Голубь мира

Домашних голубей любили и массово разводили еще в Древнем Египте. Оттуда они попали в Грецию, дальше — в Рим и пошли расселяться по всему миру. Вместе с ними путешествовали и различные поверья и легенды. С древнейших времен этим птицам разрешали гнездиться в храмах. Причем самых разных религий. Голуби свободно себя чувствовали в Иерусалимском храме, христианских церквях, мусульманских мечетях. В отношении к ним закоренелые противники оказывались поразительно единодушными. Впрочем, началось это еще у язычников. У очень многих народов голуби были посвящены высшим божествам, что определяло и отношение к ним людей. Голубь был священным животным богини Иштар. В Сирии нельзя было ловить и есть голубей, особенно белых. За это ожидала суровая кара. Голубь служил символом царства в Ассирии и Вавилоне. Если римские легионы несли на знаках орлов, то в Вавилоне на знаменах были изображены голуби. Сопровождали эти птицы и всевозможных прорицателей и оракулов.

В Вавилоне слова «голубь» и «рождаться» звучали сходно, этих птиц связывали с рождением. На Ближнем Востоке вообще считалось, что голуби — это души людей. Отсюда берет начало христианская символика. Голубей нередко изображают на кладбищах, с античных времен считалось, что душа выходит из человека в виде голубя. В католической церкви голубь — символ души. Во многих легендах в виде голубей улетали души праведников. Голубь, также как ласточка, жаворонок, соловей, клест и дрозд, у славян относятся к чистым птицам. Голубь зовется также святой и божьей птицей. Христианство признает Бога-Духа в виде голубки. В виде голубя Святой Дух сошел с небес во время крещения Иисуса. Поэтому голубь — любимая Богом птица. У католиков голубь — символ чистоты, невинности, покорности, ласки, любви, сосредоточенности и рассудительности. Христиане считают, что голубь воплощает собой плач, вздохи, и затем, после возрождения Христа, радость Марии Магдалины.

В христианстве голубь вообще олицетворяет мир, любовь, невинность. Его два крыла означают любовь к Богу и к людям, шея и белое оперение — чистоту и невинность. Два голубя символизируют супружескую любовь и верность. Голубь — символ Святого Духа. Это было официально принято отцами церкви на соборе в Константинополе в 536 г. По одной из легенд, к кардиналу, избранному Папой, прилетели в церковь два голубя и сели на его плечи. С тех пор Пап нередко изображают с двумя голубями на плечах.

Голубь часто изображается на христианских памятниках как олицетворение Святого Духа, поэтому в Италии, Германии, Голландии и России считалось, что есть голубя — грех (Гусев, 1996). Часто фигурируют эти птицы и в преданиях о христианских святых. Во многих местах можно услышать легенды, что голуби указывали места для постройки церквей (Gattiker, Gattiker, 1989).

В Азербайджане и Турции святой птицей считают горлицу, потому что она помогла Магомету спастись от погони. Поклоняются горлице на Яве, Суматре, в Малайзии. Почитают горлицу и голубя также в Туркмении.

Согласно легенде, голубь получил от Аллаха дар человеческой речи и, узнав о предстоящем голоде, полетел предупредить об этом людей, за что Аллах отнял у него речь. Мусульмане считают его святой птицей, потому что он носил Магомету в клюве воду для мытья.

В болгарской песне голубиный образ имеют ангелы. О смерти голубя говорят, что он «потерял жизнь». Голуби приносят счастье дому, в котором водятся; в такой дом не ударит молния, он не сгорит и не опустеет. Облик голубя не может принимать нечистая сила — черт или ведьма. Известен христианский обычай выпускать голубя во время водосвятия на реке. К недоброму человеку и голубь не летит, — говорят на Руси. И еще: голубь — единственное существо, вид которого не осмеливается принимать черт.

У славян голубь является символом любви. Украинцы говорят о влюбленных, что они «кохаються як голубiв пара». Родственная привязанность также отражается эпитетом «голубиная». Любовь голубя к голубке и их общая нежность к детям признаны многими народами. Украинцы считают, что у голубя и человека «один дух». Слова «голубь» и «голубка» в русской лирической поэзии выражают сверхположительную оценку, которую народная песня дает своему герою (Гусев, 1996). Как справедливо полагает этот автор, у русских голубем и голубкой герои именуются не за внешнюю привлекательность, а за красоту чувства, возникшего между ними. Если лебедь у русских — эстетический идеал, то голубь — идеал этический. По частоте упоминания в русских народных песнях и легендах из всех птиц голубь стоит на третьем месте (Гусев, 1996). «Сидят два голубя на дубу, целуются, разговаривают».

Сизый цвет голубей — образ приятности. Воркование голубей — грусть. Будучи символом любви, голубь предсказывает девицам любовь и покидает ту, которая уже познакомилась с любовью.

Русские считают, что если голуби и ласточки летают около дома, где происходит свадьба, то это предвещает счастье в браке. Голубь часто выступает как воплощение души. В Олонецкой губернии о летающем голубе говорили: «вон, чья-то душа летает» (Гура, 1997).

По некоторым мифам голуби принимали участие в сотворении мира. В украинских колядках рассказывается о том, как на мировое дерево средь безбрежного океана сели два или три голубя, потом спустились на дно моря, набрали песка и камешков, из которых и создали мир (Коробка, 1909—1910).

Крик дикого голубя связывают с началом сева (Гура, 1997). У зырян голуби, поселившиеся на доме, — к добру. У кого плодятся домашние голуби, считают украинцы, у того не будет пожара. В Тульской губернии, чтобы хорошо велся скот, его подбирали по масти голубей, которые водятся во дворе. Алтайцы считают преступлением убивать ласточек или голубей. Голубей грешно бить потому, что они пьют воду как лошади.

Легендарной Семирамиде (дочери вавилонской богини) еще в ее детские годы пищу в пустыню приносили священные голуби. Семирамида стала царицей, в ее правление были сооружены знаменитые «висячие сады» — одно из семи чудес света. После смерти она превратилась в голубку (Федосеенко, 1998).

В «Одиссее» голуби приносят Зевсу амброзию. По одной буддийской легенде, царь отдал себя в жертву ястребу, дабы спасти своего любимого голубя (Гусев, 1996). Считается, что голубь является птицей богини любви и богини урожаев и указывал путь аргонавтам.

Еще в Древнем Египте голубей стали использовать как почтовых птиц. Неудивительно, что голубь стал вестником, символом почты. Нередко голуби выручали людей, быстро доставив важные сообщения. Сохранилось предание, что в голландские города Гарлем и Лейден, осажденные испанцами, голуби принесли весть о приближении армии принца Оранского. Благодарные жители Лейдена кормили потом этих голубей до самой смерти, а впоследствии забальзамированные птицы были помещены в ратуше. В XIX веке в ряде стран Европы были созданы даже специальные службы почтовых голубей в армии. Голубиная почта играла определенную роль вплоть до I мировой войны, когда ее стала вытеснять радиосвязь. Интересно, что во Франции один из почтовых голубей был даже награжден орденом. Во время битвы у Вердена он храбро доставлял сообщения, несмотря на жестокий обстрел. Птице одели орден в виде кольца на лапку и прожила она «на пенсии» до 1924 г. (Gattiker, Gattiker, 1989).

Почитали этих птиц и моряки, поскольку голубь помог Ною узнать, сходит ли вода во время всемирного потопа. По древнегреческой легенде, голуби спасли от потопа Девкалиона с его женой.

Голубь стал символом мира. Это несмотря на то, что, согласно преданию, киевской княгине Ольге голуби помогли подпалить столицу ее врагов Искоростень, Александру Македонскому — деревянный дворец на высокой скале. Варяг Гаральд при помощи голубей покорил город в Сицилии, мифические датские короли Гаудинг и Фридлейф — скандинавские города. В чешских хрониках XV—XVI веков рассказывается, что при помощи голубей татары взяли Киев (Зборовский, 1992).

Голуби приносят счастье, радость, удачу. В Неаполе при помощи дрессированных голубей даже пытаются угадывать счастливые номера лотерейных билетов. В Силезии есть поверье, что если на окно к женщине прилетит белый голубь, значит она получит подарок (Gattiker, Gattiker, 1989).

По эстонской легенде, голубь был раньше благочестивой девушкой. Однажды она заблудилась в лесу, и ангел дал ей перья, чтобы она могла возвратиться домой. В Румынии есть легенда, что горлица раньше была девушкой, которая слишком любезничала со всеми юношами. Бог за это превратил ее в птицу. Теперь она хранит верность своему супругу до самой смерти. Другая румынская легенда рассказывает, что в голубей Бог превратил близнецов, которых хотела убить злая мачеха (Gattiker, Gattiker, 1989). (Пернатые обитатели мифов и легенд)

Отрывок из книги Н.Костомарова "Славянская мифология"

«Голубь», по-малорос[сийски] — голуб, является как символ любви в различных ее видах. Малорусы говорят о любовниках, что они «кохаються, як голубів пара» (Вац. из Ол., стр. 353). Да и не только любовники, обмениваясь взаимными нежностями, называют один другого голубями: «Мій миленький, голубоньку сивенький!» Братья между собою и дети с родителями выражают эпитетом голубя свою родственную привязанность: «Братоньку мій милий, голубоньку сивий!», «Сестро моя миленька, голубонько сивенька!» /89/

Формы описания, в которых изображается эта символическая птица, многоразличны. Часто встречается образ купания голубя, с этим образом парубок, разлученный с милою, сравнивает прежнее свое «женихання» с дивчиною:

А де ж тая криниченька, що голуб купався?
А де ж тая дівчинонька, що я женихався?

«Голуби у броду п’ють воду», целуются и «сивими крилами обіймаються», это образ согласия между влюбленными (Вац. из. Ол., стр. 379 и 413); голуби, сидящие врозь, изображают нечистосердечие любовников:

Сидить голуб на березі, голубка на кладці,
Скажи, серце, мені правду, що маєш на гадці!

Голуби пили вместе воду, потом «знялись» и полетели врозь, — это выражение разлуки. Разлука, причиненная влюбленной чете от посторонних лиц, изображается в таких картинах: два голубя пьют воду, а два «колотять», или слетается пара голубей и вдруг

Голубь на дереве Надлетів орел старий,
Розігнав голубів з пари.
(Вац. из Ол., стр. 413).

Образ ворона, который поймал голубку и хочет успокоить ее удобностями жизни:

Надлетів ворон із чужих сторон,
Голубку взявши, к собі принявши,
Сипле пшеницю, льає (л’є) водицю:
Голубка не їсть, голубка не п’є,
(Жег. Паул., т. II, стр. 92)

есть памятник тех несчастных времен неустройства и общественного беспорядка, когда власть сильного не знала пределов, а женщина считалась за предмет наслаждения. Помнит русская земля это горькое безвременье; и не только Малороссия, страдавшая от угнетения и произвола панов, но и Великая Россия сохранила в памятниках былой жизни подобные образы:

Как на дубчике два голубочка
Целовалися, миловалися,
Сизыми крыльями обнималися;
Отколь ни взялся млад ясен сокол, —
Он ушиб, убил сизова голубя.
Ты не плачь, не плачь, сиза голубушка,
Сиза голубушка по своем голубчике.
(Сахар., стр. 213; Пес. сем. № 46).

В Великой России есть детская игра, называемая голубь и ястреб, в которой ястреб гоняется за голубкою и детьми ее. /90/

Голубь, летающий без пары и ищущий своей голубки, служит образом одинокого или покинутого молодца как в малорусских, так и великорусских песнях:

Горами-долами туман налягає,
А між тими туманами сив голуб літає;
Як полетів сивий голубонько поміж туманами
Та зустрівся сивий голубонько з буйними вітрами:
«Ви, вітроньки, ви буйнесенькі, далече бували
Чи видали ви, чи не видали ви та моєї пари?»
Не лестися, не лестися, голубь со голубкой,
Не свыкайся, не свыкайся, молодец с девицей!
Со полудни до вечера голубчик летает,
Он летает, все летает, голубушки ищет.
Ах, как встретился голубчик с добрыми людями:
«Где видали, где слыхали про мою голубку?»

Воркование голубей есть символ ропота и разлада между любовниками:

Ой п’є голуб воду, голубка воркоче:
«Либонь, мене мій миленький покинути хоче»,

а сизый цвет голубя означает прелесть:

Сивий голуб, сивий голуб: голубка сивіша,
Милий батько, мила мати: дружина миліша.

Из всего этого видим, что голубь — символ любви. Нужно ли говорить, что этот символ имеет свое основание в самой природе? Но в песнях южнорусов голубь является и в таких образах, которые имеют свой источник в мифологических верованиях. К сожалению, эти обломки древности представляются нам сбивчивыми и неясными. Что, наприм., значит такое гиперболическое описание:

Летите голуби летите ...два голубочки,
Знялись вони, полетіли,
Крилечками весь степ вкрили,
Голосочками весь світ звеселили, —

как не остаток какого-нибудь мифологического понятия? Но вот чрезвычайно любопытная колядка карпатских русов из собрания Г. Берецкого:

Колись то було з початку світа,
Подуй же, подуй, Господи!
3 духом святим по землі!
Втоді не було неба, ні землі,
Неба, ні землі, — ним синє море,
А серед моря та два дубойки:
Сіли-упали два голубойці,
Два голубойці на два дубойки,
Почали собі раду радити,
Раду радити і гуркотати:
«Як ми маємо світ основати?
Спустиме ми ся на дно до моря,
Винесемо си дрібного піску,
Дрібного піску, синього каменьце.
Дрібний пісочок посієме ми,
Синій камінець подунеме ми.
З дрібного піску — чорна землиця,
Студена водиця — зелена травиця;
З синього камінця — синєє небо,
Синєє небо, світле сонейко,
Світле сонейко, ясен місячок,
Ясен місячок і всі звіздойки».

Это чудесное сотворение мира, приписываемое голубям, вероятно, есть символ старославянской мифологии, но после принятия крещения он встретился с христианскими понятиями о святом духе.(litopys.org.ua)

Из "Словаря международной символики и эмблематики"

Голубь — один из древнейших символов и эмблем человечества, имеющих разнообразное значение у разных народов, обусловленное историческими условиями, при которых произошло знакомство человека с этой птицей. Из 400 видов голубей, которые встречаются во всем свете, большинство приходится на Австралию и Африку (около 300), свыше 90 — на Азию и лишь 4 — на Европу. Отсюда ясно, что голубь — не европейская птица. Это подтверждает и история: древнейшие сведения о домашних голубях найдены в египетских настенных +надписях за 3000 лет до н. э. В Египте и древнейших государствах Двуречья и Передней Азии голубь был рано одомашнен и сделался предметом культа и специального разведения для голубиной почты. Оттуда он проник в Древнюю Грецию: впервые голуби появились в Греции в 478 году до н. э. и были использованы позднее для связи между островами Эгейского моря, полисами самой Греции и особенно для передачи вестей о победителях на Олимпиадах, что и дало повод для изображения голубя с оливковой ветвью в клюве. Постепенно из древнеантичных государств дикий и почтовый голуби проникли и в остальную Европу, но уже в историческое время. Обожествление голубя у азиатских народов в эпоху эллинизма перешло и в раннее христианство, где два внешних обстоятельства — белый, ангельский цвет пера почтовых голубей и их способность не только улетать высоко в небо и далеко за пределы маленьких государств, но и возвращаться к своему хозяину — были истолкованы как “божественные” и дали повод для изображения голубя как эмблемы “святого духа”. В этом значении голубь и стал в основном трактоваться как эмблема в христианской Европе и позднее — в Америке.

Однако древнеазиатское значение обоготворяемого голубя было совершенно иным. Это была “богиня-голубь” — символ любви и особенно брака, поскольку склонность голубей к одомашниванию, их необычайная способность плодиться были уже в глубокой древности подмечены людьми, и это послужило причиной того, что и в Азии, и в Африке у местных народов голубь рано стал эмблемой плотской любви, затем брака и семейного очага.

В этом случае изображали или голубя с маленьким колечком (веночком) в клюве, или двух голубей, обращенных друг к другу и держащих в своих клювах одно ожерелье. Подобные изображения были распространены и среди народов Среднего Востока — персов, бактрийцев и др. В средние века, когда Восток практически оказался закрыт для европейцев, а идеологически христианство и ислам образовали два замкнутых мира, не допускавших никакого влияния друг на друга, эмблематическое значение голубя для Европы (как католической, так и православной) ограничивалось чисто религиозным содержанием — “святой дух”, и фактически голубь как эмблема постепенно исчез, превратившись лишь в словесный образ “святого духа”. На Востоке же голубь продолжал существовать как языческая эмблема плотской любви и в этом смысле также стал подвергаться гонению со стороны ислама и постепенно забываться.

Лишь ослабление религиозного влияния в Европе, особенно после буржуазных революций 1789, 1830 и 1848 годов, привело к возрождению античной традиции рассматривать голубя как эмблему брака (особенно популярную в среде мелкой буржуазии — целующиеся голубки), а в начале XX века, после серии войн (испано-американской, японо-китайской, англо-бурской, русско-японской), и как эмблему мира (с оливковой ветвью в клюве). После первой мировой войны эта эмблема стала отождествляться с понятием “Версальский мир”, то есть мир империалистический, несправедливый, и потому употреблялась иронически в карикатурах в прогрессивной европейской прессе, прежде всего в рабочей, коммунистической, как пошлая эмблема буржуазного пацифизма. В период между двумя мировыми войнами в целях борьбы с эпидемиями и распространением различных болезней во многих странах, особенно в Восточной Европе, началась планомерная борьба с такими переносчиками заразы, как крысы, мыши, комары, клопы и голуби. В крупных городах — центрах многовековой культуры борьба с распространением голубей велась еще и в целях сохранения от порчи памятников архитектуры, и для поддержания нормального санитарного порядка. Борьба эта велась и в Советском Союзе, причем весьма успешно, так что к середине 30-х годов города абсолютно были очищены от голубей-сизарей. Одновременно велось регистрированное почтовое голубеводство в кружках Осоавиахима, которое полностью контролировалось в санитарном отношении.

Таким образом, голубь был лишен своего символического значения во всех смыслах, а как эмблема вообще был совершенно забыт, в том числе и русской церковью. Надо сказать, что церковники в прошлом испытывали определенные неудобства из-за невозможности примирить такие противоречивые понятия, как то, что голубь служит для церкви эмблемой святого духа, и то, что голубь практически является одной из самых грязных птиц, как в этом легко может убедиться каждый. Уже в ранних комментариях к Библии встречается поэтому разъяснение святого Иеронима, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а “горлицу”, птицу чистую, не обитающую в нижних местах, а всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев. Один из видных богословов — Тертуллиан уже в начале III века пытался включить в христианскую символику элементы языческой, заявив, что голубь с оливковой ветвью появился первым после потопа над Ноевым ковчегом, возвещая наступление мира. Если санитарная пропаганда 20—40 годов XX в. привела к физическому уничтожению голубей, то антирелигиозная пропаганда этого же периода лишила голубя религиозного ореола, ликвидировала всякую связь этой эмблемы с понятиями идеала и чистоты. Новые поколения, выросшие после второй мировой войны, вообще не только не знали этой эмблемы, но и не подозревали, что вокруг нее велась идеологическая борьба и что ее значение крайне разнообразно у разных народов и в разных частях света.

После второй мировой войны в связи с обеспокоенностью прогрессивных сил растущей напряженностью в Европе и созданием блока НАТО (март 1949 г.) было решено созвать Всемирный конгресс мира в апреле 1949 года в Париже. Его устроители обратились к всемирно известному художнику-антифашисту Пабло Пикассо с просьбой создать плакат-извещение об открытии конгресса и, если возможно, нарисовать запоминающуюся эмблему всего движения сторонников мира. Так появился знаменитый “Голубь мира” Пикассо — белый махровый почтовый голубь, постепенно завоевавший признание во всем мире. В том, что Пикассо решил изобразить в виде эмблемы мира именно голубя, нет ничего удивительного, если учесть, что Пикассо, родившийся в Малаге, на самом католически непримиримом юге Испании, учился затем в Барселоне и Мадриде, а всю свою жизнь прожил во Франции, и потому символика “христианнейших” стран Европы была для него естественной, обычной. Кроме того, накануне созыва Первого конгресса сторонников мира Пикассо был во Вроцлаве (Польша), на Всемирном конгрессе деятелей культуры в защиту мира в 1948 году, где, собственно, и было положено начало движению сторонников мира. В Польше Пикассо смог убедиться в огромном влиянии католической церкви как в самой Польше, так и в Венгрии, особенно в то время, то есть задолго до разоблачения кардинала Миндсенти, и отсюда сделать вывод, что христианская символика понятна массам и в Восточной Европе. Если учесть еще два обстоятельства: во-первых, страны Латинской Америки, составляя огромное большинство в Западном полушарии, были тесно связаны с. католической культурой и ее символикой и, во-вторых, презрительное и пренебрежительное отношение к голубям у североамериканцев, у янки, для которых образ голубя всегда был синонимом “слабака”*,— то можно легко понять, почему Пикассо почти инстинктивно прибег именно к этому образу, решил сделать голубя эмблемой Всемирного движения сторонников мира, имея в виду в первую очередь придать особую широту и популярность этому движению и далеко не в последнюю очередь задеть этой эмблемой американский империализм, противопоставить ее американским ястребам. Вместе с тем, как коммунист и человек, впитавший в себя классическую западную культуру, Пикассо постарался сделать так, чтобы его голубь — “голубь мира” все же отличался от христианского голубя — “святого духа”. Сделать это наглядно и четко можно было только геральдическими средствами, а именно путем коренного изменения поворота эмблемы. Голубь Пикассо повернут в геральдически левую сторону, во-первых, в отличие от обычного его поворота вправо, а во-вторых, с намеком на принадлежность этой эмблемы левым силам, силам прогресса. К сожалению, на это различие не всегда обращают внимание у нас и в некоторых восточных странах, где голубя мира зачастую изображают и с поворотом в геральдически правую сторону, что искажает смысл Эмблемы, созданной Пикассо. В то же время западноевропейские организации мира, где хорошо понимают и сознают особое эмблематическое значение голубя мира как современной, прогрессивной эмблемы, всегда подчеркивают, что этой эмблемой является не вообще “голубь”, а “голубь Пикассо”, и изображают его с поворотом в левую геральдическую сторону.

Помимо того что эмблема голубя используется ныне различными движениями, выступающими за мир, причем каждая страна или организация наделяет эту эмблему своими особыми атрибутами (например, голубь в кроссовках!), в настоящее время голубь с оливковой ветвью в клюве, то есть в своем традиционном значении эмблемы мира, а точнее — вестника мира, входит также в число государственных эмблем таких государств, как Гвинея, Фиджи, Тонга и Кипр, причем у Кипра это единственная (основная, главная) государственная гербовая эмблема. При этом нельзя не подчеркнуть, что даже у этой страны, где христианские традиции и идеология чрезвычайно сильны и где главой государства в момент получения ею независимости и создания своего герба было духовное лицо — архиепископ Макариос,— голубь, в несомненное уважение к международному движению за мир, изображен поворотом влево, то есть в его современной форме. Наоборот, в гербах Фиджи и Тонга голубь повернут вправо, а у Мали и Руанды не только повернут вправо, но и изображен негеральдически (не в профиль) и без оливковой ветви, что свидетельствует о том, что два последних государства считают себя свободными от обязанности следовать каноническому (христианскому, по их мнению) исполнению этой эмблемы, учитывая то, что в Мали 60% населения исповедует ислам, а католиков лишь 1%, а в Руанде почти 80% населения придерживается местных негритянских культов и лишь чуть более пятой части — христиане. Таким образом, гербовые эмблемы, если их внимательно рассматривать и правильно “читать”, могут давать основание для весьма разнообразной и точной информации о стране. (www.sibznak.net)

Тэд Эндрюс Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий (отрывок)

Голубь окружен множеством преданий и легенд. Большинство из них сосредоточено вокруг традиционных символов женственности и материнства. Согласно греческой мифологии Афродита родилась из голубиного яйца. Голубь указал Александру Македонскому путь к додонским жрецам, которых он до тех пор долго и безуспешно искал. У славян считалось, что душа после смерти человека превращается в голубя. Для алхимиков голубь был символом очищения. У христиан голубь считается символом мира, а у древних язычников он был символом женских половых органов. Он ассоциировался с женской сексуальностью и материнством и был священной птицей таких богинь, как Астарта и Исида.

Индейцы пуэбло тоже поклонялись голубю. Его перья часто носили как украшения и использовали при изготовлении молитвенных жезлов. Грустная песня голубя считалась мольбой, адресованной воде, и указывала людям, где можно найти воду. (Снова мы сталкиваемся с водой как древним символом материнства.) Его пение указывает на водоемы или родники, к которым голубь должен вернуться с наступлением сумерек, чтобы попить.

Пение голубя многое может сказать тому, кто умеет его слышать. Грустные интонации его пения вызывают душевное волнение и приводят в движение внутренние воды. В детстве в летнее время я любил вставать раньше всех. Я помню, как выходил во двор через центральную дверь, ласково пригревало утреннее солнце, и из рощи, окружавшей дом, доносилось сладостно-грустное воркование голубя. Мне всегда казалось, что оно пробуждает надежду.

Голубь является, по сути, уменьшенной копией вымершего к настоящему времени странствующего голубя. Изучение информации, связанной с этой птицей, поможет вам понять значение голубя в вашей жизни.

Голубь находит свой корм на земле, поддерживая тем самым контакт с Матерью-Землей и с творческими возможностями женских энергий, связанных со стихией Земли. В основном он питается семенами, но заглатывает также и мелкие камушки, которые накапливаются в желудке и оказывают помощь в переваривании пищи. Люди, чьим тотемом является голубь, скорее всего, обнаружат, что им полезно употреблять в пищу твердые продукты, которые способствуют их пищеварению.

Голуби откладывают два яйца. Число «два» является традиционным числом женских созидательных энергий. Если вы начнете изучать нумерологию, то сможете узнать об этом намного больше.

Наиболее характерным признаком голубей является их пение. Звуки, издаваемые голубем, представляют собой песню дождя. Своим воркованием голубь наполняет нашу жизнь новым смыслом. Его пение должно напоминать нам о том, что, независимо от обстоятельств, всегда есть возможность начать все заново. Земля является женской планетой. Это должно напоминать нам о том, что созидание и рождение нового доступно каждому, живущему на ней. Воркование голубя помогает нам никогда об этом не забывать.

Несмотря на то, что голубиное пение можно услышать на протяжении всего дня, более громким и отчетливым оно кажется на рассвете и на закате дня. В сумерках утончается завеса между материальным и духовным, прошлым и будущим. Голубь может помочь вам использовать это время для того, чтобы увидеть, как вселенские творческие энергии преображают вашу собственную жизнь.

Пение этого тотема предлагает вам с грустью вспоминать прошлое, но в то же время пробуждать в себе надежду на будущее. Голубь является пророческой птицей. Он может помочь вам понять, что вы способны осуществить в вашей жизни.(esoterics.wikireading.ru)

Пословицы и поговорки

Будь в голубятне корм, голуби слетятся.
В голубятниках да в кобылятниках спокон веку пути не бывало.
В птицах не разбирается — скворца за голубя принял.
Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку.
Где рисовые зерна, там и голуби.
Голуби прячутся в вёдро - к ненастью.
Голуби ястребиные когти не вырастят.
Голубь воды из ведра еще не выпивал.
Голубь знает свой карниз.
Голубь и ласточка любимые богом птицы.
Голубь мира вьется, а капиталист трясется.
Голубь с голубем, а ворон с вороном.
Голубь с кукушкой не дружат.
Голубь телом на дереве, а душой на бобовом поле.
Голубя увидел, а силок не заметил.
Дела не голуби, не разлетятся.
Денежки - что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Жареный голубь не залетит тебе в рот - Non volet in buccas tuas assa columba.
Животок - что голубок: вспорхнул, улетел.
Животы - что голуби: где хотят, там и сидят.
Живут, как голуби, а дерутся, как коты.
И голубь садится на три ветки ниже родителей.
И слепой голубь находит зерно.
Из ягненка — баран, из голубенка — голубь вырастет.
Как витютень (дикий голубь), ни очей, ни речей.
Кроткий голубок.
Лучше воробей в кулаке, чем голубь на крыше.
Лучше выращивать баклажаны, чем тыкву; лучше разводить голубей, чем воробьев.
Маленькие голуби могут доставлять важные послания.
Мартышки - группами, голуби - парами.
На печище котище, по полу гусыня, по лавочкам лебедки, по окошечкам голубки, за столом ясный сокол (сон девки).
На чужбине и голубя вороной назовёшь.
Нельзя охотиться за двумя голубями.
Низколетящие голуби над головой - к стирке.
Ощипал было голубка, да опять летки подросли.
Плодятся и множатся, что голуби. Бойконько - детей многонько.
Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.
Полон половень белых голубей (то же).
Разве новорожденный голубь перелетит через гору?
Соколы дерутся, а у голубя перья летят.
Ты от него тетеришься, а оно к тебе голубится.
У голубя душа лишь на бобовом поле (т. е. он думает только о еде).
У него из голубятни голуби улетели.
У орлов голуби не родятся.
Ястреб с голубем - не друзья.

Сказки

Белый голубок

Как голубь гнездо вил

Как острова рассердились

Муравей и голубь

Сказка о братьях-голубях

Тиваивака, трубастый голубь

Песни

Elton John - Skyline Pigeon

Lisbeth Scott - Dove

Scorpions - White Dove

Zecchino D'oro - I Colombini

Александр Розенбаум - Голуби

Алла Пугачева - Мой голубь сизокрылый

Валерий Леонтьев - Голуби

Яна - Голубь

Обращение Удода к голубю
(Алишер Навои)

"Взмой, о Голубь, биением крыл в поднебесье,
Спой нам песню о том, как парил в поднебесье.

Разве в темном жилище томиться приятней?
Ты ослепнешь навеки, томясь в голубятне.

Вспомни небо над шахским чертогом, вспари,
В горнем небе летай от зари до зари.

Иль забыл ты, как сердце в паренье пологом
Замирает и бьется над шахским чертогом?

Видно, ты поотвык быть с султанами рядом,
Ворковать разучился торжественным ладом?

Полетай в те края и над крышей вспари,
И над высью времен, даже выше, вспари.

Пусть изловят тебя - это жребий приметный:
Ты дорогу найдешь к голубятне заветной".

Горлицы-голуби
(Константин Бальмонт)

Горлицы белые, воркуйте поутру,
Горлицы белые, воркуйте ввечеру,
Голуби белые, спешите им помочь,
Голуби белые, воркуйте целу ночь.

Пить вам захочется, всем будет вам питье,
Есть вам захочется, вот яствице мое,
Светло-духовное пшеничное зерно,
Белому белое для радости дано.

Золотые зерна
(Константин Бальмонт)

Смотрите, братья-голуби, смотрите, сестры-горлицы,
Как много вам различного пшеничного зерна.
Нам зерна эти светлые, о, духи светловзорные,
Вечерняя, рассветная послала вышина.

От той звезды, что первая в вечерней светит горнице,
От той звезды, что первая сияет поутру,
Ниспослан этот колос нам, и зерна в нем повторные,
Берите это золото, я сам его беру

Вы, облачные голуби, покорливые горлицы,
Снежите взоры крыльями, белейтесь в золотом.
Вам зерна золотистые, вам облаки узорные,
Вам солнечный, вам месячный, небесный Божий Дом.

Голос
(Константин Бальмонт)

Был голос из-за облака: — Пребудьте в бытии.
Послушайте, вы, голуби, вы, верные мои.

Затеем мы огнистую снежистую игру,
Я плоть себе пречистую покровом изберу.

Я в эту ткань богатую по-царски облекусь,
Не тенью к вам крылатою, а весь как есть явлюсь.

И будет дух — в кружении, как голубь круговой,
В сверканьи и в горении в свирельности живой.

В великой осиянности кружащихся планид,
В блаженной несказанности, в которой буря спит.

И вот — и вот — идет она, идет она, растет,
В душе горячим молниям забыт-утрачен счет.

Мы в бешеной любовности, мы в белых облаках,
В великой безгреховности, в свежащих нас громах.

Голубь
(Константин Бальмонт)

Голубь к терему припал,
Кто там, что там, подсмотрел.
Голубь телом нежно-бел,
На оконце ж цветик ал.
Белый голубь ворковал,
Он цветочком завладел,
Он его зачаровал,
Насладился, улетел.
Ах ты белый голубок,
Позабыл ты ал цветок.
Ах ты белый голубок,
Воротись хоть на часок.

Голубиные повадки
(Константин Бальмонт)

За голубками следи да примечай.
Ты подумаешь, что все в них невзначай,
Вправду ж, есть всему в них счет, хоть не расчет,
Все им ведомо, что с часом притечет.

Коль голубка проворкует девять раз,
Это значит, что тепло идет на нас,
Если ж более, чем девять, пропоет,
Это значит, будет теплым целый год.

А когда она воркует без конца,
Это значит, что готовы два венца,
Золотые, не простые, лишь для двух,
У которых в двух телах единый дух.

Голуби
(Иван Бунин)

Раскрыт балкон, сожжен цветник морозом
Опустошен поблекший сад дождями.

Как лунный камень, холодно и бледно
Над садом небо. Ветер в небе гонит
Свинцовые и дымчатые тучи.
И крупный ливень с бурей то и дело
Бежит, дымится по саду... Но если
Внезапно глянет солнце, что за радость
Овладевает сердцем! Жадно дышишь
Душистым влажным воздухом, уходишь
С открытой головою по аллее,
Меж тем как над аллеей все приветней
Синеет небо яркое - и вдруг
С гумна стрелою мчится белый турман
И снежным комом падает к балкону,
За ним другой - и оба долго, долго
Пьют из лазурной лужи, поднимая
Свои головки кроткие... Замрешь.
Боясь их потревожить, весь охвачен
Какой-то робкой радостью, и мнится,
Что пьют они не дождевую воду,
А чистую небесную лазурь.

Голуби
(Сергей Соловьев)

Весна, и снег растаял в желобе.
Синеет небо. Вот взвились,
Летят серебряные голуби,
Пронзив улыбчивую высь.

Летите, белые! Мгновение —
И в небе ваш растает след.
Вам, вам — мое благословение,
Мой грустный, ласковый привет!

О, если б мог оставить тело я
И кануть в синей глубине!..
Летите, юные, летите, белые,
К благословенной стороне.

Голуби
(Вероника Тушнова)

Тусклый луч блестит на олове,
мокрых вмятинах ковша...
Чуть поваркивают голуби,
белым веером шурша.
Запрокидывают голову,
брызжут солнечной водой,
бродят взад-вперед по желобу
тропкой скользкой и крутой.
Бродят сонные и важные,
грудки выгнуты в дугу,
и блестят глаза их влажные,
как брусника на снегу.
Сад поник под зноем парящим,
небо - синьки голубей...
- Ты возьми меня в товарищи,
дай потрогать голубей.-
Верно, день тот был удачливым
ты ответил: - Ладно, лезь...-
Дребезжать ступеньки начали,
загремела гулко жесть...
Мне расти мальчишкой надо бы
у мальчишек больше льгот...
А на крыше - пекло адово,
сквозь подошвы ноги жжет.
Целый час с тобой стояли мы
(неужели наяву?),
птицы в небо шли спиралями,
упирались в синеву...
Воркованье голубиное,
смятый ковш, в ковше - вода...
А часы-то в детстве длинные -
и такие же года.
Кто их знал, что так прокатятся,
птичьей стайкой отсверкав...
Я ли это - в белом платьице,
с белым голубем в руках?

Дикий голубь
(Валентин Берестов)

Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным.
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Чуть примолк и начинает снова,
И зовет меня в степную даль.
И душа по-прежнему готова
Все принять – и радость, и печаль.
Как предтеча музыка и речи,
Речи, что не выльется в слова,
Рвётся голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
Кроток, кроток, а не приручён!
Ходит он пружинистой походкой,
В сложенные крылья облечён.
Лучшая одежда – это крылья.
Хорошо сидит, прочна, легка.
Не боится ни дождя, ни пыли.
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд.

Голуби
(Арсений Тарковский)

Семь голубей — семь дней недели
Склевали корм и улетели,
На смену этим голубям
Другие прилетают к нам.

Живем, считаем по семерке,
В последней стае только пять,
И наши старые задворки
На небо жалко променять:

Тут наши сизари воркуют,
По кругу ходят и жалкуют,
Асфальт крупитчатый клюют
И на поминках дождик пьют.

Голуби
(Леонид Мартынов)

Плясали
Голуби веселые
Вблизи Манежа на гудроне,
А тучи сизые, тяжелые,
Клубясь, росли на небосклоне.

Багровое
Взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома.

Промчалась
Буря небывалая,
Открылись снова фортки, двери,
А голуби, прозрачно алые,
Висели, будто в стратосфере.

О, неужели
Эти самые,
А не какие-то иные,
Взъерошив перышки упрямые,
Поблескивали, как стальные?

Да,
Эти вот, легко летящие,
А не какие-то другие,
Сейчас, стряхнув броню блестящую,
Купались в ливне, как нагие!

В садах
Пестра листва осенняя,
А голуби, те и не те же,
К ногам другого поколения
Садятся около Манежа.

Голуби купаются
(Леонид Мартынов)

Холода не будет —
Голуби купаются,
Голуби купаются к теплу.

Голуби купаются
В лужице
И кружатся.

Курицы копаются
По всему селу.
Тучи расступаются…

Домоседки судят,
Нос прижав к стеклу:
— Холода не будет:
Голуби купаются,
Голуби купаются к теплу.