На столбе дворец, во дворце певец

Скворец является очень общительной птицей. В свободное от выведения потомства время они собираются вместе в огромные стаи. Скворцы почти всегда путешествуют и питаются вместе. В связи с этим они могут преподать нам уроки, связанные с поведением в коллективе. Они могут научить вас более успешно действовать сообща, а также показать вам, в чем ваше поведение не соответствует интересам окружающих.

Кроме того, скворец напоминает нам, что иногда стоит прислушаться к своей совести, вместо того чтобы бездумно следовать за коллективом. В частности, скворцы часто нападают большой стаей на других птиц. Время от времени групповому нападению скворцов подвергаются малиновки, лазурные птицы, вьюрки и даже пустельги. Только североамериканская совка может чувствовать себя рядом со стаей скворцов в безопасности.

Если в вашей жизни появились скворцы, то вам следует задать себе несколько важных вопросов. Испытываете ли вы ощущение, как будто все вокруг ополчились на вас? Отказываетесь ли вы притеснять других, если этого требует коллектив? Удавалось ли вам разрешать конфликтные ситуации, возникающие в коллективе? Скворец может предупреждать о необходимости остерегаться возможного недостойного поведения. Если вы почувствовали, что коллектив на вас ополчился, то вы можете изучить свойства североамериканской совки или выполнить медитацию, связанную с ней, чтобы не допустить этого в вашей жизни.

Весной клюв скворца становится желтым. Это символизирует активизацию энергии, имеющей отношение к вербальному общению. Возможно, вам захочется понаблюдать за тем, что вы говорите, так как у людей появится склонность неправильно понимать ваши слова или преувеличивать все вами сказанное. Кроме того, это обычно указывает на то, что вам захочется проследить за собственной реакцией на слова других людей.

Скворец обладает способностью имитировать десятки голосов птиц. Это говорит о его умении преподать нам несколько важных уроков поведения в обществе. Многим людям необходимо уметь общаться с каждым человеком на его собственном языке для того, чтобы мирно существовать в своем сообществе. Этому может нас научить скворец. Желтый клюв символизирует способность общаться с другими представителями стаи на более понятном языке. (Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий)

У македонцев и русских пение скворца возле дома считается доброй приметой. Про скворца в Сибири говорят, что его нельзя есть потому, что он скачет, а не ходит. В России в XVIII—XIX вв. скворечники нередко делали декоративными — в виде домиков или фигурок людей (Дементьев, 1950; Благосклонов, 1991, 2000). В конце концов этот фактор становится одним из наиболее существенных. Уже забылись первичные причины, по которым устраивались гнездовья для скворцов или белых аистов, но самих птиц привлекают по-прежнему. Сейчас более важную роль играет весенняя песня скворца и всенародная любовь к аисту (Грищенко, 2000). Так постройка искусственных гнездовий для птиц превратилась в добрую природоохранную традицию.

Интересные сведения приводит в своей подробной статье «К истории скворечника» известный советский орнитолог Г.П. Дементьев. «На стр. 18 старинного трактата о птицах Джиованни Пьетро Олина, напечатанного в Риме в 1622 г., описывается скворец, а против текста помещена гравюра (сделанная, по-видимому, Темпеста или Вилламена). На этой гравюре на первом плане изображен скворец, а позади — глиняный горшкоподобный сосуд с отверстием, прикрепленный к дереву (...). Есть и более старые изображения таких скворечников. Триптих, написанный Герардом Давидом из Брюгге около 1500 г., изображает глиняные гнездилища, развешанные на стене; из летков этих урн или горшков вылетают самые разнообразные птицы (...); ... в известной «Орнитологии» итальянца Альдрованди прямо указывается, что эти скворечники — изобретение фламандцев (...). Для чего же применялись эти сосуды? Молодых птенцов попросту ели, — никаких мотивов охраны природы и тому подобных фламандцы, применяя искусственные гнездилища для скворцов, не имели. Это был, по-видимому, местный обычай, исчезнувший после того, как он — с развитием хозяйства — утратил свой практический смысл (...).

Знаменитый Паллас, путешествовавший по России в начале второй половины ХVII столетия, пишет о скворцах в своей «Зоогеографии» (1811): «Во всей России, в особенности умеренной полосе и на юге, встречаются в большом количестве и пользуются большой заботой как христианского, так и языческого населения. У домов ставят на высоких шестах сосуды или сделанные из коры ящички, чтобы привлечь туда на гнездовье скворцов — доверчивых и смелых; скворцов не преследуют, и за преступление считается, если гнездо разоряется или убивают скворца в окрестностях деревни; донские и уральские казаки также считают такие поступки преступными».

В известной книге для охотников Василия Левшина (первое издание вышло в 1774, второе — в 1779 г.), читаем: «А в Крыму, Малороссии и во многих местах России водятся скворцы по дворам под застрехами: иные хозяева делают для них из бересты нарочные свертки, где им гнезда вить. Такие дворовые скворцы приятным свистом увеселяют слух человеческий...»

Из таких источников совершенно ясно, — делает вывод Г.П. Дементьев, — что применение скворечников именно в целях охраны и привлечения скворцов, а не из «кулинарных» соображений, как в Голландии, уходят в России в глубь времен. Судя по всему, именно у сельского населения России впервые возникла мысль об охране птиц по этическим и эстетическим соображениям. Надо вспомнить о старом обычае выпускать на свободу птиц на Благовещение. Современный деревянный скворечник — русское изобретение. С развитием идей охраны природы, начиная с двадцатых годов прошлого столетия, деревянный скворечник стал применяться и в Европе, причем распространение обычая выставлять такие скворечники началось за русскими пределами, по-видимому, с Прибалтики. На о. Готланд Линней видел скворечники типа дуплянок у крестьян уже в 1741 г. Но долго еще, почти три четверти столетия, наш скворечник не продвинулся дальше на запад. Еще в середине ХIХ века деревянные скворечники не были известны в континентальной части Швеции. Только в начале пятидесятых годов прошлого века в Германии началось движение за применение скворечников» (Дементьев, 1950). Скворечники в России научились строить самые разные — в виде избы, «мужика» и «бабы» (леток под носом), двух- и четырех-«квартирные». Некоторые из этих оригинальных птичьих домиков сейчас хранятся в Государственном Историческом музее в России. (Пернатые обитатели мифов и легенд)

Пословицы и поговорки

В птицах не разбирается — скворца за голубя принял.
В дырявом скворечнике скворец не гнездится.
Даром - скворец гнездо вьет, да и ему скворешницу поставь.
Жаворонок прилетает на полынью, скворец - на полянку, журавль - с теплом, а ласточка - с письмом.
И скворец иногда по-соловьиному засвищет.
Когда работали — не прилетел; когда есть время настало — прилетел: прожорливый скворец!
С хлопкового дерева скворец упал (о переполохе).
Скворец с сорокой в одном гнезде не живут.
Скворца скворечником не ловят.
Скворцы прилетят - говорить научат (о маленьком ребенке, не умеющем говорить).

Песни

Алена Свиридова - Журчат ручьи

Борщ - Лесные Робинзоны

Бутырка - Запахло весной

Елена Касьян - Скворец

Машина времени - Скворец

Николай Носков - Паранойя

Песни из кинофильмов - Хорошие девчата

Чайф - Бери Шинель

Освобожденный скворец
(Алексей Жемчужников)

Скворушка, скворушка! Глянь-ко, как пышно
Дерево гибкие ветви развесило!
Солнце сверкает на листьях, и слышно,
Как меж собой они шепчутся весело.

Что ж ты сидишь такой чопорный, чинный?
Что не летаешь, не резвишься, скворушка?
Хвостик коротенький, нос зато длинный,
Ножки высокие, пестрое перышко.

Вскочишь на ветку, соскочишь обратно;
Смотришь лениво на листья зеленые;
Петь не поешь, а бормочешь невнятно,
Будто спросонья, слова заученные.

Ты удивления, птица, достойна;
Этаких птиц на свободе не видано;
Очень уж что-то смирна и пристойна -
В клетке, знать, вскормлена, в клетке воспитана.

Скворушка, скворушка, ты с непривычки
Чуешь на воле тоску и лишения;
Ты ведь не то, что все прочие птички,
Дружные с волею прямо с рождения.

Вон как играют! Высоко, высоко
В небе их стая нестройная носится;
В поле, в лесу, за рекою далеко
Слышится звонкая разноголосица.