Среда

- А зачем же в эту среду
Ты звала меня к обеду?
- Я звала не навсегда,
И сегодня не среда.
Самуил Маршак. Кошкин дом

Среда (от средина, середина) — день недели между вторником и четвергом. Согласно международному стандарту ISO 8601, это — третий день недели, хотя в некоторых традициях (авраамических религиях) является четвёртым. К примеру, португальский язык использует слово quarta-feira («четвертый день»), также среда — «четвёртый день» в персидском языке (چهارشنبه). Среда в греческом языке, Τετάρτη, означает просто «четвёртый». То же значение имеют арабское (أربعاء), еврейское (רביעי - ревии) названия. С армянского (Չորեքշաբթի — чорекшабти́), грузинского (ოთხშაბათი — отхшабати) и таджикского (чоршанбе) языков слово буквально переводится как «четыре (дня) от субботы».

Однако в эстонском языке название среды kolmapäev — «третий день» — подразумевает первым днём недели понедельник. В северных диалектах китайского языка, 星期三 (xīngqīsān), означает «день три», поскольку воскресенье непронумеровано.

Среда находится в середине общей «западной» пятидневной рабочей недели, которая начинается понедельником и оканчивается пятницей. В случае, если воскресенье принято за первый день недели, то среда приходится на середину недели, отсюда и происходит её русское название. Большинство славянских языков следуют общему сходному образцу (болгарский: сряда, хорватский: srijeda, чешский: středa, македонский: среда, польский: środa, сербский: среда или cриједа, словацкий: streda, словенский: sreda, украинский: середа). На финском языке среда называется Кескивиикко («середина недели»), на исландском: Miðvikudagur, на фарерском: Mikudagur («день — середина недели»). В некоторых диалектах фарерского языка есть Ónsdagur, который употребляется наравне с общераспространённым наименованием среды. На хинди среда именуется Будхвар. «Среда», в буквальном переводе с японского, — «день воды» (水曜日).

В Древнем Риме этот день был посвящён Меркурию. Семидневная неделя победила в Риме в конце II — начале III столетия. Наименование римской среды Dies Mercurii («День Меркурия») являлось калькой с греческого языка ἡμέρα Ἕρμου heméra Hérmou, «день Гермеса», привязка семи дней недели к семи классическим планетам впервые отмечено в Anthologiarum Vettius Valens (около 170 года).

Латинское имя нашло отражение в большинстве современных романских языков: mercredi (французский язык), mercoledì (итальянский язык), miércoles (испанский язык), miercuri (румынский язык), dimecres (каталанский язык), Marcuri или Mercuri (корсиканский язык).

В северной Европе Меркурию соответствовал Один (Водан), от его имени и происходит древнегерманское название этого дня. Германский бог Воден, Воданаз или Один во времена Римской империи был интерпретирован как «германский Меркурий».

Современное английское название среды Wednesday унаследовано от среднеанглийского Wednesdei, на древнеанглийском среда — wōdnesdæg. Англоязычные квакеры традиционно именуют среду «четвертым днём», чтобы избежать языческих ассоциаций.

В современном немецком языке слово Mittwoch (буквально: «середина недели») в X веке заменило прежнее имя среды Wodanstag («день Водана»), что сближает его со славянскими названиями этого дня. В датском языке, как и в норвежском и шведском, сохранилось название среды как дня Одина — Onsdag.

Древние христиане собирались по средам в храмы для общественного богослужения. Святой Амвросий именует среду и пятницу днями стояния (dies stationum), как назывался у первых христиан пост, соединенный с молитвой.

Православная церковь наблюдает в среду (так же как в пятницу) пост (за исключением нескольких праздничных и беспостных периодов в течение года). Пост в среду и пятницу влечет за собой воздержание от мяса, птицы и молочных продуктов. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Иисуса Христа. Гимны в Октоихе отражают это литургически. Великая среда непосредственно предшествует Пасхе. Пост по средам соблюдался столь строго, что некоторые верующие не хотели его прекращать даже и в дни великих праздников. Такая строгость послужила причиной созыва, в 1168 году, особого собора, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления. В одном старинном слове правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, свыше открытой святому Пахомию, а сами среда и пятница олицетворяются в виде двух Ангелов, которые в будущей жизни встретят с радостью и проведут в рай тех людей, которые их почитают.

На ирландском и кельтско-шотландском языках, имя среды, вероятно, напоминает о посте в этот день: Dé Céadaoin (на ирландском гаэльском) и Di-Ciadain (на шотландском гаэльском); корень aoine, содержащийся в них, означает «говение».

В католических странах первый день Великого поста известен как «пепельная среда» (в отличие от православных, начинающих поститься с понедельника, у католиков Великий пост начинается в среду). Первый день Великого поста в Западной христианской традиции, происходит за сорок шесть календарных дней до Пасхи и сорок будничных, если не считать воскресенья.

В США многие католические и протестантские общины и некоторые еврейские синагоги по средам проводят исследования Писания или молитвенные ночи бдения, поэтому спортивные расписания во многих американских государственных школах отражают этот факт, резервируя понедельник и четверг для игр девочек, вторник и пятницу для игр мальчиков, и вообще избегая планов на вечер среды.

Существует распространённое выражение: «Среда — это маленькая пятница».

Согласно тайскому солнечному календарю, со средой связан зелёный цвет.

В Мьянме дети, родившиеся в среду до 12 часов дня, по традиции получают имя, начинающееся на одну из четырёх букв алфавита, называемых боудэхунан. После 12 часов дня по древнеиндийским астрологическим представлениям начинается восьмой день недели День Яху (Раху).

Простонародные русские поверья особо выделяли некоторые среды: так, в Тульской губернии в среду на первой неделе Великого поста поселяне выходили к родникам или речкам и прудам прислушиваться, не шумит ли вода, не стонет ли она, и по стону, шуму или свисту старались предугадать будущее. В среду на пятой неделе Великого поста в селениях Алексинского уезда Тульской губернии устраивались сходбища для проводов зимы: мужчины возили женщин на санях по улицам, холостые старались свалить сани, которые возят женатые, бросали в них снежными комками и т. п. В среду на последней неделе поста в степных селениях обливали утром водой всех домашних животных для предохранения их от болезней.

C 1890-х до 1916 года в Москве по средам собирался литературный кружок «Среда», который посещали выдающиеся писатели, такие как Викентий Вересаев, Александр Куприн, Иван Бунин, Максим Горький и др. После революции 1905—1907 годов возникла так называемая «Молодая среда» во главе с Ю. А. Буниным. Из новых участников — Иван Шмелёв, Борис Пильняк, художник Аполлинарий Васнецов.

В 1905—1909 годах по средам в Санкт-Петербурге в квартире Вячеслава Ива́нова также происходили собрания ведущих поэтов и мыслителей того времени.

Среда как мифический персонаж. В одной великорусской сказке Среда олицетворяется в виде женщины, приготовляющей холст с целью удавить хозяйку, которая её позвала на помощь в тканье холстов, поскольку в народной литературе среда и пятница ставились наряду с воскресеньем и другими церковными праздниками; считалось большим грехом не только нарушить в эти дни пост, но и заниматься некоторыми из домашних работ.

Об уважении к среде говорят пословицы: Что Бог ни даст, а в среду не прясть! Крепка неделя середою (а Великий пост средокрестною), Гость дорогой, а день середной (то есть постный, угостить нечем).

В среду на средокрестной, четвертой неделе Великого поста, пекли кресты на перелом поста, в один из них запекали деревянный крестик, в другой — уголь, в третий — монету и другие предметы. По этим предметам гадали: кому что попадет, то и сбудется. Кто в кресте находил запеченными хлебные зерна, должен был бросить при посеве первую горсть. Средокрестное печенье ели для здоровья, давали скоту. "Середена" — корова, купленная или родившаяся в среду, считалась счастливой. Со средним днем недели связаны представления о середине жизни, поре зрелости, о полноте жизненных сил: Неделя серединой крепка, а век (Жизнь) половиною.

В страстную среду для здоровья обливали скотину снеговой водой. В то же время, далеко не всем были по душе те ограничения в еде, которые полагалось соблюдать в среду; не каждая пряха в среду оставляла работу, отсюда поговорки: Середа да пятница хозяину в доме не указчица. В среду съедим, так в четверг поглядим. Косится, словно середа на пятницу. (Википедия)

Пословицы и поговорки

В среду средокрестной недели кресты пекут (запекая в один из них деревянный крест и засевая хлеб, на счастье того, кому он достанется).
В среду съедим, так в четверг не глядим (поглядим).
В страстную среду обливают скотину снеговой водой.
Время делает шаг... вторник убивает среда...
Всегда верила, что когда-нибудь среда таки станет пятницей!
Гуляла среда, когда была молода.
Если третий день подряд не хочется работать, то сегодня среда.
Ехал к обеду, а приехал в среду.
Когда третью неделю работаешь без выходных, то субботы уже не радуют, да и понедельники не очень расстраивают... Но среда по-прежнему трындец!
Ми пьем в те дни которые начинаются на "С", то есть среда, суббота и сегодня.
Может так случится, что вместо вторника будет четверг, а вместо среды – август.
Не приходит вознесенье в среду, а в четверг.
Не суйся среда впереди четверга, еще и пятница будет.
На работе всегда выкладывайтесь на 100%! 12% в понедельник, 23% во втоpник, 40% в сpеду, 20% в четверг и 5% в пятницу.
Оно так случается: когда среда, а когда пятница.
По народным поверьям среда и пятница — два Ангела, которые проведут человека в рай, если он соблюдал пост в эти дни.
Понедельник - отходим от выходных, вторник - готовимся к работе, среда - работаем, четверг - отдыхаем от работы, пятница - готовимся к выходным. Вывод: может хватит уже работать по средам!!!
Праздники в ноябре "Среда пришла - неделя прошла".
Среда да пятница — четвергу не указчица.
Среда да пятница в чужом дому не указчица.
То еще не беда, что без рыбы среда.
То, что можно сделать во вторник, уже не актуально в среду.
Ходи в гости к соседу, но не каждую среду.
Человека формирует не только среда, но и другие дни недели!
Четверг среду догнал на льду, как стал тащить, аж лед трещит.
Чудак покойник: умер во вторник, в среду хоронить, а он в окошко глядит.
Шутник покойник: помер во вторник, а в среду встал да лошадку украл.

Песни

Skyclad - The Widdershins Jig

Владимир Высоцкий - «Горная лирическая»

Среда
(Виктор Шнейдер)

Середина недели, среда pH5.(*)
Вот бы в ночь завернуться, вернуться и спать,
Но будильника трель и начальника тень
Заявляют, что мой начинается день.

Да какой же он мой, раз двенадцать часов работать?
Да какой же он мой, раз работа меня не заботит?
Какой же он мой, если в черных очках против сварки
Даже света дневного не вижу в запарке...

Отработав полсуток на пользу другим,
То есть обществу как бы отдав все долги,
Бормочу, усмехаясь скептически: "Мой", —
И к себе возвращаюсь, качаясь, домой.

Да какой же он мой — он казенный, общага, бардак!
Какой же он мой — даже плату взимают pro Tag, (**)
Какой же он мой — в моем доме должны меня ждать,
И стелить мне кровать, и готовить мне жрать.

Приготовил на ужин какую-то дрянь
И будильник поставил на хренову рань.
Лег и слышал в программе ночных новостей,
Что мой город встречает высоких гостей.

Да какой же он мой? Разлетелись друзья и родня.
Какой же он мой? Кто забыл, кто забил на меня.
Какой же он мой? Как пейзаж самый милый из тьмы
Выплывает обличье центральной тюрьмы. (***)

Я пытаюсь представить себе перед сном:
В этом городе женщина пишет письмо
И, застряв с первой строчкой же: "Милый мой В.", —
Хмурит лоб, и звучит у нее в голове:

"Да какой же он мой? Он сегодня неведомо чей.
Да какой же он мой? Мой другой, и куда горячей.
Какой же он мой?" — рвет письмо, и в глазах ее грусть,
Но кто-то должен из нас, и она берет груз...

Почему-то не спится, хоть кофе не пил.
(А снотворное снова, дурак, не купил!)
Полицаев сирены визжат за окном.
Спать мешают, но оберегают мой сон.

Да какой же он мой, раз не выбрать и не отказаться?
Какой же он мой? Сам решает: забыться, остаться?
Какой же он мой? В нем я вижу все то, что отверг,
А среда превратилась тихонько в четверг.

* * *
(Самуил Маршак)

Быстро дни недели пролетели,
Протекли меж пальцев, как вода,
Потому что есть среди недели
Хитрое колесико - Среда.

Понедельник, Вторник очень много
Нам сулят, - неделя молода.
А в Четверг она уж у порога.
Поворотный день ее - Среда.

Есть колеса дня, колеса ночи.
Потому и годы так летят.
Помни же, что путь у нас короче
Тех путей, что намечает взгляд.