Как рыба в воде


Рыба. В общих трёхчленных (по вертикали) мифологических схемах вселенной Рыбы служат основным зооморфным классификатором нижней космической зоны и противопоставлены птицам как классификатору верхней зоны и (менее отчётливо) крупным животным (часто копытным), символизирующим среднюю космическую зону.

На основании изображения Рыб из Горж-д'Анфер (Дордонь) можно сделать вывод о стремлении помещать такие образы внизу (над Рыбами находится изображение, иногда толкуемое как голова птицы). В произведениях т.н. мобильного искусства палеолита наиболее частый сюжет (на жезлах с отверстиями) представлен Рыбы в виде фаллоса. Продолжением этого аспекта «рыбной» темы являются т.н. каменные рыбы из неолитических стоянок и погребений Сибири (им соответствуют более поздние фигурки Рыб, используемые в качестве приманки и магического средства в промысловой магии; ср. также сибирские наскальные изображения Рыб, которые, например у хантов, указывают и направление движения Рыб. Библейский символизм «рыбных» образов в средневековой западноевропейской скульптуре — в известной степени лишь трансформация архаичных каменных Рыб.

Демиургическая функция Рыб проявляется в двух вариантах — активном, когда Рыба приносит со дна первозданного океана ил, из которого и создаётся земля, и пассивном, когда Рыба (кит, три кита, дельфин и т.п.) является опорой земли. Согласно бурятским представлениям, резкое движение Рыбы-опоры, плавающей в океане, приводит к землетрясению. У алтайцев землю, созданную Ульгенем, поддерживают три Рыбы; когда одна Рыба опускает голову, начинается наводнение. Более или менее сходные варианты зафиксированы у айнов, японцев и других народов Евразии. Возможно, мотив Рыбы как опоры земли в океане связан прежде всего с индийскими представлениями о мировой горе посреди океана, повлиявшими, в частности, на центральноазиатские традиции. В тех космогонических версиях, где мировой океан объемлет всю вселенную, солнце объезжает землю вверху на солнечной ладье, внизу — на Рыбе, выступающей в качестве ездового животного солярного божества. Сниженный вариант демиургической функции Рыбы обнаруживается в преданиях и мифах о потопе, в которых Рыба выступает как спаситель жизни, например в индийской традиции (некоторые исследователи связывают этот мотив с наследием автохтонного австроазийского населения) первочеловек Ману поймал Рыбу, которая попросила вырастить её, обещая спасти в будущем Ману от потопа (в ряде версий Рыба, спасшая Ману, трактуется как воплощение Вишну). Ацтекский Тескатлипока, пожелавший выделиться среди братьев, превратил себя в солнце, а землю населил людьми, сотворёнными из пепла, остальные боги сделали так, что всё было смыто водой и люди превратились в Рыб. В одной из китайских версий потопа Гунь принимает после гибели облик Рыбы, а из его тела возникает Юй, которому удаётся укротить воды. Рыба в Китае была одним из символов богатства.

В ареале распространения мифов и преданий о потопе и особенно на его периферии (Сирия, Палестина, Малая Азия, Закавказье, Иран и др.) хорошо сохраняются следы «рыбной» мифологии и культа Рыбы. Древнейшее свидетельство — шумерский текст (т. н. «Дом рыбы»), представляющий собой монолог (видимо, божества), посвящённый заботам о безопасной жизни Рыб, для которой строится специальный дом (ср. в этой связи сведения о храмовых бассейнах для Рыб на Ближнем Востоке и в Закавказье). Описываются и враги Рыб — различные птицы, крокодил, существование которых делает убежище для Рыб особенно необходимым. Контекст расширяется, если учесть, что шумерский бог вод Энки, установивший порядок во вселенной, наделяет реки и болота Рыбами и назначает бога, «любящего Рыб» (имя его остаётся нерасшифрованным). Так как у Энки есть свой корабль, то шумерская схема (бог воды на корабле, заботящийся о Рыбах) оказывается инвертированной по отношению к индийской схеме потопа (Рыба заботится о первочеловеке).

В локальных вариантах японского мифа о творении бог луны Цукуёми по повелению Аматэрасу спускается на землю, чтобы служить богине пищи Укэмоти: приветствуя бога луны, она поворачивает голову к морю, и из её уст выскакивают различные Рыбы, выступающие здесь уже только как средство поддержания жизни. Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-Рыбы. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности; известны изображения «рыбообразного» Эа у постели больного ребёнка (ср. роль изображения и фигурок Рыб в целебной магии).

О широком распространении культа Рыбы в Закавказье свидетельствует, в частности, использование Рыбы (например, форели) при лечении разных болезней (в том числе бесплодия). В Закавказье верили в существование особой матери-Рыбы, говорящей человеческим языком; совершали обряд захоронения Рыб. Здесь же обнаруживаются и следы представлений о Рыбе как опоре земли (кахетинцы верили, что землетрясения, происходящие от пошатывания огромной чудовищной Рыбе, сулят хороший урожай). Магическое значение имели закавказские типы «рыбного» орнамента (у хевсуров, в Кахетии и др.), использовавшегося в женских одеждах; в этой связи ср. традиционные приёмы изображения Рыб на блюдах, тарелках и т. п. [от блюда из Самарры (Двуречье, 5—4-го тыс. до н. э.) до таких десакрализованных образцов, как керамические изделия Б. Палисси (кон. 16 — нач. 17 вв.)]. К этому же кругу явлений относятся табу на называние Рыб и употребление их в пищу, ряд ритуалов, связанных с рыбной ловлей. Пережитки культа Рыб известны и на Северном Кавказе: в частности, к Рыбам имеет отношение осетинский Донбеттыр.

С Рыбами связывается и тема умирающего и воскресающего бога плодородия, которая прослеживается в контексте реконструкции афроевразийского мифа об Иштари (Иштар) и её соответствиях; идеографически один из основных центров культа Иштар Ниневия обозначается как «дом рыбы». Центральный мотив этого мифа связан с самооскоплением (ср. трактат Лукиана «О Сирийской богине», где этот мотив относится к прекрасному юноше Комбабосу, а его действие происходит в Гиераполе, где почиталась Деркето-Атаргатис), причём в ряде вариантов фаллос бросается в воду и проглатывается Рыба (в египетской версии Сет бросает детородный член Осириса в Нил и Рыба съедает его; ср. также самооскопление Ваты из египетской «Повести о двух братьях»). Имеются различные варианты этого мотива. Например, в грузинской сказке «О девяти сыновьях царя» младший сын берёт живую воду из источника, принадлежащего женщине-Рыбе; когда юношу убивают и расчленяют, женщина-Рыба собирает тело и с помощью воды из источника во-скрешает его. В древнееврейской традиции Рыба связана с демоном Асмодеем, особенно в его отношениях с Соломоном и Товией (Товия одолевает Асмодея с помощью Рыбы). В рамках смерти и воскрешения можно рассматривать и историю библейского Ионы, проглоченного Рыбой; ср. мотив героя, проглатываемого Рыбой, в меланезийской сказке о Камакаджаку (в русской сказке Ивана также проглатывает щука-Рыба, которая сама его и изрыгает). Во всех этих случаях Рыба выступает как некий эквивалент нижнего мира, царства мёртвых (для того чтобы воскреснуть к новой жизни, нужно побывать в нём). Иногда Рыба актуализирует образ водного чудовища, похищающего женщину и делающего её своей женой. Таким же олицетворением смерти, тьмы, водного хаоса является и библейский Левиафан, изображаемый не только в виде дракона, но и в виде Рыбы.

Согласно библейской традиции, Рыбу получит мессия и разделит её с праведными в конце мира (в Талмуде мессия обозначается как Ваg, «рыба»); второе пришествие мессии произойдёт, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб (три сплетенные Рыб, образующие треугольник, — распространённый мотив средневековой архитектуры). Иранским соответствием библейскому Левиафану в известной степени является гигантская первозданная Рыба Кара, охраняющая мировое дерево (дерево хом-хаома, чаокерена, всеисцеляющее дерево виспобиш), растущее посреди озера Ворукаша (ср. также иранский мотив гигантской Рыбы, плавающей в океане преисподней и несущей на себе быка как опору мира). В числе других фантастических Рыбах. древнеиндийская гибридная макара, самым непосредственным образом связанная с плодородием, или чудо-юдо (чудо морское) русских сказок, нередко обладающее чертами и свойствами Рыбы; в мифологических представлениях как чудовище рыбьей природы обычно выступает кит. У иранских народов и их соседей Рыба считались чистыми существами, благотворно влияющими на человека. Когда один кафир выпустил из лука стрелу в небо, чтобы поразить бога, Рыба закрыла его своим телом (жабры — раны Рыб). По представлениям народов Северной Сибири, у Рыбы есть свои покровители, в частности «волосатый отец», пасущий рыбные отары и помогающий рыболовам. Согласно хантыйским преданиям, Рыбу создал Кулгэтта-Лунг. Ас-алях-Торум (Ас-ях-Торум) — не только бог верховий Оби, но и распорядитель рыбными богатствами. Божество Ауття-Отыр живёт в Обской губе в виде щуки и распоряжается морской Рыбй. Наконец, бог Средней Сосьвы Тахыт-котль-Торум (или Махар-Торум) в детстве был проглочен Рыбой и принял в её брюхе облик лягушки.

Существуют поверья о Рыбах разных видов как о предках людей и вместе с тем о происхождении Рыб из частей человеческого тела. В известной мере с этой точки зрения должны рассматриваться и гибридные человеко-Рыбы (саамский Аккрува). Впрочем, распределение человеческих и рыбьих черт может быть и иным: у нивхов хозяин моря имеет человеческий облик (старик с седой бородой) и живёт с семьёй в доме, но дом находится под водой; в распоряжении хозяина моря есть икра от разных Рыб, которую он по мере надобности бросает в море. В ряде африканских традиций Рыба — воплощение души умершего человека. В Китае, Индии и некоторых других ареалах Рыба символизирует новое рождение; поэтому её образ часто используется в похоронных ритуалах (ср. изображения Рыбы в древнеегипетских захоронениях). Не случайна в этом отношении «рыбная» метафорика Иисуса Христа, прослеживаемая как на формальном уровне греческое слово «ихтис», «рыба», расшифровывалось как аббревиатура греческой формулы «Иисус Христос, божий сын, спаситель»), так и по существу [ср. Рыба как символ веры, чистоты, девы Марии, а также крещения, причастия (где она заменяется хлебом и вином; в этом же ряду стоит евангельский мотив насыщения Рыбой и хлебами)]; Иисус Христос иногда называется в ранней христианской литературе «Рыбой» (ср. этот образ в катакомбном искусстве), а христиане «рыбаками»; ср. образ апостолов-рыбарей Петра и Андрея, которых Иисус Христос обещал сделать «ловцами человеков» (Матф. 4, 19); отсюда иносказательная окраска сцен ужения и ловли сетью Рыб в средне-вековом европейском искусстве (ср. также образ Будды как рыбака). Многочисленны изображения Рыб на печатях, медалях, гробницах раннехристианской эпохи.

Рыба может символизировать не только плодородие, плодовитость, изобилие (мифопоэтически отмеченным является и образ рыбьей икры), сексуальную силу, мудрость, но и скудость, скупость, равнодушие, сексуальную индифферентность (в связи с особенностями размножения Рыб), глупость. Рыбы — частый персонаж сказочного фольклора. В русских сказках участвуют не только безымянная Рыба или Рыба-чудо (типа чудо-юдо), но и щука, ёрш, карась, язь, лещ, мень, налим, окунь, осётр, плотичка, сёмга, сиг, сом, сорога, калуга и др.

Рыба, очень древнее существо нашей планеты, обитающее в реках, озерах, морях и океанах, естественный символ водной стихии и зарождения жизни в безбрежных просторах Мировоrо океана, а бесчисленные икринки, выделяемые рыбой во время нереста, сделали ее эмблемой плодовитости и сексуальной гармонии. В Европе мнимая немота рыбы породила символику безмолвия, тогда как в Китае рыба является знаком изображения удачи.

В мифологии многих народов Дpeвнeгo Мира рыба обожествлялась. В армянской мифологии мы встречаем фантастический образ гигантской рыбы Лекеон, чье тело протянулось через весь Мировой океан. Лекеон, обвившийся, таким образом, вокpyг Земли, безуспешно пытается укусить собственный хвост. Когда Мировая рыба предпринимает очередную попытку, от ее резкого движения в океане вздымаются громадные волны, а на суше происходят землетрясения. В голове Лекеона сияет большой бриллиант, и сполохи зарницы в небе не что иное, как отблеск этого чудесного бриллианта. У причерноморских aдыгoв громадная божественная рыба Кодеш удерживает Черное море в своих берегах, не давая ему затопить сушу. Кодешу молились рыбаки, желавшие обеспечить себе хороший улов.

Множество древних богов имели образ получеловека-полурыбы. В Библии упоминается злобный Дагон, главное божество враждебных древним евреям филистимлян, мыслившийся в образе рыбы с человеческой головой. В том же виде представляется и сирийская богиня Атаргаш. Люди посвятили этой божественной рыбе роскошный храм, стоявший на береry священного озера, а жрецы Атаргаш носили необычные одежды, сверкавшие серебристой чешуей.

В шумеро-аккадских мифах Кулулу спутник бога подземного Мирового окeaна Энки имел верхнюю половину тела человеческую, а нижнюю - рыбью. Точно так же изображались гpеческие тритоны и нереиды, славянские русалки и фараонки. К наиболее древним рыбоподобным богам морей относится и вавилонский За, могущественный повелитель вод и заклинаний.

В мифах рыбы часто выступают благодетелями людей. Так, в древнеиндийском сказании о Великом потопе рыба предупредила легендарного Ману о надвигающемся бедствии, а затем привела его корабль к возвышавшейся над водами гope.

В сказках о золотой рыбке, выполняющей любые желания, отразилась, по-видимому, заветная мечта древних рыбаков поймать в свои сети божественную рыбу. Плененный бог морей, рассуждали они, конечно же, не поскупится ради того, чтобы обрести свободу и щедро одарит их богатством, счастьем, долголетием и т.д. и т. п.

В любой религии можно легко обнаружить следы культа священных рыб. В Древнем Еrипте люди, обожествлявшие ту или иную породу рыб, даже называли в их честь свои города. Так, население города Оксиринха, расположенного в Верхнем Египте, почитало рыбу оксиринх, а жители Латополиса поклонялись, соответственно, рыбе латос. Хатмехит, богиня-покровительница города Meндeса, носившая гордый титул «первая среди рыб», изображалась в женском облике с рыбой на головном уборе.

У гpeков и римлян почитание священных рыб было связано с культом рожденной из морской пены Афродиты (Bенеры). Ритуальное поедание рыбы по пятницам у скандинавов составляло часть культа богини Фрейи, а у иудеев эта священная пища входила в меню во время шаббата.

В индуизме в рыбу воплощались боги-искупители Варуна и Вишну, а в буддизме она явилась одним из восьми священных образов Будды. Рыбки, изображенные на подошвах ero нor, символизировали отрешение от земных желаний.

В христианстве рыба достигла еще больших высот, сделавшись символом caмoro Христа. Ранние христиане paссматривали греческое слово «рыба» (IXEYL) как анаграмму имени господа, расшифровывавшуюся следующим образом: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. В период гонений на христиан рыба явилась для них универсальным паролем: для тoro чтобы отличить единоверца от чужака, они словно бы невзначай чертили на земле изображение рыбы. Рыбками называли и самих верующих, чьи души апостолы улавливали в крестильную купель, а враrи христианства - в «паryбные сети». В христианской иконографии рыба - ритуальное блюдо, поданное на Тайной Вечере. Три сплетенные рыбы или три рыбы с одной головой - символ Божественной Троицы. Рыба - атрибут апостола Петра, рыбака по профессии, св. Зенона, страстного любителя рыбной ловли (рукоять ero посоха украшена фигуркой рыбы), и св. Aнтония Падуанскоrо, проповедовавшего рыбам (можно себе представить, с каким успехом!).

В оккультизме рыба символизировала не только зарождение жизни в морях нашей планеты, но и первое разумное существо на Земле. Е.П. Блаватская описала в своей нашумевшей книге «Тайная Доктрина» древнюю расу «составных coзданий», полулюдей-полурыб, населявших океаны что-то около 300 миллионов лет до нашей эры.

В астрологии Рыбы - один из 12 знаков зодиака, соответствующий Дому Юпитера и третьему Дому тригона воды. Под небесную юрисдикцию знака Рыб попадают лица, рожденные в период с 26 февраля по 21 марта. Астрологи, квалифицирующие этот знак как двойственный, усматривают в нем мало вдохновляющий залог раздвоения натуры, что, к счастью, далеко не вceгда тождественно раздвоению личности. Имеется в виду иное: знаком рыб могут быть отмечены как сильные личности, так и совершенно ничтожные люди, легко попадающие под влияние окружающих.

К отличительным качествам людей-«рыб» относятся гипертрофированная религиозность, вера в чудеса и сильно развитое «шестое» чувство. Они настолько ценят общественный порядок и так уважают закон, что управлять такими законопослушными гражданами - одно удовольствие, голубая мечта любого президента или монарха. Если верить астрологам, эти люди способны сносить все, что угодно, «лишь бы не было войны». Что ж, если дело обстоит действительно так, то удельный вес «рыб» в нaшем обществе, должно быть, необычайно велик. Однако будем же справедливы: нeзабвенный тип «премудрого пескаря», выведенный в одноименной сатирической сказке непопулярного ныне писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина, вопреки авторитетному мнению астрологов, может обретаться под любым знаком зодиака.

В геральдике символика рыбы во мнoгом определяется ее породой. Пятнистая форель, например, символизирует жизненную энергию, подвижность и щепетильность, поскольку эта «чистюля» не терпит загpязненных водоемов. Знаменитый русский осетр - символ царственности и благородства, так же, как и «сельдяной король» (увенчанная короной сельдь) в скандинавской геральдике.

В гербах многих российских и зарубежных городов и областей можно видеть стилизованные изображения карпа, леща, судака, сазана, трески и т.д. В число геральдических рыб попал даже дельфин. Зато в геральдике дельфин наделен такими замечательными символическими значениями, как стремительность и власть над морями. Тело геральдического дельфина обычно изогнуто дуrой. Такую эмблему можно видеть, например, в гербах французских провинций Форез (золотой дельфин) и Дофине (два серебряных дельфина с крacными плавниками и хвостом).

В российской геральдике эмблемой рыбы отмечены гербы многих городов, расположенных на берегах богатых рыбой рек и озер. В городском гербе может находиться изображение одной рыбы (Oнeгa, Taгaнpoг), либо двух, размещенных одна над друrой (Нарва, Переславль-Залесский), либо двух рыб, перекрещенных головами вверх, как в гербе Белозерска.

Эмблемами двух серебряных рыб украшены гербы многих российских дворян: Аладьиных, Белосельских, Вадбольских, Ухтомских, Шелешпанских, Цыrоровых и др. Иногда эмблема рыбы определенной породы является «говорящей», как, например, в гербе Карповых, rде изображен именно карп. В современной государственной геральдике эмблема рыбы практически не встречается. Ее используют в качестве щитодержателя только малые островные государства - Барбадос и Сейшельские острова.

Некоторые из видов Рыб выделены особо.

Лосось символизирует изобилие, знание, вдохновение (среди американских индейцев и финно-угорских народов распространено мнение, что во внутренностях лосося находится огонь; ср. проанализированные К. Леви-Стросом индейские мифы об освобождении лососей, которым мешают воздвигаемые койотом речные пороги; лосось — эмблема Фингэла, героя фенианского цикла ирландских легенд).

Карп почитается в Китае и Японии за красный цвет (ср. мотив золотой рыбки) и символизирует силу и храбрость, а также упорство в борьбе.

Сазан играет особую роль в шаманском ритуале изгнания злых духов.

Акула — образ опасности, зла, смерти (в японской мифологии посланец божества; божественная акула Саме помогает тем, кто её почитает) и т. п.

В одном ряду с Рыбами фигурирует в мифопоэтических представлениях и образ дельфина, символизирующий море, морскую силу [дельфин — одна из ипостасей Посейдона (Нептуна), Тритона, эмблема Нереид], свободу, благородство, любовь, удовольствие. Дельфин рассматривается как царственная Рыба, благожелательная к людям. Он приходит на помощь тонущим (в греческом мифе дельфин спасает Ариона), предупреждает мореплавателей об опасности и т. п. В дельфина превращается Аполлон, Пифон тоже иногда называется дельфином. Ранить дельфина — грех и знак несчастья. Дельфин нередко выступает как носитель душ умерших на острова блаженных (ср. изображения дельфина на похоронных урнах в Древней Греции). В индуизме дельфин — конь Камы. В христианской символике дельфин связывается с Иисусом Христом как творцом и спасителем, с воскресением и спасением. Астральный образ дельфина представлен одноименным созвездием. Изображения дельфина часто встречаются на талисманах и широко используются в геральдике.

Наряду с названными выше в средневековом христианском искусстве получили распространение изображения Ионы, а также Левиафана, представлявшихся в виде Рыбы, дельфина, гиппопотама или фантастического водного животного, а позднее в виде кита. В светской культуре Ренессанса возрождается античный образ Фортуны, выуживающей людей словно Рыба из моря житейского.

Рыба — распространенная и красочная деталь религиозной и социальной полемики эпохи Реформации (особенно в Нидерландах); в искусстве этого времени распространены сцены рыбных рынков и лавок, ловли Рыбы и т. п., наделённые широким спектром семантических оттенков — от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии. Изображения гигантской Рыбы, пожирающей рыбную мелочь, трактуются как иносказание о неумолимости и верховной мощи Природы. Гностико-алхимическая традиция толкования образа Рыбы как символа мистического перерождения вновь возникает в 20 в. в околонаучном психоаналитическом оккультизме (К. Г. Юнг посвящает этому символу значительную часть своей работы «Эон») и модернистском искусстве. (myfhology.info)

Пословицы и поговорки

Без костей рыбки не бывает.
Берега железные, вода не вода, рыба без костей (блины).
Берега круты, рыба без костей, вода дорога (блины).
Биться, как рыба на кухонном столе.
Болото избродил, а рыбы не изловил.
Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.
Болтуна на рыбную ловлю не бери.
Большая рыба всегда выскочит из рук.
Большая рыба маленькую целиком глотает.
Большая рыба съедает маленькую.
Большой себя представляешь рыбой.
Была бы рыба, а рыбак найдется.
Была бы рыба, а хлеб будет.
Была бы уда, а рыба будет.
В Астрахани и коровы рыбу едят.
В большой воде и рыба большая.
В воду не лезть — и рыбки не съесть.
В глубоком водоеме маленькая рыбка не утонет.
В глубоком пруду - рыба крупная.
В гостеприимной семье люди собираются, а в реке, богатой водорослями, - рыба.
В колодезной воде рыба не водится, а на дереве сухом листьев не бывает.
В лесу не торгуют дровами; на берегу озера — рыбой.
В мутной воде рыба не водится.
В мутной воде рыбу ловят.
В мутной воде хорошо рыбу ловить.
В полой воде нет рыбы, в пословицах нет лжи.
В прозрачной воде рыба не живет.
В чужой лодке рыба всегда крупнее.
Враки, что кашляют раки: то шалят рыбаки.
Всякая рыба хороша, коли на уду пошла.
Выбирай удилище по лову, а крючок по рыбе!
Где крабы там и рыба.
Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится.
Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует (Кемская).
Где рыба цепляется, там и удочку забрасывай.
Глуп тот, кто ест суп из рыбы фугу, глуп и тот, кто его не ест.
Глупой рыбе враг — наживка, а не рыбак.
Гнилую рыбу соль не спасет.
Голодный кот и на тухлую рыбу облизывается.
Голь о голь, как рыба об лед.
Гость, как рыба, свежим остается недолго - Der Gast ist wie der Fisch, er bleibt nicht lange frisch.
Грош за рыбу, грош на рыбу, да грош на нее ж. - Все ты врешь! - Да бишь за врешь отдала грош.
Густого молока - каплю, большой рыбы - кость.
Да, рыба гниет с головы, но чистят ее - с хвоста.
Дал Бог рыбу, даст и хлеба.
Дед Мосей любит рыбку без костей.
Держись берега, и рыба будет.
Дешева рыба - дешева и уха.
Дешева рыба на чужом блюде.
Дешева рыба — плохая уха.
Дешевая рыбка - плохая юшка.
Добра снедь и редька, коли нет рыбки.
Думала рыба: "Сказала бы что-нибудь, да воды полон рот".
Дядя Мосей любит рыбку без костей.
Дядя поглядыват, словно рыбку посаливат.
Если батька рыбак, и сын в воду глядит.
Если начинает гнить одна рыба, гниет вся связка.
Если рыба захочет, вода уступит.
Если рыба кпотоку говорит, что крокодил умер, значит, так оно и есть.
Еще рыба не поймана, а уже принялись уху варить.
Жабры есть, - значит, рыба.
Живую рыбу домой носить - не станет ловиться.
Живя около реки, познают повадки рыб, живя возле гор, привыкают к птичьему пенью.
И в мутной воде рыбу ловят.
И ёрш на своем месте рыба.
И маленькая рыбка лучше большого таракана.
И рыба и птица хвостом правит.
И рыбы наловил, и ног не замочил.
Идет рыба на блевку, идет и на блесну.
Из дешевой рыбы уха тухлая.
Из костлявой рыбки уха сладка.
Иногда муравьи съедают рыбу, иногда рыба съедает муравьев.
Казак с бедою, как рыба с водою.
Как рак на мели. Как рыба без воды.
Как рыба без воды.
Как рыба об лед бьется.
Какая рыба жирует в курье, та туда и заходит.
Когда бы ты ни поймал рыбу, она всегда свежая.
Когда рак свистнет и рыба запоет.
Когда съел ушицу - не жалей рыбку.
Коли голова в рыбе протухла, так ино плеск еще годен.
Коль пруд хорош, рыба будет, а уйдет вода, болото будет.
Кот охотник до рыбы, да воды боится.
Крупная рыба в болоте не водится.
Крупная рыба ускользает из сетей.
Крут бережок, да рыбка хороша.
Кто очищает от водорослей пруд, у того и рыба бывает.
Кто рыбу ловит, у того одежда мокрая.
Кто рыбу удит, хозяином не будет.
Кто убился? - Бортник. - А утонул? - Рыбак. - А в поле убитый лежит? - Служилый человек.
Куда вода течет, туда и рыба плывет.
Куда вода, туда и рыба.
Легко ловить рыбу в мутной воде. - It is good fishing in troubled waters.
Лес по дереву не плачет, море по рыбе не тужит.
Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
Ловися рыбка малая и большая!
Ловить рыбку по суходолу.
Ловцы рыбные - людцы гиблые.
Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.
Маленькая рыбка лучше большого таракана.
Маленькая рыбка лучше, чем ничто.
Маленькая рыбка на столе лучше, чем ничего - Besser ein kleiner Fisch als gar nichts auf dem Tisch.
Маленьким крючком большую рыбу не выудишь.
Малые рыбки теснятся там, где большие.
Мальки плавают позади крупной рыбы.
Мальки плавают следом за крупной рыбой.
Мелкая рыба с большой плавает.
Мелкая рыбешка стаями ходит.
Мелководная рыбешка больше брызг поднимает.
Мелкой рыбешкой крупная рыба кормится.
Много раков - к хорошему улову рыбы.
Мокрый дождя не боится. Рыбаку дождь не помеха.
Море - наше поле: дает и рыбу, дает и хлеб.
Море - рыбачье поле.
Море по рыбе не тужит.
Мы с тобой, как рыба с водой.
Мы с тобой, что рыба с водой: я на лед, а ты под лед.
Мы с тобою, как рыба с водою: ты ко дну, а я на берег.
Мясо и рыбу в одной кастрюле не варят.
Мясо недовари, а рыбу перевари.
На безрыбье и рак рыба, a на бесхуибье и хуяк хуиба.
На безрыбье и рак рыба, на безлюдье и сидень человек.
На благовещенье хороший улов рыбы.
На войне бывал: рыбу громил.
На всякую рыбу есть едок.
На всякую рыбу свое ловище.
На два крючка одна рыба попалась.
На дне колодца рыбы нет, в пословицах лжи нет.
На молодом месяце рыба клюет.
На невод не ступать и не плевать: рыба не будет ловиться.
На сухом берегу рыбу не ловят.
Народ без свободы, как рыба без воды.
Не все с рыбкою, ино с репкою.
Не до шуток рыбке, коли крючком под жабру хватают.
Не замочив штанов, рыбы не поймаешь.
Не осуди на лапшице: а ушица на водице (т. е. рыба).
Не пойманную рыбу всегда считают большой.
Не после каждого клевка рыба попадается.
Не скот в скоте - коза, не зверь в зверях - еж, не рыба в рыбах - рак, не птица в птицах - нетопырь, не муж в мужьях, кем жена владеет.
Не учи рыбу плавать! Поучи щуку плавать!
Не учи рыбу плавать, а вора воровать.
Не учи рыбу плавать, а собаку - лаять.
Не хотела цапля рыбок, а теперь ест лягушек.
Нем, как рыба.
Непойманная рыбка всегда большой кажется.
Нет рыбы - почитают и краба.
Ни змея, ни рыба.
Ни рак, ни рыба.
Ни рыба, ни мясо - ни кафтан, ни ряса.
Ни рыба, ни мясо.
Никогда не предлагай рыбе научить ее плавать. - Never offer to teach fish to swim.
Никто не видел богатого рыбака.
Ну, порося, обратись в рыбу карася.
О море спрашивай у рыбака.
Оборотись, порося, в рыбу карася.
Один день рыбу ловит, три дня сушит сеть.
Одна рыба всю воду замутит.
Одна рыбешка всю воду мутит.
Он рыбку за рыбкой вытаскивает.
Паранюшка сердце, вари рыбу с перцем.
Первое мясо — свинина, первая рыба — линь.
Перед неводом рыбы не ловят (т. е. той, которая уже поймана).
Перед тоней рыбой не хвались!
Пилу-рыбу погубила ее пила.
Пирог арзамасский, с рыбой астраханской.
Поесть и гнилой рыбы нет, а на руках алмазные перстни.
Поешь рыбки - будут ноги прытки.
Пока я рыбачил у озера Иго, у озера Икумба делили рыбу.
Поймал рыбу, не замочив рук.
Поручить кошке хранить сушёную рыбу.
Послать со дна рыбу ловить.
Пресвятая Богородица, почто рыба не ловится? - Либо невод худ, либо нет ее тут.
Разве рыбак согласится, что его рыба испортилась?
Рак не рыба, кожан не птица, баба не человек.
Рак не рыба, курица не птица.
Рак не рыба, нетопырь не птица, а пес не скот.
Рыба без костей да дерево без сучьев не бывает.
Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.
Рыба в море не имеет цены.
Рыба в море ничего не стоит.
Рыба в реке - не в руке.
Рыба гниет с головы, а вода мутнеет с истока.
Рыба гниёт с головы, а честь смолоду.
Рыба-ёж сказала: "Если меня проглотит крокодил, моей матери не придется плакать, придется плакать матери крокодила".
Рыба ищет где глубже, а человек где лучше.
Рыба, которая с удочки сорвалась, большой кажется.
Рыба, сорвавшаяся с удочки, кажется большей.
Рыба лежа растет, человек лежа портится.
Рыба мелка, да уха сладка.
Рыба на столе — здоровье в доме.
Рыба начинает гнить с головы.
Рыба начинает думать только тогда, когда попадает в невод.
Рыба не клюет - перед дождем.
Рыба от головы тухнет, а дурак от ума.
Рыба портится с головы.
Рыба рыбою сыта, а человек человеком.
Рыба с головы гниет.
Рыба с головы тухнет, тополь с сердцевины гниет.
Рыба хвостом дерется.
Рыба худа - не наварна уха, рыба жирна - янтарна уха.
Рыбак душу не морит: рыбы нет, так чай варит.
Рыбак рыбака видит издалека, потому что у него удочки.
Рыбак рыбака видит издалека.
Рыбак рыбака далеко по плесу видит.
Рыбак рыбака ненавидит наверняка.
Рыбака сеть кормит.
Рыбаку дождь не помеха.
Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку отчизна вселенный круг.
Рыбачил, рыбачил, а рыбы не бачил.
Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля.
Рыбе перевар, мясу недовар.
Рыбка да рябки - потеряй деньки.
Рыбка да утка сделают без обутка.
Рыбка хороша, да бережок крут.
Рыбки да рябки, потерять уповодки.
Рыбки да рябки, прощай деньки!
Рыбку да утку встанью взять, а малых деток Бог дает.
Рыбку удит, а придет - ужина не будет.
Рыболова одна тоня кормит.
Рыбу в море не продают.
Рыбу ешь, да рыбака-то не съешь.
Рыбу ловить - край смерти ходить.
Рыбу ловить - при смерти ходить.
Рыбу перевари, говядину недовари. Рыбе перевар, мясу недовар.
Рыбу хорошо ловить в мутной воде.
С бороной по воду поехал, а цепом рыбу удит.
С мелкой рыбы уха сладка.
Сам смекни, почем снетки, по том и маленька рыбка.
Самая крупная рыба та, что сорвалась с крючка.
Свежая рыба – хорошая рыба - Frische Fische-gute Fische!
Сделай добро и закинь в море: рыбы не узнают, кто сделал, - Господь узнает.
Сердце человека трудно прощупать, рыбу-гольца трудно схватить.
Сидит пташка на листу, молится Христу: "Дал ты мне воли над всей ордой, не дал ты мне воли над рыбой в море" (комар).
Солона рыба на своем блюде.
Сорвавшаяся рыба всегда крупная.
Сорвавшаяся с крючка рыба всегда большая.
Судье рыбка, просителю клеек (т. е. чешуя).
Судья в суде — что рыба в воде.
То еще не беда, что без рыбы среда.
У кого черный усок, тому рыбки кусок.
У мелкой рыбки больше мелких костей.
У рыбы мясо легко отделяется от костей.
У умелого и долото рыбу удит.
У чужого на столе и рыба без костей.
Уда сребряна волочит рыбу со дна моря.
Удица крива, да рыбица пряма.
Удочка мокнет, а рыбак сохнет.
Улица крива, да рыбица пряма.
Улов на рыбу (привет рыболову). Навар на ушицу (ответ его).
Упущенная рыба всегда кажется большой.
Ускользнувшая рыба кажется всегда большой.
Утка да рыбка - божья дань.
Учи астраханца рыбу пластать.
Ушица вместе, а рыбка в деле.
Фомка вор: на долото рыбу удит.
Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
Хлебай уху, а рыба вверху (по низовью Волги красная рыба скупается вся и идет вверх, в столицы; народ же ест одну разварную уху из черной рыбы).
Хороша рыба на чужом блюде.
Хороша рыба, да на чужом она блюде.
Хороший лов рыбы - к урожаю хлеба.
Хотел бы рыбку есть и в воду не лезть.
Хоть долото, да рыбу удит.
Хоть не рыбно, да ушно.
Хоть рыбы не есть, да в воду не лезть. И хочется, да не можется.
Чей берег, того и рыба.
Чей берег, того и рыба. Чей конь, того и воз.
Чей берег, того и рыба. Чей лес, того и пень.
Человек без книги, как рыба без воды.
Чем глубже озеро, тем больше рыбы.
Что жов, то плев (такова яства, напр., костлявая рыба).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Чувствовать себя как рыба в воде.
Чужим всяк тороват. Дешева рыба на чужом блюде.
Щипнул Фома рыбки, а сам скочил на дыбки.
Эка диковина - рыба сиговина.
Это всё равно что взбираться на дерево, чтобы поймать там рыбу.
Ядь добра и редька, коли не случилось рыбки.

Песни

Amorphis - The Song of the Sage

Disney - Under the Sea

Lloyd - Fish On The Ocean

Noize MC - Моё море

Jovanotti - I Pesci Grossi

Zecchino D'oro - Ma Che Mondo L'acquario

Аквариум - Рыба

Вежа Хмар - Риба

Сергей Бабкин - Рыбы-люди

Рыбка
(Афанасий Фет)

Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права;
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.

Чиста холодная струя,
Слежу за поплавком, —
Шалунья рыбка, вижу я,
Играет с червяком.

Голубоватая спина,
Сама как серебро,
Глаза — бурмитских два зерна,
Багряное перо.

Идет, не дрогнет под водой,
Пора — червяк во рту!
Увы, блестящей полосой
Юркнула в темноту.

Но вот опять лукавый глаз
Сверкнул невдалеке.
Постой, авось на этот раз
Повиснешь на крючке!

Романс карпу
(Эдуард Багрицкий)

Закованный в бронзу с боков,
Он плыл в темноте колен,
Мигая в лесах тростников
Копейками чешуи.
Зеленый огонь на щеке,
Обвисли косые усы,
Зрачок в золотом ободке
Вращается, как на оси.
Он плыл, огибая пруды,
Сражаясь с безумным ручьем,
Поборник проточной воды —
Он пойман и приручен.
Лягушника легкий кружок
Откинув усатой губой,
Плывет на знакомый рожок
За крошками в полдень и зной.
Он бросил студеную глубь,
Кустарник, звезду на зыбях,
С пушистой петрушкой в зубах,
Дымясь, проплывая к столу.