Я сел рядом со спящей бабочкой и потормошил её лапкой.
– Бесполезно! – сказал Костя. – Теперь её из пушки не разбудишь. Она ведь на всю зиму уснула.
– Почему это – на всю зиму?
– Потому что у них, у бабочек, такой закон природы!
– Чего ты врёшь, Малинин, какой ещё закон природы?
– Да честное слово! Все бабочки осенью умирают или засыпают до самой весны. У них даже расписание есть, когда кому засыпать.
– Подожди, а как же мы с тобой? – встревожился я.
– Что – мы?
– Мы с тобой тоже бабочки, значит, мы тоже заснём по расписанию?
– Вообще-то раз мы бабочки, значит, тоже, наверное, должны уснуть… когда-нибудь. Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком!
Прелестные и почти бесплотные красочные создания, неспешно перепархивающие с цветка на цветок, неизменно вызывают воздушное ощущение легкости, радости и свободы. Для невинного ребенка бабочка олицетворяет красоту, радость и свободу, но отягощенные грузом большого житейскогo опыта люди, давно утратившие розовые иллюзии детства, усматривают в этом беспечном насекомом лишь воплощение легкомыслия, ветрености, беззаботности и непостоянства. Глупый ночной мотылек, очертя голову летящий на призывный свет огня и опаляющий в пламени свои трепещущие крылышки, издавна служит аллегорией охваченного слепой страстью наивного юноши: несчастная любовь больно обжигaeт eгo, а порочная страсть - иссушает душу.
Любовная символика прекрасного насекомого распространена достаточно широко: в Китае бабочка является эмблемой влюбленных, в Японии - эмблемой утонченных и очаровательных жриц любви - гейш, а две бабочки в Стране восходящего солнцасимволизируют счастливую супружескую любовь.
В древнегреческой мифологии в образе красавицы бабочки выступает Психея - олицетворение пылающей любовной страстью женской души.
В религии древних народов всех континентов наблюдается удивительное единодушие: все они видели в бабочке символ возрождения, перевоплощения и бессмертия души. Основой для этой символики послужил необыкновенный жизненный цикл нашей героини: когда мохнатая гусеница свертывалась в темную куколку, ее состояние ошибочно принимали за смерть, поэтому появление из мертвого кокона яркой крылатой бабочки поражало воображение древних и воспринималось как чудесное воскрешение души.
Восприятие бабочки как человеческой души характерно чуть ли не для всех народов древности, но вот относительно того, кому эта душа принадлежит, существовали большие разногласия. Христиане считали, что в бабочек воплощаются души умерших некрещеными младенцев; ацтеки были уверены, что это души погибших храбрых воинов; а бирманцы полагали, что бабочки - души не мертвых, а живых спящих людей, покидающие бренные тела лишь на время для того, чтобы отдохнуть от мирской суеты. Человек просыпается только в тот момент, когда бабочка-душа возвращается к нему, поэтому будить спящего у бирманцев строго-настрого запрещалось: если душа не успеет вернуться в тело, то внезапно разбуженный человек непременно умрет.
На Руси существовало поверье, что души умерших перевоплощаются в ночных мотыльков. В течение 40 дней они, словно прощаясь, кружат неподалеку от родного дома, а по истечении этого срока возносятся на небо. В некоторых районах России мотыльков и поныне продолжают называть «душками».
В иконографии символику бессмертия души передает образ Христа, держащего в раскрытой ладони бабочку, поэтому она в качестве эмблемы воскрешения нередко изображалась на христианских надгробиях.
В изобразительном искусстве крыльями бабочек наделены некоторые легкие волшебные существа: Зефир, греческое божество приятного западного бриза; античные Оры, олицетворявшие времена года; кельтские эльфы и феи и др.
В мантике, особенно у англичан, главное внимание уделялось расцветке крыльев бабочки. Сельские жители туманного Альбиона гадали о собственной судьбе на ближайший год по первой встреченной в сезоне бабочке: белые крылья насекомого пророчили им светлую и радостную жизнь; золотистые - богатство; коричневые - болезнь, бедность и голод; а черные траурные крылья предвещали близкую кончину.
В эпоху мрачного Средневековья, когда дикие суеверия расцвели пышным цветом, появилось множество плохих примет, связанных с бабочками. Heдoбрым знаком считалось увидеть трех бабочек вместе, еще худшим - встретить дневную бабочку ночью. Однако настоящий панический ужас посеял в средневековом мире крупный сиреневый бражник. Эту дьявольскую бабочку в народе окрестили «Мертвой головой», и встреча с ней сулила неминуемую скорую смерть.
Понять причину суевeрнoгo страха перед этим монстром из царства насекомых нетрудно: на своей груди сиреневый бражник несет эмблему смерти - явственно различимое изображение черепа, а от его бередящего душу тоскливого писка впечатлительного человека мороз продирает по коже.
В символике фэн-шуя (китайского искусства благоустройства дома) бабочки символизировали любовь и радость.
Бабочка, помещенная на герб, символизирует, согласно древним средневековым геральдическим книгам, ветреность и непостоянство, а также является символом победы над врагом с указанными недостатками. А куколка бабочки, согласно тем же источникам, обозначает бессмертие. В 16-17 вв. бабочка являлась эмблемой непостоянства.
Тема метаморфозы возникла в архаичных представлениях о превращении души человека в бабочку, мотылька и т. п. Вместе с тем бабочки-однодневки, мотыльки и другие эфемериды становятся широко распространёнными символами краткости жизни и счастья.
В античности были распространены символы бабочки и скорпиона (соответственно атрибуты Психеи и Меркурия). И бабочка неспроста была атрибутом психеи – «души». Ведь еще в японской мифологии душа представлялась в виде бабочки. И если еще при жизни душа выходила из тела человека или же шла в свой последний путь, то эти странствия изображались в виде порханий бабочки.
В позднесредневековой живописи бабочка («душа») в руках Иисуса-младенца, кузнечик, божья коровка (атрибут богоматери) являлись одновременно и религиозными символами, и знаками восторженного любования красотой реального мира.
В Азии бабочкам поклонялись как прародительницам мира, а к одной из них Будда обратил свою последнюю проповедь.
(myfhology.info)
Отрывок из книги Тэда Эндрюса "Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий"
Пожалуй, ни одно животное или насекомое не способно так наглядно представить процесс превращения, как это делают бабочки. Люди, связанные с этим тотемом, должны особенно подробно изучить процесс метаморфоза. Бабочки и мотыльки всегда проходят четыре четко выраженные стадии изменений, как это описано в предыдущей главе. (На стадии куколки кокон скручивают только мотыльки, настоящие бабочки не делают этого.)
Когда в вашей жизни в качестве тотема появляется бабочка, обратите внимание на самые важные задачи, которые вы пытаетесь решить в данный момент. Скорее всего, именно они стали причиной ее появления. На какой стадии решения вы сейчас находитесь?
Бабочка – могущественный мистический и религиозный символ. У ранних христиан она была олицетворением души. В Китае бабочки символизировали супружеское счастье и радость. У индейцев хопи незамужняя девушка из клана бабочки носила прическу в форме ее крыльев. Есть индейское предание о том, как бабочки прилетали всякий раз, когда их звали дети из племени нез-персе. Для американских индейцев бабочка является символом радости и перемен к лучшему.
Чтобы глубже понять роль бабочки в вашей жизни, необходимо изучить символическое значение цветовой гаммы бабочки. Для подготовки к практическому семинару, посвященному феям и эльфам, который я недавно проводил во Флориде, я выполнял медитацию в расположенном неподалеку природном центре. Когда я открыл глаза, то увидел, что вокруг меня летает десяток черно-желтых бабочек (Zebra Heliconius). Несколько бабочек даже опустились мне на колени.
Я сразу понял, что это очень важный знак. Во-первых, народные предания говорят о существовании связи между обитателями Волшебного Царства и бабочками. Черный и желтый цвета крыльев также содержат важную информацию. В традиционной ангелологии эти цвета часто ассоциировались с архангелом Уриилом, который в образе бабочки следит за поведением духов природы. Появление бабочек стало для меня удивительным знаком, указывающим на ту энергию, которая будет сопровождать меня во время семинара.
Кажется, что бабочки танцуют, порхая в воздухе и опускаясь на цветы. Они напоминают нам о том, чтобы мы не относились к событиям, происходящим в нашей жизни, слишком серьезно. Они пробуждают в нас легкость и радость, а также призывают нас помнить о том, что жизнь представляет собой своеобразный танец, пусть даже требующий от нас много сил, но все же приносящий нам огромное удовольствие. Танец возвращает нам сладкий вкус жизни. Это подтверждается также тем фактом, что вкусовые рецепторы бабочек находятся на их передних лапках. Порхая с цветка на цветок, они пробуют их на вкус.
Бабочки делают нашу жизнь более яркой и красочной. Когда бабочка становится вашим тотемом, обратите внимание на то, сколько в жизни поводов для радости. Почувствуйте легкость. Надейтесь на перемены и не бойтесь менять свою жизнь при первой удобной возможности. Не забывайте, что перемены всегда происходят к лучшему. Магия бабочки помогает нам понять, что преобразования неизбежны, но они не должны быть травмирующими. Она сделает так, что процесс перемен в вашей жизни станет приятным и радостным.
(esoterics.wikireading.ru)
Бабочку бегать учить.
Белая бабочка полетает, полетает и на землю сядет (снег).
Где цветы, там и бабочки.
Если бабочки разлетятся в разные стороны, ими овладеет злой дух.
Если бы у бабочки были зубы как у тигра, её не пришпилили бы булавкой.
Если говоришь, то держи слово, не будь бабочкой, порхающей с места на место.
Когда цветок красив, на него и бабочка летит.
Мало, как тигру бабочка.
Не бери ружье, чтобы убить бабочку.
Не тронь бабочку, она и зла тебе не делает, и душой деда твоего оказаться может.
Когда порой томлюсь прибоями
Моей тоски.
Жалею я, зачем с тобою мы
Не мотыльки?
Была б ты вся воздушно-белая,
Как вздохи грёз,
Летала б вкрадчиво-несмелая,
Средь жарких роз.
Летать с тобой так соблазнительно
Среди цветов.
О, как нежна, как упоительна
Жизнь мотыльков!
Бабочка (Афанасий Фет)
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Ночная бабочка (У Чэн-энь*)
Как эта бабочка
Нарядна и стройна!
И крылышки ее —
На перепонке жесткой.
Приметит ли фонарь,
Или свечу из воска,—
И тотчас, быстрая,
К огню летит она.
И в пламя жаркое
Кидается стремглав,
Как будто погасить
Светильник хочет.
Солому прелую
Ее личинка точит,
И роется
Среди прогнивших трав.
И крепнет
Силою природы животворной,
И бабочкой ночной —
Сквозь превращений ряд —
Она становится,
И где огни горят,
Туда, бесстрашная,
Она летит проворно.
Красив ее наряд,
Пунцовый и богатый.
За светлячком
Она охотиться не прочь.
От крылышек ее
Струятся ароматы.
Она не любит дня,
Но ей приятна ночь.