Два сапога - пара

- Шурф, а из какой Щели между Мирами ты выцарапал термин "бинарная логика"? - изумленно спросил я.
- Чему ты удивляешься? - он выглядел почти обиженным. - Ты же видел мою библиотеку!
- Я думал, что этот термин употребляется только в моем мире, - смущенно объяснил я.
- С какой стати? - он пожал плечами. - Бинарная логика существует везде, где есть люди... к сожалению!
Макс Фрай. Наследство для Лонли-Локли

Двойка - символ полярности, противоположности, разделения единства на мужское и женское начала (ян и инь), число два является также символом сексуальности. Два воплощает двойственность божественной власти: созидательность и разрушение (Шива). Два — это амбивалентность, дуализм, символизируемые андрогином (который сочетает в себе мужские и женские признаки) или животным, например, улиткой, имеющей и мужской и женский половые органы.

Динамичное и подвижное, присутствующее в снах, по мнению Л. Пакета,— это число разъединения, разделения, разложения, содержащее в себе «фермент» разлуки. Двойка - первое число, происходящее из единства, поэтому она символизирует также грех, отклоняющийся от первоначального блага, и тем самым указывает на преходящее и подверженное порче. Пара животных, даже разных видов, - но с одинаковым символическим значением, например, два льва или лев и бык (оба - солнечные), означает двойную силу. В алхимии двойка - это противоположности, Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть, - которые сначала антагонистичные, но в конечном счете растворяющиеся и объединяющиеся в андрогине. В буддизме двойка - это двойственность сансары, мужское и женское, теория и практика, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему. В Китае двойка – это инь, женское, земное, неблагоприятно начало. Христос имеет две природы: Бога и человека. В еврейской традиции - жизненная сила; в Каббале - мудрость и самосознание; в индуизме - двойственность, шакта-шакти; в исламе - дух. Платон говорит, что двойка - это цифра без значения, поскольку подразумевает отношение, которое вводит третий фактор. По Пифагору диада - разделенное земное существо. В Даосизме - куа, две детерминанты, инь-ян; двойка - слабое иньское число, ибо не имеет центра.

Священные числа часто служат основой разнообразных амулетов и талисманов. Для того, чтобы представлять себе назначение того или иного числового амулета, следует знать, какая именно магическая система лежит в основе его рисунка: египетская, вавилонская, греческая и т. п. Возможно, вы найдете ответ на интересующий вас вопрос в перечне наиболее распространенных магических функций того или иного числа в культуре разных народов. Число 2 - превосходный символ всех противоположностей, прежде всего, мужского и женского начал, добра и зла, духа и материи. Однако наряду с этим многие древние цивилизации считали 2 сильным охранным знаком (египтяне, например, использовали в качестве защиты от злых духов амулеты в форме двух пальцев). В астрологии число 2 соотносится с Луной. Двойка - знак антагонистичных противоположностей (Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть) в конечном счёте, растворяющихся и объединяющихся в андрогине. (Это единство, возникающее после смерти (nigredo) как родящий камень (petris genetrix) с совершенством гермафродита.)

Характерно соотношение 1 и 2, реконструируемое по данным ведийской традиции. Число 2 в ней выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с одной стороны, и как символ соответствия или гомологичности противопоставляемых членов — с другой. В силу этих качеств 2 есть первичная монада, защищающая человека от небытия и соответствующая творению — небу и Земле, рождённым в одном гнезде. Как таковое два противостоит трансцендентному одному, единому (вед. eka-), размышление над которым дало начало особой стадии в развитии спекулятивно-космологического умозрения. Сказанное о семантике 1 и 2 объясняет, почему в ряде культурных традиций 1 и 2 (или иногда только 1) не рассматриваются как числа (соответствующие слова нередко оформляются иначе, нежели другие числительные).

Двойственность и последующая множественность есть не что иное, как "оптическая иллюзия" при взгляде на одну и ту же Единицу, и поэтому при происхождении чисел осуществляется деление не самой Единицы, но её образа, и в конечном счете, её призрака, её химеры. Поэтому 2 метафизически не равно 1+1, а равно тому же реальному 1 (одному) + его отрицанию, фиктивно полагающему еще что-то там, где нет ничего. Поэтому 2 рассматривается в Традиции как число негативное, и в книге Бытия, и в Библии, на Второй День Творения сакральная фраза "И увидел Бог, что это хорошо" опущена. В Библии вообще всякий сюжет, связанный с удвоением, — творение Евы (создание перво-пары людей), два первых сына Адама и Евы, Каин и Авель и т. д. — обязательно сопровождается негативными событиями — грехопадением, первым в сакральной истории убийством и т. д. Это негативное отношение к числу 2 наличествует и во всех остальных традициях, что метафизически вполне понятно." О негативном отношении пифагорейцев к четным числам и двоичности существует немало свидетельств. Об этом пишет Блаватская:

"Нечётные числа божественны, чётные числа являются земными, дьявольскими и несчастливыми. Пифагорейцы ненавидели Двойку. У них она являлась началом дифференциации, следовательно противоположений, дисгармонии или материи, началом зла. В Теогонии Валентина Bythos и Sige (Глубь, Хаос, Материя, рожденная в Молчании) означали предвечную Двоячность. Однако, у ранних пифагорейцев Диада была тем несовершенным состоянием, в которое впало первое проявленное существо, когда оно отделилось от Монады. Это было той точкой, из которой раздвоились два пути — добра и зла. Всё, что было двулично или ложно, называлось ими «Двоячностью». Лишь Одно было хорошо и являло гармонию, ибо никакая дисгармония не может произойти от одного, единого".

Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом невежества (следствие разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации — невежеству), и символом единой мудрости (которая рождается из преодоления двойственной природы невежества). Пифагорейцы, не любившие двойку за вносимое в мир начало разделения, дали ей по словам Мэнли Холла следующие символические наименования: "Дух, зло, мрак, неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость, смелость, спор, материя, несходство, разделение между множественностью и монадой, дефект, бесформенность, неопределенность, гармония, терпимость, корень, подножие горы, источник идей, мнение, ошибка, изменяемость, робость, импульс, смерть, движение, порождение, разделение, долгота, прирост, сложение, союз, несчастье, внушительность, женитьба, душа и наука".

К примерам проявления числа два относятся все дуалистические модели мира, встречающиеся в самых разнообразных традициях — гностицизме, манихействе, китайской натурфилософии с её разделением года на две половины — Ян и Инь, двойственные силы в алхимии, правая и левая колонна в каббалистическом Древе Сефирот, Король и Королева в Алхимии. Агни Йога говорит о двойственности как космическом принципе бытия, связанном с действием Божественной Иллюзии и о двойственности природы человека, тормозящей обретение эволюционного единства.

В земном трехмерном мире большинство существ живет парами, чтобы производить потомство. В человеческом организме некоторые наиболее важные органы также имеются в двойном числе - глаза, уши, легкие, почки, яичники и семенники, конечности и молочные железы. При нарушении функций одного органа или его отсутствии здоровый замещает его, беря на себя двойную нагрузку. Наш мозг также имеет два полушария, а сердечная мышца - две камеры.

И. А. Седакова. Семантика и символика второго у болгар:

Число два считается опасным, дьявольским, ассоциируется со смертью, но может иметь и положительное значение единения, удвоения блага. Два одинаковых предмета, двойные или сдвоенные предметы могли принести несчастье и смерть. Верили, что если курица в один день снесет два яйца, то это сулит смерть одного из членов семьи; ожидали смерти и при появлении яйца с двумя желтками. Опасно появление на небе одновременно солнца и луны: в это время нельзя сеять (погибнет урожай). Запрещалось вносить второй источник света в дом.

Запрещалось двум лицам одновременно совершать одно и то же действие: пить воду, вставать из-за стола, разжигать огонь, вытирать руки одним полотенцем. Плохой знак - встреча двух лиц, тождественных по социальному или иному положению, напр., двух сватов, невест, беременных женщин или в один день разрешившихся от бремени. При встрече двух свадебных процессий ни одна из них не хотела уступить другой дорогу, и между ними нередко затевалась драка.

Тот же смысл имеет запрет дважды совершать какое-либо действие. Исполнение магических ритуалов не поручалось женщинам, бывших замужем дважды. Нельзя дважды задавать вопрос. В ряде случаев повторение какого-либо действия применялось как способ нейтрализации его нежелательных последствий. Напр., по сербским верованиям, нельзя переступать через ребенка (перестанет расти); если же это случилось, необходимо переступить еще раз. Верили, что чёрта можно сразить только одним ударом: если же ударить дважды, он оживет и даже удвоится (мотив чёрта с два ).

Отрицательное отношение к подобным действиям, лицам и ситуациям объясняется страхом перед всяким удвоением, трактуемым в свете кардинальной оппозиции земного и загробного мира как опасная неопределенность, существование одновременно в обоих мирах, непризнание границы, разделяющей эти миры и гарантирующей их устойчивость. С этим связана и "потусторонняя" символика зеркала, трактовка отражения в воде и т.д. К этому же кругу представлений относится и восприятие беременной женщины как опасной из-за присутствия в ней двух душ.

Раздвоенные предметы принадлежат миру нечистой силы; они опасны, но одновременно служат магическим орудием против злых сил: при опахивании пользовались ралом, изготовленным из раздвоенного дерева; двуствольной палкой погоняли волов-близнецов; через раздвоенный ствол дерева трижды протаскивали больного. Ср.: дошедшая до наших дней практика загадывать желание в случае, если кто-либо оказывается между двумя лицами с одинаковыми именами.

Если в семье "не держались" дети, новорожденному следовало дать два имени или дважды окрестить его. Защитный ритуал опахивания села в случае эпидемии чумы совершался двумя близнецами на двух волах-близнецах. В любовной магии сербские девушки, чтобы привлечь к себе парня, незаметно заставляли его пройти между двумя косточками специально испеченной для этой цели лягушки.

Негативное отношение к близнецам связано с представлением о паре как нераздельном целом, на которое приходится одна доля. В народном понятии о "двужильных" людях можно видеть "обратное" отражение этого же верования (там одна доля на двух, здесь две доли на одного: считалось, что у таких людей кровь проходит по двум жилам, поэтому они живут двумя жизнями.

Значительно слабее выражена положительная символика числа 2, связанная главным образом с мотивами брака и с продуцирующей хозяйственной магией, где два осмысляется как символ брачной пары: увидеть весной пару аистов - к свадьбе; двойной орех "спорыш" рекомендуется носить в кошельке, чтобы деньги "спорились"; двойной каштан служит талисманом.

Свойства числа два (двойка)

Целое число называется чётным, если оно делится на 2.
Для целых чисел, записанных в системе счисления с чётным основанием (например, в десятичной или шестнадцатеричной), справедливо простое правило: число делится на 2, если его младший разряд делится на 2.
2 — наименьшее и первое простое число, единственное чётное простое число. Следующее простое число — 3
2 — факториальное простое число, простое число Лукаса, простое число Смарандейка — Веллина
1-е число Софи Жермен (2 * 2 + 1 = 5, которое также число Софи Жермен)
2 — простое число Эйнштейна без мнимой части и с действительной частью вида 3n-1
2 — простое число Штерна, число Пелла, а также число Маркова
2 — второе число Каталана
2 — второе число Белла
2 — второе меандровое число и третье открытое меандровое число
2 — третье число Фибоначчи как сумма первых двух, 1 и 1.
2 — делитель числа 10, так что обыкновенные дроби с числом 2 в знаменателе являются конечными.
2 — факториал числа 2: 2! = 2.
2 — основание простейшей — двоичной — системы счисления, широко используемой в вычислительной технике.
2 — второй по счёту факторион (число, равное сумме факториалов своих цифр в десятичной записи).
210 = 102 = 23( и более).

Для любого числа x:
x + x = 2 · x — от сложения к умножению
x · x = x² — от умножения к возведению в степень
x x = x↑↑2 — от возведения в степень к hyper4 (↑↑ — нотация Дональда Э. Кнута)

Число 2 обладает также следующим уникальным свойством: 2 + 2 = 2 · 2 = 2² = 2 ↑↑ 2 = 2 ↑↑↑ 2

10² = 100 называется сто, десятичные приставки: гекто (г) и санти (с)
2² = 4
½ называется половиной
Пословицы и поговорки

Битая посуда два века живет.
В одну ловушку два раза зверя не заманишь.
В озере два черта не живут.
В поле две воли: чья возьмет.
Вдвоем всякий путь короче.
Воз рассыпал, а два нагреб.
Ворота стоят на двух вереях, а дом - на двух головах.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Гостям два раза рады: когда они приходят и когда уходят.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два друга — мороз да вьюга.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два камня в воде - и те сталкиваются.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Два лета по зиме, одно само по себе.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Два соседа корову доят, и то по-разному.
Два только глаза, да и те за носом.
Два фонаря на пустой каланче.
Два хозяина в доме - нет согласия, два короля в государстве - нет мира.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Две невестки в доме — два кота в мешке.
Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате.
Две собаки грызутся, третья не приставай.
Две чесоточные лошади – друзья.
Две шубы тепло, две хозяйки добро.
Две ярочки — та же овца.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Доброе дело два века живет.
Дороже алмаза свои два глаза.
Друзей два, врагов восемь.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За него грош дать — не додать, а два дать — передать.
За одного битого двух небитых дают.
За одного ученого двух неученых дают.
Из двух зол выбирай меньшее.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Кто смел, тот два съел, а робкому и одного не досталось.
Кто цепляется за два корабля – утонет.
Ласковый теленок двух маток сосет.
Лентяй дважды работает.
Летом два дня льет - час сохнет, осенью - час льет, две недели сохнет.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Одним выстрелом двух зайцев убить.
Одно сегодня лучше двух завтра.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
ещё пословицы...

Песни

Алла Пугачева - Две звезды

Андрій Князь - Два Перстені

Владимир Высоцкий - Песня О Двух Красивых Автомобилях

Гайтана - Два Вікна

Детские песни - Вместе весело шагать

Детские песни - Два веселых гуся

Леонид Агутин - Две Дороги, Два Пути

Премьер-Министр - Два билета в лето

Премьер-министр — Две минуты

Руслана - Два шляхи

Таисия Повалий - Два Кольори

Татьяна Буланова - Два Кольца

Тріо Маренич - Ой На Горі Два Дубки

Фантом-2 - Двоє

Восточный мотив
(Афанасий Фет)

С чем нас сравнить с тобою, друг прелестный?
Мы два конька, скользящих по реке,
Мы два гребца на утлом челноке,
Мы два зерна в одной скорлупке тесной,
Мы две пчелы на жизненном цветке,
Мы две звезды на высоте небесной.

Любовь
(Вячеслав Иванов)

Мы — два грозой зажженные ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы — два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!

Мы — два коня, чьи держит удила
Одна рука, — одна язвит их шпора;
Два ока мы единственного взора,
Мечты одной два трепетных крыла.

Мы — двух теней скорбящая чета
Над мрамором божественного гроба,
Где древняя почиет Красота.

Единых тайн двугласные уста,
Себе самим мы — Сфинкс единый оба.
Мы — две руки единого креста.