Ястреб

В молчании – слово,
А свет лишь во тьме.
И жизнь после смерти
Проносится быстро,
Как ястреб, что мчится
По сини небесной
Пустынной, бескрайней…
Урсула Ле Гуин. Волшебник Земноморья

Сезонный запрет на имена хищных птиц, прежде всего ястреба, известен у белорусов Витебщины, у украинцев на Винниччине. Чтобы эта птица не вредила летом, ее, а также и ворону, в день рождества Христова называли «голубями». Не называли прямыми именами хищных птиц также якуты и жители некоторых российских и украинских губерний.

Г.О. Булашов писал по этому поводу: «Ястребу в первый день Петрова поста женщины, собираясь в корчмы, обещают известную десятину цыплят; при этом приглашают одна другую в корчму так: «ходiмо на шуляка». Такой обычай соблюдался для того, чтобы сохранить цыплят от слишком зорких глаз ястреба, который, в противном случае, всех их побьет и поест. С этой же целью всякая женщина, выносящая в первый раз во двор цыплят после их вывода наседкою, непременно должна завязать свои глаза, и выпуская цыплят на землю, проговорить: «Как не вижу я, где выпускаю цыплят, так чтоб не видел их шуляк», «Не дивись на кури, а дивись на падло» (Венгрженовский, 1895; Булашов, 1909).

Характерно, что о каком-либо отстреле ястребов крестьянин и не помышлял, ибо всякий, по его мнению, имел право на жизнь.

Поклонение ястребу в Древнем Египте было повсеместным, эта птица считалась небесным божеством, ее крылья — небом, ее глаза — солнцем и луной (Waterbury, 1952).

Ястреб был вестником Аполлона у греков, а беркут — птица гербов, символ воинственности, силы и восходящего солнца. Некоторые племена Фиджи почитают бога-ястреба. На одном из гавайских островов он считался символом быстрого возмездия. Английский король Эдуард III за убийство ястреба присуждал смертную казнь, за разорение гнезда — один год тюрьмы. (Пернатые обитатели мифов и легенд)

В мифологии аборигенов Юго-Восточной Австралии установление института брака приписывается ястребу (Билджаре) и вороне (Вагу). Согласно легенде, они определили степень родства, допустимую при заключении брачных союзов. В сказках ворона часто пытается всячески одурачить ястреба. Первоначально персонажи были людьми, которые постоянно соперничали друг с другом. Ястреб закоптил ворону дочерна и сделал ее тем, что она есть, то есть птицей черного цвета. Однако ворона ухитрилась превратить самого ястреба в птицу, заставив его парить в небе. (Мифы древней Эллады)

В народных представлениях ястреб и коршун объединены общей символикой, образуя единый образ крупной хищной птицы. Реально ему соответствуют различные виды птиц семейства ястребиных, в основном коршунов и ястребов. Иногда эта символика распространяется на орла, тоже относящегося к ястребиным (аналогично и в языке, ср. белор. диал. арол 'коршун’), и на некоторые виды птиц семейства соколиных (кобчика, чеглока). Отдельные виды ястребиных лишь изредка фигурируют в фольклорных текстах как самостоятельные образы, например лунь или скопа. В целом среди птиц отряда хищных выделяется три птичьих образа со своей особой символикой: ястреб-коршун, орел и сокол.

Ястреб и коршун как нечистые и зловещие птицы нередко наделяются демоническими свойствами. Так, в Малопольше встречаются поверья о том, что ястребиный облик может принимать черт или что в хищном ястребе скрывается злой дух. Черта видят в ястребе и украинцы Галиции: «как черт нападает на людей, так и ястреб на животных». Сюда же можно отнести и русское выражение черт коршуноватый.

Для защиты домашней птицы от ястреба или коршуна соблюдаются различные обереги и запреты. Например, в Польше, в районе Западных Бескид, считают, что курица не станет добычей ястреба, если первое снесенное ею яйцо получит нищий. У поляков или белорусов Виленской губ., чтобы ястреб не душил кур, запрещено приносить домой клин, которым расщепляли дерево в лесу, а также сжигать старый веник. У карпатских украинцев существует запрет мотать пряжу, когда в печи горит огонь. Белорусы Витебской губ. в день Рождества называют ястребов и воронов голубями, чтобы задобрить и обезвредить их на будущее. Сербы-граничары в Рождественский сочельник стараются обезопасить себя в наступающем году от всех животных-вредителей, отсылая их от себя к другому человеку, своему недругу. Для этого, взяв крошки от Рождественского ужина, идут на его поле и, встав на меже, бросают по зернышку ястребу, лисице, мыши, мухам, блохам, клопам и другим животным, приговаривая: «Ја подмирих ову животињу с вечером вечерас, а ти (име) подмируј цијеле године с ручном и вечером!» [Я задобрил это животное ужином сегодня вечером, а ты (имя) годами задабривай и обедом и ужином!]. На юго-западе России, когда ястреб нападает на домашнюю птицу, дети машут на него платком и кричат нараспев: «Ястреб лятить, трясцу [лихорадку] схватить... Шуугу!». В Моравии дети отгоняют коршуна или ястреба особой закличкой: «Ehe kana zubatá, / ráda by ty húsata, / a my húsat nemáme, / ani ti jich nedáme, / ehe, ehe!» [Эй, коршун (канюк) зубастый, хотел бы ты гусят, да у нас гусят нет, и мы их тебе не дадим, эй, эй!].

Вместе с тем, как и всякий хищник, ястреб обладает отвращающими свойствами. Поэтому в Серадзском воев. убитого ястреба, как и сову, прибивают на воротах овина или хлева. В Польше и на Украине ястребов вешают в конюшнях и стойлах для защиты от козней ведьм и чертей. В Черниговском р-не убитого коршуна вешают в хлеву на страх воробьям, чтобы они не крали овса у коней. На Украине убитых ястребов и ворон выставляют на полях как пугала для воробьев. (Символика животных в славянской народной традиции)

В современной политической символике, особенно с начала 60-х годов, термин "ястреб" или "ястребы" стал широко применяться для обозначения наиболее воинствующего, наиболее агрессивного крыла в американской политической жизни. "Ястребами" в 60 - 80-х годах называли крайне правых представителей администрации США, военного ведомства и конгресса, которые, не обращая внимания ни на общественное мнение, ни на реально растущую угрозу ядерного конфликта, вели дело к максимальному обострению напряженности в мире, фактически провоцируя создание обстановки военного психоза и конфронтации.

Таким образом, термин "ястребы", сформулированный самими американскими журналистами и политиками, для самой широкой публики - как для тех, кто интересуется политикой, так и для тех, кто почти не разбирается в ней,- получил широкое распространение, понимание и признание во всем мире. Выбор этого термина оказался удачен потому, что он не был случаен, а основывался на глубоком фактическом знании и оценке сути природы ястребов как хищных птиц. Из всего многообразия пернатых хищников (орлов, грифов, кондоров, сапсанов, сарычей, беркутов, соколов, каракаров, кречетов, кобчиков, скоп, луней и коршунов), по своей кровожадности и хищности ничуть не уступающих ястребам, последние, однако, занимают совершенно особое место, позволяющее характеризовать их как символ отрицательных свойств в противоположность другим хищникам, особенно орлиным и соколиным. Это, может быть, несколько неожиданно и не совпадает с русскими народными представлениями, например, в фольклоре, поэзии, в литературной классике, где в качестве зловещей и хищной фигуры всегда выступает коршун, а не ястреб.

В геральдике и в символике, особенно в научной и политической, любой символ, любая эмблема должны точно соответствовать своему смысловому значению, быть отражением и даже концентрированным выражением того, что данный предмет или существо представляют собой в жизни, в реальной природе.

Ястребы значительно отличаются от всех других пернатых хищников тем, что по характеру это ярко выраженные разбойники. Они не только крайне злобны, но и питаются только живыми, сильными и здоровыми животными, проявляя особую энергию в нападении на летящих, бегущих, плывущих и вообще движущихся и не подозревающих о нападении со стороны животных. Главная повадка ястребов - захватить свои жертвы из засады - неожиданно, врасплох, внезапно, на лету. При этом ястреб действует, что называется, очертя голову, безжалостно сбивая свою жертву. Этим, кстати, очень умно пользуются маленькие птички, чтобы уйти от ястреба и даже обмануть его: они не улетают от него по прямой, если уж заметят его, а начинают бешено кружиться вокруг ствола какого-нибудь дерева, и ястреб, который, бросаясь на добычу, забывает всякую осторожность, на чудовищной скорости врезается в дерево и расшибается наповал. Ястребам, следовательно, при всей их напористости, силе и скорости свойственна и безрассудность, как никаким другим хищным птицам. И это качество очень уж сближает их с их политическими тезками.

В то же время ястреб, как ни странно, труслив, причем не только по отношению к тем, кто крупнее и сильнее его. Достаточно ласточкам, обладающим большой скоростью лёта, собраться даже в небольшую, но дружную стаю, и они успешно могут преследовать ястреба, либо наводя на него ужас своими пронзительными криками, либо пикируя на него со всех сторон и мешая ему иногда охотиться на более крупную дичь. Это обстоятельство также учитывали сторонники мира.

Таким образом, термин "ястреб" дает очень точную, очень глубокую, всеохватывающую характеристику тех свойств, той позиции и того влияния, которое оказывали политические "ястребы" на американское общество в целом в период 60 - 80-х годов. Как нарицательный политический термин "ястреб" ныне символически выражает любое экстремистское, реакционное политическое течение или группировку. Эмблематического канонизированного изображения не имеет.(Словарь международной символики и эмблематики)

Пословицы и поговорки

В маленьком домике ястреб крыльями машет.
Выменял кукушку на ястреба.
Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.
Горный ястреб летит к горе, сын мудрого отца говорит поговорками.
Два ястреба дерутся - воробью корм достается.
Добрый ястреб не кричит, а только машет крыльями.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки ястреба забьют.
Если ястреб будет долго охотиться, он поймает фазана.
И с красной ногавкой куру ястреб ловит.
И старую кукушку на ястреба не променять.
Ищущий глаз — как глаз баклана или ястреба.
Когда выбираешь ястреба, смотри белизну, когда выбираешь девицу, смотри на мать.
Кукушка не ястреб, а неуч не мастер.
Либо барыш, либо ястреб.
Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна и ястреба.
Не растет лопух выше ясеня, не летит петух выше ястреба.
Променял ястреба на кукушку.
Сильный ястреб свои когти прячет.
Сменял кукушку на ястреба.
У цыпленка нет никаких прав перед ястребом.
Умный ястреб прячет свои когти.
Целовал ястреб курочку до последнего перышка.
Ястреб всегда принимает сторону орла.
Ястреб ловит, что хочет, а богат купит, что может.
Ястреб ловит, что хочет, а ратай, что может.
Ястреб с голубем - не друзья.
Ястреб ястребу глаз не выклюет.
Ястреба бабят - не по голове гладят.
Ястреба ястреб ударил.
Ястребом смотрит.

Песни

Аквариум - Из Сияющей Пустоты

Лев Лещенко - Ястреб

Ястреб
(Андрей Парошин)

Острый коготь, хищный взгляд, —
Он охотник на цыплят.
Над добычею завис
И помчался камнем вниз!

Ястреб
(Адам Мицкевич)

Несчастный ястреб! Здесь, под чуждым Зодиаком,
Заброшен бурею вдаль от родных дубрав,
Упал на палубу и, крылья распластав,
Весь мокрый, на людей глядит померкшим зраком.
Но не грозит ему безбожная рука,
Он в безопасности, как на вершине дуба.
Он гость, Джованна, гость, а гостя встретить грубо,
То значит – бури гнев навлечь на моряка.
Так вспомни, обозри весь путь, судьбой нам данный;
По морю жизни ты средь хищников плыла,
Я в бурях утомлял намокшие крыла.
Оставь же милых слов, пустых надежд обманы,
В опасности сама, не ставь другим капканы.

Ястреб
(Вадим Шефнер)

Природа все учла и взвесила,
Вы, легкодумные стрелки,
Не нарушайте равновесия
И зря не жмите на курки.

Вот кружит ястреб. Вредный вроде бы,
Но пусть летает невредим:
Кому-то вреден, а природе он
Полезен и необходим.

Ты рай себе уютный выстроил,
Но без тревог не проживешь.
Убьешь печаль — но тем же выстрелом
И радость, может быть, убьешь.