Локи как трикстер

Локи - обзорная статья

Основная цель моей работы - рассмотреть основные интерпретации образа Локи и понять, какую роль играет этот бог в скандинавской мифологии, какие силы он в себе воплощает.

Пожалуй, в скандинавской мифологии нет образа более загадочного, своеобразного и непонятного исследователям, чем образ бога Локи - бога-шутника, периодически ставящего мир на порог Рагнарока - "Судьбы Богов".

Мифологически сведения о Локи (в основном из "Старшей Эдды" Сэмунда и "Младшей" Снорри Стурлуссона) нередко внутренне противоречивы, что сбивает с толку и путает все школы толкователей и трудно даже перечислить все те логические несуразности и противоречия, которые слились в образе этого персонажа.

Итак, Локи - бог из асов, с причудливым, необычным характером. Он самый популярный герой скандинавского эпоса.

В Ст. и Мл. Эддах он выступает под разными именами (всего таких имен, или, как их называют скандинавы, кеннингов-поэтических иносказаний у Локи около 20). "Видение Гюльви" называет его Лофтом, сыном великанов Фарбаути и Наль - это земная ипостась Локи. "Прорицание Вельвы" упоминает о нем как о Лодуре, спутнике Тора и Одина, одарившем человеческие тела живительным теплом, что видимо, стоит понимать как способность чувствовать, вероятно, это его светлая ипостась. С. Стурлуссон в "Мл. Эдде" называет в качестве его кровного брата Бюлейста или Хельблинди (кеннинги Одина), а в "Перебранке Локи" (Ст. Эдда") говорится о кровном родстве Локи и Одина. Жена Локи - Сигюн, от нее он имеет двоих детей - Нари и Нарви, кроме того, прожив три года с великаншей Ангрбодой, Локи стал отцом хтонических чудовищ (т.е. сил зла и хаоса): волка Фенрира, мирового змея Ёрмунганда и царицы подземного царства мертвых Хель, куда, в отличие от Вальгаллы, попадали души умерших от болезней или от старости. Сам Локи является отцом и одновременно матерью Восьминогого коня Слейпнира, принадлежащего Одину.

Вот краткий перечень сюжетов скандинавского эпоса, в которых Локи принимал участие:

Оживление древесных предков людей
Участие в строительстве Асгарда-крепости богов
Кража сокровищ у гномов для богов
Изобретение рыболовной сети
Кража молодильных яблок у богини Идунн
Возвращение Мьелльнира (молота Тора), который быд похищен великанами
Ключевая роль в убийстве богов и уничтожении мира в Рагнарёк

И этот список далеко не исчерпывающий…

Из всех божеств скандинавского пантеона Локи - единственный, кто связан чуть ли не со всеми мифологическими героями, он является родственником Одина и постоянным спутником Тора, но в то же время родственниками его были и инеистые великаны. Только он может свободно циркулировать между всеми мирами: в Асгарде - крепости богов, Ётунхейме - стране великанов и в подземном мире карликов-цвергов. В его натуре есть что-то от всех этих существ, что-то одновременно комическое и демоническое.

Своими выходками он в итоге так надоедает остальным богам, что они придумывают для него ужасное наказание: Локи был привязан к трем камням кишками своего собственного сына Нари, а великанша Скади, у которой были к Локи свои счеты, подвесила над его головой ядовитую змею, яд которой приносил ему страшные мучения (хотя жена Сигюн и подставляла под яд чашу): когда капли падали на голову Локи, он содрогался, вызывая землетрясения.

Таков краткий обзор образа Локи. Стоит отметить, что этот бог не так уж плох, как трактуют его некоторые ученые, ошибочно перенося христианские понятия о добре и зле на почву древней Скандинавии.

Различные толкователи давно пытаются свести образ Локи или к духу (демону) огня (А. Ольрик), основываясь на сходстве шведских и норвежских слов, означающих огонь, или вообще предлагают считать его героем, приносящем огонь, наподобие греческого Прометея (Я. Гримм). Этот же ученый говорит о том, что Локи - это специальный эсхатологический бог, созданный для того, чтобы сыграть основную роль в конце света. Таких теорий много, но главная их ошибка, из-за которой они не могут считаться полными, заключается в том, что сущность Локи в этих теориях сводится к одному из его обличий.

Мы рассмотрим некоторые точки зрения на образ Локи, не претендующие на безусловную истинность, но все же позволяющие лучше понять этот образ.

1. Ж.Дюмезиль. Вот что говорит этот французский этнолог о Локи:

"…он хитроумен, изобретателен, но недальновиден: весь во власти мгновенного побуждения, впечатления или минутной страсти он удивляется последствиям собственных поступков…он самоуверен и хвастлив. Любопытство его ненасытно, Локи нескромен и всегда начинен новостями, путешествует чаще и охотнее других асов… он глубоко аморален. Ему неведомы чувство собственного достоинства, приличия, и он не считается с достоинством других. Злоязычный сплетник, ругатель, он несет с собой смуту и раздоры, предает. Он внезапно ожесточается и творит злое, большое или малое - бесцельно, безжалостно, многократно, не останавливаясь на полпути, не заботясь о страшных последствиях, которыми ему это грозит…"

Известно, что миф создает своеобразные "идеальные сущности", добрые или злые, они абсолютны, то есть представляют собой чистое воплощение каких-либо человеческих качеств, в частности.

Отсюда вывод, основанный на работе Дюмезиля: может быть, Локи - это такой своеобразный гротеск, гиперболизация отрицательных человеческих черт, объединение их в одном образе и создание своеобразной "отрицательной абсолютной сущности". Но такая трактовка образа Локи слишком поверхностена, поэтому идем дальше.

Дюмезиль, сравнивая Локи с осетинским героем Сырдоном, приходит к очень интересным выводам:

Локи по своему уму возвышается над остальными богами и тем более людьми. Его ум не признает никаких преград. Посмотрите на Локи: его связь с потусторонним миром, его чудесные средства передвижения (соколиное оперение Фрейи, чудесные башмаки), его дар перевоплощаться, внезапно появляться и исчезать - все это качества, которыми всегда хотели обладать люди, именно поэтому они мечтали о человеке-рыбе и человеке-птице и в итоге создали подводную лодку и самолет.

Таким образом, сделаем вывод: по мнению Дюмезиля (и с ним трудно не согласиться) древние скандинавы в образе Локи выразили те желания, которые они хотели реализовать, но не могли. Локи - это присущая мифам "абсолютная сущность", воплотившая в себе в гротескной, гиперболизированной форме отрицательные стороны человеческого характера и разума и желание человеческого ума, человека в целом, не быть подвластным никаким преградам: ни социальным, ни физическим, ни моральным.

Локи - это воплощение человеческого стремления к свободе.

2. А. Косарев. Этому российскому филологу принадлежит одна из самых любопытных теорий о значении мифологической пары "культурный герой - трикстер".

- Культурный герой - творец и добыватель тех или иных культурных благ, также ему приписывается установление определенных социальных институтов, правил, обычаев и обрядов

- Трикстер - отрицательный вариант культурного героя, с помощью демонических трюков отрицающий или разрушающий созданное им. Обладает комическими и демоническими чертами.

Культурным героем в скандинавской мифологии безусловно является Один. Он участвует создании мира, оживлении первых людей (Один дал им жизнь), он создает поэзию. Один - установитель всего мирового порядка.Но, что самое интересное, Локи также обладает чертами культурного героя: он участвует в создании мира, постройке стен Асгарда, оживлении людей, создает первую рыболовную сеть. Так чем же отличается в таком случае Локи от Одина? Отличие заключается в способах, которыми культурные блага добывает Локи: он крадет их у великанов и цвергов, пользуясь при этом трюками, специфичными для трикстера.. кроме того, в отношении Локи речь скорее идет не о первоначальном добывании, а об их распределении, циркуляции между мирами. О принадлежности Локи к трикстерам говорит и тот факт, что он является "создателем" главной отрицательной, разрушительной силы скандинавского мифологического мира - хтонических чудовищ (Фенрир, Ёрмунганд, Хель), будущих убийц мира. В мировой мифологии КТ и Т обычно являются близнецами-братьями (меланизийские ТО Кабанана и То Карвуву, греческие Прометей и Эпиметей), что наблюдается и между Локи и Одином.

Мифологическая пара "КГ-Т" имеет глубокий метафизический смысл, в ней зафиксирована величайшая диалектическая идея, раскрывающая сущность развития. Если Один создает материальные и духовные ценности, социальный порядок и традиции, а Локи своими действиями либо разрушает, либо иным образом отрицает их (напр, крадет), то тем самым он побуждает своего положительного брата создавать новые ценности, новый порядок, новые традиции.

И ведь действительно, новое всегда возникает отрицания или разрушения старого: порядок всегда возникает из хаоса. Отсюда становится понятным, почему пара Локи - Один неразлучна: созидание невозможно без разрушения, и наоборот. Эта неразрывность образов Локи и Одина, в свою очередь, породила теорию А. Платова о том, что Локи и Один - две ипостаси одного и того же бога (первым эту мысль в 60-х высказал Ф. Стрём), две стороны одной и той же могущественной силы, причем роль Локи Платов видит в наставлении богов стиранию чувства собственной значимости, что является необходимым условием прогресса.

3. К.Г.Юнг Локи - это существо, главным пугающим качеством которого является бессознательное; фигура, воплощающая в себе физические желания, страсти, не подвластные разуму. Локи как трикстер - чрезвычайно древняя архетипическая психологическая структура. Как говорит сам Юнг об архетипе Трикстера:

"В своих наиболее отчетливых проявлениях он предстает как верное отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего душе, которая едва поднялась над уровнем животного".

Каковы же тогда функции Локи, как трикстера? Самая важная заключается в том, что он представляет собой огромный источник энергии для будущего развития. Кроме этого, в Локи отразились теневые стороны общества, компенсируя его однобокость, показывая то, что не хотят замечать, ломая устоявшиеся обычаи.

Вывод: Принимая во внимание не рассмотренные сегодня теории и осознавая тот факт, что вышеизложенное не позволяет нам охватить образ Локи во всей полноте, отмечу, что наиболее вероятным мне кажется взгляд на Локи, в соответствии с которым он является неким "резервуаром", хранящим тайные желания и мысли древних скандинавов. Возможно, именно такими они хотели быть… (Алексей Чечелев. Локи - обзорная статья)

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник

Цитаты

К асам причисляют и еще одного, которого многие называют зачинщиком распрь между асами, сеятелем лжи и позорищем богов и людей. Имя его Локи или Лофт. Он сын великана Фарбаути, а мать его зовут Лаувейя или Наль. Братья его - Бюлейст и Хельблинди. Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью. Жену его зовут Сигюн, а сына их - Нари или Нарви.

Какие есть кеннинги Локи? Его зовут "сыном Фарбаути и Лаувейи, или Наль", "братом Бюлейста и Хельблинди", "отцом Ванарганда" - это Фенрир Волк, "отцом Ёрмунганда" - а это Мировой Змей, а также "отцом Хель, Нари и Али". Зовут его и "родичем и дядей, весенним попутчиком и сотрапезником Одина и асов", "гостем и украшением сундука Гейррёда", "вором великанов", "похитителем козла, ожерелья Брисингов и яблок Идунн", "родичем Слейпнира", "мужем Сигюн", "недругом богов", "губителем волос Сив", "кузнецом бед", "коварным асом", "наветчиком и обманщиком богов", "тем, кто виновен в смерти Бальдра", "связанным асом", "тем, кто препирался с Хеймдаллем и Скади".

Сели тогда боги на свои престолы и держали совет и спрашивали друг друга, кто посоветовал выдать Фрейю замуж в страну великанов и обезобразить небо, сняв с него солнце и звезды и отдав их великанам. И все сошлись на том, что такой совет дал не иначе, как Локи, сын Лаувейи, виновник всяческих бед. И сказали, что поделом ему будет лютая смерть, если он не найдет способа, как помешать мастеру выполнить условие сделки, и они насели на Локи. А он струсил и поклялся подстроить так, что каменщик ни за что не выполнит условия.

Почему золото называется волосами Сив? Локи, сын Лаувейи, сделал такую пакость: отрезал у Сив все волосы. Проведав о том. Тор поймал Локи и переломал бы ему кости, если бы тот не поклялся добиться от черных альвов, чтобы они сделали для Сив волосы из золота, которые росли бы, как настоящие. Вслед за тем Локи отправился к карликам, которых называют сыновьями Ивальди, и они сделали такие волосы, и корабль Скидбладнир, и еще копье Одину, что зовется Гунгнир. И тогда Локи поспорил с карлом по имени Брокк и поставил в заклад свою голову, что брат того карла, Эйтри, не сделает трех таких сокровищ, чтобы сравнялись с этими.

И когда карлик и Локи принесли сокровища, асы сели на свои судейские троны, и все должно было решиться по приговору Одина, Тора и Фрейра. Тогда Локи отдал Одину копье Гунгнир, Тору - волосы для Сив, а Фрейру - корабль Скидбладнир. И он объяснил, в чем суть тех сокровищ: копье разит, не зная преграды; волосы, стоит приложить их к голове Сив, тотчас прирастут, а кораблю Скидбладниру, куда бы ни лежал его путь, всегда дует попутный ветер, лишь поднимут на нем парус, и можно свернуть этот корабль как простой платок, и положить, если надо, себе в кошель.

Тогда Локи стал предлагать выкуп за свою голову, но карлик ответил, что нечего и надеяться, будто ему удастся ее выкупить. "Тогда лови меня!" - воскликнул Локи. Но когда Тор хотел схватить его, он был уже далеко. У Локи были башмаки, в которых он мог бежать по водам и воздуху. Тогда карлик стал просить Тора поймать Локи. Тот так и сделал. Карлик хотел было отрубить Локи голову, но Локи сказал, что ему, мол, принадлежит голова, но не шея. Тогда карлик взял ремешок и нож и хотел проткнуть в губах у Локи дырки и зашить ему рот. Но нож никак не резал. Тогда он сказал, что тут лучше бы сгодилось шило его брата, и лишь помянул это шило, откуда ни возьмись, появилось шило и проткнуло Локи губы. Сшил он губы вместе, но Локи вырвал ремешок с мясом.

Тогда разгневался Локи и, схватив большую палку, замахнулся что есть силы и ударил орла. Орел от удара встрепенулся и взлетел. И тут палка пристала к спине орла, а руки у Локи к другому концу палки. Орел летит на такой высоте, что Локи задевает ногами камни, осыпи и деревья. Кажется ему, вот-вот оторвутся от плеч его руки. Он вопит и молит орла о пощаде. Но тот отвечает, что не бывать Локи на свободе, если он не даст ему клятвы выманить из Асгарда Идунн с ее яблоками. Локи согласился и, получив свободу, возвращается к своим спутникам.

А в условленный час Локи заманивает Идунн из Асгарда в лес, говоря, что он нашел там яблоки, которые, верно, покажутся ей замечательными, и просит ее взять с собою свои яблоки, чтобы сравнить их с теми. Тут прилетает великий Тьяцци в обличье орла и, схватив Идунн, уносится с нею в Страну Великанов к своему жилищу.

И говорит тот, кто стоял позади всех, а был то Локи: "Есть у меня искусство, которое я берусь показать: никто здесь не съест своей доли скорее меня". Тогда отвечает Утгарда-Локи: "И впрямь искусство это, если только выйдет по-твоему. Надо испробовать это искусство". И он подозвал одного человека по имени Логи, сидевшего всех ниже, и велел ему выйти вперед и намеряться с Локи силой. Тут принесли корыто и, наполнив его мясом, поставили на пол. Локи уселся с одного конца, а Логи - с другого, и принялись они есть кто скорее, и встретились посреди корыта. Локи обглодал дочиста все кости, а Логи съел мясо, да вместе с костями, а с ним и корыто. И всякому стало видно, что Локи игру проиграл.

А всему виною Локи, который был тогда с ним. Ибо вот что приключилось однажды с Локи, когда он летал для забавы в соколином оперенье Фригг. Из любопытства он залетел во двор к Гейррёду, и, увидев там высокие палаты, опустился и заглянул в окошко. А Гейррёд завидел птицу из комнаты и велел поймать ее и принести себе. Слуга, которого он послал, полез по стене, и это стоило ему больших усилий, так высока была та стена. Локи пришлось по душе, что тот так бьется, чтобы добраться до него, и он вознамерился не улетать, пока тот не закончит весь свой нелегкий путь. Когда же человек был рядом, он расправил крылья, хотел оттолкнуться, и тут оказалось, что его ноги пристали к крыше. Схватили тогда Локи и принесли к Гейррёду. И, увидев глаза Локи, тот заподозрил, что перед ним человек, и велел ему держать ответ. Но Локи молчал. Тогда Гейррёд запер Локи в сундук и три месяца морил его голодом. Когда же вытащил его Гейррёд и приказал говорить, Локи поведал, кто он такой, и, чтобы откупиться, дал Гейррёду клятву привести к нему Тора, да без молота и без Пояса Силы.

Как увидел то Локи, сын Лаувейи, пришлось ему не по нраву, что ничего не вредит Бальдру. Он пошел к Фригг, в Фенсалир, приняв образ женщины. А Фригг и спрашивает, ведомо ли той женщине, что делают асы на поле тинга. Та отвечает, что все, мол, стреляют в Бальдра, но это не причиняет ему вреда. Тогда промолвила Фригг: "Ни железо, ни дерево не сделают зла Бальдру. Я взяла с них в том клятву". Тут женщина спрашивает: "Все ли вещи дали клятву не трогать Бальдра?". Фригг отвечает: "Растет к западу от Вальгаллы один побег, что зовется омелою. Он показался мне слишком молод, чтобы брать с него клятву". Женщина тут же ушла.

Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хёд стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: "Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?". Тот отвечает: "Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия". Тогда сказал Локи: "Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут". Хёд взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей.

Локи уже нечего было надеяться на пощаду. Асы пришли с ним в одну пещеру, взяли три плоских камня и поставили на ребро, пробив в каждом по отверстию. Потом захватили они сыновей Локи, Вали и Цари, или Нарви. Превратили асы Вали в волка, и он разорвал в клочья Нарви, своего брата. Тогда асы взяли его кишки и привязали Локи к тем трем камням. Один упирается ему в плечи, другой - в поясницу, а третий - под колени. А привязь эта превратилась в железо. Тогда Скади взяла ядовитую змею и повесила над ним, чтобы яд капал ему в лицо. Но Сигюн, жена его, стоит подле и держит чашу под каплями яда. Когда же наполняется чаша, она идет выбросить яд, и тем временем яд каплет ему на лицо. Тут он рвется с такой силой, что сотрясается вся земля. Вы зовете это землетрясением. Так он будет лежать в оковах до Гибели Богов".

Ссылки

The Enigmatic Loki, a Trickster among Gods in Norse Mythology

Рейвен Кальдера Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции. 14. Локи

Локи: молитвы, ритуалы, статьи

Галина Красскова Демонизация Локи

Локи на berloga-workshop.com

Такой разный... Локи

Локи на Riordan Wiki

Manowar - Loki God of Fire

Poetry by Theme - Loki

Молитва Локи, богу Инета

См. также