Афина - в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Афина является как бы непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли.Она - мысль Зевса, осуществляемая в действии. Афина всегда рассматривается в контексте художественного ремесла, искусства, мастерства.Она помогает гончарам, ткачихам, рукодельницам, строителю корабля аргонавтов, вообще рабочему люду и называется Эрганой ("работницей"), покровительницей ремесленников. Афина - богиня мудрости. Мудрость Афины иная, чем мудрость Гефеста и Прометея, для неё характерна мудрость в государственных делах. Для поздней античности Афина явилась принципом неделимости космического ума и символом всеобъемлющей мировой мудрости. На протяжении всей античности Афина остаётся свидетельством организующей и направляющей силы разума, который упорядочивает космическую и общественную жизнь, прославляя строгие устои государства, основанного на демократическом законодательстве. Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия. Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту. В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи. Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой. Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам. Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины. Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями "Илиады" и "Одиссеи" – Ахиллом и Одиссеем. С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города. Согласно Афине (в противоположность Артемиде), первозданная природа должна быть покорена. Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе — италийская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus. Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август, после победы при Акциуме. Но главным образом римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах. Главное празднество в честь её — Quinquatrus или Quinquatria с 19 по 24 марта — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minewal. Источники: Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл. ред. С.А. Токарев.- М.:Сов. энциклопедия, 1991. - Т.1 с. 125-128 Болен Дж. БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ |
(Гомер) Вновь провещала к нему волоокая Гера богиня: "Три для меня наипаче любезны ахейские града: Аргос, холмистая Спарта и град многолюдный Микена. Их истреби ты, когда для тебя ненавистными будут; Я не вступаюсь за них и отнюдь на тебя не враждую. 55 Сколько бы в гневе моем ни противилась их истребленью, Я не успела б и гневная: ты на Олимпе сильнейший. Но труды и мои оставаться должны ли бесплодны? Я божество, как и ты, исхожу от единого рода; И, богиня старейшая, дщерь хитроумного Крона, 60 Славой сугубой горжусь, что меня и сестрой и супругой Ты нарицаешь, – ты, над бессмертными всеми царящий. Но оставим вражду и, смиряяся друг перед другом, Оба взаимно уступим, да следуют нам и другие Боги бессмертные. Ныне, Кронид, повели ты Афине 65 Быстро сойти к истребительной брани троян и данаев; Пусть искушает она, чтоб славою гордых данаев Первые Трои сыны оскорбили, разрушивши клятву". Так говорила, – и внял ей отец и бессмертных и смертных; Речи крылатые он устремил к светлоокой Афине: 70 "Быстро, Афина, лети к ополченыо троян и данаев; Там искушай и успей, чтоб славою гордых Первые Трои сыны оскорбили, разрушивши клятву". Рек – и подвигнул давно пылавшую сердцем Афину: Бурно помчалась богиня, с Олимпа высокого бросясь. 75 Словно звезда, какую Кронион Зевс посылает Знаменьем или пловцам, иль воюющим ратям народов, Яркую; вкруг, из нее неисчетные сыплются искры, – В виде таком устремляясь на землю, Паллада Афина Пала в средину полков: изумление обняло зрящих 80 Конников храбрых троян и медянодоспешных данаев; Так говорил не один ратоборец, взглянув на другого: "Снова войне ненавистной, снова сече кровавой Быть перед Троей; или полагает мир между нами Зевс всемогущий, который меж смертными браней решитель". 85 Так не один говорил в ополченьях троян и ахеян. Тою порою Афина, в чертоге отца Эгиоха, Тонкий покров разрешила, струей на помост он скатился, 735 Пышноузорный, который сама, сотворив, украшала; Вместо ж его облачася броней громоносного Зевса, Бранным доспехом она ополчалася к брани плачевной. Бросила около персей эгид, бахромою косматый, Страшный очам, поразительным Ужасом весь окруженный: 740 Там и Раздор, и Могучесть, и, трепет бегущих. Погоня, Там и глава Горгоны чудовища страшного образ, Страшная, грозная, знаменье бога всесильного Зевса! Шлем на чело возложила украшенный, четыребляшный, Златом сияющий, ста бы градов ратоборцев покрывший. 745 Так в колеснице пламенной став, копием ополчилась Тяжким, огромным, могучим; которым ряды сокрушает Сильных, на коих разгневана дщерь всемогущего бога. (Андрей Усачев) Греки назвали столицу Афины В честь знаменитой богини Афины: В древности мудрой считалась она, Так как была в голове рождена... Вышла история: Зевса могучего Боль головная смертельно измучила. Мучила, мучила, мучила, мучила... Зевс разозлился И, выхватив меч, В корне решил это дело пресечь. ТРАХ! — Голова раскололась, как дыня, И из неё появилась богиня. Взрослой она родилась. И притом В ратных доспехах, с копьём и щитом! Так появилась Афина на свете. Это легенда, заметите вы. Только легенды, прошу вас заметить, Тоже рождаются ИЗ ГОЛОВЫ. Мифы и сказки, Книги и песни, Сложные формулы И дважды два Из головы появляются, если... Если в порядке у вас голова. Может быть, даже Земля с Небесами, Птицы, и львы, и букашки в траве, Даже мы с вами — Подумайте сами! — В чьей-то сперва родились голове. Так что рожденье богини могучей - Это не миф. Исторический случай. |