Верблюд - символический «корабль пустыни», неспешно идущий по волнам барханов от одного оазиса к другому. Неприхотливый и флегматичный, равнодушный ко всему на свете, кроме верблюжьей колючки, он терпеливо несет тяжелую поклажу на своей горбатой спине. Для народов Востока, в особенности для apaбов, издавна проникшихся симпатией к этому незаменимому помощнику, верблюд является символом стойкости и мощи, независимости и достоинства.
Арабы, восхищенные горделивым выpaжением физиономии животного, сделали его эталоном царственного величия, но европейцы, мало знакомые с характером верблюда, читали на ней признак надменности и высокомерия. В России же это громогласно ревущее и метко плюющееся чужеземное существо, никогда не вызывавшее положительных ассоциаций, олицетворяет такие человеческие пороки, как грубость и невоспитанность.
В мифологии народов азиатского peгиона горбатый силуэт царственного красавца призван услаждать взор. О благополучии верблюдов неусыпно пекутся их небесные покровители: у древних арабов этим озабочен мудрый Нахи, у йемецев бог-предок Зу-Самави, у узбеков - Султан-бобо, у туркмен - Вейселькара, у казахов - Ойсылкара и т.д. и т.п. Разведением верблюдов на Востоке занимались все, кому не лень, даже злые духи. Между прочим, если верить доисламским легендам арабов, самых прекрасных на земле верблюдов разводят джинны Вабара - зачарованной страны где-то на юге пустыни Руб-эль-Хали. К сожалению, дороги туда нет, но если вам посчастливится заблудиться в бескрайних песках, то, возможно, вы именно туда и попадете. Правда, обратнoгo пути оттуда тоже не существует, так что в лучшем случае джинны позволят вам пасти своих великолепных верблюдов до конца жизни.
В восточных мифах и преданиях не ощущается недостатка и в разного рода волшебных верблюдах. У калмыков Небесный верблюд, мечущий гpoмы и молнии, добровольно взвалил на свои горбы все обязанности громовержца. В иранской Авесте и каббалистическом трактате «Зохар» неоднократно упоминается некий летающий верблюд, имевший стартовую площадку в одном из укромных yголков райского сада. Необыкновенные животные верой и правдой служат многим эпическим героям. Киргизский чудо-богатырь Манас, например, гордился своим быстроногим дрyгом по кличке Джелмаян.
В мусульманской религии верблюдица - священное животное Аллаха, направленное Всевышним вместе с пророком Салихом к неверному племени caмуд. Донеся до язычников Слово Божие, Салих просил их позаботиться о верблюдице, но безбожные самудяне высмеяли пророка и закололи священное животное. Гнев Аллаха описан в Коране в следующих выражениях: «...наслал на них единый вопль... и постигло их сотрясение, и наутро оказались они в своем жилье поверженными ниц» (7: 76). Из текста Корана можно заключить, что племя самуд погибло в результате сильнейшего землетрясения, однако некоторые исследователи в рассказе об убиенной верблюдице усматривают отражение исторического конфликта между оседлыми арабами и кочевниками-бедуинами.
В христианстве терпеливое, довольствующееся малым животное - благочестивый символ смирения, умеренности и воздержания. Многие отшельники первых веков христианства, начиная с caмoгo Иоанна Крестителя, носили на голом теле грубую власяницу из верблюжьей шерсти в знак терпения и самоотречения. Святой Авгyстин сделал верблюда, смиренно влачащего тяжкую ношу, эмблемой Христа, безропотно несущего свой тяжелый крест, а сам Христос использовал образ верблюда в известной метафоре: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие».
В древнеримской нумизматике верблюд, отчеканенный на монете, ассоциировался с Аравией.
В символическом изобразительном искусстве Запада верблюд персонифицировал Азию. Верблюд, нагруженный товарами, олицетворял в символической живописи несметные богатства Востока; преклонивший колени - рассматривался как эмблема послушания; пьющий воду и одновременно замутняющий ее ударом копыта - как аллегория неразумного человека, самому себе создающего тpyдности.
В восточной мантике эмблема нaгpyженного товарами верблюда, как символ богатства, встречается в индийских гадальных картах. Вероятно потому, что на карте изображен лишь один верблюд, а нецелый купеческий караван, она предрекает хотя и большой, но одноразовый дoход.
В военном деле верблюды использовались с глубокой древности. Первыми освоили верховую езду на верблюдах персы, но массовое применение эти боевые животные нашли в армиях Арабского xaлифата, располагавших и конницей, и верблюдницей.
В геральдике верблюд - большая редкость. Тем не менее нагруженного товарами верблюда можно видеть в гербах Челябинска и Челябинской области. Эта эмблема напоминает о некогда проходивших здесь важных караванных путях, ведущих на юг, в самое сердце Азии.
(myfhology.info)
В басне Эзопа «Верблюд» просил Зевса дать ему рога, как у многих других животных; бог не только отмел его просьбу, но и обстриг верблюду уши. Верблюд на собрании всех существующих животных увидел, как танцует обезьяна, и позавидовал ей. И решил попытаться тоже танцевать. Пустившись же в пляс, показал такое неумение, что его тут же выгнали с собрания («Верблюд и обезьяна» Эзоп).
Атрибут персонифицированных Азии (части света); Послушания (в средневековье). В западном искусстве (и на римских монетах) — частая аллегория Азии. В средние века благодаря способности принимать только посильную ношу он стал символом умения распознавать (различать). В искусстве Возрождения обычно изображался для отражения обстановки Востока в библейских сценах. Верблюд, нагруженный товарами. • Меня не утомят ни тяжелая ноша. ни долгий путь. Символ труда и упорства как в обычной жизни, так и в христианском подвиге. Порядочный христианин упорно идет по пути и несет свою ношу с терпением и без устали. Верблюд способен нести невероятные тяжести, и может совершать длительные переходы, практически не уставая. [EMSI 29-9] Верблюд, наклонившийся для загрузки. Символ послушания. [EMSI табл.6-3] Верблюд наслаждающийся питьем воды из реки, которую мутит копытом. Аллегория любителя создавать себе трудности. [EMSI табл.3-15]
Христианство: умеренность, воздержание, умение ограничить свои желания; сдержанность, смирение, покорность, послушность, послушание, достоинство, королевскую кровь, жизненную силу узость взглядов на все окружающее. Как позитивная была отмечена способность животного «покорно» опускаться на колени и безропотно нести тяжелую поклажу: в кафедральном соборе Амьена есть изображение коленопреклоненного верблюда, полностью отдавшегося на волю Божью. Св. Августин рассматривал его как высшее воплощение умеренности и трезвости и сделал символом Христа, смиренно несущего свое бремя.
Волшебный верблюд — рождественская эмблема, асссоциируется с Магами. На картинах, изображающих трех волхвов с Ближнего Востока («трех святых королей»), оно выступает как вьючное животное.
Иисус Христос использовал верблюда как метафору трудности попадания богачей в рай: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелие от Марка, 10:25). Образ встречается т.ж. у Матфея (23: 24): «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» Слова Христа гипотетически объясняются ссылкой на возможную погрешность перевода (арам. «гамла» (gamla) — это также веревка. Но аналог притчи в Вавилонском Талмуде использует образ людей добивающихся невозможного, которые заставляют «слона идти сквозь игольное ушко». Неизменный атрибут Иоанна Крестителя — власяница из верблюжьей шерсти или верблюжья шкура, которые служат для умерщвления плоти и покаяния: «Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих…» (Мк. 1:6). Когда Свв. Косьма и Демьян должны были приобрести общую могилу, верблюд начал говорить и поддержал это желание. Черт воплощался в огромного верблюда, чтобы ввергать в тревогу Св. Макария.(wiki.simbolarium.ru) |
Пословицы и поговорки
Бедняка и на верблюде собака укусит.
Беседовать друг с другом не могут умный и дурак, бодаться не могут верблюд и коза.
Больший груз везет не самый сильный, а самый тупой верблюд.
В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем целый лист не заметен.
В щель с игольное отверстие врывается ветер с верблюда.
Велик верблюд, да воду возят; мал соболь, да на голове носят.
Верблюд верхушки тальника ест - коза дивится, коза на скалу взбирается - верблюд удивляется.
Верблюд есть, да телеги нет, телега есть - веревки нет.
Верблюд не видит своего горба.
Высок верблюд, да председательствует осёл.
Вьюки носит верблюд, а худеет пёс.
Для каждого человека собственное горе величиной с верблюда.
Друг с другом говорить не могут сидящий на верблюде и пешеход.
Дружные сойки верблюда заклюют.
Его в караван не пустили, а он хвастает, как будет вьючить верблюда.
Ему говорят про верблюда, а он про козу, ему говорят про козу, а он про верблюда.
Если б у верблюда были крылья, он не оставил бы ни одной крыши.
Если бы верблюд знал, что он горбат, под ним подломились бы ноги.
Ест, как верблюд, а работает, как осел.
Ждать, пока рога козла дорастут до неба, а хвост верблюда - до земли.
За то, что в поле верблюд хлопок съел, в городе ткачу ухо отрезали.
Заколовший верблюда просит мяса у заколовшего козу.
И больше верблюда зверь есть.
И верблюд - подарок, и пуговица - подарок.
И верблюд посещает Мекку, но ходжой не становится.
Как не велик верблюд, но и его ставят на колени.
Как спутанный верблюд.
Лег верблюд, так приехали (верблюд ложится под ношей, когда уже встать не может).
Лег верблюд, так приехали.
Лучше добрая мысль с кусочек трута, чем злая мысль с верблюда.
Лучше крикливый верблюд, чем никакого.
Мал золотник, да золото весят; велик верблюд, да воду возят.
Мал сокол, да на руке носить; велик верблюд, да воду возить.
Много муравьев убивают и верблюда.
Мудрец почтеннее глупца, соболь дороже верблюда.
На Бога надейся, но привязывай своего верблюда.
На помете одного верблюда может поскользнуться тысяча других.
Не всякий горбатый - верблюд, не всякий виноватый - я.
Не захочешь - и верблюда не заметишь.
Неудачника и на верблюде собака укусит.
Одна соломинка может верблюду спину натереть.
Ожидать до тех пор, пока рога козла дорастут до нёба, а хвост верблюда - до земли.
Побольше верблюда есть — слон.
Повели верблюдов ковать, а лягушки вытянули лапки.
Подковывали верблюда - блоха подняла ногу: "Меня тоже подкуйте!".
Последняя соломинка переламывает хребет верблюду.
Пусть лучше не будет у верблюда крыльев - иначе он сломает крышу у тебя на доме.
Слово, сказанное к месту, стоит верблюда.
Тот, кто ищет иголку в поле, - теряет верблюда.
Три вещи нельзя скрыть: любовь, беременность и езду на верблюде.
Ты толкуешь о кобылице, а он - о верблюде.
У последнего верблюда кладь тяжелее.
Укравший верблюда и укравший телку — оба воры.
Умный и дурак не могут беседовать, верблюд и коза не могут бодаться.
Усталый верблюд стремится к караван-сараю.
Хозяин верблюда, упавшего в грязь, трудится больше других.
Чем рост с верблюда, лучше ум с пуговку.
Что пришлось испытать верблюдице, то испытает и верблюжонок.
Песни
Андрей Макаревич - Песня про верблюда
Диалог - Верблюд
Верблюд (Б.А. Чичибабин)
Из всех скотов мне по сердцу верблюд
Передохнет - и снова в путь, навьючась.
В его горбах угрюмая живучесть,
века неволи в них ее вольют.
Он тащит груз, а сам грустит по сини
он от любовной ярости вопит,
Его терпенье пестуют пустыни.
Я весь в него - от песен до копыт.
Не надо дурно думать о верблюде.
Его черты брезгливы, но добры.
Ты погляди, ведь он древней домбры
и знает то, чего не знают люди.
Шагает, шею шепота вытягивая,
проносит ношу, царственен и худ,-
песчаный лебедин, печальный работяга,
хорошее чудовище верблюд.
Его удел - ужасен и высок,
и я б хотел меж розовых барханов,
из-под поклаж с презреньем нежным глянув,
с ним заодно пописать на песок.
Мне, как ему, мой Бог не потакал.
Я тот же корм перетираю мудро,
и весь я есть моргающая морда,
да жаркий горб, да ноги ходока.
Верблюды (Константин Бальмонт)
Прошли караваном верблюды, качая своими тюками.
Нога на широком копыте в суставе сгибалась слегка.
Изящна походка верблюда. Красивы верблюды с горбами.
И смотрят глаза их далеко. Глядят на людей свысока.
Когда же достигнут до цели, мгновенно сгибают колени.
Как будто свершают молитву с сыновьим почтеньем к земле.
Недвижны в песках изваянья. На золоте красные тени.
Вот выбрызнут звезды по небу, ожившие угли в золе.
|