Несмотря на то, что древние евреи видели в кузнечике символ божественной кары, у других народов это насекомое имело хорошую репутацию и пользовалось уважением. В Китае кузнечики и сверчки считались символами хорошего настроения, удачи, изобилия и доблести. Некоторые даже верили в то, что их близкие после смерти перевоплощаются в кузнечиков или сверчков, поэтому они сооружали для пойманных насекомых маленькие домики. Для древних греков кузнечик был символом благородства.
Кузнечики передвигаются прыжками. Таким же способом они ускользают от преследователей. Уникальная способность совершать прыжки является уникальной и позволяет им прыгать в длину на расстояние, которое в двадцать раз превышает длину их тела. Длинные и мощные задние ноги кузнечика отличаются как от остальных его конечностей, так и от ножек других насекомых. Они представляют собой очень сложный механизм. Люди, тотемом которых является кузнечик, как правило, замечают, что все у них в жизни складывается не так, как у других людей. Иногда им может казаться, что другие двигаются вперед, а они топчутся на месте. Не надо отчаиваться. Появление кузнечика предвещает новый скачок вперед, который, возможно, позволит вам оставить позади тех, кто находится с вами рядом. Воспользуйтесь случаем и оторвитесь от земли!
Кузнечики обладают природным умением находить солнечные места, чтобы иметь возможность погреться на солнышке. Они умеют выбирать теплые и освещенные солнцем участки и знают, когда перепрыгнуть в другое место. Если вашим тотемом стал кузнечик, вам следует доверять собственным инстинктам и внутренним ритмам. То, что помогает другим, совсем не обязательно должно помогать и вам. (И, наоборот, то, что помогает вам, возможно, не поможет кому-то другому.)
Прислушивайтесь к собственному внутреннему голосу, чтобы знать, когда пришло время изменить свою жизнь. На передних лапках кузнечика находится чувствительная к звуку мембрана. Кузнечик активизирует этот орган с помощью дыхания. Двигая лапками в разных направлениях, он способен определить источник звука. Такая связь между восприятием звуков и лапками имеет исключительно большое символическое значение.
Люди, тотемом которых является кузнечик, обладают сверхъестественной способностью мгновенно преодолевать любые препятствия. Это получается у них еще лучше, когда они начинают прислушиваться к внутреннему голосу и руководствоваться собственной интуицией и природным чутьем. Иногда кузнечик может появиться в том случае, если мы долго не прислушиваемся к своей интуиции или боимся совершить скачок с насиженного места. Зачастую такие страхи вызваны стремлением «быть как все». Люди, связанные с кузнечиком, должны признать собственную уникальность. Если вы будете пытаться ориентироваться на остальных, вы никогда не сдвинетесь с места. Не бойтесь перемен. Помните, что кузнечик прыгает только вверх и вперед.
(Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий. Эндрюс Тэд)
Основные значения:
изобилие, многочисленные сыновья — Китай;
доблесть — Китай;
удача — Китай;
безответственность, непредусмотрительность
летние наслаждения — Европа;
знатность греческого аристократа — Античность;
бедствие — у евреев.
Христианство
У Матфея об Иоанне Крестителе сказано, что он питался акридами. Позднее эта формулировка была перенесена в жития отшельников, которые удалялись в пустыню, где предавались самосозерцанию и молитвам. В соответствии с повелением Христа быть как птицы небесные, которые не сеют и не жнут, а господь питает их, отшельники питались подножным кормом, к которому относились также саранча и кузнечики.
Эмблематика
Я ожидаю лета.
«Символ напоминает о необходимости терпения и покорности в отношении неудач, а также ожидания лучших времен, когда Всевышний своим великим провидением укажет, что они наступили».
EMSI 19-13 с.184
Ad vocem
«Питаться акридами и мёдом» — первоначально выражение обозначало не столько полуголодное существование, сколько установку полагаться в своём пропитании на Божий помысел. Среди же русских толкователей Библии, в силу отсутствия самой практики употребления в пищу насекомых, акриды рассматриваются как нечто служащее измождению плоти или самый строгий пост. Своеобразным аналогом и логическим развитием «питания акридами» может служить практика умерщвления плоти столпников, питавшихся глистами.
Ad notanda
Во время нашествия саранчи её ели все, и бедные и богатые. Саранчу сушили впрок, жарили, пекли и ели сырой. В Каире или Дамаске во время нашествия саранчи падали цены на мясо.
(symbolarium.ru)
Как и некоторые другие насекомые, кузнечик соотносится со скотом — с конем (кобылой) и козой (козлом), причем у кузнечика, в отличие, например, от муравьев, это проявляется прежде
всего в лексике. Повсеместно в Чехии и Польше, частично в Словении, Хорватии, Болгарии, на Украине и на крайнем Севере России названия кузнечика связаны с конем: чеш. kith, konicek, koiilk;
пол. konik, konik polny, pasikonik; словен. kunjek; хорв. konlc; болг. зелено кончя, зелен кон; зап.-укр. коник, коник дикий ( травляний), котк duKi, укр. (вост.-полес.) коник, канъок (Дейн.СЛСД:
191); рус. арханг. конёк, коник-смолик. Гурали польских Бескид даже стрекотание кузнечика называют ржанием (Kolb.DW 42:319). Названия, соотносящие кузнечика с кобылой, встречаются в Словении, Хорватии, Чехии и Моравии, у кашубов, в южных районах Русского Севера и частично в Словакии и на Западной Украине: словен. kobilca (kubilca, kabilca), kobilica; хорв. kobilca, kobilica (kubilica); чеш. kobylka (kobelka); кашуб, kobelka, kobelka; рус. вологод., костром., Владимир, кобылка, вологод. кобылица, костром, стременна кобылка, кобылка травяная; вост.-словац. kobulka; укр. черновиц. кобилица (OJIA 1, карта 43, Геров 5: 168, Kolb.DW 39: 484). Kobylka у чехов выступает и в качестве названия саранчи. На западе Белоруссии и в польском Подлясье названия кузнечика преимущественно связаны с козлом или козой: белор- (витеб., гроднен., брест.) казёл, казялок, казёлчык, козлик, Казелъ, казулъка, пол.-подляс. koza, kozka (OJIA 1, карта 43, Kolb.DW 42: 316). В районе Сувалок к кузнечику обращаются с приговором, называя его krowka (Kolb.DW 42: 316).
Иногда кузнечика называют «божьим » конем, например у венгерских словенцев (bogin konj) и на Русском Севере (арханг. божий коник). При этом в некоторых микродиалектах возникает лексическая оппозиция кузнечика и божьей коровки: «божий конь» — «божья корова». Например, у русских Архангельской обл.: божий коничок — божья короушка (Онежский р-н, Тамица), божий конёк — короука божья (Котласский р-н, Песчанка) (ОЛА 1, карты 43, 44). «Божественность» кузнечика проявляется и в поверьях. Так, в Жешовском воев. считают, что кузнечик носит Бога — Иисуса Христа (Ропчицкий пов., Udz.LPPR: 129).
В польском Подлясье, в районе Белостока, кузнечику приписываются некие, не вполне ясные, демонические свойства. Чтобы дети не ходили в жито, их пугают сидящими там кузнечиками («кбзачки зяленые у жыци скачуць, якбы кузаки, якбы коник польны»), подобно тому как в других местах их пугают русалкой в жите. Говорят: «Кбзачки там скачуць, та укусиць!» (Белостоцкое воев., Тополяны, зап. автора). Недостаток материала из этой зоны не позволяет прояснить связь между кузнечиком и русалкой. На этот счет можно строить лишь предположения.
Прежде всего, нельзя исключать вторичные сближения «козьих» подлясско-западнобелорусских наименований кузнечика (казулька и т. п.) и названий русалки типа казытка (Азим.ДР), зафиксированных на смежной территории Гродненщины. Кроме того, в языковом отношении возможны лексические сближения щекотания (одного из основных занятий русалки) и звуков, издаваемых различными животными (как, например, стрекотания сороки), в том числе, как можно полагать, и стрекотания кузнечика. Следует учесть также свидетельство об особом отношении к кузнечику в соседнем с Подлясьем регионе, у литовцев Восточной Пруссии: это приводимое К. Мошиньским сообщение Эрхардта Вагнера (начало XVII в.), с удивлением отмечавшего то «религиозное» почитание, с которым относились литовцы к этим насекомым (Mosz.KLS 2/1: 550).
Из крайне скудного славянского материала, связанного с кузнечиком, можно отметить магические действия, основанные на п р ы г у ч е с т и этого насекомого и направленные на разрешение роженицы от бремени или отторжение болезни (а н а л о г и ч н о е применение находят и некоторые другие прыгающие и летающие животные, например блоха, летучая мышь, некоторые птицы)-
Так, в Рязанской губ., при тяжелых родах окуривают роженицу паленым кузнечиком, чтобы она легче разродилась (Касимовский у., Большое Ардабьево, Манс.ОРЭА 1: 22). Поляки Люблинского воев.
для избавления больного от лихорадки убивают кузнечика и, вложив его незаметно в сушеную сливу, дают съесть больному лихорадкой (Янув, Фрамполь, Kolb.DW 17:162,42: 319).
У болгар Центральных Родоп кузнечик фигурирует в девичьих г а д а н и я х о з а м у ж е с т в е . При первом куковании кукушки девушка переворачивает лежащий на земле камень и если под ним обнаружится кузнечик — это значит, что она выйдет замуж за пахаря (Смолянский окр., Хвойна, Чепеларе, Род.: 103).
Некоторые русские диалектные названия кузнечика — арханг. смолка, смолик, смольный коник, смолен, дихтяр — связаны с тем, что он выпускает из своего рыльца каплю темной густой жидкости. Поляки считают ее целебной и смазывают ею небольшие порезы и царапины (Kolb.DW 42: 316, 319). Дети ловят кузнечика, сжимают его в ладони и просят дать каплю «мази»: «Daj mi, koniu, masci na moje bolesci; jak mi nie dasz masci, rzuc? ci? na przepasci!» [Дай мне, конь, мази для моих болячек; если не дашь мне мази, я кину тебя в пропасть!] (Галиция, гурали польских Бескид, там же: 316), «Koniu, koniu, dej mi masci, wypusc? ci? ze swej garsci» [Конь, конь, дай мне мази, тогда выпущу тебя из пригоршни] (Мазовше, Седлецкая губ., Гарволинский пов., Луковец, U1.NME: 293), «Krowko, krowko, daj mnie masci, to wypuszcz? ciebie z garsci» [Коровка, коровка, дай мне мази, тогда выпущу тебя из пригоршни] (сев.Подлясье, р-н Сувалок и Аугустова, Kolb.DW 42: 316).
(Символика животных в славянской народной традиции) |
Пословицы и поговорки
Где нет орлов, там и кузнечик за орла сойдет.
Красный кузнечик по дереву бежит (огонь).
Кузнечик маленький, да дорогой.
Кузнечики не кролики: ежемесячно не выводятся.
Песни
Детские песни - В траве сидел кузнечик
Детские песни - Улыбка
Булат Окуджава - В детстве мне встретился как-то кузнечик...
Булат Окуджава - Ну чем тебе потрафить, мой кузнечик...
Булат Окуджава - О кузнечиках
Кузнечик (Николай Заболоцкий)
Настанет день, и мой забвенный прах
Вернется в лоно зарослей и речек,
Заснет мой ум, но в квантовых мирах
Откроет крылья маленький кузнечик.
Над ним, пересекая небосвод,
Мельчайших звезд возникнут очертанья,
И он, расправив крылья, запоет
Свой первый гимн во славу мирозданья.
Довольствуясь осколком бытия,
Он не поймет, что мир его чудесный
Построила живая мысль моя,
Мгновенно затвердевшая над бездной.
Кузнечик — дурень! Если б он узнал,
Что все его волшебные светила
Давным-давно подобием зеркал
Поэзия в пространствах отразила!
Кузнечик (Гавриил Державин)
Счастлив, золотой кузнечик,
Что в лесу куешь один!
На цветочный сев лужечик,
Пьешь с них мед, как господин;
Всем любуяся на воле,
Воспеваешь век ты свой;
Взглянешь лишь на что ты в поле,
Всем доволен, все с тобой.
Земледельцов по соседству
Не обидишь ты ничем;
Ни к чьему не льнешь наследству,
Сам богат собою всем.
Песнопевец тепла лета!
Аполлона нежный сын!
Честный обитатель света,
Всеми музами любим!
Вдохновенный, гласом звонким
На земле ты знаменит;
Чтут живые и потомки:
Ты философ! ты пиит!
Чист в душе своей, не злобен,
Удивление ты нам:
О! едва ли не подобен —
Мой кузнечик — ты богам!
Кузнечик (Михаил Ломоносов)
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь;
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
Маленький кузнечик (Сергей Козлов)
Маленький кузнечик до полудня спал —
С полудня до вечера на скрипице играл.
Прилетела, села важная пчела,
Музыканта худенького слушать начала.
Он отставил ножку, и, отдав поклон,
Заиграл на скрипице Летний сон.
Золотистым кругом света и тепла
Над зеленым лугом музыка плыла.
Музыка звучала, и, забыв дела,
Головой качала важная пчела.
А кузнечик маленький на скрипице играл,
Будто всем по горсточке счастье раздавал.
Не кричал, не плакал, слов не говорил —
По зеленой скрипице травиночкой водил.
«Кузнечики... А кто они такие?...» (Мария Петровых)
Кузнечики... А кто они такие?
Заглядывал ли ты в их мастерские?
Ты, видно, думал - это кузнецы
И в кузнях маленьких поодиночке
О наковаленки бьют молоточки,
А звон от них летит во все концы?
Но это заблужденье. Ты не прав.
Не кузница в траве, а телеграф,
Где точки и тире, тире и точки
Бегут вплотную по звенящей строчке
И наспех сообщают обо всем,
Что в поле и в лесу творилось днем.
|