Велес

Бог Велес (Волос) обладает самым неоднозначным и интересным характером. Он – покровитель диких животных и домашнего скота – «Скотий Бог», отвечает за достаток в семье и во всём государстве. Старинное название казны – «скотница», казначея – «скотник», корысти – «скотолюбие».

Само имя «Велес» или «Волос» родственно со словом «волосы», «волосатый». Интересно особое название волос, которые растут на голове – «космы». Они почитались нашими предками как антенны, связующие человека с космосом, космическими энергиями, которые поддерживают и гармонизируют его внутренний мир. У мужчин есть свой отличительный признак зрелости и мужественности – борода. «Борода» - это бог Род, богатство Рода, связь с предками, их поддержка и оберег. Неспроста, указ Петра I триста лет назад вызвал столько недовольств и бунтов.

Также «Велес» связан и с другим древнейшим корнем «вел» со значением «мертвый» (welis – литовск. – покойник). Велес единственный из Богов может перемещаться между мирами Прави, Яви и Нави. Он ведает прошлое, настоящее и будущее. На картине Велес изображён в нашем Явном мире, проезжающим на лютом звере Медведе мимо капища, которое воздвигли ему киевляне. Сегодня мы говорим: «тот, кто знает прошлое, управляет будущим», поэтому корень «вел» означает могущество и встречается в словах «власть», «велеть», «владеть». На Руси мудреца, хранителя знаний прошлого называли Баяном (не случайно вещий певец Боян в «Слове о полку Игореве» назван «внуком Велеса»). Поэтому Велес - одновременно Бог мудрости и поэзии.

В честь Велеса рядились в звериные маски и тулупы на святки и Масленицу – Комоедицу, отмечаемую в день весеннего равноденствия (22 марта, березозола). Приблизительно в это же время пробуждаются и медведи от зимней спячки, поэтому народ прозвал эти дни Велесовыми. Существует поверье, что Велес может принимать облик медведя и сражаться с молодцами, дабы они могли испытать свою силушку. А для того, чтобы вызвать Медведя – Велеса на бой, нужно назвать его тайное имя. Сегодня оно сохранилось лишь в названии «Бер-лога», логово Бера. А «медведь» - имя-заменитель, означает «мёд ведающий».

Соединение этих представлений о Боге дает ключ к пониманию слова «волхв» - это древний жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, наделенный великой мудростью и поэтическим даром.

Итак, Велес:

1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.

2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников.

3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог.

4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.

5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.

6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.

7. Податель богатств.

8. Покровитель знающих, учитель искусствам, в том числе скальдическому.

9. Бог удачи.

День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны - отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой. Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января - в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убранном поле "на бородку" - Николина борода.

Источники:

1.«Музей Славянской Мифологии»

2.Энциклопедия мифологии

Велес
(Константин Бальмонт)

Волос, Велес, бог пышных стад,
Бог изумрудностей в Апреле,
Прими — не грозовой раскат,
Текучесть льющихся рулад
Моей пастушеской свирели.

Бог мирных дней, Велес, Волос,
Уж в наших долах отшумели
Игранья первых громких гроз,
И стебли светлые овёс
Поит росой под звук свирели.

Бог нежных трав, Волос, Велес,
Ты кроткий друг забав при деле,
Ты пращур мой, ты дух чудес.
Ты дед Баяна. Чу, как лес
Поёт под звук моей свирели.

Бог сочных трав, Велес, Волос,
Твои луга не оскудели,
Звенит и светит сенокос.
Чу, сколько песен понеслось
В ответ на зов моей свирели.

Бог тучных нив, Волос, Велес,
В честь бога — жатвы подоспели.
И меж снопами, в честь Небес,
Куст ржи завитый не исчез.
Закрут воскрес, под звук свирели.

Чу, колокольчики звенят,
Нежней, чем гомон птиц в Апреле,
Стада идут с возами в ряд,
Волос, Велес, бог пышных стад,
Год спет. Домой, под зов свирели.

Колос Велеса
(Константин Бальмонт)

Закрученный колос, в честь бога Велеса,
Висит украшеньем в избе, над окном.
На небе осеннем густеет завеса,
И Ночь в двоечасьи длиннеет пред Днём.

В том суточном нощно-денном двоевластьи
На убыль пошли чарования Дня.
И в Небе Велес, в этом зримом ненастьи,
Стада облаков умножает, гоня.

Но колос закручен. Кружение года
Уводит Велеса. Он в Небо ушёл.
Он скрутит там тучи. Яснеет погода.
Вот, предки дохнули над мирностью сёл.

Уж лёд на реках не вполне достоверен,
Снега покрываются настом в ночах.
Ход Ночи и Дня в полноте равномерен.
Вновь сдвинут, — у Дня больше света в очах.

Тот свет отразится в подснежнике скоро,
Закрученный колос раскрутится вновь.
Бог нового хочет земного убора,
На выгон, к Велесу, земная любовь!