Чжу Ба-цзе — один из главных персонажей романа У Чэнъэня «Путешествие на Запад», комический волшебник, получеловек-полусвинья.
Также известен под именем Чжу У-нэн («Свинья, постигшая таланты»). Это имя было дано ему Бодхисаттвой Гуаньинь.
Согласно сюжету романа, путники встречаются с Чжу Бацзе в деревушке Гаолаочжуан, вероятно, вымышленной, расположенной на границе Китая и Тибета. Царь Обезьян Сунь У-кун узнаёт, что некий волшебник три года назад похитил дочь местного старосты и держит её в заточении, считая своей женой. В процессе короткого, комически описанного поединка Сунь Укун одерживает над волшебником верх, и тот, уродливый получеловек-полусвинья, открывает ему свою историю. Он сообщает, что его теперь зовут Чжу Ган-ле («Свинья Жёсткая Щетина»).
Будучи от природы ленивым, склонным к выпивке и любовным похождениям, он, будучи ещё человеком, тем не менее обратился к достижению бессмертия и заслужил в царстве бессмертных почетное имя Чжу Лю-цзе («Свинья Шесть Заповедей») и звание небесного маршала. Однако и там он не смог удержаться от старых привычек и за пьяные выходки был отправлен на Землю для нового перерождения, в результате которого стал свиньёй. Сюаньцзан дает новому знакомому имя Чжу Бацзе, тот становится его учеником и присоединяется к нему и к Сунь У-куну для совместного продолжения пути в Индию.
В романе Чжу Ба-цзе выступает по большей части как комический персонаж, олицетворение мелких человеческих страстей — глупости, лени, чревоугодия, похотливости. Вооружён Чжу Бацзе волшебными девятизубцовыми граблями. Благодаря ему путешественники постоянно наживают себе проблемы и приключения. В конце романа в награду получает незавидную должность Чистильщика Алтарей, в то время как его более достойные спутники становятся Буддами и Архатами.
(Википедия)
Чжу Ба-цзе воплощает в себе современное значение слова «свинья» — он ленив, прожорлив и, вдобавок, отчаянный волокита. В сравнении с Обезьяной, у него меньше способностей — лишь 36 превращений, вместо 72. Поэтому он постоянно завидует Царю обезьян и регулярно подстраивает ему козни.
Несмотря на закоренелые недостатки, Чжу Ба-цзе испытывает чувство верности к своему учителю и обладает некоторыми способностями, недоступными Сунь У-куну — скажем, способность вести битву под водой.
Он изображается несущим пятитонные грабли с девятью зубцами, которые он прихватил с собой, спустившись с небес.
В конце Путешествия на Запад по возвращении паломников в Китай с буддистскими сутрами каждый из героев романа достигает состояния просветления и небесный статус в соответствии со своим духовным состоянием и достижениями. Так, монах Сюаньцзан и Сунь У-кун оба достигают степени Будды, а Ша-сэн достигает уровня Архата (в буддийской иерархии первая важная ступень в духовном самосовершенствовании — это Архат; вторая — Бодхисатва, затем — Будда). Свинья, однако, так и не научившись воздерживаться от своих ненасытных желаний, в частности, прожорливости, получает степень по заслугам — впредь он должен быть чистильщиком алтарей, поедая остатки жертвоприношений.
(epochtimes.com.ua)
| Признаки
Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
|
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник
|
Цитаты
Увидев слезы на глазах у Сунь У-куна, Чжу Ба-цзе сказал Ша-сэну:
– Послушай, бросай коромысла и доставай вещи, мы с тобой разделим их.
– О каком дележе ты говоришь, брат? – удивился Ша-сэн.
– Разделим вещи и разойдемся по домам, – пояснил Чжу Ба-цзе. – Ты вернешься на реку Люшахэ и снова станешь оборотнем, я же возвращусь в селение Гаолаочжуан и буду как прежде жить в семье зятем. Коня мы продадим, а на вырученные деньги купим гроб и преподнесем его в знак почтения нашему учителю. В общем, нужно расходиться и оставить мысль о поездке в Индию.
Ссылки
Свинья, ставшая монахом
Путешествие на Запад. Глава 18
Чжу Ба-цзе на journey-west.narod.ru
Прецедентный персонаж Китая № 14
См. также |