Бобры в мифологии

Добр бобр до бобрят

Я глянул на бревна: и точно, концы их были обкусаны.
— Вот не додумался посмотреть. — Я развел руками. — Но честно говоря, и посмотри я заранее, я бы все равно не понял, отчего это у бревен такой вид.
— Не понял бы?! — изумленно воскликнули в один голос принц и юноша.
— Да, не понял бы, — смущенно признался я. — Скорее всего я решил бы, что те, кто прокладывал мост, воспользовались бревнами, обглоданными бобрами.
Принц и Жильбер обменялись тревожными взглядами. Принц спросил:
— Кто такие бобры?
Кристофер Сташеф. Маг-целитель

Речной бобр — самый крупный представитель грызунов: длина его тела несколько более метра, хвост взрослой особи достигает 30 см, средний вес составляет 18-20 кг. Ранее был широко распространён в европейских лесах, и в значительно большем количестве видов. Бобр замечательно приспособлен к водной среде, легко и быстро плавает, прекрасно ныряет, но на суше он беспомощен, особенно если застигнут врасплох. Убить этого зверя охотнику не составляло труда. Именно по этой причине промысел на бобров регулировался с древнейших времен.

Основные значения: прилежание, трудолюбие, мастеровитость; воздержанность, аскетизм, целомудрие (христианство); бдительность.

Значение бобра в символике восходит к басенному сюжету о его самооскоплении ради спасения жизни, что уже само по себе предполагает образность, а не научность описания. По мнению В. Н. Топорова, в основе этого сюжета лежит архаический контекст: «Речь идет о мифологических текстах, отвечающих некоей универсальной схеме — растительное божество или мифологический герой, обладающие большой плодородной силой, оказавшись в экстремальной ситуации и зная о своей неизбежной смерти и нисхождении в Нижний мир, отвергают любовь некой земной богини и оскопляют себя, как бы принося жертву на благо жизни людей. […] Иначе говоря, преследуемый (бобр, олень, противник Громовержца), принеся определённую жертву, вырвав жало продолжения рода и став „безвредным“ для преследователя, поступает в услужение к преследователю и „услуживает“ ему в той части, где некогда он был особенно силен, но с переменой функций».

Эмблематика. Бобр, подгрызающий большое дерево. Я добьюсь этого со временем. Символ трудолюбия и настойчивости. Преследуемый охотниками бобр, откусывающий свои яички, чтобы спастись, как как он знает, что именно ради яичек и ведется на него охота. Жизнь дороже. Ради спасения жизни можно пожертвовать многим. Наше состояние и все, что у нас имеется из наиболее ценного (за исключением только добродетели и чести), не идет ни в какое сравнение с жизнью.

Искусство. О популярности басенного сюжета Эзопа в античном мире свидетельствует гротескный отрывак из «Метаморфоз» Апулея, касающийся наказания ведьмой неверного любовника: «Любовника своего, посмевшего полюбить другую женщину, единым словом она обратила в бобра, так как зверь этот, когда ему грозит опасность попасться в плен, спасается от погони, лишая себя детородных членов; она рассчитывала, что и с тем, кто на сторону понес свою любовь, случится нечто подобное» Апулей. Метаморфозы. 9 Загадочным выглядит упоминание бобра у Данте: «Как там, где алчный немец обитает, садится бобр вести свою войну» «Божественная комедия». Ад (17. 21-22)

Ad notanda С 1975 г. официальный символ Канады как традиционный промысловый зверь. Бобр — талисман Олимпиады в Инсбруке (1976 г.). (simbolarium.ru)

Обыкновенный бобр, или речной бобр (лат. Castor fiber) — полуводное млекопитающее отряда грызунов. Окраска его меха - от светло-каштановой до тёмно-бурой, иногда чёрная, - обусловила название зверька. В праиндоевропейском реконструируется его основа bhe-bhru-, образованная неполным удвоением названия коричневого цвета. Название бобра есть даже в самых отдаленных индоевропейских языках: др.-сл. 'бобры', лит. 'bebrus', др.-в.-нем. 'bibar', ср. нем. ‘Biber’, присутствует в ведийском, митаннийском, авестийском. В Западной и Средней Европе остатки бобров встречаются весьма часто. Ареал распространения этого зверька в раннеисторическое время охватывал всю лесолуговую зону Европы и Азии, однако его промысловая ценность - мех и бобровая струя - к началу XX века привела практически к его истреблению на большей части ареала. Спускаясь по лесистым поймам рек на юг, бобры обживались в Турции, Иране и Северной Грузии. В Авесте бобер и выдра упоминаются как священные животные богини Анахиты, а на территории Грузии известны топонимы со словом «бобр»: Тхивинтави - 'бобровая гора', Сатахве - 'место обитания бобра'.

«Строительная» активность, жизнь на воде, свободное передвижение по суше, способность нырять на дно, к заготовленным на зимнее время запасам древесного корма, не могли остаться незамеченными уже с древнейших времен. Подобная хозяйственная деятельность, с одной стороны. "очеловечивала" этих зверьков настолько, что считалось, что бобры не только "строят" подобно людям свои жилища-хатки, но и как люди воспитывают своих детенышей, делают и дарят им игрушки и пр. С другой стороны, связь бобров с водной стихией, способность пребывать под водой - на дне, делала этих зверьков сопричастными Нижнему миру, придавая им сакральный характер.

По мере уменьшения численности, а затем и исчезновения бобровых семей значение их как сакральных животных, связанных с подводным (=загробным) миром угасало и забывалось. Культ бобра у индоевропейцев практически исчез, оставив только воспоминание о бобре, как сыне бога неба и хозяине Нижнего мира. «В славянских народных песнях ‘черные бобры’ соотносятся с корнями ‘Мирового дерева’. В латышских народных песнях ‘божественные близнецы’ пляшут в шкурах ‘бобра’ и ‘выдры’", что позволяет отождествить самих близнецов с бобром и выдрой. Кроме того поющие обращаются к этим животным с просьбой: … Выдры, выдры! Бобры, бобры" Дайте мне свои шкуры!". Возможно, в древности, у славян существовал священный танец бобра, исполнявшийся в песенном сопровождении либо перед началом охоты на этих зверьков для успешного результата, либо после охоты в благодарность за "отданные" шкурки. В иранской мифологии единственным следом почитания этих животных является упоминание о том, что накидка великой богини Ардвисуры Анахиты, связанной с водной стихией, сделана из бобрового меха, а мехом выдры оторочена опушка ее плаща.

В греческой мифологии сакральность образа бобра отмечена обращением самого Зевса в это животное. В мифе о любовном преследовании Зевсом Немесиды, он вслед за богиней, принимающей ряд животных форм, чтобы избежать его объятий, сам превращается в животных-преследователей. Так, когда Немесида превращается в рыбу, Зевс обращается в бобра, гоняющегося за ней. Через ряд превращений Немесида и Зевс оборачиваются гусыней и лебедем, и Зевс достигает своей цели. Снесенное Немесидой-гусыней яйцо находит Леда, жена царя Тиндарея. Из этого яйца рождаются Елена с Клитемнестрой и мальчики-близнецы – Кастор и Полидевк.

Вот как объясняет Роберт Грейвс обстоятельства рождения божественных близнецов: "Немесида была луной-богиней в ипостаси нимфы, и в древнейшем мифе, созданном на основе сюжета любовной погони, она преследовала царя-жреца, который претерпевал сезонные превращения, превращаясь в зайца, в рыбу, пчелу, мышь – или же так: в зайца, рыбу, птицу и пшеничное зерно, - и в конечном счете она пожирала его. С победой патриархальной системы преследуемый и преследователь менялись местами: теперь богиня бежала от Зевса, как в английской балладе о Смите-Черном Угле. Богиня превращалась в выдру или бобриху, чтобы преследовать рыбу, и имя Кастор ("бобр") – есть не что иное, как отголосок этого мифа, тогда как имя Полидевк ("приторное вино") свидетельствует о характере празднеств, во время которых совершалась эта погоня". По позднейшему мифу сыном Зевса был только Полидевк, Кастор же – сын Тиндарея. Когда Кастор был убит, Зевс разрешил Полидевку уделить половину своего бессмертия брату, и с тех пор день близнецы проводили в подземном царстве, а день на Олимпе среди богов. Однако образ Кастора-бобра в древности был весьма значительным, о чем свидетельствует создание храма Кастора в Риме.

В среде охотников и рыболовов Сибири бобр был очень почитаемым животным. Животное ценилось не только из-за меха, но и за бобровую струю, которая стоила в несколько раз дороже самой шкурки. Распространено было очищение тлеющей бобровой струей в тех случаях, когда человек опасался быть оскверненным. Например, манси "очищали" мужчину, который нечаянно прошел под какой-нибудь принадлежностью женского костюма, или женщину, при ее возвращении в дом после родов. Образ жизни бобров породил представления о существовании настоящего бобрового народа, живущего так же, как живут люди: селящегося семьями, справляющего праздники, воспитывающего своих детей, делающего хозяйственные запасы на зиму и даже имеющего рабов среди бобров и собственные бобровые кладбища.

Более всего следы почитания бобров сохранились среди обских угров, так как Бобр играл значительную роль в их мифологическом мировоззрении. Северные ханты делились на две половины - Пор и Мось, восточные - на три группы - Лося, Медведя и Бобра. У хантов с Ляпина иттармы (деревянные "куклы"), изображающие предков - прадедов и прабабок, - были одеты в бобровые шкурки и хранились в специльных сундуках. Ханты на Васюгане, Агане и Пиме считали бобра священным зверем.

В мифологии манси бобр связан с богиней-матерью: в мансийской песне поется как по одной из кос богини-матери Калтащ «поднимается живой соболь, а по другой спускается бобер». На женские швейные сумки тутчан часто наносилось изображение бобра. В этом случае такую сумку не клали в могилу умершей, хотя обычно тутчаны хоронили вместе с их владелицами

В кетском мифе четырехпалая Хоседэм («эм» - мать), соотносящаяся с Нижним миром, в облике бобра сражается с героем Альбой. Она живет в каменном чуме на далеком северном острове в устье Енисея. Следы ее ног всегда разные и походят на следы хищного зверя, ее дом или ее чум находится в океане, на скале. От нее мор, болезни, непогода и даже смерть, так как она питается человеческими душами. Побежденная Хоседэм сгорает, а из ее сожженного тела возникают лягушки и комары.

Алтайский миф о бобренке имеет общий мотив с русской сказкой о Царевне-лягушке - сожженную шкурку. Легендарный стрелок Когутэй выступает в облике бобренка - сына бога грома. "Бездетные старик и старуха приручили бобренка. Усыновленный ими он сказочным образом усваивает человеческую речь, начинает активно помогать старикам по хозяйству. Затем он требует, чтобы старик – приемный отец, отправился к хану и посватал за него ханскую дочь. Разгневанный дерзким предложением нищего, хан приказывает казнить старика. Бобренок воскрешает отца и вновь посылает его сватать за себя ханскую дочь. Наконец, превратившись в прекрасного юношу, бобренок женится на дочери хана. Неожиданно жена находит старую бобровую шкурку оборотня-мужа и сжигает ее, чтобы навсегда оставить его в человеческом облике. В наказание за содеянное муж покидает жену. И тогда она отправляется на поиски бобренка и долгие годы скитается по свету. Наконец, она попадает в верхний мир, мир небожителей, где находится ее супруг, и возвращает Когутэя на землю, к людям своего племени. Вместе с героем к населению Алтая приходят счастье и благополучие".

В мифологии алтайских народов хозяином Нижнего Мира выступает могучий Эрлик, о котором из монгольских мифологических представлений известно, что в своем подземном жилище он укрывается бобровым одеялом.

Почитание бобра как священного животного, связанного с водной стихией и Нижним Миром, было широко распространено у индейцев Северной Америки и Канады.

Происхождение священного красного песка, используемого индейцами оджибвеями в каменной магии, "получаемой от самой земли", связано с бобром: "...в то время, когда мир был еще молод, в большом пруду жил огромный бобр. ...Однажды, когда великий бобр поднялся на поверхность вод ...Громовая птица, известная как птица голода, увидела бобра, бросилась вниз, схватила его и поднялась в воздух, чтобы съесть. Когти громовой птицы вошли глубоко в его шкуру и плоть. Из ран бобра хлынула кровь, и брызги ее разлетелись по всей земле. Из этой крови образовался священный магический песок, называемый онаман. Великие оджибвеи использовали его в амулетах, приносящих удачу в охоте и трапперстве. Они делали магические сумки, помещая песок онаман из крови бобра в мешочек из оленье кожи и привязав к нему три орлиных пера, по одному из крыльев и одно из хвоста, чтобы символизировать этим хищную птицу-охотника. ...Первого пойманного за год бобра оджибвеи всегда съедали ...на полу, а не на столе. Все кости завязывали в узел из чистой ткани с лентами и табаком и бросали в воду. Верили, что это принесет удачу в ловле бобров в наступающем сезоне». На празднике мертвых оджибвеи выполняли следующий обряд: выкопав останки знатных людей и поместив их в берестяные сосуды, они накрывали их накидками из бобровых шкур. Только после этого производилось вторичное погребение.

Миф племени черноногих рассказывает о том, как старый бобер научил целительству и волшебству некоего юношу Акайама, который был предательски оставлен своим старшим братом на острове посреди озера. "Бобры пригласили Акайяма жить зимой в их теплой норе и научили его целительскому искусству и волшебству. Когда вновь настало лето, Великий Бобер спросил Акайяма, какой подарок он хочет унести с собой. Акайям ответил, что хотел бы взять с собой в товарищи младшего сына Бобра. Великий Бобер сперва не хотел выполнить эту просьбу, потому что младший сын был его любимцем. Но в конце концов он согласился и повелел Акайяму построить священную бобровую нору, когда он вернется в свою родную деревню". После возвращения в родную деревню, Акайам «построил священную бобровую нору и научил свой народ танцам и песням бобров».

Род Бобра в числе других был у ирокезов гуронов, живших к юго-востоку от Великих озер. В космогоническом мифе ирокезов в создании земли принимает участие бобр: именно он (вар. жаба, ондатра) достает со дна землю, которую возлагают на спину черепахи. Земля вырастает и превращается в материк. Все индейцы не отдавали кости убитых ими бобров, оленей и лосей собакам, а бросали их в воду. (www.a700.ru)

Пословицы и поговорки

Бобр похвален, да весь опален.
Были бы бобры, а ловцы будут.
Все бобры добры до своих бобрят.
Все бобры, все равны.
Все мужья добры, покупили женам бобры, а мой муж неуклюж: невидаль, корову купил.
Все равны бобры, один я соболек.
Калязинцы - свинью за бобра купили; собаку за волка купили.
Кто врет, тому бы бобра в рот.
На богатых бобров больше ловцов.
Не бей бобра, не будет добра.
Не убить бобра, не нажить (или: не видать) добра.
Около бобра не обобрать, а всего ободрать.
Опален бобр - не носи в торг.
От бобра - бобренок, от свиньи - поросенок.
От твоего бобра никому нет добра.
Работящему человеку бобры-соболи сами в дом идут.
Свинью за бобра продали (или: купили).
Свинья не родит бобра, а сова не высиживает орла.
Седина бобра не портит.
Соболи, бобры, все черти равны.
Убил бобра, а не нашел добра.
Ударить в бобра - не видать добра.

Песни

Сергей Никитин - Хор Бобров

Чайф - Про бобра и барабан

Бобры
(Агния Барто)

Хожу я с самого утра,
Расспрашиваю всех:
— Какая шерстка у бобра?
Какой, скажите, мех?

А это правда, что бобры
Возводят крепости-бугры
И прячут там бобрят?

А верно говорят,
Что там лежат у них ковры
Из трав душистых и коры?

Спросил я маму про бобра,
Но на работу ей пора.

Я вижу дворника вдали,
Он подметает двор.

— Вы мне сказать бы не могли:
А где живет бобер? —
А дворник мне: — Не стой в пыли,
Отложим разговор.

Не отрываясь от игры,
Играя в домино,
Сосед смеется: — Где бобры?!
Их не встречал давно.

Скажите, будьте так добры,
Скажите, где живут бобры?

* * *
(Сафронов Л. А.)

Проживают эти звери
Под водою без труда.
Где должны быть окна, двери -
Там вода, вода, вода...
Днём ютятся мирно в норках,
Как хорёк, барсук, лиса, -
Ночью, сидя на закорках,
Валят тёмные леса.
Вострым зубом шкурят ровно,
Будто топором в руке,
А потом таскают брёвна
К милой матушке-реке.
И мордаты и брюхаты,
И спокойны и добры,
Под водою строят хаты
Работящие бобры.
Всюду делают запруды
За собою по пятам.
И торчат деревьев груды
Там и тут, и тут и там.
А к утру лежат деревья –
На воде плоды труда,
Будто целая деревня,
А, быть может, города.
Хвост широкий, как лопата
Или руль у корабля,
Бобр с работы прёт бобрятам
Груды разного добра.
Залезает в норку лихо,
По медвежьи толстопят.
Говорит бобру бобриха:
«Тише, бобр, бобрята спят».
И, добро уложив в кадку,
Шепчет бобр, покой любя:
«Эх, жена, какую хатку
Я построил для тебя!
Для тебя и для бобрят
Целый дом!» Вот так-то брат!

Бобры
(Яков Аким)

А ближе к вечеру бобёр
Бобрятам мягкой лапой
Глазёнки сонные протёр.
- Куда так рано, папа?

- Мне нынче зяблик у пруда
Пел песенку на ветке.
Ох, дайте вспомнить… вот беда,
Забывчив стал я, детки!

«Свети нам, солнышко, свети
Над речкою высоко!
Кору древесную налей
Тягучим сладким соком.

Пускай не любим мы жары,
Милее нам прохлада,
Но чем зимою без коры
Прокормятся бобрята?..»

И в самом деле, без коры
Не проживут зимой бобры.