конь; лошадь; жеребец; кобыла
————
Священные животные с древних времен. Изображения людей в лошадиных масках в произведениях искусства каменного века (Британия).
Играет важную роль во многих мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда божеств. На конях передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои.
В индоевропейской мифологии коню принадлежит особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч. Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два мифологических предводителя — родоначальники племени (англосакс. Hengist и Horsa).
Представляется возможной также реконструкция бога грозы индоевропейской мифологии — *Per(k)uno-s в виде воина-змееборца на коне (или на боевой колеснице, запряженной конями), что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые также передвигаются на повозках, запряженных конями (ср. слав. Перун). Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой колеснице, запряженной конями, причем само солнце представляется в виде колеса.
Сравнение греческой Пotnia ippon, «хозяйка коней» (в роли Пotnia tnron «хозяйка зверей»), др.-инд. Drvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской богини Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве традиций женского) мифологического образа, связанного преимущественно с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ — подобие хуррит. Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском божестве на коне сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по некоторым признакам отождествляемых с хеттами.
Рассказы о мифических конях известны в древнеиндийской, кельтской и славянской мифологиях.
Соответствие общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня (ашвамедха), приравнивавшегося к трем частям космоса, римский обряд Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», то есть конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в Древней Индии (см. Ашваттха).
Ряд мифологических и ритуальных представлений, связанных с конём (символ коня у мирового дерева, жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности тюркских, языках, что, по-видимому, отражает древние контакты между этими народами.
Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской, мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов; согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название коня (qus) восходит к индоевропейскому *ekwos. Ряд исследователей считает также возможной диффузию некоторых мифологических образов, связанных с конём, в процессе миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия или Юго-Восточная Европа) во II-м тыс. до н. э.
От масти Лошади зависит смысл символа:
конь, исключительно белый, всегда был связан с Солнцем, с дневной ясностью, с огнем, воздухом, небесами, водой, солнечными героями, как выражение добрых человеческих устремлений в его повседневных трудах и борьбе с трудностями… Таковыми были солнечная колесница у персов, а также у античных греков (Гелиос, Фаэтон, Аполлон, Феб), у скандинавов. Запряженная огненными скакунами, колесница неслась по небосклону. Солнцу же, неутомимо проплывавшему по небосклону, древние приносили самые ценные жертвы.
белый солнечный конь — интеллект, разум, чистота, святой Георгий… Атрибут божественных сил, постоянно борющихся со Злом, противопоставление Смерти (скакунам Персефоны).
конь черный всегда связан с ночной тьмой, с мрачным подземным царством, с растениями и их корнями, с Матерью-Землей, с пламенем вулканов, с глубинами земли и моря, с дном рек, с морскими приливами и лунным светом, с ночными видениями и кошмарами, с сексом, ворожбой, магией, злыми желаниями…
вороная или мертвенно-бледная связывается с луной и водой и является воплощением дьявола или проклятия.
белая и крылатая (духовность) символизирует самообладание.
черный конь — знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос. Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом.
Ассоциации:
плодородие,
магия,
ясновидение — во все времена лошадям приписывали дар ясновидения, позволяющий им видеть невидимую опасность,
приметами,
колдунами,
языческими божествами.
Основные значения:
верность
скорость, ветер, воздух,
свет, огонь, молнии;
морская пена, водяной поток, волн, источника;
сила (динамичная), вселенская энергия,
трудолюбие,
упрямство, глупость,
либидо, сильное сексуальное желание, похоть, плодовитость,
времени, дня и ночи;
солнечных и лунных лучей,
животных сил, плодовитости, плодородия, материнской любви, разумности, чувства.
аристократизма и рыцарства, свободы;
войны, триумфа, героизма и победы;
смерти, отдания на волю судьбы;
здоровья, силы, физической и умственной энергии, движения, смелости, трудолюбия и выносливости;
знания, интеллекта, инстинкта, интуиции, рассудочности и расчетливости;
щедрости, взаимопонимания; счастья и одновременно несчастья, невезения;
пугливости;
эгоизма, злости, упрямства и глупости…
интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, силу, проворство, быстроту мысли, бег времени.
чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь;
молодость, творческая сила.
Древний Восток
Крылатый конь появляется на ассирийских барельефах и карфагенских монетах. В шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука запряжена четверкой коней. Конская голова (лоб) — эмблема Карфагена и символ счастья.
Согласно древней легенде, Дарий в числе семи претендентов на персидских трон вступил в спор с условием: царем станет тот, чей конь заржет первым. Дарий выиграл спор, отдав конюшему тайный приказ: подвести к своему жеребцу кобылу.
Египет
Достойно внимания то, что конь совершенно отсутствует в египетском символизме.
Античность
Ассоциируют с похоронными ритуалами в древних хтонических культах, с духами и божествами загробного мира. Ценнейшая жертва олимпийским богам в античных Греции и Риме.
Связывается в мифологии с солнцем (символом луны являлся бык) и громом, который она создает своими копытами. На древнем Родосе его жители в качестве ежегодной жертву солнцу торжественно топили в море, колесницу, запряженную четверкой коней. Многие боги античности предстают и действуют в облике коня или кобылы: Гелиос, Деметра, Посейдон, Гадес.
Атрибут/связаны с лошадьми/посвящались:
Феб — кони влекут солнечную колесницу;
Посейдон — наиболее устойчиво ассоциируется с конём;
Деметра — в античном искусстве часто изображается с лошадиной головой;
Персефона — белый скакун;
Арес/Марс — внезапное появление коня предвещало войну / неожиданное появление боевой конницы решало исход войны;
Дионис;
Плутон;
Афина;
Афродита;
Кронос;
Диана-охотница;
Диоскуры — всадники на белых (вар.: белом и чёрном) конях.
Укротители мифических коней:
Лаомедон;
Геракл;
Беллерофон.
Участницы дионисийских мистерий символически служили богам Олимпа в качестве верховых лошадей.
Чудесные кони:
снежно-белые скакуны Резоса (царь Фракии, союзник троянцев) — попасись хоть раз эти кони на лугах Илиона, или испей они воды из Скамандра, и Троя не пала бы; поэтому Диомед убил Резоса, а Одиссей увел табун.
конь Ахиллеса по имени Ксантос человеческим голосом напророчил своему господину смерть.
————
У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры.
Эпона, заимствованная у (галльских) кельтов, становится римской богиней (восприняла римская армия) как защитница лошадей и погребальне божество.
В Древнем Риме празднество начиналось 15 октября с гонок на колесницах по полю Марса; правую пристяжную лошадь победившей колесницы приносили в жертву богам — пронзали копьем. Голову отрезали и украшали связкой булок, и за нее бились две группы в ритуальном бою, чтобы определить, какая из них получит голову как талисман. Отрезали хвост и несли его к очагу правителя, где кровь должна была стекать в очаг. Остальную кровь сохраняли, а на следующую весну ее смешивали с кровью весталок и давали пастухам, которые жгли ее, чтобы очистить стада. Весь праздник был ритуалом плодородия во имя увеличения урожая, а лошадь была представителем духа злаков.
Конь, плачущий над могилой своего господина: «За похоронной процессией юного Палласа, сына Эвандра, союзника Энея, шел Этой, боевой скакун Палласа — грустный и плачущий».
Согласно «Натуральной истории» Плиния, кобылы могут беременеть от северного ветра (Борея).
Северная традиция
Тотемическое животное германских народов, солярный символ, скачущий — олицетворяет движение небесных светил. Часто выступает знаком мужества и плодородия, выполняет роль посланника богов и психопомпа (души попадают в землю мертвых верхом на лошадях).
Лошадь — обычное жертвенное животное древних германцев. Обряд сопровождался употреблением жертвенного мяса, что после христианизации обусловило если не прямой запрет на употребление в пищу конины, то сохранившееся до сих пор восприятие его «непринятого в обществе». В Дании на Празднике лошади, запрещённом Церковью в средние века, жрец опрыскивал лошадиной кровью восток и запад в обряде воскрешения лошади как Духа года Солнца.
У кельтов конь — атрибут или образ богов-лошадей (таких как Эпона, Великая Лошадь, богиня-кобыла; Мебд из Тара и Мача из Ольстера, защитница лошадей) как хтонических божеств и сил смерти.
Галльские кельты поклонялись греческой богине плодородия Деметре, как Богине-Кобыле под именем Европа, или Три Эпоны, что ассоциировалось с тройственной Богиней. Эпона широко почиталась во всей Европе. В Ирландии до XII в. сохранился один из ритуалов её культа в котором местный король подвергался символическому возрождению от белой кобылы. Он имитировал жеребца, подползая обнаженным и на четвереньках к кобыле, которую затем резали, разделывали на куски и варили в котле. Король залезал в котел, в котором ел куски мяса и бульон, а затем становился на коронационный камень и получал прямой белый жезл, который держал, поворачивая по три раза налево и направо, в честь тройственной Богини.
В скандинавской и тевтонской мифологии конь посвящен Одину (Водану), который скачет над сушей и морем на быстром как ветер восьминогом жеребце Слейпнире.
Воинственные валькирии, служительницы Одина, скачут на тучах / на конях выше туч, над полями сражений, собирая души павших героев, достойных быть взятыми в Валгаллу.
Конь появляется в сопровождении Ванира как бога полей, лесов, Солнца и дождя.
Конь Фрейфакс, посвященный богу Фрейру, символизирует плодовитость.
Европа
Богиня Эпона широко почиталась во всей Европе.
В Британии и во всей Европе конина — табуированная пища, которую разрешалось есть только в октябре на Празднике лошади.
В качестве духа злаков лошадь присутствует в некоторых языческих ритуалах урожая. Так, в Хертфордшире (Англия) сбор урожая заканчивался церемонией, называемой «зов Кобылы». Последние былинки стоящей пшеницы связывали вместе, и это представляло кобылу. Фермеры бросали свои серпы на нее, и тот, кому удавалось разрубить ее, получал благословение.
Славяне
В народной традиции одно из наиболее мифологизированных животных, воплощение связи с миром сверхъестественного, «тем светом», атрибут мифологических (эпических) персонажей. Связан одновременно с культом плодородия (солнца и т. п.), смертью и погребальным культом. Отсюда роль коня (и соответствующих обрядовых персонажей при ряжении и т. п.) в календарных и семейных обрядах (прежде всего в свадьбе), гаданиях и др.
По археологическим данным, конь (наряду с собакой) был главным жертвенным животным на похоронах, проводником на «тот свет» (ср. сказочные мотивы коня — чудесного помощника героя, помогающего проникнуть в тридевятое царство, на вершину стеклянной горы и т. п.). Ср. лужицкое представление о том, что конь (и собака) может видеть смерть, о чем свидетельствует его беспокойное поведение и т. п. Характерен общеславянский фольклорный мотив вещего коня, предсказывающего смерть своему хозяину:
Марко-Кралевичу в сербском эпосе;
святому Глебу, чей конь сломал ногу, когда князь отправился к месту гибели;
средневековые легенд о коне Ивана Грозного, который пал в Пскове, и царь в страхе перед собственной смертью отказался от расправ над псковитянами;
в наиболее мифологизированном контексте этот мотив известен в «Повести временных лет» (под 912 г.), где волхв предрекает Вещему Олегу смерть от коня.
Конь (конский череп) и змея — характерные воплощения хтонических сил и смерти в общеславянской традиции. Мифического змея — предводителя змей в Хорватии именуют «змеиный конь», «вилинский конь» (ср. Вила); волосы из конского хвоста превращаются в змей (македон.). При этом конь, и особенно всадник — герой или святой (субститут языческого божества), выступают как противники змея, злых сил, болезней в фольклорных и изобразительных текстах (в том числе на иконах «Чудо Георгия о змие» и т. п.). Ср. русский заговор: «На море Киане, на острове Буяне, на бел-горючем камне Алатыре, на храбром коне сидят Егорий Победоносец, Михаил Архангел, Илия Пророк, Николай Чудотворец, побеждают змея лютого огненного» и т. д. Согласно древнейшему известию в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика (XII в.), белый конь бога Свентовита ночью сражался с врагами и возвращался темным от грязи.
Особое значение имела масть коня:
белый (золотой) конь был атрибутом Господа Бога, Юрия-Егория в польской и восточнославянский традициях (в белорусских заговорах);
в русской волшебной сказке белый всадник — ясный день, красный всадник — красное солнце, черный всадник — воплощение ночи;
в сербской песне св. Николай едет на синем, красном и белом коне (ср. в ст. Цвет).
В соответствии с двойственной природой коня-медиатора амбивалентными свойствами наделяется конский череп: ср. полесский ритуал сожжения на купальском костре черепа лошади как воплощения «ведьмы», смерти и т. п. и использование конского черепа в качестве оберега скота, пчел, огорода (при отдельных случаях применения его для наведения порчи — пол.). Повсеместно конский череп использовался в качестве строительной жертвы.
Связь коня с «тем светом» и знанием судьбы определяла его роль в гаданиях: коня Свентовита выводили из храма к трем рядам вонзенных в землю копий и следили, с какой ноги тот начнет ступать: если с правой — предприятие будет удачным и можно выступать в поход. В русских святочных гаданиях лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет: там гадающую ждет замужество. При гаданиях, чтобы увидеть суженого, идут в полночь к конюшне — услышавшая ржание выйдет замуж (лужицк.); по поведению коня гадали о смерти (если конь бьет копытом о землю — к смерти), любви (если конь ест сено, пьет воду — парень любит девушку — пол.). Соответственно конь, воплощающий в гаданиях связь с иным миром и будущим, оказывался демоническим существом: ср. вологодскую быличку о девках, во время гаданий призывавших «дьявола» показаться «прямо в лицо» — гадающих чуть не затоптали появившиеся неведомо откуда лошади.
Конь мог появиться и на месте, где зарыт клад (укр., черный конь в серб, быличке). В украинской быличке чорна кобыла явилась матери и сыну, остановившимся в поисках доли у могилы на дороге: человеческим голосом она обещала сыну отвезти его к колодцу, где дают счастливую долю; сын искупался в колодце, и одним скоком кобыла вернула его к матери, а затем исчезла.
В обрядах семейного цикла конь был задействован прежде всего в ритуалах «перехода»: др.-рус. княжеский обряд постригов — первой стрижки волос у княжича сопровождался ритуальным сажанием на коня (этот обряд инициации сохранился у русских и в казачьей среде). В свадебной обрядности особое значение имели кони, запряженные в повозку с молодыми. В русском средневековом свадебном обряде коня давали в качестве выкупа за невесту (ср. позднейшие игровые варианты обмена жены на коней и т. п. в русском и украинском фольклоре); жеребцов и кобылиц, согласно «Домострою» (XVI в.), привязывали у сенника (подклета), где молодые проводили первую брачную ночь. Производительная сила коня и человека при этом считались взаимосвязанными: перед случкой кобылу должна была кормить из подола беременная женщина (рус.). При похоронах считалось, что лошади очень тяжело везти покойника; в Витебской губ. старший в доме с плачем целовал копыта лошади; у русских на кладбище лошадь распрягают, обводят по солнцу вокруг саней и запрягают вновь.
В обрядах календарного цикла конь, конские праздники и связанные с ними персонажи (святые, ряженые) отмечали смену календарных циклов. Ср., в частности, катание молодежи на лошадях на масленицу (рус.: «на конех ристание» обличается в послании Тихона Задонского, ок. 1765 г.), скачки парней, пасущих коней, в первый день «зеленых святок» (пол.), сербские конные состязания на Рождество (известие 1435 г.), белорусский обычай перескакивать на жеребцах через купальский костер — вплоть до состязаний ряженых «коней» из соседних деревень (на Юрьев день, рус.). Соответственно с семантикой смены сезонных циклов связаны фольклорные образы всадников, воплощающих календарные праздники — Коляды, Авсеня (рус.), Божича (серб.; ср. сербский рождественский обычай разъезжать на лошадях с криком «Божич!»), «зеленого Юрия», едущего на зеленом коне (хорв., см. Георгий) и др. «Конь», «кобыла» — общеславянские образы ряжения на святки (вождение «бесовской кобылки» упомянуто в царской грамоте 1648 г.), связанные не только с аграрной магией, но и с символикой брака, соития и т. п.
Покровителями коней считались святые всадники — Георгий-Юрий (о.-слав, покровитель скота; ср. именование коней «Егорием храбрым» в Приангарье), «конские боги» Флор и Лавр у русских, Феодор (Тодор) Тирон у южных славян (день его памяти — Тодорова суббота — именуется Конски Великден, «конская пасха»). Реже в качестве специализированных покровителей коней выступает св. Власий (который также иногда изображается на иконах всадником) и Никола (Николай): в Белоруссии праздник Власия назывался «конское свято» — в этот день объезжают молодых лошадей, не работают на лошадях, устраивают для них специальную трапезу; Николу могли представлять всадником в сербской традиции, наряду со св. Саввой и др. Конь белый (в.-слав., болг.), огненный — атрибут Ильи, разъезжающего по небу верхом или в колеснице; гром — грохот конских копыт (ср. русские загадки, где гром — топот или ржание коней).
Характерна также связь коня с персонажами низшей мифологии — вилами у южных славян (самим вилам иногда приписываются конские ноги), русалками у восточных (русалку изображал ряженый «конь»), домовым и др. Нечистую силу, в том числе домового, можно увидеть, надев на шею хомут. Домовой — хозяин лошадиный может любить лошадей особой масти или, наоборот, невзлюбить коня, который пришелся не ко двору. Лошадь неопределенной — пегой масти опасна в хозяйстве, на ней в хлев может въехать хлявник (бел.).
В магии особую роль играл не только лошадиный череп, но и копыта, предметы упряжи (в том числе хомут), подкова, волос, отыскав который можно было угадать любимую масть домового, и т. п. При купле лошади старались получить и узду, чтобы лошадь пришлась ко двору, не тосковала по прежнему дому, передать узду «из полы в полу», взять след из-под правого копыта и т. п. (в.-слав.).
Китай
В китайской мифологии конь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Когда космический конь является солярным, его противопоставляют земной корове. В паре с драконом, символизирующим Небеса, конь олицетворяет землю.
Копыто коня (не подкова) приносит удачу.
Конь/лошадь (ма) — седьмое из животных Двенадцати Земных Ветвей, представляет личность с холерическим темпераментом, зачастую веселую и очаровательную однако, но переменчивую и упрямую. Год Лошади является беспокойным и наполненным событиями, благоприятствующими рискованным начинаниям; насыщенным и напряженным в дипломатической и политической сферах.
в китайском буддизме крылатый конь, несущий на своей спине Книгу Закона, — знак удачи и богатства.
В брачном символизме конь означает скорость и сопровождает жениха, льва сильного, невесту сопровождают цветы.
Япония
Белая лошадь — средство передвижения или форма проявления богини милости и Великой Матери Бато Кваннон, соответствущей Авалокитешваре и Гуань-иню. В иконографии изображается в образе белой лошади, женщины с головой лошади, либо с фигурой лошади в её короне.
Чёрная лошадь — атрибут бога дождя.
Шаманизм
В шаманском мифологии — животное психопомп, средство передвижения шамана в его мистическом путешествии к небесам / «в трансформирующем опыте мистической смерти и возрождения».
Жертвенное животное в Сибири и на Алтае / в центральной и северной Азии. Лошадь благословляют, а потом убивают, ломая спину таким образом, чтобы ни капли крови не попало на участников жертвоприношения. Во время церемонии шаман изгоняет душу лошади из её тела и захватывает, чтобы использовать для собственных путешествий между мирами. Шкуру и кости вешают на длинные шесты как жертву предкам, и мясо поедается в соответствии с церемонией, когда лучшие куски берут себе шаманы.
На следующий вечер после жертвоприношения верхом на душе лошади совершает экстатическое путешествие: для этой цели в шаманских ритуалах (достижения транса, танцы) используются деревянные изображения лошади (иногда с восемью копытами) или палки с лошадиными головами в которых заключён дух принесённого в жертву животного.
Ритуальное значение имеют шкура и голова коня: шкура, подобно золотому руну, разделяет символизм жира, а голова содержит жизненный принцип.
Иран
Общеарийский символ верховенства, солнца, агрессивной маскулинности. В послеведический период его сменяет лунная, эротическая кобылой, хранящая огонь разрушения у края мира.
В иранской символике жеребец олицетворяет силу солнца и огня и является атрибутом класса воинов Четвёрка белых коней — ветер, дождь, облако и мокрый снегом, запряжена в колесницу Ардвисуры Анахиты.
В митраизме белые кони несут колесницу Митры как бога Солнца.
В маздаизме в образе коня нередко представлялся бог тьмы и зла Ариман.
Индуизм
В «Брихадараньяка Упанишаде» конь практически олицетворяет космос.
Кобыла Ману — обожествленная земля. Варуна — космический конь, рожденный водами.
Белый конь служит ваханой Калки — последней, десятой аватары Вишну.
Гандхарвы, люди-кони, представляют собой комбинацию природной плодовитости и абстрактного мышления, интеллекта и музыки (?).
Конь — страж Юга (?).
Конь — телесный корабль, а всадник — это дух (?).
Буддизм
Нечто неразрушимое, скрытая природа вещей.
Будда покинул дом на белом коне.
Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня.
В китайском буддизме белый крылатый конь носит на спине Книгу Закона / перевозит Священные писания из Индии в Тибет.
Даосизм
Атрибут Чанг Куо — одного из восьми бессмертных.
Библия / Ветхий Завет
Служит символом разума, призванного усмирять инстинкты, подобно тому как всадник укрощает дикого скакуна.
«И египтяне — люди, а не Боги; кони их — плоть, а не дух. И прострет руку Свою Господь, и споткнется защитник, и упадет защищаемый, и все вместе погибнут».
«Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком».
«От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля…».
«Это — откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого».
«Не на силу коня смотрит Он». — указание на разум, не подкрепленный мудростью.
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный». — притупление разума человека в стремлении к материальному.
Илья-пророк попал на небо на колеснице, запряженной огненным конем.
Христианство
В христианском искусстве конь выступает символом Солнца, отваги/смелость, благородства, щедрости, а также победы, например, мучеников над грешным миром.
Высеченные в древнеримских катакомбах изображения коней символизируют бег времени и быстротечность жизни, они нередки относятся к миру мертвых, либо служат свидетельством отречения от римской религии.
В Средние века конь считается атрибутом чувственной любви, набожности и вдохновенной веры. Позднее, в эпоху Возрождения, конь становится стал символом высокомерия и, в особенности, вожделения/сладострастия и неудержимой похоти. Это толкование толкование основано на одном месте Книге пророка Иеремии, где о прелюбодеях говорится, что «это — откормленные кони: каждый из них ржет на жену другого».
Атрибут:
Св. Георгий — всадник, побеждающий дракона;
Св. Мартин — всадник, делящийся своей мантией;
св. Мартин — всадник;
Св. Губерт — ~;
Св. Евстахий — ~;
Св. Маврикий;
Св. Виктор;
апостола Иакова Старшего;
Св. Аидана, апостола Нортумбрии;
Св. Колумба, апостола Шотландии;
Св. Ипполит — разрываемый дикими лошадьми.
На изображениях распятия кони римлян отворачивают от Христа головы, что указывает на неверие их всадников.
Часто это символическое содержание было противоречивым, когда, с одной стороны, показывается сияюще белый конь «Христа триумфатора», с другой — кони «апокалипсических всадников» (Откровение Иоанна Богослова). В Апокалипсисе белая лошадь является символом победы, рыжая — разрушения.
Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия. В Библии и в средневековых преданиях выступает воплощением муки, уничтожения / чёрный конь — мучения от голода и мора / всадники Апокалипсиса
«И вышел другой конь, черный; и сидящему на нем дано взять мир с земли…» (Откровение 6: 4).
«И воинства небесные следовали за Ним на конях белых». (Откровение 19: 14).
Аллегорический призыв: Собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы", копей и сидящих на них (Алок. XIX, 17, 18),— означает требование приноравливать разум к божественным истинам, где всадник выступает символом мудрости, которая направляет разум, повозку, религиозную доктрину.
В пророчествах Захарии — атрибут ангела (1: 8) говорится: «Видел я ночью: вот, муж на рыжем коне стоит между миртами, которые в углублении, а позади его кони рыжие, пегие и белые».
Ислам
Счастье и богатство.
Сверкающая лошадь уносит Магомета на небо (?).
Магия
Начиная от Средневековья, конская подкова становится своеобразным амулетом «на счастье».
Считаются особо восприимчивыми к заговорам ведьм.
Считалось, что одержимые сладострастием ведьмы ночью устраивают дикие скачки и возвращают лошадей на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать «скачкам ведьм», колдовству и сглазу, владельцы клали обереги и амулеты в стойла, прикрепляли медные колокольчики на поводья.
Верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в черных лошадей.
На убеждении в магической природе коня также основана вера в то, что подкова приносит удачу.
Гадания
Гиппомантия — древнеримская ворожба о сохранении, сбережении коня; прорицание о скрытых возможностях скакуна по его прыжкам и ржанию, известное также древним германцам.
В онейромантике:
(белый) конь, — сон, предвещающий счастье — «почти во всем мире»;
белый — к богатству;
~ к близкой смерти — Германии и Англии;
пёстрый — к небольшому доходу;
чёрный — предупреждение о смертельной опасности;
падающий — плохая новость.
Эмблематика
Дикий бесцельно несущийся конь с развевающейся гривой
Я еще не изведал ни удил, ни уздечки.
Символ олицетворение ничем не ограниченной свободы и не признающей закона необузданной юности, которая в своей жизни еще не познала преимуществ, вытекающих из образования и воспитания. По этой причине такие люди не приносят пользы и не могут оказывать услуги обществу, а скорее наносят ему ущерб и приносят разрушения.
У Шекспира вырвавшийся из узды на волю конь превращается в символ раздора, препирательств:
«Раздор, который вырвался на волю,
Словно конь безумный,
И сокрушает все,
Что встретит на своем пути».
Взнузданный конь, привязанный к двум столбам в стойле
Искусство нас облагораживает.
Символ преимуществ, проистекающих из обучения и воспитания и превращающие нас в полезных и достойных членов общества.
Психология
Психологически ориентированное символоведение видит в коне/лошади многогранный символ, связанный с психическими процессами, обладающий отчётливой двойственностью: рассматриваясь в «нормальном» состоянии как благородное и умное животное, а при «расстройстве» — как воплощение страха и испуга.
Вселенский символ психической энергии, поставленной на службу страстям (г.о., «чуждые духовности» воплощение гордость и вдастолюбие) и сексуальности, которые будучи неуправляемы ведут к саморазрушению человека.
Скрытая противоречивость коня как символа наглядно представлена в образе кентавра.
Согласно своему общему символизму и символике средств передвижения, конь соответствует природной, бессознательной зоне инстинктов и выступает олицетворением таких движущих факторов человеческого поведения, как импульсивность, инстинктивные влечения, необузданные (неудержимые) страсти и желания (буйный Посейдон, пылкий Фаэтон).
Как материнский архетип сказок и легенд выступает воплощением животной/телесной жизни (тёмных сил человеческого естества), материнского лона и сексуальности (соответственно, конь связан с мужским началом). По мнению Юнга, конь выражает интуитивное познание — магическую, интуитивную сторону Человека, «мать внутри нас», но также служит воплощением низших сил Человека и воды (отсюда — связь с Плутоном и Нептуном. Как существо интуитивно умное конь со времён античности наделяется способностью к ясновидению и предсказанию и поэтому в сказках и легендах часто даёт своему хозяину предостережения и советы.
В образе коня и его всадника воспринимаются «Оно» — сфера влечений, и «Я» соответственно.
В онейрокритике:
сформированность и определенность инстинктивных влечений, подталкивающих человека к достижению реальных целей;
нищета, воплощение негативного/извращенного либидо — черная лошадь как символ смерти и разрушения;
белая — говорит об утрате чувства реальности, может быть связана со смертью;
встающая на дыбы (фыркает, неистовствует, убегает) — свидетельство «внутренней безнравственности эротической жизни сновидящего»;
сны о слепо лягающихся лошадях — сигнал о нарушении взаимосвязи Оно и Я, призыв к единству.
Искусство
Кони часто представлены влекущими колесницы в триумфальных процессиях. Верхом обычно представляются воины, правители и военачальники на охоте, в путешествии или руководящие сражением. Обыкновение увековечения памяти великого лидера в виде конной статуи или порьрета) восходит к знаменитой статуе императора Марка Аврелия (Площадь Капитолия, Рим). Этот монумент — единственный сохранившийся античный конный памятник, послужил образцом для ренессансных памятников кондотьерам Гаттамелате (площадь перед базиликой св. Антония Падуе) и Коллеони (Венеция). Первый из них создан в 1447 г. Донателло, второй — произведение А. Верроккио. Примеры этой традиции в живописи XVII в. — конные портреты Филиппа IV Испанского кисти Веласкеса и Карла I Английского работы Ван Дейка.
Атрибут: персонифицированной Европы (части света);
~ Гордыни — всадник, падающий с лошади;
Св. Ипполита — разрываемый диким лошадям;
Св. Элигия — конь в кузнице с отнятой, чтобы её подковать, ногой.
Букефал, лошадь АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО, обычно изображается белой.
римский воин верхом на коне, бросающийся в пропасть — Марк Курций;
упавший всадник, возможно в римском воинском облачении — Св. Павел;
всадник на белом коне и два ангела изгоняют из Храма Гелиодора;
монарх верхом на коне, держащий крест — Ираклий (история Креста Господня);
всадник, убивающий дракона — Св. Георгий;
крылатый конь — Пегас, верховое животное Персея или Беллерофонта;
рыцарь на костлявой лошади, сопровождаемый крестьянином на осле — Дон Кихот;
девушка, часто обнаженная, переплывающая реку верхом — Клелия;
четыре атакующих всадника, вооружённых: первый — луком, другой — мечом, третий — весами, четвертый — трезубцем (возможно) — всадники Апокалипсиса;
конь, его атакует герой с дубиной — Геркулес;
конь и оливковое дерево, рядом Нептун и Афина — ???;
падающие с неба кони и колесница — Фаэтон;
деревянный конь на колесах — Троянская война;
верховыми изображаются Свв. Евстафий, Губерт, Мартин Турский.
Пословицы и поговорки:
«Сильный, как конь».
«Добрый конь — это доброе оружие».
«И на ста конях не догонишь».
«Как будто на ста конях ездил».
«Дареному коню в зубы не смотрят».
«У кого не было белого коня, тот не знает истинного добра».
«Белая и черная шерсть выше всех прочих мастей конских» — о жизни и смерти.
«Конь о четырех ногах, а спотыкается».
«Каждый может проводить коня на водопой, но не каждый сможет заставить его пить».
«Добрый конь и умирает в упряжи» — нем. «Ein braves Pferd stirbt in den Sielen» — так сказал канцлер Бисмарк в прусском сейме 4.XI.1881 г.
«Ведал бы конь о своей силе, никто бы на нем не ездил».
————
«… вел их [Господь] чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались» — Исайя 63:13.
«… кони его быстрее орлов» — Иеремия 4:13..
————
«Нищий ездит на коне смерти» — У. Шекспир «Генрих IV».
«Конь держит землю, оседлаешь коня, оседлаешь даль!» — И. Тетмайер «Военная песнь».
«Кони глупы, но телегу тянут» — И. Красецкий «Кони и возницы».
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» — Псалом 31:9.
«Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею» — Псалом 32:17.
«Горе тем, которые идут в Египет за помощию, надеются на коней» — Исайя 31:1.
«И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный» — Откровение 19:11.
Ad notanda
В книге Дж. Свифта «Приключения Гулливера» описываются разумные лошади — гуингмы.
«Белая лошадь» — название знаменитого сорта шотландского виски «White Horse».
Черновые материалы
Имеет двойственное значение.
Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов.
Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть.
Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами обожествления и символизирует ветер и морские волны. Появляется в изображениях богов плодородия и Ванира.
На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической.
Если всадник — Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть.
Крылатый конь — это Солнце или космический конь.
Лошадиные черепа на фронтонах домов выполняли функцию охранительных амулетов.
Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна.
Элиаде указывает на связь образа с погребальными обрядами хтонических культов.
Мертен Стинон считает его древним символом циклического развития мира явлений; следовательно, кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы, поднимающиеся из Акаша (эфира) — слепые силы первобытного хаоса.
Конь играет важную роль во многих древних обрядах.
Среди иллюстраций к мифу о Близнецах и изображений самого символа в виде пары или близнецов, двухголовых животных или антропоморфных фигур с четырьмя глазами и четырьмя руками и т. п., встречается также пара коней — белый и черный, олицетворяющие жизнь и смерть.
Индийские Ашвины — гипотетические предтечи Кастора и Поллукса — считались всадниками. Знак Близнецов иногда передавался подобным образом в средневековых изображениях зодиакального круга (например, изображение Зодиака В Соборе Парижской Богоматери).
Конь, отличающийся быстротой и резвостью, может также символизировать ветер и морскую пену, или огонь и свет.
Жертва октябрьского коня означает смерть смерти.
Типичный символ плодородия и мощной власти.
Им правят герои.
В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях.
Оба они олицетворяют богов Неба и плодородия, мужскую силу.
Белый конь океана имеет отношение как к принципу воды, так и к принципу огня.
Лев, убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман. сложный и многогранный символ.
Солнечный символ жизни.
Хтонический образ, символизирующий смерть (кони-людоеды Диомеда, рыжая лошадь Апокалипсиса и др.)
Ассоциируется со всеми космическими силами, с женским земным и мужским духовным началами.
Конь, это наиважнейший (вместе с колесницей) атрибут геройства на изображениях (фресках) в резьбе и росписях на вазах — от архаичных изображений коней, запряженных в колесницы, до позднейших рисунков сражений всадников со зверями, и рыцарских поединков.
Конь, вознесший колесницу, становится знаком богатства, власти и триумфа. «Rycerz», или «Ritter», или «Reiter» — «Всадник», а также «Caballus» — конь.
Конь — ощущение безопасности для всадника.
Конная езда — радость, потеха, удовлетворение. Конь, скакун боевой — символ войны, как осёл — символ мира.
Скакун — символ победы, главная часть памятников
Конь боевой — символ неустрашимой отваги.
Всадник и его верховой конь: всадник — элемент интеллектуальный, духовный, энергия разума, возвышенная любовь; конь — элемент интуитивный, некая животная сила, физическая энергия, чистый инстинкт, сонный кошмар.
Летающий конь — для богов и героев, например, Летающий конь упоминается в «Сказках 1001 ночи».
Конь символически связан с высшей мудростью, которая ведет человека по жизни.
Злой конь — плохо управляемый, непредсказуемый человек.
Конь о трех ногах — конь дьявола, эпидемия, злой мор, зараза.
Два коня — утренняя и вечерняя звезды, товарищи Солнца.
в символическом смысле олицетворение силы и жизненности на более высоком уровне, чем корова (Бык).
Уже в пещерном искусстве ледникового периода дикие лошади и дикие коровы образуют важнейшие мотивы живописи, и было высказано предположение (в том числе А. Леруа-Гураном), что оба эти вида животных позволяют заключить о наличии дуалистической программы у доисторических живописцев. Приручение лошади состоялось лишь сотни лет спустя в Восточной Европе или Центральной Азии, причем кочевые народы-всадники беспокоили оседлых жителей Средиземноморья. Как первоначально зловещее животное, она часто ассоциировалась с царством мертвых (дикое войско) и приносилась в жертву умершим, но позднее, благодаря своей быстроте и скаковой силе, возвысилась также до символа Солнца или упряжного животного небесной колесницы (Аполлона, Митры, огненной колесницы Илии).
В сказках кони часто выступают как предсказывающие будущее, сведущие в магии существа, они говорят человеческими голосами и помогают доверившимся им людям добрыми советами.
Конь, как «транспортное средство» богов древности, символизировал, прежде всего, небесные явления: солнечные и лунные лучи, тучи, молнии, ветры, а также все, что связано с водой: речные течения, морские волны.
Будучи эмблемой воздуха, ветра, вихря, конь являлся и посредником между небом и землей — подобно орлу и оленю.
Конь с глубокой древности считался особо ценной жертвой, которую было принято приносить богам Солнца и вод, подземным божествам в культах, связанных с мертвыми, с погребением.
Убийство коня, чтобы он продолжал служить своему господину и в царстве Мертвых, было характерно для народов Азии, но обычай этот существовал и в древних средиземноморских странах (это подтверждается росписями в гробницах фараонов; «четыре скакуна» Ахиллеса, принесенные в жертву богам у погребального костра Патрокла («Илиада» Гомера).
Подобные жертвы приносились древними славянами, прибалтийскими племенами и народами, в том числе пруссами.
Конь в те времена считался проводником душ умерших в места, предназначенные им богами, и потому, прощаясь с умершими, богам приносили в жертву и коней.
В связи с образом лунного серпа (так похожего на отпечаток конского копыта), конь во многих церемониалах, посвященных вызову дождей, весенних ритуалах, посвященных будущему урожаю, играл одну из главных ролей. Надо сказать, что церемониалы эти украшались ездой на конях нагих девиц с распущенными волосами. (Следы этих церемониалов можно найти в легенде о Леди Годиве в Ковентри, в Англии).
Конь коричневой, либо пятнисто-белой масти, считался символом смерти (конь смерти, конь, предвещающий конец, также и во сне). Можно предположить, что своеобразными предвестниками такого поверья стали мифические эринии и гарпии, ставшие матерями таких коней (например, кони Кастора, Поллукса и Ахиллеса).
Европейский фольклор полон конскими фантастическими образами, связанными с погонями и угрозами смерти. (symbolarium.ru) |
Пословицы и поговорки
Аргамак уже в жеребенке виден, хороший человек с детства сказывается.
Берегись козла спереди, лошади сзади, а лихого человека - со всех сторон.
Богат мужик - умен, кормна лошадь добра.
Бойкой лошади - овес, ленивой - погонялка.
Болтовня юноши - что бег жеребенка.
Борони по солнцу, лошадь не вскружится.
Бык да теля (кобыла, жеребя) - одна ровня.
Была бы кобылица, а жеребенок родится.
Быстрая лошадь скорее станет.
Бьет лошадь задом и передом, а делу идти своим чередом.
В зубы дареному коню не заглядывают.
В ребятах да в жеребятах ничего не узнаешь.
В хлеву и лошадь лягается.
В хорошие времена и чужой становится своим, и хромой осел ценится, как лошадь.
В цене хорошая лошадь, в почете хороший человек.
В шубе живет мужчина, кто его знает, под попоною живет лошадь, кто ее знает.
Взвалился на лошадь, так раскинь клешни (т. е. ноги).
Взяли лошадь - возьмите и оброть.
Видел мужик во сне хомут - не видать ему лошадки довеку.
Волга добрая лошадка: все свезет.
Волк лошади не товарищ.
Все лошади спотыкаются, все люди ошибаются.
Встал я не ладно, умылся не ладно, лошадь запряг, поехал не так, заехал в ухаб, не выехать никак.
Выгоняют лошадь на починки, на пашницу, на ночной подножный корм.
Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь.
Выносливость лошади познается в пути, нрав человека — с течением времени.
Выше лошади, ниже собаки.
Где слон мерной поступью, там лошадь галопом.
Гора лошадь мучает, злоба - человека.
Гостиное сено (т. е. плохое, для лошадей посетителей).
Дай Бог здоровья кнуту да хомуту, а лошадь довезет.
Две лошади белые, третья голая.
Две чесоточные лошади - друзья.
Двое - не то, что один: подумаем, да и лошадь продадим.
Двужильную лошадь зарывай на дворе, не то выпадет за нею еще двенадцать лошадей.
Девять лошадей не привязывают к одному колу.
День иноходит, а два со двора не сходит (о щегольской лошади, негодной в работу).
Длинный кнут не достанет до брюха лошади.
Добрую лошадь одной рукой бей, другою слезы утирай.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Добрый конь подо мною, господь надо мною.
Домовой лошади гриву завил.
Домовой лошадь изломал, крестец надсадил, в подворотню протащил.
Домовой пошутил: лошадь в подворотню протащил.
Дорога ровна, лошадь деревянна; везет не кормя, только поворачивается (лодка).
Друга чуешь аль недруга (когда лошадь храпит)?
Дуга золоченая, сбруя ременная, а лошадь некормленая.
Езда наборная, лошадь задорная (о плохой лошади и сбруе).
Если баба перешагнет через хомут или оглоблю, то тяжело будет лошади.
Если в этот день лошадь заболеет, то все лето работать не станет.
Если двое едут на лошади, один должен сидеть сзади. - If two men ride on a horse, one must sit behind.
Если долго смотреть, то и жеребец покажется жеребой.
Если лошадь говорит тебе, что ты сумасшедший, то так оно и есть.
Если лошадь и мул дерутся, ослу несдобровать.
Если счастье улыбнется, осел в лошадь превратится.
Если ходить по тому месту, где валялась лошадь, будут лишаи на теле.
Есть лошадь - нет ристалища, есть ристалище - нет лошади.
Жена хороша чужая, а лошадь своя.
Женихи, что лошади,- товар темный.
Жену и лошадь не одалживают.
Жеребенок идет по следу лошади.
Жил Нестерка, была у него лошадей шестерка, не вставая, двор выездила.
Жила лошадь у семи попов по семи годов - стало ей семь годов.
За ельником, за березничком кобылка ржет, жеребенка ждет (мельница).
За здоровье лошадей, что возят милых гостей.
За передней лошадью следует задняя.
Заботься о лошади, но и вола не забывай.
Земля любит навоз, лошадь овес, а судья принос.
Зимой лошадь ложится - к теплу.
И козлу недосуг: надо лошадей на водопой провожать.
И лошадка в хомуте везет по могуте.
И лошадь кашляет. Конь о четырех ногах, да спотыкается.
И с сытой лошади тень тоща.
И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
И хорошая лошадь иногда спотыкается.
И хорошие пловцы тонут, и опытные наездники с лошади падают.
Иван, скажи моей лошади тпру! - А сам что ж? - Губы замерзли.
Игренюю лошадь за рекою купи. Бурого коня за рекой примечают.
Из дитяти выходит человек; из жеребенка выходит конь.
Из невзрачного жеребенка - аргамак, из-под бедной шубы - богатырь.
Из чужих детей ты делаешь ослов, а из своих - лошадей.
Извозчику мало (выручки), да лошади-то довольно.
Из-за коней - лошадка, из-за людей человек.
Из-за одной лошади поят сто лошадей.
Имеющий лошадь остался — имеющий седло уехал.
К собаке сзади подходи, к лошади спереди!
К той лошади на сани валиться, которая везёт.
Казак сам не ест, а лошадь кормит.
Казаку конь себя дороже.
Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
Как кобыла жеребят ни носила, а хомута не миновала.
Как пара лошадей коляски.
Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была (говорят, приглаживая лошадь первым яичком).
Какого бы коня тебе ни дали, садись на него; смотри только, чтобы ноги не касались земли.
Калмыцкую лошадь один только калмык и переупрямит.
Карета не карета, лошади не лошади.
Кобыла за делом, а жеребенок и так бежит.
Кобыла за делом, а жеребенок и так.
Кобыла заржет на турецкой горе, жеребец откликнется на Сионской горе (гром и молния).
Кобыла не лошадь, баба не человек.
Кобыла сорок жеребцов принесет, а все в упряжке идет.
Кобыле — родить жеребенка, ослице — осленка.
Кобылка - брык, и жеребенок - брык.
Ковали лошадь - и лягушка протянула лапку.
Когда бьют мула, лошадь тоже пугается.
Когда лошади дерутся, ослам нет дела.
Когда нет коня, и осел дорого ценится.
Когда одна лошадь становится дикой, тысячи лошадей дичают.
Когда черное сено, тогда и лошади сыты.
Кони узнают друг друга ржаньем, человек сближается словом.
Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей полымя валит.
Конь без спотычки, корова без передою, да закром без убыли.
Конь вывернется - догонишь, слова сказанного не воротишь.
Конь вырвется - догонишь, а слова сказанного не воротишь.
Конь где ни поваляется - везде клок шерсти останется.
Конь гнед, да шерсти на нем нет: передом сечет, зад волочет.
Конь горбат, не мерину брат.
Конь до коня, а молодец до молодца.
Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учен.
Конь добрый - да не езжен; хорош парень - да не учен.
Конь запрягальщика, а запрягальщик коня боится.
Конь ко двору пришелся: суседко колтун сколтунил.
Конь конем, а хода даром.
Конь копытом сдачи дает.
Конь корове не товарищ.
Конь любит овес, а воевода принос.
Конь мой, вся моя надежда.
Конь на четырех ногах, да спотыкается, а на двух и споткнуться не диво.
Конь налогом берет, человек - смиреньем.
Конь не выдаст, и враг не съест.
Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
Конь не свой, погоняй, не стой!
Конь несчастного далеко не побежит.
Конь о четырех ногах, да спотыкается.
Конь под нами, а Бог над нами.
Конь под ними полтораста рублев, убор на коне в пятьсот рублев, молодец-то сидит, и цены ему нет.
Конь подохнет — майдан останется, храбрый умрет — имя останется.
Конь познается при горё, а друг - при беде.
Конь с запинкой да мужик с заминкой не надорвутся.
Конь тихий, но уж если лягнет, то сильно.
Конь тощой - хозяин скупой.
Конь через силу не прянет.
Конь, мой конь, ты мой верный друг.
Конь, нога бела - десять рублев, две ноги белы - двадцать рублев, три ноги белы - тридцать рублев, а четыре ноги белы - четыре рубля.
Конь-то добр, как добр, а зарок-то есть как есть.
Коню - овес, а земле - навоз.
Коню не верь: кобылью голову найдешь и ту зануздай.
Коня в рати узнаешь, а друга в беде.
Коня ведут уздечкой, а человека - словом.
Коня куют, а жаба лапы подставляет.
Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Коня овсом не испортишь.
Коня положили, да зайца уходили.
Коня правят уздою, а человека умом.
Коням бы не изъезживаться, цветну платью не изнашиваться.
Кормна лошадь, так и добра; богат мужик, так и умен.
Коровы стадами, лошади табунами.
Котора лошадь больше везет, на ту больше и наваливают.
Кто в спешке садится на лошадь, долго на ней не усидит.
Кто донских лошадей объезжает, тот отца и мать не почитает.
Кто на чужую лошадь сядет, быстро из сил выбьется.
Кто ругается, у того лошадь спотыкается.
Кто сядет на чужую лошадь, может скоро оказаться пешим.
Кусачая лошадь остается кусачей до смерти.
Летит, что птица, во рту плотица: ее ни проглотить, ни выхаркнуть (удила во рту лошади).
Либо корму жалеть, либо лошадь.
Лошади - овес, земле навоз, а попу - привоз.
Лошади на ухо молитвы шептать.
Лошади чужие, хомут не свой - погоняй, не стой!
Лошадка быстра, а от хвоста не уйдет.
Лошадка в хомуте везет по могуте.
Лошадка с ленцой хозяина бережет.
Лошадку через шлею валит.
Лошадь - человек.
Лошадь быстра, да не уйдет от хвоста.
Лошадь есть - хомута нет, хомут купил - лошадь пропала.
Лошадь зарывала Христа в солому, свинья отрывала.
Лошадь и немала, да обычаем пропала: ты с хомутом, а она и шею протянула.
Лошадь любит овес, земля - навоз, воевода - принос.
Лошадь молодая: первая голова на плечах, и шкура не ворочена.
Лошадь молодую покупай, а за старую денег не теряй.
Лошадь на четырех ногах, да и то спотыкается.
Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет.
Лошадь рьяна, когда не обротана, а как запряжешь, с места не собьешь.
Лошадь с волком тягалась - хвост да грива осталась.
Лошадь с Севера ржёт при северном ветре.
Лошадь с ходой в пути не товарищ.
Лошадь трясет головой и закидывает ее кверху - к ненастью.
Лошадь фыркает - к дождю.
Лошадь храпит - к ненастью.
Лошадь узнают в езде, человека — в общении.
Лошадь холь, корми, как сына, а берегись, как ворога.
Лошадь человеку крылья.
Лошадь, что жернов: все мало корму.
Лысым жеребя уродилось, лысым и помрет.
Маленькая лошадка всю жизнь жеребёночек.
Маленькая лошадь - маленький хомут.
Маленькой лошадке большой воз не под силу.
Между двух оглобель невозможно запрячь двух лошадей.
Молитва в лошадиное ухо.
Молода лошадь, да норов стар.
Молодая лошадка любит лягаться.
На вожжах и лошадь умна, с провожатым и слепой далеко уйдет.
На кривой лошади плута не объедешь.
На лошадь не плеть покупают, а овес.
На низ вода снесет, а кверху лошадь взвезет.
На одну лошадь два седла не наденешь.
На потливую лошадь овод садится.
На потную лошадь овод валится.
На ретивую лошадь не кнут, а вожжи.
На семь деревень одна лошадь.
На Стефана поят лошадей через серебро.
На Фрола и Лавра лошадиный праздник (кропят лошадей и пр.).
На хорошей лошадке по дорожке, а на худой по сторонке.
На худой лошадке поскорей в сторонку.
На чох лошади говори: будь здорова - и обругай.
На чужой лошади далеко не уедешь.
На чужой лошади ездить плохо, чужая шуба сидит плохо.
На чужой лошадке не наездишься.
На чужой лошадке, да верть в сторонку.
Надела свинья хомут и думает - лошадь.
Надень на осла седло - все равно лошадью не станет.
Надзором и лошадь сыта.
Нам бы лошадка ружье везла, а мы бы за ней и пеши шли.
Нашел лошадь - потерял поле, нашел поле - потерял лошадь.
Не в меру ретивая лошадь быстро устает.
Не все то конь, что лошадь.
Не гладь лошадь рукою, гладь овсом.
Не идет лошадь, а он бьет оглоблю.
Не ко двору (вещь, лошадь, покупка) пришлась.
Не кони везут - овес везет. Не лошадь, а корм везет.
Не корми лошади тестом, да не нудь ездом.
Не кормя, не поя, лошадь в оглобли не ставят.
Не купи лошади слепой, так не споткнется ногой.
Не лошадь везет, корм едет.
Не лошадь, а корм везет.
Не окрикнув лошади, в стойло не лезь.
Не окрикнув, и к лошади не подходят.
Не потчуй лошади ездом, а корми тестом; не гладь рукой, посыпай мукой.
Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась.
Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
Ни шито, ни кроено, а клин вставлен (пегая лошадь).
Никола осенний лошадь на двор загонит, Никола весенний откормит.
Ночь-то темна, лошадь-то черна: еду, еду, да пощупаю, тут ли она?
О кнуте думай, когда лошадь будет.
Обмыть копыта (выпить магарычи за лошадь).
Овес за лошадью не ходит.
Около села лошадка весела.
Он мышиным жеребчиком глядит.
Он словно вывел лошадь из темноты.
Осеннее небо подобно необузданной лошади, а весеннее похоже на обузданную.
От лошади осел не родится.
От одной кобылы родится и пегий жеребенок, и буланый.
От одной лошади пыль не поднимается, а если и поднимается, то не вызывает разговора.
От осла и лошади мул рождается.
Оттого парень с лошади свалился, что мать криво посадила.
Пеший, рассчитывающий на лошадь, не устает.
Пиво с кваском, лошадь с запинкой да человек с ленцой два века живут.
Плохой лошади - тысяча плетей, хорошей - одной достаточно; плохому человеку - тысячу слов сказать надо, доброму - одного достаточно.
Под бедной дохой-храбрый муж, из невзрачного жеребца - добрый конь.
Под ножку и лошадь валяют.
Подковывали лошадь - и лягушка протянула лапку.
Подкуй козла: лошадям легче.
Поедешь на той лошадке, что самого ездока погоняют (т. е. на деревянной кобыле).
Посвистывай по количеству лошадей.
Пошел по тут-тухту, взял с собой тав-тавту, нашел на храп-тахту; кабы да не тав-тавта, съела б меня храп-тахта (пошел за лошадью, взял с собой собаку и нашел на медведицу).
Прежде чем сесть на лошадь, поезди на воле.
Привел лошадь ковать, когда кузня сгорела.
Пропавшая лошадь всегда резвая.
Пугливая лошадь и от своей тени шарахается.
Разъездился, как мордва на богоявленье. (В этот день иногда трудно проехать через мордовское село, где все катаются, запрягая поочередно всех лошадей своих, чтобы шайтан не смел на них ездить).
Ребенок, что жеребенок.
Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле.
Ретивая лошадка недолго живет.
Робить - ребята, а есть - жеребята.
С чем лошадь покупается, то с нее не сымается.
Самая плохая лошадь - упрямая, самый плохой человек - мулла.
Сани заартачились, оттого и лошадь стала.
Седло ниже собаки, а выше лошади.
Селезенка бьется (как у лошади, после водопою).
Семь деревень, а лошадка одна.
Сеном лошадь что копну набьешь, а от овса на теле рубашка закладывается.
Си лошадка нон эст, пеши ходаре дебент (семинаристск.).
Сивая лошадь черноволосому покупателю не ко двору.
Сивый жеребец во (на) все царство ржет (гром).
Сивый жеребец через ворота глядит (месяц).
Сила лошади познаётся в далеком пути, сердце человека течением времени.
Скачи галопом, если только на лошади удержишься.
Сколько кобылка жеребят ни рожала, а хомута не миновала.
Слез с лошади и сел на осла.
Слепота лошади не порок, а несчастье.
Слон слона от лошади отличит.
Смирная лошадь сильно лягает.
Собака друг, а лошадь ворог.
Сойдя с лошади на осла не садятся.
Сорока клюющая стертые спины лошадей, называет себя "защитницей конских спин".
Спасов день докажет, чья лошадка обскачет.
Спрягать, так спрягать: так давай и свою лошадь.
Станет ли человеком - видно с детства; станет ли хорошею лошадью - видно по жеребенку.
Старорусцы - лошадь съели да в Новгород писали, чтоб еще прислали.
Старый конь борозды не испортит, да и не вспашет.
Старый конь борозды не портит.
Старый конь мимо не ступит.
Старый человек, как заезженная лошадь.
Стручок гороху положить в сани жениху и невесте, и лошади с места не сдвинуть.
Счастье - не лошадь: не везет по прямой дорожке.
Счастье не конь: хомута не наденешь.
Сытая лошадь меньше съест.
Такие воры, что из-под тебя лошадь украдут.
Такое сено, что лошади не евши сыты.
Телегу поднял - лошадь упала, лошадь поднял - дуга сломалась.
То лошади и холя: пой да катай, а овса не давай!
Тот скачи, у кого лошадь сильнее.
Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади.
Травы черны - лошади кормны (т. е. в сеногной овсы хороши).
Ты боишься лошади, а она тебя боится.
У жеребенка от белого жеребца на худой конец ноги белые.
У жеребёнка, играющего с конем, спина всегда в ранах.
У заезженной лошади много кнутов, у темного человека много молитв.
У кобылки семеро жеребят, а хомут свой.
У лихого жеребца косяк цел.
У лошади четыре ноги, да и то запинается.
У мула спросили: «Кто твой отец?» Он ответил: «Моя мать — лошадь».
У старого осла родятся жеребята.
Увертливая лошадь найдет стадо, сердитый человек - свою пару.
Удастся голубец (голубая лошадь), не надобен и дубец.
Узда дороже лошади. Прошва дороже товара.
Уздечка от лошади не подходит к делу.
Ушел воз и лошадку увез.
Хлеб возит, а мякиной кормят (т. е. лошадь).
Хлеб за брюхом не ходит. Ясли к лошади не ходят.
Ходят неразлучно, словно кобыла с жеребенком.
Хорош ехать дале, да лошади стали.
Хорошая скаковая лошадь по бегу узнается.
Хорошей лошади достаточно показать плеть.
Хорошую лошадь видать по жеребёнку, хорошего человеке - по ребёнку.
Целы ль сани, а лошади пропали.
Человек не знает о своём уродстве, лошадь не печалится о вытянутой морде.
Человека узнаешь с детства, рысака - с жеребенка.
Через шлею валит. Лошадку через шлею валит (т. е. врет).
Что вол зарабатывает, лошадь поедает.
Что ногайская лошадь у колоды: сама своего навоза боится.
Что пороты уши (у лошади), так и татарин не съест?
Шутник покойник: помер во вторник, а в среду встал да лошадку украл.
Щекотливой лошади всегда берегись.
Я не я, и лошадь не моя.
Ясли к лошади не ходят.
Песни
Aphrodite's Child - The Four Horsemen
Faun - Alswinn
Leonard Cohen - Ballad of the Absent Mare
Mary-Kate And Ashley Olsen - My Horse And Me
Morgenstern - Totenschimmel
Paul Brunelle - Mon Cheval Est Mort
Paul Brunelle - Mon Cheval Et Moi
Rolling Stones, The - Wild Horses
Scissor Sisters - Only the Horses
System Of A Down (SOAD) - Jet Pilot
Tierra Santa - El Caballo De Troya
Tierra Santa - El Caballo De Troya
Willie Lamothe - Mon Cheval Duke
Александр Малинин - Белый конь
Александр Розенбаум - Песня коня цыганских кровей
Александр Розенбаум - Сон в руку
Алиса - Всадники
Владимир Высоцкий - Бег Иноходца
Владимир Высоцкий - Кони привередливые
Владимир Кузьмин - Белые, дикие кони
Машина времени - Скачки
Михаил Боярский - Рыжий конь
Михаил Боярский - Сивка-бурка
Олег Газманов - Есаул
Фристайл - Кони, кони
Конь (Николай Языков)
Жадно, весело он дышит
Свежим воздухом полей:
Сизый пар кипит и пышет
Из пылающих ноздрей.
Полон сил, удал на воле,
Громким голосом заржал,
Встрепенулся конь - и в поле
Бурноногий поскакал!
Скачет, блещущий глазами,
Дико голову склонил;
Вдоль по ветру он волнами
Черну гриву распустил.
Сам как ветер: круть ли встанет
На пути? Отважный прянет -
И на ней уж! Ляжет ров
И поток клубится?- Мигом
Он широким перепрыгом
Через них - и был таков!
Веселися, конь ретивый!
Щеголяй избытком сил!
Ненадолго волны гривы
Вдоль по ветру ты пустил!
Ненадолго жизнь и воля
Разом бурному даны,
И холодный воздух поля,
И отважны крутизны,
И стремнины роковые,-
Скоро, скоро под замок!
Тешь копыта удалые,
Свой могучий бег и скок!
Снова в дело, конь ретивый!
В сбруе легкой и красивой,
И блистающий седлом,
И бренчащий поводами,
Стройно-верными шагами
Ты пойдешь под седоком.
Конь (Гафур Гулям)
По степи, края которой
с горизонтом обнялись,
мчится рыжий конь и ржаньем
оглашает ширь и высь.
Посмотри — летит, как птица,
слушай — ржанье, точно смех.
Будто хочет с ветром слиться,
будто слаще нет утех.
Слушай, слушай! Утро, солнце,
и над степью всё звучней —
ржанье серых, пегих, чалых
вольно скачущих коней.
Мчатся вихрем. Прочь с дороги!
Топот, цокот, точно гром.
Мыты, вычесаны, сыты,
отливают серебром.
Норовисты, диковаты,
не подступится чужак!
А резвее всех и краше
этот рыжий аргамак.
Если ты, расправив плечи,
в гущу боя мчишься, друг, —
слышишь во сто крат острее,
видишь на сто верст вокруг.
Если ж нет в тебе задора,
если в битве не таков,
то не смей касаться плеткой
этих бархатных боков.
Этот конь носил в сраженьях
смелого богатыря,
этот конь кидался в битву,
буйной яростью горя.
Но сейчас, когда в былое
отошла от нас война
и земля, раскрывшись, примет
не свинец, а семена,
этот гордый конь на поле
человеку верный друг,
рядом с трактором не пушку
тянет он, а мирный плуг.
Кони (Владимир Набоков)
Гнедые, грузные, по зелени сырой
весенней пажити, под тусклыми дубами,
они чуть двигались и мягкими губами
вбирали сочные былинки, и зарей,
вечернею зарей полнеба розовело.
И показалось мне, что время обмертвело,
что вечно предо мной стояли эти три
чудовищных коня; и медные отливы
на гривах медлили, и были молчаливы
дубы священные под крыльями зари.
Три коня (Константин Бальмонт)
На трех конях Властитель Солнца
Свершает выезд в Иванов день.
И конь один красней червонца,
И конь другой есть конь-игрень.
И третий конь весь белый, белый,
Как будто вылит из серебра.
Властитель Солнца, светлый, смелый,
Свершает выезд. – «В путь. Пора».
Но чуть доедет до зенита,
Конь златокрасный горит – и пал.
Властитель Дня хлестнет сердито
Тех двух – и дальше поскакал.
И конь-игрень он тоже красный,
Но с белой гривой, о, с белой он.
Он мчит, бежит, играет, страстный,
И пал, и пал на небосклон.
У бога Солнца сердце сжато,
Ему лишь белый остался конь.
На склонах яркого заката
Горит пурпуровый огонь.
И виден в тучах белоснежных
Конь смертно-бледный из серебра.
Властитель Солнца, в снах безбрежных,
Свершает путь. – «Домой. Пора».
Кони бурь (Константин Бальмонт)
Ржали громы по лазури,
Разоржались кони бурь,
И дождавшись громкой бури,
Разрумянили лазурь.
Громы, рдея, разрывали
Крепость мраков, чёрный круг,
В радость радуги играли,
Воздвигали рдяность дуг.
Завершив свой подвиг трудный,
Ливень струй освободив,
Мир растений изумрудный
Весь прикрыли мглою грив.
И промчались в небе взрытом,
Арку радуги дожгли,
И ушли, гремя копытом.
Чу, последний гром вдали.
Хорошее отношение к лошадям (Владимир Маяковский)
Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
|