Дворкин как трикстер

Дворкин

Я узнал горбуна — он сидел на земле и улыбался. Это был мой легендарный предок Дворкин Баримен, обогащенный веками, мудростью и почти беспредельной властью — создатель Амбера, Подлинного Мира, магических карт, а возможно, и самой реальности, как я ее понимал. К несчастью, почти все время, когда мы с ним в недавнем прошлом общались, он был еще и не в себе — причем весьма не в себе. Мерлин уверял меня, будто теперь старик вполне поправился, однако что-то в это не верилось. Впрочем, относительно божественных личностей вообще трудно рассуждать о какой бы то ни было нормальности. Такое впечатление, что среда слишком сильно влияет на их рассудок… Не удивлюсь, если окажется, что, стремясь к какой-то непостижимой цели, старый пройдоха, когда ему надо, просто прикидывается здоровым.
Роджер Желязны. Синий конь, танцующие горы

Дворкин (англ. Dworkin) — один из ключевых персонажей романов Роджера Желязны из серии «Хроники Амбера». Образ Дворкина прописан так, каким он представляется главным героям: Корвину и Мерлину, от чьего имени идёт повествование. По мере изменения знаний о Дворкине указанными персонажами, изменяется и представление о нем.

В первой книге, «Девять принцев Амбера», Дворкин упоминается как сумасшедший художник, Дворкин Баримен (Dworkin Barimen)[1], которого король Оберон нашёл где-то среди Отражений Амбера и привёл во дворец, чтобы сделать учителем своих детей. Он был очень старым диковатого вида горбуном, чей талант не ограничивался живописью. Картины Дворкина обладали свойством превращаться в реальность или её подобие — Тени. Нарисованные им карты с изображениями Оберона и его потомков позволяли им разговаривать между собой так же, как мы делаем это при помощи телефона, а также перемещаться друг к другу способом, который похож на телепортацию, на каком бы расстоянии друг от друга они ни находились. Кроме того, Дворкин создал в одном из подземелий Амбера Огненный Путь, в котором дети Оберона проходили инициацию. Было все это магией или нет, единого мнения на тот момент не существовало, а сам он пояснить не хотел или не мог, поскольку после этого исчез.

Тем не менее, когда Корвин оказался в заключении, в его камере неожиданно появился Дворкин, который объяснил, что сам был заключён в тюрьму Обероном за то, что придумал способ уничтожения Амбера. Изобразив на стене камеры рисунок маяка на острове Кабра, он тем самым дал Корвину возможность бежать.

Ещё позже выясняется, что Корвин многое упустил из уроков Дворкина, в то время как его лучшие ученики, братья Корвина Бренд и Блейз, а также сестра Фиона благодаря Дворкину получили дополнительные знания и обрели большее, по сравнению с Корвином, могущество. Сначала ему пришлось изучать записки Дворкина, чтобы настроить себя на главную королевскую регалию — Судный камень, функция которого осталась загадкой, поскольку Дворкин считал её государственной тайной[2]. Потом Корвин понял, что Амбер сам является Тенью другого места, в котором находится Изначальный Огненный Путь, отражённый в подземелье Амбера, в Ребме и других местах. Наконец, в поисках Дворкина он снова отправился в камеру, из которой с его помощью когда-то бежал.

При личной встрече Корвин убедился, что Дворкин не только волшебник, но и возможный творец того мира, к которому он привык. По словам самого Дворкина, он создал Подлинный Путь при помощи Судного камня, собственной крови и звуков лиры на уединённом острове посреди океана, куда прилетел из Хаоса[3]. Вместе с Путём появились и все Тени, первым из которых стал Амбер. Правит в Амбере его сын Оберон, рождённый Единорогом. Но сам Дворкин превратился в часть Лабиринта, повреждение которого драматически сказалось на его рассудке. Временами Дворкин впадает в безумие и теряет человеческий облик. Сконцентрировавшись, он может также на некоторое время принять облик любого другого человека, например, Корвина, но это даётся ему с трудом. После того, как Изначальный Огненный Путь был восстановлен, Дворкин вернул себе разум.

Происхождение Дворкина из Хаоса и его родство с королём Обероном подтвердила Дара, которая заявила, что не только она, но и все порождения Хаоса, включая Дворкина и Оберона, способны менять свой облик[4]. В Хаосе Дворкина и Оберона считают мятежниками и стремятся разрушить Амбер, который вместе с Тенями стал ему неподвластен. (Википедия)

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник

Цитаты

Дворкин, может быть, жив до сих пор. Это он помог мне совершить побег из темницы - как давно это случилось? Я про это никому не рассказывал и рассказывать не собирался. Во-первых, Дворкин совершенно выжил из ума - наверное, именно поэтому отец и держал его взаперти. Во-вторых, несмотря на сумасшествие, он такие фокусы показывал, которые мне были непонятны и недоступны, и я решил, что Дворкин может быть крайне опасен. И все же после небольшой порции лести и погружения в воспоминания он проникся ко мне добрыми чувствами.

Я не очень удивился, узнав, что он приходился всем нам праотцом. Мне почему-то всегда казалось, что так оно и должно было быть, что я всегда знал об этом, но никогда не говорил этого вслух. И все же... это известие поднимало куда больше вопросов, чем давало ответов. Еще одно поколение родственничков. В нашей-то разветвленной семейке... Я совсем запутался насчет Дворкина: кто же он все-таки такой? Особенно если учесть, что, согласно его собственным словам, это всего лишь сказка, сочиненная старым безумцем.

— Не имею представления, что может из этого выйти. Лишь Дворкин способен сказать — если он в здравом рассудке. Я признаю его мастерство, хотя никогда не знал, чего от него ожидать.
— Ты знаешь его лично? — спросил я.
— Я знал его, — ответил Сухай, — давным-давно, до всех этих невзгод. Ты говоришь, он снова в своем уме — я не знаю, радоваться этому или отчаиваться. Да, Дворкин мог бы принести великую пользу. Но интересы его могут быть прямо скажем безумными.

Ссылки

Биография Дворкина

Краткий курс истории Амбера

Амбер. Борьба за власть.

Один день из жизни Дворкина

См. также