Олень

Ждать нам пришлось недолго. Едва за ветвями забрезжила заря, как послышался шорох, что-то задвигалось между деревьями, и на прогалину чередой вышли олени. Да, в течение многих лет я не видел в этом лесу ни единого оленя, а теперь они были прямо передо мной — и не один, не два, а много: кроткие самки и величественные в венце рогов самцы бродили по прогалине, пощипывая траву. Зрелище это было исполнено такой неописуемой красоты и умиротворения, что я чувствовал себя избранником судьбы и любовался им, забыв недавние невзгоды.
Джеймс Хэрриот. Среди Йоркширских холмов

Красота и грациозность этого благороднoгo животного неизменно покоряла человеческие сердца во все времена, и даже непримиримый конфликт между христианством и язычеством, совершенно испортивший репутацию многих почитавшихся некогда зверей, ничуть не омрачил его светлой символики. Все народы мира признавали оленя исключительно позитивным поэтическим символом чистоты, света, созидания, изобилия и дyxoвности. В чуткой повадке лесного кpacaвца люди усматривали благоразумную осторожность, а в способности сменять старые рога на новые - эмблему обновления и возрождения.

В мифологии народов Европы и Ближнего Востока олень часто выступает в качестве вepнoгo спутника богов луны и охоты. Сирийский бог-покровитель oxoты Ашима изображался в образе гордого оленя, а eгo кельтский аналог Kepнуннос - в облике человека с оленьими рогами. У саамов богиней-покровительницей оленей была прекрасная Разиайке, а тотемным животным - чудесный олень-оборотень Мяндаш, легендарный poдoначальник саамов.

Быстроногая лань - атрибут греческой богини луны и охоты Артемиды и римской Дианы. Керинейскую златорогую лань Артемиды сумел догнать только богоподобный Геракл (4-й подвиг Гepaкла), да и то лишь после того, как ранил ее стрелой в ногy. В оленя разгневанная Apтемида превратила охотника Актеона, осмелившегося подглядывать за купающейся красавицей-богиней. Впоследствии этот мифологический сюжет активно использовали в своем творчестве художники эпохи Возрождения и даже cpeдневeковые алхимики.

На оленьих упряжках ездили многие шумерские, семитские, хеттские и синтоистские боги. В начале XIX века в эту божественную компанию влился и фольклорный лапландский Санта-Клаус, чей приезд стал ассоциироваться с наступлением веселого Рождества и счастливого Hовoгo года.

Во многих мифах и сказках благородное животное изображается верным дpyгом и помощником главного героя: олень служит ему проводником, указывает единственно возможный путь к цели или месту спрятанных сокровищ. Северный олень из сказки Г-X. Андерсена везет дeвочку Герду в далекое царство Снежной королевы; чудесный олень из сказа П. Бажова «Серебряное копытце» одаривает добрых и честных людей: при ударе о землю у него из-под копыт летят драгоценные самоцветы.

В христианской иконографии оленю принадлежит весьма почетное место. Олень, пьющий воду у подножия Kpecта, - символ горячей веры и благочестия, топчущий ногами змею - эмблема уничтожения зла. Волшебный олень с золотым крестом между рогами - атрибут св. Губерта и св. Евстафии.

В изобразительном искусстве Peнecсанса олени везут колесницы лунной богини Дианы и отцa-Времени. Раненный стрелой олень с пучком целебной травы во рту - романтический символ любовного томления. Осторожное и чуткое поведение оленя сделало его атрибутом аллегорических фигур Благоразумия и Слуха.

В алхимии, где, по-видимому, сказалось сильное влияние древнегреческого мифа об Актеоне, олень олицетворяет превращение веществ.

В средневековой эмблематике олень - воплощение борьбы со злом. Эту эмблему с гордостью носили германские воины как символ их мужества, благородства и силы духа. У англичан эмблема оленя paссматривалась как знак благородного мужского общества, олицетворение мужества, утонченности и аристократизма.

В средневековой Франции благородное животное - эмблема королевскогo дома Валуа. Эмблема Kороля Карла VI (1380-1422) изображала крылатого оленя с короной на шее. Возникновение последней из них связано с любопытной легендой: когда войска Карла VII подступили к оккупированному англичанами и бургундцами Руану, первым, кто преклонил колени перед законным королем Франции, был выбежавший из леса олень.

В геральдике скачущий, бегущий, идущий мерным шагом или стоящий на месте олень может изображаться любым цветом, но только в профиль. За иллюстрацией можно обратиться к российской городской геральдике: в гербе древнего Ростова изображен стоящий серебряный олень; в гербе Нижнего Новгорода - красный олень, шествующий мерным шагом; а в гербе Магадана - скачущий во весь опор белый северный олень. В русской и европейской геральдике иногда допускается и неполное изображение оленя (голова животного или eгo poгa). Живописным разнообразием отличаются эмблемы оленя и в родовых гербах российских дворян. гербовое поле дворян Ростовских, Телепневых и Юсуповых украшает серебряный олень; Ададуровых, Глебовых, Глебовых-Стрешневых и Лодыженских - золотой олень с зеленой вeтвью во рту. В гербе Воейковых - французская эмблема оленя с короной на шее, а в гербе Фаминцыных - оленья голова без рогов. (myfhology.info)

Олень — весьма примечательное символическое животное культур древнего мира. Heредко он вместе с быком образует некую мифическо-космическую дуалистическую систему, подобно дикой лошади и корове, представленным на наскальных рисунках ледникового периода, как это утверждает гипотеза французских историков первобытного общества. Из-за своих ветвистых древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорожденность и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца. Часто ассоциируется с Древом Жизни. Олень-самец в схватке с хтонической змеей символизирует, подобно орлу, сражающемуся со змеей, конфликт противоположностей, положительного и отрицательного, света и тьмы, и т. п. Олень-самец часто бывает посланником богов или небесных сил.

Универсальный благоприятный символ. Взрослый олень-самец — солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов). Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой. Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы.

Символическое значение оленя связано с символикой Древа Жизни благодаря сходству оленьих рогов с ветвями. Как замечает Анри-Шарль Пюэ, он также является символом циклов возрождения и развития. В некоторых культурах Азии и доколумбовой Америки олень вошел в представление людей как символ возрождения вследствие того, что его рога периодически обновляются. Подобно орлу и льву, он — извечный враг змеи; это указывает на то, что символически он рассматривался в положительном смысле; он тесно связан с небом и светом, тогда как змея ассоциируется с ночью и жизнью под землей. Древние греки и римляне усматривали в олене некий «мистический» дар, — возможно, благодаря некоторому преувеличению психологической проекции; некоторые полагали, что таким даром была способность инстинктивно распознавать лекарственные растения, способность, которая упоминается и в средневековых бестиариях, утверждающих, что «олень может распознавать бальзамическое растение». Отчасти престиж оленя — следствие его внешнего вида: его красоты, грации, быстроты. Благодаря своей роли вестника богов олень может рассматриваться как противоположность козла.

Кельты верили, что олени — основное животное в волшебных стадах богов (именно это, возможно, привело к традиции, согласно которой Санта Клаус путешествует в оленьей упряжке); некоторые кельтские боги сами были с оленьими рогами. У кельтов олень-самец — Солнце, терапевтический символ, плодородие, мужественность; атрибут воина-охотника Коцидия и Оссиана; облик рогатого бога Цернунна. У скандинавов шкура оленя-самца часто используется в шаманских ритуалах (см. кожа и лань). Северный олень у скандинавов посвящен Великой Матери Исе, или Дисе. По древненордической мифологии, в кроне мирового древа Иггдрасиль пасутся четыре оленя, пожирая почки (часы), цветы (дни) и ветви (времена года). В древнекелыской мифологии олени считались «крупным рогатым скотом фей» и вестниками между миром богов и миром людей. Кельтский бог Цернунн изображался с рогами оленя на голове, как шаман первобытных племен.

В Китае олень (лу) символизирует долголетие и богатство. У китайцев означает счастье и денежную прибыль. Белый олень-самец символизирует Шоу-Синя, бога бессмертия. Дракона называют «небесным оленем-самцом». в Китае — с богатством и удачей, слово «олень» там — омоним слова «изобилие». В Древнем Китае ввиду созвучия слова «олень» (лу) со словом «богатство» олень считался символом состоятельности, материального благополучия, а также олицетворением сыновнего благоговения (согласно одной притче, некий молодой человек облачился в оленью шкуру, с тем чтобы добыть оленье молоко в качестве глазного лекарства для своих слепых родителей) и проводником бога долголетия Шоу-сина.

У японцев дракон — это «небесный олень-самец». В результате наблюдений за его повадками возник и связанный с оленем символизм одиночества как в европейской, так и в японской традиции. В японской религии синто олень является скаковым животным богов и часто изображается на подвесных циновках в святилищах.

В доколумбовой Центральной Америке оленеподобные рогоносцы символизируют седьмой день двадцатидневного календаря (у ацтеков — мацатль, у майя — маник). Люди, рожденные под знаком этих диких животных, неприкаянно блуждают в мире природы, стремясь уйти подальше и презирая прочное местожительство (см. Лань).

В античности считалось, что олень враждебен ядовитым змеям, олений мех (оленья шкура) — надежный талисман от змеиных укусов, а порошок из оленьих рогов — надежная защита посевов от вредоносного колдовства. Рога оленя, говорится далее, — надежное целительное средство, причем правые воздействуют сильнее, чем левые, а жженый poг изгоняет любых змей. Мясо оленя врачует от лихорадки, и также надежное средство против этого мазь из костного мозга оленя.

В поэме римского поэта Марка Аннея Лукана изображается трагический поход войска в ливийской пустыне. Солдаты гибнут от укусов ядовитых змей. На помощь римлянам приходит местное племя псилов — заклинателей змей; они окружают лагерь огнем: «Дым от полыни идет и от лиственниц — дым, ненавистный змеям; курятся рога оленей, рожденных далеко» (Лукан. Фарсалия. IX. 920—921).

Об этих же средствах защиты говорится в византийской энциклопедии «Геопоники»: «Змей не будет в данной местности, если ты посадишь полынь, артемизию или божье деревце вокруг усадьбы. Змей, живущих там, ты выгонишь, покурив корнем лилии, оленьим рогом или козьими копытами» (Геопоники. XIII. 8. 1).

Тема мифического противостояния оленя и змеи нашла отражение в средневековых медицинских трактатах. Одо из Мена в дидактической поэме «О свойствах трав» (XI в.) пишет, в согласии с традицией, об оленьих рогах: «Жженые, дымом своим изгоняют и гадов ползучих» (Одо из Мена. 17. 439).

Об этом же сообщается в «Каноне» Ибн Сины. В разделе «Общее рассуждение о том, как отгонять гадов» рекомендуется использовать курения, где, наряду с растениями, используются рога и копыта оленей и коз. Другой способ защиты выявляет прямую связь между змеей и убивающим её оленем, которого советуется на этот случай держать дома. Последнее средство относится к области мифических, что вполне осознавалось Ибн Синой.

«Что же касается курений, то это, например, дым от древесины гранатника — он отгоняет гадов — или корни касатика. Ветви гранатика замечательны в этом отношении, как и гальбан, рога, копыта однокопытных и парнокопытных животных, волосы, бделлий, сагапен, асафетида, листья и костянки лавра, мята, и отварная полынь и подстилки с китраном и дубровником. [Полезно] окуривание прутняком и подстилки из него, а также кресс и зола дерева пинии, особенно с гальбаном, если пускать дым от опия, чернушки, гальбана, оленьего рога, серы и козьих копыт, это прогоняет змей и гадов» (Ибн Сина. Канон. IV. 6. 3. 5). «Еще один способ отогнать гадов и насекомых — держать в доме, например, аиста, павлина, яйценосных птиц, оленей, ежей, ласок и тому подобных животных, гады боятся их, а если и появляются, то они их убивают» (Ибн Сина. Канон. IV. 6. 3. 5).

В трактате персидского автора Хубайша Тифлиси (XII в.) есть глава под названием «О способах защиты от [вредных] животных и прочих [тварей]», где представлен исчерпывающий перечень советов по борьбе со змеями. «Что делать для защиты от змей. Если закопать в доме лошадиное копыто, то в этом доме не заведутся змеи. А если они были, то убегут. Если кто-нибудь будет жечь в доме голову горного оленя или кости оленя, черепахи или ежа, то змеи убегут. Если кто-нибудь прокипятит в воде васильки, прибавит туда смолы и [этой жидкостью] помажет в доме, то змеи убегут. И если нальют этой жидкости в змеиные норы, то змеи убегут, а некоторые подохнут. А если положат васильки в отверстие норы, то змеи не выйдут наружу. Если выварят кожу змеи в воде, а потом этой водой намажут тело, то такого человека змеи — даже эфы — не укусят. […]» (Хубайш Тифлиси. XIII. 1а, б, в, г, д).

Безоар «Говорят, что горные козлы пожирают змей, как и лани, а после этого пасутся среди горных трав, и это [вещество] сгущается у них в кишках и, перекатываясь там, принимает округлую форму. Это, таким образом, лучшее противоядие от укусов ядовитых змей, природное, не искусственное. Ужаленные места натирают [этим веществом] в смеси с укропной водой (разйанадж), и боль тотчас же прекращается, и восстанавливается прежний цвет кожи» (ал-Бируни. Минералогия, с. 190—191).

«Зуфа — иссоп, ланолин. Ланолин — вещество, получаемое следующим образом: шерсть овец промывают в горячей воде один раз, затем её выжимают и выделяющуюся при этом грязь подвергают дальнейшей обработке — её взбалтывают вместе с водой, чтобы образовалась пена, которую снимают и собирают отдельно: это и есть ланолин.

Ибн Масавайх [говорит, что] хороший [влажный зуфа] узнается по резкому запаху точно так же, как узнается бобровая струя. [Далее] он говорит, что [влажный зуфа] бывает двух видов: один из них [образуется] от скопления пота на лбу горного козла, поэтому в естестве его имеется сила, устраняющая вред яда, так как горный козел пожирает эф и, когда он пожирает их, в нем приходит в движение естественная сила, устраняющая вред яда. Таким образом, на лбу его собирается пот и сгущается. Это весьма хороший зуфа, и он представляет собой жир с сильным запахом. Второй вид [влажного зуфа], худший по своему качеству. представляет собой пот, скопляющийся в шерсти курдюков маленьких овец и ягнят» (ал-Бируни. Книга о лечебных веществах. 507).

В символике христианского средневековья (в пластике) олень иногда изображается поглощающим виноградные гроздья; это означает, что человек уже на земле может быть удостоен причаститься к благодати небесной. Стремление оленя к источнику вод (ключу) является олицетворением очищения человека водой крещения: «Зри: как олешек змей пожрет, Tо ключевую воду пьет, И сим от яда вновь он чист. И человек здесь видит смысл: Водой крещенья омовён, к безгрешной жизни годен он». Отсюда понятно, почему часто в рельефах на крестных камнях встречаются изображения оленей.

На Западе на протяжении средних веков олень часто символизировал путь уединения и непорочности, впрочем на некоторых эмблемах он даже изображался с распятием между рогами (обеспечивая таким образом последнее связующее звено в цепи взаимоотношений: дерево — крест — рога).

В христианском символизме олень-самец означает религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания, «как олень жаждет источника». Олень, крошащий змею, — это Христос, побеждающий силы зла. Эмблема святых Адриана, Юстаса, Евстахия, Иды, Феликса, Юлиана Госпитальера. Олень-самец с распятием между рогами — эмблема святого Губерта. атрибут ЮЛИАНА ГОСПИТАЛИТА; с распятием между его рогами — ЕВСТАФИЯ и ГУБЕРТА. Оленя или лань (самку без рогов), пронзенных стрелой, защищает ЖИЛЬ. В житиях св. Евстахия и Губерта рассказывается о явлении сияющего креста в рогах преследуемого охотниками оленя. Некоторые святые (Райнульф, Райнгольд, Освальд, Прокоп Богемский) изображаются с оленем как их атрибутом.

И самец и самка оленя часто выступают как символ превращения — алхимики считали, что это связано с мифом об Артемиде, которая превратила охотника Актеона в оленя за то, что он увидел её во время купания. В алхимии олень-самец вместе с единорогом означают двойственную природу Меркурия, философскую ртуть, поив. Алхимики видят в античном мифе об охотнике Актеоне, превращенном богиней Артемидой (Дианой) в оленя, доказательство возможности превращения металлов в связи с лунарным (подчиненным Луне) женственным миром серебра. В светском искусстве он атрибут охотницы ДИАНЫ, которая превратила охотника Актеона в оленя. ГЕРКУЛЕС поймал аркадскую керинейскую лань. Известный своей проворностью и острыми чувствами, что делает трудной его поимку, олень является атрибутом Слуха (одного из ПЯТИ ЧУВСТВ) и БЛАГОРАЗУМИЯ. Олени везут колесницу ОТЦА-ВРЕМЕНИ и ДИАНЫ. В изобразительном искусстве олень, раненный стрелой и держащий во рту пучок целебных трав, — символ любовного томления. Олень также символизирует осторожность и острый слух. Олени запряжены в повозки Времени и Рождества.

Олень, раненый стрелою в бок. Символ оскорбленной совести "тщетно уйти, и как бы то ни было, мы всегда носим свою боль с собой. псл-Нечистая совесть не дает покоя. [EMSI; табл.6-4, с.129]

Олень, убегающий прочь. "Ему не спастись бегством. "Когда несчастье уже постигло нас, "То где мы можем найти от него спасение? [EMSI; табл.8-7, с.138]

Олень, плывущий в воде. Я испытываю облегчение, но не добиваюсь безопасности. Символ временного облегчения и отсрочки зла. «О, будучи совершенно изнеможден охотниками, прибегает к купанию в воде, чем он слегка освежает свои уставшие члены, охлаждает своё пылающее сердце и немного набирается сил, но он не может ускользнуть от охотничьих собак, которые, наконец, смогут погубить его в воде.» [EMSI; табл.8-11, с.138]

Олень, ощупывающий своим копытом змею. Обман не пройдет незамеченным для осмотрительного. символ того, что предательство, несмотря на все свои уловки, легко может быть раскрыто человеком осторожным и предусмотрительным. [EMSI 36-4,с.257]

Преследуемая собакой олениха, которая видит своего оленя, убитого мечом. Я не знаю, какое зло наихудшее. символ милосердного человека, который даже в самые трудные моменты своей жизни способен проявить дружеские чувства к ближнему и сострадать его несчастиям, особенно в тех случаях, когда-их связывают узы любви. [EMSI 60-8,с.357]

Раненый олень, поедающий целебную траву. Он сам найдёт лекарство. «Эта инстинктивная способность излечивать свои раны и даже вытаскивать стрелы из собственного тела приписывается оленю, который делает это, якобы, при помощи особой травы. Моральный смысл символа заключается в том, что ни целительный бальзам, ни чудесное растение, которое следует прикладывать к ранам, не выведет наружу щетинистые стрелы греха, глубоко засевшие внутри нас так, как это сделает любовь нашего благославенного Спасителя.» [EMSI 49-6,с.314]

Олень, раненый стрелою в бок. Символ оскорбленной совести "тщетно уйти, и как бы то ни было, мы всегда носим свою боль с собой. псл-Нечистая совесть не дает покоя. [Эмблемата-2; табл.6-4, с.129] …, убегающий прочь. "Ему не спастись бегством. "Когда несчастье уже постигло нас, "То где мы можем найти от него спасение? [Эмблемата-2; табл.8-7, с.138] (symbolarium.ru)

Тэд Эндрюс Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий (отрывок)

Олень всегда восхищал людей и будоражил воображение. Оленевые – одно из самых благополучных семейств млекопитающих. Они живут на всех континентах, кроме Австралии, адаптировавшись ко всем типам среды обитания. В Северной Америке более всего распространены белохвостый олень, чернохвостый олень и карибу. Лось и вапити также принадлежат к семейству оленевых, но им посвящены в этом справочнике отдельные статьи.

Каждый вид оленей обладает специфическими качествами и особенностями, но некоторые характеристики являются общими для всех оленей. Карибу, например, дважды в год совершает далекие миграции, и обладателям этого тотема рекомендуется следовать в своей жизни его примеру. Гон у них начинается осенью или в начале зимы, и эти периоды являются временем силы. Чернохвостый олень тоже кочует, никогда при этом не проходя дважды одним путем. Благодаря этому его поведение оказывается менее предсказуемым для хищников. Большинство информации в этой статье посвящено качествам, свойственным всем оленям в целом и белохвостому оленю в частности.

Английское название оленя – «deer» – восходит к нескольким источникам. Изучив этимологию этого слова, вы можете кое-что узнать о месте своего проживания в одном из прошлых воплощений. Англосаксонское слово «deor» служило обозначением животных в целом и часто использовалось именно в этом общем смысле. Оно произошло от германского корня «tier», также обозначавшего животное вообще. Историю этого корня можно проследить вплоть до санскритского «mriga», имевшего значение «дикое животное».

Многие считают оленя главным из всех возможных объектов охоты. Охота на оленя возвращает нас от цивилизованной жизни в первозданное состояние. Во многих преданиях и мифах повествуется о том, как олень заманивал простых охотников или даже королей лесную чащу, где их ожидали удивительные приключения. Одно из таких преданий содержится в цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Погоня сэра Гавейна за белым оленем привела к самым неожиданным последствиям. Многие подобные истории можно найти в романе сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура».

Олень – один из главных религиозных образов в буддизме. Будду нередко изображают с оленем, и легенда повествует, что первую свою проповедь он произнес в оленьем парке. Тем самым олень опять оказывается символом невинности и возврата к первозданной природе.

В Соединенных Штатах наиболее распространенным считается белохвостый олень. Одна из самых его примечательных особенностей – ветвистые рога, которые растут только у самцов. У некоторых других членов этого семейства, например, у северного оленя и карибу, рога растут как у самцов, так и у самок. Рога целиком состоят из кости. Олень ежегодно сбрасывает их и отращивает заново. Они растут несколько выше глаз и обеспечивают оленю превосходную защиту от врагов.

Если в лесу вам встретился олень, постарайтесь сосчитать, сколько отростков на его рогах. Так вам станет яснее, что именно означает для вас эта встреча. Помните, что нумерология помогает проникнуть в мистический смысл многих явлений.

Рога – это символические «антенны», улавливающие импульсы высших сфер. Таким образом, встретив оленя с рогами, вы должны уделить больше внимания своему внутреннему голосу и интуитивным впечатлениям: они могут оказаться гораздо более верными, чем то, что подсказывает вам ваш рассудок.

Итак, олень сбрасывает рога каждый год, и каждый год, вплоть до пятилетнего возраста, они вырастают все более крупными и ветвистыми. Если олень стал вашим тотемом, то в вашей жизни начинается пятилетний период, в течение которого вы будете развивать новые формы интуитивного восприятия и выходить на более высокие уровни сознания. Вы будете получать все новые и новые стимулы к постепенному росту и развитию.

Тот факт, что рога оленя растут над глазами, свидетельствует о развитии обостренной восприимчивости. Сбросив рога, олень поедает их. Оленьи рога могут съедать также грызуны, нуждающиеся в кальции.(...)

У оленя превосходно развиты органы чувств. Он отчетливо видит на большом расстоянии и различает контуры предметов при тусклом освещении. Слух у него столь же острый. Если олень вошел в вашу жизнь на правах тотема, вы обнаружите, что стали лучше различать едва заметные движения и признаки. Кроме того, вы начнете слышать то, что осталось недосказанным.

Войдя в контакт с оленем как тотемным животным, знайте, что настало время начать относиться к себе и окружающим нежно и ласково. Вы вновь обретете детскую невинность и свежесть восприятия и ощутите тихий зов, манящий вас навстречу новым приключениям. Задайте себе несколько важных вопросов. Не пытаетесь ли вы насильственно ускорить ход событий? Быть может, так поступают окружающие вас люди? Не слишком ли вы критичны и суровы к себе? Встреча с оленем предоставляет вам шанс выразить нежную любовь, которая распахнет перед вами двери в мир новых приключений. (esoterics.wikireading.ru)

Прекрасный олень в литературе (по материалам posmotre.li)

  • Средневековый сатирический «Роман о Лисе» — олень Бришмер, служащий сенешалем при дворе короля-льва Нобля.
  • Э. Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена», рассказ «Необыкновенный олень».
  • В. А. Жуковский, «Три пояса». «…Колесница, в которую запряжены были два оленя с серебряной шерстию, с золотыми рогами и крыльями».
  • Мадам д’Онуа, «Лесная лань» — главную героиню, принцессу Дезире, превратили именно в это животное.
  • Г. Х. Андерсен, «Снежная королева» — Северный олень, который привёз Герду к самому дворцу Снежной королевы.
  • И. Бунин, «Густой зеленый ельник у дороги…»
  • Феликс Зальтен, «Бемби» и продолжения.
  • П. Бажов, сказ «Серебряное Копытце» — лесной козёл, то есть косуля. И мультфильм по нему. Чингиз Айтматов, «Белый пароход» — Мать-Олениха.
  • Толкин, Сильмариллион — олени следуют за одной из Валар, Нессой, и бегают с ней наперегонки.
  • К. Льюис «Лев, Колдунья и Платяной шкаф» — Белый Олень, исполняющий желания.
  • Марион Зиммер Брэдли, «Туманы Авалона» — то ли реконструированная, то ли, как и многое другое, позаимствованная писательницей у виккан традиция наряжать ключевую фигуру одного из праздников Королём-Оленем.
  • «Гарри Поттер»: Патронус Гарри — серебряный олень, его отца Джеймса — тоже олень, его матери Лили — лань. Также Джеймс превращался в оленя, а друзья звали его Prongs, буквально — Рогач; канонично переведено как Сохатый. Патронус Снейпа — Серебряная лань.
  • «ПЛиО»: Белый олень в древних верованиях андалов. На гербе Баратеонов красуется чёрный коронованный олень, унаследованный от Дюррандонов — предков по женской линии.
  • Сакариус Топелиус, «Сампо-лопарёнок» — северный олень с золотыми рогами, бегает быстрее всех животных (а вот злой дух Хийси его может догнать).
  • Хосе Мурильо, Анна-Мария Рамб, «Последние олени Анд» — целых два оленьих племени, местные, южноамериканские, и рыжие олени, привезенные людьми из Европы.
  • Dragonlance — путеводный белый олень, которого все поначалу принимают за глюк Стурма.
  • Отблески Этерны — на гербе у умниц и красавцев графов Савиньяков гарцует сабж. Няшу на заклание Поликсену Лагидис тоже часто сравнивают с оленёнком. А вот в «Хрониках Арции» того же автора — аверсия. Олень — символ и аватара местного падшего бога.
  • Иван Кошкин, «Амурские звери» — есть благородные олени, которые показывают Президенту, какие они замечательные.
  • Нора Робертс, «Трилогия Ключей» — Питт может превращаться в оленя (хотя и понимает, что сражаться в таком виде с принявшем облик медведя колдуном — не лучшая идея). Кроме того, в виде прекрасного оленя появляется король богов.
Пословицы и поговорки

Везучий тигр — пока бежал, оленя встретил.
Волки и олени в одном стаде не бывают.
Где два оленя прошло, там тунгусу большая дорога.
Гоняясь за оленем, не замечаешь гор.
Золотого оленя сам король упустил.
Когда два тигра дрались, олень дорогу перебегал.
Когда идут на охоту, один убивает оленя, другой - зайца.
Коня за оленя принимает.
Лучше перепел в руках, чем осенью олень.
На хвост оленя не сядешь.
Олень быстр бывает, а от смерти не убегает.
Олень за ланью ходит.
Олень и тигр вместе не ходят.
Олень с дубом бодался, да рога сломал.
Олень стрелы боится, дело — мастера.
Оленю на рога муха не сядет.
От оленя останутся рога, от человека - имя.
Охотник, преследующий оленя, горы не видит.
Охотник, преследующий оленя, не видит леса.
Охотящийся за оленем не видит горы.
Рога оленя жалит оса.
С воем рыскавший волк оленя не поймал.
С ласковым словом можно и горного оленя подоить.
Сытому и хвост ягненка кажется жестким, голодному и рога оленя - мягкими.
Тиграм и оленям вместе не гулять.
Тигр и олень по одной дороге не ходят.
Тигры и олени вместе не ходят.
Увидев горного оленя, бросил быка, на котором ехал.
Указывая на оленя, называть его конём.
Хочешь оленя за рога поймать - а он в лес.
Чужой олень не олень, а чужая жена не жена.

Песни

Branduardi Angelo - Il Dono Del Cervo

John Denver - Rudolph the Red-Nosed Reindeer

Детские песни - Лесной Олень

Самоцветы - Увезу тебя я в тундру

ТіК - Олені

Олень
(Эльдар Алихасович Ахадов)

Носи, олень, носи свои рога,
Как голые ветвистые деревья,
Сражай рогами смертного врага,
Терзающего дальние кочевья!
Ты – бел, как тишина из облаков,
Сквозящая и над и под землёю,
Соединяя суть и глубь веков
И наделяя силой всё живое.
Ты храбр и быстр, неистовый олень,
Волшебных чар владетель неизменный,
Несущийся стремительно, как тень,
В глубинах исчезающей Вселенной…

СЕМИРОГИЙ ОЛЕНЬ – СИ”ЙВМ’ ПЫЯЛЮТА
(Эльдар Алихасович Ахадов)

Олень крылатый семирогий,
Оленьих покровитель стад!
Великий Нум – хозяин строгий
С земли зовёт тебя назад.
Поймать тебя и удержаться –
Мечта шаманов всей земли…
Тобой нельзя не любоваться –
Летящим в голубой дали!

Северный олень
(Андерс Арребо)

Олень, ты серебрист, как горные вершины;
Рогатым скакуном тебя прозвали финны.

Ни Новая Земля, ни Кольские хребты
Не знают существа прекраснее, чем ты.

Как прожил человек без пищи и приюта
Среди отвесных скал, в метель и холод лютый,

Когда морской прибой, взметнувшись до высот,
В полете застывал и превращался в лед?

Густая шерсть твоя охотника согрела;
На лыжах он бежал, проверив лук и стрелы,

Наряженный тобой от головы до ног,
От шапки меховой до кожаных чулок.

Ты одеялом стал, от стужи спас в бураны,
Лопарь тебя доил для сыра и сметаны.

Ты мясом накормил семью у очага
И теплый кров ей дал, когда мела пурга.

И ты приданым был для девушки богатой,
Корову заменив, и серебро, и злато.

Когда в стоянку друг позвал за сотни миль,
Лопарь собрался вмиг — и, взвихривая пыль,

Ты, за день по три бло одолевая, мчался,
Чтобы хозяин твой с друзьями повстречался.

А содержать тебя не стоило труда?
Лишайник на камнях — вот вся твоя еда.

Зимой, взрывая наст раздвоенным копытом,
Ты пищу находил на камне, мхом покрытом.

Долготерпенья дар тебе природой дан —
И ты снискал любовь у северных датчан;

Полузасохший мох — твоя скупая пища,
Не просишь ты себе ни корма, ни жилища.

Пока в твоем краю вершины гор в снегах,
Достоинства твои я буду петь в стихах.

Олени на гумне
(Симон Чиковани)

Я молод был. Я чужд был лени.
Хлеб молотил я на гумне.
Я их упрашивал:
— Олени!
Олени, помогите мне!

Они послушались. И славно
работали мы дотемна.
О, как смеялись мы, как сладко
дышали запахом зерна!

Нас солнце красное касалось
и отражалось в их рогах.
Рога я трогал — и казалось,
что солнце я держу в руках.

Дома виднелись. Их фасаду
закат заглядывал в лицо.
И вдруг, подобная фазану,
невеста вышла на крыльцо.

Я ей сказал:
— О, совпаденье!
Ты тоже здесь? Ты — наяву?
Но будь со мной, как сновиденье,
когда засну, упав в траву.

Ты мне привидишься босая,
босая на краю гумна.
Но, косы за плечи бросая,
ты выйдешь за пределы сна.

И я скажу тебе:
— Оденем
оленям на рога цветы.
Напьемся молоком оленьим
иль буйвольим — как хочешь ты.

Меж тем смеркается, и вилы
крестьянин прислонил к стене,
и возникает запах винный,
и пар клубится на столе.

Присесть за столик земледельца
и, в сладком предвкушенье сна,
в глаза оленьи заглядеться
и выпить доброго вина…

Белый олень
(Иван Алексеевич Бунин)

Едет стрелок в зеленые луга,
В тех ли лугах осока да куга,
В тех ли лугах все чемёр да цветы,
Вешней водою низы налиты.
— Белый Олень, Золотые Рога!
Ты не топчи заливные луга.

Прянул Олень, увидавши стрелка,
Конь богатырский шатнулся слегка,
Плеткой стрелок по Оленю стебнул,
Крепкой рукой самострел натянул,
Да опустилась на гриву рука:
Белый Олень, погубил ты стрелка!

— Ты не стебай, не стреляй, молодец,
Примешь ты скоро заветный венец,
В некое время сгожусь я тебе,
С луга к веселой приду я избе:
Тут и забавам стрелецким конец —
Будешь ты дома сидеть, молодец.

Стану, Олень, на дворе я с утра,
Златом рогов освечу полдвора.
Сладким вином поезжан напою,
Всех особливей невесту твою:
Чтоб не мочила слезами лица,
Чтоб не боялась кольца и венца.

* * *
(Иван Алексеевич Бунин)

Густой зеленый ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб -
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,
И вдруг — прыжок! И далеко в лугу
Теряется собачий гон — и ветки,
Обитые рогами на бегу...

О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он красоту от смерти уносил!

* * *
(Александр Сергеевич Пушкин)

Шумит кустарник... На утес
Олень веселый выбегает,
Пугливо он подножный лес
С вершины острой озирает,
Глядит на светлые луга,
Глядит на синий свод небесный
И на днепровские брега,
Венчанны чащею древесной.
Недвижим, строен он стоит
И чутким ухом шевелит...

Но дрогнул он - незапный звук
Его коснулся - боязливо
Он шею вытянул и вдруг
С вершины прянул.

Сон
(Валерий Яковлевич Брюсов)

Ты вновь меня ведешь, и я в отдаленьи, робко,
Иду за тобой, --
Сквозь сумеречный лес, среди трясины топкой,
Чуть видимой тропой.

Меж соснами темно; над лугом тенью бледной
Туман вечерний встал;
Закатный свет померк на выси заповедной
Даль оградивших скал.

Мне смутно ведомо, куда ведет дорога,
Что будет впереди...
Но если шаг порой я замедляю, -- строго
Ты шепчешь мне: иди!

И снова мы пройдем по кручам гор, по краю
Опасной крутизны.
Мир отойдет от нас, и снова я узнаю
Все счастье вышины.

На горном пастбище, меж сосен оголенных,
Сквозь голубую тень,
Мне явится, с крестом среди рогов склоненных,
Таинственный олень.

Ты вскрикнешь радостно; в свои надежды веря,
Ты сделаешь мне знак;
И будет озарен крестом лесного зверя
Вдруг отступивший мрак.

Расслышу с грустью я, как ты, склоняясь всем телом,
Прошепчешь мне: молись!
Я руку подыму с привычным самострелом...
Стрела взовьется ввысь...

Вдруг пропадет олень; со стоном безнадежным
Исчезнешь ты; а я
Останусь, как всегда, спокойным и мятежным,
Ответный вздох тая.

Золотой олень
(Валерий Яковлевич Брюсов)

Кем этот призрак заколдован?
Кто задержал навеки тень?
Стоит и смотрит, очарован,
В зубах сжав веточку, олень.

С какой изысканностью согнут
Его уверенный хребет!
И ноги тонкие не дрогнут,
Незримый оставляя след.

Летят века в безумной смене…
Но, вдохновительной мечтой,
На черно-блещущем эбене
Зверь неподвижен золотой.

Золотошерстный, златорогий,
Во рту с побегом золотым,
Он гордо говорит: «Не трогай
Того, что сделалось святым!

Здесь — истина тысячелетий,
Народов избранных восторг.
Лишь вы могли, земные дети,
Святыню выставить на торг.

Я жду: вращеньем не случайным
Мой, давний, возвратится день, —
И вам дорогу к вечным тайнам
Укажет золотой олень!»