Инанна, Нинанна, Иннин (шумер., буквально — владычица небес), в шумерской мифологии и религии центральное женское божество — покровительница г. Урука и его окрестностей (Забалама и Кулаба). Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев. При неизвестных обстоятельствам культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ана. Заняв место Ана, Инанна одновременно выполняла функции богини победы, богини урожая и плодородия, богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни, плотской любви, распри и т.д. Впоследствии это – центральный женский образ шумерского пантеона богов, перешедший в аккадскую (вавилоно-ассирийскую) мифологию, где Инанна почиталась под именем Иштар.
Под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество - «звезда утреннего восхода» (планета Венера). Символ Инанны, ставший знаком-идеограммой её имени - кольцо с лентой (косой?), (появляется в изобразительном искусстве Шумера и в ранних пиктографических текстах уже на рубеже 4-3-го тыс. до н. э.), другой символ - многолепестковая розетка, может быть, изображающая звезду. В списке богов из Фары (26 в. до н. э.) упоминается на третьем месте (после Ана и Энлиля). В литературных мифологических текстах, по одной (урукской) традиции, Инанна - дочь бога неба Ана, по другой (урской), - дочь бога луны Наины, сестра солнечного бога Уту (родового бога династии правителей Урука). С вытеснением Ана Энлилем Инанну иногда называют его дочерью. Фигурально (но не в буквальном смысле слова) её часто именуют дочерью Энки как божества мудрости.
С Инанной связано большое число мифов. Один из мифов (условное название: "Энки и Шумер", или "Энки и мироздание") связан с определением функций богини. Инанна жалуется мудрому "отцу" Энки на то, что её обошли при распределении божественных обязанностей. Тогда Энки наделяет Инанну любовью к битвам и разрушению, способностью привлекать мужчин и дарит ей всевозможные одеяния (в другом варианте мифа Инанну возвеличивает бог АН). Инанне как носительнице культуры посвящён один из искуснейших по композиции мифов, в котором наиболее полно отразились шумерские представления о культуре своего времени. Инанна отправляется из Урука в Эреду(г) к "богу-отцу" Энки с целью приумножить славу Урука: Инанна хочет облагодетельствовать свой город, добыв для него таблицы судеб ме, хранящиеся у Энки. Тот принимает богиню очень приветливо. На пиру захмелевший и окончательно очарованный Инанной бог опрометчиво дарит ме Инанне, которые та торопится погрузить в ладью. Протрезвевший Энки посылает демонов водной стихии (лахама) во главе со своим советником Исимудом в погоню за Инанной. На каждой из семи стоянок по дороге от города Энки - Эреду(г)а до Урука происходит сражение между силами Инанны и Энки, но в конце концов Инанне удаётся довезти ме до Урука, и они оказываются потерянными для Энки навсегда. (Источник)