Крокодиловы слёзы

В том городе, где оказался Чебурашка, жил да был крокодил, по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке крокодилом.
Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна. На его клетке висела табличка с надписью АФРИКАНСКИЙ КРОКОДИЛ ГЕНА ВОЗРАСТ ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ КОРМИТЬ И ГЛАДИТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ
Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартиру. Дома он читал газеты, курил трубку и весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики.
Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья

Крокодил. Жуткое зубастое чудовище древних времен, несущий на себе неизгладимую печать первобытноrо животноro страха, является олицетворением зла, символом кровожадности и прожорливости и знаком смерти. В мифологии древних египтян образ кровожадной рептилии неизменно связан со смертью: облик крокодила ежегодно принимал злобный бог Сет, жаждавший пожрать свoeгo брата Осириса; в загробном Царстве Мертвых, на суде Осириса, сердца грешников пожирал лютый Амамет, лев с крокодильими челюстями.

В мифах американских индейцев причина наступления ночи объясняется тем, что гигантское небесное чудовище в обличье аллигатора каждый вечер проглатывает солнце. Однако в мифологии некоторых племен Центральной Америки крокодилу отводилась почетнейшая роль демиурга, создателя Земли. То же самое можно обнаружить и в мифах кхмеров: Крон Пали, божественный дух в образе крокодила, создал Землю и поддерживает ее в пространстве.

Таким образом, в мифологии древних народов крокодил выступает повелителем земли и воды, подземного мира и космического пространства, властителем жизни и смерти.

В средневековой Европе заморское чудище сделалось персонажем язвительной басни, поскольку было замечено, что крокодил проливает слезы во время пожирания своей жертвы. О крокодильих слезах» упоминает и русский «Азбуковник»: «...егда (крокодил) имать человека ясти, егда плачет и рыдает, а ясти не перестает... главу от тела оторвав, зря на нее, плачет». Такое «совестливое» поведение зубастоrо хищника породило новое символическое значение: обильные «крокодильи слезы» стали рассматриваться в Европе как аллегория чудовищноrо лицемерия. Но, как доказано современными учеными, крокодил плачет вовсе не из показной жалости к несчастной жертве: дело просто в том, что таким путем из ero организма вымываются излишние соли.

В религии Древнего Египта в образе человека с головой крокодила почитался Себек, бог плодородия и разливов Нила. Центром ero культа был город Крокодилополис в Файюмском оазисе. греческие историки Геродот (V в. до н.э.) И Cтрабон (1 в. н.э.), побывавшие там, писали о специальных бассейнах, где лежали украшенные золотыми серьгами и браслетами крокодилы - священные животные Себека. Жрецы кормили их жареным мясом и лепешками, поили ароматным вином, смешанным с медом. Когда священный крокодил умирал, ero тело бальзамировали и торжественно погребали в храмовой пещере. Египтяне считали священными не только этих храмовых крокодилов, но и диких, в изобилии расплодившихся по берегам Нила и его притоков, поскольку усматривали в них воплощение бога Ceбека. Жизнь крокодилов находилась у египтян под охраной, и за преднамеренное убийство кровожадной рептилии полагалась смертная казнь. Если же убийство признавалось неумышленным, жрецы Себека налагали на виновника штраф, размеры котopoгo ограничивались только их воображением.

Следует особенно подчеркнуть, что культ крокодила в Египте носил локальный, местный характер, поскольку в дpyгих номах поклонялись другим священным животным. И если жители Kpокодилополиса самозабвенно благоговели перед своим зеленым идолом, увешанным драгоценными побрякушками, то граждане Элефантины и Аполлинополиса, ненавидевшие прожорливых тварей лютой ненавистью, уничтожали их при каждом удобном случае.

В западном и восточном изобразительном искусстве крокодил в образе Миpовoгo чудовища обычно ассоциировался с первозданным хаосом и персонифицированным злом, но, с другой стороны, он же иногда выступал в роли помощника и спутника богов. Индуистский бог Вишну, например, изображался плавающим по морю на фантастической рыбе макаре с крокодильей головой.

В военном деле крокодилы использовались редко, но метко. Как передают античные историки, рептилии сыграли решающую роль во время осады греческого города Амбракия римской армией под командованием Гнея Флавия. Когда римляне рыли подкоп под городские стены, осажденные пробили свод подземной галереи и окатили вражеских солдат кипящей смолой, однако смола лишь подогрела воинственный пыл римлян. Тогда греки подбросили в лаз несколько осиных гнезд и ульев с пчелами, но на суровых римлян и это не произвело большого впечатления. Проклиная «толстокожих» захватчиков, осажденные разворотили городской зверинец, которым очень гордились, и втолкнули в отверстие подземной галереи двух здоровенных крокодилов. Увидев у себя под носом плотоядно щелкающие челюсти, бравые римляне мгновенно лишились присутствия духа и с воплями бросились наутек.

В геральдике, как нетрудно догадаться, эмблема крокодила не пользуется большим спросом, однако карликовое южноафриканское государство Лесото поместило в свой герб именно крокодила. Надо полагать, в качестве своей единственной достопримечательности. Крокодил обожествлялся в мифологии древних египтян. Так, древнеегипетский бог Себех изображался как огромный крокодил или человек с крокодильей головой, а древнеегипетская богиня Таурт изображалась в виде самки гиппопотама с головой и хвостом крокодила и лапами льва, а иногда в виде самки гиппопотама с крокодилом на спине. Дикие крокодилы, жившие в реках, считались неприкосновенными, ибо все они воплощали в себе бога Себека.

Таким образом, крокодилу древние египтяне приписывали функции плодородия, ведь бог Себек заведовал разливами Нила, а соответственно и плодородием страны, а богиня Таурт являлась богиней родов, то есть людского плодородия.

У представителей племени басуто в Африке считалось, что если крокодил «поймает» отражение человека в воде, то последний должен умереть.

В древнекитайской мифологии каймана считали драконом-свиньей и называли чжуполун. «Весны и Осени Люя», гл. «Гу юэ»: «Государь Чжуаньсюй происходил из Жошуя, реально же жил в Кунсане. Закрылось [облаками?] небо, подул навстречу ветер, звук его был то шумен, то печален, то звонок. Государю Чжуаньсюю понравились эти звуки, и он повелел летучему дракону создать «музыку восьми ветров», назвал её «Несущий облака» и преподнес Верховному владыке (Шан-ди). Затем повелел кайману стать предводителем оркестра; кайман лег навзничь и стал бить себя хвостом по брюху, причем звук был красив». Чжуполунов описывали как крокодилов длиной около двух чжанов (в древности 1 чжан 1,9-3,4 м), с короткой пастью и четырьмя ногами; спина и хвост их были покрыты твердой и толстой чешуей, были они ленивы, любили поспать и обычно отдыхали с закрытыми глазами, а если же кто-либо задевал их, то они не очень-то церемонились с обидчиком. Легенда говорит, что его слава как музыканта Чжуаньсюя, оказалась отрицательной: людям понравились однако не его музыкальные способности, а прекрасная кожа для барабанов и его родственников стали истреблять… Су Э, «Суши янь и»: «Люди на востоке Янцзы называют каймана «посланцем Хэ-бо»».

Если полинезийцы находили умершего или случайно убитого (например, в порядке самообороны) крокодила, то они устраивали ему пышные похороны, ибо верили в его мистическую силу.

Люди племен боджанги считают их священными, ниспосланными с небес и не трогают их. Интересно, что крокодилы отвечают им взаимностью.

А племена австралийских аборигенов с полуострова Арнемленд считают, что обличье крокодила приняла душа брата, жаждущая возмездия, чтобы убить своего коварного брата, погубившего его с помощью колдовства.

Другой миф говорит, что кожа крокодила выглядит так странно, потому что как-то, еще когда он был женат на женщине-Черно-Белой Утке, она не захотела его кормить и после того, как он ударил её палкой по голове, она расцарапала ногтями обнаженное тело мужа, да так сильно, что кожа Ворембена (так его звали) оказалась буквально рассеченной на куски. После этого Ворембен два раза так сильно ударил женщину-Утку по голове, что она сразу умерла, а с тех пор у всех черно-белых уток две белые полосы на голове. Ворембен же решил, что лучше он превратится в крокодила, чем останется таким отвратительным человеком…

А легенда племени нгулугвонгга, река Дэйли, говорит, что Млечный Путь – это веревка, по которой пытался взобраться на небо Биндагбиндаг, мужчина-Крокодил. Он насиловал обоих своих дочерей, и потому мать вместе с ними убежала на небо. Сверху они сбросили отцу веревку, но когда он поднялся на самый верх, мать, несмотря на протесты младшей дочери, обрезала веревку и отец грохнулся на землю. Через некоторое время он отлежался и даже собрал себя по кусочкам, но стал он так ужасен, что предпочел превратиться в крокодила, а веревка, по которой он взбирался, превратилась в Млечный Путь. Еще перед этим он утыкал свое тело чешуей, вот почему кожа крокодила так выглядит. Дух Мужчины-Крокодила поднялся на небо, это произошло после его превращения в крокодила.

А вот что говорят о крокодиле легенды племени маунг, острова Гоулберн. В местности Унганба, между Сэнди-Крики и заливом Джанкшн, что у северо-западного побережья полуострова Арнемленд, странствовала группа людей племени маунг. Долго ли, скоро ли, подошли они к Инимейарвиламу в устье реки Кинг. Название этого места означает «Он тянул челнок, сделанный из коры дерева». И служит оно напоминанием о людях племени маунг, которые подтягивали там к воде именно такой челнок. А потом переправляли людей через реку, для чего им пришлось сделать несколько рейсов на челноке. Среди собравшихся на берегу был мужчина, которому не терпелось поскорее перебраться на другой берег. Он все просил у старейшины переправить его, но тот ему отказывал. Большинство людей уже было переправлено, а ему всё ещё не разрешали сесть в челнок. Это его очень обидело, и он с грустью подумал: «Превращусь-ка я лучше в гунбирибири – крокодила». Затем он переплыл на другой берег, но все же не стал крокодилом.

«Я что-нибудь сделаю для того, чтобы превратиться в настоящего крокодила», - решил он и отправился немного выше по течению реки в Анивунггалаинджун. Там он выкопал из земли несколько корней железного дерева, накалил их на костре, содрал с них кору и топтал её до тех пор, пока она не размягчилась и не стала подобной воску. Тогда он вылепил из этой массы себе нос, длинный и тупой, как у крокодила. А потом нырнул в воду и превратился в настоящего крокодила. В это время переправляли через реку еще одну группу людей на челноке. Крокодил подплыл к ним, перевернул челнок, убил всех людей и съел их. Совершив это злодейство, он всплыл на поверхность и сказал оставшимся в живых: - Запомните! Я поступлю так с каждым, кого поймаю. Я буду убивать и пожирать всех! И крокодил навсегда остался жить в реке. А дух мужчины-Крокодила поднялся в небо и присоединился к Млечному Пути. Там и сейчас видны три звезды, изображающие крокодила, а три другие звезды, большего размера, - это челнок, который крокодил перевернул на реке. Среди людей, которых съел крокодил, были три девушки. Они превратились в три бугра на его затылке. Люди утверждают, что с помощью этих выступов крокодил узнает о надвигающейся опасности.

Также очень распространена австралийская легенда о том, как одна девушка, которую украл крокодил и некоторое время сожительствовал с ней, удрала от него, проползла сквозь крохотную дыру в каменном завале и, потеряв все волосы, позже родила от него множество крокодильих яиц, из которых, когда по ним били, сразу выползали многочисленные лягушки. А шерсти они лишены потому, что их мать, преодолевая каменный завал, потеряла все свои волосы. (myfhology.info)

Пословицы и поговорки

В воде встречаются и лотосы, и крокодилы.
В воде жить - с крокодилом речи вести.
В воде крокодил и со слоном справится, на суше и кота не осилит.
В воде крокодил, на берегу тигр.
В воде не ссорься с крокодилами.
Даже живя на берегу реки, с крокодилом не подружишься.
Если вода спокойна, не думай, что в ней нет крокодилов.
Если рыба кпотоку говорит, что крокодил умер, значит, так оно и есть.
Крокодил не может сбросить свой панцирь: он в нем родился.
Крокодил убежал от дождя, но попал в воду.
Маленькая рыбка экске убила крокодила.
Не бросай песком в крокодила: все равно это не наносит ему ущерба.
Ни рыба, ни мясо, ни слон, ни крокодил.
Пусть лучше крокодил проглотит, чем мелкая рыбешка изгрызет.
Рыба-ёж сказала: "Если меня проглотит крокодил, моей матери не придется плакать, придется плакать матери крокодила".
Сколько бы бревно ни лежало в воде, оно не станет крокодилом.
Спастись от зубов крокодила, да попасть в пасть тигра.
Хотя у него и разбилась лодка, зато его не схватил крокодил.
Человек оставил дома голубку и вышел на улицу с крокодилом.

Песни

Arabesque - Don't Kiss A Сrocodile

Jo Lemaire - Le Crocodile

T.Rex - Warlord Of The Royal Crocodiles

Песни из кинофильмов - Остров невезения

Мореплаватель Павзаний
(Николай Гумилев)

Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.

Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.

В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.

Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.

И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний,
Крокодил сверкал у судна
Чешуею изумрудной
На серебряном понтоне.

Крокодил
(Саша Чёрный)

Я угрюмый крокодил
И живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.

Каждый день меня кладут
В длинный бак из цинка,
А под баком на полу
Ставят керосинку.

Хоть немного отойдешь
И попаришь кости...
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости...

На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки.

Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.

Я попал на пароход...
Как меня тошнило!
У! Зачем я вылезал
Из родного Нила?..

Эй, ты, мальчик, толстопуз, -
Ближе стань немножко...
Дай кусочек откусить
От румяной ножки!

Любовь крокодила
(Николай Агнивцев)

Удивительно мил,-
Жил да был крокодил,
Так аршина в четыре, не боле.
И жила да была,
Тоже очень мила,
Негритянка по имени Молли.
и вот эта Молли, девица,
Решила слегка освежиться
И, выбрав часок между дел,
На речку купаться отправилась.
Крокодил на нее посмотрел,
Она ему очень понравилась,
- И он ее съел!
А съевши, промолвил: "Эх-ма!
Как милая Молли прекрасна!"
Любовь крокодила весьма
Своеобразна!

О крокодиле
(Николай Агнивцев)

Я расскажу вам об одном крокодиле,
Квартировавшем в Ниле,
Который был
Всем крокодилам крокодил.
Внутри этого крокодила
Можно было
Устроить танцевальний зал!
И будучи на весь мир в обиде,
Туристов, как устриц, глотал
Этот Нерон в крокодиловом виде!
И знали о его нраве
И на острове Яве,
И в Лондоне, и в Трапезунде.
А когда он бнл сражен кровожадной пулей,
То из кожи его понаделали ридикюлей!
Sic transit gloria mundi!
Все это пока юмористика.
Но тут начинается мистика!
Представьте, один из ридикюлей этих
Попался некой Кэтти,
Знакомой некого Джемми,
Который был ее милым
И был в свое время
Проглочен этим самым крокодилом.

Крокодилы
(Ирина Токмакова)

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,
Вы можете в зубы попасть крокодилам!
Они притаились на каждой площадке
И всех, кто съезжает, хватают за пятки
И тащат на дно африканского Нила.
Прошу вас, не надо съезжать по перилам!