Ходжа Насреддин как трикстер

Ходжа Насреддин

Ходжа Насреддин — фольклорный персонаж, герой многочисленных анекдотов всех стран Средней Азии и Ближнего Востока, впоследствии ставший известным на всём евразийском континенте, включая Китай. Согласно повествующим о нем историям, это насмешливый и острый на язык персонаж, выступающий на стороне бедных и обиженных людей, не боящийся выступать даже против наиболее деспотичных правителей своего времени.

Анекдоты о Ходже Насреддине носят преимущественно социально-бытовой характер, однако фольклорист Пертев Наили Боратав недавно провел исследование письменных исторических источников, касающихся Ходжи Насреддина (первые анекдоты о нём были записаны в Турции в XVI веке), и оно показало, что существует также большое количество историй, содержащих политический протест, а также вызов существующим порядкам и ценностям.

Исследователи выделяют двойственную роль героя Ходжи Насреддина: с одной стороны, он занимает центральное место в развитии комедийного жанра в Средней Азии и на Ближнем Востоке, а с другой - является символом мятежных настроений населения по отношению к тем династиям, которые когда-то правили этими территориями. При всем при этом главным оружием Ходжи Насреддина неизменно является его хитрость, чувство юмора и хорошо подвешенный язык.

У разных народов существуют свои имена для этого популярного героя анекдотов. Собственно «Ходжой Насреддином» его называют у узбеков, таджиков, а также у турок (у последних для этого этого персонажа еще есть имя Бу Адам), у азербайджанцев это Молла Насреддин, у иранцев – Мулла Насреддин, у афганцев – Насреддин Афанди и др.

Скорее всего, прототипом Ходжи Насреддина был реальный человек, живший приблизительно в XII-XIV веках. Точнее дату определить невозможно, а исторические источники делают Ходжу Насреддина современником различных исторических деятелей: сельджукского султана Алаэддина (начало XIII века), Тимура и Баязида I (XIV век) и т.д. Кроме того, правомерно предположить, что это был представитель низшего мусульманского духовенства, о чем говорят определенные вариации его имени у разных народов, а также различные титулы, соответствующие этому статусу, употребляющиеся до или после его имени в различных источниках (например, слово «ходжа» означает «учитель», что указывает на то, что это скорее всего был преподаватель в медресе).

Со временем у каждого народа Ходжа Насреддин приобрел особые черты: в Казахстане его герой отчасти слился с образом шутника Алдара-Косе; в Туркмении многие анекдоты связаны с личностью поэта-сатирика Кемине (1770-1840), в Таджикистане - с поэтом Мушфики (1525-1588).

Анекдоты о Ходже Насреддине заметно повлияли на развитие светской литературы в средневековой Европе. Уже в XX веке о нем были написаны целые романы и повести, в том числе «Повесть о Ходже Насреддине» Л.В.Соловьева (1940, 1954), а также поставлены фильмы «Насреддин в Бухаре» (1943), «Похождения Насреддина» (1947) и «Насреддин в Ходженте, или Очарованный принц» (1960). Ходжа Насреддин стал одним из героев «Библиотеки юмора» Марка Твена - сборника юмористических произведений, составленного знаменитым писателем. Ходжа Насреддин является символом города Акшехир в современной Турции, который претендует на то, чтобы считаться местом его рождения. Здесь находятся несколько посвященных ему памятников, а также условное место его погребения. Кроме того, в Акшехире проводиятся международные фестивали в честь Ходжи Насреддина. В Бухаре, в современном Узбекистане, также есть памятник Ходже Насреддину, изображающий его в традиционно принятом облике: сидящим задом наперед на своем ослике и держащимся за его хвост.

Истории о Мулле Насреддине Статья из книги «Притчи человечества» Сост. В. В. Лавский

Короткие истории-притчи о Мулле Насреддине принадлежат к особой школе суфизма. Хотя и считается, что школ в суфизме столько, сколько суфиев, но остроумные притчи, близкие по жанру к анекдоту, тем не менее представляют собой уникальное явление.

Кто же такой Мулла Насреддин? Это персонаж, хорошо известный и любимый в Турции, Средиземноморье, на Балканах и в Закавказье, в Крыму и в Индии, в Греции и, с некоторых пор, в Америке. Разные народы знают его под различными именами: узбеки и турки — как Ходжу (Ходже) Насреддина, афганцы — как Насреддина Афанди, азербайджанцы и чеченцы — как Муллу (Моллу) Насреддина. Однако все эти «Ходжа», «Афанди», «Мулла» вовсе не означают духовного сана — просто на востоке в старину всех наиболее уважаемых образованных людей принято было так называть. И именуя Насреддина Муллой или Ходжой, народ тем самым подчёркивал прежде всего его образованность, почтенность, а также то, что он был мудрым наставником, учителем.

Существует ряд гипотез по поводу того, является ли Насреддин лицом историческим.

Одни утверждают, что настоящий Насреддин родился в Турции в городе Акшехире в 605 г. х, (1206 г), получил образование в Конье, жил в Кастамону и умер в Акшехире в 683 г. х. (1284—1285), причём дата смерти была установлена весьма оригинальным способом. В Акшехире действительно находится гробница, считающаяся гробницей Насреддина, однако на могильном камне высечена дата: 386.

Исследователи, сочтя такую датировку очередной шуткой Насреддина, решили прочесть её в обратном порядке и считать датой смерти Насреддина 683 год.

Сторонники другой гипотезы считают, что Мулла Насреддин жил при дворе арабского халифа Гарун-аль-Рашида и был выдающимся учёным своего времени. Но поскольку проповедуемое им учение подвергалось нападкам, он, спасая свою жизнь, притворился шутом и получил возможность свободно говорить то, что думал.

Третьи полагают, что сейчас уже невозможно с полной уверенностью установить, является ли Насреддин лицом историческим, в какое время и в какой стране он жил и к какому народу принадлежал, а в качестве подтверждения ссылаются опять-таки на дату 386, соответствующую в буквенном выражении арабскому корню «шуф», от которого происходит слово «шауаф» с многозначительным смыслом: «показывать что-либо; заставлять кого-либо смотреть». Так или иначе, но одно остается несомненным: истории, связанные с именем Насреддина, являются классическими примерами для изображения определённых состояний ума.

Суфизм отрицает возможность постижения истины традиционными методами, применяемыми в повседневной жизни, то есть формальной логикой и шаблонным мышлением. Для утончения восприятия (с этого начинается собственно Путь) необходимо выйти за рамки стандарта, изменить точку отсчета и саму систему координат — стать необычным. Такой метод «остранения» весьма характерен для историй о Мулле Насреддине, и, в результате, самые заурядные, казалось бы, бытовые ситуации, увиденные в необычном ракурсе, приобретают новый, глубоко философский смысл. Насреддин, который является истинным суфием, часто использует особую дервишскую технику, заключающуюся в том, что он играет роль обывателя, непосвящённого человека (суфии называют это «путём упрёка»), чтобы человек смог отразиться в ситуации, как в зеркале, и получить нужный урок.

Мулла Насреддин отвергает любое автоматическое восприятие, начиная от убеждения в незыблемости причинно-следственных связей и заканчивая восприятием собственного «я», и тем самым побуждает всякий раз изучать ситуацию с нуля, отрицая весь прежний опыт. Научить человека озарению невозможно, так же как невозможно сделать человека совершенным, но, будучи истинным духовным наставником, Насреддин способен взрыхлить слежавшийся ум воспринимающего и подготовить почву к посеву свежих идей и ощущений, к проникновению в сознание бараки — суфийской силы, позволяющей постичь сущность вещей. Подготовка ума суфия может считаться законченной лишь тогда, когда человек поймёт, что есть вещи, которые он должен научиться делать самостоятельно, не дожидаясь, что другие будут делать это вместо него. Через все истории-притчи о Насреддине проходит мысль о том, что за всё необходимо платить, иначе ничего нельзя будет приобрести. Платить — значит чем-то жертвовать: покоем, деньгами или, наконец, привычными способами делать те или иные вещи.

Примеры хитрости Муллы Насреддина, применяемой для того, чтобы проскользнуть сквозь ячейки сети неповоротливого ума, можно найти в любой его истории. А его кажущиеся ненормальность и эксцентричность являются лишь маской, служащей для привлечения и фиксации внимания. Характерно, что как истинный суфий, демонстрируя неистощимую находчивость и непобедимость духа, Мулла Насреддин умеет выходить победителем из всех, даже самых сложных, жизненных ситуаций.

У народов востока существует интересная традиция: тот, кто произносит имя Муллы, должен рассказать семь историй, а в ответ на это каждый слушатель также рассказывает семь историй. Считается, что семь насреддиновских историй, изложенных в определённой последовательности, способны привести человека к озарению и мгновенному постижению истины. (Мой Узбекистан)

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник

Цитаты

Привязав своего осла к дереву возле мечети, имам пошел на молитву. Проходивший мимо Афанди с друзьями-джигитами задумал украсть осла.
Вот Афанди встал на четвереньки, на него положили попону и седло, а осла увели.
Вышел после намаза из мечети имам, видит: осла нет, а вместо него стоит под седлом Афанди. "Кто ты таков? - спросил пораженный имам. - Человек ты или оборотень?" - "В ту минуту, когда вы входили в мечеть, я был ослом. Пока вы молились, я стал человеком", - ответил Афанди. "Как же это могло случиться?" - удивился имам. "Когда-то я был человеком, - ответил Афанди, - но отец проклял меня, и я превратился в осла". - "Расскажи-ка толком!" - "Ну чего не бывает в молодости! - начал Афанди. - Вечно я пьянствовал и грубо поносил отца и родных. Воздел отец руки к небу и взмолился: "О Аллах! Преврати моего непутевого сына в осла!" Утром следующего дня просыпаюсь и вижу себя ослом. В тот же день отец вывел меня на базар, и вы купили меня. С тех пор я служу вам, и, когда вы нещадно колотите меня, я каюсь и молю Аллаха простить мне мои прегрешения". - "То-то я часто видел слезы на твоих глазах..." - "Ну да! Наверное, Аллах внял моим мольбам, и вот он снова вернул мне мой прежний облик".

Однажды, поднявшись на минбар, Афанди обратился к молящимся с вопросом: "Знаете ли вы, о чем я нынче собираюсь читать проповедь?" - "Нет, не знаем!" - ответили прихожане. "Ну, тогда мне с вами не о чем и толковать!" - заявил Афанди.
Прихожанам хотелось послушать Афанди, и, когда в следующую пятницу он спросил их: "Знаете ли вы, о чем я хочу говорить в проповеди?" - они хором ответили: "Знаем, знаем'"-"Ну, если знаете, зачем я буду говорить об этом",- сказал Афанди.
В следующую пятницу Афанди опять спросил с высоты минбара: "Знаете ли вы, о чем я собираюсь сказать вам?" Тогда прихожане решили перехитрить Афанди, и половина верующих ответила: "Знаем!" - а другая половина: "Нет, не знаем!" - "Очень хорошо, - обрадовался Афанди и добавил: - Пусть те, кто знает, расскажут тем, кто не знает!"

Ходжа Насреддин появляется, где захочет, и исчезает, когда захочет. Он везде и нигде, наш несравненный Ходжа Насреддин!

Однажды Ходжа повез зерно на мельницу. Стоя в очереди, он время от времени пересыпал зерно из чужих мешков в свой. Мельник заметил это и спросил:
- Как тебе не стыдно, Молла, что ты делаешь?
- Да я вроде как сумасшедший, - ответил смущенный Ходжа.
- Если ты сумасшедший, то почему ты не пересыпаешь свое зерно в чужие мешки?
- Э-э, - ответил Ходжа, - я сказал, что я сумасшедший, но не сказал же, что я - дурак…

- Глупые люди! - шепотом сказал он чайханщику. - Они рискуют последним в надежде приобрести большее. И разве Магомет не запретил мусульманам денежных игр? Слава богу, я избавлен от этой пагубной страсти... Как везет, однако, этому рыжему игроку: он выигрывает четвертый раз подряд... Смотри, смотри - он в пятый раз выиграл! О безумец! Он обольщен ложным призраком богатства, между тем нищета уже вырыла яму на его пути. Что?.. Он в шестой раз выиграл!.. Я никогда еще не видел, чтобы человеку так везло. Смотри, он ставит опять! Поистине, нет предела человеческому легкомыслию; не может же он подряд выигрывать! Вот так и гибнут люди, поверив в ложное счастье! Следовало бы проучить этого рыжего. Ну, пусть он только выиграет в седьмой раз, тогда я сам поставлю против него, хотя в душе я враг всяких денежных игр и давно бы запретил их на месте эмира!..

Никак вас не собьешь!- с досадой проговорил казий. - Иногда вы бываете столь коварным интриганом, что можете самого отъявленного хитреца привести к полноводной реке и увести обратно, не дав ему напиться. А иногда вы становитесь упрямы, как осел.
- Ошибаетесь, ваша милость,- отвечал Афанди. - Вы преувеличиваете мои способности. Я и не хитрец и не осел, а только сижу между ними.

Ссылки

Арт-клуб — «Ходжа Насреддин»

Афанди - Ходжа Насреддин мудрец, сказки, легенды, предания, анекдоты, басни, истории Востока.

Некоторые анекдоты о ходже Насреддине

Повесть о Ходже Насреддине

Подвиги несравненного Муллы Насредина

Притчи про Насреддина

Тонкости муллы Насреддина

Ходжа Насреддин — alllegends.ru

Хорошие шутки Ходжи Насреддина

См. также