Наиболее героической птицей у всех времен и народов являлась хищная птица: сила ее клюва, крыльев и когтей, ее размеры и быстрота благоприятствовали в создании вокруг нее славы небесного посланника, извозчика и воина. Хищная птица по мифологии является солнцем, которое то сияет во всем своем величии, то проявляется сквозь тучу или во тьме, посылая молнии и солнечные лучи или гремя громами. Молнии, громы и солнечные лучи являются то клювом, то когтями хищной птицы, а иногда всей птицей. Хищная птица всегда выступает в роли друга героя или бога (Gubernatis, 1972).
В старину орлов изображали часто на рельефах, печатях, в художественных произведениях. В Вавилоне, Персии, Индии орел (беркут) являлся символом высшего божества. «На орлиных крыльях» покинули дети Израиля Египет. Аристотель считал, что только орлам дано прямо смотреть на солнце. Эта птица возносит своих птенцов на него. Народы Аттики и германцы считали орла приносящей счастье птицей. В Англии и Дании в средние века казнили за убийство орла, тогда же бытовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. Ветры изображались с головами хищных птиц.
Хищные птицы — один из основных мотивов скифо-сибирского звериного стиля (характерных изображений животных на различных изделиях). Часто встречается сцена терзания хищником жертвы — оленя, зайца, рыбы и др. Орел, терзающий дельфина, был изображен на гербе греческого города Ольвии. Как считают исследователи, смысл таких сцен терзания связан с идеей жертвы и миром смерти (Королькова, 1998). Орла часто ваяли скульпторы. Его можно увидеть на памятнике Пржевальскому, на обелиске русским воинам под Тарутино, на Киевском вокзале в Москве, в тех местах на Кавказе, где побывал Лермонтов.
Пернатые хищники испокон веков занимали важное место в символике. Орел всегда был олицетворением силы, зоркости, прозорливости, благородства. Сидящий орел у древних ацтеков был на знамени, белоголовый орлан — национальная эмблема США, сокол был нарисован на щите предводителя гуннов Атиллы. У Чингисхана был герб: серый кречет с черным вороном в когтях (Нарiжний, 1997). Христианство также переняло этот символ. Орел стал символом апостола Иоанна. Как знак победы добра над злом перенято изображение битвы орла со змеей. Индейцы украшали свои уборы орлиными перьями. И разбивали свои лагеря только там, где в небе парили орлы. Примета верная: где парят орлы — в том районе много дичи и рыбы.
Как гербовая птица орел равен льву. Государства, земли и города заносили орла на герб. Так, на старинной королевской печати времен Армянского царства орел изображен рядом с символом пылающего солнца и несет на груди знак звезды. Образ орла перенял Наполеон I, этот знак с 1804 г. стал символом Великой Армии (Fischer, 1979).
Орлы чаще других хищных птиц изображаются на гербах. Так, из 373 гербов Черниговской губернии орел изображен на 22, он встречается чаще, чем любая другая птица (Яблоновская, Боженко, 1996). Вообще среди «пернатых обитателей» гербов дворянства России и Польши преобладают орлы (Яблоновская-Грищенко и др., 1996). Орел был внесен в гербы Белгорода, Орла, Якутска, Иркутска, Москвы, Коломыи, Ростова, Сокаля, Суздаля, Кингисеппа, Нерчинска, входил в состав герба князей Рюриков, государственного герба Российской империи, Польши, княжества Финляндии, Астраханского, Казанского, Сибирского ханств, Российской Федерации. Орел и сокол чаще встречаются и на государственных гербах (Нарiжний, 1997).
Прообразом гербовых орлов является беркут (по мнению других ученых — могильник) — наиболее сильная и величественная из этих птиц, к тому же широко распространенная на различных континентах. Его изображения были на оружии, гербах, печатях уже в глубокой древности — в Македонии, Эпире, Сирии, государстве Птолемеев в Египте, в Риме, позже — в Византии. В наше время орел на гербах Германии, России, Австрии и многих других стран, а также великого множества провинций, кантонов, департаментов, городов и т. п. Как символ высшего достоинства и доблести орел часто изображается на орденах. В средневековой Европе, подобно римлянам, орлов помещали на знаменах. Интересно, что древний египетский иероглиф, обозначающий орла, в конце концов превратился в хорошо известную нам букву А. «Палочки» обозначали спину и хвост, грудь и ноги, на верхушке была голова птицы (Gattiker, Gattiker, 1989).
По мнению Е. Кагарова (1913), изображение орла на гербах, знаменах и монетах развилось из изображения коршуна, первоначального символа победы у царей Востока. Он впоследствии был вытеснен орлом. На металлических изделиях изображения орлов обычно делают позолоченными. Относительно этого в Галиции есть поверье, что орлы постоянно собирают предметы из благородных металлов, которыми затем золотят и серебрят голову и хвост. Отсюда и многочисленные рассказы о том, что в гнездах этих птиц лежат золотые монеты (Скуратiвський, 1998). Такие поверья могли возникнуть в связи с окраской птиц. У взрослого беркута и могильника верхняя часть головы золотистого цвета. Недаром английское название беркута — Golden Eagle («золотой орел»), отсюда же и греческое chrysaetos. У молодого беркута основание хвоста белое. Вот вам и серебро.
В классической мифологии содержится немало примеров того, как орлы предвещают героям победу или верховную власть, являются их кормильцами, спасают от смерти и даже жертвуют ради них своей жизнью.
Орла описывают спящим на скипетре Зевса, держа в своих когтях молнию. Орел — любимая птица Зевса. По преданиям, орел родился одновременно с Зевсом, кормил и охранял младенца-бога, отнес новорожденного Зевса на Олимп, возвестив ему победу в борьбе с титанами. Орел переносит громы Юпитера — говорили римляне. На двух орлах Александр Македонский пытался взлететь в небо. Еще рассказывают, что Александр Македонский хотел взойти на небо, но орел не пустил его туда. В Древнем Египте мифического сфинкса, ставшего символом бессмертия, рисовали в образе орла.
Культ орла универсален. Он широко распространен по всему миру, встречается у народов самых различных культур и рас, причем далеко удаленных друг от друга. Везде орел так или иначе ассоциируется с солнцем, то совершенно отождествляется с ним, то представляется его хозяином и в качестве такового — творцом, верховным божеством либо священной птицей верховного божества. Он является благодетелем и покровителем как отдельных людей, так и целых народов, птицей счастья, плодородия и т. п. (Штернберг, 1936). Наиболее ранний этап культа орла отражен в тех мифологиях, где он выступает в качестве самостоятельного персонажа, первоначально, вероятно, тотемистического происхождения (Мифы народов мира, 1980—1982). Орлы были священными птицами в Бактрии, Ассирии, Вавилоне, Персии, Египте, Греции, Риме, Скандинавии, немецких землях и во многих других местах (Gattiker, Gattiker, 1989).
Вот что пишет о причинах обожествления орла Л.Я. Штернберг: «Огромная сила этого хищного пернатого, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, в глазах примитивного человека ставит его выше самых крупных хищников сухопутных, окружая ореолом всемогущего существа. С другой стороны, несравненная сила полета, уносящая его в недосягаемую высь, к самому небу, страшный огонь в его глазах, мечущих молнии, примитивному человеку говорят о связи его с солнцем, а, быть может, самое поразительное для примитивного человека — это обычная неагрессивность орла по отношению к человеку, и это-то превращало в его глазах эту птицу в благодетельное существо и покровителя человека. Наконец, в культе орла, как в культе некоторых других перелетных птиц, играло роль совпадение прилета его с наступлением весны и отлета с наступлением осени, что подало повод считать его существом, вызывающим явления времен года. Эти-то все очевидные свойства орла и создали универсальное поклонение ему, связав его с солнцем и верховным божеством» (Штернберг, 1936).
В Древней Месопотамии орел был символом божества войны шумерской Нинурты, в Древней Греции — Зевса, в Риме — Юпитера. В ведийском гимне орел приносит священный напиток сому с неба для бога Индры. В библейской метафорике орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, а также гордыни. Орел — символ евангелиста Иоанна и один из четырех «апокалиптических зверей» (Мифы народов мира, 1980—1982). В индийских Ведах орел — само солнце. Позже под именем Гаруды он становится колесницей бога солнца Вишну. В то же время орел и Агни — бог огня (Штернберг, 1936).
Распространены поверья о необычайном долгожительстве орлов. Древние евреи считали, что они линяют и поэтому сохраняют свою молодость (Фрэзер, 1989). В словаре Памво Беринды (1627 г.) приводится поверье о том, что раз в 500 лет орел купается в священном источнике и снова становится молодым (Скуратiвський, 1998). В России «орлов камень» темно-красного цвета привязывали к ноге роженицы как символ вечности бытия и жизни (Федосеенко, 1998).
Есть поверье о том, что орел создает ветер. Если приснились два орла, это предвещает бурю (Gattiker, Gattiker, 1989). Коршун, ястреб, кобчик были символами внезапных порывов ветра, бури. Чтобы подчеркнуть высокую скорость ветра, средневековые художники изображали его с головой коршуна. Латинское название его соответствовало юго-восточному ветру (Рахилин, 2003).
Исследователь славянской мифологии П. Трощин в своей, к сожалению, не опубликованной рукописи, высказывает предположение, что первоначально «небо» и огромная птица «орел» обозначались у славян одним словом. Затем же под птицей стал подразумеваться «орел», как самая большая из всех птиц. Именно от «неба»-орла стали именовать «орел-громовик», птица бога грозы, птица громовика — Зевса, Юпитера, Перуна, Донара. Хлопанье ее крыльев — гром, сверкание глаз — молния.
Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы и у древних славян. Орел — символ победы над неприятелем, но вместе с тем и один из главных элементов в птицеволхвовании. Мать называет своих сыновей сизыми орлами, а девица своего возлюбленного — сизокрылым орлом. Полет орла — символ быстроты. Орлы, товарищи казаков, сопровождают их в походы в степях. Орел приносит горестные вести родителям убитого казака. По другой песне, казак встречает орла и спрашивает, как дела у него дома. Орел отвечает, что милая даже заболела от тоски по нему. А потом летит к дому казака и извещает его родных о скором прибытии героя.
Дружочек мой милый,
Орел сизокрылый,
Соколик ясный,
Молодец прекрасный!, —
поется в русской песне.
По данным Л.Ю. Гусева по частоте упоминания в русских народных песнях и былинах орел стоит среди птиц на 2 месте.
Орлы произошли из царей, — говорили в Украине, — поэтому они вырезаны на царских печатках, в них нельзя стрелять. Раньше украинский охотник, прежде чем выстрелить в орла, спрашивал его три раза: нажился ли тот на свете? Если нажился, орел посмотрит прямо на охотника, если нет, то отвернется, и тогда стрелять орла нельзя. В Карпатах считается, что ставить чучела хищных птиц в доме — к беде.
В украинской сказке о Покотигорошке рассказывается, как во время грозы и бури Покотигорошек влез на дуб, нашел там гнездо орла с орлятами и накрыл их своей одеждой. Когда же прилетел орел и хотел убить человека, птенцы заступились за него, рассказав, что он спас их от бури. Орел в знак благодарности отнес Покотигорошка на его родину.
Чехи верят, что не аист, а ястреб приносит в дом младенцев, и не уничтожают эту птицу. У болгар и черногорцев сон об орле — к счастью. В Болгарии верят, что если в тех местностях, где обитают орлы, их не беспокоить, никогда не пойдет град. Орел борется с градовой тучей, отводит ее от полей и спасает урожай. Поэтому, говорят болгары, убивать орла и разорять его гнездо запрещено, а нарушившему этот запрет грозит страшная кара — увечья, болезни и несчастья в семье. По мнению гагаузов, стрелять орла большой грех, так как евангелист Лука, когда ему нечем было писать, вырвал перо у орла, за что его изображают всегда с орлом. Выпавшего же из гнезда птенца пустельги забирают в бездетную семью — он поможет рождению детей. В Боснии считается, что убийство орла приводит к буре (Moszynski, 1967). В Уэльсе считается, что если украсть яйца из орлиного гнезда, не знать тебе покоя до самой смерти.
Рыбаки на Оби весьма почитали и оберегали орлана-белохвоста. Он очищал от снулой рыбы их большие резервуары, в которых пойманная добыча содержалась живой до осени (Johansen, 1957). Эвенки верят, что орел — единственная птица, способная отогнать злых духов. Рыбаки Архангельской губернии считали большим грехом убивать в море орлов. Магическими способностями наделялись перья хищных птиц. В Архангельской губернии их маховые перья назывались «огнивом» из-за связи хищных птиц с солнцем. Считалось, что оснащенная такими перьями стрела обретала их скорость и точность нападения на добычу (Рахилин, 2003).
Остяки считают священным любое дерево, на котором орлы строят гнездо несколько лет подряд, и берегут и это дерево, и самих птиц. Орла буряты именовали Большой Птицей, Князь-Птицей, Великим Отцом Ольхона. В 1189 г. буряты подарили Чингис-хану орла в знак уважения. В Азии верили, что орел, сокол, ястреб — прямые представители Солнца. Культ орла существовал у народов Приморья, Приамурья и Сахалина. В их календаре орлу посвящали месяц в году. Считалось, орел способен вызывать смену ветра. Он прародитель и первопредок. Нанайцы говорят: «Орла нельзя убивать, потому что он дал дыхание, жизнь, а если убьешь случайно — то кланяйся небу». Орел — главный помощник шамана, творец земной тверди (Таньшина, 1997). У сибирских староверов и сейчас в силе заповедь «когтистых не есть», то есть не употреблять в пищу хищных птиц.
Ирокезы почитали орла и сову. Апачи верят, что в орлах обитает божественный дух.
В сицилийских сказках к орлу обращаются: «О царь птиц! Небесами дарована тебе сила и мудрость. Ты помогаешь в нужде, творишь добро и утешаешь тех, кого настигла беда. Пусть зло исчезнет пред тобой и пусть твое величие длится вечно!» (Gubernatis, 1972).
Тотемическое почитание орлов до сих пор отмечается у народов — «сыновей Солнца»: якутов, австралийцев, североамериканских индейцев. Беркут — помощник шамана (телеуты, алтайцы); тотем рода (якуты); приносят в его честь жертвы (алтайцы). Кречет — главный тотем, амулет у эскимосов. Коршун у тунгусов и самагиров — священная птица, его хоронили как человека. Орел — носитель счастья (ненцы), его не убивают (зыряне, ламуты, кеты, мезень), орел дарит огонь людям (шорцы), он помощник шамана (энцы), священная птица (лопари, алтайцы, якуты), основатель человеческого рода (якуты, орочи), тотем (эвенки, алеуты). Беркут — священная птицы у навахо (Зотова, 1999) и многих других индейских племен. У финнов Калев, бог, давший имя стране Калевалы, был принесен в страну в клюве орла, да и сам он — тоже орел.
Очень развит культ орла (могильника и беркута) у многих сибирских народов. Значение его весьма многообразно. У якутов он хозяин и повелитель солнца. Крик орла заставляет солнце подниматься из-за горизонта. Он также хозяин огня. При лечении накожных болезней (считалось, что они насылаются только хозяином огня) обряд высекания огня мог выполнять только человек, ведущий свое происхождение от этой царственной птицы. Орел — возродитель природы, а также бог плодовитости. Весна и тепло приходят благодаря его силе. Орла молят бесплодные женщины о детях. Орел создал мир и шаманов. Орел — распространенный тотем у сибирских и многих других народов. Например, перуанцы считали свой народ произошедшим от орла (Ионов, 1913; Штернберг, 1936).
Орнитолог В.В. Рябцев, изучавший народные бурятские традиции и поверья об орлах, пишет:
«Коренные жители Сибири с древности особо выделяли и почитали орла, а также деревья с орлиными гнездами. В мифах енисейских остяков (кетов), телеутов, орочей и других сибирских народов говорится о том, что первый шаман был рожден от Орла или же научился у него своему искусству. Изображения орла, орлиные перья являются непременной частью наряда сибирских шаманов. Например, для украшения головного убора тувинского шамана отбирались 40 больших и 20 малых перьев. Стержень каждого пера обертывался мягкой тканью и прикреплялся к околышу головного убора.
У туруханских якутов Орел не только считался творцом первого шамана, но также носил имя Наивысшего Существа или Творца Света. Его дети представлялись в образе духов-птиц, сидящих на ветвях Древа Мира, причем на верхушке находился двуглавый Орел, Господин Птиц. Якуты, как, впрочем, и другие сибирские народы, связывали между собой Орла и священные деревья. Орочи почитали Орла как основателя человеческого рода, ненцы — как носителя счастья, многие сибирские народы — как дарителя огня.
Наиболее важное место образ этого пернатого хищника занимает в мифологии и мировоззрении бурят. По мнению многих этнографов, культ Орла составляет очень древний пласт верований бурят, исторически связанных с островом Ольхон на Байкале, так как чаще всего легенды соотносятся именно с этим островом. Например, в одной из легенд говорится, что Белоголовый Орел приходится родным сыном «хозяина» острова — самого грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на мысе Бурхан. По другой легенде, «личность орла-беркута считается священной и Неприкосновенной, как потомка легендарного эжина (хозяина) Ольхона — Ута Саган и его жены Саксага Саган Хатан (...)».
Вот краткий перечень обрядов в честь орла, проводимых на Ольхоне и в Приольхонье, описание которых содержатся в рукописях М.Н. Хангалова:
1. Обряд, для которого ольхонские шаманы делают из березовой коры изображения трех орлов (своих предков) с жестяными клювами и ногами, к крыльям которых приклеиваются орлиные перья.
2. При совершении обряда «хуурай» Орлу и его жене из бересты делают двух орлов (самца и самку) и садят их в отдельные гнезда, устланные белой овечьей шерстью.
3. Жертвоприношение Хозяину Ольхона (кобыла, баран) и его сыну — белоголовому орлу (баран, рябчик или тетерка).
Вероятно, именно следы подобных жертвоприношений видели Избрант Идес и Адам Брандт, состоявшие на русской службе и в марте 1693 г. направлявшиеся с посольством в Китай. И. Идес писал о бурятах, встретившихся на Байкале: «Прямо у входа в их жилища стоят вертикально поставленные шесты, на которые насажены козлы или бараны, иногда к шестам привязаны конские шкуры».
Коллективные жертвоприношения (тайлаганы) в Ольхонском районе сохранились до настоящего времени. В 1980-х годах мне неоднократно приходилось встречать в Приольхонье следы проведения данного обряда. При этом Хозяину Ольхона приносится в жертву баран, его жене — утка, Орлу (их сыну) — заяц. Баранья шкура с головой натягивается на шест, рядом на колышки насаживают тушки утки и зайца. Совершался этот обряд в окрестностях огромного и очень старого гнезда орла-могильника. Гнездившаяся здесь пара орлов вела себя доверчиво по отношению к человеку, почти во все годы моих наблюдений птенцы выращивались ими благополучно» (Рябцев, 2000а). Старые буряты и в наши дни, проезжая мимо орлиного гнезда, кланяются ему.
У бурят орел также не просто тотем одного из родов, но и первый шаман, сын хозяина острова Ольхон, божество озера Байкал. Считается, что шаманская наука — дар орла. Он символ небесного знания и небесного происхождения шаманов. Буряты молились этой птице, приносили ей жертвы. Мясо развешивалось на дереве, и орлы поедали его. Убивать и просто причинять вред орлу, даже ругать его, запрещалось. По представлениям бурят, орел — это сила, которая является источником бытия всех живых существ и управляет их судьбой. Считается, что орел может посещать как горний мир, так и подземный. Именно он наделяет сознанием вместе с жизнью, а затем отбирает во время смерти. Орел является символом высшей силы, он не воспринимается обычными органами чувств. Как считают бурятские шаманы, орла способны воспринять только видящие, то есть люди, которые обрели целостность самих себя (Никифорова, 1997).
У якутов божество Хомпоруун Хотой (горбоносый орел) — хозяин и повелитель солнца, высшее божество света, хозяин огня, творец, возродитель природы, якутский Дионис, покровитель птиц, отец орлов, прародитель якутов. Наказание, которое может наложить орел на провинившегося якута, самое страшное. Человек тогда бесследно исчезает с лица земли, не оставив после себя потомства, и о нем скажут: «его дым исчез». Хомпоруун Хотой наказывал тех, кто убил орла или непочтительно к нему относился. Бог сводил виновника с ума или насылал кожные болезни. Человек, спасший орла от гибели, мог получить от божества «камень счастья», дающий богатство.
«Ко всем хищным птицам якуты вообще относятся с некоторой боязнью, почтением», — писал В. Ионов (1913). Но по отношению к орлу это чувство перешло в религиозное уважение. Орел может наслать какую-нибудь беду на обидчика. Как-то четверо якутов, возвращаясь из Охотска, убили какую-то птицу и съели ее. Только присмотревшись, обнаружили, что съели орла. И кто какую часть съел, у того та часть тела и заболела. Кроме того, они потом часто слышали клекотание орла, им чудились везде его кости. Один политический ссыльный убил орла. Вскоре у него пропал конь, и сам он заболел. Для орла, прилетевшего к дому якута, самый бедный человек не пожалеет своей последней скотины, дабы накормить благодетеля. Орлы часто являлись к жилищу якута на зимовку. В таких случаях хозяин половину своего скота скармливал орлу. Уходя весной из юрты, орел клекотом благодарил хозяев, и в таких случаях они быстро и необычайно богатели. У якутов орел — чувствующее, понимающее и могучее существо. Его посещение означает рост благосостояния — лишь бы не прогневить его, доставить все, что ему требуется. Мертвого орла необходимо с почетом похоронить как человека, на столбе или дереве. Орел у этого народа еще родоначальник и творец шаманов. Увидеть орла — счастливая примета. Он — специальный страж человека. Не только орел считается неприкосновенным, но и скотина, им задранная. Разгневанный орел посылает различные болезни. У хантов считалось священным дерево, на котором орлы несколько лет подряд гнездились. Строго запрещалось ломать гнездо или рубить дерево. Случайно найденное перо орла крепилось на самом почетном месте в чуме.
Айны также поклонялись орлам как богам, просили защитить народ от напастей. Священной птицей был у них и ястреб (Фрэзер, 1980). По тунгусской легенде, во время всемирного пожара спаслись лишь орел, мальчик и девочка.
По индейской — во время всемирного потопа — лишь орел и женщина. От них и пошли все краснокожие. Культ орла сохранился в Индии и Персии в различных обрядах. По их легендам, орел — носитель грома — никогда не поражается молнией.
Не меньшим почетом пользовались хищные птицы у казахов и киргизов. У казахов и сейчас бытует обычай — «тамыр» — дарить ловчую птицу, получая за нее в подарок все, что угодно. Убить орла считалось у казахов большим грехом, его прилет праздновался большим обедом. Кречеты являлись на востоке символом бесстрашия. Кстати, орел у казахов, наравне с фламинго, и сейчас считается самой любимой птицей. У казахов и киргизов Каракус (черная птица, богатырь черная птица) — орел, беркут — огромная птица, которая в благодарность за спасение своих птенцов от дракона помогает герою. Орел, беркут у этих народов — священная птица, помощник шаманов. В Индии огонь принес орел. У католиков орел — символ силы и разума.
Об орлах сложено немало красивых и поучительных легенд. У эстонцев есть такая. Один лесник очень любил охотиться. Однажды зимой он разжег костер, к которому прилетело греться два орла. Лесник зарядил ружье серебряной пулей и выстрелил в одного из орлов. Раздался визг, глухой гром, и орел, превратившись в прекрасного юношу, схватил охотника за шиворот: «Ты, безжалостный старик, убил мою жену! Пусть не видать теперь тебе никогда добычи!». С тех пор этот лесник всегда возвращался с охоты с пустыми руками.
(Пернатые обитатели мифов и легенд)
В мифологии орлу часто противопоставлены: другая мифологическая птица — ворон, иногда гриф, сова как ночной хищник (вестникам тьмы и смерти) и т. п.; другие наземные животные: — лев как животное, которому орёл равен в воздухе, бык или олень; — ягуар — ночной зверь, нападающий сзади; хтонические животные, в особенности, обитатели нижнего (водного) мира: — заяц, ласка (коварно нападает ночью); — рыба; — змея.
Соотнесение орла и его противника как полярных двоичных социальных и мифологических классификационных символов облекается в форму дуалистического мифа.
Два наиболее распространённых мифологических символа животных — самого мощного в мире зверей — льва и самого сильного в царстве птиц — орла нередко соединяются в едином смешанном образе львиноголового орла (орлиного льва); ср. Анзуд. Совмещение символов орла и змеи (лев, ягуар) представляет единство воздуха и земли.
Если архетипические мифы о похищении огня обычно связаны с птицей, иногда — с орлом, то вместе с тем в них можно обнаружить и символику полярно противопоставленной огню стихии — воды. Орел оказывается связанным и с мифом о добывании пресной воды (у тлинкитов, древних хеттов, в ведийских гимнах).
Связь орла одновременно с огнём и водой определяется его ролью связующего начала между разными мирами (как и в мифе о разорителе гнезда орла) и разными поколениями богов, в частности как посланца богов, способного быстро покрывать большие расстояния, разделяющие эти миры.
Частый мифологический мотив — орел, похищающий ребёнка/героя мифа, которого он: чудесным образом спасает (Гильгамеш); возносит к небу (Ганимед); носит на себе, перенося из одного мира в другой.
Связь орла с водой прослеживается в мифологических и лингвистических материалах: орёл-река в хурритском миф о Гурпаранцаху; др.-хеттск. названии реки в Малой Азии Haras-hapas — букв. «орёл-поток», возводимое к общеиндоевропейским названиям рек, благодаря соответствиям в древнеевропейской гидронимике: — кельто-иллирийск. Arlape, erlaf — архаическое славянское название реки Орёл. Этой связью объясняется одно из индоевропейских табуистических названий орла: лат. Aqua — вода > Aquila — орёл >> (с дальнейшими производными словами) Aquilo — северный ветер, Aquilus — тёмно-коричневый, «коричнево-чёрный» и т. п.
Вообще орлу приписывали преимущественно положительные качества, но принадлежностью к нижнему миру определяется возможность негативной роли орла.
Западная традиция наделила орла способностью к обновлению: он подставляет своё оперение солнечным лучам, пока оно не заблестит, затем погружается в чистую воду, а выйдя из нее, вновь становится молодым.
из отзвуков легенды о птице Феникс. В древности существовала уверенность, что через каждые 10 лет орел бросается в пламя, затем в морскую волну, и вновь обретает молодость. может омолаживаться, троекратно погружаясь в воду (отсюда и символика крещения и изображения на купелях). Его должно было омолаживать и Солнце, что указывает на благодатное воздействие духовного света.
Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам.
Иудейские представления, что орел может обжечь свои крылья на солнце, после чего падает в океан, откуда появляется с новой парой крыльев, стали одним из символических мотивов христианского крещения. Согласно раннехристианском «Физиологу», стареющий орёл взлетает к солнцу и меняет оперение в его лучах, а затем бросается в море, благодаря чему обретает молодость и здоровье. Средневековый «Бестиарий» сравнивает орла с праотцом Адамом: «Царь всех птиц парит в заоблачных высотах, но камнем падает на землю, если увидит добычу. Tак и Адам первоначально парил в небесах, но потом увидел запретный плод, который потянул его к земле». Эти мотивы сохраняются и у более поздних авторов: «Орел, которому отказывают крылья, омолаживается и обновляется от солнечного пламени». — Хохберг, 1675 г. «После своего несравненного полета он вновь питался плотью телесных желаний и потерял всякое духовное озарение». — Унтеркирхер
Легенды говорят о необычайной зоркости и стойкости орлиного зрения, способного без ущерба для глаз созерцать (пристально смотреть на) палящее полуденное Солнце, и о том, что свойство это приобретённое: орёл учит своих ещё не умеющих летать птенцов смотреть на свет Солнца, вознося их в вышину. Символически значима также способность орла парить столь высоко, что он почти скрывается из виду.
Изображения стилизованных орлов — типичная деталь убранства средневековых храмов («орлиные» капители и кафедры романских церквей; аналои в форме орла, поддерживающего своими крыльями лежащее Евангелие). Орёл, возносящий своих еще не умеющих летать птенцов к Солнцу — частый сюжет на готических витражах. Орлы — частый орнаментальный мотив на литургических одеяниях и предметах (в том числе и православных).
(Источник)
|
Пословицы и поговорки
Брови соболиные, очи соколиные, сам орел.
Видом орел, а умом тетерев.
Внешностью - орел, умом - воробей.
Всем птицам птица орел.
Где нет орлов, там и кузнечик за орла сойдет.
Где нет орлов, там и филин - орел.
Дружные сороки и орла заклюют.
Если идет дождь, то орёл защищает своего птенца, если же идет град, то орел будет защищать свою голову.
Если орел часто бьет крыльями - крылья ломаются.
И орел выше солнца не летает.
Ищи на казне, что на орле, на правом крыле.
Ищи на орле, на правом крыле.
Как бы высоко ни летал орел, а все равно на камень сядет.
Когда два орла борются, перья для стрелка.
Когда о других говорит, похож на хищного орла, когда о нем говорят, похож на нахохлившуюся наседку.
Когда солнце орла пожрет, камень на воде всплывет, свинья на белку залает, тогда дурак поумнеет.
Куда орлы летают, туда сороки не достигают.
Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
Молодец - что орел, а ума - что у тетерева.
Молодой орел, да выше старого летает.
На работе - воробей, в еде - орёл.
На словах - орел, на деле - мокрая курица.
Не робей, воробей, держись орлом.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается...
Орёл всегда орёл — будь то самка или самец.
Орел мух не ловит.
Орел мух не ловит, ему ягненка подавай.
Орел не мигаючи на солнце смотрит.
Орел орла плодит, а сова сову родит.
Орел рождается только в горах.
Орел свободен, когда у него есть крылья.
Орел с вороною не толкует.
Орел хоть и страшен, но остается птицей.
Орла узнают по крыльям, человека по поступкам.
Орленок - это орел, вороненок - это ворон.
Орлом комара не травят.
Орлы бьются, а молодцам перья достаются.
Птенец орла - орел, птенец вороны - ворона.
Свинья не родит бобра, а сова не высиживает орла.
С обрезанными крыльями и орел не полетит.
У орла больше двух птенцов не бывает.
Ученый без трудов - как орел без крыльев.
Хоть ворон и высоко летает, он не орёл.
Царь птицам - орел, да боится сокола.
Четыре орла одно яйцо снесли (четверо евангелистов).
Ястреб всегда принимает сторону орла.
Песни
Abba - Eagle
Barbara - L'aigle Noir
Edguy - Tomorrow
Eros Ramazzotti - L'Aquila Et Il Condor
Helloween - Eagle Fly Free
Steve Miller - Fly Like An Eagle
Александр Маршал - Орел
Жанна Агузарова - Орел
Михайло Поплавський - Юний Орел
Узник (А.С. Пушкин)
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай, улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.."
Беглец (Сергей Михалков)
Я за столом сидел и ел,
Когда в окно Орел влетел
И сел напротив, у стола,
Раскинув два больших крыла.
Сижу. Дивлюсь. Не шевелюсь
И слово вымолвить боюсь:
Ведь прилетел ко мне за стол
Не чижик-пыжик, а Орел!
Глядит. Свой острый клюв раскрыл.
И тут мой гость заговорил:
— Я среди скал, почти птенцом,
Был пойман опытным ловцом.
Он в зоопарк меня отвез.
Я в клетке жил. В неволе рос,
О небе только мог мечтать,
И разучился я летать...
Беглец умолк. И я как мог
Его пригрел, ему помог —
И накормил, и напоил,
И в зоопарк не позвонил.
* * * (Аветик Исаакян)
Быстролетный и черный орел
С неба пал, мою грудь расклевал,
Сердце клювом схватил и возвел
На вершины торжественных скал.
Взмыл сурово над кручами гор,
Бросил сердце в лазоревый блеск,
И вокруг меня слышен с тех пор
Орлих крыл несмолкаемый плеск.
Орел Синдбада (Николай Гумилев)
Следом за Синдбадом-Мореходом
В чуждых странах я сбирал червонцы
И блуждал по незнакомым водам,
Где, дробясь, пылали блики солнца.
Сколько раз я думал о Синдбаде
И в душе лелеял мысли те же…
Было сладко грезить о Багдаде,
Проходя у чуждых побережий.
Но орел, чьи перья — красный пламень,
Что носил богатого Синдбада,
Поднял и швырнул меня на камень,
Где морская веяла прохлада.
Пусть халат мой залит свежей кровью,—
В сердце гибель загорелась снами.
Я — как мальчик, схваченный любовью
К девушке, окутанной шелками.
Тишина над дальним кругозором,
В мыслях праздник светлого бессилья,
И орел, моим смущенным взором,
Отлетая, распускает крылья.
Орел (Николай Гумилев)
Орел летел все выше и вперед
К Престолу Сил сквозь звездные преддверья,
И был прекрасен царственный полет,
И лоснились коричневые перья.
Где жил он прежде? Может быть, в плену,
В оковах королевского зверинца,
Кричал, встречая девушку-весну,
Влюбленную в задумчивого принца.
Иль, может быть, в берлоге колдуна,
Когда глядел он в узкое оконце,
Его зачаровала вышина
И властно превратила сердце в солнце.
Не все ль равно?! Играя и маня,
Лазурное вскрывалось совершенство,
И он летел три ночи и три дня
И умер, задохнувшись от блаженства.
Он умер, да! Но он не мог упасть,
Войдя в круги планетного движенья.
Бездонная внизу зияла пасть,
Но были слабы силы притяженья.
Лучами был пронизан небосвод,
Божественно холодными лучами.
Не зная тленья, он летел вперед,
Смотрел на звезды мертвыми очами.
Не раз в бездонность рушились миры,
Не раз труба архангела трубила.
Но не была добычей для игры
Его великолепная могила.
* * * (Виктор Гюго)
Орел вернулся вновь на свой утес родной;
Он переведался там, в пропасти, с грозой.
Теперь, вперяя взор в багряное горнило,
Он грезит в тишине — как бы достичь светила!
Орел (Роберт Гамерлинг)
Тешит орла безграничный небесный простор.
В вечном стремленье к чертогам лазурным,
Смело купаясь в сиянье пурпурном,
В солнце бесстрашно вперяет он взор.
Даром сугубым природа его наделила,
Щедро его одарила она:
Зоркость орлиному взору дана,
Мощным крылам — небывалая сила.
Крылья такие же духу природа даёт,
Но без орлиного смелого ока.
Если же взором он в высь проникает глубоко,
Нет ему крыльев, чтоб с ними достигнуть высот.
Песня орлиная (Константин Бальмонт)
Я долго медлил и внимал
Напевам вышнего орла.
Луна была как бы опал,
Лик Солнца был воздушно-ал,
Как будто кровью истекал,
И кровь уж бледною была.
То не был день. Ни день, ни ночь.
Я был на бархатном лугу.
О, пой орел! Пророчь, пророчь!
Пропой: Все было так точь в точь,
В века умчавшиеся прочь,
На Сумерийском берегу.
На многобожном берегу,
В затоне стран, в реке времен,
Где враг был волчьи рад врагу,
И пел кроваво: «Все могу!»
И кедры высей гнул в дугу,
Чтоб был отстроен Вавилон.
Смотри, орел, мы тоже здесь
Воздвигли тридцать этажей.
Мы Шар Земной сковали весь,
У вышних туч мы сбили спесь,
Над Шаром шар пустили днесь,
Превыше свиста всех стрижей.
Смотри, достигнем и тебя,
Орел певучий и седой.
Воздушный флот идет, губя
Тех, кто в лелеяньи себя
Слабее нас. Гляди: дробя,
Мы взрыв бросаем золотой.
Кто смел восстать на наше Мы,
И наше обмежить Хочу?
Внизу там были воинств тьмы,
Но мы прошли быстрей Чумы,
Из нашей облачной сумы
Им выслав пламя — саранчу.
Над Шаром — шар. Весь Шар земной
Единой Воле подчинен.
Еще немного, и с Луной
Мы многоцветной пеленой
Сплетемся в шар один, двойной,
И дальше, в Звездный Небосклон!
Так пел я, клекоту внемля,
Что раздавался с высоты.
Вдруг, словно якорь с корабля,
Орел упал. И вольно, для
Полет, парит — и где Земля!
Я с ним. — Ну, что же, видишь ты?
Я видел. Чем я дальше плыл,
Тем больше таял круг Земли,
Земля была среди светил
Как бы кадило меж кадил,
Меж точек точка, свет могил,
Земные Чары все ушли.
Но, удаляясь от Земли,
Я не приблизился к Луне,
И Звезды Неба шли и шли,
Звезда к звезде, стада вдали,
В снежисто-блещущей пыли,
В недосягаемом Огне.
И вдруг я вскрикнул в звездной мгле,
И вдруг упал орел седой.
Я был в воздушном корабле, —
Лежу разбитый на Земле.
Орлиный дух познав в Орле,
Кому ж скажу я: «Песню спой!»
Летающий орел (Игорь Иртеньев)
Летит по воздуху орел,
Расправив дерзостные крылья,
Его никто не изобрел —
Он плод свободного усилья.
В пути не ведая преград,
Летит вперед,
На солнце глядя.
Он солнца — брат
И ветра — брат,
А самых честных правил — дядя.
Какая сила в нем и стать,
Как от него простором веет!
Пусть кто-то учится летать,
А он давно уже умеет.
Подобно вольному стиху —
Могуч и малопредсказуем —
Летит он гордо наверху.
А мир любуется внизу им.
Но что ему презренный мир,
Его надежды и страданья…
Он одинокий пассажир
На верхней полке мирозданья.
Орел (А.Е. Гаврюшкин)
Степной орел парит над облаками,
Взирая на земную суету.
Он словно демонстрирует пред нами
Орлиного полета красоту.
С высот заоблачных незримо наблюдает
Взгляд немигающий огромного орла,
Из тысяч жизней жертву выбирает.
Сразит ее затем он, как стрела.
Игра судьбы, природы ли обычай,
Какой-то зверь не ведает пока,
Что станет через миг орлу добычей:
Орел стрелой пронзает облака.
Так люди заблуждаются порой:
Своих орлов они не замечают.
За жизненною сложною игрой
Орла полет и совесть забывают.
Очнитесь люди, посмотрите ввысь:
Парит орлом судьба по поднебесью,
Скакун фортуны замедляет рысь,
Вам не спастись ни хитростью, ни лестью.
Вся ваша жизнь - истории лишь миг.
К добру и вере люди обратитесь.
Простые истины лишь эти кто постиг,
От рока грозного надежно защититесь.
Лишь в этом случае полета красоту
Оцените без страха и упрека,
Орла, что набирает высоту,
Расправив крылья в небе синеоком.
|