, ср. Хнума из Верхнего Египта, Херишеф из Гераклеополя и Осириса из Мендеса, слившихся в триединое божество (интересно, что название Мендес одновременно означает и барана; в этом городе к статуе Осирисе в виде барана приходили женщины желавшие потомства, и обнажались перед ней в надежде получить от Осириса плодовитость). В образе барана (иногда крылатого барана) почитался в Фивах и бог солнца Амон. Определённые элементы египетского влияния присутствуют в «овноподобии» Зевса. В греческой мифологической традиции баран был также одним из животных, посвящённых Афродите. Златорунный баран сбросил с себя в воды пролива Геллу, спасавшуюся вместе с братом Фриксом от злой мачехи Ино. Златорунный баран — стержневой образ мифологического цикла об аргонавтах. Следы барана как тотемного животного в названии аттического рода Криоидов — от др.-греч. «баран» (таково же название мифологизированного созвездия Овна). В барана может превращаться и божество (одна из аватар Агни — баран), и человек (нередки случаи сказочного превращения в барана околдованного или заклятого героя; ср. обратный мотив в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес»: больному сознанию Передонова мерещится, что его друг — баран, чарами колдовства превращённый в человека). Из сказочных мотивов, связанных с бараном, лишь немногие сохраняют связь с мифами [ср. русские сказки типа — добыча бараном (и козлом) огня, превращение героя в барана]; большая часть мотивов относится к теме сообщества животных (баран и козёл, баран и кот, баран и птица, 12 баранов и т. п.), к теме барана и волка (причём глупый баран нередко выходит победителем), к комической трактовке образа барана [бараний лоб, баранье упорство (тупость), зажаренный баран и т.д.]. У ряда алтайских народов один из месяцев (июль) связан с бараном. Образ Овцы известен в западноевропейском животном эпосе (круг «Романа о Ренаре»), в его источниках и продолжениях — басня, аполог, фаблио и т.п. Он же часто используется в символике и эмблематике, в искусстве древнего мира и средневековья (нередко как аллегория). В мифологизированном изобразительном искусстве Овца часто заменяется облаком. Образ барана в этом отношении значительно уступает образу Овцы; зато, в отличие от Овцы, он появляется уже в верхнепалеолитическом искусстве, где на его долю (каменный баран) приходится приблизительно 7% всех изображений животных.

Баран или овен - величественная дpeвневосточная эмблема солнца огня, божественный символ жизненной энергии и пламенной страсти, силы и мужества, импульсивности, настойчивости. Негативный образ овцы резко контрастирует с возвышенно¬ позитивной символикой овна. Уже B дpeвности овца рассматривалась как неразумное, хотя и безобидное, создание, нуждающееся в постоянной защите, опеке и руководстве. Овца - символ духовной слепоты и беспомощности, аллегория стадной психологии толпы. С течением времени древняя солнечная эмблема овна столь сильно деградировала, что практически сравнялась по значению с овцой. В самом деле, в современной европейской символике овца служит олицетворением глупости и трусости, а баран - воплощением тупости и упрямства.

В мифологии овен - священное животное многих богов Древнего мира: египетских Амона и Осириса, йеменских Алмакаха и Талаба, индуистского Агни и римского Марса. Золотой баран, оставивший на память о себе драгоценное золотое руно - атрибут греческого бога Гepмeca.

Тибетская «Мать всех сабдагов», могущественная колдунья с восьмьюдесятью морщинами, разъезжает верхом на баране, а скандинавский громовержец Тор - на бараньей упряжке.

Сами боги не брезговали перевоплощаться в баранов. Так поступали: индуистский боr войны Bepeтparна, Хевиозо («Orромный Баран») у народа фон (Даrомея), Фыры Дзуар «Святой Баран») у осетин и др.

Бараний облик принимали в народном эпосе и великие герои древности: Александр Македонский, лахмидский царь Мунзир, зять Пророка - Али. Арабские поэты, воспевая их славные подвиги, рисовали обобщенный аллегорический образ дикого солнечного барана, поражающего вpaгoв смертоносными ударами poгов и копыт.

Примерить баранью шкуру были не прочь и некоторые философы. В древних китайских трактатах, посвященных легендарному основателю даосизма Лао-Цзы, упоминается о том, как он при посещении овечьего базара обернулся черным бараном.

Мифологическая символика овна разнообразна, но всегда позитивна. Oднорогий баран сечжай, ассистент первого китайского судьи rао-яо, выглядит воплощенным правосудием: если сам судья не мог решить, кто прав, а кто виноват, он обращался за помощью к своему мудрому барану. Прозорливый сечжай, неспешно обойдя всех подозреваемых, начинал бодать виновного, а невинного не трогал. Так вершился праведный бараний суд.

В ряде мифов овен символизирует защиту и убежище. Титанида Рея, мать главных олимпийских богов, спасая Посейдона от прожорливого Кроноса, взявшеrо за правило поедать собственных дeтей, спрятала сына среди пасущеrося стада. Одиссей и ero товарищи спаслись из пещеры Полифема, превратившуюся для них в смертельную ловушку, тоже только блаrодаря баранам. Зная о том, что ужасный циклоп по утрам выпускает свое стадо на пастбище, они спрятались под брюхом баранов, вцепившись руками в густую шерсть животных и обрели, таким образом, свободу. В бараньей шерсти трижды пряталась от недостойных и Аши, иранская богиня удачи.

Символом исключительности явились в гpеческих мифах златорунная овечка Атрея и золотой баран Гермеса. Благодаря последнему аргонавты испытали множество приключений и преодолели немыслимые препятствия. Поход античных гepoeв за золотым руном сопоставим по значимости со странствиями рыцарей Круглого стола, разыскивавших Святой Грааль, и с многовековыми исканиями алхимиков, пытавшихся получить мифический философский камень. Все их устремления, в сущности, означают одно: поиск высшего идеала, попытку решения сверхзадачи и достижения сверхцелu.

Причудливая народная фантазия способна породить и не такое диво, как златорунный барашек. В книге Томаса Брауна «Ходячие суеверия» (1646) приводится краткое описание забавного гибридного существа: «Превеликим чудом считается "баромец", это странное растение-животное, или растительный "татарский овен", которое с удовольствием пожирают волки; оно имеет форму овна, при надломе испускает кровавый сок и продолжает жить даже тогда, когда все растения вокруг нeгo погибают».

Что же овцы? В мифологии эти беспомощные создания имеют своих небесных покровителей. О них трогательно заботится шумерская «Матушка-Овца» Лахар, римский Палес, осетинский Фальвар, адыrейский Емыш, владеющий бесчисленными отарами волшебных овец и Т.д.

Оберегают овец и земные пастыри - последователи библейского Авеля. Они вceгда готовы защитить своих жалобно блеющих подопечных от любой опасности.

Яркий тому пример - пастух Aнтarop, в борьбе за овцу из вверенного ему стада одолевший самоrо Геракла. Помимо богов и людей у овец есть и природные покровители - бараны. Власть барана над отарой овец сродни власти вождя над толпой, недаром уже в Ветхом Завете под баранами подразумевались цари, а под овцами целые народы.

В древнеегипетской иконографии в виде барана (или человека с головой барана) изображались многие великие боги: создатель первых людей Хнум, бог солнца Амон, покровитель Гераклеополя Хери¬шеф, властитель 11-гo нома Верхнего Египта Меримутеф.

Особой символической мощью нaдeлены бараньи poгa. Спиралевидные poгa египетских боrов символизируют циклическое движение солнца через земной мир живых и загробное Царство Мертвых. У иудеев священный poг шофар - символ защиты, а библейский баран с четырьмя рогами - эмблема мудрости. В национальном орнаменте татар, калмыков, алтайцев, бурят и тувинцев узор в виде poгoв барана олицетворяет настойчивость и целеустремленность.

В религиозном искусстве народов Востока барану принадлежит самая почетная роль. На Кавказе, например, изображение барана заменяет эмблему дocтатка и богатства. Еще более важное значение придавалось этой эмблеме в Caсанидском искусстве Ирана, rде баран являлся воплощением фарна (божественной сущности), символизирующим вepховную власть, могущество и богатство.

В религии древних народов и баран, и овца выступают как угодные богам жертвенные животные, однако, совершая жертвоприношение, необходимо было учитывать вкусы привередливых богов.

Дело в том, что Аларды, злобный дух оспы у осетин, предпочитал полакомиться белым барашком, тогда как Нгаи, громовержцу масаев, баранину и на дух не переносил; ему подавай только овцу, и непременно черную. Труднее вceгo было прокормить пучеглазого китайского водяного Эрлана, уплетавшего за один присест сотни баранов и овец любой pacцветки. И упаси Бог не угодить божественным нурманам - тогда новый Потоп и оспа в придачу гарантированы.

Разорительные жертвоприношения - неотъемлемая часть культа всех языческих религий, существовавших на заре человечества. Повзрослев, цивилизация сделала выбор в пользу более дешевого и практичного монотеизма (единобожия). В христианстве, например, никакие жертвы не нужны - единственной искупительной жертвой за все грехи мира выступает сам Сын Божий.

В христианской символике есть место и овцам, и баранам, и пастырям. Овца здесь олицетворяет всю паству - неразумное разношерстное стадо, не способное и шагу ступить без мудрого руководителя. Смиренная и кроткая овечка, покорно следующая указанной церковью тропой спасения, ассоциируется с основной массой благонамеренных верующих; «заблудшая овца» с невольным грешником, «черная овца» с закоренелым грешником, а «паршивая овца» с неисправимым еретиком. Наставлять паству на путь истинный, а главным образом оберегать божьих овечек от происков волка рыщущего (дьявола), призваны духовные пастыри, поэтому белая шерстяная сутана митрополита и папы римского служит знаком пacтыря, несущего овцу на своих плечах. Охрану символической отары несут и многочисленные подпаски - клирики, и псы господни - доминиканцы. Но поскольку главным, природным вождем стада является все-таки баран, то в его шкуру нередко рядили самого Иисуса Христа.

Овен в астрологии - первый знак зодиакального Kpyгa, вступающий в силу в момент весеннего равноденствия, а посему он символизирует первопричину бытия, сакральный момент творения, начало природного цикла, весну и живительное солнечное тепло. Люди, рожденные в период его господства (21 марта - 19 апреля), просто-таки обречены стать лидерами, вождями, наставниками, чемпионами, первооткрывателями или первопроходцами. Овны отважны как львы, стремительны как молнии, воинственны, как дети Марса, их воля несокрушима, как скала, и все препятствия на пути к намеченной цели они способны смести как ypaгaн. Вместе с тем им присущи: баранье упрямство, непомерная гордыня, caмовлюбленность Нарцисса и грубость дикаря. По мнению астрологов, в политике эти люди руководствуются иезуитским девизом: «Цель оправдывает средства», а в любви хранят верность лишь собственным прихотям.

Особый раздел мантики, именуемый скапулимантией, использует в качестве главного инструмента предсказания cyдьбы баранью лопатку. Скапулимантия - один из древнейших видов гадания, практиковавшийся колдунами и шаманами многих народов мира. В английском Языке сохранилось даже специальное выражение, означающее буквально: «читать по лопаточной кости». Нехитрый процесс гадания сводится к следующему. Вываренную и тщательно очищенную правую баранью лопатку дepжат над огнем до тех пор, пока кость не растрескается. Затем колдун приступает к изучению полученных результатов. За ocнову берется самая длинная продольная трещина, трактуемая как «линия жизни». Немаловажную роль играют в гадании и поперечные трещины: те из них, что лежат справа от основной линии, предвещают радостные и счастливые события в жизни человека; те, что слева, препятствия и дурные предзнаменования. Какие именно зависит только от фантазии колдуна. Хуже вceгo, если на лопатке обнаружится черное пятно, так как это явный знак смерти, и чем ближе такая «черная метка» расположена к «линии жизни», тем скорее могила распахнет вам свои жуткие объятия. Здоровый как бык розовощекий детина, отродясь не страдавший даже икотой, Получив такое пророчество, моr удивленно воскликнуть словами Вещего Олега:
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
После чего либо уверовать в предсказание и помереть со страху, либо, вежливо поблагодарив колдуна, пожелать старому черту, чтоб он треснул вместе со всеми своими глупыми костями.

В истории Англии XVI века произошло кое-что похуже: там всегда смирные и безобидные овечки вдруг показали волчий оскал. Англичане rоворили даже, что «овцы пожирают людей». Да что там простые англичане! Сам канцлер королевства, знаменитый Томас Мор (1478-1535) писал, обращаясь к лордам и новым дворянам:

«Ваши овцы, обычно такие кроткие, довольные очень немногим, теперь, говорят, стали такими прожорливыми и нeутолимыми, что поедают даже людей и опустошают целые поля, дома и города».

Разумеется, приведенные слова не стоит понимать буквально, поскольку все это метафора. Дело в том, что разведение овец ради торговли шерстью сделалось в означенном веке исключительно выгодным занятием. Настолько выгодным, что родилась другая метафора: «Копыто овцы превращает песок в золото».

Но для выпаса овец требовались обширные пастбища, и тогда алчные феодалы начали захватывать общинные земли, сгоняя крестьян с их наделов и снося цeлые деревни, а лишенные средств к существованию люди, умирая от голода, проклинали ни в чем не повинных овец вмecте с их бессовестными владельцами.

Экспорт шерсти приносил знати такие баснословные барыши, что ее единогласно признали «наиболее драгоценным продуктом королевства». Именно тогда в Англии и появился национальный символ богатства мешок, доверху набитый овечьей шерстью. И по сей день этот мешок стоит в палате лордов, а на нем, словно на троне, восседает лорд-канцлер королевства.

В средневековой эмблематике необычайную популярность приобрел орден Золотoгo Руна, учрежденный в 1429 г. герцогом Бурryндии Филиппом Добрым. На знаке ордена был изображен подвешенный на цепи золотой барашек, а над ним - золотой кремень с алыми языками пламени и девизом на синей эмали: «Haгpaдa не уступает подвигy». Вскоре подобной эмблемой обзавелись и дрyгие eвропейские властители, превратившие ее в высший знак монаршей мощности, поэтому кавалерами ордена Золотого Руна становились лишь высокопоставленные особы. Нижняя часть орденскоrо знака в виде золотоrо барашка сохранилась во всех вариантах ордена, зато его верхняя часть везде выглядела по-своему. Так, австрийскую разновидность ордена отличала золотая пластина с изображением Ясона, поражающеrо дракона, а в испанском варианте верхнюю планку знака украшали пять крупных бразильских топазов. А вот во французском ордене «Трех Золотых Рун» коронованный императорский орел подцепил когтями целую связку из трех золотых барашков.

В наше время во многих странах Азии эмблема бараньей головы на тopгoвыx марках товаров является знаком высшего качества. И не только там. Красная баранья голова на эмблеме американской автомобильной марки «Додж» имеет, по видимому, аналогичное значение.

В геральдике эмблема овцы, барана или бараньей головы указывает на регионы развитого овцеводства. Белая овца включена в герб Фолклендских островов. Белый златороrий баран, мирно пасущийся в голубом поле, государственная эмблема Фарерских островов, попавшая oттyда и в датский герб. Голова барана изображена в гербе Евпатории. В родовых гербах русских дворян Барановых, Баранецких, Баранских и Барановских эмблема идущеro барана не имеет символического значения, т.е. является «говорящей».

В современном бытовом фольклоре отношение к нашим баранам и овцам резко негативное. Столь славный на Востоке овен у нас являет собой образец тупости «смотреть бараньими глазами», «...как баран на новые ворота»), тупого упрямства «прет, как баран») и полнейшей некомпетентности «...разбирается, как баран в апельсинах»). Овца же выглядит как воплощенная трусость и глупость. Робкому человеку в шутку советуют «позаимствовать у овцы храбрости», а про показного храбреца говорят, что он «молодец против овец, а против молодца - и сам овца». Блеяние овцы ассоциируется с глупейшим лепетом, с крайне неразумными речами. В коллективе самым вредным существом считается «паршивая овца», которая «...все стадо портит», хотя при желании даже из нее можно извлечь некоторую пользу «с паршивой овцы - хоть шерсти клок»). Особый смысл заключен в метафоре: «рядиться в овечью шкуру», т.е. скрывать агрессивные, враждебные намерения под личиной скромности и миролюбия. (myfhology.info)

Пословицы и поговорки

Баран без шерсти не живет.
Баран в хлеве, рога в стене.
Баран овцы стоит.
Баран по дворам, а овцы по подворьям.
Барану пара - овца.
Без вымени овца - баран.
Без пастуха овцы не стадо.
Будешь знать до конца, будешь сив, как овца.
Будешь овечкой - волки найдутся.
Буду седа, как овца, а не пойду за вдовца.
Будут целы овцы, коли волк стережет.
Будь овцой - волки готовы.
Бывает добрая овца и от беспутного отца.
Волка в овцу не превратить.
Волк и больной овце не корысть.
Волк и в овечьей шкуре не укроется.
Волк и из счета овец таскает.
Волк и овца вместе жить не могут.
Волк овце не товарищ.
Волк подыхал — овца резвилась.
Волку не давай овец пасти, в подоле огонь не носи.
Волку овцу не доверишь.
В тени одного дерева укроется сотня овец.
В чужом хлеву овец не считают.
Выросла с отца, а дика, как овца.
Где много пастухов, там все овцы передохнут.
Где овца-мать, там и ягненок.
Гиена не пожирает овец, которых ей поручили.
Голой овцы не стригут.
Две ярочки - та же овца.
Детеныш мыши грызет мешок, детеныш волка дерет овцу.
Добр волк до овец да пасти ему не дают.
Если одна овца прыгнет с утеса, то и все прыгнут за ней.
Ешь, волк, чужую кобылу, да моих овец не тронь.
Жадному человеку нельзя доверять овец пасти, скупому человеку нельзя доверять обед готовить.
Жалеть волка — жертвовать овцой.
Живут, как волк с овцой.
Жизнь вдовца — как среди волков овца.
За бешеной овцой не крылату пастырю быть.
Замешалась, как овца меж коз.
За одной овцой целое стадо бежит.
Змея не насыщается водой, волк - овцами, огонь - дровами, сердце - мыслями, глаз - виденным.
Знай, овца, ножницы.
И волки сыты, и овцы целы.
Избалуется овца - не лучше козы.
И овцы целы и волки сыты.
И от доброго отца родится бешена овца.
И считанную овцу волк съедает.
И то бывает, что овца волка съедает.
Кабы лиса не подоспела, то бы овца волка съела.
Как бешеная овца головой вертит.
Каков пастырь, таковы и овцы.
Когда волк будет овцой, медведь стадоводником, свинья огородником.
Когда много пастухов, овцы гибнут.
Когда много чабанов, среди овец падеж.
Когда пастухов много, овцу волк задерет.
Когда пастухов много, овцы дохнут.
Коза с козой дерутся, а у овцы ноги сломаны.
Которую овцу волк задавит, та уж не пищит.
Крадет волк и считанную овцу.
Кроткая овца всегда волку по зубам.
Кто волка боится, тот овцу не держит.
Куда одна овца, туда и остальные.
Курдюк для овцы не груз.
Лакома овца к соли, коза к воле, а девушка к новой любови.
Ленивой овце и своя шерсть тяжелой кажется.
Ловит волк роковую овцу.
Любовь какого толка промеж овцы и волка.
Мать дитя любит, а волк овцу любит.
Молодец для овец, для коров не здоров.
Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
Набалуешь овцу - не хуже козы.
Набралась овца репьев.
На дубу свинья гнездо свила, а овца пришла, яйцо снесла.
Натореет крестьянская овца, лучше (не хуже) боярской козы.
Не бесчести в загонях добра молодца: загоняешь и волка, так будет овца.
Не будь овцой, так и волк не съест.
Не бывает такой овцы, чтобы и шерсть длинная, и курдюк большой, и спина салом покрыта.
Не верти головою, как бешеная овца, не продали б татарам.
Не давай волку овец пасти, не давай поварешки жадному.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Не прав волк, что овцу съел, не права овца, что в лес зашла.
Не прикидывайся овцою: волк съест.
Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.
Не только тот виноват, кто украл овцу, но и тот, кто ему овчарню показал.
Не только шерсти, что на ладони, а овца, сказывают, вся ею обросла.
Овец не стало, так и на коз честь пала.
Овечья шерсть растет на овце.
Овца без стада - волку добыча.
Овца в тигровой шкуре.
Овца и волк не могут находиться вместе.
Овца, как пчела, дает одну прибыль.
Овца не помнит отца, а сено ей с ума нейдет.
Овца приносит по одному ягненку, вырастая они составляют стадо; собака приносит по несколько щенят, вырастая они дерутся и разбегаются.
Овца проклинает, а волк и не взглянет.
Овца руно растит не про себя.
Овце с волками худо жить.
Овцу, отбившуюся от стада, съест волк.
Овцу стригут, баран дрожит (или: другая того же жди).
Одна овца все стадо путает.
Одна паршивая овца всё стадо портит.
Отделившуюся овцу волк съедает.
Отделять овец от козлищ.
От козы - козленок, от овцы - овца.
От одной и той же овцы родятся и белые, и черные ягнята.
Отсеки собаке хвост - не будет овца.
От собаки - щенок, от овцы - ягненок.
Отстанет овца от отары — волку достанется.
Паршивую овцу из стада вон.
Плохо овцам, коли волк пастух.
Повадится овца, не хуже козы.
Пока волк не съел овцу у соседа, хозяин не стерег своих.
Покорную овцу трижды доят.
Посади деревенскую овцу в почет - будет хуже городской козы.
Пчелы по овце, крылья по епанче: с поносу летят, заборы трещат.
Пусть делают что хотят, лишь бы не причинили вреда нашей овце.
Разве волк пройдет мимо овцы.
Разве волк станет овцой.
Разве станет коза овцой, а овца козой.
Режет волк и меченую овцу.
Режь, волк, чужую кобылу, да моей овцы не тронь!
Сделайся овцой, а волки готовы.
Сера овца, бела овца - все один овечий дух.
Смирна была овца, так волк съел.
Снаружи - овца, внутри - волк.
Собравшихся вместе овец даже волк боится.
С одной овцы двух шкур не снимешь.
С паршивой овцы хоть шерсти клок.
Среди овец - баран, среди баранов - ягненок.
Станешь гордой овцой, а волки тут как тут.
Стать овцою - волки найдутся.
Стоит овца барана.
Стригу овцу, так шерсть моя; шкуру сниму, так и мясо съем.
Считанных овец волк не ест.
Сыта овца кричит, голодна овца кричит.
Телята пропали, а овец покрали.
Только дождь заставляет овцу и козла встречаться в одном погребе.
У кого нет овец, у того и нож тупой.
Упрямая овца волку корысть.
У рано поднимающегося пастуха овца двойню родила.
У ягненка от черной овцы хоть пятна, да будут черныем.
Хитрый ягнёнок любой овце свой детёнок.
Хороший пастырь стрижет овец, а не обдирает их.
Хорош молодец: ни коз, ни овец.
Худо овцам, где волк в пастухах.
Чем короче стригут овцу, тем гуще она отрастает шерстью.
Через низкое прясло и овца прыгает.
Чист молодец: ни стада (ни коз), ни овец.
Чтобы и волки были сыты, и овцы целы.
Шелудивая овца все стадо портит.
Эки чудны толки, что съели овцу волки.
Это ловец старых овец.
Я ведь не без имени овца.
Я не краденая овца.

Песни

Notis Sfakianakis - Provata

Zdob si Zdub - Миорица

Мэри и Баран
(Самуил Маршак)

У нашей Мэри есть баран.
Собаки он верней.
В грозу, и в бурю, и в туман
Баран бредет за ней.

Водила Мэри на луга
Барашка с первых дней.
Он отрастил давно рога,
Но ходит вслед за ней.

Вот Мэри вышла из ворот.
Баран бредет за ней.
Она по улице идет.
Баран идет за ней.

Она доходит до угла.
Баран идет за ней.
Она помчалась, как стрела.
Баран бежит за ней.

Она вбегает в школьный сад.
Баран бежит за ней.
Она кричит: «Иди назад!»
Баран идет за ней.

Она кричит: «Уйди сейчас!»
Баран идет за ней.
Она вбегает в первый класс.
Баран бежит за ней.

Но Мэри двери перед ним
Закрыла поскорей,
И он, печален, недвижим,
Остался у дверей.

Часы пропели девять раз
Из будочки своей.
Идет учительница в класс.
Баран идет за ней…

На этом кончу я рассказ.
Что может быть ясней?
Вошла учительница в класс,
Баран вбежал за ней!

Барашек
(Самуил Маршак)

- Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?

- Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка:

Один мешок -
Хозяину,
Другой мешок -
Хозяйке,

А третий — детям маленьким
На теплые фуфайки.

Бараны
(Сергей Михалков)

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути."

Черный брат ответил: "Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!"

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

Три путешествия Барана
(Борис Заходер)

1
В далекий путь,
В далекий путь
Отправился Баран -
Решил взглянуть,
Решил взглянуть
На Море-Океан!

- Постой, постой!
Господь с тобой!
Какой там океан?
Ведь ты, дружок,
Не волк (морской),
А форменный баран!

Там и в помине нету, брат,
Ни клевера, ни кашки.
- Не может быть!
Ведь, говорят,
Там тоже есть барашки!
2
- Ты снова в путь?
- Да, снова в путь!
- Куда же ты, Баран?
- Решил взглянуть,
Решил взглянуть
На новый ресторан!

- Держись подальше - мой совет -
От этих злачных мест!
Попасть ты можешь на обед -
Но кто кого там съест?
3
- Пора бы, брат, и отдохнуть!
- А мне пройтись охота!
А главное, хочу взглянуть
На новые ворота!

- Ну что же! С Богом, в добрый час!
Я возражать не стану:
Вот это будет в самый раз
Приличному барану!

Элегия на смерть моей овцы, которую звали Мэйли
(Роберт Бёрнс)

Пишу стихами или прозой,
А по щекам струятся слезы.
Судьбы исполнились угрозы:
Погас мой свет.
Живут на свете овцы, козы,
А Мэйли нет!

Моя душа тоской объята.
Я потерял не клад богатый,—
Иная, тяжкая, утрата
Гнетет певца.
Меня любила, точно брата,
Моя овца.

Таких друзей на свете мало.
Меня узнав за два квартала,
Она по городу бежала
За мной вослед
И так сердечно отвечала
На мой привет.

Она была овцою кроткой,
Ходила чинною походкой
И не валила загородки
В чужом саду.
Грехов за век ее короткий
Я не найду.

Ее кудрявого барашка
Кормлю я хлебом или кашкой.
Увы, он так похож, бедняжка,
На мать свою,
Что я над ним вздыхаю тяжко
И слезы лью.

Она была не нашей местной
Овцой, породы неизвестной:
Приплыл ее прапрадед честный,
Большой баран —
С ее прабабушкой совместно —
Из дальних стран.

Никто не снял с нее овчины.
Увы, единственной причиной
Ее безвременной кончины
Была петля…
И так же душишь люд невинный
Ты, конопля!

Пускай же все поэты Дуна
Настроят дудки или струны.
Пусть соберутся ночью лунной
Ко мне певцы
Прославить память Мэйли юной,
Моей овцы!

Бедная овечка
(Расул Гамзатов)

Ты безгрешна до того,
Что почти святою стала.
Не загрызла никого,
Никого не забодала.

Дважды в год тебя стригут
До последнего колечка.
И однажды в пять минут
Шкуру начисто сдерут,
Бедная овечка,
Бедная овечка!

Человек родился: пир!
И венчаешь ты шампуры,
Человек покинул мир —
И осталась ты без шкуры.

Настежь дверь пред кунаком —
И дохнула жаром печка.
Уксус смешан с чесноком,
И запахло шашлыком...
Бедная овечка,
Бедная овечка!

Грудой тонкого руна
Ты дрожишь в извечном страхе
И в любые времена
Даришь мужеству папахи.

Похудеть готов бурдюк,
Чтоб вино лилось, как речка.
А тебе опять — каюк:
Слишком лаком твой курдюк,
Бедная овечка,
Бедная овечка!

Ты невинна и кротка,
И поэтому не сдуру
Для злодейств во все века
Волк в твою рядится шкуру.

Слова истинного лад
Не сотрется, как насечка.
И порой всю жизнь подряд
Про кого-то говорят:
Бедная овечка,
Бедная овечка!