Cимволика образа осы определяется такими её особенностями, как:
способность к полёту;
лёгкость и изящество;
способность к созидательной деятельности и характерный вид гнёзд;
сбор мёда;
хищничество (в том числе паразитирование на других насекомых), агрессивность, жалящие свойства;
навязчивость (усиливаемая монотонным жужжанием).
В ряде случаев играет роль специфическая окраска ос.
Широко распространёно представление о том, что оса, как и другие крылатые существа — душа человека или превращённый мифологический персонаж. В ряде традиций душа шамана или ведьмы также нередко принимает вид осы, например, во время сна, с тем чтобы вредить людям.
Согласно западноукраинской легенде, Бог сотворил пчел, а дьявол, выследив это и отведав меду, задумал сделать то же самое и смастерил осу, которая меда не дает. Когда оса уже наполовину была готова, он решил, что раз от осы меда ждать нечего, то пусть уж она как следует людей жалит, и слепил обе половинки осы вместе. Поэтому оса выглядит, как бы перевязанная пополам. (Символика животных в славянской народной традиции) |
И у осы мед есть. Как осы злые - и взрослые и малыши. На заплаканное лицо оса. Муха до уха, сорока до ока, оса до носа. Правда, как оса, лезет в глаза. Разозлиться как оса. Рога оленя жалит оса. Что толку говорить про осу тому, кого она ни разу не ужалила. Гоша Куценко - Осы Детские песни - Про осу |