Совушка-сова

- Ну успокойся, успокойся, милый, - сказала мама. - Это всего-навсего сова.
- Всего-навсего сова! - воскликнул Ларри. - Она шумит, как будто через чердак ломится целый танковый корпус. Скажи ему, пусть уберет оттуда сову.
Я сказал, что не понимаю, как это Лампадуза может так шуметь, поскольку совы вообще тишайшие создания... Я сказал, что они плывут в ночи на своих бесшумных крыльях словно хлопья пепла...
Джеральд Даррелл. Птицы, звери и родственники

Совы принадлежат, наверное, к наиболее таинственным и загадочным птицам. Скрытный ночной образ жизни, «умный» взгляд, бесшумный полет, пугающий голос поражали человеческое воображение. Сов почитали, посвящали богам и героям, они стали символом мудрости. Во многих сказках и легендах совы выступают советниками, проницательными птицами, вестниками, носителями необычных знаний. Сове славяне приписывают роль хранительницы подземных богатств.

Эти птицы играли значительную роль в верованиях и культуре человека с древнейших времен. На стене одной из пещер во Франции обнаружено изображение полярной совы, датированное еще ранним палеолитом (Armstrong, 1958). Наскальные изображения сов находят в самых разных местах земного шара — в Европе, Австралии, Америке. У древних майя сова была символом власти, ее изображения встречаются на барельефах правителей.

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины (а именно — домовый сыч). По одной из христианских традиций, сова символизирует мудрость Христа, которая проявляется среди первозданной тьмы (Saunders, 1995). Считалось, что совы владеют силами, которые недоступны другим животным. Это одна из причин того, что они были неотъемлемыми спутниками волшебников и знахарей. Так, волшебник Мерлин, персонаж легенд о короле Артуре, всегда изображался с совой на плече. У многих африканских народов сова также считается птицей волшебников и колдунов. В Лотарингии старые девы ходили в лес и просили сову найти мужа.

Сова — наверное самый знаменитый «прорицатель» среди птиц. И не обязательно она предвещает плохое, как это часто считается. Во Франции верили, что если беременная женщина услышит крик совы, у нее родится девочка. Жители Южной Индии, услышав совиный «концерт», считали количество криков. Если один предвещал приближающуюся смерть, то два — успех в деле, которое вскоре будет начато, три — кто-то в семье женится, пять — человека ждет путешествие, шесть — следует ждать гостей и т. д. На Ньюфаундленде (Канада) крик виргинского филина предсказывал приближение непогоды, в Англии перемену погоды предвещал крик сипухи (Marcot, Johnson, 2003).

В культурах многих племен американских индейцев сова олицетворяла сверхъестественное знание, пророчество, магическую силу. У пауни она была символом защиты, у оджибве — символизировала высокий статус духовных лидеров племени, у пуэбло — ассоциировалась с божеством плодородия. Ленапы верили, что увиденная во сне сова становилась духом-защитником человека. В священных преданиях некоторых племен полярная сова олицетворяла север и северный ветер. Оглала сиу почитали полярную сову, и воины, отличившиеся в битве, награждались ее перьями. В древности у сиу было особое общество, которое называлось «Совиная Ложа». Его члены верили, что силы природы будут благоволить тому, кто заслужит больше совиных перьев. У некоторых племен перо совы считалось магическим талисманом. У индейцев зуни матери клали возле ребенка совиное перо, чтобы ему было легче уснуть. У дакота кроличий сыч считался духом-защитником храбрых воинов. У племени якама сова была тотемом. Индейцы хопи считали, что кроличий сыч, являясь божеством подземного царства, присматривает за всеми подземными вещами, включая проростки растений. По их представлениям, виргинский филин помогал расти фруктам. Индейцы квакиютль верили, что совы — это души людей. Если убить сову, погибнет и тот, кому принадлежала душа. Очень почитали сов тлинкиты. Их воины мчались в битву, завывая по-совиному. Невуки верили, что храбрые и добродетельные люди после смерти становятся виргинскими филинами. Инки благоговели перед совами благодаря их прекрасным глазам (Marcot, Johnson, 2003). Сова почиталась у ирокезов. Калифорнийские индейцы верят, что сова является божеством и хранителем больших деревьев. В мифах некоторых народов Центральной Америки Уитака — обольстительная женщина, покровительница женского плодородия и плодородия полей. За ее чрезмерную чувственность и пьяные оргии боги превратили Уитаку в сову (Федосеенко, 1998).

Одна из причин особого отношения людей к совам — их таинственные ночные крики. «Голос филина — одно из чудес ночи, — писал орнитолог Ю.Б. Пукинский. — По силе, глубине и производимому им в ночном лесу впечатлению нет равного ему звука» (Пукинский, 1977). Интересно, что крики филина поражают не только людей, но и животных. Ученым нередко приходилось слышать, как в ответ на его голос начинали выть волки, шакалы и другие звери. Названия многих видов сов у самых разных народов мира являются звукоподражательными (Holmgren, 1988; Marcot, Johnson, 2003).

Многие примитивные народы видели в сове почитаемое, доброе существо, ее зловещая репутация возникла позже. Тунгусы верят в покровительство сов, считают сову защитницей от злых духов и полагают, что она охотится за духами и поедает их. Белая (полярная) сова у калмыков считалась святой птицей. Ее называли предвещающей и относились с большим почтением.

На острове Самоа член клана совы, найдя мертвую птицу, плачет и бьет себя по лбу камнем, пока не потечет кровь, а затем хоронит сову как сородича. В бывшей ГДР стилизованное изображение филина было на знаке «Охрана природы».

Поскольку у древних греков сова была птицей Афины, ночной полет сов означал благосклонность этой богини. Как трогательно пишет о домовом сыче Д. Кайгородов: «В его взгляде заметно что-то хитрое, лукавое, но не злое, а даже привлекательное. «Тот, кто знает эту совку, — говорит Брем, — тот поймет, что греки могли видеть в ней любимую птицу богини мудрости Афины-Паллады». У итальянцев домовые сычики являются истинными домашними друзьями, часто ходят с подрезанными крыльями по дому, двору и саду, и ловят повсюду мышей» (Кайгородов, 1906).

Греки изображали домового сыча на серебряных монетах в 4 драхмы — тетрадрахмах, чеканившихся в Афинах еще в V в. до н. э., на различных измерительных сосудах как птицу Афины, покровительницы города. Раньше она была богиней темноты, видимо поэтому возникла связь с ночными птицами. Отсюда, кстати, современное научное название рода домовых сычей — Athene. Афина помогала в работе и сражениях, олицетворяла мудрость. Такой же силой наделялась и ее священная птица. Понятна радость грека, если он встречал сову — значит, к нему придет толковая мысль. Домовые сычи находились под строгой охраной, они в большом количестве населяли Акрополь. Считалось, что магический «внутренний свет» дает птице ночное видение. Если сова пролетала над греческой армией перед битвой, это воспринималось как предзнаменование победы. У этрусков сова также была атрибутом бога темноты (Marcot, Johnson, 2003).

У римлян богиней мудрости считалась Минерва. Сову чаще всего изображали сидящей у ее ног. «Сова Минервы летает по ночам», — говорили римляне. Это означало, что хорошие идеи приходят чаще всего ночью.

Сова часто выступает помощником шамана, помогает ему установить связь с миром духов, дает силу видеть ночью, находить утраченные предметы и т.п. На северо-западном побережье Аляски племя юпик в конце зимы проводило особую магическую церемонию. Для нее под руководством шамана изготавливались специальные маски, через которые проявляли себя духи животных, как опасных, так и дружественных. Помогающий дух часто выступал в роли совы. Большинство масок содержали перья полярной совы (Marcot, Johnson, 2003).

В Афганистане считалось, что сова дала человеку кремень и железо для добывания огня. В Индии считалось, что на сове летает Лакшми — богиня богатства. Поэтому некоторые индийские народности, прежде всего бенгальцы, до сих пор верят, что если в дом залетит белая сова, это хороший знак, значит в дом придет достаток. В Китае сов связывали с громом и летним солнцестоянием. Считалось, что помещенные в каждом углу дома изображения сов, защищали его от удара молнии. Сова была одним из символов мужского начала ян (Marcot, Johnson, 2003). Китайцы считали сову символом благополучия.

Этнограф А.В. Гура (1997) считает, что у славян положительная оценка птиц семейства совиных в народных поверьях характерна лишь для части южных славян и связана, по-видимому, с позднейшим мусульманским влиянием. Это и представление о филине как доброй, «святой» птице у мусульман Герцеговины, и сочувственное отношение к сычу, наказанному разлукой с сестрой-кукушкой, у кюстендильских болгар, и родство сыча или совы с падшим ангелом в некоторых сербских и болгарских легендах.

В фольклорных текстах Герцеговины сыч выступает как царь птиц. Известна также мусульманская легенда, как сова спасла всех птиц от истребления за что получила от мудрого Сулеймана божье поощрение.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой, залесской барыней Ульяной Степановной. Д. Кайгородов (1906) рассказывал, как в начале XX века «птичьи фабрики» стали направлять своих заготовителей в область Войска Донского заготавливать сов. Первые два года агентам никто не мешал, сов стреляли, а на третий год донцы встретили их чуть ли не с дрекольями: из-за сильного уменьшения численности сов развелось много мышей.

В Украине бытует поверье, что сова кричит к появлению ребенка. Ласковое отношение к филину слышится в украинской народной песне «Ой не пугай, пугаченьку». Пугач в ней говорит: «Як же менi не пугати: хотять байрак вирубати, нiде менi гнiзда звити, малих дiток прогодувати».

Один раз, рассказывают, сова встретилась с соколом и стали спорить, чьи птенцы лучше. Сокол говорит — давай соберем их вместе и посмотрим. Собрали. Увидела сова, что ее дети хуже, а сокол еще и плюнул на них.

— Хоть мои и хуже, — сказала сова, — но мне их больше жаль, чем твоих, ведь они — мои дети. Так не плюй на них, а если тебе так уж хочется плеваться, то плюй на землю.

Известны такие поговорки о сове: днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот; всю ночь летает — мышей добывает, а станет светло — спать летит в дупло; если много сов — урожай будет хороший; сыч кричит ночью перед дождем и холодом; филин кричит на оттепель; сова в дупле — на ветер, в сушняке — к дождю; сова кричит — на холод. (Пернатые обитатели мифов и легенд)

Совы, филины и сычи — птицы, широко и часто используемые в качестве символа, неразличимые между собой по значению, для которого характерна двойственность.

Влияние на формирование символики совы и сходных с нею птиц оказывают: ночной образ жизни и «боязнь» света; способность видеть в темноте; бесшумный полёт, хищничество и пугающий крик; характерный внешний облик «пристальный» взгляд, свечение глаз ночью, способность к поворотам головы на 180 градусов и т. д.; особенности дневного поведения: уединённость в сумрачном укрытии; почти полная неподвижность птицы.

Как и все птицы, сова связана с символикой души, вернее, с её проводами в загробный мир. Птицей смерти сова считается в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, на Дальнем Востоке. Помимо этого для образа совы характерна связь с тайной: сокровенным, часто пугающим, знанием, могущественными силами магии и предсказаниями. В современном употреблении частый символ фирменных знаков и эмблем предприятий и организаций, связанных с образованием и просвещением, науки и издательской деятельности. В воинской символике чаще всего служит эмблемой для разведывательных подразделений и войск специального назначения.

Основные значения: проницательность, пророческий дар, ясновидение, предвидение; мудрость, знания и эрудиция (книжные), рациональное мировосприятие; размышление, учёные занятия, ночные занятия, медицина; рассудительность, умеренность; задумчивость, одиночество, чуткость, молчание, меланхолия, грусть; зима, холод, длинные ночи; ночь, тьма, мрак (полумрак, сумрак, сумерки); предвестие беды, злое известие, несчастье, смерть; злоба, ведьма, демон, дьявол; злое пророчество, недобрая ворожба; невежество, неверие.

Древний Восток В древнем Вавилоне крик совы в ночи считался криком умершей матери, тоскующей по своим детям.

Египет В одном из папирусов сова называется символом ночи, холода, зимы, безучастности, и принадлежит царству ночного Солнца, плывущего по подземному Нилу в ладье с Запада на Восток.

Античность Наиболее известна сова как спутница и атрибут Афины Пронойи — Провидящей. В этом качестве она присутствует на обороте греческих монет с изображением Афины. Связываясь с рационалистическим знанием, сова противопоставляется орлу, представляющему интуицию. Как знак мудрости и учения, служит символом афинской Академии и науки вообще, а также тайных (гностических) знаний, ночных занятий, ясновидения и пророчества. Сова также служит атрибутом: этрусского бога тьмы и ночи; Асклепия — непременный атрибут; Атропос — парки, обрезающей нить жизни; Гекаты; Калипсо, пребывавшей на острове смерти — Огигии. Превращением в сову были наказаны Никтимена (за инцест с отцом) и сын Харона Аскалафос, умеющий видеть во тьме. Как знак дурного предзнаменования появляется сова во время бракосочетания Тереуса и Прокны.

Китай Зло, преступление, смерть, ужас, неблагодарные дети. Животное «ян» с негативным оттенком разрушительности, антагонист (отрицательное подобие) феникса. Связывается с громом и летним солнцестоянием. Неподвижные совьи глаза представляются «демоническими» и причиняющими болезни. Присутствует на погребальных урнах как символ смерти. Существуют представления, что молодые совы могут начать летать лишь после того, как выклёвывают глаза родителям. Ко времени династии Шан относятся многочисленные бронзовые статуэтки совы, вероятно, благопожелательного или охранительного характера.

Мезоамерика В Теотиуакане богиня дождя почиталась в виде священной совы. У юкатанских майя бог смерти Гунхау часто носит при себе голову совы. У ацтеков сова выступает в роли ночного демонического существа и злого предзнаменования.

Северная Америка Мудрость, пророчество. У равнинных индейцев перья совы в головном уборе имеют защитное значение.

Индуизм Эмблема бога мертвых Ямы. Вахана (верховое) животное богини Дурги, проявленной как «Камунда».

Иудаизм Воплощение слепоты. Спутница и атрибут Лилит как демона ночи. (symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки

Авирону черт дал оборону - сову да ворону.
Бей сову об сосну иль сосну об сову, - все сове, не сосне будет больно.
В глазах совы ее детеныш красивее павлина.
В том, что сова не видит днем, солнце не виновато.
Везти сову в Афины.
Вздумала сова с феей сравниться.
Видать сову по полету, а девушку по походке.
Видна сова по полету.
Видно сокола по полету, а сову по погляду.
Ворона сове не оборона.
Глядит, как сова, выпучив глаза.
Ждала сова галку, а выждала палку.
Залетела на полати сова, не боится ясного сокола.
И сова думает, что её птенцы красивы.
Из пустой хоромины - либо сыч, либо сова, либо бешена собака.
Из пустой хоромины либо сыч, либо сова, либо сам сатана.
Или пень об сову, или сову об пень - все равно ей больно.
Какая выгода многим совам от одного воробья.
Куда сова глядит, туда ей лететь.
Летела сова из красна села, села сова на четыре столба (выстрел).
Либо сыч, либо сова, либо пустые слова.
Ночью ложись, днём вставай - не следуй привычкам совы.
Одинок, как бездомная сова.
Орел орла плодит, а сова сову родит.
От совы не родятся соколы.
Покажется сова лучше ясного сокола.
Полюбится сова - не надо райской птички.
Последуешь за совой - попадешь в развалины.
Посмотри, сова, сама какова.
Свинья не родит бобра, а сова не высиживает орла.
Сидит сова на примете, нельзя ее напоити (рукомойник).
Сова - и по полету такова.
Сова близ дома кричит - к новорожденному.
Сова днем молчит, а ночью кричит.
Сова кума, воробей зятек.
Сова не принесет добра.
Сова о сове, а всяк о себе.
Сова пожирает воробья.
Сова своих детей хвалила, что они лупоглазые.
Сова спит, а кур видит.
Сороку взять - щекотлива; ворону взять - картавита; взять ли, не взять сову госпожу.
Спит сова да видит курицу.
У совы глаза большие, да слепые.
Хвалится сова своими детьми, говорит, что нет краше совиных детей.
Хоть и сова, лишь бы с другого села.
Хоть под небеса летай, а сове соколом не быть.
Что совой о пень, что пнем о сову, а все сове больно (а все одно).

Песни

Catamenia - Aurora Borealis

Darkwoods My Betrothed - Nightowl

James Taylor - Night Owl

Unshine - Seer of Sight

Пропала Грамота - Сова

Сова
(Константин Бальмонт)

Сова, кто смотрел в твоё круглое жёлтое око,
Тот знает великую тайну чудес.
Не царила ли ты в Небесах? В их провалах немых, там, высоко,
В бездонностях синих доныне твой знак не исчез.
Кто в полночь читал под ущербной Луною
Пожелтевшую летопись дней,
Тот меня понимает без слов, и сейчас он со мною,
Над одной мы строкою,
В песне моей,
В струне мы одной, что во славу Вселенной бряцает.
О, мудрая птица, чей взор темноту проницает,
В ночи́, где дневные не видят ни зги,
Ты сидела на страшной избушке Яги,
Ты глядела в глаза благородной Афины,
Ты была за плечами у всех колдунов,
Ты крылом прорезаешь ночные долины,
Навевая виденья вещательных снов
На ведовские стебли полночных цветов,
От которых приняв дуновение, мрак
Нашим снам сообщает твой знак, —
Я знаю, когда-нибудь в безднах, далёко,
Погаснет Светило кружащихся дней,
Но в новых ночах первозданных, в смешении тьмы и огней,
Пред творчеством новым зажжётся, сквозь Хаос, безмерное жёлтое око.

Сова
(Роберт Бернс)

О птица ночи! Жалобу свою
Ты изливаешь в полночь скорбным стоном
Не оттого ль, что в северном краю
Родится холод - смерть росткам зеленым?

Не оттого ль, что, облетев, листва
Тебя лишит укромного навеса?
Иль зимних бурь страшишься ты, сова,
Ночной тоски безжизненного леса?

Твой стон летит в неслышащую тьму.
Всегда одна, зловеща и угрюма,
Ты не вверяешь в мире никому
Своих тревог, своей бессонной думы.

Пой, плакальщица ночи! Для меня
Твой грустный голос - тайная утеха.
В полночной тьме без звука и огня
Твои стенанья продолжает эхо.

Неужто лик земли не так красив,
Когда природа плачет в час ненастья?
Бедней ли сердце, горе пережив,
И от участья меньше ль наше счастье?

Нет, одинокий стон из тишины
Мне по сердцу, хоть он рожден тоскою.
Он не похож на голоса весны,
На летний щебет счастья и покоя.

Пусть днем не слышно песен из гнезда
И самый день заметно стал короче,
Умолкла трель вечерняя дрозда, -
Ты в сумраке не спишь, певица ночи.

С высокой башни где-нибудь в глуши,
Где ты ютишься в тайном закоулке,
Где лес и стены древние в тиши
На каждый звук рождают отклик гулкий, -

Твой хриплый голос для меня звучит,
Как трели соловья чете влюбленной.
Так ловит тот, кто всеми позабыт,
Унылый отзвук песни отдаленной...

Сова
(Борис Садовский)

Есть особый пряный запах
В лунном оклике совы,
В сонных крыльях, в мягких лапах,
В буро-серых пёстрых крапах,
В позе вещей головы.
Ночи верная подруга,
Я люблю тебя, сова.
В грустных криках – запах луга,
Вздохи счастья, голос друга,
Скорбной вечности слова.

Азиола
(Перси Биши Шелли)

"Ты слышал голос Азиолы? Это
Она кричит, должно быть, рядом где-то", -
Сказала Мэри. Мы в беззвездный мрак
Глядели долго, свеч не зажигая.
Тут мне подумалось: "Соседка? Кто ж такая?"
И я спросил: "Ну, что еще за Азиола?"
И неожиданно обрел покой:
Здесь не было подвоха иль укола,
Здесь не было насмешки никакой;
Ведь Мэри молвила с улыбкой (о, плутовка!):
"Кричит сова! Пушистенькая совка!"

Печальная колдунья Азиола,
В вечерней музыке своей тоски
Тревога рощ, ручьистый голос дола:
Ни лютни звон, ни птичьи голоски
Моей души вот так не задевали,
Нет, сладостней не ведал я печали!
И с тех пор, во сне и наяву,
Люблю я возглас грусти изначальной
И Азиолу - милую сову -
Пушистую. И крик души печальной!

Сова
(Борис Заходер)

Мудрейшая птица на свете
Сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит -
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!