Афина

Афина - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли.Она - мысль Зевса, осуществляемая в действии. Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства.Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов, вообще рабочему люду и называется Эрганой ("работницей"), покровительницей ремесленников. Афина - богиня мудрости. Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве.

Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.

Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины.

Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями "Илиады" и "Одиссеи" – Ахиллом и Одиссеем.

С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города. Согласно Афине (в противоположность Артемиде), первозданная природа должна быть покорена.

Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе — италийская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus. Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август, после победы при Акциуме. Но главным образом римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в честь её — Quinquatrus или Quinquatria с 19 по 24 марта — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minewal.

Источники:

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев.- М.:Сов. энциклопедия, 1991. - Т.1 с. 125-128

Болен Дж. БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ



Илиада (отрывки)
(Гомер)

Вновь провещала к нему волоокая Гера богиня:
"Три для меня наипаче любезны ахейские града:
Аргос, холмистая Спарта и град многолюдный Микена.
Их истреби ты, когда для тебя ненавистными будут;
Я не вступаюсь за них и отнюдь на тебя не враждую.
55 Сколько бы в гневе моем ни противилась их истребленью,
Я не успела б и гневная: ты на Олимпе сильнейший.
Но труды и мои оставаться должны ли бесплодны?
Я божество, как и ты, исхожу от единого рода;
И, богиня старейшая, дщерь хитроумного Крона,
60 Славой сугубой горжусь, что меня и сестрой и супругой
Ты нарицаешь, – ты, над бессмертными всеми царящий.
Но оставим вражду и, смиряяся друг перед другом,
Оба взаимно уступим, да следуют нам и другие
Боги бессмертные. Ныне, Кронид, повели ты Афине
65 Быстро сойти к истребительной брани троян и данаев;
Пусть искушает она, чтоб славою гордых данаев
Первые Трои сыны оскорбили, разрушивши клятву".
Так говорила, – и внял ей отец и бессмертных и смертных;
Речи крылатые он устремил к светлоокой Афине:
70 "Быстро, Афина, лети к ополченыо троян и данаев;
Там искушай и успей, чтоб славою гордых
Первые Трои сыны оскорбили, разрушивши клятву".
Рек – и подвигнул давно пылавшую сердцем Афину:
Бурно помчалась богиня, с Олимпа высокого бросясь.
75 Словно звезда, какую Кронион Зевс посылает
Знаменьем или пловцам, иль воюющим ратям народов,
Яркую; вкруг, из нее неисчетные сыплются искры, –
В виде таком устремляясь на землю, Паллада Афина
Пала в средину полков: изумление обняло зрящих
80 Конников храбрых троян и медянодоспешных данаев;
Так говорил не один ратоборец, взглянув на другого:
"Снова войне ненавистной, снова сече кровавой
Быть перед Троей; или полагает мир между нами
Зевс всемогущий, который меж смертными браней решитель".
85 Так не один говорил в ополченьях троян и ахеян.

Тою порою Афина, в чертоге отца Эгиоха,
Тонкий покров разрешила, струей на помост он скатился,
735 Пышноузорный, который сама, сотворив, украшала;
Вместо ж его облачася броней громоносного Зевса,
Бранным доспехом она ополчалася к брани плачевной.
Бросила около персей эгид, бахромою косматый,
Страшный очам, поразительным Ужасом весь окруженный:
740 Там и Раздор, и Могучесть, и, трепет бегущих. Погоня,
Там и глава Горгоны чудовища страшного образ,
Страшная, грозная, знаменье бога всесильного Зевса!
Шлем на чело возложила украшенный, четыребляшный,
Златом сияющий, ста бы градов ратоборцев покрывший.
745 Так в колеснице пламенной став, копием ополчилась
Тяжким, огромным, могучим; которым ряды сокрушает
Сильных, на коих разгневана дщерь всемогущего бога.

ГРЕЦИЯ. О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОГИНИ АФИНЫ И КОЕ-ЧЕГО ЕЩЁ...
(Андрей Усачев)

Греки назвали столицу Афины
В честь знаменитой богини Афины:
В древности мудрой считалась она,
Так как была в голове рождена...
Вышла история:
Зевса могучего
Боль головная смертельно измучила.
Мучила, мучила, мучила, мучила...
Зевс разозлился
И, выхватив меч,
В корне решил это дело пресечь.
ТРАХ! —
Голова раскололась, как дыня,
И из неё появилась богиня.
Взрослой она родилась. И притом
В ратных доспехах, с копьём и щитом!
Так появилась Афина на свете.
Это легенда, заметите вы.
Только легенды, прошу вас заметить,
Тоже рождаются ИЗ ГОЛОВЫ.
Мифы и сказки,
Книги и песни,
Сложные формулы
И дважды два
Из головы появляются, если...
Если в порядке у вас голова.
Может быть, даже Земля с Небесами,
Птицы, и львы, и букашки в траве,
Даже мы с вами —
Подумайте сами! —
В чьей-то сперва родились голове.
Так что рожденье богини могучей -
Это не миф.
Исторический случай.