Следуйте за пауками

— Прекратите, сударыня! — Закричал он. — Оставьте бедных паучков в покое!
— Эта паутина — позор для замка! — объявила Софи, сметая пыльные фестоны.
— Снимите паутину, а паучков не трогайте! — велел Хоул.
Должно быть, у чародеев с пауками тёмное мистическое родство, решила Софи.
— Они же тогда наплетут ещё паутины, — сказала она.
— И переловят всех мух, а это очень полезно, — возразил Хоул. — Прошу вас, не шевелите метлой, когда я прохожу по своей собственной комнате.
Диана Уинн Джонс. Ходячий замок

В мифопоэтических традициях с образом Паука связываются творческая деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменования (ср. в связи с этим запрет убивать Паука), мудрость, а также холодная жестокость (ср. высасывание крови, дьяволичность как реализацию символических значений Паука в христианстве), жадность, злобность, колдовские способности. Известно использование Паука в магической медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в чёрной магии). С магическими целями Паук изображается на талисманах: североамериканские индейцы чиппева подвешивали над колыбелью младенца паутинку, чтобы предохранить его от какого-либо вреда).

Известны рассказы о том, как Паук спас младенца Христа от жестокости Ирода (ср. аналогичные мотивы о спасении от врагов Давида, Мухаммада с помощью Паука и сотканной ими паутины). Превращённый в Паука за некий проступок мифологический персонаж человеческой природы (ср. греческий миф об Арахне) сохраняет способность к ремеслу. В других случаях обладающий искусством тканья Паук обучает людей перворемеслу (у южноамериканских индейцев тоба Паук был первым ткачом); оно нередко является первым из ремесел, благодаря которому был создан мир или важнейшие его части. Так, в древнеиндийской традиции Брахма, подобно Пауку, ткёт из самого себя паутину мировых законов и явления (здесь паутина — образ космической ткани, первовещества вселенной); у народов акан (Западная Африка) паук Ананси — старейшее из живых существ, у науранцев — божественный Паук-творец Ареоп-Энап создает из раковины улитки землю, из пота — первородное море и из камней — людей; божество-творец у индейцев сиу — паук Сусистинако, изобразив в нижнем мире крест, определил четыре основные стороны света. Мотиву превращения человека в Паука в наказание близок мотив оборотничества Паука (ср., например, китайское предание о Пауке-оборотне, который принимает вид буддийского монаха, играющего на цитре; подаренная герою цитра превращается в паутину и опутывает его). В дунганской мифологической сказке красивый юноша-Паук по ночам приходит к девушке, которая с каждым днем тает; он был обнаружен с помощью иголки с ниткой, воткнутой в его одежду, но люди не смели его убить, так как огненная рука с неба (= молния) похитила Паука-оборотня. В целом ряде фольклорных текстов паутина служит путеводной и/или спасительной нитью, соединяющей при этом небо и землю либо какие-нибудь точки горизонтальной плоскости (в амхарской сказке умный Паук сумел перебраться через ручей на легкой паутинке, подхваченной ветром). Способность к передвижению во всех направлениях объясняет постоянно отмечаемый в сказках мотив хитрости Паука, нередко выступающего как трикстер (ср.: «Я был хитёр, я придумал хитрость» в одной из сказок хауса), хотя обманывают и Паука. Мотив хитрости Паука иногда сочетается с мотивами жадности и жестокости (ср. сказки о Пауке и мухах, комарах и других мелких насекомых; русскую сказку о мизгире — Афанасьев № 85—86, ср. «Запутался, что мизгирь в тенетах»). Одна из очень популярных персонификаций Паука — распространённый у американских индейцев образ Паука-мужчины и Паука-женщины, выступающих в качестве творцов, культурных героев, трикстеров.

Паук в христианской Европе - зловещий символ алчности, кровожадности, хитрости и дьявольского коварства. Такое несправедливое отношение к полезному существу можно объяснить только ненавистью христианства ко всему языческому, так как у древних народов в Европе паук - зловещий символ алчности и хитрости, а в Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, Т.е. практически повсеместно, паук олицетворял мудрость, созидание, богатство и удачу, а спускающийся сверху на паутине рассматривался как чудесная эмблема божественных даров.

В мифологии этих народов паук - лунный и женский знак, спутник богинь Луны, а иногда и демиург, устроитель Bceленной, как в древнеиндийских мифах. Ту же роль демиурга микронезийцы островов Гильберта отвели своему главному божеству Ha-Реау «господин Паук»).

Воплощением земной мудрости и божественных сил творения выглядит в мифах хопи Кокиянrвуши («Паучиха») - первое земное существо, созданное твоpцом мира Тайовой для заселения планеты.

В мифах североамериканских индейцев легендарный Человек-паук связывает воедино Землю и Небо своими прочными невидимыми нитями. Индейцы почитали паука и как подателя дождя, и как защитника от штормов.

Символика творчества подчеркивается и в широко известном древнегреческом мифе о Лидийской искуснице Apaxне, превращенной завистливой Афиной в паука. В изобразительном искусстве миф об Арахне проиллюстрировали на своих бессмертных полотнах такие нeпревзойденные мастера живописи, как Рубенс, Тинторетто, Веронезе и Веласкес.

Во всех религиях, за исключением христианства, паук выглядит как полезное или даже божественное создание. У мусульман есть предание о том, как паук спас пророка Мухаммеда. Однажды Myхаммед, преследуемый врагами, спрятался от них в темную пещеру. Достигнув пещеры, убийцы хотели было ее обыскать, но, заметив у входа в нее нетронутую паутину, решили, что там никого нет, и поспешили дальше. С тех пор мусульмане почитают паука как божественное существо, убивать которое - тяжкий грех. Любопытно, что точно такую же историю итальянцы рассказывают о святом Феликсе, японцы - о легендарном гepoe Иороитомо, а христиане - о чудесном спасении Святого Семейства. Однако лишь последние и проявили по отношению к пауку чудовищную неблагодарность, сделав его отвратительным символом алчности, кровожадности, нечистых побуждений и олицетворением самого Сатаны, со злобным коварством расставляющего свои паучьи сети гpexoвных соблазнов для уловления наивных человеческих душ. Впрочем, некоторая нeгативная оценка паутины звучит и в индуизме, где она является аллегорией «майя» - хрупкости, иллюзорности и предопределенности земного бытия.

В христианской иконографии паук в чаше св. Норберта служит аллегорией oтравленного питья. Этот сюжет иллюстрирует церковное предание о том, как нeмецкий проповедник Норберт выпил отравленное вино, предназначавшееся для его причащения, но благодаря своей фанатичной вере остался невредим.

В черной магии, по мнению отцов инквизиторов, пауки в совокупности с другими дьявольскими ингредиентами использовались для составления различных колдовских снадобий. Согласно средневековым поверьям, английские ведьмы, наловив множество пауков, мoгли с их помощью повелевать бурями и штормами.

В истории шотландского королевскoгo рода Брюсов паук сыграл весьма видную роль. Летом 1306 года английский король Эдуард 1 (1272-1307), известный под грозным прозвищем сокрyшителя скоттов, разгромил повстанческие отряды возмутившихся против ero власти шотландских rорцев, а их предводитель, Роберт Брюс, был вынужден укрыться от поrони на острове Ратлин. Там гордый шотландец укреплял свою волю, наблюдая за кропотливой работой паука. По легенде, этот паук и предсказал Брюсу победу над англичанами. Научившись у ратлинскоrо паука терпеливо сносить все невзгоды, вождь шотландских повстанцев принялся упорно ковать гpядущую победу. Через восемь лет в битве при Баннокберне он разгромил захватчиков наголову и, освободив родину от ига англичан, стал королем Шотландии. С тех пор в роду Брюсов пауки считались священными.

Погодная мантика располагает большим количеством народных примет, порожденных многовековыми наблюдениями за особенностями поведения метеoчувствительных пауков. В качестве примера приведем здесь лишь некоторые из них.

Если паук прилежно трудится, протягивая длинные нити, значит, следует ожидать ясную солнечную погоду. Если паук неподвижен, бездеятелен, не чинит порванную ветром сеть, значит, вскоре пойдет дождь. Если паук¬крестовик сам обрывает нити паутины, значит, ожидается дождь с сильным ветром. Если пауков видно много, ближайшие дни будет ясная, теплая погода, ну а если нет - значит, нет. (myfhology.info)

Даруя и отнимая жизнь, паук выступает символом её бренности и уязвимости перед лицом смерти, воплощением Великой Матери в её ужасной ипостаси. С этим аспектом в символике паука связаны представления о его агрессивности, жестокости, жадности и коварстве, а также о поголовной ядовитости всех пауков. Это последнее обстоятельство привело к тому, что паук часто служит эмблематическим обозначением яда, например, отравленного питья.

С учётом обеих трактовок паук выступает олицетворением причины развития и смерти всех феноменальных форм. Это обстоятельство определяет символическую двойственность паука как образа чередования сил созидания и разрушения, эволюционных и инволюционных циклов спирали развития, обеспечивающих стабильность мира. В связи с этим Шнайдер говорит, что символика паука указывает на «ту „непрерывную жертву“, которая является формой непрерывной трансмутации человека на всём протяжении его жизненного пути. Даже сама смерть просто сматывает нить прежней жизни для того, чтобы начать прясть новую».

Как источник и центр вращения колеса жизни, и одновременно, потенциальный источник смерти — паук служит символом, соединяющим преходящее с вечным. В его образе можно также обнаружить отголосок гностической картины мира, созданного из зла и движимого добрыми побуждениями.

Неоднозначность восприятия паука проявляется и в рассмотрении его роли как творца: по одним воззрениям он соткал реальность (Высшую Реальность), по другим — лишь покров иллюзии, эту реальность скрывающий…

Как бы то ни было, причастность паука к творению, божественным тайнам и прядению нитей человеческих жизней тесно связывает его с понятиями судьбы и предопределения, ведовством и даром предсказания. В связи с этим паук на бытовом уровне часто рассматривается как податель или провозвестник удачи, богатства или природных благ (дождя). Паук, спускающийся сверху на паутине, — распространённый символ (эмблема) божественных даров.

Способность паука к передвижению во всех направлениях, в том числе в воздушной среде, связь с небом и небесными богами позволяет рассматривать его как посредника между различными мирами (как по вертикали, так и по горизонтали), а также человеческой и божественной реальностями. Благодаря этому во многих традициях паук служит проводником души в её посмертном путешествии, советчиком при поиске героем пути на небо или в потусторонний мир, посланником бога и т. д.

То обстоятельство, что паук не поедает свою жертву целиком, а высасывает из неё жизненные соки, ставит его в особые отношения с понятием о душе: в разных ситуациях он предстаёт то как проводник души или её временное пристанище (форма), то оказывается причастным к её похищению, ущербу или погибели. (symbolarium.ru)

Отрывок из книги Тэда Эндрюса "Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий"

У всех народов мира существуют мифы и предания, посвященные пауку. Как правило, разные народы приписывают ему довольно схожее символическое значение. В Индии он ассоциировался с покрывалом иллюзий, которое представляет собой весь чувственно воспринимаемый мир. В греческой мифологии паук был связан с богинями судьбы мойрами, а в скандинавских преданиях – с норнами, женщинами, которые сплетали, отмеряли и обрезали нити человеческой жизни. Коренные американцы считали паука матерью-прародительницей, связывающей прошлое и будущее.

В отличие от насекомых тело у пауков состоит из двух частей, а не из трех, что зачастую придает ему форму восьмерки. В сочетании с восьмью ногами (вместо шести, как у насекомых) это связывает паука со всем многообразным мистицизмом, связанным с геометрической формой цифры «восемь». Как известно, восьмерка является символом бесконечности. Она представляет собой колесо жизни, переходящей от одного круга к другому. Паук учит не только тому, как совершать это бесконечное движение, но и тому, как удерживать свое сознание в центральной точке, расположенной между двумя кругами.

Паук учит вас поддерживать равновесие между прошлым и будущим, материальным и духовным, мужским и женским. В каждый момент времени вы занимаетесь тем, что плетете свое будущее. В колоде карт Таро есть карта «Колесо фортуны», которая связана с бесконечным чередованием взлетов и падений. Тем, чьим тотемом является паук, будет полезно иногда медитировать на эту карту.

Паук пробуждает в нас особую чувствительность по отношению ко всему происходящему. Он плетет тонкую и замысловатую паутину, как будто напоминая нам о том, что прошлое всегда оказывает неуловимое влияние на настоящее и будущее. Зачастую паутина может иметь форму спирали, которая по традиции воплощает собой созидание и развитие. Паук, сидящий в центре своей паутины, напоминает нам о том, что мы являемся центром своего собственного мира. Над входом в Дельфийский Оракул висела надпись: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» Паук указывает на то, что мир соткан вокруг нас. Мы сами являемся создателями своей судьбы, сплетая ее, как паутину, с помощью наших мыслей, чувств и поступков.

С мистической и мифологической точек зрения, паук ассоциируется с магией созидания. Паук является символом созидательной силы, которую олицетворяет его способность прясть роскошную паутину. Главной особенностью энергий паука является их спиралевидная направленность. Для людей, тотемом которых является паук, спираль паутины, сужающаяся в центре, может стать предметом медитации. Стремитесь ли вы к цели или распыляете свои силы, двигаясь в разных направлениях? Удается ли вам полностью сконцентрироваться? Не слишком ли вы поглощены собой? Не волнуют ли вас достижения других людей больше, чем свои собственные? Испытываете ли вы при этом чувство негодования и обиды на себя или на других?

Паук является хранителем древних языков и алфавитов. У каждого народа существуют мифы о том, как создавались различные языки и алфавиты. В Китае создание иероглифического алфавита приписывается Цанг Чину, богу с лицом дракона и четырьмя глазами. Он положил в его основу узоры звезд, отметины на панцире черепахи и следы птиц на песке. Скандинавский бог Один создал рунический алфавит, провисев на Древе Жизни девять дней и ночей. После чего ветки обломились, и ему открылось понимание рун.

Однако, по мнению многих, существует еще более древний алфавит. Он был создан на основе геометрических узоров и углов, увиденных в паутине паука. Именно его они считают первым настоящим алфавитом, а паука – учителем языка и носителем магии письменности. Возможно, тотемом людей, «плетущих» магию при помощи письменного слова, является паук.

Паук издавна ассоциировался со смертью и воскрешением. Отчасти это связано с тем фактом, что самки некоторых пауков убивают и съедают самца после спаривания. Подобное поведение часто встречается в мире насекомых, например, у богомолов. В связи с тем, что паук постоянно создает и плетет новые паутины, он был также символом энергий, связанным с различными фазами Луны. Для людей, тотемом которых стал паук, это является напоминанием о необходимости сохранять равновесие между противоположными энергиями. Паук учит тому, что поддержание этого равновесия способствует активизации творческого потенциала.

Люди привыкли бояться пауков, не в последнюю очередь благодаря книгам, фильмам и телевизионным передачам. Большинство пауков ядовиты (хотя лишь немногие из них опасны для человека). С помощью своего яда они убивают или вводят в своих жертв в состояние оцепенения.

Самой плохой репутацией среди пауков пользуется черная вдова, хотя в большинстве случаев эта слава является незаслуженной. Данный вид пауков водится на всей территории Соединенных Штатов. Взрослый паук окрашен в черный цвет, а на его животе имеется красная отметина в форме песочных часов. Это один из самых ядовитых пауков, но его яд не является смертельным для людей, как полагают многие. На самом деле, черная вдова очень боязлива и обычно боится людей не меньше, а, может быть, даже и больше, чем они его.

Другим распространенным видом крупных пауков, хорошо известных людям, являются тарантулы. В честь этого паука был назван народный танец на юге Италии «тарантелла». Ошибочно полагалось, что укус тарантула заставляет людей совершать конвульсивные движения. Поэтому танец, предполагающий перемещение по кругу и быстрые движения ногами, и получил такое название.

Тарантул считается одним из самых крупных пауков. Его тело густо покрыто волосами. Как и у большинства пауков, укус у тарантула ядовитый, но для взрослого человека он не опаснее, чем укус пчелы. Тарантулы умеют выпускать нить, но не плетут паутину. Они роют норы или ямки в песке и прячутся на их дне. Как только они чувствуют, что кто-то приближается к их убежищу, они выскакивают, хватают жертву и утаскивают ее к себе в нору.

На самом деле большинство пауков являются очень и очень хрупкими. Если вы выроните из рук тарантула, он разобьется и умрет. Пауки представляют собой удивительное сочетание мягкости и силы. Это является важным уроком для тех, кто связан с этим тотемом.

Пауки также известны своим проворством и ловкостью. Они могут сохранять равновесие и с легкостью передвигаться по тонким шелковистым нитям. Далеко не каждому дано умение передвигаться по нитям бытия и сохранять равновесие. Зачастую мифы и предания повествуют о людях, научившихся балансировать – наяву и во сне – на тонких нитях между жизнью и смертью, между материальным и духовным мирами. Этому может научить магия паука, поскольку пауки мастерски перемещаются по нитям.

Люди, видя пауков у себя в доме или рядом с ним, нередко испытывают страх и отвращение. Им необходимо помнить о том, что пауки выполняют жизненно важные функции, контролируя численность насекомых. Как правило, пауки обитают в труднодоступных местах, а ткать свою паутину предпочитают в темноте. Это многое говорит о том, как надо использовать свои творческие энергии. Не бойтесь, что другие люди не оценят ваше творчество. Сплетайте нити созидания в темноте, и потом, когда лучи солнца коснутся их, они засверкают изысканной красотой.

Если в вашей жизни в качестве тотема появился паук, задайте себе несколько важных вопросов. Вплетаете ли вы свои сны и плоды своего воображения в реальную жизнь? Используете ли вы свои созидательные возможности? Не кажется ли вам, что вы как будто бы попали в паутину или застряли в ней? Не пора ли вам уделить внимание своему равновесию и тому, куда вы движетесь по жизни? Испытываете ли вы потребность писать? Часто ли случается так, что вы чувствуете вдохновение и садитесь писать, но потом не доводите дело до конца? Помните, что паук является хранителем знания о первом древнем алфавите. Он может научить вас эффективному и творческому использованию письменной речи так, чтобы ваши слова завлекали в свою паутину тех, кто будет их читать.(esoterics.wikireading.ru)

Пословицы и поговорки

Где паук, там и паутина.
Если пауки ткут паутину во время дождя, значит дождь скоро перестанет.
И паук сначала совьет паутину, а потом ловит насекомых.
Когда человек падает, то даже паук на стене свидетельствует против него.
Летела муха-горюха, да попала пауку в тенета.
Лови, паук, мух, поколе ноги не ощипаны.
Меня удивляет, что ты - паук, а не лазишь по стенке.
Нужда - мизгирь (паук), а заемщик, что муха.
Паук к тебе на паутине спускается - добро приносит.
Паук на паутине висит - будет дождь
Пища пчелы превращается в мёд, а паука - в яд.
Разве в горле живого человека паук сплетет паутину?

Песни

Сергій Бабкін - Дихай повільно

DZIDZIO та Вова зі Львова — Павук

Gogol Bordello - Sex Spider

Ten Years After - Spider In My Web

They Might Be Giants - Spider

Who, The - Boris the Spider

* * *
(Эмили Дикинсон)

Всю ночь вязал Паук
Без света - без помощи рук -
На белом белый круг.

Рюшка на дамский рукав
Или саван для гнома готов -
Себе лишь скажет - без слов.

Стратегия его -
Бессмертия мастерство:
Он чертит - себя самого.

* * *
(Эмили Дикинсон)

Паук - великий мастер-
Признанья не найдет -
Могли б удостоверить
Размах его работ
Все метлы и все Марты
Везде - в любом дому.
Сын гения забытый -
Дай руку тебе пожму!

Горе старого Наума (отрывок)
(Николай Некрасов)

Полвека прожил так Наум
И не тужил нимало,
Работал в нем житейский ум,
А сердце мирно спало.

Встречаясь с ним, я вспоминал
Невольно дуб красивый
В моем саду: там сети ткал
Паук трудолюбивый.

С утра спускался он не раз
По тонкой паутинке,
Как по канату водолаз,
К какой-нибудь личинке,

То комара подстерегал
И жадно влек в объятья.
А пообедав, продолжал
Обычные занятья.

И вывел, точно напоказ,
Паук мой паутину.
Какая ткань! Какой запас
На черную годину!

Там мошек целые стада
Нашли себе могилы,
Попали бабочки туда -
Летуньи пестрокрылы;

Его сосед, другой паук,
Качался там, замучен.
А мой - отъелся вон из рук!
Доволен, гладок, тучен.

То мирно дремлет в уголку,
То мухою закусит...
Живется славно пауку:
Не тужит и не трусит!

Как паук
(Константин Бальмонт)

Как паук в себе рождает паутину,
И, тяжелый, создает воздушность нитей, -
Как художник создает свою картину,
Закрепляя мимолетное событий, -

Так из Вечного исходит мировое -
Многосложность и единство бытия.
Мир один, но в этом мире вечно двое: -
Он, Недвижный, Он, Нежаждущий – и я.

Первая дорожка
(Владимир Орлов)

Идёт паyчок
По воздyшной тpопинке.
Идёт паyчок
По чyжой паyтинке.
Идёт боязливо,
Идёт остоpожно.
Hавеpное, стpашно емy
И тpевожно.
Как видно, впеpвые
Он вышел из дома,
И всё, что он слышит,
Емy незнакомо,
И всё, что он видит,
Емy неизвестно,
Hо так интеpесно!
Hо так интеpесно!
Идёт паyчок
По воздyшной тpопинке.
Идёт паyчок
По чyжой паyтинке.
Тpопинкy оставил
Дpyгой паyчок -
Он видел, что следом
Идёт новичок.

Гном
(Вадим Шефнер)

В прозрачной прорези окна
Всю ночь трудился он —
Вот паутина сплетена,
Легла на небосклон.

Не муху и не мотылька
Подстерегал паук —
Он заарканил облака,
И лес, и дальний луг.

Могущественный серый гном,
Он был ничтожно мал,
Но все, что было за окном,
Он в сеть свою поймал, —

Уловлен солнечный восход
И катер на реке,
И реактивный самолет
Повис, как в гамаке.

Я понял суть его игры,
К черновику приник...
О, мне бы сеть на все миры
Набросить хоть на миг!

...Беззлобную набросить сеть
На все, что за окном,
Чтоб все вплотную рассмотреть —
И отпустить потом.

Паук
(Филипп Пираев)

Парит весь вечер над столом
эквилибрист паук.
Знать, вести постучатся в дом,
иль даст мне денег друг.

Какой-то запредельный звук
смакуя в тишине,
частит паук октавой рук
по призрачной струне.

Магистр шулерских наук,
желает он внушить,
что жизнь всего лишь ловкий трюк,
и тонкая, как нить.

Пыхтит, старается паук,
не ведая о том,
что станет паутинкой букв
в блокноте записном.

Большой паук
(из поэзии Гуанси)

Когда проник он? Через щель в окне
или из сумерек отверстых?

Когда на кухне я шкаф газовый открыл,
паук огромный оттуда
на вид ужасный выполз. Затем он тут же скрылся
За трубами водопровода.
Пусть отвратителен он видом и обличьем
И на людей наводит ужас
До того, что даже вспоминать противно.

Но не осталось и следов. Ни пыли или паутины.
Открыл я все шкафы и окна.
Но всё ж никак не удалось прогнать.

Отнюдь не всё в себе мы понимаем. Всё скрытое
таится в нашей жизни.
В тот самый миг, когда о нём забудем напрочь,
Оно нам вдруг напомнит о себе.