Буревестник — символ приближающейся бури, символ революционного подъема, надвигающейся революции. Как литературный символический образ был введен в революционную символику впервые Максимом Горьким (в 1901 г.) в период развития символизма в русской литературе и одновременно в период создания организованного революционного движения во главе с ленинской “Искрой”. “Песня о Буревестнике” была написана под непосредственным воздействием конкретного события — разгона студенческой демонстрации у Казанского собора в Петербурге, была впервые опубликована в журнале “Жизнь”, № 4 (апрель) за 1901 год, что и послужило причиной конфискации и закрытия этого журнала. Как революционный символ буревестник был популярен накануне революции 1905 года и активно использовался нелегальной революционной прессой, помогая развертыванию движения, приобретал значение призыва к революционной борьбе. Как символ революционного подъема образ буревестника сохранялся прочно и в послеоктябрьский период в политической и художественной литературе.
Изображение буревестника используется и как спортивная эмблема. Его эмблематическое значение — дерзание, юношеский порыв. Эта эмблема изображает стилизованный силуэт буревестника белого цвета на голубом поле и используется как атрибут спортивного общества “Буревестник”, образованного в 1957 году и объединявшего спортсменов высших учебных заведений (как студентов, так и профессорско-преподавательский состав). Возникает вопрос: правомерно ли использование одного и того же образа — образа буревестника — в столь разных значениях, причем в одной и той же стране, с одними и теми же господствующим общественно-политическим сознанием и идеалами?
Теоретически такое положение возможно, но при соблюдении некоторых определенных условий. Многообразие значения одних и тех же символических образов и эмблем в принципе обусловлено тем, что в разных исторических условиях один и тот же образ может быть применен к разным аспектам бытия, причем чем эти аспекты дальше друг от друга, тем больше шансов на то, что “одинаковые” по виду (наименованию), но разные по значению образы будут оставаться самими собой и не смешиваться в сознании людей друг с другом. В случае с буревестником эти условия соблюдены: исторические периоды возникновения и применения революционного буревестника-символа и юношеской спортивной эмблемы буревестника не только отделены друг от друга “барьером” в полвека, не только возникли после смены двух поколений в стране, но и применены к столь различным аспектам бытия, как политика и спорт, следовательно, к совершенно разным общественным сферам.
Кроме того, обычно помехой для употребления одного и того же образа в разных значениях служит то, что словесный символ бывает менее конкретен, чем изобразительный. Иными словами, литературный образ более туманен, чем рисованная эмблема, и поэтому последняя затмевает первый. В случае с буревестником этого не происходит. Во-первых, образ буревестника как символа революционной бури настолько ярок, настолько запоминается, что его невозможно ни спутать, ни забыть. Более того, и в литературно-символическом описании он вполне конкретен с эмблематической точки зрения — по абрису, по своему цвету и фону, на котором он действует; он “черной молнии подобен, как стрела, пронзает тучи”, он “черный демон бури над седым от пены морем в синем пламени сияет”, то есть черный узкий силуэт птицы на синем фоне с белой полоской (пеной). Силуэт же спортивного буревестника-эмблемы — белый силуэт птицы на в голубом фоне. Это значит, что они не только далеки по своему значению, но и по своему изображению совершенно не совпадают, а следовательно, и не могут быть спутаны.
(СЛОВАРЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИМВОЛИКИ И ЭМБЛЕМАТИКИ)
Огромная птица, напоминающая орла и символизирующая в традиции североамериканских индейцев дух грома и стихийных сил творения и разрушения. Считается, что молнии вылетают из глаз или клюва буревестника, крылья которого распространяют звуки грома. Согласно верованиям индейцев, буревестник обладает некой созидательной и разрушительной способностью, а каждый предмет, в который ударила молния, обретает духовные силы. На северо-западном побережье полагают, что буревестник охотится на китов, которых он способен поднимать своими когтями. Лакоты рассматривают это существо («Вакиньян») как воплощение верховного божества Вакан Танка. На Западе считают, что в каждой из четырех частей света существует свой буревестник.
(mifielladi.ru)
Хотя наиболее известное изображение мифического буревестника связано с северо-западом Северной Америки, это существо присутствует и в других частях мира, в разных культурах и религиях, а также в тату искусстве.
В месопотамской религии это был Нинурт (также известный как Анзу, что в переводе означает «дождевое облако»). Изображался буревестник как огромная черная птица, которая приносит жизненно необходимую воду фермерам. С телом птицы и головой льва, она парила с широко распростертыми крыльями, вызывая дождь своим громким криком.
На северо-западе Тихого Океана буревестник представлен в образе огромной сильной птицы. Среди коренных народов (хайда, квакиутле), которые жили вдоль побережья, громовая птица Тандерберд представляла дух предков. Именно ее образ чаще всего используется в традиционном тату искусстве.
В системе верований этих областей буревестник представлял птицу, которая поливает землю. Она принимала человеческую форму и жила в горах, но когда ощущала голод, покрывалась перьями и отправлялась в поисках добычи. Ее громадные крылья затмевали небо.
Образ буревестника используется в тату искусстве в качестве тотема. Согласно верованиям хайда, было время, когда люди и животные могли говорить и взаимодействовать друг с другом.
В качестве татуировки буревестник символизирует связь с духами предков. Хотя для современных любителей татуировок этот смысл не является основным, дизайн пользуется популярностью. Изображение данной птицы является мощным и привлекательным.
Не зависимо от того, в каком стиле представлена тату (графический, реалистический дизайн или сложный стиль северо-западного побережья Тихого океана), она символизирует мифическое прошлое, молнию, воду, огромную силу и мощь природы.
(rustattoo.ru)
| Песни
Letzte Instanz - Sturmvogel
Ляпис Трубецкой - Буревестник
Буревестник (Генрик Ибсен)
Живет буревестник на гребне утеса, -
Я это от старого слышал матроса.
Он в пене сверкает крылами и стонет,
Скользит над волнами и в море не тонет,
Качается мерно на зыбкой лазури,
При штиле молчит и кричит перед бурей.
То реет под тучей, то с гребнями рядом,
Как наши мечты между небом и адом.
Тяжел он для воздуха, легок для моря.
Вот, птица-поэт, в чем и радость и горе.
И хуже всего, что ученый с опаской
Рассказ моряка счел бы сущею сказкой.
Песня о Буревестнике (Максим Горький)
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
|