Сорока — вестница, предупреждающая охотника о близости затаившегося зверя, о скором прибытии гостей. Шумная реакция сороки на опасность, за которую ее не любят охотники, закрепилась в фольклоре. Некоторые поверья о сороке явно пришли к нам еще от первобытных охотников. Увидеть сороку — к несчастью, две — к удаче, три — к свадьбе, четыре — к рождению ребенка. Поляки полагают, что стрекотание сороки сулит охотнику удачу. Крик сороки — к получению известия или приходу гостей.
Поскольку сорока — разносчик вестей, то наряду с голубем она является символом почтовой службы. Эти представления имеют давние корни. В Бретани, например, встретить утром сороку означает, что днем получишь письмо. В Китае, в отличие от Европы, появление сороки — хорошее предзнаменование (Gattiker, Gattiker, 1989).
Тщательная забота птицы о своем гнезде и потомстве превратила ее в сказках и песнях в домовитую заботливую хозяйку (Лебедев, Константинов, 1996).
Французы стараются угодить сороке и жить с ней в дружбе, ибо она от волка предостерегает, отгоняет ворон и лисиц, чтобы задобрить ее, они после жатвы ставили на дерево сноп хлеба в пользу сороки, которая в благодарность за это поможет охранять посевы от воров и птиц. Когда пекли блины, то один блин отдавали сороке, чтобы она своим криком предостерегла от волка. Древние греки и римляне считали сороку святой птицей Бахуса, потому что, как и пьяные люди, сорока любит болтать. Русские говорят, что если сорока скачет на доме больного — к выздоровлению. В Англии говорят, что надо всегда снимать шляпу, когда видишь сороку, кланяться ей, иначе с тобой случится беда. Многие народы считают, что сорока и ворона приносят детей.
О сороке в Украине говорят, что нельзя ее яйца собирать, ибо тогда лицо станет рябое и сорока цыплят в отместку станет таскать. На украинском Покутье отношение к сороке было вполне положительным, несмотря на ее мелкие грехи — могла утащить цыпленка или блестящую вещицу. Прилет сороки на крестьянскую усадьбу был желанным. Считалось, что если она сидит где-то во дворе, значит будут гости (Панькiв, 1999). Полагали, что эти птицы разносят вести на длинных хвостах и передают их стрекотом.
У корейцев есть легенда о том, как юноша спас сороку от страшного змея. Когда же его супруга заманила парня в ловушку и хотела отомстить, сороки спасли его, заплатив за это собственной жизнью.
(Пернатые обитатели мифов и легенд)
С сорокой связано множество примет, и все они, как правило, дурные. Объяснить это можно тем, что, во-первых, сорока будто бы была единственной птицей, не пожелавшей войти в Ноев ковчег. Она притаилась на верхушке ковчега и смеялась над погибающим миром. А во-вторых, считается, что у нее под языком находится капля крови царя Преисподней, и именно поэтому сороку называют птицей дьявола. Паря у человека над головой, сорока предсказывает ему скорую смерть. В некоторых странах считается плохой приметой увидеть сороку, летящую прочь от солнца. Если такое случится, надо схватить первый попавшийся предмет и бросить ей вдогонку, произнеся: «Несчастье птице, что летит против хода солнца».
Встретить сразу нескольких сорок в дороге всегда что-то предвещает, но хорошее или плохое — это зависит от их числа. Встретить одну сороку многими воспринимается как плохая примета и поныне, и люди, в прочих отношениях несуеверные, нередко при этом поклонятся ей, сплюнут или скрестят пальцы, чтобы отвратить грозящую неудачу. Или же оглянутся по сторонам в надежде увидеть одинокую ворону — два зла при этом взаимно уничтожатся. В Англии было принято снять шляпу, плюнуть в сторону птицы и сказать: «Дьявол, дьявол, отрекаюсь от тебя!» В Германии при встрече с одинокой сорокой полагалось скрестить большие пальцы и сказать: «Мой крест сороке, ее крест мне. Несчастье сороке, счастье мне». Две сороки вместе обычно предвещают удачу. При этом, однако, необходимо поприветствовать птиц поклоном, а кое-где и плевком, иначе доброе предзнаменование не сбудется. Три птицы сулят успешное путешествие либо свадьбу, четыре обещают хорошие новости либо роды, а пять — приятную компанию. В общем, в каждой стране на этот счет свои приметы.
Однако у всех народов одинокая сорока – это предвестник неприятностей. Если сорока сядет на дерево или крышу вашего дома, это означает, что ни дерево, ни дом никогда не рухнут. Однако, если сорока, не садясь, с криком летает над вашим жилищем, это предвещает смерть одного из членов семьи. Считается дурной приметой увидеть сороку в начале путешествия, а если она пролетит над вами, когда вы идете в церковь, это означает скорую болезнь. А вот идя на рыбалку, увидеть сорок, летающих парами, — к хорошему улову. Источник этой приметы, вероятно, в том, что в холодную и сырую погоду сороки покидают гнезда только поодиночке — одна птица всегда остается в гнезде, чтобы греть птенцов. Если же сороки летают парами, то погода теплая и хорошая, и поэтому особенно благоприятна для ловли рыбы. Если сорока залетела на веранду дома — следует, на всякий случай, укрепить окна и двери, так как, по примете, неожиданное появление птицы в сенях или на веранде - к ворам! Если сорока стрекочет на дереве перед домом, то беременной женщине выходить в это время на улицу ни в коем случае нельзя: в обличье сороки может находиться местная ведьма, которая испортит или даже выкрадет из утробы ребенка.
В связи с этой приметой можно вспомнить легенду о Марине Мнишек, которая обратилась в сороку, когда пришлось ей худо, и вылетела из окна своего терема. За это сорока и была проклята на Руси. Но не только за это. Долгое время в Москве сорок не было, потому что одна из них однажды своим стрекотом выдала боярина Кучку (пращура будущих Романовых), который прятался от врагов в лесу на том самом месте, где сейчас стоит Москва. Здесь же его и убили. И умирающий боярин проклял глупую птицу. Говорили также, что запретил сорокам появляться в первопрестольной святой митрополит Алексий, потому что считал, что под видом сорок в Москву проникают ведьмы. Есть еще предание об одном благочестивом москвиче, который раздал все свое добро нищим и оставил себе только последний кусок сыра, чтобы отправиться с ним в паломничество по святым местам. А сорока этот сыр украла. За это Бог приказал ей не появляться больше в городе, а в народе птица получила прозвище «сорока-воровка». Но самая интересная легенда относится к событиям конца XVI века, к последним дням царствования Иоанна Грозного. Известно, что царь накануне смерти приказал наловить по всей стране ведьм и привести их на столичную площадь. Вышел царь и велел обложить всех соломой и запалить со всех сторон. «Охватило полымя ведьм - и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и обманули царя в глаза. Разгневался тогда Грозный царь и послал им вслед проклятие. «Чтобы вам, - говорит, - отныне и довеку оставаться сороками!» Так все они теперь и летают сороками и до сих пор боятся царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе». Кстати, в 1714 году одну женщину приговорили в Москве к смерти за колдовство и оборачивание в сороку (в ее способность к такому превращению поверил даже фельдмаршал Шереметев).
"Выйти из дома по делам и увидеть летящую навстречу сороку — дурной знак.
На Украине о сороке говорят, что нельзя собирать ее яйца, ибо тогда лицо станет рябое, и сорока цыплят в отместку станет таскать.
По французским поверьям, на голове у нее семь дьявольских перьев. В Швейцарии местное название сороки было синонимом слова “ведьма”. Сорока — разносчик вестей. Наряду с голубем она является символом почтовой службы В Бретани, например, встретить утром сороку означает, что днем получишь письмо.
Убитая сорока служит оберегом домашней птицы. В Белоруссии перья убитой в первый день марта сороки кладут под курицу, сидящую на яйцах, чтобы уберечь ее от сглаза. У болгар существует поверье, что сорока способна отпугивать болезнь, нападающую на кур. Поэтому ее вешают около курятника или в качестве оберега используют сорочьи перья и желудок.
Широко распространено верование о том, что сороку можно заставить покинуть свое гнездо, если на стволе дерева, на котором оно расположено, вырезать крест, а отвратить несчастье, предрекаемое встречей с сорокой, можно, перекрестившись или начертав крест на земле.
Нельзя бросать в стрекочущую сороку камень или замахиваться на нее палкой - отсохнет рука.
Сорока залетела во двор - к убытку, но гнать ее не нужно - тогда ущерб будет минимальным. Кормить птицу рядом с домом тоже не стоит - обидится домовой, которому сорока противна.
Обернувшись сороками, ведьмы-вещицы (чаще всего их две) могут действовать как «обычные ведьмы» выдаивать коров, портить людей. Своеобразное занятие, характеризующее сороку-вещицу (обычно бесхвостую), — похищение плода из чрева беременных женщин. Ведьмы-сороки летают ночью по домам и крадут еще не родившихся младенцев, заменяя их головнями, вениками, краюшками хлеба, льдинками, лягушками, кирпичами.
В Сибири верили, что ведьма в полночь оборачивается в подполье через двенадцать ножей. Верхняя ее половина становится сорокой, а нижняя половина туловища, пока ведьма летает, хранится в подполье, под корытом.
Вещицы попадают в чужой дом, приподнимая его передний угол. Появляясь в комнате, ведьма может обернуться кем угодно из домочадцев. Считали, что, если на сеннике ночью стрекочет сорока, это ведьма, которая хочет похитить плод у беременной, и выходить к ней опасно.
Появляясь в комнате, сорока-оборотень словно парализует беременную, которая не может пошевельнуться:
Похитив ребенка, вещицы иногда съедают его тут же, за столом. Делают это вещицы без злобы, так как питаются таким образом.
Если успеть при появлении оборотня разорвать на себе рубашку, то ведьма обретает свой настоящий вид, падает к ногам обнаженная и просит прощения. В это время с ней можно делать все что угодно.
В прошлом верили, что если ведьма летит в образе сороки, то стоит по направлению к ней бросить обломок обруча, как птица тут же упадет на землю с переломом крыла. Только упомянутый обломок должен быть случайно найденным где-либо на дороге.
Однако не везде сороку считают дьявольской птицей. В Китае, например, местные жители считают ее счастливой птицей и безгранично верят в то, что убившего ее ожидают крупные неприятности.(Тайны мира)
Если у нас птица с черно-белым опереньем означает нечто негативное, то в Китае (хси) она является символом счастья (хси-хьяо — подруга-сорока). Ее стрекот предвещает добрые вести или долгожданных гостей. В одном из текстов 5 в. рассказывается, что однажды в древние времена муж и жена накануне недолгой разлуки разбили надвое зеркало. При нарушении супружеской верности кем-нибудь из них часть зеркала, символизирующая виновного, превращалась в сороку и рассказывала оскорбленному партнеру о прегрешении. Поэтому в Китае часто встречаются бронзовые зеркала с выгравированными на них изображениями сороки. Сорока, кроме того, воплощает праначало ян (см. Инь/ян) и как птица, приносящая радость, противостоит воронам. Изображение двенадцати сорок означает многочисленные добрые пожелания, а изображение сороки, бамбука и сливы или двух сорок — пожелания счастья и любви в браке и особенно часто предназначается для свадеб. Сорока, несущая веточку для постройки своего гнезда Это мне пригодится. В жизни нет ничего, что бы не могло при определенных обстоятельствах пригодиться, какой бы незначительной и даже низменной эта вещь не показалась на первый взгляд. [EMSI 55-14,с.339] .
Радость, счастливый брак, сексуальный успех — счастливый знак в Китае, где крик сороки предвещал встречу с друзьями; однако в западной традиции сорока — птица, связанная со стяжательством, зловредной болтливостью и колдовством. Любовь сороки к собиранию блестящих предметов, похоже, стала причиной того, что в Китае появилась традиция, согласно которой находящиеся в разлуке супруги разбивали зеркало и хранили его половинки. Если один из них изменял другому, то его кусок зеркала превращался в сороку и спешил сообщить обманутому супругу эту новость. Знак принципа «ян» и священной птицы Манчуса, сорока часто появляется на китайских поздравительных открытках.
(Энциклопедия символики и геральдики)
| Пословицы и поговорки
Бей сороку и ворону - добьешься до ясного сокола.
Ворона не оборона, а сорока не без порока.
Всякая сорока от своего языка страдает.
Глаз сороки - на падали, глаз шамана - в котле.
Дружные сороки в стае сильнее тигров идущих по одиночке.
Дружные сороки заклевывают дракона.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки ястреба забьют.
Дружные сороки и орла заклюют.
Его мозги сорока не выклевала.
Живет, как сорока на колу: кто идет — вспугнет.
Затвердила сорока Якова одно про всякого.
Знает сорока, где зиму зимовать!
И баба видала, что сорока летала.
И сорока в одно перо не родится.
Из ивового куста - либо дрозд, либо сорока.
Как одна сорока хвост задерет, то за нею и все.
Когда сорока пером вся побелеет, тогда и сокотать перестанет.
Куда орлы летают, туда сороки не достигают.
Лучше сороки, да дружные, чем тигры, разрозненные.
Метил в зайца, а попал в сороку.
Морочила морока, а пророчила сорока.
На оглоданную кость и сорока не падка.
Не будь соловьем из гнезда сороки.
Не живет сорока без белого бока.
Не разевай рта, сорока залетит.
Не сорока, перо в перо не уродится.
Нет обороны, так клюют сороки и вороны.
Никакая сорока в свое гнездо не гадит (не пакостит).
Он, как сорока: где ни посидит, там и накастит.
Осенью и сорока, и ворона сыты.
От сороки не жди проку.
Охоча сорока до находки (т. е. воровка).
Пестра сорока, белобока, а все одна в одну.
Рано проснувшаяся сорока не останется голодной.
Сама скажет сорока, где гнездо свила.
Сорока-белобока на пороге скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила.
Сорока-белобока: зеленый хвост, долгий нос.
Сорока-ворона кашку варила, на порог скакала, гостей призывала: этому дала (по пальцам), этому дала, а этому не досталось (шиш на головку).
Сорока в куст, Алексей за хвост (сковорода и сковородник).
Сорока в платье, ворона в платье, будет платье и на нашей братье.
Сорока гостей накликала.
Сорока даром не щекочет.
Сорока думает, что она сокол, а каша - что она плов.
Сорока клюющая стертые спины лошадей, называет себя "защитницей конских спин".
Сорока на хвосте принесла.
Сорока не ворона; в одно перо не родится.
Сорока от сороки в одно перо родится.
Сорока под порогом, и кошка умылась, а в доме ни мучицы, ни крупицы.
Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Сорока скачет на дому больного - к выздоровлению.
Сорока с тыну, а десять на тын.
Только сорока перо в перо родится.
У сороки птенчик хотя и пестрый, но матери мил.
Чужая жена соловьем кажется, а своя жена сорокой кажется.
Песни
Владимир Высоцкий - Сорока-белобока
Наталья Сорокина - Сорока-белобока
Вечер
(Андрей Белый)
Вечер. Коса золотистая,
Видишь, — в лесу замелькала осиновом.
Ветка далекая,
Росистая,
Наклоняется
В небе малиновом.
И сорока качается
На ней белобокая.
Слежу за малюткою:
С видом рассеянным
То постоит
Над незабудкою,
То побежит
За одуванчика пухом развеянным.
Милая, ясная,
Синеокая, —
Засмотрелась, как белочка красная
Проскакала по веточке, цокая.
Ласковый, розово-матовый
Вечер.
В небо вознесся агатовый
Блещущий глетчер.
Сорока
(Ян Бжехва)
Взлетела сорока высоко.
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки растут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассвета,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
Стрекочет сорока, стрекочет
Никто ее слушать не хочет:
Ведь в том, что болтает сорока,
Нет никакого прока!
Сорока
(Алексей Стариков)
Чего сорока хочет?
О чём она стрекочет?
Как вообще попала
Сорока к нам во двор?
Зачем сороке город?
Неужто ей не дорог
Далёкий лес зелёный,
Сосновый тихий бор?
О чём она стрекочет,
Что сообщить нам хочет?
А вдруг в лесу случилась
Какая-то беда?
Я думаю: сорока,
Сорока-белобока,
Без дела тараторит,
Конечно, не всегда.
Вдруг попытался ночью
Залезть в гнездо сорочье
Проказник полосатый
Нахальный бурундук!
Вдруг разожгли туристы
Такой костёр, что искры
Грозят пожаром лесу!
Всё может быть.
А вдруг?..
|