Как свои пять пальцев

Взглянув на кабинеты в микроскоп, комитетоведы, историки и даже те, кто кабинеты формирует, единодушно установили, что идеальное число членов - пять человек. При таком численном составе кабинет непременно приживется. Два его члена смогут всегда отсутствовать по болезни или по иной причине. Пятерых легко собрать, а собравшись, они способны действовать быстро, умело и тихо. Четверым из них можно поручить финансы, иностранные дела, оборону и правосудие. Пятый, не сведущий ни в чем, станет председателем или премьером.
Сирил Паркинсон. Законы Паркинсона

Пятерка - универсальный символ человека и его пяти чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), макрокосм. Пятиконечная звезда, как и пентаграмма, означает целостную индивидуальность, вдохновение свыше и духовное воспитание, если повернута вершиной вверх; если вниз - символ колдовства и черной магии.

Число «5» символизирует медитацию, активное состояние, многосторонность. Также связывают с любовью, здоровьем, чувственностью, силой, органическим ростом и сердцем.

Растения с цветками из пяти лепестков, например, лилия или виноград, символизируют микрокосм.

В алхимии пятилепестковый цветок и пятиконечная звезда символизируют квинтэссенцию - знак пятого элемента.

В пифагорействе, число «5» является священным, соединяющим в себе тройку (знак Неба) и двойку (знак Земли), на нем основаны законы природы и искусства. Пифагор выделяет четыре элемента: земля, воздух, огонь и вода, которые пронизываются эфиром, монадой. Символ проницаемости и жизнеспособности.

В еврейской традиции число «5» - это число силы, понимания, суровости. В Каббале число «5» символизирует страх. В христианстве символизирует человека после грехопадения. В исламской традиции число «5» - благотворный и защитный символ. Мусульмане считают, что в основе их религии лежат пять столпов: вера, молитва, паломничество, милосердие, пост.

В индуизме пятерка символизирует группы мира, пять элементов тонкого и грубого состояний, пять основных цветов и чувств. В буддизме сердце имеет четыре направления, которые вместе с центром образуют пятерку и символизируют универсальность. В Китае число «5» - символ центра мира, его значение в символической картине мира очень велико: пять элементов, музыкальных тонов, основных вкусов, атмосферных субстанций, пять ядов, могучих элементов, добродетелей (человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость, доверие), пять посвящений, вечных идеалов, пять видов отношений внутри человечества. В Японии - символ совершенства.

С числом «5» также связано понятие риска, которое реализуется через накопление опыта. Оно настолько же счастливое, насколько непредсказуемое. Графически изображается фигурой человека, чья голова, разведенные в стороны руки и широко расставленные ноги образуют пятиконечную звезду.

Эзотерическое значение числа пять состоит в том, что пятерка выражает идею "совершенного человека" с развитой волей, способного поместить себя в центр креста стихий и управлять ими. В своем божественном аспекте пятерка выступает символом искры Абсолюта — Монады, представляющей собой индивидуализированную частицу Целого. По определению Шмакова "каждая отдельная монада — луч эманированный Божеством, является определенным аспектом Божества и вселенной". В природном аспекте пятерка означает космическую сферу с четырьмя элементами и сторонами света, управляемую единым Высшим Элементом — Духом, находящемся в центре. Иначе говоря, проявление пяти в царстве природы может быть обозначено как процесс одухотворения природы или космоса. В аспекте человеческой природы пятерка символизирует собой замкнутый и бесконечный микрокосмос Посвященного Иерофанта, Мага, находящегося в центре четырёх стихий и управляющего как внешними, так и внутренними природными силами.

Графическим изображением пятёрки является пентаграмма — пятиконечная звезда, выступающая либо в прямом, либо в обратном, то есть перевернутом положении. Различные тайные школы и ордена вписывали в пентаграмму фигуру человека или козла. Если пентаграмма прямая, тогда голова помещается в высшую точку, а расставленные руки и ноги — по другим углам фигуры. Если же пентаграмма обратная, или перевернутая, тогда фигурой, которую в нее вписывают темные ордена и школы, является фигура козла, символизирующего собой дьявола, отца лжи, носителя зла. И прямая, и обратная пентаграмма применялись в оккультной практике: прямая пентаграмма — в белых традициях и орденах для защиты от темных сил, ударов, проклятий, энвольтаций, обратная пентаграмма — в чёрных ложах и центрах для нанесения ударов, вызывания разрушительных сил, ослабления или даже смерти противника. Считалось, что пятая Сефира Древа Сефирот — Гебура, выступающая как основа перевернутой пентаграммы, участвовала в практике так называемого "оживления левой руки" (К. Агриппа), после чего маг получал способность внушать ужас и парализовывать волю живых существ.

Атрибуты и сущность пятёрки. Сущность пятёрки и её назначение вытекает из её происхождения, которое эзотерические учения считают сакральным и связывают с союзом чётного и нечётного чисел (3+2), то есть со священным космическим браком неба и земли. Индивидуализированное начало, божественная искра, микрокосмос по своей сути всегда находятся в состоянии поиска, напряжения и совершенствования. Начало, символизируемое пятеркой, стремится вырваться из грубоматериальной тюрьмы воплощенного существования к свободе и власти над стихиями и формами этого мира. Мэнли Холл дает следующее описание характеристик пентады:

"У греков пентаграмма была священным символом света, здоровья и жизнеспособности. Она также символизирует пятый элемент, эфир, потому что он свободен от влияния четырёх нижних элементов. Она называется равновесием, потому что разделяет совершенное число 10 на две равные части. Пентада есть символ Природы, потому что, будучи умножена сама на себя, она возвращается к себе, точно также, как зерна пшеницы, рождающиеся в форме семени, проходят через Природный процесс и воспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственного роста. Другие числа, будучи умножены сами на себя, дают другие числа, но только 5 и 6 возвращают при этом свое исходное число как последнюю цифру в произведении."

Пятерка, как символ владычества Духа над природными силами, всегда выражала идею борьбы человека со своей низшей, смертной, природой для достижения состояния бессмертия. Пятый элемент — Дух или Высшая Воля — подобно мечу поражает низшую материю души, потому в алхимии, по свидетельству Густова Мэринка, подобная практика называлась "переплавлением трупа в меч". Об этом пишет и Мэнли Холл: "Для философов было привычно скрывать элемент земли под символом дракона, и многим героям поручалось идти и сразить дракона. Тогда они вытаскивали свой меч (монаду) и вонзали его в тело дракона (тетраду). Этим завершалось формирование пентады, символа победы духовной природы над материальной".

Сущность пятёрки становится понятной при рассмотрении тех чисел, которые в разных комбинациях составляют число 5. Так 1+4 представляет собой уже рассмотренный выше символ торжества Духа над материей. Сокровенная библейская традиция все виды материи, в том числе и тончайшую субстанцию души в её райском состоянии, отождествлять с числом 4 — отсюда символ четырёх рек, вытекающих их Эдемского Сада, движение которых находилось во власти Херувима Иезикииля, способного вращать четыре элемента подобно колесу. В том случае, если перед нами другая комбинация цифр 4+1=5, то значит Дух побежден воздействием природных сил. Если представить пятерку как результат сложения тройки и двойки, то речь может идти о совершенном или стремящемся к совершенству человеке. Если же 5=2+3, тогда данная комбинация символизирует собой черного мага. Именно об этом случае говорит Блаватская: "Число Пять было составлено из Двоячности и Троичности, и из них именно Двоячность внесла беспорядок и смятение во все, что имело совершенную форму". "Тайная Доктрина" содержит глубокую обобщенную характеристику мистического смысла пятёрки, в которой разные традиции видели различные аспекты: то пятичленного человека, то принцип индивидуального самосознания личности Манас, то "всемирную квинтэссенцию, жизненный флюид или жизнь" (Рагон, Агриппа, Мебиус): "Оно [число 5] символизирует одновременно Дух Вечной Жизни и дух жизни и земной любви — в человеческом комплексе; и оно включает божественную и адскую магию, и общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия. Таким образом, пять мистических слов или гласных, произнесенных Брамою при «творении», которые в дальнейшем стали Пантадаша (некоторые Ведические гимны, приписанные этому Богу), являются в своей творческой и магической потенциальности белою стороною пяти чёрных, Тантрических Ма-кара, или же пяти М. Макара, созвездие, является как бы бессмысленным и нелепым словом, тем не менее, даже помимо его анаграмматического значения в сочетании с термином Кумара, числовое значение его первого слога и его Эзотерического разрешения в число пять имеет весьма большое и оккультное значение в тайнах Природы". (Созвездие Ма-кара содержит в себе ключ к правильному толкованию его как имени: «ма» означает 5, «кара» — рука с пятью пальцами, то есть Пентагон или пятиконечная звезда.) Х. Э. Керлот дает числу 5 аналогичную характеристику: "ПЯТЬ символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю. Это число включает в себя четыре оконечности тела плюс голова, которая их контролирует, а также четыре стороны света вместе с центром. Hieros gamos (священный брак) обозначался числом пять, т. к. он представлял собой союз принципа неба (три) с принципом Великой матери (два). Геометрически пять является пентаграммой или пятиконечной звездой. Оно соответствует пятиугольной симметрии, общей характеристике органической природы, золотому сечению (как замечено пифагорейцами) и пяти чувствам, представляющим пять «форм» материи."

Пятерка, занимавшая также видное место в библейском символизме, индивидуализирует принцип движения, искания, динамического равновесия, активности.

Полное описание принципа пятеричности, лежащего в основе числа пять дает Керлот:

"Традиционно число пять символизирует грехопадение человека, но, будучи приложенным к земному порядку вещей, оно означает здоровье и любовь. Эзотерическое учение рассматривает это не как следствие, а как причину наличия пяти конечностей на руках и ногах человека. Соединение числа пять с телом человека, присущее романскому периоду, распространено по всему миру, от Англии до Дальнего Востока. Агриппа Неттеслеймский описал образ человека с распростертыми руками и ногами, соответствующий пентаграмме.

На числе пять основано много талисманов и амулетов — не только в связи с человеческим телом, здоровьем (или физической целостностью), любовью, но и потому, что пятеричность символизирует весь материальный мир (выраженный четверичностью) плюс центр или пятая (высшая) сущность. В Марокко, например, чтобы уберечься от дурного глаза, повторяют фразу — "хамса фи айнек" ("пять в твой глаз"). Некоторые исламские обряды и понятия образовались с учетом пятеричности: существует пять религиозных обязанностей, пять ключей к тайному знанию, пять главных молитв и пять раз повторяемая священная клятва. У китайцев пять является самым важным из чисел. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок. По пятеричной «модели» образовались (среди других) такие группы: пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн); пять природных форм (металл, растения, вода, огонь, земля): пять цветов (белый, чёрный, синий, красный, жёлтый); пять музыкальных тембров (бронзовый, каменный, шёлковый, деревянный и глиняный); пять основных ландшафтов (горы и леса, реки и озера, холмы и поля, родники и болота)."(С. Ю. Ключников Священная наука чисел)

Свойства числа пять (пятерка)

3-е простое число
5-е число Фибоначчи
3-е число Каталана
3-е число Белла
2-е автоморфное число
3-е триморфное число
3-е число Софи Жермен (5 * 2 + 1 = 11, которое также число Софи Жермен)
1-е конгруэнтное число
2-е число Ферма: F_1 = 2^{2^{1}}+1 = 2^2+1
2-е неприкосновенное число, единственное нечётное неприкосновенное число.
2-е пятиугольное число
5 — минимальная степень уравнения, которое в общем случае неразрешимо в радикалах
Сумма первых двух простых чисел

Число правильных многогранников (в трёхмерном пространстве)
Число сторон первого многоугольника, имеющего звёздчатую форму (пятиконечная звезда)

510 = 1012 = 123 = 114 = 105 = 56(и более)

Пословицы и поговорки

Вперед взгляни один раз, оглянись пять раз.
Знать, как свои пять пальцев.
И у ангела пять недостатков.
Как собаке пятая нога.
Кто берет, тому и шести мало, кто дает, тому и пяти много.
Ленивый всё сразу понесёт, шустрый пять раз сбегает.
На руке пять пальцев, а который не укуси - все больно.
На руке пять пальцев, да и те неодинаковы.
На три алтына торгу, а на пять – долгу.
На что умному нужно шесть дней, то хитрый сделает в пять.
Один улей - улей, а пять - пасека.
От пяти упавших в море собак вода не помутнеет.
Потерял пять, а нашел семь.
Пяти волков не так страшно, как льстивого злодея.
Пятое колесо в телеге.
Пять денег да грош, пять копеек да денежка стара - много ли стало?
Пять пальцев - братья, но они не равны между собой.
Пять пальцев на руках неровны, и люди неодинаковы.
Пять перстов, а все одна рука.
Ребенок в люльке - пять раз изменится.
Челом - четырем, а пятому – помогай бог!
ещё пословицы...

Песни

ВИА Гра - Попытка Номер Пять

Владимир Высоцкий - Песня Алисы про цифры

Игорь Николаев - Пять причин

Людмила Гурченко - Пять минут

Николай Трубач - 5 минут

Котята
(Сергей Михалков)

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз - котёнок самый белый,
Два - котёнок самый смелый,
Три - котёнок самый умный,
А Четыре - самый шумный.

Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!

Пять пещер
(Константин Бальмонт)

Бледны и томительны все сны земного Сна,
Блески, отражения, пески и глубина,
Пять пещер, в которые душа заключена.

В первую приходим мы из тайной темноты,
Нет в ней разумения, ни мысли, ни мечты,
Есть в ней лишь биение животной теплоты.

Рядом, с нею смежная, туманности полна,
Млечная и неясная в ней дышит белизна,
С миром созидающим связует нас она.

Третья и четвертая и пятая горят,
Ароматом, звуками и светом говорят,
Нам дыханье радуют, пленяют слух и взгляд.

Быстро мы касаемся, для нас доступных сфер,
Видим все сокровища пяти земных пещер,
Но земной неярок цвет, и скуден он, и сер.

Серые, томительно проходят наши дни,
Как неубедительно все, что твердят они,
О, зажжемте лучшие и высшие огни.
Победимте волею число земное — пять,
Только тот весь Мир поймет, кто может семь обнять,
Глянь в глаза души своей, раз хочешь все понять.

Кроме тех пяти пещер, есть в сердце глубина,
Есть для взора скрытого простор и вышина,
Примирись, что глубь и высь — только два звена.

Вознесешься ль в небо ты, падаешь ли ты на дно,
Всюду цепь одной мечты, к звену идет звено,
Жизнь прядет живую ткань, шумит веретено.

Жизнь прядет, шумит, поет, к примеру льнет пример,
Радуйся, о мыслящий, ты гений высших сфер,
Вольны крылья легкие, разбиты пять пещер.