Осёл

Ослик был густо темно-бурого цвета, почти фиолетовый, с большими, похожими на цветок каллы ушами и в белых чулочках над крохотными полированными копытцами, складными, как башмаки у чечеточника. Вдоль спины у него тянулся широкий черный крест – гордый знак, свидетельствующий, что племя его возило Христа в Иерусалим (и всегда с тех пор продолжало быть самой оклеветанной домашней скотиной), а большие блестящие глаза были обведены белыми кругами, знак того, что родом он из деревни Гастури.
Джеральд Даррелл. Птицы, звери и родственники

Мифопоэтический образ Осла распространён с глубокой древности (в египетских изображениях Осла известен уже с 4-го тыс. до н. э.). С одной стороны, Осел — священное животное, одна из ипостасей божества, объект культа и т. п., с другой — символ глупости, невежества, упрямства, низости, ненависти, насилия, отсутствия достоинства, похоти, жизни в её материально-телесном аспекте (реже Осел рассматривается как воплощение терпения, смирения, умеренности, твёрдости и т. п.; в буддизме Осел — символ аскетизма, униженности; у древних евреев — мира и спасения). В Древнем Египте Осел — одна из форм солнечного божества (в аспекте растущего, восходящего солнца), в то же время с образом Осла связан Сет. В Вавилоне в образе Осла представлялся бог Ниниб.

В древнееврейской традиции Осел выступает как священное животное судей, царей, пророков (ремень из кожи Осла использовался для наказания виновного в соответствии с решением суда). Ослица Валаама (Чис. 22) оказывается не только мудрее своего хозяина, но и сообщницей ангела, выполняющего божью волю. Священный царь, согласно пророчеству, «праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9, 9), грядёт, чтобы возвестить мир народам. Отношение древних евреев к Ослу трактовалось античными писателями как культовое почитание его и вызывало осуждение. Позже аналогичное обвинение адресовалось и христианам, которые, так же как и некоторые гностические секты, рассматривали Осла как священное животное. Распространенные темы христианской религиозной живописи — въезд Иисуса Христа на Осле в Иерусалим и бегство в Египет, в котором также участвует Осел. Античный «праздник дураков» (сатурналии) имел в средние века продолжение в особом травестийном ритуале чествования Осла, на котором Иисус Христос въезжал в Иерусалим [«ослиным богом» называли животное, ритуально убиваемое в середине зимы во время сатурналий; ср. позже убийство «рождественского» дурака, что возвращает к теме умирающего бога и мифологеме. отождествляющей жертвенное животное (в данном случае Осел) с божеством]. В средние века, главным образом на севере Франции, отмечался (14 января) т. н. «ослиный праздник» в память бегства в Египет. Наряду с этим существовали и официально освящённые церковной традицией ритуалы типа пасхального объезда патриарха на осляте в Москве в 17 в.; в средние века Осел связывался с вербным воскресеньем и со святым Николаем.

В древности Осел был, видимо, священным животным и в ряде других традиций, например у фригийцев, и может быть, фракийцев. Некоторые исследователи считают, что сюжет о музыкальном поединке фригийского силена Марсия с Аполлоном (в другом варианте — Пана с Аполлоном и присуждении победы Марсию (Пану) фригийским царём Мидасом, которому Аполлон в наказание дал ослиные уши (символ глупости в некоторых традициях и мудрости), представляет собой этиологическое обоснование жертвоприношения Осла (одних из атрибутов Силена и Приапа был Осел). В мусульманской традиции Осел — одно из животных неба. Иногда Осел выступает как ездовое животное 6ожества. В ряде вариантов колесница Ашвинов запряжена ослом (РВ 34,9; 116,2; VIII 74,7) или несколькими ослами, с помощью которых Ашвины выиграли соревнование, про водившееся по случаю свадьбы Сомы и Сурьи (АВ IV 7—9). В китайской традиции Осел — божественный скакун. Некогда было очень широко распространено представление о возможности превращения человека в Осла: об этом свидетельствуют соответствующие поверья (у армян был обычай жертвенного заклания Осла на могиле предка должника; считалось, что душа покойного предка превратится в Осла, если долг не будет выплачен), сюжеты античной литературы («Метаморфозы, или Золотой осёл» Апулея), многочисленные сказки.

В сказках Осел то является образцом мудрости благоразумия, хитрости (Осел часто выходит победителем в конфликте другими), даже предприимчивости (ср. сказки об умном, хитроумном сметливом, говорящем Осле), то, наоборот, символизирует глупость и упрямство (Осел своим рёвом привлекает внимание хищников, которые его поедают, и т. п.). Известны сказки о происхождении Осла (напр., у алтайских татар). Осел — не менее частый персонаж и в литературных произведениях — баснях (у Эзопа, Федра, Бидпая и т. д., вплоть до новейшего времени), апологах, фаблио, циклизованном книжном животном эпосе. В средневековом «Романе о Ренаре» участвует Осел Бодуэн, выступающий как придворный проповедник.

Образ Осла широко используется в пословицах и поговорках, в аллегориях, эмблематике. В средневековом искусстве (в частности, в скульптуре) довольно часты и такие композиции, как музицирующий Осел или ясли, около которых находится Осел, кортеж животных, среди них особо отмечен Осел, и др. В народной медицине на Осле «отсылают» болезни; копыта, уши, шкура, помёт Осла и особенно волосы из тёмного креста на спине Осла, который, по народным поверьям, появился в знак того, что на нём восседал Иисус Христос, считаются целительными.

Осел - животное с крайне противоречивой и изрядно подмоченной репутацией. В Европе серое длинноухое создание никогда не пользовалось особым уважением, персонифицируя такие отвратительные человеческие пороки, как глупость, лень, тупое упрямство и похоть, зато на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Северной Америке маленький скромный ослик - символ трудолюбия, простоты, Heпpихотливости, терпения и покорности.

В древнегреческой мифологии осел - средоточие глупой праздности, лени и пoхоти. На ослах разъезжают бог вина Бахус и ero хмельная свита - вечно пьяные похотливые силены. В виде осла гpеки представляли себе Приапа - древнее фаллическое божество производительных сил природы. Ослиными ушами, этой кpaсноречивой эмблемой глупости, Аполлон «наградил» фригийского царя Мидаса за Восточная эмблема ero полное невежество в вопросах музыкального искусства. Презрев кифару Аполлона, Мидас отдал предпочтение флейте колченогого Пана. Обиду светоносного бога нетрудно понять, особенно если принять во внимание, что от звуков, извлекаемых Паном из его дудки, даже овцы сходили с ума и гонялись по лесу за волками.

В древнеегипетских мифах ослу дocталась наиболее зловещая роль. В стране пирамид и фараонов это мирное животное превратилось в сущее исчадие ада. Осел, как символ вселенского зла, был aтрибутом злобного бога пустынь, да и сам Сет часто изображался в виде человека с головой осла. Сонмы демонов с ослиными головами, враrи солнца и царской власти, наводняли мрачные глубины египетскoгo Нижнего мира.

В библейских же мифах хороши как живые, так и мертвые ослы. Валаамова ocлица, внезапно заговорившая человеческим голосом, вразумила cвoeгo хозяина и наставила его на путь истинный. Ослиная челюсть послужила Самсону лучше всякoгo меча-кладенца, ведь этим импровизированным оружием герой уложил не десяток и не сотню, а целую тысячу филистимлян! О том, сколь почетным считалось у древних евреев сравнение с ослом, свидетельствует метафора ангела Божьегo, предрекавшего великое будущее сыну Авраама, Измаилу: «Он будет между людьми, как дикий осел» (Быт. 16: 12).

В иранской традиции особый, Tpexногий осел, олицетворение трех лунных фаз, даже окружен ореолом святости.

В древнеперсидском трактате «Бундахишн» облик и характер этого гигантскогo фантастического существа, символизирующего нравственную чистоту и оплот против зла, раскрывается в следующих выражениях: «О тpexнoгoм осле сказано, что он стоит посреди океана и что число его копыт - три, И число его глаз - шесть, и число его пастей - девять, и число его ушей - два, и число его poгoв - один. Шерсть у нero белая, пища его духовная, и весь он праведный. И два из его шести глаз находятся на обычном месте, где должны быть rлаза, и два на макушке и два на его лбу; силою взгляда своих шести глаз он побеждает и уничтожает. Из девяти его пастей три находятся на морде, и три на лбу, и три на чреслах... Каждое копыто, ступив на землю, занимает столько места, сколько надобно для тысячи овец, и под каждой шишкой ноги может передвигаться тысяча всадников. Что ж до ушей, они способны накрыть Мазендаран. Poг его на вид золотой и внутри полый, и от Hero отходит тысяча отростков. Poroм сим он победит и paccеет все козни злодеев».

Мифический ослиный образ представляется на редкость противоречивым. Наш символический осел ведет себя престранно: то он творит богоугодные дела, а то вдруг начинает богохульствовать, лягать копытом и орать дурным гoлосом. Оценка осла всегда субъективна. Mнoгoe зависит и от того, кто его оседлал: ослица Мессии вкупе с молодым осленком символизируют смиренное миролюбие Царя Царей, тогда как исполинский осел, везущий на своей спине Даджжала, олицетворяет грозную мощь мусульманcкoгo Антихриста. В истории белый осел, как символ иcключительности, служил верховым животным для вождей, царей и пророков; что же касается людей низшеrо звания, то они пользовались услугами обыкновеннoгo cepoгo осла.

В литературе самое демократическое существо является верным спутником вeселых и находчивых гepoeв из простонародья: оруженосца Рыцаря печальноrо образа Санчо Пансы; защитника угнетенных и обездоленных Ходжи Насреддина; жизнеpaдocтнoro обжоры брата Горанфло и др. Все они трогательно заботятся о своем ceром четвероногом друге, разговаривают с ним, расчесывают ему хвост. Ходжа Haсреддин даже пообещал шаху за 20 лет нaучить осла читать Коран. Узнав о том, что ставкой в заключенном пари была голова Ходжи, его друзья пришли в ужас, но хитроумный герой, весело посмеиваясь над их страхом, успокоил встревоженных дехкан. За двадцать-то лет уж кто-нибудь да помрет: или шах, или ишак, или он сам, зато деньги, полученные от шаха на обучение осла, можно потратить на добрые дела - помочь вдовам, сиротам и беднякам, попавшим в долговую кабалу. Санчо Панса, в шутку назначенный губернатором острова, въехал во ввepeнный ему город верхом на любимом осле, вызвав тем самым гpaд насмешек в свой адрес. Нисколько не смутившись, Санчо заявил собравшимся на площади горожанам: когда губернатор сидит на осле - это смешно, а вот когда осла сажают в губернаторы - тут уже не до смеха. Мудрая шутка новoгo начальника так понравилась его подданным, что они сразу же прониклись к нему уважением.

В древних религиях ослиный лик являет не только египетский Сет, но и «ocлобог» Оноил - один из семи властителей Вселенной в учении гностической секты офитов. В христианстве осел оценивается положительно, символизируя терпение, смирение и бедность, то есть именно те качества, какие и отличают истинно Bepyющего. В христианской иконографии осел, как эмблема смирения, принадлежит Христу, въезжающему на нем в Иерусалим, и Деве Марии в сцене «Бегство в Египет». Вол и осел, смиренно преклонившие колени перед колыбелью в сцене Рождества Христова, символически изображают новообращенных; при этом первое животное олицетворяет иудеев, а второе - язычников, безоговорочно признающих Христа сыном Божьим. Осел, склонившийся перед потиром (церковной чашей), атрибут св. Антония Падуанского, обращавшегo язычников в веру Христову.

Противоречивая оценка осла заметна в аллегорическом изобразительном искусстве, где он персонифицирует и грех, и добродетель: на осле едет дородная Лень, но за Терпением следует осел, нагруженный мельничным жерновом. В карикатурном жанре соперничать в популярности с ослом может только обезьяна. Одна из древнейших карикатур, обнаруженных в Риме, изображает людей, поклоняющихся распятому человеку с ocлиной головой, злая пародия на Христа и первых христиан. В период Реформации в Европе появилось множество убийственных карикатур на иерархов католической церкви. На одной из них папа римский представлен в образе осла, восседающего на престоле св. Петра с дудками под мышкой. Язвительная подпись гласит: «Папа умеет толковать Библию не лучше, чем осел играет на дуде и понимает ноты».

В средневековой философии родилась яркая сатирическая аллегория, чье авторство приписывают французскому философу Ж. Буридану (XIV век). Однажды этот ученый муж якобы провел научный эксперимент, поставив осла между двумя равновеликими копнами сена. Бедное животное, измученное неразрешимым внутренним противоречием, никак не могло определить, с какой копны ему начать, и в итоге околело с голоду. С тех пор «буридановым ослом» и стали величать крайне нерешительного, колеблющегося человека.

В военном деле античных времен ослы применялись не только для тpaнспортировки грузов. На вооружении apмий Греции и Рима состояло грозное метательное орудие типа oнaгpa (дикий осел). Оно представляло собой большую деревянную раму с натянутым внутри кaнатом из нескольких пучков сухожилий. В этот пучок вставлялся рычаг с пращой на конце. Оттянутый вниз рычаг с силой выпрямлялся, И праща метала заложенный в нее камень. Дальность выстрела oнaгpa при массе камня 2 кг составляла 300-350 метров.

Царь Македонии Филипп Великий (355-336 гг до н.э.), ведя борьбу за покорение полисов Греции, ввел в обращение еще одного символического осла. Хитрый завоеватель, уповавший не только на боевую мощь македонской армии, однажды ехидно заметил, что в самой неприступной крепости всегда найдется калитка, через которую проникнет осел, нагpуженный золотом. Метафора Филиппа о золотом осле прозрачно намекала на неотразимую силу подкупа и продажность гpeческой аристократии.

Нашлось ослу место и в эмблематике новoгo времени. Эмблему этого животногo, воплощавшего в Америке скромность, трудолюбие и нетребовательность простoгo человека из народа, приняла в XIX веке демократическая партия США. (myfhology.info)

ОСЕЛ в эмблематическом представлении большинства европейских народов, в том числе и в нашей стране, олицетворяет глупость и тупое упрямство. Традиция эта идет еще с эпохи средневековья, от первых просветителей и критиков церкви, которые изображали аллегорию глупости с ослиными ушами или папу римского с ослиной головой в тиаре. Дело в том, что в библейских сказаниях осел - весьма почтенное животное. На осликах путешествуют пророки, волхвы, все Святое семейство. Валаамова ослица по внушению Бога обретает дар речи, чтобы предупредить об опасности своего седока, и т. д., и т. п. Словом, осел играет в Библии далеко не последнюю роль в жизни человека, полностью соответствуя тем представлениям о нем как о воплощении трудолюбия и безропотного выполнения тяжелых обязанностей, которое издавна существовало и существует до сих пор в странах Ближнего и Среднего Востока, где ослики являются основными тягловыми и транспортными домашними животными и где их выносливость, неприхотливость умеют ценить. Для критиков церкви, появившихся в эпоху Возрождения в странах Центральной и Западной Европы (в Германии, Нидерландах, Англии), где об осле знали лишь понаслышке, было важно дискредитировать католическую церковь, и потому именно осел как якобы глупое животное был избран мишенью для насмешек, которые незаметно переносились с этого почтенного «церковного» животного на саму церковь. Постепенно осел вошел через литературу эпохи Просвещения (Эразм Роттердамский), через басни Лафонтена, а от него и через басни нашего, баснописца Крылова в число таких словесных символов и говорящих эмблем, которые олицетворяли глупость. Такое представление особенно укоренилось в тех странах, где не было ослов и не знали об их истинных качествах: в России, Германии, Голландии, Чехии, Польше, Скандинавских странах.

В то же время в чрезвычайно религиозной и сектантской среде новопоселенцев в Америке и, следовательно, в образовавшихся позднее Соединенных Штатах Америки отрицательное отношение европейских вольнодумцев и атеистов к ослу как к символу церковной глупости вовсе не было распространено. В этой среде, наоборот, сохранялось библейское представление об осле как о воплощении трудолюбия, нетребовательности, простоты, как о самом безответном народном домашнем животном, как об олицетворении скромного, подлинного труженика, могущего служить эмблемой демократии. Не удивительно поэтому, что демократическая партия в Соединенных Штатах (тогда — демократические республиканцы), создавшаяся в период с 1825 по 1829 год и состоявшая в то время в значительной степени из представителей южных штатов, где на плантациях весьма интенсивно использовались ослы как тягловые и транспортные животные (наряду с мулами), взяла своей эмблемой осла, стремясь не только подчеркнуть свою связь с земледелием и торговлей как основой благосостояния народа, но и особенно намекнуть на то, что ее политика идет, дескать, непосредственно от Бога, внушена свыше, подобно тому как посредством ослицы Бог возвестил свою волю Валааму. Проводя далее сравнение своей эмблемы — осла — с Валаамовой ослицей, лидер партии демократов Мартин ван Бурен и генерал Джексон подчеркивали, что осел символизирует существо, посредством которого Бог предостерегает людей от алчности, от действий, направленных против народа (коррупции, подкупа, подтасовки голосов на выборах). Хотя в политической литературе всегда подчеркивается (и притом справедливо) отсутствие существенных различий между партиями демократов и республиканцев в США, однако это вовсе не значит, что между этими партиями нет чисто внешних, видимых на поверхности, зримых различий как в период избирательных кампаний, так и в их повседневной деятельности. Если бы таких различий не было, то при отсутствии отличий в существе политической линии эти партии не смогли бы проводить и осуществлять свои политические планы, собирать вокруг себя или привлекать к себе различные слои избирателей, нуждающихся в том, чтобы ощущать именно зримые, фиксируемые отличия этих партий. В этой связи эмблема осла (у демократов) и эмблема слона (у республиканцев) и являются теми внешними объектами, которые символизируют всю политику этих партий. В то время как республиканцы подчеркивают мощь, помпезность, импозантность и даже стремление идти напролом, как слон, в своих политических выступлениях, демократы держатся более скромно, даже в известной степени подчеркивают свою «серость» (эпитет «серый» — синоним осла, широко введен в мировую литературу еще Сервантесом).(www.sibznak.net)

Отрывок из книги Тэда Эндрюса "Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий"

Несмотря на то, что осел ассоциируется исключительно с отрицательными чертами характера, это не всегда означает подобные ситуации. Как и в случае многих других животных, на протяжении веков осел обладал самыми разными символическими значениями, зачастую весьма противоречивыми.

В астрологии осел ассоциировался с планетой Сатурн, возможно, потому, что Сатурн является строгим учителем. Он не отстанет от вас, пока не убедится, что вы усвоили наши уроки, проявляя поистине ослиное упрямство.

У халдеев богиня смерти изображалась сидящей на осле. Поэтому осел является символом смерти, а также загробного существования. В одном из храмов на Палатинском холме в Риме было обнаружено распятие, на котором Иисус в насмешку был изображен с головой осла. На средневековых гербах и иллюстрациях осел присутствовал как символ терпения и смирения.

В христианском гностицизме осел является частью мистерий, связанных с триумфальным входом в Иерусалим – событием, описанным в Новом Завете, которое мы сейчас отмечаем как Вербное воскресенье. В писании говорится, что Иисус въехал в Иерусалим на белом осле, и люди в знак приветствия махали пальмовыми ветками.

Торжественный въезд в город на осле символизирует путь того, кто претендует на победоносное преобразование собственной жизни. Он олицетворяет объективное признание, которое ждет каждого, кто сможет реализовать свой высший внутренний потенциал. Белый осел является символом скромности и пробуждения духовной мудрости, а пальмовые ветки – символом триумфа.

Если вашим тотемом является осел, то вы должны задать себе несколько важных вопросов. Проявляете ли вы собственную мудрость или руководствуетесь мудростью других? Проявляете ли вы должную скромность после того, как добились успеха? Задумывались ли вы над тем, чего вы достигли в своей жизни к настоящему времени? Не отказываются ли окружающие вас люди признавать свои достижения?

Осел предвещает пробуждение мудрости и приближение возможностей для великих свершений. Не упрямьтесь и не отказывайтесь двигаться по течению. Не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что это не цель, а лишь путь к ее достижению. Не довольствуйтесь тем, что есть, и не успокаивайтесь раньше времени, так как осел предлагает вам нечто намного более грандиозное. (esoterics.wikireading.ru)

Пословицы и поговорки

Ангел смерти - словно хромой осел: останавливается у каждой двери.
Бедняк отправляется кочевать - его осел уподобляется слону.
Бог осла знал, рогов ему не дал.
Бог пожелал развеселить бедняка: спрятал его осла, а потом помог найти.
Будешь ходить с ослами - по-ослиному кричать начнешь.
Будь осёл и оружием навьючен, всё равно волк съест.
Бывает так, что быстроногий конь отстанет, а осел дойдет до цели.
Бывает человек, что целого мира стоит, бывает и такой, что осла не стоит.
Был бы послом, кабы не удался ослом.
Были бы у осла рога, как у быка, - всем людям бы животы распорол.
Вошел в аптеку осел и вышел оттуда ослом.
В присутствии многих ослу не обрежешь хвост: одни будут кричать «коротко», другие — «длинно».
В хорошие времена и чужой становится своим, и хромой осел ценится, как лошадь.
Волк не пугается, когда осёл треплет ушами.
Все ослы поводят ушами - All asses wag their ears.
Всякий осел свой рёв слушать любит - Every ass loves to hear himself bray.
Высок верблюд, да председательствует осёл.
Где нет коня, там и осёл - конь.
Глуп, как осел, как индейский петух, как осетровая башка.
Говори голосом тихим, потому что самый неприятный из голосов есть голос осла.
Говоришь такую чушь, что даже осел в стойле ревет.
Год обезьяны и месяц осла.
Груженный золотом осел и на крышу замка взберется.
Груженого осла все понукают.
Для волка и осел пирог.
Для осла одинаково: или он съест цветы с клумбы, или сено из копны.
Доверить ослу виноградники.
Дохлый осел волка не боится.
Если бы можно было построить дом криком, то лучший строитель — осёл.
Если бы среди людей не было ослов, тогда осла и за сто рублей не купить бы.
Если имеешь осла, не воображай, что все дороги твои.
Если коня привяжешь к кормушке осла, он станет ослом.
Если лошадь и мул дерутся, ослу несдобровать.
Если нет меня в раю, пусть там хоть осёл кувыркается.
Если осел легко навьючен, он приобретает желание лечь на землю.
Если осел не подходит к поклаже, пододвинь поклажу к ослу.
Если осел ревет, не реви в ответ на него по-ослиному.
Если осла вывезешь в Мекку и вернешь его обратно в кишлак, он останется тем же ослом.
Если осла нарядить, люди станут судить да рядить: "не хан ли осёл, а если он хан, где ж осёл"?
Если ослов привязать рядом, то они усвоят нрав друг друга.
Если падать, то лучше с коня, чем с осла.
Если погонщик продал осла, то осел или упрямый, или брыкливый.
Если счастье улыбнется, осел в лошадь превратится.
Если твой господин - осел, и тогда не говори ему "чош!"
Если уж не повезет - и конь в конюшне ослом обернется.
Если я говорю, что осел был серый, то это потому, что его щетина у меня в руке.
Ест, как верблюд, а работает, как осел.
Жена захочет - из осла мужчину сделает.
Живой осел лучше мертвого философа.
Золотые удила не для старого осла.
Из большого осла все не выйдет слона.
Из-за "завтра", "завтра" и осел остался без хвоста.
Из коней в ослы - Ab equis ad asinos.
Из ослика осел вырастет.
Из старого осла не сделаешь козла.
Из чужих детей ты делаешь ослов, а из своих - лошадей.
Или осёл к ноше, или ноша - к ослу.
И осел свой ум показывает.
И осел шарахается в сторону людей.
И скажешь — дураком будешь, и не скажешь — ослом станешь.
Каждый осел по себе подхвостик имеет.
Как бы ни был велик верблюд — всегда на поводу у осла.
Клеймили осла, а вокруг думали — идет запах шашлыка.
Когда взметнется пыль, узнаешь - конь под тобой или осел.
Когда лошади дерутся, ослам нет дела.
Когда Молла Насретдин упал с осла, сказал: "Я бы и сам слез".
Когда муж с женой ссорятся, ослу не следует пробегать между ними.
Когда нет коня, и осел дорого ценится.
Когда нет коня, поехать на мельницу на осле — не позор.
Когда осел видит волка, закрывает глаза.
Когда ревет осел, соловей молчит.
Когда тигр играет в горах, дрожит осел на привязи у дома.
Когда у нивы много хозяев, на ней ослы пасутся.
Кони перевелись — поле за ослами.
Конь добывает, осёл поедает.
Коня подковывают, а осел поднимает ногу.
Кормил осел собаку сеном, а собака осла - медом, - и оба остались голодными.
Кормить осла - грех, а не добродетель.
Кто не может управиться с ослом, бьет его седло.
Кто сказал и сделал - человек, кто не сказал и сделал - лев, кто сказал и не сделал - осёл.
Лошадь подковывали, осёл ногу поднял, сказал: "Меня тоже".
Лучше осёл, который меня везёт, чем конь, который меня сбросит.
Лучше свой осёл, чем чужой конь.
Любовь и осла научит плясать.
Любовь и осла научит танцевать.
Малыша, упавшего с осла, не сажай на скакуна.
Мёртвый осел - праздник для волков.
Многословие - груз для осла.
Мы промолчали, когда он вошел, так он и осла увел.
Наглеца узнаешь по глазам, как осла по ушам.
Надень на осла золотой недоуздок - все равно останется ослом.
Надень на осла седло - все равно лошадью не станет.
Назначили осла кузнецом, он первым делом себя подковал.
На людях даже хвост ослу не обрежешь: одни скажут — коротко, другие — длинно.
На маленького осла каждый может сесть.
Наследник осла - собака.
На смирного осла двое садятся.
Насыпь ослу в уши хоть золото, хоть навоз — он одинаково замотает головой.
На чужого осла вали больше.
Не все ослы ходят на четырех ногах.
Не жди, когда у осла вырастут рога.
Не ослу же судить, что за плод хурма.
Не отрезай хвост осла твоего в толпе, ибо одни говорят, что он длинен, другие - что он короток.
Не подыхай, осел, придет весна, зазеленеет трава.
Не стало в мире меньше зла, когда баран сменил осла.
Нет коня — и осел сгодится.
Нет свадьбы без ослиной головы.
Обозвал осёл петуха большеголовым.
Один слабый арабский конь лучше целой конюшни ослов.
Одно думает осел, а другое - тот, кто навьючивает его.
Ожиревший осел с обрыва упал.
Он между двумя ослами овес не разделит.
Он не знает: рога ли у быка, ум ли у осла.
Он семь деревень на одного осла навьючит.
Осел валяется там, где пыли больше.
Осел все тот же, хоть и сменил палан.
Осел в тигровой шкуре топчет ниву.
Осёл говорит, что мир ему не подходит.
Осёл, если и до Мекки дойдет, останется все тем же ослом.
Осёл, завязший в болоте, силён только верёвкой хозяина.
Осел, зажирев, лягнет хозяина.
Осел и в Мекку сходит - чистым не будет.
Осел и с золотым седлом - осел.
Осел как ни разжиреет - все осел.
Осёл лягнул - в раю очутился.
Осел на крыше - Asinus in tegulis.
Осел о своём помышляет, а у погонщика другие планы.
Осёл осла в долг чешет.
Осел ослице красавцем кажется.
Осел на осле, дурак на дураке.
Осел не заменит коня, печенка — мясо.
Осел, не пинает - кусается.
Осел, обозвавший другого ослом, в пропасть упал.
Осел ослом, двуногих индюков передразнивает.
Осел ослом останется, даже если он гружен золотом.
Осёл отправился на поиски рогов, а вернулся с отрезанными ушами.
Осел с золотом добьется всего.
Осел с лирой - Asinus ad Lyram.
Осел сам ношу тащит, сам и съедает.
Осел сам себя считает лучше коня.
Осел со страху быстрее коня бежит.
Осел тогда лишь узнал, что он осел, когда его за ухо потянули.
Осел тот же, только переменил свой подседельник.
Осел трется об осла - Asinus asinum fricat.
Осел — не богатство, солома — не корм, сыворотка — не милостыня.
Осла в рай тащили - уши оттянули, оттащить хотели - хвост оторвали.
Осла в стаде по ушам узнают.
Осла знать по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам.
Осла как ни наряжай, все равно ослом останется.
Осла, купленного по цене огурцов, когда-нибудь найдешь утонувшим.
Осла не купил, а уж палан шьет.
Осла с волком не четают.
Осла с волом в одну повозку не запрягают.
Осла узнают по ушам, дурака - по речам.
Осла украшает потник, человека - одежда.
Осла фиалками не накормишь.
Осленок всегда бежит впереди матери.
Ослик вырос - тот же осёл.
Ослица не была злой, от палок стала такой.
Ослица, в которой ослёнок, не сразу идет к мельнице.
Ослу везде работа, а хану и в хлеву пир.
Ослу и тигриная шкура - вьюк.
Ослу на лире играли, а он глаза таращил.
Ослу не идет седло.
Ослу нужны пища, груз и кнут - Cibus, onus et virga asino.
Ослу хоть уши подрежь - всё равно газелью не станет.
Ослы удовлетворяются скудным кормом - Asini exiguo pabulo vivunt.
Откуда ослу знать вкус финика?.
Откуда ослу знать пользу перины?
От лошади осел не родится.
От осла и лошади мул рождается.
От осла не жди говядины.
От человека - человек, от осла - осёл.
О чем бы ты ни попросил осла, он тебе притащит либо воды, либо дров.
По мешку бьют, осла подразумевают.
Пока был осел — искал для него попону, нашел попону — осла волк съел.
Пока умелый Гасанали здесь, приведи-ка еще одного осла зарезать.
Попона у осла больше, чем он сам.
После моего осла хоть трава не расти.
Потомку скакуна - побеждать, потомку осла - худеть.
Пошел как буйвол, а вернулся как осел.
Прежде нужно привязать осла, а уж потом поручить его аллаху.
Привяжи осла так, как того хочет хозяин.
Пустили осла на траву — забрался в репейник.
Пусть Бог не даёт ослу рога, не то он запорет всех быков.
Пусть ум осла и невелик - ему почет, коль к ноше он привык.
Разозлился на осла, а бьет попону.
Рогом козел, а родом осел.
Свой осел родней соседской лошади.
Свой рёв ослу мил.
Сзади осла и впереди хана не ходи.
Сидит на осле, а сам осла ищет.
Сколько бы осла не вычесывали, конем (скакуном) он не станет.
Сколько осла ни бей, конь из него не выйдет.
Слез с лошади и сел на осла.
Слепень и коню и ослу одинаково под хвост лезет.
Смерть осла - пир для собаки.
Смерть осла - праздник для волка.
Собака собаку любит, ослу по сердцу осел.
Сойдя с лошади на осла не садятся.
Соловей умолкает, когда начинают орать ослы.
Сорвался, как строптивый конь, а вернулся, как покорный осел.
Сорок раз побывал осел в Иерусалиме, да остался все тем же ослом.
Спаси меня, Боже, от искры и молнии, от осла в месяце мае и от дурака на лошади.
С ослами будешь ходить по ослиному кричать будешь.
Спорить о тени осла - De asini umbra disceptare.
Старый осёл с новой попоной.
Страх не ездит на ослах.
Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади.
То, что обо мне говорит осел, я не принимаю во внимание.
Ты не умрешь от родов, и тебя не заколет рогами осел.
Ты останешься ослом на веки веков - Asinus manebis in saecula saeculorum.
Упрямый осел принимает покорный вид.
У старого осла родятся жеребята.
У счастливца и осёл рожает, как ослица.
Хану и на мельнице пир, ослу и на пиру поклажа.
Хвастливый осел - Asinus gloriosus.
Чем меньше ослов, тем больше початков.
Чертова ослица - с одним не может справиться, а брыкается с двумя.
Что знает осел о тормозах? Что знает осёл об этом мире.
Чужой осёл кажется сильнее своего.
Это было тогда, когда осел был хромым.


Песни

Charles Trenet - L' âne Et Le Gendarme

Florence And The Machine - Donkey Kosh

Lou Monte - Dominick the Donkey (The Italian Christmas Donkey)

Perry Como - Donkey Serenade

Про ослика
(Яков Аким)

На улице московской
Зацокали копытца.
Повсюду удивлённые,
Смеющиеся лица:
Ослик! Ослик!
Поглядите, ослик!

Но я-то с этим осликом
Не первый год знаком,
Он возит на тележке
Бидоны с молоком.
Ослик? Ослик.
Ну конечно, ослик.

Его, к великой радости
Московской детворы,
Прислали для детсадовцев
Из жаркой Бухары.
Ослик! Ослик!
Настоящий ослик!

И вот по перекрёстку он,
Не глядя на запрет,
Упрямо и задумчиво
Бредёт на красный свет.
Ослик! Ослик!
Вот упрямый ослик!

Упрямый ослик
(Валерий Шульжик)

Цок... Цок...
Звенят копыта,
Цок... Цок...
Земля изрыта,
Цок... Цок...
Из дальних сёл
Молоко привёз осёл.
Было свежее оно,
Но
Дважды ослика кормили -
У ручья и у реки,
Дважды ослика возили
На себе грузовики.
Трижды ослик вырывался,
Восемь раз удрать пытался.
На себе его носили,
На такси его грузили,
Искатали полземли,
Наконец-то привезли.
Цок... Цок...
Земля изрыта,
Цок... Цок...
Звенят копыта,
Цок... Цок...
Из дальних сёл
Молоко привёз осёл.
Было свежее оно,
Но
Сняли грузчики поклажу
И кричат на целый мир:
- Покупайте простоквашу!
Простоквашу
И кефир!