Юрий Баранкин как трикстер

Баранкин, будь человеком!

Юра Баранкин — главный герой трилогии Валерия Медведева "Фантазии Баранкина". Первая книга "Баранкин, будь человеком!" вышла в 1961 году, продолжение "Сверхприключения сверхкосмонавта" - в 1977, третья часть, которая хронологически является первой "И снова этот Баранкин, или Великая погоня" ("Неизвестные приключения Баранкина") - в 1989. Два друга, Юра Баранкин и Костя Малинин, ухитрились получить двойки в самом конце одного учебного года и в самом начале другого. Позор! Необходимо привлечь лентяев к общественной работе - и, чтобы избежать её, они готовы на всё. Большинство читателей начинают знакомство с Баранкиным с Великих превращений, но прежде была Великая погоня. Итак, программа ясна: следует немедленно исправить двойки. Юре и Косте в этом поможет отличник Миша Яковлев. Оказавшись в жилище Баранкина, он был потрясён:

Миша Яковлев никогда не был в гостях у Юры Баранкина, хотя между одноклассниками о его комнате ходили легенды и сочинялись целые сказки.

Но всё сводилось к одному: что всё у Баранкина не так, как у людей, а "что всё не так как у людей" сводилось к следующему образному заключению, что пол у него похож на потолок, а потолок похож на пол. Миша Яковлев с нетерпением ждал, когда откроется дверь в этот, как сказали бы взрослые, парадокс.

Наконец, кончив возиться в прихожей, Баранкин распахнул дверь и Миша Яковлев с опаской вытянув шею, которая и без того у него была длиннее, чем у других мальчишек его возраста, сначала повертел ею в разные стороны, затем, перешагнул через порог таким образом, каким входит неопытный купальщик в холодную воду. То, что он увидел, его несколько, интеллигентно говоря, ошеломило, а если выразиться попроще, то ошарашило…

Прямо против входа в комнату висела цветная репродукция с картины художника Решетникова "Снова двойка". На этой картине, кто её видел, то помнит, что изображено: мальчик с портфелем в руках, получивший двойку. Мама с укоризной глядящая на сына, младший брат на велосипеде с выражением на лице: "Ну тебе сейчас мама задаст!" И собака, положившая передние лапы на грудь мальчика, как бы говоря: "Да ладно! Не расстраивайся! Не в пятёрках счастье!"

Сама комната походила на стройплощадку чего-то непонятного и даже таинственного, тем более, что это определялось и подчёркивалось железной табличкой, которой украшают заборы, за которыми что-нибудь строят: "Не пускайте детей на стройплощадку! Это опасно для жизни!".

Вняв табличке, Яковлев снова закивал головой теперь то вверх, то вниз. Баранкин сказал:

- Если не боишься за свою жизнь, то проходи!..

Яковлев вошёл в комнату окончательно, задрав голову. На потолке висел плакат: "Можно ли всему, в том числе математике, учиться, во сне?.." На этот вопрос ответа не было. Но наследующем плакате на вопрос: "Можно ли отвечать на вопросы Михал Михалыча во сне?.." был дан ответ: "Можно! Если Михал Михалыч в это время тоже будет спать рядом!" "Можно ли расти быстрее?.." Этот вопрос тоже был без ответа, "Можно ли, чтобы деревья росли так быстро, как взрыв от снаряда?.." Ответа на этот вопрос тоже не было… На вопрос: "Можно ли переделать двойку на пятерку?" был дан ответ: "Можно, но будет заметно!.." На многие другие вопросы ответов не было. Например, рядом висел лист, на котором было написано: "А что, если взять, да…" Ниже было написано: "А если не брать, тогда что?.."

Левее на листе было выведено: "Я уверен - без забот!?.. Что без забот?!." Ничего было нельзя понять!..

Ещё выше висел лист тоже с непонятной надписью: "Он это впитал с молоком матери!.." В скобках (как говорят взрослые) развить и дополнить в смысле: молоко, обогащенное теоремой Пифагора!!!

Ещё на стене висел кусок белого ватмана с надписью: "Чертеж машины ускоренного роста человека!!!", но чертежа машины никакого не было. "Или ничего этого на самом деле нет, - подумал про себя Яковлев, или это всё засекречено?.. Просто какая-то клинопись… Вот расшифровать бы…" На полу было заготовлено ещё несколько плакатов в том же духе: "А можно ли?.." Но дальше оставалось пустое безответное пространство. Рядом с этими плакатами на полметра выше висел кусок картона, на который были наклеены вырезанные из всевозможных журналов и газет фотографии воробьёв. Воробьи на них летели, клевали, купались в лужах, грелись на солнце. Яковлев почему-то покачал головой и сказал:

- Ты меня, Баранкин, извини, мне раньше казалось, что ты, ну совершенно ничем не интересуешься, а теперь мне кажется, что ты вроде бы как будто хочешь изучить жизнь воробьёв?

- Почему это я хочу изучить жизнь воробьёв? - высокомерно ответил Юра, - я может быть хочу, чтобы они изучили мою жизнь?!

Яковлев успел заметить, что под фотографиями воробьёв было выведено мелким почерком Баранкина: "Это Воробьиния! А что в Бабочконии?.."

Осмотрев всё внимательно в комнате Юры Баранкина, Миша Яковлев сказал:

- … противуречья есть и многое недельно!..


Сразу видно, что хозяин этой комнаты далеко не дурак, но выполнение домашнего задания интересует его меньше всего. Между прочим, сегодня День бегуна... Итак, начнём бег ради бегства!

Владимир Пропп описывает две разновидности магического бегства. Вариант, когда беглецы и/или преследователи превращаются в животных, нашим героям ещё предстоит. И хотя они не могут, подобно сказочным героям, создать за своей спиной лес или море, поймать их ох как нелегко...

Между прочим, бег оживляет умственную деятельность! И это правда, ведь Юра на бегу правильно составил уравнение и практически решил задачу. Возможно, сыграло свою роль и биополе бегущего рядом профессора... Но, похоже, они бегут прямо к школе. Сворачиваем, быстро! Беглецы влетели в чей-то двор и врезались в поленницу. Хозяин был вроде как рад "тимуровцам" - бесплатной рабочей силе. Ребятам пришлось не только убрать двор, но и отправиться за покупками. Вино и сигареты они покупать не стали, а вместо этого посмеялись над заказчиком, решив куда более сложную задачу:

– На деньги дяди Жоры мы можем купить: двенадцать бутылок кефира! Десять пакетов молока! Полкило творога, полкило сметаны, два десятка яиц диетических, две коробки смеси «Малыш», три хлеба «Здоровье».

– Ну, Малинин, – сказал улыбаясь Юра, – Михал Михалыч за такое решение задачи поставил бы тебе пять с плюсом. Иди плати.


Преследователи попались в ту же ловушку. А нашим героям теперь позарез нужно спрятаться... Айда в кино - там днём темно, как ночью. Впрочем, там их уже ищут. Девочки были немало обескуражены, услышав голос Баранкина и не видя его самого. По его словам, он нигде и везде - иначе говоря, обладает едва ли не божественным могуществом. Прямо как Гудвин, Великий и Ужасный...

Основное занятие трикстера - создавать хаос, а любимый приём - изменять облик. Для этого не обязательно превращаться или маскироваться - достаточно, чтобы тебя приняли за кого-то другого. Перебежав дорогу в неположенном месте, Баранкин и Малинин оказываются в милиции, где один из сотрудников принимает их за детей своих знакомых. Туда же попадают преследующие их Зина Фокина, Эра Кузякина и Света Умникова. Ребята запутали и друг друга, и милиционеров.

Следующий эпизод - вечер самодеятельности. Баранкина и Малинина на подобное мероприятие калачом не заманишь, а значит, там их точно искать не будут. Друзья представляются внуками племянников сыновей братьев Стругацких. Судя по всему, они к тому же дети племянников сыновей лейтенанта Шмидта - Юрий Баранкин говорит и действует как достойный наследник великого комбинатора. Малинин представляет своего друга как поэта, а себя - как чтеца-декламатора.

– Баранкин, – вздохнул Малинин, – если ты сейчас скажешь, что я не должен есть булочку и пить воду, то я моментально упаду в обморок. – При этом он так многозначительно посмотрел на булочки, которые лежали на подносе у девчонки, и на кувшин с «фантой», что Баранкин тут же понял, что если он скажет не угощаться, то Малинин действительно упадет в обморок.

– Из-за тебя, – сказал с укоризной Баранкин Косте, – придется отрабатывать этот легкий завтрак!.. Угроза воздушного нападения пиратов двадцатого века миновала. Отбой! – скомандовал Баранкин. – Я пишу стихи!.. И кто только тебя за язык дернул сказать, что я поэт?!

– Баранкин, а ты вообще-то умеешь писать стихи? – спросил Малинин.

– Не знаю, – ответил Юра. – Не пробовал. Нет… вообще-то, я, конечно, все могу… Но, может, не до такой степени, – продолжал Баранкин, грызя, как Пушкин, но не конец гусиного пера, а колпачок шариковой ручки.


Как выяснилось, Баранкин может всё, в том числе и писать стихи. Его поэма о Шуриных ботинках подняла телепрограмму на космическую высоту! А может, ботинки всё-таки Юрины?..

Преследователи идут по пятам - Баранкина и Малинина выдаёт радиомаяк в кармане Юры. Друзья пытаются скрыться на плоту, носящем гордое название "ПЛАВУЧИЙ ДОМ СОЙЕРА И ГЕКЛЬБЕРРИ ФИННА". Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт - "утопленники" Костя и Юра, как когда-то Том и Гек, слышат о себе много хорошего. Погоне конец - как и учебному году.

– Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год ещё не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки!..

Двоечники должны исправиться - решить задачу, а в качестве отдыха выкопать ямы под деревья. И неважно, что завтра воскресенье... Баранкин, будь человеком!

– А если я устал быть человеком, тогда что?.. – возмущённо закричал я на Фокину.

– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – сказала Фокина и вышла из класса.

А я снова остался сидеть за партой, молча сидеть и думать о том, как действительно я устал быть человеком… Уже устал… А впереди ещё целая человеческая жизнь и такой тяжёлый учебный год… А завтра ещё такое тяжёлое воскресенье!…


Если по-настоящему захотеть, можно из человека превратиться, к примеру, в воробья… Короткое заклинание, сочинённое Баранкиным, и невероятные мысленные усилия действительно сделали двух друзей птицами! Но это вовсе не значит, что можно бездельничать. Нужно учиться вить гнездо и драться за скворечник. А вот бабочки точно ничему не учатся. Теперь Баранкин - капустник из семейства белянок, а Малинин - махаон "с крыльями, как у девчонки". Им больше не страшны кошки, зато нужно бояться птиц и людей, да к тому же неумолимого закона природы, по которому бабочки осенью впадают в спячку... Эх, надо было им в трутней превратиться!

Это был ужасный удар. Ни я, ни Малинин не имели ни малейшего представления о том, как выглядят трутни, в которых нам следовало превратиться.

Это что же получается?.. Значит, перепревращение отменяется?! Значит, перепревращение не состоится?! А как же ОНО может состояться, Баранкин, если ты не представляешь, как выглядит ТО, во ЧТО ты должен перевоплотиться!


Как выглядят трутни, всё-таки удалось вспомнить, но Малинин становиться трутнем не захотел. Превратившись в муравьёв, друзья быстро выяснили, что у них выходных дней не бывает, и на себе испытали, что такое инстинкт.

Надо остановиться! - подумал я. - Немедленно прекратить работу и остановиться. Надо сохранить силы для нашего возвращения. А то этот инстинкт к вечеру загоняет нас с Костей до полусмерти, так, что не шевельнёшь ни рукой, ни ногой… В конце концов пусть этому инстинкту обыкновенные муравьи подчиняются без всякого рассуждения, а мы Е-М-У докажем, что мы с Малининым разумные существа. Докажем! А как мы ему докажем, если от моего этого самого разума в голове уже почти ничего не осталось! И мыслей никаких, кроме: "Жми! Тащи! Неси! Ворочай!.." И вот я жму, тащу, несу, ворочаю, а сам себе тихонько командую: "Думай, Баранкин! Думай!.. Соображай всё-таки назло этому самому инстинкту! Не подчиняйся ему! Не подчиняйся!.."

И вот тут-то в моей голове при слове "не подчиняйся" вдруг мгновенно созрел план заговора, может быть, единственного в своём роде на всём земном шаре. Я решил против инстинкта поднять самый настоящий бунт и самое настоящее восстание!


Разум способен противостоять инстинкту - разум ЧЕЛОВЕКА! Пройдя через Великие превращения, Баранкин произносит самые главные волшебные слова: "Я хочу навеки быть Человеком!"

С грустью вспоминая друга, которого он считает погибшим, Юра понимает, что по сути тот всегда был человеком. О себе он судить не может, но читателю ясно, что Баранкин стал человеком куда раньше, чем произнёс последнее заклинание. Костя жив!!! Ребята видят самих себя словно в первый раз, думая об одном и том же:

И везде есть такие ребята, которые ни о чём не думают, и такие, которые думают совсем не о том, о чём надо думать, – такие тоже есть. Например, я и Костя Малинин! Но теперь-то я точно знаю, отчего это все происходит: оттого, что не все ребята знают о том, как это замечательно интересно – думать вообще и особенно думать о том, о чём нужно думать. Думать и соображать! И опять же не как-нибудь, так, инстинктивно, как говорится, по-муравьиному, а по-настоящему думать – по-че-ло-ве-че-ски!!!

Теперь Баранкина не узнать - он сменил школу, фамилию и стиль поведения. Бывший двоечник знает наизусть Большую советскую энциклопедию и тренируется, чтобы стать первым в мире сверхкосмонавтом. Однако окружающих его поведение шокирует не меньше, чем в те времена, когда его дружно уговаривали быть человеком...

Вы знаете, сколько у меня врагов?.. Я подсчитал: сто семнадцать человек, нет, сто шестнадцать, мама у меня друг, а папа - враг.

Одним словом, кто меня знал, тот меня и ненавидел, повторяю, кроме моей мамы. Только доверься моим врагам, в том числе и моему папе! И вообще, я бы не всем разрешал писать воспоминания обо мне, даже моему папе. Возьмём наш класс, всех его учеников. Предложите им написать обо мне. Я убеждён, что эти воспоминания начались бы так:

"…Нам даже и вспоминать не хочется этого типа Иванова, но уж если Истории хочется, чтобы мы вспомнили, то пожалуйста. Ну, во-первых, какая у него была внешность?..

Здесь посыплются реплики:

- А бог его знает…

- Он такие гримасы строил, что его лицо и разглядеть-то нельзя было!.."


Дело в том, что его судят по поступкам, а не по мотивам этих поступков. А откуда же окружающим знать мотивы его поступков, если он их никому не раскрывает? Вот и ломают одноклассники голову, выдвигая разнообразные версии. То ли Юра попал в плохую компанию, то ли влюбился, то ли его какая-то муха укусила, а может, он просто с отклонением. Или же...

- Пожалуйста, я могу не тянуть, я могу вам прямо сказать: Юрий Иванов - это не Юрий Иванов, то есть это не тот Юрий Иванов, за которого мы его принимаем.

За стеной поднялся какой-то невероятный шум, и ни одного слова больше нельзя было разобрать. Потом снова наступила тишина, и Колесников продолжал:

- Мне кажется, что вместо нашего Юрия Иванова кто-то подсунул другого Иванова.

- Кто это нам подсунул другого Иванова? - спросили за стеной.

- Ну кто нам может подсунуть другого Иванова? - переспросил сам себя Колесников - Другого Иванова нам могут подсунуть только инопланетяне. Я убежден, что однажды темной ночью они на неопознанном летающем предмете приблизились к нашей Земле, спустились на нее, похитили Юрия Иванова, а вместо него оставили нам его двойника. Поэтому и удивляться ничему не приходится…

За стеной снова забушевал шум, пока его не оборвал голос Сергея Жарикова. Он у нас самый рассудительный парень, с физико-математическим уклоном. Жариков сказал:

- Ну, знаете, вы, вообще, знаете, договорились до бог знает чего: от полета мухи до полета неопознанного летающего предмета!

- Да, пришелец он! П_р_и_ш_е_л_е_ц! - крикнул Колесников. Пришелец с летающей тарелки!

- "Пришелец"! - передразнил Колесникова Жариков. - На днях в Америке вышла книга, автор которой совершенно математически доказал, что никаких неопознанных летающих предметов около нашей Земли не появлялось - это раз, а два - не такой человек Юрий Иванов, чтобы его можно было увезти в летающей тарелке. Если бы на Землю прилетел даже целый летающий сервиз, то и он бы не справился с Юрием Ивановым.

- Так в чем же дело? - спросила Алла Астахова. - Что будет на следующей станции?

- На следующей станции? - заговорил Жариков. - Вы, конечно, знаете, что я вундеркинд. Объясняю: вундеркинд - это такой молодой человек, который опережает своих сверстников в развитии умственно на года три-четыре. Тех вот… Если я вундеркинд, то кто же такой Юрий Иванов, ведь он же меня в своем развитии опережает года на 33!.. Вот в чём загадка! Как ему удается опережать нас всех на 33 года? Что это такое? Трюк? Феноменальные способности?


В наше время Юрия Иванова отнесли бы к категории детей индиго - с полным на то основанием.

Ведь земного притяжения достойны немногие люди, но больше всех земного притяжения достойны мы, псипы, первым и пока единственным представителем которых являюсь я - Юрий Иванов. Теперь я должен объяснить вам, что же это такое - псип. Такого человека пока нет, но будет. Будет человек. Он, как птица, без всяких самолётов, просто, взмахнув руками, будет взмывать в небеса, с неба будет нырять в море и плыть под водой, как дельфин, со скоростью семидесяти километров в час, затем выпрыгнет на берег, как летающая рыба, и помчится по земле со скоростью гепарда. Гепарда... Одним словом, у природы он должен перенять всё самое ценное: даже под землёй обязан проползать, как проползают кроты.

Когда-то Юра превращался в воробья, мотылька и муравья и в итоге понял, что значит быть человеком. Человек обладает разумом - сверхзамечательной сверхспособностью, но и у животных есть чему поучиться. Так родился проект ПСИП - полное собрание изобретений природы.

Будущий сверхкосмонавт терпеть не может стихи, хотя сущность понятия "псип" изложил в стихотворной форме. Автор нескольких рифмованных заклинаний и поэмы о Шуриных ботинках с подозрением смотрит на листок со стихотворением. Кто его подсунул и, главное, - зачем?

Так я сидел в пустом классе и ломал голову над стихотворной загадкой. Это вообще, а в частности, кроме расшифровки стихотворения, я ещё думал над тем, как разрешить мои денежные затруднения. Старушка, которой я помогал торговать цветами, вот уже целую неделю не появлялась на Центральном рынке. Навестить её под Москвой, где она жила по Рязанскому шоссе, у меня не было времени. Что же делать? Это во-вторых "что же делать?". А в-третьих, я тренировал кисть левой руки, сжимая в ней теннисный мяч. В-четвёртых, я тренировал стопу правой ноги, наступая носком на второй теннисный мяч, как на педаль.

Спокойно заниматься делами ему не дали - в классе появились члены драмкружка, которым нужно было порепетировать сценку о Юрии Иванове (на стыке пародии и имитации). За такой стык можно получить и втык - впервые увидев себя со стороны, чедоземпр-псип-сверкс подошёл к исполнителю главной роли и прочёл ему лекцию о разрушительной и созидательной силе удара, сопровождая теорию практикой. Выслушав классную руководительницу, он уснул. Да это же не человек, а просто какая-то антология таинственных случаев!

Наш герой был и остаётся оборотнем - доказательство на страницах вечерней газеты:

Минуточку, минуточку! На фотоснимке, между прочим, изображены я и мой тренер по самбо. А вопросительный знак стоял потому, что физиономия на снимке в газете была моя, а имя и фамилия под снимком не мои. Я занимался в кружке самбо под чужой, конечно, фамилией. И главное, я сфотографирован без моего ведома и согласия, Я даже на этого корреспондента и внимания-то не обратил. Когда же это он успел меня щёлкнуть? Я ещё раз перечитал надпись под снимком: "Заслуженный мастер спорта Алексей Рогунов, в прошлом известный самбист. Сегодня он тренер спортивного комплекса "Самбо" в микрорайоне Чертаново. Алексей Рогунов подготовил несколько спортсменов-разрядников. На снимке А.Рогунов с группой новичков перед началом тренировочных занятий. В правом углу портрет Коли Горлова - одного из самых способных спортсменов". И ниже: "Фото В.Фёдорова".

Ну, знаете, товарищ Фёдоров, если вы и другие фотокорреспонденты уже сейчас начнут меня снимать во всех кружках, в которых я занимаюсь (к примеру, скажем, в планёрном, в парашютном и так далее и тому подобное), и в каждом, естественно, под другой фамилией, если эти снимки и другие начнут появляться часто в нашей прессе, то я буду вынужден со всей категоричностью поставить вопрос перед ТАСС ребром: или я, или фотокорреспонденты!..

Я и так имею неприятности. В воскресенье шёл с отцом по улице Горького, вдруг передо мной и моим отцом вырастает один парень из парашютного кружка и говорит: "Семён Старовойтов, привет! Завтра прыжки с крыши!" Сказал и как ни в чём не бывало пошёл дальше. У отца, конечно, очки сразу же на лоб полезли.

- Почему он тебя называет Семёном?.. Да ещё Старовойтовым? Да какие прыжки? Да с какой крыши?.. И почему с крыши?..

- С какой крыши?.. "С какой, с какой"!.. Ну, вышку мы так называем! Парашютную вышку! Слэнг это. Жаргон!

- А почему он тебя называет Семёном Старовойтовым?..

- Ну, обознался! Ну, за другого принял! Ну, похож я на какого-то Семёна Старовойтова!

И почему нужно всё обязательно превращать в трагедию?! Неужели нельзя из этого сделать хотя бы героический эпос? Ну, чтобы отреагировать на слова того паренька хотя бы вот такими словами:

"А ты у меня, оказывается, сынок, не только Юрий Иванов, ты у меня ещё и Семён Старовойтов!" - и добродушно рассмеялся бы при этом. И я бы тоже ухмыльнулся сурово и сказал: "Да, папа, я у тебя не только Юрий Иванов, я у тебя ещё и Семён Старовойтов, и Николай Горлов, и ещё Костя Филимонов, и Сергей Тарасов…"


Абсолютно уверенный в том, что его биография должна стать достоянием потомков, Юрий Иванов уже сейчас записывает свои воспоминания в зашифрованном виде. Потомки, может, и будут гордиться, а современникам с ним общаться ох как нелегко... Женщину-милиционера он чуть с ума не свёл - представьте, каково родителям и учителям, которые видят его каждый день! Этот парень знает всё на свете, кроме того, как нужно себя вести. Но почему он не знает, сколько живёт человек?

Итак, я откашлялся и хотел уже прочитать вслух, но негромко, чтобы не подслушали ненароком через стену соседи, но в самую последнюю минуту раздумал. Хорошо, предположим, я бы прочитал: "Дорогие товарищи потомки! Я, конечно, и вы, конечно, знали, что человек на Земле жил до семидесяти - семидесяти пяти лет. Но вот почему он жил только до семидесяти - семидесяти пяти лет, никто не знает, а я знаю. По-моему, люди живут до таких лет, до таких малых лет, я бы сказал, потому что они словно бы сговорились считать, что в семьдесят пять лет человек является как бы стариком. В два годика - это малыш, в десять - это мальчишка, в семнадцать - это юноша, в тридцать - это взрослый человек, в пятьдесят - шестьдесят лет - пожилой человек, а в семьдесят - семьдесят пять - это уже старик. Я глубоко убеждён, если бы люди не знали, что в семьдесят - семьдесят пять лет человек является уже стариком, то они в эти годы не чувствовали бы себя такими и не были бы стариками. По моему глубочайшему убеждению, если взять младенца с Земли и отправить на какую-нибудь планету, где люди живут до тысячи лет, и там, где младенец не знал бы, что он в семьдесят лет уже будет стариком, то этот младенец вместе с другими тоже мог бы прожить тысячу лет". На этих словах я оторвал бы свой взгляд от тетради и убедительно и победительно посмотрел на моих родителей и сказал: "Теперь вам понятно, почему я на вопрос о средней продолжительности жизни человека отвечал словами "не знаю"?

Между прочим, эта теория вполне может подтвердиться...

- Сколько же вы живете? - Неожиданно удивился сэр Джуффин.
- Ну, лет семьдесят - восемьдесят... А что?
Кажется, я ошеломил своего шефа.
- Вы умираете молодыми? Все, до единого?
- Да нет, что вы. За это время мы успеваем состариться.
- А тебе-то сколько лет, сэр Макс?
- Тридцать... скоро будет, или уже было. Здесь я сбился со счета.
Сэр Джуффин не на шутку встревожился.
- Совсем ребенок! Да, дела... Надеюсь, ты не собираешься скоропостижно скончаться от старости лет этак через сорок - пятьдесят? Ну-ка дай я на тебя хорошенько посмотрю...
Джуффин стремительно выскочил из кресла. Через секунду он уже ощупывал мою спину ледяными потяжелевшими руками. Потом его руки стали горячими, а мне показалось, что моя личность, привыкшая обитать где-то в голове, позади глаз, переместилась в позвоночник, чтобы поплотнее пообщаться с раскаленными пальцами сэра Джуффина. Я спиной "видел" теплое сияние, исходящее от его жестких ладоней... Потом это прекратилось так же внезапно, как и началось. Сэр Джуффин Халли возвратился на свое место, полностью удовлетворенный результатами осмотра.
- Все в порядке, парень. Ты ничем не отличаешься от меня, хотя, наверное, тебе трудно в это поверить. В общем, здесь, в Мире, ты можешь прожить куда больше трехсот лет... если не умрешь насильственной смертью, но это уж твоя забота! Ну и напугал ты меня, сэр Макс! Что же за место такое твоя родина? Из какого пекла я тебя вытащил?
(Макс Фрай. Лабиринты Ехо)

Итак, Юрий Баранкин-Иванов в полной мере обладает качествами трикстера. Он привносит хаос в упорядоченный мир средней школы, то получая двойки, то поучая учителей. Ему говорят: "Будь человеком!" - то есть он не достиг некоего "человеческого" уровня, в каком-то плане ближе к животному. Что он и доказал - редко найдёшь персонажа, способного к оборотничеству в столь юном возрасте, а среди советских школьников таких всего-то двое (второй - Малинин). В нём ярко проявляются черты культурного героя. Идеи Баранкина способны принести немалую пользу человечеству, если воспринять их всерьёз и довести дело до конца. Повзрослев, Юра намеревается стать сверхкосмонавтом, который выполнит самое трудное задание - установит связь с инопланетными цивилизациями. (Вот вам и роль посредника между мирами!)

И вот вам пример функциональной роли инициатора и провокатора в его исполнении:

"Сначала все полезут за мной на любой аттракцион, - думал я на бегу. - Потом с каждым новым аттракционом желающих будет всё меньше и меньше, а я буду кататься и развлекаться до тех пор, пока Маслов тоже не выдержит и, как говорится, сойдёт с дистанции. Я же всё равно буду продолжать кататься и развлекаться. И когда я накатаюсь досыта, тогда я пойду в Сандуновскую баню попариться. Часть ребят, наверное, потащится за мной и в баню, но париться, конечно, никто не будет вместе со мной, разве только Маслов. Я попарюсь, потом покупаюсь в бассейне, потом опять попарюсь, потом опять покупаюсь в бассейне, потом немного отдохну и приду в школу. Наш класс занимается во вторую смену, но говорят, что в будущем учебном году мы будем все учиться только в первой смене".

Дальше в тетрадке сохранились лишь обрывки фраз. В ЦПКиО имени Горького на аттракционах всё происходило так, как и предполагал Юрий Иванов: "развлекаться" с ним на аттракционах начали все ребята, а закончил эти испытания развлечениями он в полном одиночестве, даже будущий космонавт Маслов и тот не выдержал перегрузок, предложенных Ивановым.

Обкатав все аттракционы, Юрий направился в Сандуновскую баню. До бани с ним еле доплёлся один Маслов, но что произошло в бане, неясно, так как в тексте отсутствуют ещё страницы три-четыре. Затем Иванов, продолжает описывать, как он сидел в актовом зале школы, ожидая начала уроков, и занимался сразу пятью делами...


Сверхкосмонавт Иванов живёт весьма насыщенной жизнью. Он готовится сыграть главную роль в сатире на самого себя, гипнотизирует гипнотизёра и устраивает пожар. Он вдруг понимает, что знает даже то, что никогда не изучал. Ведь любое знание - это тоже точная комбинация точных слов.

Однако есть то, чего он не знает и о чём даже не догадывается... Нет, речь не о том, есть ли на кухне лавровый лист. Неизвестный доброжелатель, регулярно подбрасывающий Юре стихи, в этот раз прислал автобиографию Чарлза Дарвина, которая заставила сверхкосмонавта серьёзно задуматься...

Ну и пилюли преподнёс мне этот великий естествоиспытатель Чарлз Дарвин! Уж лучше бы я не читал его автобиографию. Из-за него теперь мне придётся вставлять в мой бортжурнал занятия пением, танцами и чтение стихов. А как мне быть, если старик написал в своей биографии, что "если бы ему пришлось заново прожить свою жизнь, то он бы не замкнулся бы целиком только в своей науке...". Он так и заявил, что занятие одной какой-либо наукой "ослабляет эмоциональную сторону нашей природы". И, мол, не только "равносильно утрате счастья", но и "вредно отражается на умственных способностях..." Конечно, петь или танцевать - это небольшое удовольствие. Можно сказать, просто мучение, но если это надо для того, чтобы мозги не сохли, то какой может быть разговор, надо петь!(...)

Быстренько! В аварийном порядке! Понапишу стихов, понапою песен, понатанцую танцев, понасмеюсь вдоволь, понавеселю друзей и понавеселюсь сам. Тем более, что теоретически я со всеми этими премудростями знаком, остается только перейти от слов к делу, и всё! И полный порядок! Я приготовил тетрадь для стихов и песен. Идея! Песни я буду петь свои и на свою музыку.


Усиление эмоциональной стороны своей природы наш герой начинает с того, что рассказывает родителям несколько анекдотов. Почти так же шутил будущий король Оберон, герой романа Честертона "Наполеон Ноттингхильский". Баранкин-старший и Джеймс Баркер реагируют практически одинаково...

Отец посмотрел на меня с недоумением.

- М-да... Гены были лишены не только музыкального слуха, но и чувства юмора.


После того, как Юра сорвал урок пения, товарищи заявились к нему домой всем классом. Похоже, он всё-таки инопланетянин - согласен пройти экспертизу? Не надо его на медосмотр! Юрий Иванов - вовсе не Иванов, а Баранкин... Его тайну раскрыла Таня Тополева - и как он только проглядел самую красивую Таню на свете?.. Это она расшифровала его дневник и подбрасывала стихотворения.

Во время разговора с нами, вернее, во время постановки диагноза твоего заболевания ты, наверное, решил, что твоя несовместимость касается только твоих одноклассников, но дело обстоит гораздо хуже. Гораздо хуже, чем предполагали мы и чем предполагаешь ты. Перед нашим разговором с тобой я с помощью одного инженера-кибернетика заложила твой психологический портрет в электронно-вычислительную машину. Не мне тебе объяснять, что предмет психологии - это закономерности формирования психических свойств человека: потребностей, интересов, привычек, способностей, темперамента, характера. Это и привело меня к инженеру-кибернетику. Мы заложили в электронно-вычислительную машину твой психологический портрет, и вот что нам ответила машина: ты, Баранкин, несовместим ни с одним космонавтом на всём земном шаре!

Осознания этого было достаточно для исцеления. На пять дней Юра забросил тренировки - время это было не потерянным, но найденным. Он всё-таки написал стихотворение о сердце, которое бьётся, как солдат, и его собственное сердце впервые за долгое время учащённо забилось.

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник

Цитаты

- Баранкин, будь человеком! - произнес школьный хор на прощание.
- А что я пятикантроп, что ли? - спросил на прощание Баранкин.
- В лучшем случае, - ответила Фокина, - ты шестикантроп и то с большой натяжкой…

- Я, Баранкин, - сказал Миша, - как будто в твою голову попал, а не в комнату, такой у тебя везде беспорядок… А интересно бы превратиться в молекулу взаправду и очутиться у тебя в мозговых извилинах, - мечтательно сказал Яковлев.
- Не советую, заблудишься, - отрезал Баранкин.
- Что заблужусь, это точно, - согласился Яковлев. - Или попаду в тупик. У этого Баранкина, - продолжал Миша изыскательским голосом, - в голове вместо мозговых извилин мозговой лабиринт. Мысль идёт-идёт, смотришь - заблудилась!.. - сказал сам себе Миша. Он любил иногда говорить сам с собой вслух и даже порой с собой поспорить. При этом он кстати ещё успел заметить, что над подоконником висит микроскоп, направленный в небо, а на полу телескоп, наведённый на блюдце с водой…
- Интересный ты Баранкин, - сказал Миша уже Юре и замялся.
- Что интересный? - подхватил Юра. - Человек, что ли?..
- Видишь ли, - замялся ещё больше Миша Яковлев, - тебе Зина Фокина сказала, что ты шестикантроп с натяжкой, но я бы лично прибавил цифру до семи… до… семикантропа… А если честно, интересный, ты, Баранкин, интересный Баранкин… - продолжал Миша, - а почему у тебя микроскоп направлен в небо, а телескоп в блюдце с водой, когда по логике всё должно было бы быть наоборот? - спросил Яковлев.
- Потому что я изучаю грипп, - ответил Баранкин. - Я хочу уловить самое начало инфекции. Его первую волну. Взрослые с гриппом-то ничего не могут поделать, а ты… - сказал Миша, - и тут же добавил, - м-да, от микроскопа, до телескопа! Есть о чем подумать!..
- Понимаешь, Яковлев, продолжал Баранкин оттягивать начало занятий. - Взрослые, они не правильно рассуждают, они думают, что гриппом человек болеет, а я думаю, что гриппом болеют сами вирусы и лечить надо сначала от гриппа микробов, а человек сам выздоровеет… Понимаешь, Яковлев…
- Я понимаю, - начал разоблачать Яковлев Баранкина, - я то понимаю, что ты меня Баранкин, и себя всеми способами отвлекаешь от цели - я пришёл заниматься с вами математикой, а не гриппом, поэтому, давайте не терять времени даром!

- Где днём темно, как ночью?
Костя подумал малость и сказал:
- Под землёй, конечно.
- Под землёй, - передразнил его Баранкин, - скажи ещё в муравейнике!.. В муравейнике, конечно, тоже темно, но как туда влезть?
- Ещё в киношке, - продолжал размышлять Малинин, - там тоже не светло…
- Так бы сразу и говорил, - обрадовался Баранкин Костиной догадливости. - В кино можно провести полтора часа в полной безопасности…
- Значит, в кино? - спросил Малинин.
- Значит, в кино, - согласился Баранкин, - лучше всего прятаться под самым носом, где меньше всего ждут, - продолжал размышлять он.
- Точно, - согласился Малинин, - если не прятаться, вообще не найдут…

- А кто это с нами разговаривает? - спросила Марина Ольгу.
- Кто?.. Не узнаешь, что ли, голос Баранкина, - ответила Ольга.
- Так это он с нами разговаривал, или только его голос?
- Откуда я знаю? Может он сам, а может только его голос, - сказала Ольга.
- А как же может голос без самого человека разговаривать?
- У Баранкина всё может быть, - сказала Ольга.
В зале стало тихо.
- Баранкин, это ты? - робко спросила Марина.
- Я, - ответил голос Баранкина.
- А где ты?
- Нигде… и везде, - ответил Баранкин.
- Вот и попробуй такого поймать, если он нигде и везде!

- А как вы вообще-то попали в милицию? - успела поинтересоваться Кузякина.
- О чем ты спрашиваешь? - удивилась Фокина, - им только здесь и место!.. Вот как они очутились за одним столом с начальником?!
- Фокина, - ответил строго Баранкин, - есть правила уличного движения, а есть правила уличного выдвижения!.. Заметили!.. И… выдвинули!..

- Федя и Женя, - сказал, багровея лейтенант, - ну-ка, давайте, освободите помещёние! Вы не только меня, но и себя порядком запутали! - сказал лейтенант. - То вы, понимаете, сочиняли стихи, то, понимаете, не сочиняли! То вы Грачёв и Сорокин! То вы Баранкин и Малинин! Понимаете ли! То вы этих девочек знаете, то вы их не знаете, понимаете ли?!. А ещё два будущих гаишника, - сказал лейтенант Фуфачёв, обращаясь к Баранкину и Малинину, - вы как тут появились, я уже ничего не могу сам лично регулировать! Если вы и дальше в жизни будете так всё путать, из вас гаишников никогда не получится!.. Вы свободны!..

- Ну, Баранкин, - сказал Малинин, - если ты написал стихи, то ты всё можешь!..
Баранкин подумал и сказал:
- Ну, Малинин, я не потому всё могу, что написал стихи, а потому что я всё могу, поэтому я и написал стихи.

Зина Фокина и Эра Кузякина могли поверить всему, даже самому невероятному и фантастическому, кто бы, когда бы и что бы ни рассказал им о Юре Баранкине! Но не поверили бы они никогда и ни за что и никому на всём белом свете, если бы этот кто-то поклялся самым святым, что он видел не только своими глазами, как Юра Баранкин сочинял стихотворения, но и читал их! Поэтому, когда случайно, пробегая всё в тех же поисках Баранкина и Малинина по улице Горького мимо магазина, где продают, телевизоры, они увидели на голубых экранах двух друзей, Фокина замерла перед телевизором, словно споткнулась. Эра Кузякина, Света Умникова и другие тоже замерли на бегу.
- Предатели! Ренегаты! Это они нам назло! - завозмущалась Эра Кузякина.
- Точно, что назло, - поддержала её Света Умникова. - Когда я их пригласила принять участие в нашем классном концерте, так они: "Ты с ума сошла, мы устали! У нас сил нет!.." А тут и не устали и силы есть!..
- Этот Баранкин на всё способен, даже на стихи!..
- Точно, от него всё можно ожидать!.. Даже стихов!..
- Он же ненавидит стихи!
- Ну и что, что ненавидит, а нас он ненавидит ещё больше, чем стихи!..

- В самом крайнем случае, - сказал он, - если не удастся уплыть, от них можно будет улететь!..
Что можно уплыть, это было Косте понятно, но улететь - этого он сразу уразуметь не мог. Как это улететь? На чём это улететь? На просьбу разъяснить ему, что это такое значит, Баранкин отрезал:
- Малинин, ты никогда не будешь много знать, поэтому ты никогда не состаришься…
- Сил нет, - сказал Малинин, запыхавшись.
- Ладно, подзаряжайся ещё раз! - сказал Баранкин, останавливаясь, - смотри мне в глаза, а ладони положи на мои.
Костя так и сделал. Юрина энергия водопадом переливалась в него. Сил стало больше и есть не так уж и хотелось… Хотя сам Баранкин почувствовал усталость больше и ещё больше ему захотелось съесть хотя бы булочку и запить её фантой, как это сделал в автобусе Малинин.

- Слушай, Иванов, ты всё можешь… Как мне сделать так, чтобы ребята на уроках не переговаривались и не писали друг другу записки?
Я, даже не думая, сказал, что это очень просто.
- Научи меня, - попросил Кириллов-Шамшурин.
- Пусть все ребята учат азбуку Морзе. И если кому-нибудь надо будет что-нибудь передать в классе во время урока, то пусть он поморгает тому, кому нужно, по системе Морзе. Примитивно и бесшумно.
- Ты гений! - сказал мне Кириллов-Шамшурин и пошёл к ребятам делиться моим изобретением, выдав его, кстати, за своё.
Ну разве я думал, что советую Кириллову-Шамшурину плохое? Разве я знал, что ребята воспользуются этим в своих интересах и самым невероятным способом?!
Вскоре в классе действительно наступила мёртвая тишина, такая мёртвая, какой не было при Алле Астаховой. Зато какие бесшумные разговоры начались! Каждый передавал азбукой Морзе другому всё, что ему в голову взбредёт. И кончилось тем, что стали просто подсказывать друг другу на уроках. Успеваемость поднялась, все стали четвёрки и пятёрки получать. Кириллов-Шамшурин был произведён в герои. Если бы не наша биологичка Анна Петровна, то я вообще не знаю, чем бы всё это кончилось. Но Анна Петровна, оказалось, была когда-то на фронте радисткой и очень быстро разобралась в обстановке. Очень быстренько разоблачила всю эту историю. Тут Кириллова-Шамшурина взяли, конечно, за жабры и, конечно, спросили, как он только додумался до этого? И тут, конечно, Кириллов-Шамшурин всё свалил на меня. Дня три тому назад в школе был скандал по этому поводу. Меня вызывали к директору, и всю эту историю записали в дневник… в мой.

Так что из соображений секретности, я бы подчеркнул - совершенной секретности, можно даже считать, из соображений военной тайны, я решил закодировать мои воспоминания. Как сказал я однажды самому себе: "Есть, товарищ Иванов, лётчики-испытатели, которою испытывают самолеты, вы же, товарищ Иванов, испытываете себя, как самолет. А это не одно и то же".

- Никого! Вот здесь и порепетируем! - пропел под гитару знакомый девчачий голос.
Щёлкнул выключатель. Стало светло.
- Ребята! Да здесь Угрюм-башка сидит! - раздался за моей спиной голос Катина. - "Печальный демон! Дух изгнанья!"
Но я на его голос даже не повернул головы. Я только подумал про себя: "Припёрлись!.. Тоже мне лирики!.."
- Как никого? Иванов здесь, - сказал Борис Кутырев.
- Иванов - это всё равно что никого, - сказала Данилова Вера.

- Ну, ну… - сказал я, - давайте попробуйте… на стыке… Только имейте в виду, что бывает такой стык, за который можно получить и втык!..
- Ты, Иванов, - сказал Кутырев, потирая задумчиво макушку, - ты такой человек, что от тебя можно получить втык и без всякого стыка.
- Ну, это ты уж зря, - сказал я, - потому что человек, которому будет когда-то… - сказал я многозначительно, - имеет право на то, чтоб сейчас ему было… - Я многозначительно замолчал.
Кутырев переглянулся с ребятами, словно стараясь понять, что может означать фраза "что человек, которому будет когда-то, имеет право на то, чтоб сейчас ему было…". Хотя недоговорённая мной фраза была очень простой по смыслу, она означала: что человек, которому будет когда-то труднее всех, имеет право на то, чтобы ему сейчас было не так уж трудно.

Первый раз в жизни я увидел со стороны, глядя на Маслова Иваслова, как я стою у доски. И как я при этом смотрю на учителей. Кто-то из них на педсовете сказал, что каждый раз, когда я вылезаю из-за парты, ей или ему становится просто страшно. Теперь я понимаю, почему они боятся часто вызывать меня к доске. А я не могу на них иначе смотреть. И пусть хоть совсем не вызывают. И пусть не отнимают у меня время.

- Ну, что ты думаешь делать, Иванов? - спросила меня Зинаида Ефимовна. - Сейчас… и вообще?..
- Я сейчас хочу уснуть, - сказал я.
- Как уснуть? - ужаснулась Зинаида Ефимовна.
- Очень просто, - пояснил я. - Лягу на парту и усну… Ведь после драки и после такой записи в дневнике никто не смог бы уснуть, а я усну. - С этими словами я, не дожидаясь согласия Зинаиды Ефимовны, взобрался на парту, расслабился по своей системе псипов и… уснул.
Вокруг меня все зашумели, и каждый в духе своего "уклона". Они думали, вероятно, что шум помешает мне уснуть.
- Очевидное… невероятное, - сказал кто-то из девчонок.
- От очевидного к невероятному, - поправил я, не открывая глаз.
- Время искать и удивляться!
- Время искать и удивлять, - ещё раз вмешался я в разговор.
- У него не нервы, а чёрт знает что такое! - сказал Маслов.
Эти слова мне понравились. "Что и требовалось доказать!" - хотел сказать я, но промолчал.

Тяжело вздохнув, я прошёл в ванную комнату, достал два ведра и стал готовиться к тренировке терминатора планеты Меркурий. Вообще-то вы запомнили или нет, что терминатором называется граница света и тени? Терминатор планеты Меркурий самый контрастный. Сами посудите: Меркурий ближе всех планет к Солнцу. Атмосферы нет. Суточного вращения нет. На освещённой стороне температура плюс пятьсот градусов.
Я опустил правую ногу в ведро с горячей водой. На теневой стороне около минус двести… Левую ногу я опустил в ведро с холодной водой… Бр-р-р… Ну и ощущение, прямо скажем, не из приятных… Вы, конечно, догадываетесь, что холодная вода должна была изображать температуру теневой стороны Меркурия, поэтому я и опустил левую ногу в ведро с холодной водой, а правую - в ведро с горячей водой: оно должно было изображать температуру освещённой стороны. Закрыл глаза и стал представлять, что я нахожусь не в ванной комнате, а на планете Меркурий, на линии терминатора. Неприятное самочувствие. Впечатление такое, как будто два разных ощущения разрывают тебя на части… М-да… Действительно!.."…Им ветер не сопутствует, земные не зовут огни… Значит, они чувствуют, значит, что-то чувствуют, только что же чувствуют они?.." Ой-ой-ой!.. Сейчас бы того, кто эти стихи писал, голыми ногами в горячую и холодную воду сунуть…

А что, если анабиоз… А что, если ты в анабиозе, но… но ты не спишь! Ты двигаешься, разговариваешь, ходишь с открытыми глазами, занимаешься, что-то делаешь, но вместе с тем ты в одно и то же время спишь. Это будет такое состояние, в котором ты одновременно и работаешь и отдыхаешь, то есть ты тратишь силы и в то же время восстанавливаешь их. Это же что-то вроде вечного двигателя!

- Ох и интересный же ты человек, - сказал Вертишейкин, и как мне показалось, с неподдельным восторгом. - Ну до чего же ты интересный человек, Иванов! Вот есть цирк, кино, телевидение, театр, а ты один - всё, вместе взятое!

Ох и интересный же ты человек, Иванов. С одной стороны, понятный, с другой стороны, в тебе чёрт ногу сломит. Всё в тебе непонятно и загадочно.

- Ну, Иванов, видал я закоренелых развлеченцев, видал и закалённых аттракционистов, но такого, как ты, встречаю в первый раз... - Затем он взглянул на книги, которые я читал, и вздрогнул. Сверху лежала книга "Судебные речи".
- Товарищи судьи! Я приступаю к обвинительной речи на данном судебном процессе с полным сознанием его огромного значения! - громко крикнул я на весь зал. Я крикнул для того, чтобы проверить, как звучит мой голос в смысле красноречия. Голос мой звучал прекрасно, просто очень даже прекрасно.
Кутырев вздрогнул, посмотрел на меня с ужасом, а в глазах его можно было прочитать: какое там - или "влюбился", или "попал в дурную компанию", или "его какая-то муха укусила", или "его инопланетяне подменили"!? Тут определенно всё сразу: и влюбился, и попал в дурную компанию, и муха укусила, и инопланетяне подменили!!! Подумав так, Кутырев бессильно и тихо спросил:
- А где все?
- Ты хочешь узнать, где все хлипаки? - переспросил я Кутырева и разозлился: - Бросил бы я всех хлипаков в речку к пираньям... во время отлива.
- Ну да, - сказал Кутырев, - тебе дай волю, ты только бы и делал, что стоял на берегу реки и бросал всех к пираньям, А когда всех перебросал, тогда бы что ещё стал делать?

- Мы, к сожалению, о тебе ничего не знаем, - стал оправдываться Кутырев. - Где ты учился, как ты учился?.. Но не всегда же ты был таким гигантским нахалюгой и хвастливым всезнайкой, каким ты выглядишь сейчас. Сейчас, правда, у нас создана комиссия по расследованию твоего, я не хочу сказать темного, я хочу сказать твоего неясного прошлого.

Дело в том, что меня вызывали к директору школы в этот исторический для меня и для всех день два раза: перед уроком и второй раз прямо с первого урока, когда выяснилось, что тот аттракцион, который я устроил классу в Парке культуры и отдыха, не прошел для них даром и для меня тоже. Почти весь класс не явился на уроки. О том и было записано в моем дневнике рукой директора: "Заманил весь класс и укатал всех на аттракционах до такого состояния, что почти никто не явился на занятия!" Хорошенькое "почти никто"! Я же пришел в школу как ни в чем не бывало…

- А ведь было золотое время, было, и тройки получал, даже двоечки были. Мы всё ему говорили: "Юра, будь человеком, не получай двойки, не получай тройки". Вот и договорились! Был мой сын симпатичным недочеловеком, потом послушался нас, и в человека превратился, и учиться стал хорошо и вести себя тоже, а потом стал постепенно превращаться в какого-то перечеловека.

- Самая трудная задача на свете - это быть в одном месте с этим фантастическим Ивановым, который оказался вовсе не Ивановым, а сверхфантастическим Юрием Баранкиным! - сказала Нина Кисина.
- Доверь ему встречу с инопланетянами, он нашу Землю поссорит со всеми галактиками!

- А ты бы полетела с Баранкиным на выполнение самого трудного задания? - спросила Нина Кисина.
- Нет, - сказала Таня, - я бы не полетела. Я бы не полетела, потому что у Баранкина его фантазия сильнее его самого. Мне кажется, что не он владеет своими фантазиями, а его фантазии владеют им самим.

Ссылки

Приключения Баранкина

Счастливый круг счастливых друзей

См. также