Заяц как трикстер

Заяц

Если в одной части Африки Заяц – любимый герой фольклора, то в другой считается животным, приносящим несчастье. Абиссинцы, как и галла, не едят заячье мясо, а заяц, пересекающий человеку дорогу, считается худшей из примет. В готтентотских мифах Заяц связан с Луной. Бушмены верят, что Заяц когда-то был человеком, а животным стал, когда Луна прокляла его за глупость. Бушмены употребляют в пищу заячье мясо, за исключением определенных частей тушки, которые, как они думают, остались от того времени, когда Заяц был человеком.

Популярность Зайца в фольклоре банту объясняется разными причинами. Африканцы считают, что привычка зайца шевелить губами, словно он постоянно что-то бормочет себе под нос, говорит о большой мудрости. Частично популярность можно отнести на счет симпатии, вызываемой той ловкостью, с которой это слабое существо ускользает от физически более сильных врагов.

К слову скажу, что исследователи уже отыскали африканские оригиналы многих сказок о Братце Кролике, рассказанных «дядюшкой Римусом». Эти сказки, попав на другой континент, были адаптированы к местным условиям. Место Гиены заняли Братец Лис и Братец Волк; на смену Слону пришел Братец Медведь; несколько раз в качестве самого себя появляется Лев, хотя и при существенно изменившихся обстоятельствах.

Некоторые из шуток и приключений, приписываемых Зайцу, встречаются в сказках, которые зулусы рассказывают о Хлаканьяне. Это получеловек, который в некотором отношении напоминает нашего Мальчика-с-пальчика, его также можно рассматривать как некую разновидность эльфа или пикси, хотя родители его были людьми. В этом случае логично предположить, что тот вариант, где Хлаканьяна фигурирует как животное, является более древним. Все прочие вариации представляют собой эволюцию оригинала.

Неясно, можно ли рассматривать Хлаканьяну в качестве «эволюционировавшего» Заяца или нет, но Зайцу часто приписывают эпизоды, в первоначальных вариантах которых действуют совсем другие герои. Это особенно заметно в Восточной Африке, где существует определенная путаница между Зайцем и Абу Нувасом, арабским трикстером и героем многих приключений. Так, когда персонаж Абу Нуваса был уже изрядно подзабыт, в суахили появилось существительное бана-васи, оно означает «человека, у которого всегда наготове остроумный ответ». Это слово, если верить «Словарю» Крапфа, стало ассоциироваться с Зайцем. По утверждению Жюно, в Лоренсу-Маркише некоторые из наиболее известных приключений Абу Нуваса приписывают Бонаваси. Жюно, полагающий, что у этих историй португальские корни, считает, что Бонаваси – это искаженное имя Бонифацио.

В Южной Африке вследствие контакта различных племен тоже возникла определенная путаница. Басуто приписывают одно из самых известных приключений Зайца Шакалу – «возможно, вследствие прямого или косвенного влияния готтентотов». В одной из историй Заяц выступает в роли жертвы Шакала, такое развитие событий больше характерно для хамитских сказок. «Зайца нельзя назвать умным, – убежден Абареа, принадлежащий к племени галла, – весь его ум в том, чтобы поскорее унести ноги!» Когда же я спросила (как я уже упоминала выше), почему в таком случае о Зайце сложено так много сказок – взять хотя бы историю о том, как он убил Льва, хитростью заставив того проглотить раскаленный камень, – Абареа ответил, что сказка эта сложена вовсе не о Зайце, а о Шакале.

И наоборот, историю о Шакале, которую поведал мне Абареа, масаи, по крайней мере некоторые из них, приписывают Зайцу.

Басуто называют Зайца мутла или, обычно в сказках, ласковым уменьшительным мутланьяна. Иногда в историях фигурирует животное, называемое хлоло. По версии Жакотте, это кролик, а Браун описывает его как «небольшое рыжеватое животное, очень похожее на зайца», но явно отличное как от пищухи, так и от долгонога. Этот факт примечателен тем, что отражает попытку достижения некоего компромисса. Банту не могут представить себе своего любимого героя, Зайца, простофилей, а потому на роль простака выбирают его менее значимого собрата. (Элис Вернер Мифы народов Африки)

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой

Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник


Цитаты

Тогда Заяц отправился ко Льву и сказал ему: "Пойдем, я покажу тебе мясо!" Они пошли вместе и пришли к реке, в которой жил Крокодил. Еще издалека они увидели, что Крокодил греется на солнце. "Посмотри-ка, господин, - сказал Заяц, - вон там лежит большой зверь. Ты теперь должен быть доволен, вполне доволен!" Лев очень обрадовался, что нашел мясо. Заяц же быстро подбежал к Крокодилу и сказал ему: "Дядюшка, вон к тебе идет мясо! Я уплатил свой долг!" Крокодил тоже очень обрадовался и воскликнул: "О, это мясо жирное!" Довольный, Лев подошел поближе. Крокодил весь раздулся от радости.
И вот Лев и Крокодил со страшной силой вцепились друг в друга. Долго бились они. А Заяц, который отошел подальше от дерущихся, все подзадоривал и подзадоривал их: "Хватай его, хватай его, дядюшка, хватай его! - кричал он. - Я уплатил свой долг!"
Оба, и Лев и Крокодил, упали наконец мертвыми на землю. Тогда Заяц пошел к жене и сказал ей, что расплатился с долгами.

Звери приставили к колодцу сторожа. В первую ночь воду охраняла Гиена. Когда стемнело, Заяц пришел к колодцу с двумя посудинами. Одна из них была пустая, другая - с медовым пивом. Заяц крикнул: "Колодец, пусти меня!" Гиена молчала, и Заяц произнес как бы в раздумье: "Наберу-ка воды!" Но только он хотел зачерпнуть воды, как Гиена схватила его. Тогда Заяц воскликнул: "Моя вода слаще вашей!" - "Дай мне попробовать немножко!" - попросила Гиена. Заяц капнул чуть-чуть пива Гиене в рот. "О, это вкусно, дай мне еще немного!" - воскликнула Гиена. "Нет, я не могу. Если я тебе дам еще, ты на ногах не устоишь! Я должен сначала привязать тебя к дереву". Заяц крепко привязал Гиену к дереву, набрал воды и пошел своей дорогой.

Заяц сказал ему: "Я же говорил тебе: ты сгоришь, а ты не хотел мне верить! И вот ты погиб! Что же мне теперь с тобой делать?" Он вытащил своего друга из пепла, взвалил себе на спину и отнес к речке. Там он зачерпнул немного воды и смочил Матсу голову. Потом полил водой все его тело, так что тот стал совсем мокрым. И тогда Матсу ожил. Заяц сказал: "Если ты в другой раз увидишь, что люди разводят огонь, немедленно убегай в горы и прячься в пещеру! Мне же можно оставаться здесь, в траве. Я всегда смотрю, откуда и куда движется пламя, и потому огонь не может меня одолеть!"

Ссылки

О зайце (Мифы и сказки народов Африки, Азии и Америки)

Заяц в мифологии

См. также