С курами ложиться, с петухами вставать

…Я попалась. Как кур в ощип.
Кто такой «кур»? Неизвестный науке зверь? Не думаю. Видимо, существует какая-то «кура», что-то вроде курицы. Это — «она». Соответственно существует и «он» — «кур». Они — «куры». Нет кого? — «Курей». По-моему, ясно.
Первый раз слышите? Я и сама до сих пор думала, что муж курицы, то есть куры, — петух. Но, может быть, если муж — то петух. А если не муж — то кур. Или наоборот. Или вообще кур от петуха ничем не отличается. Просто для кого-то он кур, а для кого-то — петух. От ощипа ни то, ни это не спасает.
Марина Аромштам. Когда отдыхают ангелы

Петух. В основе мифологического образа Петуха во многих традциях – его связь с солнцем. Как и солнце, Петух «отсчитывает» время (ср. «первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. п.). Австралийские аборигены иногда обозначают Петуха как «птицу, которая смеётся на рассвете»; ср. также русские загадки типа «Не часы, а время сказывает», «не сторож, а всех рано будит» и т. п. В большинстве традиций Петух связан с божествами утренней зари и солнца, небесного огня — хотя в целом функции богов, которым посвящается Петуху (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, а также Гермес или Меркурий, Асклепий, Марс и др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый — седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня.

Два петуха сидят на деревянном заборе Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня — солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зовущие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника, в ведении которого находится огонь под овином).

Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11—12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251—252). У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки Петух является нагуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.

В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74—75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух — посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса. В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.

Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом — деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении — эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родоплеменного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, глашатай дневного светила, громко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замогильнoгo мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Oгpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеального мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему голосистому герою. Все эти грешки, впрочем, лишь придают его портрету больше жизни. Достаточно взглянуть на них под другим углом зрения, чтобы недостатки легко превратились в достоинства: высокомерие и надменность - в гордость, задиристость - в воинственность, а похотливость - в неотразимую мужскую сексуальность и притягательность.

В мифологии петух символизирует надежного бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы. Солнечный воин вооружен буквально с ног до головы, ведь на ногах у него - острые шпоры, на голове - красный боевой шлем с гребнем, а вместо меча - разящий клюв-чекан. Выступая в авангарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает громкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое бегство. Устрашенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в гробы.

Бдительный и храбрый воин, наделенный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и посажен на спицу или шпиль, превращается в идеального часового. Золотой петушок-флюгер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набега силы бранной, иль другой беды нежданной». Петух с золотым гребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радугy, соединявший землю с чертогами богов.

Арес, греческий бог войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoeгo слугу Алектриона, чтобы тот будил влюбленных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разгневанный Арес превратил eгo в петуха, справедливо полагая, что в этом обличье нерадивый слуга будет гораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, Гермесу, Aсклепию и другим античным богам.

В китайской мифологии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнгy, считается символом ян - мужского начала во Вселенной. Чудо-петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, когда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз когда светило достигает зенита, и третий раз - на закате. На его крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с гopы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлогом золотого петуха-первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебного дерева джамбу, растущего на cpeдинном материке Джамбудвипа.

Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнительной репутацией. Красный петух, как символ огня, довольно-таки опасен. «Пустить Kpacнoгo петуха» - значит устроить поджог, а подобные деяния вряд ли совершаются с добрыми намерениями. О черном петухе и говорить нечего - уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а грузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нeгpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.

Ко второй группе неблагонадежных относятся так называемые «кривцы» - птицы, сбившиеся с пути истинного. Словно сойдя с ума, они начинают голосить во все горло в самое неподходящее для того время - среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов-шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть. Опасны также птицы, достигшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с того ни с ceгo начинают вдруг нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демонического существа. Согласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.

Если чародей при этом умудрится не раздавить его в течение полyгода, то из яйца вылупится змееныш-домовой. Литовцы полагали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса, способного принести хозяину кучу денег: При желании можно взять и продуктами. Хуже всего, если в роли наседки выступит пучеглазая болотная жаба - тогда из петушиного яйца выведется чудовищный василиск с головой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом свoeгo страшного взгляда.

В религии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтpoгo соблюдать цветовой режим. Добрым богам жертвовали белых птиц. Древние греки, желая исцелиться от болезни, посвящали белого петуха Асклепию, а литовцы резали его собрата во славу Вайжгaнтaca, чтобы обеспечить богатый ypoжай льна. Галагону, осетинскому богy Beтра, следовало даровать только кpacнoгo петуха, а хтоническим (подземным) богaм - черного. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому славяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяного, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы выходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу.

Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и Галисии, например, в дни масленичного карнавала «петушиного короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болгарии петуха, считавшегося воплощением духа хлеба, обезглавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало того, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».

На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш герой, олицетворявший солнце, был главным атрибутом Сраоши, сына и посланника светлого Ахурамазды. О высоком статусе солнечной птицы в иранской религии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов-aтpaванов нередко увенчивала драгоценная фигурка петуха.

Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. глубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoгo гpoтa скрывавшую свой светлый лик богиню солнца Аматэрасу - главу синтоистского пантеона и прародительницу японских императоров.

Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурногo колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей его по пути бесконечных страданий.

Древняя иконография представляет целую галерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееногий гностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной головой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» бог Тайи, нaоборот, с человеческой головой на петушином туловище. Фригийский бог молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность индуистского бога войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на его знамени. Наиболее оригинально и даже забавно выглядит литовский бог ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу, и крылат, как греческая Ника; руки его разведены в стороны, рты широко открыты, а на голове восседает петух.

В христианской иконографии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единогласно поведали все четыре евангелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр успеет трижды отречься от Heгo, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Когда Христос был схвачен и доставлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает его. На рассвете, когда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал его неизменным атрибутом и постоянным укором.

Несмотря на то что благочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и другим святым - Галлунусу и Витту, в христианском аллегорическом искусстве петух иногда персонифицировал один из семи смертных грехов - Похоть.

В китайской астрологии петух входит в дюжину духов-символов животного цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным гороскопам, человек, рожденный в год петуха, отважен, caмонадеян, консервативен и всегда режет правду-матку. Но вот кого ему резать не следует, так это петухов, и от курятины придется отказаться - для него это табу. Не стоит гневить духа-покровителя, легкомысленно дожидаясь того момента, пока жареный петух не клюнет. Пребольно и в самое неподходящее место.

В эмблематике Франции петух обосновался давным-дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «галлами» «петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по-видимому, даже понравилось его обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483-1498) утвердил изображение петуха-галлуса в качестве официальной государственной эмблемы. Heсколько веков галлус был символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в гербе государства. Правда, ненадолго. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял его на птицу более высокoгo полета - на императорского орла.

С тех пор рейтинг этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке галлуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное применение - петух-галлус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Koмитета Франции.

В классической геральдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и готовность к бою демонстрирует бодро шагающий красный петух в историческом гербе Валлонии, а его африканский собрат из современного герба Кении не только мapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком. В российских городских гербах они являются не воинственной, а мирной «говорящей» эмблемой (например, в гербе г. Петушки). (myfhology.info)

Одна из древнейших эмблем. В основе мифологического образа этой птицы в большинстве (исключая северную, кельтскую и скандинавскую) традиций — его связь с солнцем, подобно которому петух «отсчитывает» время, возвещая о начале дня. Но в целом функции богов, которым посвящается петух (Аполлон, Митра, Ахурамазда, Аматэрасу, Гермес, Асклепий, Арес др.), существенно шире. Будучи связан с божествами утренней зари и солнца, петух часто выступает как глашатай (вестник) солнца (света) и его проводник в суточном и годовом циклах. Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием. Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. Подобно солнцу, петух связан также с подземным миром. С петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца. Широко представлены представления о двойственном характере птицы. Тема петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей.

Причастность петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь — смерть — новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о нём. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности петуха отражено и в других загадках. Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» — бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира».

Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала. Соотнесённость качеств петуха и человека получает известное подкрепление в довольно распространённом мотиве оборотничества петуха.

Функционально значимо противопоставление петухов по цвету: светлый, красный петух связывается с солнцем, огнём; чёрный — с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание петуха в землю).

Основные значения: Солнце, солнечные божества, рассвет; мужской принцип, активность, пробуждение; слава, превосходство; смелость, храбрость, мужество; осторожность, бдительность, бодрствование, надежность; предвиденье; (духовное) возрождение; борьба, война, битва, бой, призыв к бою; гордыня, высокомерие; похоть; пожар — красный божий суд; зло, колдовство, дьявол, смерть — черный петух.

Африка Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами.

Древний Восток У шумеров бог Нергал иногда изображается с головой петуха.

Египет У египтян означает бдительность и предусмотрительность.

Античность Как у греков, так и у римлян олицетворяет бдительность и боевой дух (готовность к бою). Он бдителен и всевидящ, как и солнце; своим кукареканьем он возвещающее приход рассвета и распугивает демонов ночи. В то же время петух (в первую очередь — черный), несомненно, выступал в качестве хтонической птицы, традиционного магического и жертвенного животного, посвящаемого подземным силам.

Греция Служит атрибутом или спутником множеству богов и богинь возрождения, воинственных божеств, вестников богов и богов врачевания: Зевса; Аполлона — как вестник Солнца; Асклепия (Эскулапа) - как образ целительной смерти-возрождения (хтонической); Ареса (Марса); Меркурия; Приапа; Афины; Деметры; Персефоны-Весны — как символ обновления жизни; Аттиса — как символ весеннего плодородия; Лар — обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки. Принесенный в жертву Приапу или Асклепию, он должен вызывать исцеление. Преобладание позитивной символики птицы своим пением изгоняющие даже львов и василисков обусловило популярность петуха как символа, изображаемого на геммах, амулетах, вооружении (защитном) и, иногда, на надгробных памятниках. Последние представлены образами петуха на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца.

Рим Как всевидящая (солнечная) птица широкое используется в Древнем Риме для гадания и предсказания погоды. Символ «третьей стражи» — отрезка времени между полуночью и зарей.

Северная традиция У кельтов петух — хтонический образ, атрибут подземных богов. Обычный посланник загробного мира как в кельтской, так и в североевропейской традициях. Он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности. В северогерманской мифологии петух «Золотой гребень» стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов. У скандинавов петух — птица подземного мира, а его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.

Славяне У восточных славян петух — «двойник» хозяина при вселении в новый дом: считалось, что вселение возможно если петух благополучно проводил в нем ночь. Обычное жертвенное животное и оберег от нечистой силы, связанный со стихией огня. В древнерусском «Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «… коуры ръжють; и огневи молять же ся, зовущие его сварожичьмь». Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Козьма Пражский в «Чешской хронике» (XI—XII вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных петухов и кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в XIX в. удерживался обычай топить петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта.

Популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. В некоторых святочных гаданий петух, обычно, олицетворяет будущего жениха. Как охранный знак часто украшал шипец кровли.

Ближний Восток Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха.

Кавказ У сванов считалось, что души мужчин и женщин после смерти соответственно переселяются в петуха и курицу.

Китай Десятое символическое животное (единственная птица среди них) Двенадцати Земных Ветвей, относящееся к принципу ян. «Сопровождает» солнце на пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый — седьмой часы пополудни.

Соотносится с рассветом и Плеядами. Гребень (корона) на его голове означает литературный дар (склонность к литературе) а его красный цвет соотносится с закатом и осенью. Благодаря своим шпорам и воинственному характеру петух служит символом войны и связан с октябрём — месяцем, когда проводились военные приготовления. Согласно древней мифологии, красный (огненный) петух — первоначальная форма Солнца, а белый, вероятно, соотносился с солнечным светом. Сообразно этому изображения красного петуха изображается на стенах дома как защита от огня, а белый отпугивает, демонов, духов и привидений. Живого петуха или его изображение используют как талисман, отводящий зло (злых духов) в похоронной церемонии. (Из почтения) петухи не употребляется китайцами в пищу, но в некоторых церемониях петуха убивают, чтобы подчеркнуть смерть старой жизни и чистоту новой.

Петух выступает символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости (смелости, отваги), надежности (верности), великодушия (из привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому). В омонимичной китайской символике петух связывается с чиновничьей карьерой и служит знаком «удачной судьбы»: сочетание слов «кунь-чи» — петух, и «минь» — кукарекнет, созвучны с выражением «кунь-минь» — почет и слава; название петушиного гребня «куан» имеет также значение «чиновник»; омофоничен также со словом «удача». Поэтому чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем. Петух также символизирует: прелести сельской жизни — с курицей в саду; отеческое попечительство над детьми (уже — сыновьями) — с цыплятами. В южной части Китая, вопреки официальному запрету, и поныне излюбленным массовым зрелищем является петушиные бои.

Япония Согласно мифам, петух однажды вызвал Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет. Священное животное, символизирующее Синто, стоящего на барабане и созывающего народ молиться в храм. Считается, что петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию. Поэтому петухам в синтоистских храмах предоставлена полная свобода.

Мезоамерика Для некоторых племен Центральной Америки петух является нагуалем, с которым связана жизнь человека; гибель петуха влечет за собой и смерть «подопечного» ему человека.

Австралия и Океания Австралийские аборигены иногда обозначают петуха как «птицу, которая смеётся на рассвете».

Иран У иранцев петух — блага птица, часто изображаемая на скипетрах. В митраизме посвящен Митре как богу Солнца.

Индуизм В ведах петух олицетворяет «души, праведников, ожидающих рассвета». «Петушиный царь», восседающий на дереве материка Джамбудвипа, подает своим пением сигнал к пению всех других петухов мира.

Буддизм У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания (плотскую страсть) и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Иудаизм У древних евреев — символ третьей стражи ночи — от полночи до рассвета.

Гностицизм У гностиков служит образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманации Логоса. Петух с колоском пшеницы в клюве — бдительность, приносящая обильные плоды. Петух на колонне трактовался как петух Абраксаса — демона годового времени и эонов с головой петуха и змеями вместо ног.

Христианство В Новом завете образ петуха имеет символическое значение некой решающей грани. Св. Григорий превратил петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот «крыльями бьет по чреслам своим (кается) прежде, чем возвышает голос свой». В последующей христианской традиции символизм петуха преимущественно позитивен: Христос как солнце веры, открывающий новый день и обращающий в бегство силы тьмы и зла; свет (веры, истины и т. д.); олицетворение истинного проповедника Евангелия, повествующего о пришествии Рассвета-Христа; готовность встретить утреннюю зарю, пробуждение к жизни во Христе; бодрствование и бдительности по отношению ко злу, противоборство тьме духовного невежества; христиане, борющиеся за Христа — петушиные бои; возрождение — в сценах Страстей; Страсти Господни; человеческая слабость и покаяние — в сценах с апостолом Петром. Флюгера в форме (золочёного) петуха, «которые почти всегда располагали на шпиле высокой башни, колокольни или ратуши»: приветствуют восход Солнца-Христа; указывают, откуда грозят силы зла; охраняют колокольни в часы темноты, когда молчат колокола. Дави замечает, что «бдение в этом контексте должно трактоваться в смысле устремления к нетленному и заботы о первенстве духовного: быть пробужденным и приветствовать Солнце — Христа — ещё до его появления на востоке, — что служит живым образом просветления». Петух наделяется либеральностью, так как позволяет своим несушкам разделять с ним пищу. Петух часто изображается в оппозиции льву. Чаще всего « петух напоминания» изображается в связи с евангельским мотивом об отречении Петра, сцены которого любили изображать на раннехристианских саркофагах. Когда Петр открыто признается в своей преданности Иисусу, Иисус отвечает ему: «…истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». В альтернативной трактовке, петух — посланец дьявола, искусившего Петра. В данном сюжете петух служит символом отречения, последующего раскаяния, предостережением от зазнайства и т. п. Кроме того петух служит знаком проповеднической, папской деятельности Петра. Роль петуха как природных часов и его связь со Св. Петром, способствовала тому, что последний стал святым покровителем часовщиков. фигура петуха часто украшает часы. Часы Страсбургского собора увенчаны фигурой петуха, который кричит каждый раз, когда фигура Св. Петра появляется среди апостолов. В средние века на Западе проявляется отрицательный аспект в символике петуха, выступающего воплощением похоти и драчливости, свойственным молодым людям обуянным «петушиными демонами». Атрибут: Св. апостола Петра — аллюзия на его отречение и раскаяние. Св. Витта — сидящий на книге.

Ислам Считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммадом в Первом Небе рая, кричавшей: «Здесь не бог, но Аллах».

Алхимия Символ летучей части вещества камня — живая, активная, сухая вода. В этом значении противопоставляется образу Лиса: «Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой». Василий Валентин «Двенадцать ключей»

Магия Считается, что: петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов, вкушение петушиных семенников эротизирует, а женщин предрасполагает к рождению мальчиков, «петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы», облегает выход плода.

Геральдика «Гербовое» животное Галлии (Франция) и св. Галла (Галлунуса). Эмблемой Франции петух стал благодаря игре слов латинского языка, в котором слово «галлус» значит одновременно и «петух» и «галл» — древнее название жителей Франции. Следует заметить, что галлы и сами охотно наносили изображение петуха на свои знамена и оружие… Широкое распространение на гербах и знаменах после Французской Революции и широкого интереса к античности в кон. XVIII века. Наполеон заменяет его имперским орлом. Неофициальная эмблема июльской революции 1830 года к которой в 60-х годах того же столетия присоединилась Марианна — аллегория Франции. Постепенное перераспределение всего положительного на Марианну, а всего отрицательного на бедного петуха (авантюризм, задиристость, несостоятельные политические амбиции, заносчивости и самомнения) во многом усилиями карикатуристов. Де Голль вводил его в военные медали как символ боевого духа Франции. Эмблема Национального олимпийского комитета Франции. В гербе Кении — бдительность и национальное возрождение, держит в поднятой лапе топор < напоминание об антиколониальном восстании 1952 года и возможный намек о своих претензиях на спорные территории. Может символизировать как воинскую храбрость, так и религиозное воодушевление. См. Петух в геральдике Цветом могут выделяться клюв (поющий), гребень, бородка. Поднятая нога — готовность принять бой.

Эмблематика Атрибут: персонифицированного Распутства (Похоти); Меркурия — везут его колесницу. «Лишь бдительный петух вскричит свой час урочный — Другие подпоют, вняв песне, в свой черед. И Господу хвалы хор мощный грянет сочно Зри, дабы не смолчал и твой в том пенье рот». Хохберг. 1675 г. Петух, пренебрегающий алмазом. Одно ячменное зерно было бы для меня полезнее, чем все драгоценные камни на земле. Каждому свое. Символ различия мнений, желаний и побуждений. «Часто Фортуна покровительствует тому, кто этого не заслужил». EMSI; 25-15, с.209 Петух на трубе. Символ бдительности и осмотрительности и в мире и в войне. Труба символ Войны. EMSI; табл.9-13, с.143 Петух Я слуга Аполлона и Марса. Символ бдительности и отваги. «Древние посвящали петуха Аполлону, но по той причине, что он провозглашает своим криком о завершении дня. Он вестник дня, а благодаря своей бессоннице — сторож ночи. Его отвага такова, что он скорее умрет, чем сдастся. В связи с этим Аристофан называл его птицей Марса». EMSI 35-6, с.252 См. рис. 6 в табл. 35. (EMSI 55-9, с.339) Петух на лавровом дереве Мне не грозит никакая опасность, Символ безопасности. Защищен от нападения хищников, которые обитают внизу. Также бури и грозы, которые по преданию не трогают лавра. EMSI; табл.10-1, с.145 Петух Символ воина, одаренного несокрушимой храбростью, как следует вооруженного для битвы и постоянно находящегося в боевой готовности. «Гребешок служит ему шлемом или шишаком, острый и крючковатый клюв — секирой, которой воин наносит раны противнику, даже ноги петуха вооружены смертоносными орудиями. Тем самым, петух являет собой пример доблестного воина, который не ищет спасения в бегстве, а храбро вступает в борьбу». EMSI 51-6, с.322

Искусство В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка, гончарство, обрядовое печенье и т. д.) развивается г.о. древнее толкование образа петуха как символа солнца, мужского начала, апотропеической жертвы, эротического влечения (в гротескном снижении). В искусстве ренессанса и барокко преобладает «эмблематическое» представление о петухе как символе бдительности и бодрствования духа: девочка с петухом — деталь, подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до XVIII в. изображения петуха, нашедшего жемчужное зерно. «Галльский петух» — мотив французской политической символики (и, отчасти, геральдики) восходит к мифологическим представлениям родо-племенного общества. В изобразительном искусстве XX в. петух служит воплощением: национального, «галльского» начала — гобелены Ж. Люрса; агрессивной вирильности — серия «Женщина и петух» Б. Бюффе; «апокалиптических» трагедий современной истории:— петух в произведениях Н. Гончаровой («Мистические образы войны», 1914 г.), — ~ югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Ad vocem Сказки о хвастовстве животных друг перед другом, повлияли на появление в английском языке выражения «петух и бык». «Первые петухи», «третьи петухи», до «петухов» и т. п. — выражения, связанные с петухом как птицей «отсчитывающей» время. Русские загадки: «Не часы, а время сказывает»; «Не сторож, а всех рано будит»; «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер — не отпели»; «Не царь, а в короне»; «Гребень имею — не пользуюсь им, шпоры имею — не езжу верхом». Источник: http://wiki.simbolarium.ru/index.php/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%83%D1%85

В Южном Китае курица (дзи) выступает в роли творца: черная и белая куры откладывают по девять яиц каждая, из которых вылупляются, соответственно, плохие и хорошие люди. Кровь черной курицы способна отгонять злых духов. В Древнем Риме ее использовали для гадания: жрецы истолковывали поведение священных цыплят во время их кормления.

Курица. Олицетворяет воспроизводство, материнскую заботу, а также провидение. Черная курица - слуга дьявола или одно из его проявлений. Кудахчущая курица символизирует властную или смелую женщину. В христианстве наседка с цыплятами олицетворяет Христа со своей паствой. Женская особь домашних кур, которая имеет совсем иное символическое выражение. нежели петух, и представляет собой прообраз материнской сущности.

Курица, защищающая свой выводок Как клуша защитить цыплят своих стремится - Без попуска тому, что может их сгубить. Так тот, кто под щитом Божественной десницы. Без искушений, нужд и мук он может жить. (В. X. фон Хохберг. 1675 г.).

Курица — воплощение всепрощающей любви. И. Босхиус,1702 г.

Квохтанье является воплощением охранительной любви к слабым. в том числе в смысле слов Иисусовых: "Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица (в немецком тексте курица. -- Ред.) собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Мф 23:37).

Прилежная наседка в аллегорическом изображении "семи свободных искусств" выражает грамматику, требующую немалого усидчивого умственного корпения.

По античным знахарским поверьям, куриная кровь сдерживает обуревающие половые инстинкты.

Если в африканских женских священных празднествах инициаций курица выступает проводником душ, то в сознании европейцев преобладает представление о "глупой куре". как об этом свидетельствует также и толкование сновидений в глубинной психологии. Куры здесь означают "некую экстравертную, духовно нищую коллективность... Часто они впадают в глупую панику, так же как бессвязно перескакивающие с одного на другое мысли недалеких людей... И тогда какая-нибудь мелочь, не стоящая внимания, которой сновидец, однако, придает важное значение, вызывает в нем тревогу" (Эппли).

"Слепая", "глупая", "безрассудная" курица обыденной речи в сказках, однако, может "нести золотые яйца", и было бы глупо свернуть ей шею.

В сказаниях курица, сидящая на яйцах, зачастую воплощает хранимые сверхъестественными силами сокровища (в том числе подземные богатства).

Магия Куриный жир. Помогает при сухости языка и вылечивает глазную болезнь.

Клуша Самка домашних птиц высиживающая и выращивающая молодняк.

Наседка, защищающая своих цыплят от ястреба. • Лю6овь делает меня бесстрашной. Символ родительской любви, которая может изменить природу. Боязливая по натуре курица становится героиней, защищая своё потомство. Она бесстрашно нападает на каждого, кто пытается нанести вред её малышам. [EMSI 28-14,с.221]

Наседка, укрывающая крыльями своих цыплят. • Она их охраняет и лелеет. Символ доброты и сердечности Всемогущего, изливающего эти блага даже бездуховным и безнравственным людям, не преодолевшим своих страстей. О, Иерусалим, Иерусалим! Я хотел бы так же часто Собирать твоих детей вместе, Как наседка собирает Своих цыплят под крыльями, Но ты не хочешь! [EMSI 36-2,с.256]

Наседка с цыплятами (См. рис. 14 в табл. 28.) [EMSI 55-12,с.339] Наседка, укрывающая своих цыплят от нападений ястреба. • Я не отдам ни одного из них. Символизирует бдительность и родительскую любовь; Любовь, привязанность и благоговение перед Спасителем, поскольку "из тех, кого ты мне доверил,я не потерял ни одного" см.28-14 [EMSI 49-3,с.313] (symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки

Без гребня петух - каплун.
Без индейского петуха, без борзого кобеля - не помещик.
Без петуха и утро не настанет.
Будут яйца - будут и цыплята.
Бывает, что и курица петухом поет.
В доме, где много петухов, поздно наступает утро.
В марте курица из лужицы напьется.
В марте курица пьет из лужицы.
В пяток курицу на яйца не сажают: цыплята не живут.
Весной хорош ягненок, осенью цыпленок.
Все проделки лисы хитры для курицы.
Встать до петухов, с петухами; проспать петухов.
Всякий петух громче всех поет у себя в курятнике.
Всякий петух на своем пепелище хозяин.
Высидела курица утят, да и плачется с ними.
Где много петухов, там утро рано наступает.
Где поведется, там и петух кладётся.
Генеральской курицы племянник.
Глуп, как осел, как индейский петух, как осетровая башка.
Голодной курице просо снится.
Даже там, где нет петуха, начинается день.
Дай курице грядку, а ей и огорода мало!
Дай курице гряду - изроет весь огород.
Два петуха на одной навозной куче не поместятся.
Два раза родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер, не отпели (петух).
Девка не курица, парень не кочет; не жениться им, где кто захочет.
Дикую курицу хоть с золотого блюда корми, все равно в лес убежит.
Для слепой курицы и куколь - пшеница.
Дома — петух, а на улице — цыпленок.
Дошли до глухого вести (что украли петуха с насести).
Драчливый петух голенаст живет.
Драчливый петух жирен не бывает.
Драчливый петух не бывает жирным.
Драчливый петух своей смертью не умрёт.
Если курица всегда поет петухом, то нет худа в том, и она бывает кладлива.
Если петух не поёт, - значит, это курица.
Если петухи в селении не вовремя распоются - к покойнику.
Если феникс сядет на насест, он сделает это хуже, чем курица.
Еще не петух, а уж кричит «кукареку».
Жаль ту курицу, которую коршун утащил.
Женины деньги петухом в горле запоют.
Женщина что курица: дай пинка — и образумится.
Житина, житина, возьми свою жичину (наговор от жичины, ячменя глазного, причем слегка колют его ячменным зерном, которое отдают петуху).
За кровь свою - и курица лютый зверь.
За морем курицы дешевы, да провоз дорог.
Запел соловьём, да кончил петухом.
Запоет петух или нет - все равно солнце взойдет.
Заря занимается и без пения петуха.
Засветло найди пристанище на ночь; утром, когда запоют петухи, погляди на небо.
Здорово, кума! - В рынке была. - Никак ты, кумушка, глуха? - Купила курицу да петуха. - Прощай, кума! - Пять алтын дала.
Здорово, кума! - Да на рынке была. - Никак глуха? - Купила петуха. - Прощай, кума! - Пять алтын дала.
Змееныш цыпленком не станет.
И без петуха рассветает.
И без петуха солнце взойдет.
И курица петухом поет.
И курица цыпленка клюет.
И одну курицу кормить нужно.
И петух (И курица) на своем пепелище бьет (храбер).
И петух на своем пепелище бьет.
И петух свои часы знает.
И стар, да петух, и молод, да протух.
И у курицы есть сердце (т. е. она сердится).
Из змеиных яиц цыплята не вылупятся.
Из молодых, да ранний: петухом кричит.
Из печеного яйца живого цыпленка высидит.
Каждая курица свой насест хвалит.
Каждому своя курица - гусь.
Каждый петух на своей мусорной куче голосист.
Каждый петух своим голосом поет.
Как бы ни жалел таракан курицу, он не пойдет утешать её.
Как бы силен ни был таракан, он не пойдет драться с курицей.
Как курица: что грянет (ступит), то клюнет.
Как мокрая курица. Смирнее теленка.
Касаточка-невеличка за морем бывала, а велик петух, да на навозной куче сидит.
Когда в селе нет моллы, петуха моллой зовут.
Когда курица начинает кукарекать, её режут.
Когда много петухов, куры не несутся.
Когда петух к ночи поет не по времени, то видит некошного и гонит его.
Когда петух поёт не вовремя, ему сносят голову.
Когда петух поет ночью не вовремя, при сильных морозах, то стужа умерится.
Когда феникс садится на насест — он делает это хуже, чем курица.
Коли петух в зеркало поглядит, то жених щеголь будет (на гадании).
Коли тесно, так и курица курицу с насести сталкивает.
Кому доля, тому и петух яйца несет.
Кому и петь, как не петуху?
Кому петух а кому символ свободной Франции.
Кому поживется, у того и петух несется, а не поживется, так и курица не несется.
Кому хорошо живется, у того и петух несется.
Корми петуха сеном.
Кто берёт в проводники петуха, тот ночует в курятнике.
Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в Охотный ряд цыплятами торговать.
Курица гогочет, а петух молчит.
Курица и вся три денежки, да и та пьет.
Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет на другом.
Курица обратилась в петуха.
Курица петухом запела - к беде либо на свою голову: ей рубят голову.
Курица петухом поет.
Курица цыпленку ногу не отдавит.
Курице не быть петухом, а бабе мужиком.
Курице не петь петухом (а и спеть, так на свою голову).
Курицу хорошо кушать вдвоём — я и курица.
Лежу - ниже курицы, встану - выше лошади (дуга).
Лесного петуха хоть из золотого блюда корми - всё равно в лес улетит.
Лживая курица из двух яиц высиживает четырех цыплят.
Лиса знает сто сказок, и все про курицу.
Лиса придет - и курица раскудахчется.
Лисе нет дела, сколько стоит петух.
Лучше быть клювом петуха, чем хвостом быка.
Лучше воробей в руке, чем петух на кровле.
Лучше сегодня курица, чем завтра гусь.
Маленькая курица всегда цыпленок.
Мастер из печеного яйца живого цыпленка вытащит.
Мастеровой, что курица: где ходит, тут и напьется (походя напьется).
Мастеровой, что курица: что ступит, то и клюнет.
Мать - курица, а дети - утята.
Медной посуды - крест да пуговица; рогатой скотины - таракан да жуколица (или: петух да курица).
Мокрая (слепая) курица. Смирнее теленка.
Мокрая курица, а тоже петушится.
На грех и курица свистнет (кашлянет).
На грех мастера нет, а на беду и курица петухом поет.
На Козьму и Демьяна курячьи именины: носи попу цыпленка.
На кукушкиных яйцах не высидишь цыплят.
На пепелище и кура гребется, и петух храбрится.
На своем пепелище и курица бьет (а петух никому спуску не дает).
На словах - орел, на деле - мокрая курица.
Напьется, так с царями дерется, а проспится, так и курицы боится.
Наседка скликает цыплят под себя - к ненастью.
Не будь петуха, как бы мы знали, что настало утро.
Не будь петуха, разве утро настанет?
Не было в селе мужчин — петуху дали имя Кара-Магмад.
Не быть курице петухом, а бабе мужиком.
Не жди яиц от петуха.
Не из каждого яйца цыпленок вылупляется.
Не к добру курица петухом запела.
Не князь по породе, а ходит в короне (петух).
Не петь куре петухом, не владеть бабе мужиком.
Не пой, курица, петухом, не владай, баба, мужиком!
Не пой, петух, с утра, дождешься топора.
Не поймав, курицы не щиплют.
Не положив под курицу яиц, цыплят с нее не спрашивай.
Не растет лопух выше ясеня, не летит петух выше ястреба.
Нет такой курицы, чтоб по два яичка несла.
Ни один петух не считает свои шпоры тяжелыми.
Ни родился, ни крестился, а все дивятся, что его черти боятся (петух).
Осенью и цыплята курами будут.
От крика петуха утро не наступает.
Первой яйцо от черной курицы спасает скот в поле от волка (западн.).
Первые петухи (полночь), вторые (до зари), третьи (заря).
Петух всюду одинаково кукарекает.
Петух головой трясет - к беде в доме.
Петух не человек, а скажет и баб научит.
Петух поневоле запоет, когда говорить не горазд.
Петух скажет курице, а она - всей улице.
Петуха гребень красит.
Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.
Петухи во всю ночь поют - не к добру.
Петухи запели: жениться пора!
Петухи на насесть садятся, а старые люди на печь валятся.
Петуху сказали: "Спой", а он ответил: "Всякая вещь хороша в свое время".
Петуху ячменное зерно жемчужины дороже.
Петушок, выведенный осенью, не стал петухом.
Петька-петух на яйцах протух.
Подпустить кому петуха.
Поет и петух, да не по-соловьиному.
Поет петух или нет, а день будет.
Покричит петух или нет, а рассвет наступит.
Поп да петух и не евши поют.
Посадить красного петуха на кровлю (т. е. поджечь).
Посадить красного петуха на кровлю.
Постель покойника на три дня выносят в курятник на опевание петухам (чтоб петухи опели).
Пошли таракана позвать курицу, что произойдет.
При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.
Проделки лисы хитры для курицы.
Разве утро не настанет, если петух не пропоет.
Рак не рыба, курица не птица.
Рассвет наступает и без пения петухов.
Рогатого скота - петух да курица, а медной посуды - крест да пуговица.
Рыл петух сор, да и отрыл топор.
С голоду да холоду и петух не поет, а от тепла да сыта и курица кукарекает.
С курами ложиться, с петухами вставать.
Сегодня украл курицу — завтра захочет украсть лошадь.
Селёдки хватает на десятерых, а курицы почти на двоих.
Село заселено: петухи не поют и люди не встают (кладбище).
Семеро петуха не режут.
Сердится на курицу, а бьет собаку.
Сердитый петух жирен не бывает.
Сердце петухом запело.
Слепая курица.
Слепой курице - все просо.
Слепой курице все кажется пшеницей.
Слепой курице все пшеница.
Собакой залаешь, а петухом не запоешь.
Содержатель может быть большим как петух, а сидит всё-таки на почётном месте.
Соседская курица всегда выглядит гусем.
Спит сова (лиса) да видит курицу.
Спит сова да видит курицу.
Старая нечистоплотная курица показывала молодым, как пачкают куриный насест.
Старичане - петуха встречали с хлебом-солью.
Старый верблюд громко кричит, старый петух звонко поёт.
Считай, баба, цыплят по осени, а, мужик, меряй хлеб по весне.
Так у меня сердце (вещее) и запело петухом.
Так у меня сердце и запело петухом.
Там, где много петухов, утро наступает поздно.
Только тогда можно сказать, что наседка вывела цыплят, когда весь выводок вырос.
Топором мясника курицу резать.
У вороны искал петух обороны.
У кого дела идут хорошо, у того и петух несётся (эрзя).
У нас в Ельце, на Сосне реце, курица вутенка вывела.
У него петух в горле засел.
У своих ворот и петух храбр.
У счастливого и петух несется, у несчастного даже курица яйца теряет.
У хорошей хозяйки и петух несется.
У цыпленка нет никаких прав перед ястребом.
У черных кур бывают белые цыплята.
Укравший яйцо украдет и курицу (...лошадь).
Умерла та курица, что несла золотые яйца.
Умница - как попова (как пестрая) курица.
Умница - как попова курица.
Утро занимается не от крика петухам.
Утро наступает не потому, что поют петухи.
Утро не по пению петуха занимается.
Утро приходит и без петухов.
Ходит мокрой курицей.
Хороша у курицы хода, да переломлена (перешиблена) нога.
Хороша у курицы хода, да переломлена нога.
Хорошая хозяйка из петуха уху сварит.
Хоть черненька курица, да на яйцах сидит.
Цыпленок в яйце узнается, ребенок — в люльке.
Цыплят по осени считают.
Цыплята прячутся - к сырой погоде.
Черепаха приносит тысячу яиц и молчит, а курица приносит одно и кудахчет на весь мир.
Черная собака, черная кошка и черный петух в доме спасают от грозы и от вора (и наоборот, они опасны во время грозы).
Что молодой петух, что старый — все одно.
Что о том и говорить, что курица не доит.
Чужая курица хозяйскую прогнала.
Чужие петухи поют, а на наших типун напал.
Чужой не узнает черную курицу в супе.
Чужой хлеб петухом в горле запоет.
Чужую курицу как хошь дери, а свою за хохол держи!
Чьего корму петух с курицей наперед поклюют, той быть замужем.
Щупает петуха, не будет ли яйца.
Экие вести! Согнали петуха с насести.
Экие вести! Украл вор петуха с насести.
Это барской (генеральской) курицы племянник.
Яйца курицы не учат.
Яйца от курицы недалеко падают.
Яйцо курицу не учит.
Яйцо курицу поучает.
Яйцо не может уговорить курицу.
Яйцо не учит курицу.
Яйцо требует от цыплят, чтобы они не пищали.
Яйцо, сваренное сегодня, лучше курицы, которую сварят завтра.

Песни

Джуджалярим

Шоу-группа "Улыбка" - Петухи запели

Петухи поют
(Николай Заболоцкий)

На сараях, на банях, на гумнах
Свежий ветер вздувает верхи.
Изливаются в возгласах трубных
Звездочеты ночей - петухи.

Нет, не бьют эти птицы баклуши,
Начиная торжественный зов!
Я сравнил бы их темные души
С циферблатами древних часов.

Здесь, в деревне, и вы удивитесь,
Услыхав, как в полуночный час
Трубным голосом огненный витязь
Из курятника чествует вас.

Сообщает он кучу известий,
Непонятных, как вымерший стих,
Но таинственный разум созвездий
Несомненно присутствует в них.

Ярко светит над миром усталым
Семизвездье Большого Ковша,
На земле ему фокусом малым
Петушиная служит душа.

Изменяется угол паденья,
Напрягаются зренье и слух,
И, взметнув до небес оперенье,
Как ужаленный, кличет петух.

И приходят мне в голову сказки
Мудрецами отмеченных дней,
И блуждаю я в них по указке
Удивительной птицы моей.

Пел петух каравеллам Колумба,
Магеллану средь моря кричал,
Не сбиваясь с железного румба,
Корабли приводил на причал.

Пел Петру из коломенских далей,
Собирал конармейцев в поход,
Пел в годину великих печалей,
Пел в эпоху железных работ.

И теперь, на границе историй,
Поднимая свой гребень к луне,
Он, как некогда витязь Егорий,
Кличет песню надзвездную мне!

Песня петуха
(Валентин Берестов)

Шагает, как Наполеон,
Красавец мой петух.
Мне зренье услаждает он
И услаждает слух:
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Поднимайся сол-ныш-ко!

Он любит бой. Он любит власть.
Он грозен, как орел.
И что герою лисья пасть
И кухонный котел!
- Кукареку! Ко-ко-ко!
Вот вам, куры, зер-ныш-ко!

Отведать эти потроха
Мечтают все вокруг.
Но главный враг у петуха -
Другой такой петух.
Кукареку! Ко-ко-ко!
Подберите пе-рыш-ко!

Рассказ Монастырского капеллана (отрывок)
(Джеффри Чосер)

А по двору, как гордый кавалер,
Ходил петух – красавец Шантиклэр.
И поутру он кукарекал рано
Звончей и громогласнее органа,
Что только в праздник голос подавал.
Соперников петух себе не знал.
Его стараньем были все довольны;
Часы на монастырской колокольне
Запаздывали против петуха.
Вдова, на что уже была глуха,
Но каждый час она его слыхала.
Его чутьем природа управляла:
Когда пятнадцать градусов пройдет
В подъеме солнце – Шантиклэр поет.
Зубцам подобен крепостного вала,
Роскошный гребень был красней коралла,
А клюв его был черен, что гагат;
Лазоревый на лапах был наряд,
А епанча – с отливом золотистым,
А когти крепкие белы и чисты.
Чтобы от праздности не заскучал он,
Семь кур во всем супругу угождало;
И, золотистой свитой окружен,
Ходил он меж сестер своих и жен,
А та из них, чьи перышки всех ярче,
Кого из жен супруг любил всех жарче,
Была прекрасная мадам Пертелот.
Свободная от всяческих забот,
Общительна, учтива, добродушна,
С супругом ласкова, мила, послушна -
Она так крепко мужа оплела,
Что для него единственной была.
Хвалить ее – вот в чем ему отрада,
И солнцем лишь окрасится ограда,
Уж он поет: «Где ты, моя девица?»
(В те времена, по-видимому, птица
По-человечьи говорить могла.)

Осенний лес
(Борис Пастернак)

Осенний лес заволосател.
В нём тень, и сон, и тишина.
Ни белка, ни сова, ни дятел
Его не будят ото сна.

И солнце, по тропам осенним
В него входя на склоне дня,
Кругом косится с опасеньем,
Не скрыта ли в нём западня.

В нём топи, кочки и осины,
И мхи, и заросли ольхи,
И где-то за лесной трясиной
Поют в селенье петухи.

Петух свой окрик прогорланит,
И вот он вновь надолго смолк,
Как будто он раздумьем занят,
Какой в запевке этой толк.

Но где-то в дальнем закоулке
Прокукарекает сосед.
Как часовой из караулки,
Петух откликнется в ответ.

Он отзовётся словно эхо,
И вот, за петухом петух
Отметят глоткою, как вехой,
Bосток и запад, север, юг.

Петух на взморье
(Кайсын Кулиев)

Не было в прошлые годы его.
Нынешним летом петух появился.
Каждым рассветом я слышу: поет.
Голос его раздается у моря,
Как раздавался когда-то в горах
В детстве моем. До сих пор его слышу.
Слышу. И вижу себя: я лежу,
Полупроснувшись. И в сладостной дреме
Слышу: опять загорланил петух,
Мама рукой меня тихо коснулась
Летом, в умытом росою Чегеме,
Или — зимою, когда в снегопад
Дворик становится сахарно-белым,
Слышу я радостный крик петуха,
Лежа под жаркою шубой отцовой.
Так вот и в Дубултах, около дюн,
Около моря, я вздрогнул, услышав
Крик петушиный. Мне стало легко,
Будто вот-вот меня мама поднимет
Прикосновением легким, как тень,
Сладким, как воспоминанье о маме...
Так он поет, одинокий петух,
Нынешним летом около моря
Каждое утро. И горестно мне:
Мама меня никогда не коснется.
Только петух будет петь, как тогда,
Солнечным летом, снежной зимою,
Чтобы о матери мне говорить
Голосом гор у Балтийского моря.
Чтоб успокоить, что ничего
За ночь в горах не случилось дурного.
Падают росы. Пшеница растет.
Наша родня вся жива и здорова.
Вот он приветствует утро, петух,
Маленький, солнце выводит на небо
И, как издревле, вещает, что день
Будет — он должен быть! — чистым и ясным.
Счастлив: я дожил до петуха
Детства далекого! Снова и снова
Слушаю. И замирает строка
На полуслове.

Весенняя песнь
(Николай Асеев)

Пел торжественно петух,
пар курился на задворье,
звездный жар почти потух,
пел петух весны предзорье.

Шли часы такой поры:
голоса примолкли раций,
столяры за топоры
не подумывали браться,

Всех сморило по весне..
Птицы, звери, ребятишки -
все тонули в сладком сне,
головы уткнув под мышки.

Пел петух зарю не зря
мглистым утром до рассвета,
и пришла к нему заря
ярко-огненного цвета;

Вся закутана в туман,
словно в призрачной косынке, -
от нее весь лес румян,
искорки в любой росинке!..

Пел торжественно петух,
эхом лес перекликался,
ранний мир сиял вокруг -
весь в лучах переливался.

Квочкины строчки
(Борис Заходер)

На черной земле
И на желтом песочке
Все квочки
Выводят неровные строчки.
Не перьями -
Лапками пишут хохлатки,
Хотя у них перышки
В полном порядке!

Узнать бы,
О чем они пишут, хохлатки!
Но грамотки эти -
Сплошные загадки!
Труднее прочесть,
Чем пергамент старинный:
Язык - незнакомый,
А почерк - куриный!

О чем же,
О чем они все-таки пишут?
О том ли, что видят?
О том ли, что слышат?
А вдруг
О каком-то неслыханном чуде,
О тайне,
Которой не ведают люди?

А может быть,
Просто
Соседу-поэту
Хохлатки
Хотят намекнуть по секрету:
"Пиши!
Хоть царапай,
Как курица лапой,
Но все же
Царапай,
Царапай, царапай!"

Гляди-ка!
Цыплята - такие комочки,
А как разбирают
Квочкины строчки!
Спрошу!
Уж они-то должны понимать
Все то,
Что для них нацарапает мать!