Это моя лягушонка в коробчонке скачет!

Лягушка. Хотя и маленькое, но в символическом плане вызывающее большой интерес существо. Является хтоническим животным и указывает на силы возникновения жизни. Лунное животное, приносящее дождь. Как поднимающаяся из воды означает обновление жизни и воскресение. Жизнь и воскресение зависят также от наличия влажной кожицы жизни в противовес сухости смерти. Великая Лягушка, на которой держится вселенная, олицетворяет темную и недифференцированную первоматерию, элемент водянистости и изначальную слизь, основу сотворенной материи.

Лягушка означает переход от стихии земли к стихии воды и обратно. Эта связь с плодовитостью природы — атрибут, проистекающий из её земноводного характера , и по этой же причине она считается лунным животным; во многих легендах повествуется о лягушке на луне, а во многих ритуалах её считают призывающей дождь. Антитезой лягушке является жаба, так же как оса — пчеле.

В различных мифопоэтических системах функции Лягушки, как положительные (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательные (связь с хтоническим миром, мором, болезнью, смертью), определяются прежде всего её связью с водой, в частности с дождём. В схеме древа мирового или трёх космологических зон Лягушка (вместе с другими хтоническими животными) приурочена соответственно к корням и к нижнему миру, прежде всего к подземным водам. В одних случаях Лягушка, подобно черепахе, рыбе или какому-либо морскому животному, держит на своей спине мир, в других — выступает как открывательница некоторых важных космологических элементов. У алтайцев Лягушка обнаруживает гору с берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь (ср. солнце в воде, символизируемое образом Лягушки, и т. п.). Иногда с Лягушкой связываются водные элементы хаоса, первоначального ила (или грязи), из которых возник мир.

Мотив небесного происхождения Лягушки позволяет рассматривать их (и некоторых других хтонических животных) как превращённых детей (или жену) громовержца, изгнанных на землю, в воду, в нижний мир [ср. русскую примету «до (первой) грозы Лягушка не квакает» и повсеместные представления о кваканье Лягушки к дождю, об их появлении вместе с дождём и т. п.]. Связь Лягушки с богом неба косвенно засвидетельствована в басне Эзопа о Лягушках, выпрашивающих у громовержца царя для себя. Более непосредственно она проявляется в мифологическом рассказе африканских ашанти, согласно которому бог неба Ньяма посадил Лягушку сторожем у колодца, где никогда не иссякает вода, и дал ей за это хвост; во время засухи возгордившаяся Лягушка не пустила к колодцу жаждущих зверей и даже самого Ньяму, за что он лишил её хвоста и сделал так, что все Лягушки рождаются с хвостом, но вскоре теряют его. Мотив Лягушек как превращённых людей, известный также и в австралийской мифологии, не исчерпывается их связью с громовержцем: в филиппинском этиологическом мифе в Лягушку превращается упавший в воду мужчина, которого жена переносила в корзине через реку; к тому же кругу представлений относится мотив обращения в Лягушку за обман, образы Царевны-Лягушки в русских сказках и т.н. лягушачьего принца в германском фольклоре (тип AT 440, из цикла «свадьба животных»).

Сама Лягушка может подвергаться дальнейшим превращениям в другие образы охранителя вод (в частности, подземных). Вместе с тем она может выступать и как источник плодородия и прародительница всего человеческого рода (у мексиканских индейцев); с этим мотивом соотносятся случаи, когда Лягушка выступает в функции тотема (у манси). Известны и другие варианты отношений человека и Лягушки (проглоченная Лягушка как причина беременности, Лягушка как источник болезни, колдовство, осуществляемое с помощью Лягушки, и т.п.).

Иногда Лягушка выступает как помощница человека: она указывает путь герою, переносит его через реку, даёт полезный совет и т.п. В то же время Лягушка может символизировать ложную мудрость как разрушительница знания и т п.

Образ Лягушки часто вводится в мифологические и сказочные схемы с участием и других животных. В фольклоре разных народов Лягушка нередко является объектом насмешки или аллюзии (ср. мотив неартикулированности звуков, издаваемых Лягушкой, в русских загадках: «Выпуча глаза сидит, по-французски говорит», «Сидит Матрёна на мокрена, не говорит — ещё терпима, а как речь начнёт, всё досада возьмёт»).

В Древнем Египте с головой Лягушки изображались боги гермопольской огдоады, Хекет (богиня плодородия, связанная с загробным миром) и даже Амон. Атрибут Херит, богини, помогавшей Исиде в её ритуальном воскрешении Осириса. Маленькие лягушки появлялись в Ниле за несколько дней до его разлива и поэтому считались вестниками плодородия (39). Мужские первобожества Гермополя часто изображались с головой лягушки; лягушка является также священным животным богини родов Хекет. Наконец, следует упомянуть о лягушке, которая на поздних картинах является провожатой бога Нила, обеспечивающего плодородие.

Воплощение хаоса, «первичной материи, влажной и зыбкой», ещё не сформированного человека.

Зеленая лягушка Нила — это новая жизнь, обильное потомство, изобилие, плодородие, воспроизводящие силы природы, долголетие и сила, рожденная из слабости. Атрибут Хекта как символ способности к зарождению жизни в воде. Защитница матерей и новорожденных. Эмблема Изиды.

Благодаря своей плодовитости и поразительным метаморфозам от яйца к головастику и далее к существу грациозному, с четырьмя конечностями, отдаленно напоминающему человечка, она символизировала возникающую и постоянно обновляющуюся жизнь. Нередко прабожества восьмеричности, появляясь из тины, представлялись лягушеголовыми. Богиня родов и плодородия Хекет, благосклонная помощница, по народным поверьям, считалась лягушкой.

Античность Эмблема Афродиты (Венеры), плодородие, распутство, гармония между влюбленными.

Крестьяне, собирающие осоку, превращенные в лягушек, см. Лето. Превращение скупых ликийских крестьян в лягушек, когда они, не желая дать одной жаждущей богине попить чистой воды, впрыгнули в воду и замутили ее. (Латона).

Северная традиция Кельты. Владыка Земли, сила целящих вод.

Славяне ЛЯГУШКА, жаба — нечистое животное, родственное змее и другим гадам. Жабу считают матерью ужа, верят, что она «играет» с ужом, как муж с женой, и спаривается с ним (у украинцев). Лягушка, семь лет не видевшая солнца, превращается в летающего змея; как и у змей, у Лягушек есть свой царь с короной на голове (у поляков). Лягушек и жаб считают ядовитыми. Яд их сильнее змеиного, но кусать человека им запрещено от сотворения мира (у белорусов). Женская символика Лягушки представлена в сербских и македонских рассказах об обращенной в Лягушку девушке. Из-за сходства лап Лягушки с человеческими руками украинцы считают, что Лягушка в прошлом была женщиной. Белорусы полагают, что в доме будет много Лягушек, если первым посетителем на Рождество, Пасху и другие большие праздники окажется женщина. Происхождение Лягушек русские легенды связывают с людьми, утонувшими во время всемирного потопа, с библейским войском фараона, потопленным в водах Чермного моря. До сих пор будто бы у самок Лягушки длинные волосы и женская грудь, а у самцов борода. В будущем они вновь станут людьми, а ныне живущие люди превратятся в Лягушек. Поэтому бить Лягушек — грех. Лягушкам свойственна любовно-брачная символика. В русской сказке странник видит ночью в спальне у счастливых супругов Лягушку, которая скачет то на мужа, то на жену. Лягушки используются в любовной магии. Например, на Украине парень ловит в болоте Лягушку, первой подавшей голос на восходе солнца, прокалывает ее иголкой с ниткой, а затем незаметно продевает эту иголку сквозь юбку девушки. Старые девы, чтобы выйти замуж, находят в болоте Лягушку и, приседая, стараются попасть по ней с размаху голым задом (у русских). О забеременевшей вне брака кашубы говорят, что она объелась Лягушек. В виде Лягушек представляют души умерших (особенно детей некрещеных) и души детей, которым предстоит появиться на свет. В Польше при виде Лягушки в доме высказывают пожелание вечного упокоения. С этими представлениями связана и распространенная мотивировка запрета убивать Лягушку: умрет мать, реже — умрет сам убивший. Убиение Лягушки, как и других гадов, способно вызвать дождь. Поэтому у восточных славян во время засухи убивают Лягушку, вешают ее на ветку дерева, бросают в колодец, хоронят у криницы, возят в лапте вокруг села. У многих славян Лягушке, как и змее, приписывают роль домашнего покровителя. Например, словаки верили, что в каждом доме есть своя «хозяйка» в виде Лягушки. По поверью боснийцев, такая Лягушка благотворно влияет на молоко у коров. В облике Лягушки может появляться домовой (у восточных славян, поляков). Чаще всего в жабах и Лягушках видят обращенных ведьм, которые в этом облике проникают в хлев и отбирают молоко у чужих коров, высасывая его из вымени. Согласно одному русскому поверью, проклятая родителями или некрещеная девушка превращается в «лягушку-коровницу», выходящую по ночам из воды выдаивать коров. По преданию, в окрестностях Кракова под парой лип живет Лягушка с человеческим телом, которой в Великую пятницу бросают освященную зелень, отчего коровы дают много молока. Молочная тема представлена также в способах порчи (отбирание молока у коров с помощью Лягушки), в запрете убивать Лягушек (пропажа молока у коровы и рвота молоком вследствие нарушения этого запрета), в лечебной практике (лечение лихорадки молочным отваром из Лягушки) и в приметах о первом весеннем кваканье Лягушки (если оно пришлось на скоромный день, коровы будут давать больше молока). С началом кваканья Лягушек связаны приметы о погоде. С первым весенним криком Лягушки в Болгарии, Македонии катаются по земле, чтобы не болела спина; в Польше встают на колени и молятся или сеют овес и ячмень; в Сербии и на Украине изгоняют блох. У поляков считалось, что св. Бартоломей (24.VIII) прутьями от хмеля загоняет Лягушек в болота, после чего они уже не квакают, так как их рты зарастают илом. В Лягушек превращаются к весне старые ласточки, перезимовавшие в болоте под водой.

Характерным мотивом в представлениях, связанных с Лягушками, является слепота. Она проявляется в мотивировке запрета убивать Лягушек (убивший Лягушку ослепнет — у поляков), в способах порчи с помощью Лягушек (чтобы ослепить человека, натирают ему дверь лягушиным жиром — у лужичан) и как вредоносная способность самой Лягушки (от ее плевка в глаз человек слепнет — у поляков). В народной медицине Лягушка как существо холоднокровное особенно часто используется для лечения лихорадки, которая символически соотносится с огнем и жаром. У русских на прыгучести Лягушек основан способ удаления червей из раны животного: на шею ему вешают на нитке живую Лягушку.

Китай В Китае, где Лягушек также связывают с луной, их называют «небесными цыплятами», так как существует поверье, что Лягушки падают вместе с росой с неба.

Лунное (химерическое) животное, ассоциируемое с водой, дождем; как и жаба, соответствует женской энергии инь. Древние тексты утверждают, что одна из двух душ человека похожа на лягушку (уа). Своим криком лягушка испрашивает божественной защиты для всех живых существ.

Лунное существо, относящееся к принципу инь. Лягушка в колодце олицетворяет человека с ограниченным кругом видения и понимания.

Господствовали представления, что лягушачья икра падает на землю с росой, а вместо слова «ва» лягушка именовалась «тьен-чи» (небесная курица), что соотносилось по мифологическим взаимосвязям с Луной. В древнем тексте сообщается, что одна из двух душ человека представляет собой по форме лягушку. Многие императоры и поэты снискали себе, запрещая преследовать лягушек, устраивающих свои беспокойные хоры.

Индокитай В Бирме и Индокитае с образом лягушки нередко связывается злой дух, который проглатывает луну (поэтому лягушка считается причиной затмения).

Индуизм В гимне лягушкам («Ригведа» VII 103) говорится, что Лягушки появляются в сезон дождей и подают голос, пробуждённый к жизни богом грозы Парджаньей; при этом Лягушки обращаются к своим сородичам, «как сын к отцу» (то есть к Парджанье). Некоторые исследователи полагают, что гимн Лягушкам представляет собой словесную часть ритуала вызывания дождя с помощью Лягушек, известного и в современной Индии. В этом случае получает объяснение и сравнение Лягушек с брахманами, участвующими в ритуале, и с коровами как зооморфными образами плодородия и изобилия.

Опора Вселенной, в Ведах она представлена как воплощение земли, оплодотворенной первыми весенними дождями, а её крик — это благодарность.

Великая Лягушка, держащая вселенную, символизирует темную, недифференцированную материю.

Иудаизм Для древних евреев воплощала зачаточное состояние души человека, который ещё с трудом осознает себя и только-только начинает обращаться к мудрости; неофита, духовно ещё не оформленного, но находящегося на пути становления. В поздний период образ лягушки становится символом повторного рождения — воспринятого от раннего христианства и снабженного припиской: «Я — воскрешение». ???

Христианство «Казнь египетская» в виде нашествия лягушек (жаб). Негативное значение повторено в Откровении Иоанна Богослова (Исх 8:2-14; Откр 16:13).

Кроме того, лягушка является символом наглого невежды, который своими ложными умствованиями намеревается разрушить мудрость; именно в этом смысле в Апокалипсисе говорится о трех нечестивых, схожих с лягушками.

Символизирует и воскресение, и отвратительный аспект греха, зло, еретиков, ненасытное наслаждение мирскими удовольствиями, зависть, жадность.

Отцы церкви жизнь в тине и кваканье лягушек считали символами дьявола или еретического лжеучения.

В коптском же Египте, напротив, издревле фигурировали другие, положительные образы, в соответствии с которыми лягушек, символизирующих воскресение, изображали на лампадах.

Атрибут св. Эрве и Пирмина из Райхенау, который, согласно легенде, мог одним запретом заставить замолкнуть всех недоброжелателей лягушек из окружающей его остров трясины.

Как предмет религиозных высказываний лягушка предстает в свидетельстве визионера (духовидца) из Штирии Якоба Лорбера (1800—1864), получившего якобы от «Господа и Спасителя» следующее наставление: «Лягушка квакает почти весь день об ощущении жизни в своем болоте и восхваляет Меня в своей квакучей радости обладания жизнью». Посему лягушка может послужить человеку не хуже «учительствующих апостолов».

Магия В народной магии лягушки играли настолько видную роль, что Плиний заметил: если судить по магам, то лягушки для мира важнее всех законов. Считалось, например, что язычок лягушки, положенный на сердце спящей женщины, заставит её правдиво отвечать на все вопросы.

Эмблематика Лягушка. • Мне подходят и вода и земля. Символ выбора занятий по способностям и поведения в соответствии с возникающими обстоятельствами. [EMSI; табл.17-13, с.175]

Лягушка, высасывающая глаза большой рыбе. • В этом больше хитрости, чем силы. «…мастерство и коварство могут породить такие вещи, до которых мощи и силе далеко. [EMSI; табл.17-15, с.175]

Оккультизм Согласно Блаватской, лягушка была одним из основных существ, которые связывались с идеей творения и воскрешения: не только вследствие своей земноводности, но также вследствие периодичности своего появления и исчезновения (фазы, характерные для всех лунных животных). Некоторое время лягушки-боги помещались вместе с мумиями, а ранние христиане включили их в свою символическую систему (9).

Психология Жизненный импульс, плодовитость. Символика лягушки близка идее зачаточного творения (а также символике медведя). Как правило, это земноводное предстает в качестве результирующей регрессивной силы.

Она воплощает также нерешительность, ибо последняя может снова погрузиться в небытие. Юнг подводит этому итог своим комментарием, что лягушка в отношении своей анатомии более, чем любое другое холоднокровное животное предвосхищает человека.

А.Тейяр напоминает, что в центре своей картины „Искушения Св. Антония“ Босх помещает лягушку с головой пожилого человеческого существа на деревянной тарелке, которую держит негритянка. Здесь лягушка представляет высшую ступень эволюции. Этим объясняются частые „превращения принца в лягушку“ в легендах и народных сказках.

Метаморфозы лягушки в волшебных сказках делают её воплощением различных стадий психического развития, перехода к высшему состоянию. Она является также символом сексуальных отношений (например, предсказывает зачатие Красавицы в Сонном Лесу); сказка обращается к сфере бессознательного каждого отдельного ребенка и помогает ему принять ту форму сексуальности, которая соответствует его возрасту, делая восприимчивым к идее о том, что его сексуальность также подвергнется метаморфозе.

Представитель глубинной психологии Эппли напоминает, что как земноводное животное лягушка хотя и внушает отвращение многим, однако как символ сновидений выступает в позитивном качестве. Ступени её становления зрелым созданием, «при том, что её ластообразные лапки суть уподобление человеческих рук, сделали это животное аналогом нижнего уровня преображений души. Поэтому и получается в сказках („Лягушиный король“. например) из лягушки-самца принц, из презренного — достопочтенный. В лягушке чувствуется по большей части полнота жизни, в жабе её тяготы. Она сновиденческое животное с отчетливыми материнско-женскими проявлениями». (symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки

Было бы болото, а лягушки будут.
В своей водице и лягушка певица.
В тихом омуте водятся сомы, лягушки и водоросли.
В холеру и лягушка не квакнет.
Верблюдов подковали — и лягушки лапки протянули.
Всегда чтоб лягушке под гору.
Где нет певчей птицы, там и лягушка за соловья сойдет.
Где птиц нет, там и лягушка за соловья сойдет.
Гордый дуется, что лягушка, а скупого давит полушка.
Грач - соколу добыча, а лягушка - вороне.
Детеныш лягушки — лягушка.
Для колодезной лягушки нет океана больше ее колодца.
Для лягушки ее детеныш - луч солнца.
До грозы лягушка не квакнет (т. е. до первой грозы).
Если лягушка взбирается на забор, значит, земля горяча.
Если под печью лежит голик или сидит лягушка, то хлебы испортятся.
Если у молодой лягушки нет талии, то ее не будет и когда лягушка состарится.
Женится медведь на корове, рак на лягушке.
За тем, кто привязал лягушку к ноге, ползет змея.
Заяц от лисицы, а лягушка от зайца бежит.
Змея пугается лягушки, а лягушка - змеи.
И лягушка может замутить воду, когда слон пить захочет.
И лягушка может утонуть.
Каждая лягушка свое болото хвалит.
Как ни дуйся лягушка, а до вола далеко.
Как ни прыгает лягушка, она все в своей луже.
Как с лягушки вода.
Ковали коней, а лягушки лапы подняли.
Когда змее хорошо, лягушке плохо.
Когда змея становится старой, лягушка ездит на ней верхом.
Когда нет леопарда, лягушки взбираются на бананы.
Когда подковывают коня, лягушка тоже протягивает лапку.
Колодезная лягушка о море не ведает.
Колодезные лягушки не знают об океане.
Колодезным лягушкам бесполезно говорить о море.
"Край мой чудесен!" - квакает лягушка.
Кто спит с кошкой, у того лягушки в голове заводятся.
Кузнец коня кует, а лягушка туда же лапу суёт.
Лягушек бояться - в реке не купаться.
Лягушка, живущая в колодце, не знает о море.
Лягушка забывает, что и она была головастиком.
Лягушка - и та хочет, чтобы её болото было больше всех.
Лягушка квакает в свое время.
Лягушка квачет - овес скачет (сеять пора).
Лягушка недовольна затхлым прудом.
Лягушка не заквакает - лопнет.
Лягушка ногу протянула: и меня тоже подкуйте.
Лягушка помочится - озеру прибавка.
Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгивает.
Лягушка с голосом - сей овес.
Лягушка сказала: "Если квакать не буду - лопну".
Лягушке волом не быть, сколько воды ни пить.
Лягушке её головастик - что солнца луч.
Лягушке, сидящей на дне колодца, небо кажется не более лужицы.
Лягушке удалось прыгнуть под гору.
Маленькая лягушка выдает большую.
Маленькие лягушки квакают лучше, чем большие.
Мечты лягушки в море, а мечты послушника - о престоле.
Молодые лягушки квакают лучше старых.
Научился на берегу лягушек гонять.
Не хотела цапля рыбок, а теперь ест лягушек.
Никакая лягушка не заменит мяса.
Одной рукой двух лягушек не поймаешь.
От лягушек лягушки и родятся.
От лягушки змеи не родятся.
Повели верблюдов ковать, а лягушки вытянули лапки.
Подковывали лошадь - и лягушка протянула лапку.
Пока вода вновь притечет, у лягушки глаза вылезут.
После укуса змеи убегаешь и от лягушки.
Прочитанная молитва не стоит напуганных при омовении лягушек.
Рот до ушей, хоть лягушку пришей.
Сердилась лягушка на Новгород, да лопнула.
Сидит лягушка под скорлупой кокосового ореха и думает, что там весь мир.
Снова у лягушки простуда.
Тянулась лягушка, чтобы как змея длинной стать, - и лопнула.
У лягушек дети — лягушки.
У сокола и дети соколята, у лягушки и дети лягушки.
Хорошая лягушка в своем болоте живет.
Хоть дуйся, хоть не дуйся - уж не быть быком лягушке.

Песни

Peter, Paul & Mary - I'm In Love With A Big Blue Frog

Владимир Асмолов - Царевна-лягушка

Лягушка Путешественница - Лягушачья Ламбада

улыбка - лягушка

Лягушонок и мышонок
(Г.Сапгир)

В траве лягушонок
Увидел мышонка.
-Какой вы чудесный! -
Заквакал он звонко. -

Ну как вы таким
Удивительным стали?
Немало, наверное,
Вы испытали?

Мышонок сказал :
- Я родился весной
И маленький был,
Как орешек лесной.

За лето подрос,
Нагулял себе шёрстку
И на зиму зёрен
Собрал себе горстку.

Вздохнул лягушонок:
-А в жизни моей
Всё было иначе -
Гораздо сложней.

Сначала икринкою
Плавал я в ряске.
Но вдруг у меня
Обозначились глазки.

Я стал головастиком.
Долго потом
В воде я резвился,
Виляя хвостом.

Но лапки затем
У меня появились,
Я громко заквакал
И на берег вылез.

Поймал червяка
Средь высокой травы.
И тут на полянке
Мне встретились вы!

Лягушачья песенка
(Михаил Пляцковский)

Лягушки проснулись в зелёной постели,
На солнце взглянули - и хором запели:
"Какая хорошая нынче погода,
Ещё не бывало синей небосвода!
Какая высокая нынче трава,
Как много ромашек повсюду, ква-ква!"
Услышав лягушек, поющих у речки,
Нахмурился дед, что сидел на крылечке.
Он тихо вздохнул и подумал: "Ну вот!
Лягушки кричат - значит,дождик пойдёт!"

Лягушки
(Саша Чёрный)

Мы - лягушки кваксы.
Ночь чернее ваксы...
Шелестит трава
Ква!
Разевайте пасти, -
Больше, больше страсти!
Громче! Раз и два!
Ква!
Красным помидором
Месяц встал над бором.
Гукает сова...
Ква!
Под ногами кочки.
У пруда - цветочки.
В небе - синева.
Ква!
Месяц лезет выше.
Тише-тише-тише,
Чуть-чуть-чуть-едва:
Ква!

Лягушки поют
(Борис Заходер)

Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!

Как славно! Все запело -
Все реки, все пруды...
Не скажешь, что капелла
Набрала в рот воды!

Песня лягушек
(Валентин Берестов)

У нас глазища, как алмазы,
А кожа цвета изумруда.
И мы рождаемся три раза,
А это, братцы, просто чудо.
Икринка малая в комочке,
И головастик в резвой стайке,
И вот лягушечка на кочке
Сидит иль скачет по лужайке.
Вмерзла в лед - и вновь жива.
Вот лягушка какова!

Мы дышим жабрами, как рыбы.
Мы дышим легкими, как люди.
Как птицы, мы летать могли бы.
Но лучше петь, как птицы, будем!
Конечно, неплохие трели
Порой выводят птицы эти!
Зато мы первыми запели,
Когда их не было на свете.
Лет мильон, а может, два
Слышал мир одно "ква-ква!"

Мы и на суше рекордсменки,
И в кажой луже чемпионки.
У нас прыгучие коленки,
У нас на лапках перепонки.
Конечно, мы холодноваты,
Но наши песни так напевны.
Мы в ваших баснях глуповаты,
Но ваших сказках мы - царевны!
Стань царицею - ква-ква!
Царствуй силой волшебства!