Азебан — енот-трикстер у абенаков и пенобскотов, главный герой многочисленных историй, которые рассказывают детям. Его озорные и смешные проделки довольно тривиальны. Он часто ведет себя по-дурацки, или причиняет неприятности другим, но, в отличие от животных-трикстеров у некоторых других племен, не злорадствует и не представляет опасности. Сказки об Азебане
Алеу — главный герой кхмерской сказки, плут и шутник. О его приключениях можно прочитать в сборнике «Похождения хитроумного Алеу и другие сказки Камбоджи», а также «Проделки хитрецов». Вот отрывок из предисловия В. Микушевича к сборнику «Похождения хитроумного Алеу и другие сказки Камбоджи»: «В «Похождениях хитроумного Алеу» читателя сначала ошарашивает, потом увлекает бесшабашная разностильность, авантюрная пестрота. Алеу - сын бедных крестьян. Сперва его интересует лишь вкусная пища да развлечения. В поисках того и другого он зло подшучивает над своими родителями. Но вскоре Алеу понимает, что сладкие яства и веселые забавы неразлучны со звонкой монетой. Алеу не щадит своих жертв, будь то хоть родной отец; он не брезгует никакими средствами вплоть до вымогательства. Однако по своей природе Алеу - вовсе не накопитель. Его привлекает не столько нажива, сколько риск. Алеу любит приключения ради самих приключений, он дурачит людей шутки ради, хотя своей выгоды тоже не упустит, пожиная сладкие плоды своих проказ из любви к искусству, ибо грош цена шутке, если сам шутник в итоге остаётся на бобах. Как тут не признать Алеу родным братом фольклорного Ойленшпигеля! Повествование достигает кульминационного пункта, когда хитроумный Алеу ставит в заклад самого себя, пообещав вельможам, чиновникам и сановникам публично смирить гордую красавицу, свою тайную жену. Придворные заранее уверены в выигрыше; всем хочется заполучить расторопного слугу. И Алеу выигрывает, выигрывает место под солнцем, благосостояние, почет».
Багз Банни — самый знаменитый персонаж "Весёлых мелодий" (Looney Tunes and Merrie Melodies), современный американский трикстер. Образ животного-трикстера встречается во многих мифологиях народов мира - Рейнеке-Лис, паук Ананси, Койот, и, конечно, прадедушка Багза Братец Кролик. Багз - так называемый "кармический трикстер": безвредный, если его не трогать, но тот, кто заденет его, получит по заслугам. Его месть содержит в себе элемент обучения. Происхождение Багза неясно (это тайна, затерянная в тумане времени и памяти). Принято считать, что прототип того умного, учтивого, толкового "кволика", которого мы знаем и любим, был создан Тексом Эвери в фильме "Дикий Заяц" (1940). Чак Джонс позднее сделал его более симпатичным: Багз отстаивает позицию "живи и дай жить другим", но если его задеть чуть посильнее обычного - это уже война. Тогда Багз действует всеми способами, какие только можно вообразить - а у этого кролика очень богатое воображение. Занятие трикстера - делать то, чего не делают остальные. Возмущать спокойствие и развенчивать пафос. Его влияние на американскую культуру ощущается повсеместно. На протяжении многих лет Багз породил нескольких имитаторов. Сейчас Багз покинул свою кроличью нору, бросил бродяжничать и живёт в пригороде - как и Даффи Дак. Bugs Bunny - Wikipedia, the free encyclopedia
Будамшу — народный герой бурятского фольклора, подросток, проказник, хитрец и весельчак, защитник бедняков. Персонаж множества бурятских анекдотов и сказок. Будамшу защищает бедных и наказывает богачей, нойонов и богатых лам за их жадность и жестокость по отношению к простому народу. При этом, Будамшу не забывает о себе и не прочь поживиться и поесть за счет других. (www.fanbio.ru)
Визака (Визакеха) — доброжелательный культурный герой у алгонкинов. Его имя произносится по-разному у разных племён, частично потому, что эти племена говорят на нескольких языках, и частично потому, что эти языки изначально не имели письменности. Его приключения полны юмора. В отличие от других трикстеров, Визака добрый друг человечества, не связанный с опасностью и разрушением.
Визакеджак — трикстер у племени кри, сходный с Манабозо у оджибве и Иктоми у ассинибойнов. Его имя имеет множество вариантов написания и произношения, на английский манер часто произноситися как "Виски Джек". Этот персонаж появляется в нескольких книгах жанра фэнтези, в том числе в "Американских богах" Нила Геймана. Легенды о Виски Джеке
Вихио — трикстер у племени шайеннов. Хотя он и связан с пауками и его имя означает "паук", во всех известных нам сказках шайеннов Вихио имеет форму человека. В некоторых историях Вихио выступает как умный и доброжелательный трикстер/оборотень, но в большинстве историй он просто нелепый и глупый персонаж, который ведет себя так неадекватно, насколько это возможно. (Сказки о Вихио)
Вовочка — один из примерно полусотни типичных персонажей современного городского анекдота. К жизни он относится по-наивному и в то же время цинично. Число анекдотов про Вовочку не сокращается, как и не меняется его психологический портрет. Меняются лишь ситуации, в которые он попадает. В наше время Вовочка давно уже стал вечным образом ребёнка-хулигана. Согласно социологическому опросу, проведенному в 2007 году, Вовочка — второй по популярности герой анекдотов.
Геката — греческая богиня, покровительница колдовства, лунного света и подземного мира. Как пишет Галина Бедненко в книге "Открой в себе богиню: Образы греческих богинь - роли и сценарии поведения современной женщины", Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается "то и это", "наше и иное", "посюстороннее и потустороннее". Эта богиня во многих древних таинствах считалась охранительницей врат. В классическую эпоху Геката стала богиней луны, ночи и подземного царства. Чаще ее изображали с факелом в руке. Статуи Гекаты ставились на перекрестках, чтобы охранять от зла. В то же время именно ее винили в безумии и появлении призраков. Еще позднее Геката становится покровительницей колдовства и прародительницей всех волшебниц. Она несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей. В то же время она могла защитить от злых демонов и колдовства. Подобные черты присущи многим трикстерам, однако неясно, можно ли считать Гекату одной из них. Ведь трудно всё же судить о наличии у грозной богини чувства юмора... Хотя в архетипе Гекаты присутствует специфический женский юмор - подробнее в статье Галины Бедненко "Геката - архетип и ролевой сценарий".
Голубая Сойка — герой-трикстер у чинуков, чехалис и других племён индейцев Северо-Восточного побережья. Как правило, это благожелательный персонаж, готовый прийти на помощь людям, однако при этом чрезвычайно глупый и небрежный. Bluejay Stories
Дале Мохтар — героиня сказки "Плутовка из Багдада". Вдова купца вышла замуж сразу за двух ловких воров - дневного и ночного, которые ничего не знали друг о друге. Когда через год обман раскрылся, женщина заявила, что превосходит своих мужей в деле воровства, хитрости и обмана в тысячу раз. И доказала это, обманув всех, кто только попадался ей на пути - от купца до халифа.
Даффи Дак (англ. Daffy Duck — Утка Даффи) — мультипликационный персонаж из подборки Looney Tunes в мультсериале Warner Brothers и Merrie Melodies. Даффи был первым из нового типа персонажей, возникшего в конце 1930-х годов, чтобы вытеснить обычных традиционных персонажей, подобных Микки Маусу и Попаю, которые были более популярны в начале десятилетия. Даффи известен как главный конкурент Багза Банни. По количеству эпизодов серии с Даффи находятся на третьем месте с 129 показами, уступая 152 сериям с поросёнком Порки и 166 с Багзом Банни. Фактически, каждый аниматор Warner Brothers вложил своё в суетливый характер Даффи Дака, который может меняться от сумасшествия в одной серии до жаждущего славы в другом эпизоде. Боб Клэмпетт и Чак Джонс оба широко использовали эти две различные версии характера персонажа. Статья, посвящённая Даффи Даку
Джамул — божество-койот у племени индейцев ачумави. В отличие от некоторых других племён, ачумави видят Койота по большей части в положительном свете. Иногда Джамул играет роль ловкача или бабника, что особенно заметно на фоне его серьёзного и мудрого компаньона Лиса. Однако он всегда остаётся уважаемым культурным героем - тем, кто помог создать мир и дал людям цивилизацию.
Джуфа — герой итальянских сказок. Этот доверчивый простак не раз заставляет читателей улыбаться, а то и хохотать во всё горло. Из-за своей глупости он порой бывает бит, а иной раз неожиданно становится богачом - например, внутри статуи, которой он "продал" полотно, действительно обнаруживаются деньги. А чтобы не забыть про дверь, он берёт её с собой... Сказки на итальянском языке
Дионис — бог вина, опьянения, религиозного экстаза, оргиастической музыки и безумия. Ему присуща двойственная природа, т.к. его родителями были бог неба и богиня загробного мира. Где бы он не появлялся, он нес веселье и разрушение. Дионис полон энергии, доходящей до экстаза, в каком-то смысле - он революционер, т.к. стремительно врываясь, он нарушает прежде существующие порядки.
Дядюшка Дэнба — герой тибетских сказок и анекдотов. Его проделки надолго запомнились местным монахам и помещикам.
Иктоми — в мифологии лакота паук — трикстер и культурный герой.
Иктоми - сын бога-творца Инйана, у него есть младший брат Ийя — могущественный дух разрушения.
Прежде его звали Кса (мудрость), позже он получил имя Иктоми из-за своих скандальных выходок.
Кса изобрёл язык, рассказы, имена, игры. В Иктоми перемешались мудрость и глупость.
Люди насмехались над его странным видом, а он зло шутил над ними.
Его коварные замыслы, как правило, ведут к провалу, а планы выходят боком.
Паук Иктоми может принимать любой облик, в том числе человеческий.
Когда он выглядит как человек, то носит красное, жёлтое и белое, а вокруг его глаз — чёрные круги.
Те, кто недостаточно знаком с мифологией индейцев, считают Иктоми отрицательным персонажем, но это не так.
В нём, как и в Койоте, есть и хорошее, и плохое.
Иктоми - оборотень. С помощью своих нитей он управляет людьми, как марионетками.
В его силах создать зелья, дающие возможность изменять богов, контролировать людей, а также обманывать тех и других.
Койот его главный сообщник во всем этом, хотя бывают моменты, когда он ведет себя серьезно и приходит на помощь людям, помогает защититься от зла, учит новому, предупреждает об опасности.
Пророчество гласит, что Иктоми раскинет свою сеть над землей.
Современные индейцы считают, что речь идёт о телефонной сети, или же об Интернете.
С незапамятных времён Иктоми покровительствует новой технологии: когда-то он дал людям язык, теперь — компьютеры и роботов.
Мифы лакота передаются из уст в уста, письменных памятников не существует.
Знания о нём дошли к нам из сказок и религиозных традиций, передающихся из поколения в поколение по сей день.
Легенды об Иктоми
Иолофат — в мифах микронезийцев Каролинских островов небесный дух, сочетающий черты культурного героя и трикстера. Иолофат — сын небесного духа (бога) и земной женщины (рождается из её головы). По одним версиям, отец Иолофата — Лугеиланг, а его дед — Энулап, по другим — Энулап выступает отцом Иолофата, а Лугеиланг — его старшим братом. В поисках отца Иолофат на столбе пара поднимается на небо; по неведению или из ревности убивает своего брата по отцу; вступает в борьбу с разгневанным отцом и побеждает его. В награду за силу или в качестве платы за сохранённую жизнь отца Иолофат получает с неба для земли культурные растения, камни (которые на земле превращаются в скалы), пресную воду и рыб. Вернувшись на землю, Иолофат силой или хитростью одолевает злых духов; обманывает людей.
Иуда Искариот — один из апостолов Иисуса Христа, предавший его. Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это сравнимо со стоимостью раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.
По описанию Иоанна Златоуста, Иуда, как и другие апостолы, совершал знамения, изгонял бесов, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, однако лишился Царства Небесного. Знамения не могли спасти его, потому что он был «разбойник, вор и предатель Господа». В Википедии Иуда Искариот был отнесён к категории трикстеров (без каких-либо пояснений), 25 октября 2011 года его имя было удалено из списка (вместе с Иаковом, Асмодеем и Лилит). К трикстерам относится не столько библейский Иуда, сколько герой одноименной повести Л.Н. Андреева:
" Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота -- человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами. "Он ссорит нас постоянно,-- говорили они, отплевываясь,-- он думает что-то свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом. И у воров есть друзья, и у грабителей есть товарищи, и у лжецов есть жены, которым говорят они правду, а Иуда смеется над ворами, как и над честными, хотя сам крадет искусно, и видом своим безобразнее всех жителей в Иудее. Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота",-- говорили дурные, удивляя этим людей добрых, для которых не было большой разницы между ним и всеми остальными порочными людьми Иудеи.
Рассказывали далее, что свою жену Иуда бросил давно, и живет она несчастная и голодная, безуспешно стараясь из тех трех камней, что составляют поместье Иуды, выжать хлеб себе на пропитание. Сам же он много лет шатается бессмысленно в народе и доходил даже до одного моря и до другого моря, которое еще дальше, и всюду он лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом, и вдруг уходит внезапно, оставляя по себе неприятности и ссору -- любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес. Детей у него не было, и это еще раз говорило, что Иуда -- дурной человек и не хочет бог потомства от Иуды." Андреев Леонид Николаевич. Иуда Искариот
Канчиль — карликовый олень, который выполняет функции трикстера в индонезийских сказках. С лёгкостью может одурачить хоть тигра, хоть крестьянина. Его мясо "обладает" целебными свойствами — но только если его съедят ровно сто пятьдесят крокодилов.
Кват — герой сказок меланезийцев островов Банкс. Кват способен изменять свой облик и размеры. С помощью хитрости и колдовства Кват побеждает великана Квасавару, а также подшучивает над братьями. Друг Квата - паук Марава.
Квеквачу — росомаха у инну, расчётливый персонаж-трикстер — лжец, обманщик, жадина, который ведёт себя совершенно некстати по стандартам инну, причём самым смешным способом. В отличие от Росомахи у алгонкинов, Квеквачу нельзя назвать злым, жестоким или опасным. Истории о нём носят юмористический характер (правда, юмор этот не для детей). В одном из мифов инну Квеквачу создаёт землю с помощью Норки или Ондатры. Native American Kuekuatsheu Stories
Кемине — туркменский поэт, мастер поэтической сатиры, чьё творчество способствовало выделению сатиры в отдельный жанр туркменской литературы. Помимо поэзии, Кемине творил и в таком жанре, как анекдот. Анекдоты Кемине очень популярны у туркмен и в наши дни. Благодаря своим анекдотам, Кемине — как поэтический образ — сам вошел в устное народное творчество, став героем устных народных новелл — подобно Ходже Насреддину или Алдару-Косе. Есть даже детские сказки, главным героем которых является Кемине.
Ким Сон Даль — герой корейских народных сказок и анекдотов. Защитник обездоленных, весельчак, мастер на хитроумные проделки, острый на язык, Ким Сон Даль неистощим на фантазии и каверзы, дабы проучить чванливого, спесивого и глупого богача или скареду.
Киуник — беззаботный трикстер в сказках микмаков. Киуник-Выдра проводит время, обманывая и обжуливая других лесных зверей, в первую очередь своего соперника Аблигамуча. Как и современные герои мультфильмов, Киуник и Аблигамуч иногда убивают сами себя или друг друга в результате своих трюков, но в следующей истории опять возвращаются к жизни. Киуник - главный герой многочисленных историй, рассказываемых детям. Он часто ведет себя по-дурацки, или причиняет неприятности другим, но, в отличие от животных-трикстеров у некоторых других племен, не явяется злобным или опасным, редко наносит настоящий вред. Аблигамуч и Киуник - популярные герои сказок, истории об этой парочке были позаимствованы у микмаков соседними племенами малисетов и пенобскотов.
Кокопелли — одно из божеств плодородия, обычно изображаемое в виде сгорбленного игруна на флейте (часто с огромным фаллосом и щупальцеподобными отростками на голове). Он почитается многими коренными американскими племенами в Юго-Восточной части Соединённых Штатов. Как и большинство божеств плодородия, Кокопелли покровительствует и деторождению, и сельскому хозяйству. Ко всему прочему он является Трикстером (то есть всячески нарушает установленные законы и вполне этим доволен). Читать в Википедии
Конево — персонаж мифов и сказок индейцев таулипанг из Гайаны. Совершенно безбашенный тип - как и Вакджункага. Обманул и убил по меньшей мере пятерых ягуаров - а о людях и говорить нечего! Конец его был достоин премии Дарвина.
Куой — герой сказок народов Вьетнама. "С самого детства Куой больше всего на свете любил азартные игры и немало выигрывал с помощью мошенничества. Когда же он подрос, то стал обманщиком, каких свет не видал. Десять раз скажет - все десять неправду. А на чужое добро глядел как кошка на масло. Рос он сиротой и жил у брата своей матери, который поручал ему пасти буйволов. Но едва Куой приходил на поле, как тотчас бросал своих буйволов и отправлялся к приятелям играть."
Купуа — в гавайской мифологии группа полубогов-трикстеров. Подобные персонажи во множестве встречаются в гавайских мифах и легендах. Традиционно они описываются как чудовища, способные появляться в разных телах. У них, как правило, жестокий и мстительный характер, они готовы убить любого, кого только могут поймать. Однако есть и много добрых духов-купуа, которые нежно заботятся о членах своей семьи. Многие купуа рассматриваются, как боги, имеющие два тела: они появлялись то в форме человека, то как растение, животное или камень. Последняя форма всегда обладает сверхъестественными способностями. Kupua - Wikipedia, the free encyclopedia
Курупира (Curupira) — мифическое существо в бразильском фольклоре. В его образе смешались черты многих западноафриканских и европейских духов, и, как правило, Курупира расценивается как демоническая фигура. Его имя происходит из языка тупи и означает "покрытый волдырями". Согласно легенде, он похож на человека или гнома с ярко-рыжими волосами и ногами, вывернутыми назад. Курупира живёт в лесах Бразилии, его следы вводят в заблуждение охотников и путешественников. Помимо этого, он вызывает иллюзии, издаёт пронзительный свист, который пугает его жертв до безумия. Он изображается верхом на ошейниковом пекари. Курупира наказывает браконьеров и охотников, убивающих зверей в то время, когда они заботятся о своём потомстве. Существует множество различных версий легенды, и поэтому внешний вид и привычки этого существа могут варьироваться в зависимости от региона Бразилии.
Кутуфеци и Махака — два плута из африканских сказок. Один стоит другого - это сразу ясно, когда Кутуфеци и Махака подшучивают друг над другом. Значит, нужно держаться вместе - ведь двух других таких отъявленных врунов ещё поискать...
Лаверна — римская богиня прибыли, торговли и мошенничества. Скорее всего, первоначально Лаверна была богиней подземного царства. В качестве богини, выходящей из темноты, она пользовалась особым почетом у людей, имевших основания скрывать свои цели и дела. Торговцы, мошенники и воры взывали к ней, намереваясь надуть или обокрасть кого-нибудь. (10 пик «Лаверна – богиня воровства в сопровождении волков») Лаверне была посвящена роща близ Рима, рядом с которой располагались Лавернские ворота, и жертвенник. Упоминания о Лаверне встречаются ещё в этрусских гробницах. Жертвоприношения Лаверне полагалось приносить только левой рукой. Культ Лаверны был распространён в римской Италии. В честь Лаверны был назван астероид 2103 Laverna. Laverna, Roman Goddess of Thieves
Ла Дана — герой сказок и анекдотов тораджей с острова Сулавеси. В его образе ярко проявляется прожорливость как одна из основных черт трикстера. На какие только хитрости он не пускается, чтобы заполучить буйвола, рыбу или зерно!
Лаи (Лай) — сказочный и мифический персонаж, известный многим африканским народам. Маленький хитрец, родившийся чудесным образом, уже в раннем детстве перехитрил всех членов своей семьи и парочку львов. Он умел принимать разные обличья. Проделки Лаи
Лопшо Педунь — герой удмуртских народных сказок, такой же как Иванушка-дурачок у русских, Шурале у татар, Ходжа Насреддин у народов средней Азии. Лопшо Педунь - балагур и весельчак. Это был ловкий и сообразительный человек, который с лёгкостью мог перехитрить своего жадного и скупого хозяина, проучить невежу и лодыря, потому что сам он был человеком труда. Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером юмора, а юмор, как известно, признак нравственного здоровья нации. Обнаружила его (Лопшо Педуня) одна из первых фольклорных экспедиций Удмуртского научно-исследовательского института. А сотрудники Игринского краеведческого музея продолжили эту работу, опираясь на краеведческий материал жительницы деревни Левая Кушья К.А.Чирковой, и в ходе проведённых исследований выявили факты проживания настоящего Лопшо Педуня в деревне Левая Кушья Игринского района.
Мичабо — в мифологии алгонкинов культурный герой, сходный с Манабозо. Он - Великий Кролик, научивший людей охотиться и ловить рыбу, искусству рисуночного письма и отправления ритуалов. Более того, он - первопредок всего человечества, придавший форму земле и всему, что живёт на ней. Подобное могущество, с точки зрения миссионеров, как-то не вяжется с образом маленького трусливого зверька. Возможно, это связано с тем, что в языке алгонкинов слова "кролик" и "рассвет" звучат очень похоже. About The Algonquin Myth of Michabo
Мохини — одна из 25 аватар Вишну в индуизме. Согласно одному из мифов после пахтанья Молочного океана демоны (асуры) одолели богов (девов) и завладели божественным нектаром бессмертия — амритой. Чтобы спасти богов и вернуть нектар, Вишну принял облик прекрасной женщины — Мохини. Асуры не устояли перед чарами красавицы и сами вернули амриту богам. По другой версии амрита уже сразу после своего появления была забрана Мохини и унесена подальше от асуров. Господь приходит в образе Мохини-мурти
Мушфики — герой таджикских народных сказок. Это человек, который был себе на уме, он мог найти выход из любой ситуации, даже очень сложной. Абдурахман Мушфики (1525-1588) существовал в реальности, и он по праву считается выдающимся поэтом-сатириком. В своих газелях и касыдах «Сатирический диван», «Цветник Ирема», «Поэма о вине» он обличал власть имущих, а также ложь и несправедливость. Мушфики стал героем устного народного творчества в Средней Азии. Или можно сказать так: он вошёл в таджикский фольклор как положительный герой народных анекдотов. Историй про Мушфики много, и во всех случаях он проявляет завидную изобретательность и сообразительность. Для него нет безвыходных ситуаций. Можно даже сказать, что своим поведением Мушфики формирует картину мира таджиков.
Напи (Старик) — культурный герой у племени черноногих. Напи часто изображается как трикстер, возмутитель спокойствия, глупец; однако он также благожелательный полубог, благодаря которому мир получил свою форму. Он часто помогает людям, даёт им новые знания. В этом ему помогает жена - Кипитаки (Старуха). В некоторых легендах черноногих они оба ассоциируются с койотами. В других легендах Напи и Кипитаки - первые люди, созданные Творцом. У Напи много общего с Визакеджаком, Глускапом, Манабозо. Легенды о Напи
Нихасо (Nihancan) — паук-трикстер у племени арапахо. В некоторых сказках Нихасо - типичный трикстер/трансформер, своими озорными проделками сформировавший мир. Но в других историях он - более агрессивный, асоциальный дух, подобный Иктоми у сиу.
Пан — древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость. Выкрал сухожилия Зевса у Тифона. Самый древний и почитаемый бог у аркадцев, именуемый Ликейским. Преследует нимф. Окрестные жители слышали, как он играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Изобрел игру на свирели у горы Номия (Аркадия), где было место Мельпея. Помогал афинянам при Марафоне, гора Пана есть на Марафонской равнине. Между Кифероном и Геликоном распевал пеан Пиндара. В городе Саэтта его полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога. У египтян это самый древний бог. Когда боги были в Египте, Пан велел им превратиться в зверей, а сам стал козой. Либо стал полукозлом-полурыбой.
Панург (фр. Panurge — плут, хитрец, ловкач) — центральный персонаж романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», которому целиком посвящена третья книга, опубликованная в 1546 г.
Панург — обыкновенный человек, ничем не похожий на своего друга великана Пантагрюэля. Панург — бродяга, знающий шестьдесят три способа добывания денег. Рабле говорит о нем, что «был он озорник, шулер, кутила, гуляка и жулик».
С первой же встречи Пантагрюэль и Панург клянутся друг другу в вечной дружбе и с этого момента составляют неразлучную пару, отчасти напоминающую Дон Кихота и Санчо. Характер Панурга противоречив. Он может быть жесток (знаменитый эпизод с купцом Индюшонком и его баранами), труслив (во время бури на корабле) и в то же время любезен, остроумен и учтив (в обществе пантагрюэльцев).
Панург представляет собой живое воплощение знаменитого девиза: «Делай, что хочешь!». Он — образец свободного индивидуума, не подчиненного ни человеческому, ни божескому закону. У него нет определенного социального статуса, но герой и не стремится к нему. Он свободен и одновременно парадоксальным образом не свободен.
На протяжении всей третьей книги Панург решает вопрос: жениться или не жениться? И не может его решить, потому что не способен взять на себя ответственность за последствия этого решения. На чужой совет он тоже не может положиться, потому что не верит никому на слово, полагается только на свой жизненный опыт. Свобода оборачивается для Панурга тяжким бременем. И он уже сам не понимает, чего хочет.
(www.fanbio.ru)
Пулу-Пуги - герой армянских народных сказок и анекдотов, который бывает то хитрым обманщиком, то мудрым судьёй.
Пэкалэ и Тындалэ - ловкие обманщики из молдавских сказок. Трикстер - будь то простак или хитрец - чаще всего "один такой". А если найдётся ещё один такой же? Вместе веселее! Пэкалэ и Тындалэ вместе служат у попа, вместе обманывают, да и поодиночке тоже дают жару.
Трейси Уитни — главная героиня детективного романа Сидни Шелдона "Если наступит завтра". Молодая сотрудница банка пытается вывести на чистую воду мошенника, который разорил и довёл до самоубийства её мать, но в результате оказывается в тюрьме за преступление, которого не совершала. Трейси выходит из тюрьмы гораздо раньше назначенного ей срока и виртуозно мстит обидчикам. Но бывшую заключённую не возьмёт на работу никто, и девушка становится настоящей грабительницей. Она проворачивает свои дела по всему миру, изменяя облик до неузнаваемости, так что полиция напрасно гоняется за "бандой воровок". Добытого ей хватит до конца дней, но разве можно устоять перед предложением, столь же рискованным, сколь и выгодным?
Тувзы — герой дунганских сказок. "В тех же краях жил бедный крестьянин, по прозвищу Тувзы, что значит паршивый. А как говорит дунганская пословица, из десяти паршивых - девять хитрых и один пройдоха." Тувзы - меткий стрелок, который подобно барону Мюнхгаузену убивает пять уток одним выстрелом и ловит тигра с помощью дерева. А ещё у него есть "волшебные" котел и палка.
Ухлаканьяна («маленький хитрец», «ловкач»), Кцаижана-Богцононо, Махлабиндодаисэми — трикстер, персонаж фольклора бантуязычного народа зулу (провинция Наталь, ЮАР). Ухлаканьяна — ласка. Образ Ухлаканьяна по сравнению с другими трикстерами африканской животной сказки более архаичен, связан с мифологическими представлениями. Ухлаканьяна рожден женой вождя, но не был ею зачат, а лишь вошел в свою мать; как «чудесный герой» Ухлаканьяна начал говорить в чреве матери; он сам перерезал свою пуповину; едва родившись, он, как взрослый мужчина, сел есть вместе со старейшинами. Ухлаканьяна наделён магическими способностями. Спасаясь от преследования, он превращается в палку-копалку или в камень зернотерки, который преследователи, не подозревающие, что это и есть Ухлаканьяна, перебрасывают через реку. (Энциклопедия символики и геральдики)
Уэуэкойотль (Huehuecoyotl ) — «почтенный старый койот», в мифологии ацтеков — бог музыки, песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипилли). По происхождению, вероятно, племенное божество племени отоми. Изображался в виде танцующего койота с человеческими руками и ногами, сопровождаемого человеком-барабанщиком.
Имя "Очень старый койот" передаёт положительные значения для ацтеков; койот - ацтекский символ смекалки и житейской мудрости, прагматизма и мужской красоты и молодости.
Префикс "huehue", что на языке науатль означает "очень старый", в мифологии ацтеков присоединяется к именам богов, которые почитаются за свою старость, мудрость, философские прозрения и связь с Божественным.
Хотя в большинстве историй Уэуэкойотль - мужчина, он также способен к смене пола, как и многие потомки Тескатлипоки.
Он ассоциируется с поблажками, мужской сексуальностью, удачей и рассказыванием историй.
Одни из самых известных его любовниц - Темаскальтечи, богиня ванн и бани, а также Шочикецаль, богиня любви, красоты, цветов, женской сексуальности.
Его любовники - Опочтли, бог-покровитель рыболовства, охоты и ловли птиц силками, и Шочипили, бог-покровитель игр.
Как и все божества ацтеков, Уэуэкойотль проявляет дуализм в отношении добра и зла.
"Тёмный" Уэуэкойотль носит чёрные или жёлтые перья, "светлый" - зелёные.
На большинстве изображений Уэуэкойотля сопровождает человек-барабанщик или группа людей, которые настроены к нему дружелюбно (а не поклоняются ему) - редкий случай в Мезоамериканской культуре.
В сознании ацтеков тесная связь Уэуэкойотля с людьми делает его любимым объектом для поклонения, в отличие от других богов, которые слишком далеки или слишком незначительны.
Уэуэкойотль ассоциируется с равновесием между старым и новым, мирским и духовным, мужским и женским, молодостью и старостью - примерно как китайский символ Инь-Ян.
Рассказы из Кодекса Теллериано-Ременсис представляют Уэуэкойотля как доброго шутника, чьи трюки, направленные на богов и людей, причиняют больше вреда самому шутнику, чем его жертвам.
Он - член семьи Тескатлипоки, поэтому способен к оборотничеству.
Те, кого преследуют другие боги, могли обратиться к Уэуэкойотлю, чтобы смягчить или изменить свою судьбу.
Уэуэкойотль имеет много общего с Койотом у племён Северной Америки.
(Huehuecoyotl - Wikipedia, the free encyclopedia)
Хикоити — весёлый и хитрый герой японских сказок. Он может совершать самые невероятные вещи - или заставить других поверить в то, что он их совершает. В одной из сказок Хикоити выманивает у тэнгу шляпу-невидимку и плащ-невидимку. Полезные вещи - можно поесть на дармовщинку или перебранку устроить... А чего стоят истории о том, как он продал живой зонт, удил каппу или "притворялся" княжеским шествием! Лисица, каппа и тэнгу - сами по себе хитрецы-трикстеры. Но Хикоити хитрее всех троих!
Хитрый Петр — персонаж болгарского и македонского фольклора, главный герой бытовых сказок, смешных историй и анекдотов, распространённых во всех областях Болгарии и Македонии на протяжении последних четырёхсот лет.
Хитрый Пётр, чьё имя говорит само за себя, — бедный крестьянин, отличающийся живым, лёгким, весёлым и добродушным нравом, исключительной сообразительностью и смекалкой, крестьянской мудростью и находчивостью. Только с помощью своего интеллекта герой успешно противостоит несправедливости по отношению к крестьянам и простым обывателям со стороны османских правителей, местной аристократии и духовенства.
Большинство сказок и анекдотов о Хитром Петре содержат сатирические мотивы и фабулу, высмеивая различные проявления социальной несправедливости.
Исследователи обычно рассматривают Хитрого Петра как балканский аналог Ходжи Насреддина, который в свою очередь воспринимается болгарами как представитель завоевателей-османов. В болгарском варианте оба героя встречаются одновременно, часто в одной и той же истории и противопоставляются друг другу, соревнуясь в хитрости и смекалке. Хитрый Пётр неизменно выходит победителем.
Более поздний болгарский вариант Хитрого Петра — Бай Ганьо, иногда считается слишком вульгарным, простым и обладает другими негативными качествами. Хитрый Петр остаётся в сознании болгар только положительным героем.
Чакапеш — фольклорный герой инну и кри. Чакапеш обычно изображается в виде карлика или маленького мальчика, который никогда не вырастает большим, однако наделен огромной силой и может стрелять из лука дальше любого взрослого мужчины. Чакапеш также обладает волшебной силой, которая позволяет ему встретить лицом к лицу и победить множество жутких монстров. В некоторых историях Чакапеш поступает опрометчиво или глупо, игнорируя советы своей мудрой и осторожной старшей сестры, и попадает при этом в неловкое положение. Но Чакапеш всегда отважный и добрый и никогда не останется в беде надолго. Сказки о Чакапеше
Чанамид (Chahnameed), или Большой Едок, — это персонаж-трикстер, который врет, обманывает, жаден, и вообще поступает совершенно неуместно, зачастую весьма забавным образом. Рассказы о Большом Едоке обычно носят юмористический характер. Истории о Большом Едоке
Человек-скелет (Масауу) — бог смерти в мифологии хопи, который часто изображается как добрый и даже весёлый персонаж. В эпосе хопи Человек-скелет это культурный герой, который учит хопи искусству земледелия, а также предупреждает их об опасностях мира. В некоторых легендах он выступает как низменный, приземленный персонаж-трикстер, который гоняется за женщинами и совершает нелепые ошибки. Эти забавные и скандальные истории делают его образ более привлекательным и доступным. Несмотря на его ужасающие аспекты, Человек-скелет, как правило, считается большим другом человечества, который заботится о людях племени хопи в загробном мире.
Шахерезада — главная героиня «Рассказа о царе Шахрияре и его брате», окаймляющего персидский сказочный цикл «Тысяча и одна ночь» и служащего связующей нитью между другими рассказами. Шахерезада — старшая дочь царского визиря, девушка редкой красоты и недюжинного ума, вызвавшаяся освободить народ от последствий неудачного брака Шахрияра (пережив измену жены, царь уверился в порочности женщин, но поскольку обойтись без них было сложно, Шахрияр каждую ночь овладевал невинной девушкой, а наутро её убивал). Напросившись в царскую опочивальню в качестве очередной жены-жертвы, Шахерезада применила всё своё красноречие, рассказывая царю сказки до восхода солнца (который не без умысла наступал на самом интересном месте повествования). Любопытство в Шахрияре всякий раз перевешивало кровожадность и он давал Шахерезаде отсрочку до следующей ночи, желая услышать окончание сказки, но на следующую ночь всё повторялось. Таким образом хитрая девушка тянула время достаточно долго, пока к Шахрияру не вернулся здравый смысл и он не отказался от массового истребления девственниц. Marilyn Jurich. Scheherazade's Sisters: Trickster Heroines and Their Stories in World Literature
Шрек — вымышленный огр, персонаж детской книги Уильяма Стейга «Шрек!», а также снятой по её мотивам популярной серии анимационных фильмов, сопутствующих фильмам компьютерных игр, комиксов, наборов стикеров и т. д. Отрывок из дипломной работы «Трансформация образа трикстера в современной культуре»: Совершенно очевидно, что Шрэк представляет собой фигуру культурного героя-трикстера, и параллели здесь можно проводить уже потому, что Шрэк – гоблин, спасающий принцессу, которую должен спасти принц и на ней жениться. Следовательно, как и герой-трикстер этиологического мифа, он переворачивает старые взаимоотношения ценностей и объектов, и это ведет к установлению новых. Он ломает устоявшиеся структуры, чтобы придать динамику смысложизненным ситуациям. Кроме того, он действует как трикстер при разрешении конфликтных ситуаций, и спасенная Фиона прямо ему заявляет, что он должен был убить дракона и поцеловать ее, вместо того, чтобы похитить, как похищает искомый объект низкий герой-трикстер волшебных сказок. Шрэк - хтонический персонаж, к этому отсылает как его принадлежность к определенной категории волшебных персонажей гоблинов, так и неупорядоченное поведение, несоблюдение норм поведения, этикета. Но именно поэтому трикстер и в состоянии одержать победу. Когда Шрэк переодевается в рабочего на фабрике Крестной Феи по производству волшебных эликсиров, что является маскировкой, трюком, с помощью которого трикстер выдает себя за своего в глазах антагониста, а целью служит кража эликсира. Необходимо также обратить внимание на спутника героя – осла, который также обладает чертами трикстера. Здесь мы имеем дело с раздвоением образа трикстера, процессом, происходившим и в мифологическом сознании, на «серьезного» героя и комического. По сути, Шрэк и осел представляют собой единый образ, а разделение на основного героя и его помощника представляет собой результат трансформации фигуры трикстера. Превращение Шрэка в человека после использования эликсира также является вариантом маскировки, для того, чтобы добиться расположения короля и Фионы.
Эквенсу (Ekwensu) — бог-трикстер у племени игбо, покровитель торга и черепах(?). Искусен в торговле и переговорах, его часто призывают для разрешения торговых споров. Как и большинство богов-трикстеров, воплощает силы Хаоса и Перемен, поэтому в своих более агрессивных аспектах Эквенсу почитается как Бог Войны и Победы, которому подвластны злые духи и хаотические силы природы.
Эро — герой сказок и анекдотов народов Югославии, простоватый и хитроумный чудак, который не теряется перед сильными мира сего и умеет остроумным ответом выпутаться из самых трудных положений. Сказки в сборнике "Проделки хитрецов"