Почти дожив
До голубых седин
Я понял,
Арифметике назло,
Что у людей
Простейшее "один"
Поистине сложнейшее
Число. И.Фоняков. Актер
Единица означает первичное единство, начало, Создателя, перводвижитель, сумму всех возможностей, сущность, центр, неразделимое, зародыш, изоляцию, подъем и воздымание, а также принцип, который позволяет развиться качеству и таким образом приводит к множественности.
Число, символизирующее первичную цельность, Божественную сущность (или Создателя), свет или солнце, источник жизни.
В западной традиции сама форма этой арабской цифры имела фаллическую, осевую, агрессивную, активную символику. Единица была символом Бога во всех больших монотеистических религиях, особенно в исламе.
В представлении пифагорейцев число один есть точка - первичный пункт любого вычисления. Для конфуцианцев - это выражение первичной сущности, нечто неделимое, мистический центр, из которого произошло все сущее. В обыденном понимании один - эмблема начала, знак человеческого "я", а также одиночества.
Символом Единицы служит не имеющая размеров математическая точка, произвольно выбранная на пересечении двух линий или в центре круга. Перемещаясь в пространстве, эта точка порождает линию, создает плоскость и дает представление о третьем измерении.
Эта точка - ЕДИНОЕ на пути к порождению всего сущего.
О Древние сравнивали принцип Целостности со ступицей колеса: реальность-в-себе подобна неподвижной движущей силе; ощутимые реальности - спицам и ободу колеса. Эти реальности находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому философы утверждали, что Единое правит временем и пространством, тогда как множественные сущности погружены в поток становления и протяженности.
О Во многих цивилизациях (центральноамериканских, халдейской, ассирийской, египетской) идею единства воплощало крылатое колесо.
О У каббалистов первая буква главного имени Бога JHVH, иод, символизирует единство как начало и единство как конец всех существ и вещей. Греческая буква альфа есть начало всех вещей, а первая буква древнееврейского алфавита, алеф, означает дыхание созидающего духа; Фокусник, первый основной аркан Таро, служит символом творения.
О Греческие же алхимики видели в окружности (Уроборосе) символ всеобщности, образ глобального Единства всего сущего, способного к самопознанию.
В своих рассуждениях они отталкивались от Единства в беспрестанно к нему возвращались, определяя ценность всех вещей.
Единое, первичная субстанция, напоминает Квасцы, основное вещество, аналогичное Эфиру и заключающее в себе глубокую сущность вещей, их тонкую первооснову, лишенную отличительных признаков ... субстрат всякой материальности.
О Единство, таким образом, служит точной отсчета, символом абсолютного начала и завершения (само слово Универсум означает: обращенное к Единому), воплощением сущности бога, первого в иерархии власти и могущества (Бога-Отца в христианской символике), Создателя и Космоса.
Но Единое, андрогин, заключает в себе зародыш двойственности.
О Цифра 1 символизирует Бытие, стоящего человека, вертикально установленный камень, фаллос, столб, вертикальную линию.
О Китайцы изображают Единство в виде Тай-цзи, или монады, - круга, заключающего в себе отрицательный и положительный потоки инь и ян. Единое (и) является совершенным и целостным, и древние философы считали, что Единое, величайшее, зародилось и выросло из "самого большого и наивысшего величия", а потом превратилось в два фундаментальных принципа инь и ян, из которых вышли пять первоэлементов или состояний изменения (огонь, вода, земля, металл, дерево), а те, в свою очередь, породили десять тысяч вещей (ван ву).
(Источник)
ЕДИНИЦА - наименьшее из натуральных чисел, обозначаемое символом 1. Результат умножения любого числа на единицу равен исходному числу. Единица языка - неразложимый, нечленимый в данной системе на меньшие единицы того же рода элемент, отрезок речи. В зависимости от системы это может быть буква, слог, слово, фонема, морфема и т. д.
ЧИСЛО 1 символизирует солнечное ядро, то есть суть. Единица не является первым числом - перед ней стоит ноль. ЧИСЛО 1 - это первое из проявленных событий (первый блин). Это величина шага, на который разнятся целые числа (1+1+1…). Характеризует личную силу, эго, концентрацию, целостность, единство, гордость, простоту устройства, начало.
Единица символизирует состояние и относится ко всем обществам, связанным с культурой и искусствами (присуща Хиттиде и шестой цивилизации). Единица относится к людям, рожденным 1, 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30-го числа каждого месяца.
Единица или Монада. Первое движение Бездны и возникновение Универсального Ума, или Бога. Число с одним параметром - Целостность. Это-монолит, имеющий андрогинную природу и вмещающий в себя всё, кроме начала и конца. Источник вечной мудрости и жизни со множеством имён: изменчивый Протей, памятливая Мнемозина, могучий Атлант, перворождённая Гея, глубочайший Тартар и совершенный Аполлон - Мусагет. Единое (Монас) - это единовластие, над которым нет ничего. Это Бог истинный и Отец всего, Дух незримый, кто надо всем, кто в нерушимости, кто в свете чистом, - тот, кого никакой свет глаза не может узреть. Не подобает думать о нём как о богах или о чём-то подобном. Ибо он больше бога, ведь нет никого выше его , нет никого, кто был бы господином над ним. Он ни в каком бы то ни было подчинении, ибо всё существует в нём одном. Он…не нуждается в чём бы то ни было - ведь он полностью совершенен. У него нет…недостатка, нет того, чем бы он мог быть пополнен. Но всё время он полностью совершенен в свете. Он безграничен, ибо не было никого перед ним, чтобы измерить его…. Это свет неизмеримый, чистый, святой, ясный. Он, невыразимый, совершенен в нерушимости. (Апокриф от Иоанна)
Единица - это субстанция, непосредственно изливающаяся в чашу Грааля. Отсюда и другие имена, так или иначе связанные со светом: Юпитер, Пиралий, Прометей и т. д. В отличие от Айн Соф свет единицы уже более или менее определён, несмотря на совершенство в нерушимости. Его можно сравнить с фотонным светом, образовавшимся по теории американского физика Гамова, в результате взрыва точки сингулярности. Из апокрифа от Иоанна ясно видно, что Единый Бог и был Светом, когда он "увидел, что это хорошо ". (Бытие 1:4). Он тем самым противопоставил себя самому же себе и стал двойственен, т. е. стал вмещать два понятия: свет-хорошо и не свет - плохо. И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. (Бытие т: 4,5.)
Единица - это уверенность, отсутствие ограничений, правдивость, открытость, правильность результатов, прочность, основательность, почтительность, уравновешенность, приязненность, страстность, склонность к западениям, целеустремленность, выполнение обещаний.
Единица - соглашательство, чувство долга, легкая обучаемость, малодушие, невежество, отчаяние, наглость, нищета, тайная любовь, ярость, черствость, рабство, неверность, обидчивость. Стержень единицы - передача информации без искажения. Естественно, что все эти понятия были и не случайно приписаны единице, т.к. к каждому из этих качеств имеет отношение единственность и неповторимость.
(Источник)
Эзотерическое значение единицы не столько в том, что она представляет собой первый порядковый элемент натурального ряда чисел с точки зрения современной математики, сколько в том, что она выступает как символ целостности и единства. В своем божественном аспекте единица выступает символом активности, духовным принципом, проявляющимся из непроявленного состояния и графически изображаемым радиусом в круге (Божественная активность). В аспекте природном (космическом) единица предстает символом единства и активности природы. И наконец, в человеческом аспекте единица символизирует собой активную духовную волю человека, что выражает прямую позицию живого человеческого тела в стоячем положении.
Графическим изображением единицы является вертикальная линия, стрела, устремленная вверх или буква А (Алеф).
Атрибуты и сущность единицы
Еще Диоген Лаэртский стремился показать определяющую роль единицы буквально во всем: «Начало всего единица; единице как причине подлежит как вещество неопределенная единидвоица; из единицы и неопределенной двоицы исходят числа; из чисел — точки; из точек — линии; из них — плоские фигуры; и т. д.». Сен-Мартен, желая подчеркнуть чисто духовный характер единицы, проявляющийся лишь при соприкосновении с другими числами, символизирующими собой материальные планы бытия, утверждал, что единица, помноженная сама на себя, всегда дает результатом единицу и поэтому не может производить ничего нового. К числу таких единиц философ относил один Божественный мир, одно солнце для этого мира, один огонь, в котором мир может сгореть. Именно по причине своей изначальной отделенности от мира множественного единица называлась монадой.
Мэнли Холл приводит следующий список атрибутов единицы: «Она называется умом, потому что ум устойчив и имеет превосходство; гермафродитом, потому что является в одно и то же время мужчиной и женщиной; четной и нечетной, потому что, будучи добавлена учетному числу, дает нечетное, а добавленная к нечетному, дает четное; Богом, потому что является началом и концом всего, но сама по себе не есть ни начало, ни конец; добром, поскольку таков по природе Бог; вместилищем материи, потому что производит дуаду, которая существенно материальна... Будучи между большим и меньшим, монада равна самой себе; между намерением и свершенным она посредине; во множественности она среднее, и во времени она настоящее, потому что вечность не знает ни прошлого, ни будущего».
Число один, как видно из приведенных свидетельств, символизирует собой не только единство, но и первотолчок, первое движение и начало. Единица — это прежде всего воля к проявлению, творящее Божество, само находящееся в состоянии однородного нерасчлененного бытия. Творящее Божество обеспечивает переход мира из состояния сна (Пралайи) в состояние активного Бытия. X. Э. Керлот определяет единицу как «активный принцип, который раскалываясь на фрагменты, приводит к многообразию, приравнивается к мистическому Центру, Светящейся Точке и к Высшей Силе».
Число «один» эзотерические учения отождествляют с понятием «Центра мира», представляющем собой неподвижный перводвигатель, непроявленную точку, насыщенную творящей силой. Плотин приравнивает Единое к благу, высшей нравственной силе, видя во Многом — зло. Агни Йога много говорит о Едином Элементе, лежащем в основании вселенной и о принципе единства, представляющем собой проявленное существование Единого Элемента.(Источник)
Свойства числа один (единица)
Единственное положительное число, которое равно своему обратному. Поэтому привело к одному из основных понятий в теории групп — единице.
Для любого числа x:
x·1 = 1·x = x. Как результат, 1 является автоморфным числом в любой позиционной системе счисления.
x/1 = x
x1 = x, 1x = 1, и для ненулевого числа x, x0 = 1
x↑↑1 = x и 1↑↑x = 1
Число 1 не может быть использовано как основа позиционной системы счисления, но существует унарная система счисления, являющаяся суммарной. Поскольку квадрат, куб и любая другая степень числа 1 равняется единице, невозможно брать логарифмы от числа, не равного 1, по основанию 1.
В настоящее время в математике принято не относить единицу ни к простым, ни к составным числам, так как это нарушает важную для теории чисел единственность разложения на множители. Последним из профессиональных математиков, кто рассматривал 1 как простое число, был Анри Лебег в 1899 году. При этом некоторые совершают подобную ошибку и поныне: так, Карл Саган включил 1 в список простых чисел в своей книге «Контакт», вышедшей в 1985 году.
Число 1 является:
факториалом числа 1
факториалом числа 0
первым и вторым числами Фибоначчи
нулевым и первым числом Каталана
нулевым и первым числом Белла
первым числом Мерсенна (21-1)
первым треугольным числом
первым пятиугольным числом
первым тетраэдральным числом
первым меандровым числом, первым и вторым открытыми меандровыми числами
максимальным значением разряда в двоичной системе счисления
101 называется десять, десятичные приставки: дека (да) и деци (д)
Число 1 — наименьшее натуральное число, большее нуля (является ли нуль натуральным числом — зависит от принятых соглашений). Иногда за определение 1 принимают утверждение «при умножении единицы на любое другое число в результате получается это же число», а натуральные числа определяют, исходя из определений единицы и операции сложения.
Единица также используется в математическом отношении пяти констант математики — собственно единицы, нуля, e, π и i:
e(π i)+1=0
В представлении фон Неймана для натуральных чисел, 1 определяется как множество {0}. Это множество имеет кардинальность 1 и наследственный ранг 1. Такие множества с единственным элементом называются синглетонами.
Единицей будет разность между ближайшими числами натурального ряда n:
1=Xn+1-Xn
Бог один, да молельщики не одинаковы.
Бог один, как ни призывай его.
Бывает один стоит тысячи, бывает и тысяча одного не стоит.
В одно ухо влетело, в другое – вылетело.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Из одного города, да не одни вести.
Из одного дерева — икона и лопата, да не оба святы.
Из одного кола изгороди не сделаешь.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Лучше один свидетель, чем тысяча слухов.
Муж и жена - одна сатана.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Один Бог забыл — другой поможет.
Один браслет никогда не звенит.
Один буйвол в иле - всё стадо запачкается.
Один в деле - один и в извороте.
Один в море не рыбак, а без артели не моряк.
Один в поле не воин.
Один генерал добился успеха, а кости тысяч солдат гниют.
Один гнилой персик испортит и сотню хороших.
Один ест сочный плод, другому достаются от него брызги.
Один женился - свет увидал; другой женился - с головою пропал.
Один журавль кричит громче тысячи воробьев.
Один любит редьку, другой — дыни.
Один отец, один и норовец.
Один палец не кулак.
Один пирога не съешь, одному и у каши не споро.
Один поет - другой подыгрывает.
Один раз не в счет.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Один скачет, один и плачет, а все один.
Один, как месяц в небе.
Одна ласточка весны не делает.
Одним махом семерых побивахом.
Одно нынче лучше двух завтра.
Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.
Одного поля ягода.
Одной рукой и узла не завяжешь. ещё пословицы...