Серый

– В шестой книге «Наставления ученикам» святой Хэлф говорит: «Одежду носите черную или белую и никогда не надевайте серой. Ибо серый – цвет Закона, соединивший в себе и белое, и черное и вставший от них в стороне. В сером придет Серый Магистр, и он будет искать свой Путь. По одежде его узнаете его!..»
– Хм. – Я пожал плечами. – Да мало ли какой проходимец напялит на себя серую хламиду?..
– Ты прав, надеть серое может каждый, а вот носить...
Евгений Малинин. Магистр

Серый цвет — промежуточный цвет между черным и белым. Это нейтральный или ахроматический цвет, что буквально означает, что он «бесцветный», потому что он может состоять из черного и белого. Это цвет затянутого облаками неба, пепла и свинца.

Опросы в Европе и Северной Америке показывают, что серый цвет чаще всего ассоциируется с нейтральностью, конформизмом, скукой, неуверенностью, старостью, безразличием и скромностью. Только один процент респондентов выбрал его в качестве своего любимого цвета.

В древности и средневековье серый цвет был цветом неокрашенной шерсти, поэтому его чаще всего носили крестьяне и бедняки. Это был также цвет, который носили цистерцианские монахи и монахи орденов францисканцев и капуцинов как символ их клятв смирения и бедности. Францисканские монахи в Англии и Шотландии были широко известны как серые монахи, и это имя теперь присвоено многим местам в Великобритании.

Серый стал очень модным цветом в 18 веке как для женских платьев, так и для мужских жилетов и пальто. Особенно ярко он выглядел на шелковых и атласных тканях, которые носили дворяне и богатые. В женской моде XIX века доминировал Париж, а в мужской — Лондон. Серый деловой костюм появился в середине 19 века в Лондоне; летом светло-серый, зимой темно-серый; заменив более красочную палитру мужской одежды в начале века. Одежда женщин, работающих на фабриках и в мастерских Парижа в XIX веке, обычно была серого цвета. Это дало им название гризетты . «Гри» или «серый» также означало «пьяный», а имя «гризетт» также было дано низшему классу парижских проституток. Серый также стал обычным цветом военной формы; в эпоху винтовок с большей дальностью солдаты в сером были менее заметны в качестве целей, чем солдаты в синем или красном. Серый был цветом униформы армии Конфедерации во время Гражданской войны в США и прусской армии для военной одежды с 1910 года. (Википедия)

Серый цвет - это символ злости, подлости, отгороженности и рутины. Одновременно - это цвет скрытности, важничанья, усталости. Непонимание того, нравится тебе серый цвет или нет - первый признак усталости. У французов пепельно-серый цвет выражает печаль, покаяние или раскаяние. В самом деле, в нем нет крайностей. Он - в самом центре всех на свете цветов. Без него не обходится ни одна смена моды. А ведь только при отсутствии крайностей реальным становится проявление человечности. С ее печалями и раскаянием.

В христианских канонах за серым цветом с античных времен сохранилось значение телесной смерти и духовного бессмертия.

Отсюда ведут свое происхождение и восточные траурные одежды из неотбеленного холста. Отсюда же в раннем христианстве этот цвет соотносится с нищими и убогими. Однако исламом серый цвет уже воспринимается как цвет злодеяний или несчастий. А средневековая Европа называет его цветом джентльменов, цветом высшего света и т. п. Возникает и кабалистический «цвет мудрости». И серые цвета униформы современных чиновников. Цвета одежды масона, посвящаемого в высшие степени приобщения к таинствам ложи, - серые.

В восточной живописи этому цвету придавалось огромное значение. Великие достижения в области живописи тушью в периоды Сун и Юань в Китае, а также в периоды Камакура и Асикага в Японии, когда в этих двух странах достиг вершин своего влияния дзен-буддизм. «Отсутствие кисти и туши» является не чем иным, как недостижимым идеалом для тех художников, которые желают реализовать принцип выразительности через невыражение. Однако можно приблизиться к отсутствию выраженности по мере внутреннего накопления духовной энергии. Отсюда и «умеренность туши». Эти два выражения берут свое начало от понимания того факта, что для выражения спокойной безмятежности ума в его абсолютной чистоте и для изображения вещей как они есть в действительности - в их естественном подобии, как называет это дзен-буддизм, - художник должен исключить из своей картины все несущественные элементы, используя как можно меньше мазков кисти и предельно ограничивая количество используемой туши.

В результате строгого соблюдения этого принципа многие художники рисовали легкой тушью, разбавленной водой до почти незаметной серой дымки. Говорят, что, например, выдающийся художник периода Сун Ли Чэнь, «берег тушь, как если бы это была его собственная жизнь». Живопись тушью, представляемая этими мастерами, традиционно известна как «загадочно туманная живопись». Согласно свидетельствам его современников, Лао Юнь обычно рисовал таким образом, что все пространство было скрыто за тусклой дымкой; чувствовалось, что там что-то есть, но невозможно было сказать, что именно.

Это совершенно соответствовало духу даосизма, который вместе с дзен оказал значительное влияние на развитие живописи тушью. Работа Лао Юня - это не что иное, как изобразительное представление Пути (дао) как он описывается Лао-цзы. В «Дао дэ цзин» мы читаем:

Даже если мы попытаемся увидеть Путь, то увидеть его нельзя. В этом отношении его можно описать как «смутный и бесформенный». Даже если мы попытаемся услышать Путь, то услышать его нельзя. В этом отношении его можно описать как «неслышимо невнятный». Даже если мы попытаемся ухватить его, то прикоснуться к нему нельзя. В этом отношении его можно описать как «предельно малый». В этих трех аспектах Путь неизмерим. И эти три аспекта сливаются в один. (То есть Путь может быть представлен лишь как смутное, туманное, неизмеримое Одно). Путь абсолютно неясный, абсолютно смутный. Абсолютно неясный, абсолютно смутный и все, же посреди него есть (невнятный и неясный) знак (знак Нечто). Абсолютно смутное, абсолютно неясное, и все же там есть Нечто.

Серый бесцветен, ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций.

Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, оставаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно - он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками», «серыми кардиналами». Человек, который не приемлет серый, не приемлет неучастия во всем происходящем вокруг. В результате окружающие могут находить его надоедливым, излишне любопытным и назойливым. Он хочет использовать любую возможность на пути к своей цели и не может себе позволить передохнуть, пока не достигнет ее.

Согласно Люшеру, нейтральный серый не вызывает никаких психологических реакций. Не успокаивает и не возбуждает. Хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий. Предпочтение серого по 8-цветовой шкале означает замкнутость, скрытность или сдержанность. Нередко оно связано с повышенным уровнем тревожности.

Интересные результаты дало тестирование 1900 молодых мужчин во время отборочных экзаменов на замещение вакантных должностей. До экзамена чисто серый цвет в качестве любимого выбирали только 5% испытуемых. После экзамена (в любом случае это действие сопровождается стрессами разной степени тяжести) на первое место серый цвет поставили почти 27% опрошенных.

Лицам, которые не хотят, чтобы их познавали, психология цвета рекомендует носить одежды серых тонов. Серый цвет позволяет оградить себя от всяких влияний, переутомления или внешнего напряжения. Хотя и влечет за собой неприкрытое отсутствие сопереживания.

Однако серый не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Цветоаналитическая психология выявляет в нем, по меньшей мере, три цвета: светло-, средне- и темно-серый.

Предпочтение светло-серого (из белого, трех серых и черного цветов) указывает на готовность к переживаниям. На легкую возбудимость. На желание контактов с окружающими. Светло-серый действует очень легко, выражает свободу и возвышенное психоэнергетическое состояние, хорошо успокаивает, умиротворяет и тело и разум (стремится к белому). Стиль его движения - неприкаянность (цвет привидения).

Средне-серый говорит о стремлении к стабилизации и установлению порядка.

серый, текстуры, кирпич - обои на рабочий стол Темно-серый выражает потребность в телесно-духовном удовлетворении. Иногда, правда, в ущерб телесному. Темно-серый воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Людям, предпочитающим темно-серый, свойственна повышенная чувствительность, у них доминирует потребность в душевном и физическом удовлетворении. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишен внутренней энергии - характеризуется такими выражениями, как «подрезаны крылья», «убитый, поломанный, но еще живой»). Такие люди страдают от своей чувствительности и отклоняют чувственные сердечные связи, так как не могут выдержать наплыва энергии.

Переведем все это в принципы цветолечения. Предположим, у пациента необходимо сформировать желание откровенного реагирования на внешние воздействия. В таком случае можно рекомендовать светло-серый цвет.

Психологически состояние пациента в одежде этих тонов связано с открытостью. С готовностью к возвышенному возбуждению или к переживаниям и контактам. Например, на экзаменах светло-серая одежда не столько «маскирует» незнание отвечающего, сколько повышает его интеллектуальные возможности.

Собственно «серые» дети очень редки, но «серыми» в силу обстоятельств могут становиться особо тихие, несмелые, замкнутые дети при попадании в новую школу, при бойкоте, во время экзаменов.

Лицам, жалующимся на повышенную чувствительность и поэтому стремящимся уклониться от чувственных связей, можно рекомендовать темно-серые одежды. Они помогают достичь гармоничного равновесия души без физического напряжения.

В хроматической модели интеллекта серый проявляет творческие черты общемирового подсознания.

Временной аспект этого сублимата - настоящее.(astromag.at.ua)

Отречение, смирение, меланхолия, безразличие и, в современной терминологии, сравнение для скучной рассудительности — возможно, несмотря на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто означает бесцветность. Только в иудейской традиции его связывали с мудростью зрелого возраста. Как цвет праха, он иногда ассоциируется со смертью, трауром и душой. В христианских религиозных общинах он символизирует отречение.

Сочетание белого, цвета невинности, и черного, цвета вины, серый был христианским символом земной смерти и духовного бессмертия; оклеветанной, очерненной невинности, осужденной общественным мнением или законами.

Серый цвет соответствует тональности грусти, тревоги, смутной мечтательности.

В Библии это цвет пепла, символ покаяния (раньше в первый день поста во время публичного покаяния епископ посыпал пеплом головы кающихся грешников) и траура (древние евреи посыпали себя пеплом, чтобы выразить свою скорбь во время похорон).

Двусмысленный серый цвет означает бессилие и подавленность, но также эгоизм, отказ от обязательств, нарциссизм, а в снах — чрезмерное безразличие, скуку, холодность, потребность в покое. (wiki.simbolarium.ru)

Цветовые координаты

HEX #858585
RGB (133, 133, 133)
CMYK (0, 0, 0, 48)
HSV (67°, 0%, 52%)

Оттенки

Серебряный Серый Сизый Фельдграу

Пословицы и поговорки

Белый лебедь серому гусю не товарищ.
В темноте все кошки серы.
В чёрном доме своём - хан, в сером доме своём - богдо.
Вали на серого - серый все свезет.
Вороной да серый мужику не ко двору.
Ему серая не ко двору приходится.
Есть в нем серой шерсти клок.
И серо, да носко.
И серо, да сбойливо.
Коза бела, коза сера, а все дух один.
Мыло серо, да моет бело.
Не все, что серо,- волк; и космато, да не медведь.
Не умела родить ребенка, корми серого котенка.
Попу - куницу, дьякону - лисицу, пономарю-горюну - серого зайка, а просвирне-хлопушке - заячьи ушки.
Рад Епифан, что нажил серый кафтан.
Свитка сера, да воля своя.
Сер волк, сед волк, а все ему волчья честь.
Сер козел, сед козел, а все псиной несет.
Сер мужичок, да сердит на работу.
Сера утица - охота моя, красна девица - зазнобушка моя.
Сера, что свинья, а зла, что змея.
Серее волка на четверть.
Серенькое утро - красненький денек.
Серо, серо, да волюшка своя.
Серого помянули, а серый здесь.
Серое сукно тянется в окно.
Серый козленок тоскует по матери, а отцовский сын - по родине.
Соболь да куница бежит да дрожит, а серая овечка лежит да пышет.
У серого армяка казна толста (а синий армяк мот).
Уточки серые, девушки сенные, жучки в епанечках.
Через улицу серой утицей, через сад перепелкою, через широк двор красным кочетом, а в высок терем добрым молодцем.
Что серо, то и волк.

Песни

Battlelore - The Grey Wizard

Bon Jovi - Touch Of Grey

Александр Пономарев - Сірооке кохання

ВИА Гра - Бомба

Владимир Высоцкий - Песня О Двух Красивых Автомобилях

Детские песни - Два веселых гуся

Детские песни - Жил-был у бабушки серенький козлик

Звуки МУ - Серый голубь

Лавика - Счастье цвета платины

Серёга - 50 оттенков Серого

Черный Обелиск - Серый святой

* * *
(Александр Конопля)

Серое утро мне глянуло в душу
Серым киоском, аптекою серой.
Ветер куда-то бежал непослушный
Серыми крышами, брошенным сеном.

Серые капли в плену притяженья
Падали тихо на серую землю.
Серый автобус стрелою движенья
Мчал, опозданий в пути не приемля.

Серые ветки, глотнув вдохновенья,
Чуть колыхались у серых окошек.
И, восхищаясь весенним броженьем,
Чья-то мурлыкала серая кошка.

Серый день
(Д.Мережковский)

Как этот серый день и нежен, и отраден!
К нам, детям страждущим своим, как мать, полна
Природа жалостью. И ветерок прохладен,
И все смиренная объемлет тишина.

Как благодарен я и как доволен малым!
Не надо солнца нам: милей, чем яркий луч,
Уютный полумрак – очам моим усталым -
И темных хвойных игл, и теплых серых туч.

Я смерти не боюсь и жизни покоряюсь:
Как это облако, уснувшее вдали,
И как цветы – без дум, я только наслаждаюсь
Спокойствием небес, спокойствием земли...

Серебряное
(Уолтер де Ла Map)

В туфлях серебряных месяц нарядный
Ходит и ходит в ночи непроглядной;
Чуть он задержит серебряный взгляд —
Сад серебрится и вишни горят,
Жмурятся окна от лунного блеска,
И серебрится в лучах занавеска;
Пес безмятежно в своей конуре
Спит и не знает, что он в серебре;
Луч в голубятне, и снится голубке
Сон о серебряноперьевой шубке;
Мышка бежит — в серебре коготки
И серебром отливают зрачки;
И, неподвижна в протоке лучистой,
Рыба горит чешуей серебристой.

Серый цвет
(Мари О'Нейл)

Серый слон
И серая мышь,
Заброшенный дом,
Туман,
Дым.
Тучи - серые,
Пыль и моль,
Пепел,
Крот,
Головная боль.

Мрамор - серый
И полумрак,
Старые юбки,
Трубки,
Табак -

Сор и ссоры,
Ночные воры,
Зола
И сухая ботва
На грядках...

В серых замшевых перчатках
Выползает из угла
Скука Серая.

Серый цвет
(Ирина Зяблева)
1
Вода бесцветна, цвета не имеет
И воздух (если прямо, а не вверх
Смотреть), но вот что странно и нелепо:
Объединясь, бесцветность и бесцветность
Дают густой, ужасный серый цвет.
Какой-то вязкий, липкий и простудный,
Оттенок этот вызывает зев
И тяжкую угрюмую сонливость.
Крысиный цвет, цвет флага пофигизма,
Вселенной, обленившейся насквозь,
Цвет бьющего в висок свинца кастета,
Цвет камня на груди на дне реки,
Такой же мутной и такой же серой.
Цвет пепла на пожарище и цвет
Сгоревших писем, прерванного смеха,
Цвет грязи, пустословия, молчанья
(Когда замалчивают), цвет неврастении
И, кстати, человеческих мозгов.
2
Но серый есть смешение цветов,
И в серых мыслях блик тоски зеленой,
И черной зависти, и розовой надежды,
И гнева, что заката багровее.
3
Но серый--цвет дорожного плаща
И мягкой пыли под босой ногой,
И цвет в золе пекущейся картошки,
Предутренних туманов над водой,
Звенящего клинка, соленых талей,
И питерского неба, и Невы,
И замка на скале. Цвет путешествий.
Цвет Серых Рыцарей и Серых Кардиналов...