Если в одной части Африки Заяц – любимый герой фольклора, то в другой считается животным, приносящим несчастье. Абиссинцы, как и галла, не едят заячье мясо, а заяц, пересекающий человеку дорогу, считается худшей из примет. В готтентотских мифах Заяц связан с Луной. Бушмены верят, что Заяц когда-то был человеком, а животным стал, когда Луна прокляла его за глупость. Бушмены употребляют в пищу заячье мясо, за исключением определенных частей тушки, которые, как они думают, остались от того времени, когда Заяц был человеком.
Популярность Зайца в фольклоре банту объясняется разными причинами. Африканцы считают, что привычка зайца шевелить губами, словно он постоянно что-то бормочет себе под нос, говорит о большой мудрости. Частично популярность можно отнести на счет симпатии, вызываемой той ловкостью, с которой это слабое существо ускользает от физически более сильных врагов.
К слову скажу, что исследователи уже отыскали африканские оригиналы многих сказок о Братце Кролике, рассказанных «дядюшкой Римусом». Эти сказки, попав на другой континент, были адаптированы к местным условиям. Место Гиены заняли Братец Лис и Братец Волк; на смену Слону пришел Братец Медведь; несколько раз в качестве самого себя появляется Лев, хотя и при существенно изменившихся обстоятельствах.
Некоторые из шуток и приключений, приписываемых Зайцу, встречаются в сказках, которые зулусы рассказывают о Хлаканьяне. Это получеловек, который в некотором отношении напоминает нашего Мальчика-с-пальчика, его также можно рассматривать как некую разновидность эльфа или пикси, хотя родители его были людьми. В этом случае логично предположить, что тот вариант, где Хлаканьяна фигурирует как животное, является более древним. Все прочие вариации представляют собой эволюцию оригинала.
Неясно, можно ли рассматривать Хлаканьяну в качестве «эволюционировавшего» Заяца или нет, но Зайцу часто приписывают эпизоды, в первоначальных вариантах которых действуют совсем другие герои. Это особенно заметно в Восточной Африке, где существует определенная путаница между Зайцем и Абу Нувасом, арабским трикстером и героем многих приключений. Так, когда персонаж Абу Нуваса был уже изрядно подзабыт, в суахили появилось существительное бана-васи, оно означает «человека, у которого всегда наготове остроумный ответ». Это слово, если верить «Словарю» Крапфа, стало ассоциироваться с Зайцем. По утверждению Жюно, в Лоренсу-Маркише некоторые из наиболее известных приключений Абу Нуваса приписывают Бонаваси. Жюно, полагающий, что у этих историй португальские корни, считает, что Бонаваси – это искаженное имя Бонифацио.
В Южной Африке вследствие контакта различных племен тоже возникла определенная путаница. Басуто приписывают одно из самых известных приключений Зайца Шакалу – «возможно, вследствие прямого или косвенного влияния готтентотов». В одной из историй Заяц выступает в роли жертвы Шакала, такое развитие событий больше характерно для хамитских сказок. «Зайца нельзя назвать умным, – убежден Абареа, принадлежащий к племени галла, – весь его ум в том, чтобы поскорее унести ноги!» Когда же я спросила (как я уже упоминала выше), почему в таком случае о Зайце сложено так много сказок – взять хотя бы историю о том, как он убил Льва, хитростью заставив того проглотить раскаленный камень, – Абареа ответил, что сказка эта сложена вовсе не о Зайце, а о Шакале.
И наоборот, историю о Шакале, которую поведал мне Абареа, масаи, по крайней мере некоторые из них, приписывают Зайцу.
Басуто называют Зайца мутла или, обычно в сказках, ласковым уменьшительным мутланьяна. Иногда в историях фигурирует животное, называемое хлоло. По версии Жакотте, это кролик, а Браун описывает его как «небольшое рыжеватое животное, очень похожее на зайца», но явно отличное как от пищухи, так и от долгонога. Этот факт примечателен тем, что отражает попытку достижения некоего компромисса. Банту не могут представить себе своего любимого героя, Зайца, простофилей, а потому на роль простака выбирают его менее значимого собрата.
(Элис Вернер Мифы народов Африки) |
Признаки
Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
|
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник
|
Цитаты
Тогда Заяц отправился ко Льву и сказал ему: "Пойдем, я покажу тебе мясо!" Они пошли вместе и пришли к реке, в которой жил Крокодил. Еще издалека они увидели, что Крокодил греется на солнце. "Посмотри-ка, господин, - сказал Заяц, - вон там лежит большой зверь. Ты теперь должен быть доволен, вполне доволен!" Лев очень обрадовался, что нашел мясо. Заяц же быстро подбежал к Крокодилу и сказал ему: "Дядюшка, вон к тебе идет мясо! Я уплатил свой долг!" Крокодил тоже очень обрадовался и воскликнул: "О, это мясо жирное!" Довольный, Лев подошел поближе. Крокодил весь раздулся от радости.
И вот Лев и Крокодил со страшной силой вцепились друг в друга. Долго бились они. А Заяц, который отошел подальше от дерущихся, все подзадоривал и подзадоривал их: "Хватай его, хватай его, дядюшка, хватай его! - кричал он. - Я уплатил свой долг!"
Оба, и Лев и Крокодил, упали наконец мертвыми на землю. Тогда Заяц пошел к жене и сказал ей, что расплатился с долгами.
Звери приставили к колодцу сторожа. В первую ночь воду охраняла Гиена. Когда стемнело, Заяц пришел к колодцу с двумя посудинами. Одна из них была пустая, другая - с медовым пивом. Заяц крикнул: "Колодец, пусти меня!" Гиена молчала, и Заяц произнес как бы в раздумье: "Наберу-ка воды!" Но только он хотел зачерпнуть воды, как Гиена схватила его. Тогда Заяц воскликнул: "Моя вода слаще вашей!" - "Дай мне попробовать немножко!" - попросила Гиена. Заяц капнул чуть-чуть пива Гиене в рот. "О, это вкусно, дай мне еще немного!" - воскликнула Гиена. "Нет, я не могу. Если я тебе дам еще, ты на ногах не устоишь! Я должен сначала привязать тебя к дереву". Заяц крепко привязал Гиену к дереву, набрал воды и пошел своей дорогой.
Заяц сказал ему: "Я же говорил тебе: ты сгоришь, а ты не хотел мне верить! И вот ты погиб! Что же мне теперь с тобой делать?" Он вытащил своего друга из пепла, взвалил себе на спину и отнес к речке. Там он зачерпнул немного воды и смочил Матсу голову. Потом полил водой все его тело, так что тот стал совсем мокрым. И тогда Матсу ожил. Заяц сказал: "Если ты в другой раз увидишь, что люди разводят огонь, немедленно убегай в горы и прячься в пещеру! Мне же можно оставаться здесь, в траве. Я всегда смотрю, откуда и куда движется пламя, и потому огонь не может меня одолеть!"
Ссылки
О зайце (Мифы и сказки народов Африки, Азии и Америки)
Заяц в мифологии
См. также |