Маат

Маат (Аммаат) — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута — пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Она была супругой бога мудрости Тота.

На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Представления о Маат являются осью всех представлений древних египтян о вселенной и этических основ их мировоззрения. Согласно традиции, как и другие боги, крылатая Маат в изначальные времена пребывала среди людей, греховная сущность которых заставила её последовать за своим отцом Ра на небеса.

Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки. Установленный богом на земле, царь поддерживает Маат и посредством ритуалов, победоносных войн и личного благочестия уничтожает Исефет — ложь, хаос, разрушение. Поднося во время ежедневного богослужения в храме к лику божества статуэтку Маат, дочери солнца увенчанной страусовым пером, царь вновь из конкретного властителя становился воплощением самого принципа царственности, аккумулируя опыт многочисленных предков и создавая основу для жизни своих преемников.

Статуэтка Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии, царь тем самым восстанавливает космическую гармонию, ибо «сердце богини Маат возлюбило его, и она возносится к богам в вечности», воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом. Кроме того, богиня была связана и с действенностью произносимого слова; так, Книга Коровы упоминает, что на языке произносящего этот священный текст должна была быть начертана фигура богини истины Маат.

Концепция Маат составляет основное звено египетской этики. Везиры, начиная с V династии, считались жрецами Маат; судьи в более позднее время носили на шее на цепочке ее изображение. В крупных храмах, и в частности в храме в Дейр-эль-Медине, соблюдался культ Маат. Фараон, как сын бога и представитель богов на земле, должен было охранять, так называемый «Маат — правопорядок».

Маат — жена Бога Знаний Тота. При этом Тот представляет «принцип резонанса», а Маат — «принцип естественного порядка».

Как творец вибрации и звука, бог Тот (муж Маат) олицетворяет первого мага, осуществляющего заключительный этап синтеза между энергией и веществом. Взаимодополняющий процесс проводит Маат, изготавливающая для животного, растительного и минерального царства физические шаблоны всех природных форм. Это она устанавливает каноны Священной Науки: искусство, архитектуру, геометрию и астрономию. Её «космические образцы» выражены в гармонии и идеальной симметрии.

По сути, вместе со своим мужем Богом Тотом (богом Знаний) богиня Маат и сотворила человеко-богов в их физических телах. Т.е. Боги в человеческих образах появились в эпоху богини Маат. Роль хранителей и наставников человечества в физическом мире выражена у Тота в функции общения, а у Маат — в функции структуры. Маат выполняет функцию структуры, воплощая безграничные матрицы форм, наполненные вибрациями Тота . Бог Тот символизирует Сознание, а Маат — интеллект и интуицию.

Источники:

1.МА-МА: Мир ждёт МА как МАнны небесной

2.Хранительница космического порядка – Маат