Два сапога - пара

- Шурф, а из какой Щели между Мирами ты выцарапал термин "бинарная логика"? - изумленно спросил я.
- Чему ты удивляешься? - он выглядел почти обиженным. - Ты же видел мою библиотеку!
- Я думал, что этот термин употребляется только в моем мире, - смущенно объяснил я.
- С какой стати? - он пожал плечами. - Бинарная логика существует везде, где есть люди... к сожалению!
Макс Фрай. Наследство для Лонли-Локли

Двойка - символ полярности, противоположности, разделения единства на мужское и женское начала (ян и инь), число два является также символом сексуальности. Два воплощает двойственность божественной власти: созидательность и разрушение (Шива). Два — это амбивалентность, дуализм, символизируемые андрогином (который сочетает в себе мужские и женские признаки) или животным, например, улиткой, имеющей и мужской и женский половые органы.

Динамичное и подвижное, присутствующее в снах, по мнению Л. Пакета,— это число разъединения, разделения, разложения, содержащее в себе «фермент» разлуки. Двойка - первое число, происходящее из единства, поэтому она символизирует также грех, отклоняющийся от первоначального блага, и тем самым указывает на преходящее и подверженное порче. Пара животных, даже разных видов, - но с одинаковым символическим значением, например, два льва или лев и бык (оба - солнечные), означает двойную силу. В алхимии двойка - это противоположности, Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть, - которые сначала антагонистичные, но в конечном счете растворяющиеся и объединяющиеся в андрогине. В буддизме двойка - это двойственность сансары, мужское и женское, теория и практика, мудрость и метод, слепой и хромой, объединившиеся для того, чтобы видеть путь и идти по нему. В Китае двойка – это инь, женское, земное, неблагоприятно начало. Христос имеет две природы: Бога и человека. В еврейской традиции - жизненная сила; в Каббале - мудрость и самосознание; в индуизме - двойственность, шакта-шакти; в исламе - дух. Платон говорит, что двойка - это цифра без значения, поскольку подразумевает отношение, которое вводит третий фактор. По Пифагору диада - разделенное земное существо. В Даосизме - куа, две детерминанты, инь-ян; двойка - слабое иньское число, ибо не имеет центра.

Священные числа часто служат основой разнообразных амулетов и талисманов. Для того, чтобы представлять себе назначение того или иного числового амулета, следует знать, какая именно магическая система лежит в основе его рисунка: египетская, вавилонская, греческая и т. п. Возможно, вы найдете ответ на интересующий вас вопрос в перечне наиболее распространенных магических функций того или иного числа в культуре разных народов. Число 2 - превосходный символ всех противоположностей, прежде всего, мужского и женского начал, добра и зла, духа и материи. Однако наряду с этим многие древние цивилизации считали 2 сильным охранным знаком (египтяне, например, использовали в качестве защиты от злых духов амулеты в форме двух пальцев). В астрологии число 2 соотносится с Луной. Двойка - знак антагонистичных противоположностей (Солнце и Луна, царь и царица, сера и ртуть) в конечном счёте, растворяющихся и объединяющихся в андрогине. (Это единство, возникающее после смерти (nigredo) как родящий камень (petris genetrix) с совершенством гермафродита.)

Характерно соотношение 1 и 2, реконструируемое по данным ведийской традиции. Число 2 в ней выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с одной стороны, и как символ соответствия или гомологичности противопоставляемых членов — с другой. В силу этих качеств 2 есть первичная монада, защищающая человека от небытия и соответствующая творению — небу и Земле, рождённым в одном гнезде. Как таковое два противостоит трансцендентному одному, единому (вед. eka-), размышление над которым дало начало особой стадии в развитии спекулятивно-космологического умозрения. Сказанное о семантике 1 и 2 объясняет, почему в ряде культурных традиций 1 и 2 (или иногда только 1) не рассматриваются как числа (соответствующие слова нередко оформляются иначе, нежели другие числительные). (symbolarium.ru)

Двойственность и последующая множественность есть не что иное, как "оптическая иллюзия" при взгляде на одну и ту же Единицу, и поэтому при происхождении чисел осуществляется деление не самой Единицы, но её образа, и в конечном счете, её призрака, её химеры. Поэтому 2 метафизически не равно 1+1, а равно тому же реальному 1 (одному) + его отрицанию, фиктивно полагающему еще что-то там, где нет ничего. Поэтому 2 рассматривается в Традиции как число негативное, и в книге Бытия, и в Библии, на Второй День Творения сакральная фраза "И увидел Бог, что это хорошо" опущена. В Библии вообще всякий сюжет, связанный с удвоением, — творение Евы (создание перво-пары людей), два первых сына Адама и Евы, Каин и Авель и т. д. — обязательно сопровождается негативными событиями — грехопадением, первым в сакральной истории убийством и т. д. Это негативное отношение к числу 2 наличествует и во всех остальных традициях, что метафизически вполне понятно." О негативном отношении пифагорейцев к четным числам и двоичности существует немало свидетельств. Об этом пишет Блаватская:

"Нечётные числа божественны, чётные числа являются земными, дьявольскими и несчастливыми. Пифагорейцы ненавидели Двойку. У них она являлась началом дифференциации, следовательно противоположений, дисгармонии или материи, началом зла. В Теогонии Валентина Bythos и Sige (Глубь, Хаос, Материя, рожденная в Молчании) означали предвечную Двоячность. Однако, у ранних пифагорейцев Диада была тем несовершенным состоянием, в которое впало первое проявленное существо, когда оно отделилось от Монады. Это было той точкой, из которой раздвоились два пути — добра и зла. Всё, что было двулично или ложно, называлось ими «Двоячностью». Лишь Одно было хорошо и являло гармонию, ибо никакая дисгармония не может произойти от одного, единого".

Двойственность, лежащая в основе самого числа, предопределила его два значения, одно из которых является символом невежества (следствие разделенности, закономерно ведущей к следующему этапу деградации — невежеству), и символом единой мудрости (которая рождается из преодоления двойственной природы невежества). Пифагорейцы, не любившие двойку за вносимое в мир начало разделения, дали ей по словам Мэнли Холла следующие символические наименования: "Дух, зло, мрак, неравенство, нестабильность, подвижность, дерзость, смелость, спор, материя, несходство, разделение между множественностью и монадой, дефект, бесформенность, неопределенность, гармония, терпимость, корень, подножие горы, источник идей, мнение, ошибка, изменяемость, робость, импульс, смерть, движение, порождение, разделение, долгота, прирост, сложение, союз, несчастье, внушительность, женитьба, душа и наука".

К примерам проявления числа два относятся все дуалистические модели мира, встречающиеся в самых разнообразных традициях — гностицизме, манихействе, китайской натурфилософии с её разделением года на две половины — Ян и Инь, двойственные силы в алхимии, правая и левая колонна в каббалистическом Древе Сефирот, Король и Королева в Алхимии. Агни Йога говорит о двойственности как космическом принципе бытия, связанном с действием Божественной Иллюзии и о двойственности природы человека, тормозящей обретение эволюционного единства.

В земном трехмерном мире большинство существ живет парами, чтобы производить потомство. В человеческом организме некоторые наиболее важные органы также имеются в двойном числе - глаза, уши, легкие, почки, яичники и семенники, конечности и молочные железы. При нарушении функций одного органа или его отсутствии здоровый замещает его, беря на себя двойную нагрузку. Наш мозг также имеет два полушария, а сердечная мышца - две камеры.(etteilla.ru)

Число два считается опасным, дьявольским, ассоциируется со смертью, но может иметь и положительное значение единения, удвоения блага. Два одинаковых предмета, двойные или сдвоенные предметы могли принести несчастье и смерть. Верили, что если курица в один день снесет два яйца, то это сулит смерть одного из членов семьи; ожидали смерти и при появлении яйца с двумя желтками. Опасно появление на небе одновременно солнца и луны: в это время нельзя сеять (погибнет урожай). Запрещалось вносить второй источник света в дом.

Запрещалось двум лицам одновременно совершать одно и то же действие: пить воду, вставать из-за стола, разжигать огонь, вытирать руки одним полотенцем. Плохой знак - встреча двух лиц, тождественных по социальному или иному положению, напр., двух сватов, невест, беременных женщин или в один день разрешившихся от бремени. При встрече двух свадебных процессий ни одна из них не хотела уступить другой дорогу, и между ними нередко затевалась драка.

Тот же смысл имеет запрет дважды совершать какое-либо действие. Исполнение магических ритуалов не поручалось женщинам, бывших замужем дважды. Нельзя дважды задавать вопрос. В ряде случаев повторение какого-либо действия применялось как способ нейтрализации его нежелательных последствий. Напр., по сербским верованиям, нельзя переступать через ребенка (перестанет расти); если же это случилось, необходимо переступить еще раз. Верили, что чёрта можно сразить только одним ударом: если же ударить дважды, он оживет и даже удвоится (мотив чёрта с два).

Отрицательное отношение к подобным действиям, лицам и ситуациям объясняется страхом перед всяким удвоением, трактуемым в свете кардинальной оппозиции земного и загробного мира как опасная неопределенность, существование одновременно в обоих мирах, непризнание границы, разделяющей эти миры и гарантирующей их устойчивость. С этим связана и "потусторонняя" символика зеркала, трактовка отражения в воде и т.д. К этому же кругу представлений относится и восприятие беременной женщины как опасной из-за присутствия в ней двух душ.

Раздвоенные предметы принадлежат миру нечистой силы; они опасны, но одновременно служат магическим орудием против злых сил: при опахивании пользовались ралом, изготовленным из раздвоенного дерева; двуствольной палкой погоняли волов-близнецов; через раздвоенный ствол дерева трижды протаскивали больного. Ср.: дошедшая до наших дней практика загадывать желание в случае, если кто-либо оказывается между двумя лицами с одинаковыми именами.

Если в семье "не держались" дети, новорожденному следовало дать два имени или дважды окрестить его. Защитный ритуал опахивания села в случае эпидемии чумы совершался двумя близнецами на двух волах-близнецах. В любовной магии сербские девушки, чтобы привлечь к себе парня, незаметно заставляли его пройти между двумя косточками специально испеченной для этой цели лягушки.

Негативное отношение к близнецам связано с представлением о паре как нераздельном целом, на которое приходится одна доля. В народном понятии о "двужильных" людях можно видеть "обратное" отражение этого же верования (там одна доля на двух, здесь две доли на одного: считалось, что у таких людей кровь проходит по двум жилам, поэтому они живут двумя жизнями.

Значительно слабее выражена положительная символика числа 2, связанная главным образом с мотивами брака и с продуцирующей хозяйственной магией, где два осмысляется как символ брачной пары: увидеть весной пару аистов - к свадьбе; двойной орех "спорыш" рекомендуется носить в кошельке, чтобы деньги "спорились"; двойной каштан служит талисманом. (ec-dejavu.net)

Отрывок из книги "Нумерология", автор - Михаил Задорнов

А теперь далее… От единицы к двойке! Из младенчества в детство. Единица – младенец. Двойка – ребёнок! Двойка – это единица, которая начинает понемногу ходить, говорить и впервые сталкивается с окружающим миром. Целостный мир младенца-единички даёт первую трещину. Во-первых, оказывается, что родителей двое: есть мама, а есть папа! А ещё есть верх-низ, ночь-день, свет-тьма, человек и тень от него, левая и правая руки… Мир как бы раскалывается надвое: мягкое-твёрдое, холодное-горячее, да-нет и, наконец, доброе и злое!

К примеру, пришёл ребёнок в песочницу играть, подружился с кем-то из детей – играющих стало двое. Но очень скоро их желания не совпали: «Я буду в этом месте печь куличики!» - «Нет, я!» Поссорились, а может быть, даже по-детячьи надавали друг другу лопатками! Кто-то стал победителем, кто-то остался побеждённым. «Я ДОБРЫЙ, он ЗЛОЙ», - думает каждый из них. Они ещё не знают, что ДОБРО для одного часто является ЗЛОМ для другого. И начинают примитивно делить мир на ЗЛЫХ и ДОБРЫХ людей. Воспитательница в детском саду не разрешает есть конфеты перед едой – она ЗЛАЯ! А Вовочка из старшей группы помог свести счёты с обидчиком – он ДОБРЫЙ! «Я тоже хочу стать сильным, как Вовочка!» - и ребёнок начинает подражать тому, с кем подружился, а значит… развиваться! Замечали, в детском садике детишки дружат попарно? Почему? Они учатся друг у друга тому, чего каждому не хватает: один - силе, другой – уму, третий – ловкости, четвёртый – умению складно говорить, а то и врать как старший товарищ! Вот оно! Первый результат действия числа два. Двойка – первая учительница единицы. Она затягивает единицу в спираль развития. Если единица была потенциалом неподвижным, то двойка – потенциал движения.

Река одна! Но чем больше у неё перепад высот – верх-низ, - тем более бурное и мощное течение. Для ветра необходимо повышенное давление в одном месте и пониженное в другом. Для того чтобы пошёл ток, обязательны и минус, и плюс. У человека два полушария: рациональное и чувственное. Женское и мужское. ИНЬ и ЯНЬ. Между ними постоянное движение, спор, энергообмен, ток… ЯНЬ хочет постоянно выбросить из дому всё лишнее, а ИНЬ, не желая расставаться со старьём, сносит его на балкон: авось пригодится когда-нибудь.

Есть люди, которые боятся двойки. Во-первых, со школы привыкли, что двоечниками называли отстающих в развитии. Правильно! Они не хотели двигаться вперёд. Им двойки необходимы! Для напоминания о том, что жизнь – это движение. Недаром, и «движение», и «двойка» - от одной звуковой основы «дв» - двигаться. Двоечники – те, которые не хотят двигаться. ДВОЙКА УЧИТ НАС ТОМУ, ЧТО ПОСТОЯННЫ ТОЛЬКО ПЕРЕМЕНЫ! Двойка – это волшебный пендель единице-двоечнице.

Двойка – это быть или не быть? Двойка – число-философ, число-даос. Двойка – не примитивная раздвоенность мира, как утверждают часто нумерологи и числоведы, не выбор пути к свету или к тьме, плюсу или минусу, вверх или вниз, а указание на то, что противоположности всегда составляют одно ЦЕЛОЕ! ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ нужны ЦЕЛОМУ для развития, т.е. для движения вперёд. Несмотря на очевидную расколотость мира надвое, он един. ДВОЙКА – ЭТО ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ. ДВА САПОГА – ПАРА.

Пара и двойка – тоже две стороны одной медали. Двойка предупреждает об опасности раздвоения, а пара соединяет раздвоенное. Двойка – конкуренция, а пара – партнёрство. Двойка – приводит колесо в движение, а пары-партнёры: плюс-минус, верх-низ, холодное-горячее – заставляют колесо вращаться и далее. Интересно, что слова «ПАРА» и «ПОРА» звуково «дрожат» одинаково. «ПАРА» означает, что между разностью потенциалов началось движение, а «ПОРА» - время сдвинулось! Но суть одна – движение.

Именно пара-двойка даёт понять, что служить одному свету невозможно, потому что свет без тьмы не существует. Плюсу необходим минус. От плюса к плюсу ток не течёт. Не бывает и тени без самого предмета. Человек может избавиться от тени только в том случае, если будет жить во тьме! Чтобы понять, почувствовать белое, надо хотя бы раз увидеть чёрное.

Лучше всего объясняет целостность двойки наша планета Земля. Она одна. Но у неё два полюса: Северный и Южный. Северный полюс мы считаем верхом Земли, а Южный – её низом. Почему не наоборот? Разве мы знаем, где у Вселенной дно? Переверните глобус, напишите названия стран, рек и гор как бы в зеркальном отражении – и верхом будет Южный полюс. (e-reading.club)

И. А. Седакова. Семантика и символика второго у болгар

Свойства и характеристики предметов, явлении, действии и персонажей играют особую роль в духовной культуре, отчасти потому, что нередко именно признаки лежат в основе бинарных оппозиций архаической картины мира (мужской/женский, левый/правый и др.). В этой статье речь пойдет о порядковом числительном (прилагательном) второй, его словообразовательном гнезде и той лексике, которая имплицитно выражает этот признак. В обрядности и народных представлениях второй, кроме своих прямых и метафорических значений, получает регулярные более широкие символические коннотации. Второй в болгарской и шире — балканославянской традиции является одним из существенных признаков, пронизывающим целый ряд ритуально-магических комплексов. Можно сказать, что на концепте второго строится четко очерченный, компактный фрагмент народной культуры болгар, хорошо поддающийся реконструкции даже на современных этнолингвистических и фольклорных материалах.

На языковом уровне признак второй может входить в семантику существительных, глаголов, количественных числительных, наречий. Для второго это (будут однокоренные вторник, повтарям, повторен, повторно. Второй как сема вычленяется и в неродственной лексике: два (см. подробнее: [Топоров 1988; Толстая 1999]). Поскольку два разлагается на составляющие — первый и второй, второй (другой) как признак просматривается в существительных едномесечета [Толстой 1995] или близнаци (предполагается наличие двух или второго).

Второй включается в характеристику состояния ('вдовство') и лица ('сирота'), что составляет особенно разработанную тему в болгарской традиции. Вдовство, утрата супруга воспринимается как потенциальный второй брак, сиротство — как вероятность приобретения вторых родителей (отчима, мачехи). Для второго в подобных контекстах важна проекция в будущее, перспектива.

Семантическая составляющая второго — второй как другой — находит выражение в обрядовой прагматике. Корни vtor- и drug- в славянских языках нередко являются полными синонимами, их значения совпадают: рус. второй = другой [СРНГ5, 231-232]; по-второму = по-другому [СРНГ27,266], словен. drugi— «второй» ипр. Второй как другой, равный или в чем-то идентичный первому, представляет опасность или подвергается ей. Вторыми могут быть родившиеся в один месяц или день недели; близнецы; люди, обладающие одинаковым статусом. (...)

Признак второй получает значимость благодаря тому, что есть первый. Безусловно, первый как характеристика обладает значительно большей сакральной и семантической нагрузкой, чем второй. Первое — начало, основа всего, образец, как, например, все первое в жизни человека — первое кормление, купание, пеленание, первые шаги, слова; первая работа и т. д. Ср. также выражения наподобие «Первое слово дороже второго» и др. Второй служит элементом для выстраивания иерархии, причем в некоторых ситуациях абсолютно немаркированным. (...)

Однако и в счетном значении второй получает дополнительную семантику и становится синонимом «нового». Согласно единичным свидетельствам, орисницы приходят к человеку дважды. После рождения (на третий или седьмой день) они предсказывают жизнь до вступления в брак, а во второй раз — в субботу перед свадьбой — определяют новый сценарий жизни, уже замужней. И в эту ночь, как и после рождения ребенка, запрещается спать, так как можно услышать пророчества демонов судьбы [Лов. кр., 383].

Второй как равнозначный первому встречается в некоторых фразеологизмах, ср. рус. «Она мне вторая мать». У болгар это значение вписывается в обрядовый контекст: знахарка, лечившая ребенка от эпилепсии, становится ему «второй матерью» [РКС 103].

Представления о втором пришествии Иисуса Христа составляют отдельный пласт текстов и верований. Здесь второе означает «последнее», «судьбоносное», «решающее», и это определяет пафос поверий и текстов (см. многочисленные народные рассказы и легенды, записанные в Болгарии Ф. Бадалановой [Бадаланова ФБ])

В переносном смысле второй означает «подчиненный первому, хуже первого, уступающий ему по различным параметрам, в том числе по важности», ср. фразеологию: болг. втора цигулка, рус. второй барин (вторая скрипка, брат жениха на свадьбе, помощник) и др. Важная тема, отчетливо прослеживающаяся у южных славян вообще и у болгар в частности, — смена веры, принятие второй (иной) конфессии. Ср. этом плане примету: если ребенок при крещении помочится в купель — он поменяет веру [Цепенков 1972,225].

В обрядности в некоторых случаях второй в противовес первому может характеризовать более развернутый ритуальный комплекс. Так, в родинах първа пита (первый хлеб) — это небольшое угощение только для домашних сразу же после рождения ребенка, а втора пита — это уже торжество, на которое приглашают много гостей и устраивают большое застолье. Первый выступает здесь как подготовка, репетиция второго, знак, констатация произошедшего события, тогда как второй— это уже праздник.

В иерархической организации мира второй получает негативную оценку, если подразумевается исчезновение, уничтожение первого. Это распространяется на узловые моменты жизненного цикла, на обряды перехода, на пограничные периоды в жизни человека. Здесь существенным является тот факт, что болг. повтарям имеет прозрачную внутреннюю форму и обозначает именно 'делать что-либо во второй раз'. Поэтому повтарям в языке традиционной обрядности обрастает целым рядом магических ритуальных практик, имеющих целью предотвратить второй, повторный брак. Так, боязнью расторжения помолвки и как следствие — второго сватовства продиктован народный запрет молодым парням и девушкам есть возвращенную домой с поля пищу — иначе расстроится (повторится) помолвка [РКС 98]. В ритуалах свадебного комплекса рекомендуется отсекать деревце с первого удара, чтобы у жениха и невесты не было второго брака [Родопи 1994, 211]. Чтобы в новом доме не было повторных браков, при первом вхождении в него стараются разжечь огонь в очаге первой веточкой и т. д.

Мотив смерти одного из супругов и нежелательности второго брака особенно развит в болгарской обрядности. Терминология венчавшихся дважды маркирует их положение: повторил — «вторая жена», повторец — пофторко (как прозвище) «мужчина, женатый во второй раз» [СбНУ 1936/42, 273] 7, повторка — «женщина, вышедшая замуж во второй раз» [БЕР 1,197]). Дома, где люди состоят не в первом браке, при исполнении многих ритуалов обходят стороной: например, после очистительной молитвы матери [СбНУ 1936/42,58] или в случаях, когда собирают магические предметы для лечения или для каких-либо других целей. Наоборот, люди, не пережившие «повторов», обладают положительными магическими свойствами, их роль очень важна в обрядовой жизни социума. Свадебное деревце может украшать только женщина в первом браке, то же относится к причесыванию молодой и многим другим обрядовым действиям [Пир. кр., 398,401]. (...)

Признак второй в народной традиции болгар предполагает трагическое развитие событий и связывается со смертью не только мужа (жены), но и родителей, т. е. с сиротством. Ряд примет, по народным поверьям, свидетельствует о том, что младенец в будущем останется сиротой и/или жить с мачехой {втора майка) или отчимом {втори баща). Особенности строения тела и, в частности, черепа — наличие двух макушек (отход от нормы, наличие второго) — культурно маркировано. Болгары интерпретируют этот знак по-разному, но доминирует негативная оценка. В одних областях считают, что ребенок останется сиротой [РКС Пожарево, Софийско], в других — женится дважды {две булки или две майки ще има — «у него будут две жены или две матери») [РКС 219; Родопи, 129] 8. Кроме мотива смерти, нежелательного удвоения, повторения событий (после смерти одного из родителей повторный брак или во взрослой жизни смерть жены и второй брак), две макушки указывают на то, что ребенок нервный и злой [РКС Малашевки, Софийско] или злой и к тому же несчастный [РКС Столник, Новоселско].

Повторение, вторая попытка может быть нейтральной, «нулевой» (если сохраняется традиционная троичность, триада) или же роковой, по результату полярно противоположной первой. Речь идет о многочисленных сказках, в которых сначала падчерицу, а потом дочь мачеха отправляет в лес или на мельницу. Повторение невозможно, оно влечет за собой трагическую развязку — смерть героя (героини).(...)

Итак, второе как признак, свойство, характеристика играет весьма важную роль, несмотря на то что первое или, скажем, последнее более нагружено семантически. Интересно, что любой повтор, по народным представлениям, нежелателен, а возвращение опасно. Отсюда развивается синонимия представлений, ср. родопскую аналогию — способностью к сглазу обладают либо дети, начавшие сосать грудь повторно после того, как их отлучили от груди, либо женщины, вступившие во второй брак [Родопи 1994, 23]. Второе в болгарской культуре имеет устойчивые, постоянно воспроизводимые координаты, связанные с ущербностью, обездоленностью, болезнью, аномалиями, загробным миром и демоническими свойствами. Оно служит метафорическим обозначением смерти и того, что за ней последует. Второе ассоциируется с сиротством и вдовством. Эти представления концентрируются вокруг переходных обрядов и периодов, когда человек находится в особом с точки зрения народного мировоззрения состоянии (беременность, кормление грудью). Негативная семантика второго усиливается в символическом языке обрядности (вторник, повторный брак, «повторенный» ребенок и др.), и все второе в жизни человека становится синонимом несчастливого и трагического. (ec-dejavu.net)

Свойства числа два (двойка)

Целое число называется чётным, если оно делится на 2.
Для целых чисел, записанных в системе счисления с чётным основанием (например, в десятичной или шестнадцатеричной), справедливо простое правило: число делится на 2, если его младший разряд делится на 2.
2 — наименьшее и первое простое число, единственное чётное простое число. Следующее простое число — 3
2 — факториальное простое число, простое число Лукаса, простое число Смарандейка — Веллина
1-е число Софи Жермен (2 * 2 + 1 = 5, которое также число Софи Жермен)
2 — простое число Эйнштейна без мнимой части и с действительной частью вида 3n-1
2 — простое число Штерна, число Пелла, а также число Маркова
2 — второе число Каталана
2 — второе число Белла
2 — второе меандровое число и третье открытое меандровое число
2 — третье число Фибоначчи как сумма первых двух, 1 и 1.
2 — делитель числа 10, так что обыкновенные дроби с числом 2 в знаменателе являются конечными.
2 — факториал числа 2: 2! = 2.
2 — основание простейшей — двоичной — системы счисления, широко используемой в вычислительной технике.
2 — второй по счёту факторион (число, равное сумме факториалов своих цифр в десятичной записи).
210 = 102 = 23( и более).

Для любого числа x:
x + x = 2 · x — от сложения к умножению
x · x = x² — от умножения к возведению в степень
x x = x↑↑2 — от возведения в степень к hyper4 (↑↑ — нотация Дональда Э. Кнута)

Число 2 обладает также следующим уникальным свойством: 2 + 2 = 2 · 2 = 2² = 2 ↑↑ 2 = 2 ↑↑↑ 2

10² = 100 называется сто, десятичные приставки: гекто (г) и санти (с)
2² = 4
½ называется половиной
Пословицы и поговорки

Битая посуда два века живет.
В одну ловушку два раза зверя не заманишь.
В озере два черта не живут.
В поле две воли: чья возьмет.
Вдвоем всякий путь короче.
Воз рассыпал, а два нагреб.
Ворота стоят на двух вереях, а дом - на двух головах.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Гостям два раза рады: когда они приходят и когда уходят.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два друга — мороз да вьюга.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два камня в воде - и те сталкиваются.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Два лета по зиме, одно само по себе.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Два соседа корову доят, и то по-разному.
Два только глаза, да и те за носом.
Два фонаря на пустой каланче.
Два хозяина в доме - нет согласия, два короля в государстве - нет мира.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Две невестки в доме — два кота в мешке.
Две рубахи мокнут в ушате, да двое порток сохнут на ухвате.
Две собаки грызутся, третья не приставай.
Две чесоточные лошади – друзья.
Две шубы тепло, две хозяйки добро.
Две ярочки — та же овца.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
Доброе дело два века живет.
Дороже алмаза свои два глаза.
Друзей два, врагов восемь.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За него грош дать — не додать, а два дать — передать.
За одного битого двух небитых дают.
За одного ученого двух неученых дают.
Из двух зол выбирай меньшее.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Кто смел, тот два съел, а робкому и одного не досталось.
Кто цепляется за два корабля – утонет.
Ласковый теленок двух маток сосет.
Лентяй дважды работает.
Летом два дня льет - час сохнет, осенью - час льет, две недели сохнет.
Между двух огней.
На два слова.
На два фронта.
Одним выстрелом двух зайцев убить.
Одно сегодня лучше двух завтра.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Сидеть меж двух стульев.
Скупой платит дважды.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
ещё пословицы...

Песни

Avicii (Tim Berg) - Wake Me Up

Алла Пугачева - Две звезды

Андрій Князь - Два Перстені

ВИА Гра - Перемирие

Владимир Высоцкий - Песня О Двух Красивых Автомобилях

Гайтана - Два Вікна

Детские песни - Вместе весело шагать

Детские песни - Два веселых гуся

Леонид Агутин - Две Дороги, Два Пути

Океан Ельзи - Коли ми станем собою

Премьер-Министр - Два билета в лето

Премьер-министр — Две минуты

Руслана - Два шляхи

Таисия Повалий - Два Кольори

Татьяна Буланова - Два Кольца

Тріо Маренич - Ой На Горі Два Дубки

Фантом-2 - Двоє

Восточный мотив
(Афанасий Фет)

С чем нас сравнить с тобою, друг прелестный?
Мы два конька, скользящих по реке,
Мы два гребца на утлом челноке,
Мы два зерна в одной скорлупке тесной,
Мы две пчелы на жизненном цветке,
Мы две звезды на высоте небесной.

Любовь
(Вячеслав Иванов)

Мы — два грозой зажженные ствола,
Два пламени полуночного бора;
Мы — два в ночи летящих метеора,
Одной судьбы двужалая стрела!

Мы — два коня, чьи держит удила
Одна рука, — одна язвит их шпора;
Два ока мы единственного взора,
Мечты одной два трепетных крыла.

Мы — двух теней скорбящая чета
Над мрамором божественного гроба,
Где древняя почиет Красота.

Единых тайн двугласные уста,
Себе самим мы — Сфинкс единый оба.
Мы — две руки единого креста.

Два голоса
(Константин Бальмонт)

Она мне говорит: «Я ласкою объемлю».
И он мне говорит: «Я горячей горю».
Я слушаю его. И ей любовно внемлю.
Обоим им в душе воздвиг по алтарю.

Я в колебании качаюсь и творю.
Душой звенящею я музыку приемлю.
И звон малиновый поёт мою зарю.
И океанами рассвет объемлет землю.

Она мне говорит. И женскому я рад.
Но он мне говорит. Я с ним в ином законе.
По влаге пламенной плыву в огнистом стоне.

И вот уж лунный ход размеренных сонат,
Как ветр, отяжелев набатом благовоний,
Вступает в солнечность ликующих симфоний.

Решенье
(Константин Бальмонт)

Решеньем Полубога Злополучий,
Два мёртвых Солнца, в ужасах пространств,
Закон нарушив долгих постоянств,
Соотношений грозных бег тягучий, —

Столкнулись, и толчок такой был жгучий,
Что Духи Взрыва, в пире буйных пьянств,
Соткали новоявленных убранств
Оплот, простёртый огненною тучей.

Два Солнца, встретясь в вихре жарких струй,
В пространствах разошлись невозвратимо,
Оставив Шар из пламени и дыма.

Вот почему нам страшен поцелуй,
Бег семенной и танец волоконца: —
Здесь летопись возникновенья Солнца.

Бывает встреча мёртвых кораблей,
Там далеко, среди Морей Полярных.
Меж льдов они затёрты светозарных,
Поток пришёл, толкнул богатырей.

Они плывут навстречу. Всё скорей.
И силою касаний их ударных
Разорван лик сокрытостей кошмарных,
И тонут тайны в бешенстве зыбей.

Так наше Солнце, ставшее светилом
Для всех содружно-огненных планет,
Прияло Смерть, в себя приявши Свет.

И мы пойдём до грани по могилам,
Припоминая по ночам себя,
Когда звезда сорвётся, свет дробя.

Два мёртвых Солнца третье породили,
На миг ожив горением в толчке,
И врозь поплыли в Мировой Реке,
Светило-Призрак грезя о Светиле.

Миг встречи их остался в нашей были,
Он явственен в глубоком роднике,
Велит душе знать боль и быть в тоске,
Но чуять в пытке вещий шорох крылий.

О камень камень — пламень. Жизнь горит.
До сердца сердце — боль и счастье встречи.
Любимая! Два Солнца — нам предтечи.

И каждый павший ниц метеорит
Есть звук из мирозданной долгой речи,
Которая нам быть и жить — велит.

Две воды
(Константин Бальмонт)

Две воды — одна с высот,
А другая — из низин.
Две беды — одна убьёт,
Над другой — ты властелин.
Две воды — а капель счёт
Слит в одно в игре пучин.

Тучно пучится она,
Вековая глубина.
Колыхается, как кит,
В час, когда в пучинах спит.
Тучны вечные снопы,
Звучны косы и серпы.

Холод кончен, тает лёд,
Зеленеет гладь долин.
Ледоход, вода идёт,
Мать мертва, но весел сын.
Ключ поёт, в цветах есть мёд,
Две воды, а путь один.

Двойная перевязь
(Константин Бальмонт)

Я верю в светлое начало,
И знаю правду темноты.
Во мраке Ночь меня качала,
Чтоб Дню я показал цветы.

Двойная бездна
(Дмитрий Мережковский)

Не плачь о неземной отчизне,
И помни,— более того,
Что есть в твоей мгновенной жизни,
Не будет в смерти ничего.

И жизнь, как смерть необычайна…
Есть в мире здешнем — мир иной.
Есть ужас тот же, та же тайна —
И в свете дня, как в тьме ночной.

И смерть и жизнь — родные бездны;
Они подобны и равны,
Друг другу чужды и любезны,
Одна в другой отражены.

Одна другую углубляет,
Как зеркало, а человек
Их съединяет, разделяет
Своею волею навек.

И зло, и благо,— тайна гроба.
И тайна жизни — два пути —
Ведут к единой цели оба.
И все равно, куда идти.

Будь мудр,— иного нет исхода.
Кто цепь последнюю расторг,
Тот знает, что в цепях свобода
И что в мучении — восторг.

Ты сам — свой Бог, ты сам свой ближний.
О, будь же собственным Творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.