Бери быка за рога

Нужно заметить, что Третья Корова и была Концом Света. В той местности, где они оказались, всё было занято Третьей Коровой: её копытами, рогами, ушами и хвостом. Куда бы они ни пошли, везде и всюду лежала Третья Корова, ибо она заполняла весь мир и сама была этим миром.
Ричард Адамс. Сказка о трёх коровах

В ряде мифологий (шумерской, египетской и других) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. В Древнем Двуречье, в Средней Азии 3—2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской традициях Бык — прежде всего образ лунного божества. В иранской мифологии месяц называется «имеющим семя Быка», в Шумере и Аккаде бог луны Син (шумер. Зуэн или Нанна) представлялся в виде синебородого Быка.

В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Иннин, рассердившись на Гильгамеша, не ответившего ей любовью, добивается, чтобы боги создали небесного Быка — мстителя за неё. Бык, спустившись с небес к Евфрату, выпивает реку. Гильгамеш побеждает Быка (на шумерских печатях изображены эпизоды сражения героя чудовищем — человекобыком); ср. убийство первобыка Ахриманом в иранской мифологии, критского Минотавра Тесеем в греческом мифе, встречу угаритского Баала (Балу) с существом, у которого «рога как у быков и горбы, словно у буйволов». Подобные мифы могли быть связаны обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка. широко распространённым в восточном Средиземноморье (во время греческих буфоний убивали быка, съевшего жертвенный, хлеб, после чего устраивали обрядовый суд над виновниками убийства). В других мифах того же ареала Бык является символом бога грозы. В частности, в хурритской мифологии у бога грозы два Быка — Хурри (утро) и Серри (вечер) (ср. греческие мифы о Зевсе, превращающемся в Быка). Римляне приносили в жертву Юпитеру быка. Согласно Прокопию (6 в. н. э.), славяне жертвовали быков богу — «творцу молний»; у восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи-пророка, заменившего древнего бога-громовержца. Возможно, связь Быка с богом грозы восходит к древней общеиндоевропейской мифологии.

В египетских мифах Бык неба — сын Небесной коровы и отец телёнка, которого та рождает. С этими представлениями сравнимы близнечные мифы некоторых африканских народов. Так, в мифе кизиба у одной из двух первых женщин рождаются близнецы: бычок и тёлка. Мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка характерно для скотоводческих народов нуэр, шиллуков, руанда и др. Герой мифа ньоро Рукиди получил имя Мпуга, которое давалось быкам (и другим домашним животным) чёрной и белой масти. В мифологии бушменов дождь представляется в виде «водяного Быка», похищающего девушку (ср. сходный образ Зевса — Быка, похитившего Европу, и характерное для греческой мифологии представление о Посейдоне и других водяных божествах как о Быках).

Особенно широкое распространение культ священного Быка (буйвола) имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до н. э.), о чём позволяют судить печати из Мохенджо-Даро и Хараппы, а также шумерские сведения о людях из страны Мелухха (Индии). Роль Быка как символа бога (бык Нандин бога Шивы) или как противника мифологического героя (Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате», III 221, 66; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне» IV 11, 7—39) характерна и для тех элементов древнеиндийской мифологии, которые можно связывать с наиболее ранними доиндоарийскими её истоками, продолжающимися в мифологических и религиозных представлениях таких неиндоевропейских народов Южной Индии, как тода (у тода известно почитание и принесение в жертву буйвола как священного животного). Символика Быка как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолитическом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7—6-е тыс. до н. э.), где в ранних слоях (IX—У1А) обнаружены скульптурные изображения быка. в которых использовались настоящие бычьи рога и части черепа. что напоминает приём «натурального макета» зверя в раннем пещерном искусстве и технику коллажа в современном искусстве. В слое VI найдены скамьи, украшенные рядом бычьих рогов. Почти в каждом из святилищ (VII—II слои Чатал-Хююка) имеются столбы, на которых помещены рога быков. Такие столбы (позднее осмыслявшиеся как способ отпугивать зло или быть знаком зла в доме; ср. бычьи черепа у сванов) известны и гораздо позднее как в Малой Азии, так и на Крите, где культ Быка во многих деталях совпадает с соответствующим культом Чатал-Хююка. Археологические следы культа Быка прослеживаются во многих древних скотоводческих культурах (по мнению некоторых учёных, культ дикого быка играл существенную роль в процессе его одомашнивания), испытавших влияние переднеазиатских. Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что даёт основания для параллелей с культовой ролью Быка, бычьих рогов и масок быка в культурах Балкан 5—4-го тыс. до н. э. и в Чатал-Хююке. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены также в таких географически и хронологически удалённых комплексах, как могильник Синташта (южное Зауралье, около середины 2-го тыс. до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией. Там, где существовали местные культы главного божества в образе Быка, при храме держали священного быка как его воплощение (египетский Апис в Мемфисе); по поверьям сванов, бык Висхв, посвящённый богу Пусду, должен быть самым могучим и прекрасным из быков. На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлежности божеству (аналогичное обозначение быков как «отмеченных богом» встречается в древнехеттских текстах).

В глубокой древности бык, почитавшийся многими народами в качестве священнoгo животного, являл собой воплощение могущественной и грозной силы, божественной и царственной власти, стихийных проявлений природы, а также мужской сексуальности и плодовитости.

С падением язычества и наступлением христианской эры происходит развенчание культа могyчего животного. В эпоху Средневековья бык, хотя и утративший ореол божественности и святости, тем не менее еще олицетворял такие добродетельные человеческие качества, как тepпение, трудолюбие и упорство в дocтижении цели. Однако с течением времени позитивная символика быка продолжала неуклонно регрессировать, и к настоящему моменту не осталось и тени величия древнего символа. В сознании современного человека образ быка ассоциируется лишь с тупым упрямством, слепой яростью и разрушительной силой. Такую поразительную деградацию претерпел когда-то столь уважаемый символический образ.

В мифологии древних бык предстает как универсальная эмблема божественного могущества. В некоторых традициях могyчее тело быка рассматривалось как опора мироздания, а eгo poгa как знак ущербной луны. Многие боги принимали облик священных быков: египетские Апис, Бухис и Пта, вавилонский Ил, гpeческие Зевс, Посейдон и Ахелой, а индуистский Шива ездил верхом на мудром быке по имени Нанди. Культ быка был тесно связан и со многими другими дpeвними богами солнца, луны и неба.

На Тибете существует любопытная легенда, посвященная ужасному богу Чойджалу - повелителю адской бездны и главному судье над душами умерших. Первоначально Чойджал был обычным смертным, фанатичным приверженцем тибетской религии бон. Дав обет провести в отшельничестве 50 лет, юноша yдaлился от мира в пещеру, где и прожил все эти годы. Когда до истечения срока обета оставался вceгo лишь один день, в пещеру убеленного сединами отшельника нагрянули грабители, тащившие на аркане украденного быка. Воры отрубили голову быку, а заодно и святому отшельнику, ставшему невольным свидетелем их преступления. Но не успела еще вытечь из раны вся его кровь, как Чойджал восстал из мертвых. Схватив бычью голову, он надел ее на свои плечи и превратился в aдcкoгo демона. Чойджал растерзал перепуганных разбойников и пожрал их сердца. С тех пор кровожадный Чойджал неумолимо преследует всех вpaгoв ламаизма. Это жутковатое тибетское предание, вероятно, напомнит читателю о другом широко известном быкоголовом существе - чудовищном Минотавре. Согласно древнегpеческому мифу, Пасифая, супpyгa критского царя Миноса, однажды воспылала противоестественной страстью к белоснежному быку Посейдона, подаренному богом морей и океанов владыке Крита. Плодом этой странной любви и стал человекобык Минотавр. Как не трудно заметить, в этом мифе на первый план выступает сексуальный символизм быка. Дрyrая rруппа древнегреческих мифов посвящена тавромахии (борьбе с быками). Эллинский герой Тесей с помощью Ариадны проник в подземный лабиринт Кносского дворца и в нелегкой борьбе одолел страшноrо Минотавра, которому приносились человеческие жертвы, а вeличайший греческий герой Геркулес укротил взбесившегося быка Посейдона и по приказу царя Эврисфея доставил его в златообильные Микены (7-й подвиг Геракла).

В древней языческой религии культ священных быков был распространен от Средиземноморья до Индии. Неизгладимый след этот культ оставил в религии Древнего Египта - страны с сильными пережитками тотемизма. Длительное время древние египтяне поклонялись Апису - божеству, воплощавшемуся в священного быка. Культ Аписа, тесно связанный со многими египетскими богами, и в первую очередь с Осирисом, отражал символику плодородия - египтяне верили, что священный бык, выпущенный на поля, повышает их плодородие. Воплощение Аписа египетские жрецы искали по особым приметам. Между poгами священного быка должен был нaxoдиться пучок белой шерсти, по форме напоминающий звезду; на спине пятно, похожее на орла, а на правом боку пятно, ассоциирующееся с луной. Истинный Апис должен был иметь хвост, раздвоенный на конце, а под языком особенный узел, который жрецы называли жуком. Отыскать животное, отвечающее всем этим требованиям, было очень и очень нелегко, зато, когда поиски жрецов в конце концов увенчивались успехом, избрание нового Аписа отмечалось всенародным праздником. Через 25 лет, если только бык не умирал естественной смертью, его убивали (топили), бальзамировали и торжественно хоронили в Серапейоне.

До той поры пока жрецы не находили «новое вместилище души» Аписа, весь народ пребывал в глубоком трауре. Апис был не единственным божественным быком в Египте. Параллельно с ним древние египтяне почитали боrа Бухиса в образе черноrо быка. По египетской мифологии, матерью Бухиса признавалась небесная корова, богиня Хатор, породившая также и солнце. Центром культа Бухиса был rород Гермонт, а набальзамированные мумии священных быков хоронили в некрополе Бухеум.

На минойском Крите свирепый бог-бык, выведенный в греческом мифе под именем Минотавра, олицетворял разрушительные силы природы. Его грозное мычание ассоциировалось с ревом разбушевавшегося моря, а топанье копытами и трясение рогами с сильным землетрясением. Чтобы умилостивить разъяреннoгo бога, изображенного на минойских монетах в образе человекобыка, жители Крита приносили ему кровавые жертвы, в том числе и человеческие, как можно cyдить по мифу о Минотавре. С той же цeлью островитяне устраивали и опасные ритуальные игpы с быком, запечатленные на фресках Кносского дворца.

Из ветхозаветной литературы явствует, что древние евреи тоже длительное время поклонялись священному быку в образе Золотого Тельца. В Библии говорится, что Аарон воздвиг идол Золотого Тельца по требованию народа. Евреи поклонялись тельцу и как культовому животному, И как воплощению самого бога. Моисей повел против языческого культа непримиримую войну. Низвергнув идол Золотого Тельца, он «...взял тельца, которого они сделали, и сжег его в oгнe, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал пить сынам израилевым» (Исх. 32: 20). В этом библейском предании отразил ась реальная борьба против языческого культа быка, существовавшего у семитских нaрoдов, а сам Золотой Телец сделался со временем символом невежества и алчности.

Особое место в политеистической религии древних занимал обряд тавроболии (жертвоприношения быков). В культе древнеиранского солнечного бога Митры жертвенный бык рассматривался как символ смерти и возрождения. На Востоке, в Греции и Риме, участники тавроболий становились в специально приготовленную яму, в то время как над их головой жрецы закалывали быка. Жертвенная кровь быка, пролившаяся на посвящаемых, символизировала их нравственное очищение. В Древней Греции в особо важных случаях богам посвящалась гекатомба - одновременное торжественное жертвоприношение сотни быков. В древней мантике, особенно у этрусков и римлян, жертвоприношения быков совершались с целью гаруспиции - предсказания будущего по внутренностям (преимущественно по печени) жертвенного животного. Гаруспиции проводились перед каждым важным общественным делом: военным походом, заключением мира, постройкой храма и т.д. В Древнем Риме этрусские жрецы-гаруспики, пользовались самым высоким авторитетом, и их услуги были востребованы вплоть до начала императорской эпохи.

В изобразительном искусстве образ быка был чрезвычайно популярен уже в самой седой древности. Как символ жизненной энергии, бык наряду с лошадью изображался доисторическими художниками на стенах первобытных пещер. Cцeны тавромахии были отражены в наскальной живописи многих народов мира. На полотнах мастеров эпохи Возрождения ожили сцены из античных мифов, представляющие борьбу воплотившегося в быка речного бога Ахелоя с Геркулесом и Тесея с человекобыком Минотавром; поклонение Золотому Тельцу; похищение Европы и т.Д. Из внушительной группы аллегорических персонажей особенно выделяется фигура Смерти, чью колесницу везет пара черных быков. В древневосточной иконографии бык выражает божественность и святость. Как указывалось выше, многие восточные боги изображались в виде быков или с гoловой быка. И не только боги. Так, легендарный Джинна, основатель индийской религии джайнистов, представлялся ими в образе золотого быка.

В христианской иконографии бык - одна из эмблем мученичества. Христианская великомученица Фекла изображалась привязанной к паре быков, а атрибутом св. Евстафии является Медный бык, в чреве котopoгo она была казнена. В истории казнь в Медном быке связана с человеческими жертвоприношениями богам в образе быков. По преданию, первым применил этот способ казни жестокий тиран из Aераганта Фаларис (VI в. до н.э.), заживо сжигавший своих вpaгoв в бронзовом быке. Впоследствии эта дpeвняя разновидность крематория нашла широкое применение в Византийской империи. Что касается тавромахии, берущей начало от древних ритуальных игр со священными быками, то она дожила и до нaших дней в виде испанской корриды.

Начало этой традиции положили иберы - древнее население Пиренейского полуострова. Первоначально бои с быками являлись излюбленным развлечением простонародья, но с конца ХV столетия корридой увлеклись и кабальеро - испанские дворяне. Кровавую забаву неоднократно пытались запретить и светские власти (король Филипп V), и духовные (папа Пий V), но старинный обычай, трансформировавшийся в увлекательное праздничное зрелище, оказался на удивление живучим. И по сей день на арену мадридской площади Пласа Майор, под рукоплескания многотысячной толпы, выходят храбрецы матадоры, готовые рисковать жизнью ради славы, которая будет греметь по всей Испании!

В астрологии Телец, он же Бык, вписан в небесный Kpyг из 12 знаков зодиака. Ему соответствуют Дом Венеры (высокой) и первый Дом тригона земли. Небесное царствование Тельца продолжается с 26 апреля по 20 мая каждого года. Людям, рожденным в этот период, астрологи позаботились приписать бычий xaрактер и физический облик. У мужчин данного знака, по их глубочайшему убеждению, непременно должны быть широкие плечи и толстая шея (спасибо и на том, что не нaдeлили их заодно и рогами), а у женщин - полная грудь и стройные тонкие конечности буренок. Главными чертами характера «тельцов» мудрецы звездочеты считают oдepжимость, настойчивость и упорство в дocтижении цели. В отношениях с окружающими «тельцы» руководствуются сиюминутными эмоциями и ощущениями. Они обладают поистине феноменальной выносливостью, но, столкнувшись с неблагоприятными обстоятельствами, надолго впадают в болезненное меланхолическое coстояние и оцепенение. По уверению астрологов, «тельцы» отличаются бескорыстностью, а также врожденным чувством гармонии ритма и цвета, в результате чего способны добиться значительных успехов в занятиях музыкой, поэзией и искусством. В любви мужчины «тельцы» ведут себя подобно мавру Отелло: их чувства сильны и глубоки, но и ревность безгранична. Мужчинам бычьего знака астрологи пророчат успешную политическую или военную карьеру, а добрым, терпеливым и заботливым женщинам рекомендуют посвятить себя либо медицине, либо цветоводству и садовничеству. Следуя такой нехитрой логике, родство душ в первую очередь должно было увлекать женщин знака Тельца прямиком на ферму, где из них получились бы превосходные доярки, но об этом господа астрологи, по-видимому, весьма далекие от нужд животноводства, в ответ на гpycтнoe коровье мычание хранят безразличное молчание.

В эмблематике Древнего Востока бык занимает самое достойное место. Крылатый бык с бородатой человеческой головой и львиной гpивой, изображавшийся на стенах дворцов Вавилона и Персеполя, представлял собой духа-охранителя ассирийских и персидских царей, а прославленный царь Понта и непримиримый враг Рима Митридат VI Эвпатор (132-63 гг. до н.э.) избрал его в качестве своей государственной эмблемы. Образ восточного крылатого быка глубоко символичен: в нем сочетались мудрость старца с мужеством льва и яростной силой быка.

Во время Союзнической войны (90-88 гг. до н.э.) бык сделался эмблемой возмутившихся против власти Рима италиков. Это видно, в частности, из монеты осков древнеиталийского племени, населявшего Кампанию. На монете осков, отчеканенной в период Союзнической войны, разъяренный бык, олицетворяющий восставших италиков, топчет копытами римскую волчицу.

Обращались к образу быка и ранние христиане. Они сделали быка эмблемой евангелиста Луки, проявлявшего в своей проповеднической деятельности неистощимое трудолюбие, терпение и упорство.

Однако, как уже отмечалось, позитивная символика быка со временем сменилась негативной, и в Новое время возник отталкивающий аллегорический образ английского Джона Буля (Быка) - грубогo, твердолобого и бесцеремонного консервативного политика.

В геральдике эмблема черного быка, украшающая, как правило, княжеские и герцогские гербы, символизирует храбрость и военную мощь. Ее можно видеть в исторических гербах Мекленбурга, Силезии, Шверина, Лужицкой Сербии, некоторых кантонов Швейцарии. В гербе Исландии бык соседствует с драконом. У молдавских и валашских господарей в гербе изображена голова черного быка с кольцом в ноздрях, с шестиконечной звездой на лбу и с эмблемами солнца и луны по обеим ее сторонам.

Эмблема бычьей головы отражена и в гербах знатных российских дворян (Haпример, в гербе князей Трубецких). В гoродской геральдике эмблема быка xapaктерна для территорий, присоединенных к Российской империи в XVIII-XIX веках. Таким образом, она вошла в гербы Ахалцыха, Верхнеднепровска, Kaинска, Липовца, Прилук и Сызрани. (myfhology.info)

Корова. Во многих древних и архаических религиях символ плодородия, изобилия, благоденствия. Образ молочного изобилия, характерный для общеиндоевропейской мифологической традиции, отражён в многочисленных метафорах ведийской поэзии и в этимологии: др.-ирл. duan — «песня, стих» < тот же корень, что и duha, ----; в «Ригведе», гомеровском эпосе и латинском языке слово «вымя» означает в то же время «изобилие, плодородие» Общеиндоевропейским мифологическим представлениям о корове соответствует обряд принесения богам в жертву стельной коровы.

В ближневосточных и греческой мифологиях известны рассказы о боге, влюблявшемся в корову. С культом коровы у ряда скотоводческих племён связана мифологическая и ритуальная роль молока как сакрально чистого напитка. Представляя как Луну (многие лунные богини имеют коровьи рога), так и божеств земли, корова — животное и небесное, и хтоническое. В отличие от двойственности значения образа быка, корова (как прирученный крупный рогатый скот) наделена позитивной символикой. Корова дойная — источник хорошего и постоянного дохода.

Божества, связанные с коровой: Афина, Бригид (богиня кельтского культа, в христианстве трансформировалась в ирландскую святую Бригиду), Хатор, Гера, Изида, Нефтис (сестра Изиды), Нут (египетская богиня Небо), Тот и другие.

Основные значения: Великая Мать, богини Луны; Луна, лунный мир; «питательный аспект» божеств, продуктивная сила земли (матерински питающие силы земли); множественность, деторождение, материнский инстинкт.

Древний Восток У шумеров подчёркивается соответствие между коровьим молоком и лунным светом. В ближне-восточных мифологиях известны образы богов, влюблявшемся в корову (аккад. Сина, угарит. Алиййану-Балу). В хеттско-хурритском мифе бог солнца, влюбившийся в корову, превращается в юношу и обращается к ней с притворными упрёками, грозя наказанием за потраву луга, на котором она кормилась. После встречи с богом корова беременеет и рождает сына — человека. Она взывает к небу, испрашивая у бога солнца милости и жалуясь, что, будучи четвероногой, родила двуногого сына. Она хочет съесть сына, но бог солнца спускается с неба и велит своему советнику отнести ребёнка в горы, где его должны сторожить змей и птицы.

Египет Корова тесно связана с небесными образами и божествами: небесная корова рождает солнце; небесный свод держится на её ногах, задающих четыре стороны света; на теле (во чреве, в утробе) Небесная Корова несёт звёзды; каждый вечер Солнце (Гор) в виде орла проникает к ней в пасть, чтобы возродиться утром; небесная корова также ежедневно даёт жизнь телёнку, который вырастает в быка, чтобы зачать нового телёнка. С небесной коровой отождествлялись / выступают в облике (с коровьими рогами) / священное животное: Хатор (Хатхор) - почиталась в виде женщины с головой коровы; Исида; Нут. В одной из версий мифа источником всех явлений выступает «великая корова в воде» Метуэр (известная уже в III-м тыс. до н. э.). Она порождает небесную корову, на которой солнечный бог Ра поднимается из океана. Когда эта корова превратилась в небо у неё от высоты закружилась голова. Тогда Ра создал восемь божеств — хех, которые поддерживали её ноги, а бога Шу поместил под коровой, чтобы тот поддерживал её брюхо и стерёг хех.

Как воплощение Великой Матери, материнства: корова отождествляется с богиней Нейт, олицетворяет первоначальный принцип влажности и наделяется определёнными андрогинными (точнее, гинандрическими) чертами; этот символ связан с идеей жизненного тепла; «большая дикая корова» считалась матерью царя, который часто сравнивался с диким быком; в «Текстах пирамид» об умершем фараоне говорится, что великая корова беременеет им, рождает его и поддерживает своими крыльями; в мифе о божественном происхождении царя корова Хесат кормит выменем юного правителя (Хесат, говорят, была матерью бога мёртвых Анубиса и быка Аписа).

Корова как животное, принадлежащее и к небу, и к нижнему миру, выступает символом загробной жизни: постамент, на котором устанавливались носилки у огня для мёртвых, имели форму коровьего брюха; в мистериях Осириса труп бога помещался в деревянный ящик в виде коровы - тем самым он рождался из её лона для новой жизни; в «Книге Мёртвых» (гл. 148) говорится о том, как позвали семь коров и их быка, чтобы обеспечить едой просветлённых.

В Мемфисе корова выступает символом пассивной порождающей силы, воплощением Венеры. Двуглавая корова олицетворяет Верхний и Нижний Египет.

Античность Символ божества. Часто изображается с сосущим вымя телёнком, облизывающей его или собственное тело — умножение божественной силы, питающей себя самоё. Истории о Зевсе, и его возлюбленных Ио и Гере Аргосской, принимающих облик коровы.

Северная традиция У кельтов хтоническая корова изображается красным цветом с белыми ушами. В северогерманской и скандинавской мифологии первоначальная корова (Аудумла) — первое живое существо, которое возникат из льдов гинунгагапа и вылизывает из солёных торосов родоначальника богов (первого человека).

Славяне Наиболее почитаемое из домашних животных, требующее особой защиты от нечистой силы, способной отобрать молоко. В древности славяне, по-видимому, не забивали коров на мясо. Коров не режут, а продают даже в случае болезни или старости. И фактическая, и условная продажа заболевшей коровы воспринимается как магическое средство, способствующее её выздоровлению. У западных и южных славян в случае срочного (из-за болезни) забоя коровы её мясо не потребляли хозяева, а продавали его соседям или всем жителям села. Забивать коров — нетелей, яловок разрешалось на свадьбу, поминки и в редких случаях — на общественные праздники.

Корова играет важную роль в погребальном обряде у восточных и западных славян. У восточных славян существовал обычай дарить корову священнику или бедняку сразу после похорон. На Украине и у западных славян верят, что крупный рогатый скот оплакивает смерть хозяина. В некоторых местах домашние животные сопровождают гроб с телом хозяина до церкви. По поведению коровы можно предсказать смерть в доме. Красная или чёрная коровы снятся к смерти. Коровы и телята, которых дарят беднякам, попадают на «тот свет», где имеются специальные загоны для них.

В свадебном обрядовом комплексе и сопутствующем фольклоре корова ассоциируется с женщиной, невестой. Корова — обязательная часть приданого невесты у восточных и западных славян. У южных славян парни, приходящие колядовать на Рождество в дома любимых девушек, шли чистить хлев. У казаков на Тереке в святочные ночи парни срывали калитки с домов девушек лёгкого поведения, делали на площади из них «загородку», куда загоняли коров этих девушек.

На Русском Севере и у южных славян известны легенды о мифических коровах, обитающих в озёрах. Иногда они выходят на прибрежные луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг неё. Такая корова даёт очень много молока и всегда крепка и здорова.

Корова и бык связаны в народной культуре также с небесной водой, облаками, осадками. По их поведению (когда они поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают) можно было предугадать дождливую погоду. Чёрные и тёмного окраса коровы, возглавляющие стадо при возвращении с пастбища, также предвещали дождь. В Сербии верили, что внутри дождевого облака находится бык или корова и можно услышать доносящееся оттуда мычание. Такие же представления выражены в белорусской загадке: «Белая корова тростник поломала» (снег). Поэтому во время засухи вызывают дождь сжиганием коровьего навоза. Более чётко выражена в славянской народной культуре связь облачности, атмосферных осадков, воды с молоком. Русские считали, что если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде, а «тёмные святки», облачность в ночь под Рождество Христово сулят большие удои молока в наступающем году. У южных славян утром в Юрьев день хозяйка взбивала масло из молока, а дочь залезала на крышу дома. «Какая погода? — спрашивала мать. По всей земле — солнце, над нашим домом — облако», — отвечала девочка. Этот обряд должен был способствовать увеличению молока у коров. С той же целью коров выгоняли пастись в Юрьев день, на Троицу, в день Ивана Купалы очень рано, «на росу».

Вода — основное магическое средство, применявшееся для повышения молочности коров. При первом выгоне коров в стадо на Юрьев день, Рождество и в другие праздники их обливали водой, окропляли святой водой, прогоняли между полными вёдрами. С этой же целью обливали и пастухов. Украинская хозяйка всякий раз, беря воду из колодца, обращалась к воде с заговором, в котором просила прибавить молока коровам. На Русском Севере пастух должен был на всё время летнего выпаса закопать «отпуск» (письменный текст заговора) в сырое место у воды, иначе у коров будет мало молока. В Карпатах существовал обычай первое молоко, выдоенное после отёла, выливать в быструю речку. Молоко коров противопоставлено небесному огню, стихии огня. Если первый весенний гром загремит, когда корова ещё не в хлеву, то они не будут давать много молока. В некоторых местах Болгарии верят, что молния и гром выпивают у коров молоко. В животноводческой практике всех славян существует запрет подходить к огню, очагу сразу после дойки коровы: прежде нужно вымыть руки.

Корова — объект постоянной заботы или, наоборот, преследований домового (или других опекунов хозяйства — ласки, ужа, петуха). Ласку и ужа нельзя убивать, так как вместе с ними сразу же падёт корова. Следует держать коров. той масти, которая совпадает с окрасом домашней ласки. Существуют верования, что уж сосёт молоко у коров. Убивать такого ужа нельзя: корова будет тосковать по нему и погибнет. Нельзя бить коров палкой, которой убили ужа: корова будет «сохнуть».

Корова может быть демоническим существом. Украинцы и белорусы представляли себе холеру в образах женщины с коровьими ногами, чёрной коровой, женщины, сидящей на чёрной корове. В корову может оборачиваться ведьма, в виде коровы может являться клад. Гуцулы верят, что в хозяйстве может быть демоническая корова «полубэрок» — корова с коротким ребром. Если она сдохнет, то в этом хозяйстве сдохнут подряд ещё девять коров.

Китай Как земной принцип и животное инь противостоит коню (ян и Небо).

Индуизм Корова (го, гау, дхени, усрах) — священное животное, кормилица доисторических эпох. Стельная корова — женский символ животворящей и питающей силы Земли, символизирует: свет (разума), озаряющие мысли, высшее сознание — имеющие своим источником Солнце Света и Истины; пищу, щедрость, плодовитость, изобилие, плодородие; Вселенную — иногда.

Четыре ноги Священной Коровы — это четыре касты.

Согласно Ведам, коровы — существа вечные, связанные с Зарёй и Солнцем. Они называются Матерями и властвуют над тройной природой высшего мира. Коровы — сокрытые лучи Сурья, стада Солнца.

Вместе с быком — образ пары божеств, воплощающих активный и пассивный аспекты созидательных сил вселенной (женского и мужского, земного и небесного, порождающего и вскармливающего). Как женский аспект Брахмы наделена эпитетами: «поющая Корова» — от идеи сотворения звука в мире; «Корова изобилия» — от её функции млекопитательницы мира (Млечный Путь).

В мифологии известны коровы (воплощаются в образе коровы): Адити — Всеохватывающая (является также противоположностью быка Нандина); Камадхену (см. Сурабхи) — появилась из океана при его пахтанье. Нандини; Притхиви. Божественные коровы наделены способностью исполнять (любые) желания. Нетельная чёрная корова посвящена богине злосчастья и болезни Ниррити. Поскольку на передний план выдвигается роль коровы в обеспечении существования человека, разводящего крупный рогатый скот, в мифах и эпосе она не могла играть большой роли и наделена пассивными функциями.

Психология Согласно Э. Эппли, корова «хорошее животное с малой динамикой и большой выносливостью… со своим простым теплом, со своей терпеливой стельностью, скромный символ самой матери Земли, выражение растительного материнства… Корова пребывает в величественном ритме своей смиренной натуры. Естественна в самом прямом смысле её зелёная еда. У неё своя особая примитивная святость. Это имеет в виду культ „священной коровы“ в Индии».

Увиденная во сне, символизирует материнский и растительный аспекты жизни. Для женщины её образ служит советом проявлять терпение, доброту, смирение и покорность. (symbolarium.ru)

Бык и корова в литературе (по материалам posmotre.li)

Могучий бык

  • Редьярд Киплинг, «Маугли»/«Книга джунглей» — стадо домашних буйволов, затоптавших тигра Шер-Хана. Вполне возможное, кстати, дело для этих животных, и без всяких направляющих факторов.
  • Жозеф Рони-старший, «Борьба за огонь» — эпично описанное сражение плейстоценовых зубров (бывших гораздо крупнее современных) с мамонтами.
  • Иван Шмелёв, «История любовная» (и её экранизация от Александра Петрова) — племенной бык, гордость местного пастуха-развратника и грешника (жившего с женой собственного сына-недотёпы), появляется в повести как дополнительный инфернальный символ греха и мерзости. Чтоб далеко не отходить — бык ещё и убивает вышедшего на него с голыми руками важного положительного героя — крестьянина Степана.
  • Иван Ефремов, «На краю Ойкумены» — также уделено внимание критским «тавромахиям» (играм с быками).
  • Вообще в творчестве Ефремова бык — символ агрессии и разрушительной грубой силы. Например, в «Туманности Андромеды» «бык» — идиома, обозначающая талантливого и волевого социопата. Там же бык едва не нападает на Дара Ветра и Веду Конг, спасаются герои, благодаря изобретательности Дара. Хотя это уже Свирепый бычара.
  • Фазиль Искандер, «Широколобый». Рассказ про быка, сбежавшего со скотобойни.
  • Вячеслав Пальман, «По следам дикого зубра» и «Зеленые листы Красной книги» — дилогия посвящена спасению едва не истребленных зубров на Кавказе.
  • Мэри Рено, «Тезей» — во всех подробностях описаны Бычьи Пляски на Крите, и вообще, в этой книге бык играет символическое значение, еще и как символ бога Посейдона.
  • Э. Р. Эддисон, «Стюрбьерн Сильный» — ручной овцебык Моулди, любимец заглавного героя, с которым тот боролся, таская его за рога. Что любопытно, никогда не пытался забодать и затоптать своего хозяина, и узнавал его даже спустя несколько лет отсутствия.
  • А. Рудазов, «Преданья старины глубокой» — старший из братьев-оборотней Анимагов, Бречислав Гнедой Тур, превращается именно в дикого быка. «Архимаг» — Нергал носит титул «Дикий Бык Небес» (в полном соответствии с исторической действительностью), а Длань Адада (бога погоды) оформляется в виде колоссального быка с горящими глазами. А человеколицых ламассу шумерские аристократы даже в колесницы запрягали.
  • Чёрный бык Кринанасса у М. Муркока («Бык и копьё», одна из книг про принца Корума). Очень помог главному герою.
  • Михаил Успенский, «Там, где нас нет» — исполинский бык Бугай по сути — хтонический тотем, спасший племя адамычей от потопа на собственной спине. Чарльз Робертс, рассказы «Братья по ярму», «Всем чужой» и «Мудрый вожак».
  • Юрий Продан, «Дорога на Тмутаракань» — стадо кавказских зубров расправилось с тигром, напавшим на их детёныша, не хуже, чем буйволы с Шер-Ханом. Так что тигрица, видевшая участь своего самца, отступила прочь, напасть уже не решилась. Да и видевший всю сцену охотник тоже рад был, что зубры его не заметили. Этот скот — уж очень крупный и рогатый.
  • Владимир Орлов, «Альтист Данилов» — демон Кармадон, отдыхая на Земле после очередного задания, превращается в синего быка, что влечёт за собой немало комических последствий. А позднее в сюжете появляется уже другой Синий Бык — исполинское существо, играющее не вполне ясную, но определённо крайне важную роль в мироздании.
  • Мария Семёнова, «Лебединая дорога» — в одном из эпизодов князь Чурила Мстиславич охотится на лесного тура, который показан весьма достойным противником.

Коровушка-бурёнушка

  • Р. Киплинг, «Кот, который гулял сам по себе» — среди персонажей есть и Корова.
  • Памела Трэверс, «Мэри Поппинс» — Рыжая Корова, которая плясала.
  • Алан Александр Милн, «Баллада о королевском бутерброде», известная нам в переводе Маршака и его мультэкранизации.
  • С. Маршак, «Дом, который построил Джек» — Корова Безрогая.
  • С. Михалков, «Как старик корову продавал».
  • Владимир Орлов, «Цветное молоко» — почему летом корова ест цветы, но не даёт цветного молока?
  • Софья Прокофьева: Стихотворение «Подарок» — «В двадцать пять минут шестого / В гости к нам зашла Корова». «Лоскутик и Облако» (и мультфильм-экранизация). Старуха Барбацуца — дворянка, но просто влюблена в готовку (особенно каш и вообще молочных продуктов) и молочное производство. Любимая поговорка у неё — «Клянусь коровой». Надо полагать, в имении у неё целая коровья ферма.
  • Тамара Крюкова, «Чудеса не понарошку» — корова с говорящим именем Жадина-Говядина.
  • Эдуард Успенский: Корова Мурка из Простоквашино. Стихотворение «Бурёнушка».
  • Ольга Громыко, «Год Крысы» — здесь коровы играют большую роль, заменяя, например, лошадей.
  • Джеральд Даррелл, «Говорящий свёрток» — лунные тельцы, «добрейшие и глупейшие создания» по характеристике Попугая.
  • Виктор Пелевин, «Священная книга оборотня» — череп Буренушки дает нефть, если его как следует разжалобить.
  • Очень много историй о коровах в книгах Джеймса Хэрриота. Оно и понятно: ведь большинство его клиентов — фермеры.
  • «Волшебник страны Оз» — первыми встреченными и случайно пострадавшими от последствий встречи жителями Фарфоровой Страны были корова и доярка.
  • Джанни Родари, «Как коровы съели радугу» — коровы съедают радугу и начинают давать разноцветное молоко, что главный герой, фермер, считает насмешкой над собой, поскольку из-за разноцветного молока над ним начнут смеяться, и он не понравится любимой девушке. Потом цвет меняют сами коровы, а потом радуга испаряется из их тел.
  • К. Д. Ушинский, «Бодливая корова» — заглавная корова выступает в амплуа могучего быка, как следует наподдав рогами волку, защищая теленка и маленькую девочку.
  • Фантастический рассказ, в котором герои — ученые и техники, работающие на Луне, очень соскучились по молоку и соорудили себе машину для его получения. Неизвестно, как бы они оправдывали свои затраты, но тут нагрянул проверяющий, который жить не мог без молока, а взятое с собой то ли кончилось, то ли закончилось…
  • Рассказ Л. Пантелеева «Ночка».
  • Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки» — корова Контрибуция, которую Павлуша с Явой попытались использовать для корриды.
  • Алексей Кожевников, «Солнце ездит на оленях» — саамский мальчик, впервые попавший в русский посёлок на строительстве железной дороги, сперва испугался, увидев, как женщина ведёт на поводу «рогатого зверя размером с медведя»: а ну как забодает?.. Объяснили, что это не зверь, а корова.
  • Владислав Крапивин, «Алые перья стрел» ― героическая корова Трижды. Названа так, потому что в войну три раза помогла партизанам ― в первый раз «засветила» прятавшегося в камышах полицая, второй раз нашла пропавшего партизанского разведчика, а третий ― отыскала брод через речку, о котором никто не знал, и тем самым помогла отходящему отряду быстро переправиться через Неман. За эти подвиги её наградили как положено ― смастерили ошейник и повесили на него три трофейных креста.
Пословицы и поговорки

Без осанки конь - корова.
Безрогая корова и шишкой бодает.
Бей быка, что не дает молока.
Белоголовая корова в подворотню смотрит (месяц).
Бери быка за рога. - Take the bull by the horns.
Бесполезно нагибать голову быка, который не хочет пить.
Бившись с коровой - не молоко.
Благословенный баран лучше неблагословенного быка.
Ближний бык лучше далекой лодки.
Блоха и корову ворочает.
Блоха с лошадь, а вошь с корову.
Бог отгоняет мух от бесхвостой коровы.
Богатый - что бык рогатый: в тесные ворота не влезет.
Бодливая корова комолой родится.
Бодливой корове бог рог не дает.
Бодливому быку бог рогов не дает.
Бодливую корову можно узнать по её теленку.
Бодливую корову с поля долой.
Бойся коровы спереди, а лошади сзади.
Более богатый удой - у коров, которые доятся не первый год, первотелка теряет молоко.
Больной человек и жирная корова приносят пользу только после смерти.
Большую корову узнаешь по копытам.
Брат Аркадий зарезал буру корову на горах Араратских.
Будет корова, будет и подойник.
Будь здорова, как корова, плодовита, как свинья.
Бык да козел - был, да пошел.
Бык да теля - одна ровня.
Бык на дворе, а рога на реку.
Бык околевает - шкура остается, человек умирает - имя остается.
Бык помои пивал и то гладок бывал.
Бык привязан за рога, а человек - за язык.
Бык ревет, корова ревет; а кто кого бодет, сам черт не разберет.
Бык ревет, на поветь хвост дерет.
Бык с медведем тягались, голова да хвост его остались.
Бык сдохнет - мясо, арба сломается - дрова.
Бык тупогуб, у быка губа тупа.
Бык, да и тот отвык.
Бык, испугавшийся льва, десять лет страдает животом.
Быка продают с кожей.
Быкай не быкай, а быка не будет.
Был бы бык, а мясо будет.
Был бы бык, а погонщики найдутся.
Была бы корова, найдем и подойник.
Была бы коровушка, будет и молочко.
Были бы быки, а говядина будет.
Были бы у осла рога, как у быка, - всем людям бы животы распорол.
Было лето и коровье.
Бьют черную корову — пугают рыжую корову.
В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).
В корове молоко не прокиснет.
В лыковце четыре, во ржавце два (вымя у коровы и у козы).
В марте бывают еще морозы, при которых у коровы рога ломаются.
В самый мороз поспело просо, в самую жару бык замерз.
В хлеву у быка копна на рогах, а хвост на дворе у бабы в руках.
В чужом краю наша корова теленком стала.
Вешнюю корову от ветру покосит.
Вздумали думу худую, увели корову чужую.
Взял корову - возьми и подойник.
Взялся стадо пасти, так паси и нашу корову.
Видел во сне коровий след: ин наяву, маслом отрыгается.
Видимо, сок энонго превратился в коровье молоко.
Виноват медведь, что корову съел, а не права и корова, что за поле ходила.
Вот диво: черная коровка, белое молочко.
Выбирай корову по рогам, а девку по родам!
Выпрямлял быку рога, а свернул ему шею.
Где гостя достаточно угостить курицей, закалывает быка.
Где много зеленой травы, там быки жирны; где много тяжб, там правители жирны; где много покойников, там муллы жирны.
Где много травы, жиреет бык, где много покойников, жиреет мулла.
Где телята, там и коровы.
Глупец следует за глупцом, телега следует за быком.
Груз чувствует бык, а не его хозяин.
Грязная корова все стадо портит.
Давший быка на убой не выпросил и печень на жаркое.
Даже если обернёшь жиром, собака есть не будет, и если обернёшь сеном, бык есть не станет.
Даже пустив корову на бобовое поле, можно найти отговорку.
Дай на прокорм казенную корову - прокормлю и свое стадо.
Два быка бодутся, вместе не сойдутся (небо и земля).
Два рога, а не бык, шесть ног без копыт (рак).
Два соседа корову доят, и то по-разному.
Для быка рога не тяжесть.
Дойник есть, корову осталось только купить.
Домашний теленок лучше заморской коровы.
Дорвался, что корова до барды.
Достиг возраста быка, а ум меньше, чем у теленка.
Драчливый бык всегда рога точит.
Думал купить корову, ан бык (ан купил быка).
Дядя - требуха, съел корову да быка.
Дядя горох, не видал ли ты моих коров?
Егорьевская корова комола (роженая на Егорья; поверье).
Ел бы сметану, да в коровах нет талану.
Если бы ценились заслуги, старого быка не закололи бы.
Если два быка впрягутся в одно ярмо - и кустам и камням достанется.
Если корова вымнеет с задних вымен - принесет бычка, с передних - телку.
Если ласточка пролетит под коровой, будет кровью доиться.
Если принесет корова двойней одношерстных - к добру, разношерстных - к худу.
Если собака взбесилась, значит ли, что взбесится и корова.
Если тебя встретили, зарезав барана, ты встречай их, забив быка.
Если человек считает сам - ему полагаются и бык и корова; если же считает другой - не дадут даже теленка.
Желай соседу двух коров — будешь при одной здоров.
Женится медведь на корове, рак на лягушке.
Жить сто годов, нажить сто коров, меринов стаю, овец хлев, свиней подмостье, кошек шесток, собак подстолье.
Жрет, как корова.
За коровой идет теленок, за сказителем - сказка.
Забыл бык, когда теленком был.
Захотелось бабе раков — продала корову.
Защити мою коровушку, св. Егорий, Власий и Протасий!
Здоров, как бык, и не знаю, как быть.
Здоров, как бык, как боров. Силен, как лесник.
Здорово, да без коровы.
Здорово, корова! Бык челобитье прислал.
Знает бык, чьи посевы съел.
Знать, от быка не хлебать молока.
И велик лизун Бог дал корове, да говорить не велел.
И одна корова, да жрать здорова.
И попова корова смотрит быков.
И старая корова любит быка.
И теленок когда-то коровой будет.
И у пегой коровы молоко белое.
Иван, корова издохла! - И сам издохнешь.
Иду на мельницу - портится, прихожу к роднику - иссякает, покупаю быка - теленком оказывается, сею пшеницу - горох растет.
Иной пирожок и корова не ест.
Каждая корова своего теленка лижет.
Казна шатущая корова: не доит ее ленивый.
Как бы корова ни сердилась на теленка, все равно за него заступится.
Как козодой, коровье вымя обымет.
Как ни велика корова, козел приходится ей дедом.
Как ни велика корова, она попадет в суп.
Как ни велика корова, это - говядина.
Как ни дешева корова, она дороже десяти шиллингов.
Как под копытом мокро (весной и осенью), так корова молока убавит.
Как с быком ни биться, а молока от него не добиться.
Как так: корова черная, а молоко белое?
Какова корова, таков и теленок.
Какое отношение это имеет к быкам Ификла? - Quid hoc ad Iphicli boves?.
Когда бык напился воды, бычок доволен был, что лед слизнул.
Когда корова сдохнет, всегда ее хвалят.
Когда одна корова начинает двигаться, она поднимает других.
Когда ты сыт, и жир белого быка жёсток, когда ты голоден, и рога изюбра мягки.
Коза на горе выше коровы в поле.
Коли найдешь у коровы гриву, так и у кобылы будут рога.
Комар мал, да быка ест.
Комолая корова - хоть шишкою, да боднет.
Кому паит, у того и бык доит.
Конь без спотычки, корова без передою, да закром без убыли.
Конь корове не товарищ.
Конь сбрасывает седока на свою гриву и хвост, а бык на рога и копыта.
Корми с осени коров сытнее, весна будет прибыльнее.
Кормят быка, чтоб кожа была гладка.
Корова без клички - мясо.
Корова не хромает оттого, что у другой коровы повреждено копыто.
Корова ревет, медведь ревет; а кто кого дерет, сам черт не разберет.
Корова родит, а у быка хвост болит.
Корова телилась, а бык стонал.
Корова телится, а бык ревет.
Которая корова пала, та по два удоя давала.
Которая корова умерла, та и к молоку добра была.
Кошка никогда не станет коровой.
Красна баба повоем, а корова удоем.
Кривая борозда - за старым быком.
Кто не любил корову, тот всегда мечтал о молоке.
Кто смог купить корову, тот купит и дойник.
Куда корова, туда и теленок.
Купил мужик корову, ан вышел бык; ин так и быть.
Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; да так и быть.
Курочка да коровушка - ранний обед.
Кусочек с коровий носочек.
Ласковый телёнок двух коров сосёт.
Лежит, как собака на сене: сама не жует и корове не дает.
Лез на теленка - попал быку на рога.
Летом не поработаешь, корове нечего будет дать.
Либо сена клок, либо вилы в бок (т. е. быку, корове).
Лишь после того, как корова отелилась, можно говорить о теленке.
Лучше быть клювом петуха, чем хвостом быка.
Лучше лишиться быка чем обронить лишнее слово.
Лучше мне не иметь коровы, лишь бы у соседа не было двух.
Лучше пытаться ездить на быке без поводка, чем пытаться добиться толку от невежды.
Лучше стать клювом петуха и не стать хвостом быка.
Лучше теленок в хлеву, нежели корова за горой.
Маленькая антилопа не бодаёт быка.
Март корове рог сшибает.
Март месяц у молодицы на третьем году замужества груди обморозил, март месяц у семигодовалого быка рога ломал.
Масло коровье кушай на здоровье.
Матрос и корову не уведет, не трекнув.
Медведь корову дерет, а сам же и ревет.
Месиво за коровой не ходит.
Много мяса, да все шеина; и туша, да коровятина.
Молодец для овец, для коров не здоров.
Море под коровой, река молока.
Мужик богатый - что бык рогатый.
Муравей, взобравшийся на рог быка, радуется, что залез на гору.
На Агафию коровья смерть ходит (нижегородск.).
На бедняка и безрогий бык нападает.
На корову стало, хватит и на подойник.
На корову хоть хомут надень, лошадью не станет.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На своей земле и бык силен.
На сосок дойной коровы не плюют.
Навалился, как бык на барду.
Наелся, как бык, не знаю, как и быть.
Назнакоме и корову купить.
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
Не вымем корова доит, а рылом. Молоко не вымем, а рылом.
Не дело пьяной бабе коров доить.
Не дуйся (не дмись), коровка, не быть бычком.
Не корова, так и не мычи!
Не краса корове, что часты пестрины.
Не красней, девка, коров доючи, красней, девка, с парнем стоючи (в овин ходючи)!
Не купив коровы, да завел подойник.
Не одна рыжая корова на свете.
Не прав медведь, что корову съел; не права и корова, что в лес зашла.
Не пристанет корове седло, а свинье чепчик.
Не рука Макару коров доить (или: телят водить).
Не справясь с коровой, да подойник оземь.
Не тем боком корова чешется.
Не то корова рычит, не то в животе бурчит.
Не тогда кормить да поить, когда корову доить.
Не торопись, корова: конь воровей.
Не узнала корова новые ворота.
Не хвастайся, корова, есть лошадь поворовей.
Несколько мясников на одну корову.
Нет быка - впрягают телёнка.
Нет стада без бодливой коровы.
Неук бьет, а обойдется - смирней коровы идет.
Ни мужика, ни быка не осталось.
Никола в осеку надселся со смеху (клепало, ботало на корове).
Нищему гордость, что корове седло.
Ночуй, завтра поужинаешь: корова отелится - молочка похлебаешь.
Ныне корова, а завтра стерва.
Ныне натощак, завтра натощак, ан и корову со двора тащат.
О покойнике любят говорить, что он был хорош; о дохлой корове, что она была молочная.
Обул корову в лапти.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Один быка съел, другой за него платил.
Одна корова нагадит - все запачкаются.
Одна корова покрывает большую бедность - Eine Kuh deckt viel Armut zu.
Одна своя корова лучше, чем десять соседских.
Озорной мулла - похотливый бык.
Околевшая корова маслом доилась.
Он упрямый, как бык.
Осерчав на корову, да подойник обземь.
От битой коровы не молоко.
От быка - ни шерсти, ни молока.
От быка не добьёшься молока.
От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.
От правды - польза, а от коровы - масло.
От черной коровы рождается белый теленок.
Отольются медведю коровьи слезы.
Отрыгается маслом, глядючи на коровий след.
Павшая корова всегда молочная.
По быку и стойло.
Под быком теленка не ищут.
Подаришь кому-либо корову, а он захочет, чтоб еще корму для нее дали - Schenkt man jemand eine Kuh, will er auch noch das Futter dazu.
Подобно тому, как оседлана корова.
Подойника не ставь на стул, на кадку: молоко у коровы присохнет.
Подохшая корова молочной бывает.
Пожелай соседу корову, Бог даст тебе двух.
Поживешь на веку - поклонишься и быку.
Пока корова доится, её на бойню не ведут.
Попоной покрыть корову.
После кражи коровы засов не закрывают.
Последнюю корову продай, а попу деньги отдай.
Пошел быком, а вернулся коровой.
Привыкает корова и ко ржаной соломке.
Прикармливают коровушек в поле.
Пристало, как к корове седло.
Продай корову да купи бабе обнову.
Продай, муж, корову с лошадушкой: купи, муж, ожерелье, жемчужный борок!
Проданная корова всегда молочная.
Пропажа коровы у глупца — урок для умного.
Пропала корова — не надо и здоровья.
Пропала корова вместе с веревочкой.
Пусти бабу в рай, а она и корову за собой ведет.
Пусть Бог не даёт ослу рога, не то он запорет всех быков.
Пытаться исправить рога и погубить корову.
Разве нога коровы убьет теленка.
Развел быков, да провонял навозом.
Ребенок находит свою мать, корова - своего теленка.
Река вскрылась в постный день - коровы будут недойны.
Ринулся в бой быком - возвратился коровой.
Рукава засучить еще не значит коров подоить.
Рычать волу коровой, заедать сено соломой.
С быком не справится, так телёнка одолеет.
С Иванова дня ставят в кринках молоко под три росы - больше молока коровы дадут.
С корову стало, так и с подойник станет.
Сам корову за рога держит, а сторонние люди молоко доят.
Св. Юрий запасает (т. е. начинает пасти, обновляет паству) коров.
Сдохшая корова всегда была молочной.
Себе кусочек с коровий носочек, другому ломоть - положить нечего в рот.
Сердит, что не тем боком корова почесалась.
Силен, как бык, а смирен, как корова.
Сквозь лошадь и корову свинью и лен волокут (тачанье сапогов).
Сколько с быком ни биться, а молока от него не добиться.
Словно бык - не знаешь, как отступить.
Слово слово родит, корова теленка родит.
Сменить быка на лошадь.
Смотрит, что корова на писаные ворота.
Советовать глупцу тоже, что сеять на рогах быка.
Согласишься нести теленка - всю корову взвалят. - If you agree to carry the calf they`ll make you carry the cow.
Солощая корова два века доит.
Состаришься как корова, а все чему-нибудь учишься - Man wird alt wie `ne Kuh und lernt noch alle Tage zu.
Стал, как бык в стену рогами.
Стал, как бык, и не знаю, как быть. Стал в пень.
Старый бык тоже теленком был.
Сто тебе быков, пятьдесят меринов: на речку бы шли да помыкивали, а речки шли поигрывали.
Стоит бык на горах о семи головах, ребра стучат, бока говорят (колокольня с колоколами).
Счастье не корова: не выдоишь.
Сыта коровка, коли макухи не ест.
Сытому и курдюк белого барашка невкусен, голодному и хвост тощего быка вкусен.
Та бы корова молчала, которая под медведем бывала.
Та ведь хороша была корова к молоку, которая околела.
Та корова и падает, что молока дает.
Так и быть: думал, что корова, ан вышел бык.
Темные святки - молочные коровы; светлые святки - ноские куры.
То, что привело быка к смерти, было языком.
Тогда иму жениться, когда быки имут телиться.
Три коровушки есть, отелятся - будет шесть.
Тридцать лет, как видел коровий след, а молоком отрыгается.
Туда-сюда рубль, так-сяк два, за корову полтора (отчет хозяйки).
Туды-сюды рубль, туды-сюды два, корову торговала, семь рублей давала, вот те и все десять рублей!
У бодастого быка ломаются рога.
У буйной коровы и теленок буян.
У быка бычья сила, у воробья - воробьиная.
У быка язык велик, да говорить не может.
У кого один бычок - говорит один раз, у кого два быка - говорит два раза.
У коровы во рту молоко (т. е. по корму).
У коровы во рту молоко.
У нашей коровницы не без прислужницы.
У околевшей коровы не молоко, а мёд.
У павшей коровы молоко вкуснее.
У плохой доярки всегда корова виновата, а у плохого путешественника - лошадь.
У пьяного семь коров доится, а проспится, так и переходницы нет.
У смышленых хозяев и корова будет иноходцем.
У старого быка борозда глубже.
У старого быка рог крепкий.
У хорошей молочной коровы не всегда бывает теленок, который позднее даст много молока.
Увидев горного оленя, бросил быка, на котором ехал.
Угощать мясом того, кто только что забил корову.
Ударь одного быка по рогам - вздрогнет все стадо.
Умер телок - опростал хлевок. Корова пала - стойло опростала.
Упадёшь с быка - он под тебя рога подставит, а с коня упадёшь, он гриву свою под тебя подстелет.
Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже.
Утки летели, гуси летели, коровы летели, козы летели (игра, где вслед за одним все подымают руки, коли что летное летит, а за ошибку дают окуп).
Утративши корову, козы стерегчи.
Хвать быка за рога - ан рассоха (вилы) в руках.
Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).
Ходит, что бык, вкруг Саввина огорода.
Хорош город Питер, да быка повытер (дорог).
Хоть бык, околев, копыта откинет, в глазах его гнев надолго застынет.
Хоть дуйся, хоть не дуйся - уж не быть быком лягушке.
Хотя коровку избыть, а сережки купить.
Хочешь молока — имей корову.
Худа корова, что за осек зашла, а плох и медведь, что не съел.
Чей ни будь бык, а теленок наш (грубый намек).
Человек пестр внутри, корова пестра снаружи.
Человек после смерти оставляет имя, а бык - шкуру.
Человек, не вспугивающий даже лежащей коровы.
Чем быку реветь, так телега скрыпит.
Чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей.
Чем плохое стадо, лучше одна хорошая корова.
Черна коровка, да бело молочко.
Черна коровка, да бело молочко. Черен мак, да бояре едят.
Черная и пестрая корова впереди стада - к ненастью; белая и рыжая - к ведру.
Черная корова весь мир поборола (ночь).
Черная корова все поле перепорола (соха).
Черная корова рожает и черного, и белого теленка.
Черная корова целый ушат воды выпила (банная каменка).
Черная корова, да белое молочко. Черен мак, да бояре едят.
Черная коровка дает белое молочко.
Черный бык не меняет окраски, а леопард - своих пятен.
Черный бык шкуру не сменит.
Четыре сестрицы в одну лунку целят (доить корову).
Что дозволено быку, то не дозволено Юпитеру - Quod licet bovi, non licet Jovi.
Что за скоромь - одна коровенка.
Что не подобает быку, то подобает Юпитеру - Quod non decet bovem, decet Jovem.
Чтобы стельная корова принесла телку (не бычка), хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике.
Что-то рыгается, вспоминается - знать, коров доить пора.
Чужая корова, что выдоена, что высосана - все равно.
Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
Шатающейся корове где сена клок, где и вилы в бок.
Шла свинья сквозь быка по железному следку, хвост смолевой (то же).
Щеголь, да ноги коровьи.
Яловая корова телится.
Ясли к коровам не ходят.

Песни

Charles Trenet - Les Boeufs

Eluveitie - Tarvos

Eric Clapton - Milkcow's Calf Blues

Zecchino D'oro - Il Torero Camomillo

Ария - Тореро

Машина времени - Барьер

Песни из кинофильмов - 33 коровы

Секрет - Саpа Баpа-Бу

Тимур Шаов - Мечтательный пастух

Тол Мириам - Корова

Бык
(Эльдар Ахадов)

Бык жертвоприношенья наготове
И плоть свою покорно отдаёт…
И вот друид, его испивший крови,
Впадает в сон, в котором узнаёт
Избранника единственного имя
Из всех пришедших встретить смерть быка…
Они, друид, прислуга иже с ними –
Ликуют все!.. И лишь издалека
Откуда-то уже из поднебесья
Доносится не рёв, а тихий стон,
Которому ушедший в мелколесье
Ответствует внезапно бурый Донн
Куальгне. И в ответном этом рёве
Такого знанья мужество звучит,
Как будто бык, почуяв запах крови,
Сам, как друид, о будущем мычит.

Волы
(Даниэл Варужан)

Весеннюю вдыхают ворожбу
Волы на поле, тронутом рассветом, —
У каждого по звездочке на лбу,
Украшен каждый синим амулетом.

Всю зиму ясли не были пусты,
Любой из них тучней, чем идол древний.
Расчесаны косматые хвосты,
Как косы лучших девушек деревни.

Люблю глаза волов, и ноздри их,
И их мечту о наступленье лета,
И спины в складках мягких и тугих,

И рев, что угасает без ответа,
Когда они идут с террас крутых,
Рога вонзая в золото рассвета.

Быки
(Симон Чиковани)

Что за рога украсили быка!
Я видел что-то чистое, рябое,
как будто не быки, а облака
там шли, обремененные арбою.

Понравились мне красные быки.
Их одурманил запах урожая.
Угрюмо-напряженные белки
смотрели добро, мне не угрожая.

О, их рога меня с ума свели!
Они стояли прямо и навесно.
Они сияли, словно две свечи,
и свечи те зажгла моя невеста.

Я шел с арбой. И пахло всё сильней
чем-то осенним, праздничным и сытым.
О виноградник юности моей,
опять я янтарем твоим осыпан.

Смотрю сквозь эти добрые рога
и вижу то, что видывал когда-то:
расставленные на лугу стога,
гумно и надвижение заката.

Мне помнится — здесь девочка была,
в тени ореха засыпать любила.
О женщина, ведущая быка, сестра моя!
Давно ли это было?

Прими меня в моих местах родных
и одари теплом и тишиною!
Пусть светлые рога быков твоих,
как месяцы, восходят надо мною.

Коровы
(Кайсын Кулиев)

По вечерам идут коровы стадом,
Как в старину, ступая тяжело,
И шествию бессмертному их рады
Земля, деревья, небо и село.

В них дышит жизни бережность и млечность,
Как в молоке и хлебе на столе,
И надо знать, что это будет вечно,
Иначе жить не стоит на земле.

На той земле, где, сумраком объяты,
Наполнены пахучим молоком,
Идут коровы, тяжелы, покаты,
Как бы под грузом прожитых веков.

И верю я, что жизнь непобедима,
Пока идут они в вечерней мгле,
Как шли навстречу матушке родимой
В чегемском детстве, в сказочном селе.

Как старик корову продавал
(Сергей Михалков)

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!