Раковина

А фрёкен Снорк несколько раз оглянулась назад, потому что на краю пропасти лежала, мерцая, самая большая и самая красивая раковина моря.
Она была окрашена в нежно-бледные тона, какие можно встретить лишь на самых больших морских глубинах, куда не проникает солнечный свет, а изнутри мерцала темно и заманчиво. Она лежала и тихонько напевала про себя древние песни океана.
— Ах! — вздохнула фрёкен Снорк. — Как бы я хотела жить в этой раковине! Как бы я хотела забраться внутрь и посмотреть, кто это там шепчет!
— Это море так шепчет, — сказал Муми-тролль. — От каждой волны, которая умирает на берегу, в какой-нибудь раковине рождается маленькая песня. Ну, а забираться внутрь нельзя — там лабиринт, и ещё неизвестно, найдёшь ли дорогу обратно.
Туве Янссон. Муми-тролль и комета

Морская красавица раковина, равно как и ее меньшая сестра, речная ракушка - водный и лунный знак, а также эротический женский символ у народов Океании и других приморских и речных культур.

Наиболее яркие ассоциации с прекрасным полом вызывала раковина каури, по форме напоминающая приоткрытые чувственные женские гyбы или вульву: Именно внешнее сходство с ними сделало paковину символом сексуальной страсти, любви и брака, эмблемой зачатия, плодородия и процветания. В Древнем Китае раковина каури олицетворяла женское начало (инь) в противоположность мужскому (ян), овеществленному в нефрите.

Все двустворчатые раковины и ракушки восприняли эротическую символику от каури, а от драгоценной раковины жемчужницы унаследовали значение защиты и удачи, что предопределило их магическое применение в качестве амулетов и талисманов.

В мифологии островитян раковина символизирует начало процесса творения и источник жизни. В мифах микронезийцев с островов Гильберта Великий дух Тангароа, обитавший первоначально внутри космической раковины, устав от одиночества, разделил ее створки, создал из них небо и землю, а затем населил последнюю живыми существами. Аналогичные предания существуют и у меланезийцев с Новых Гебридов, и у чаморро с Maрианских островов. Представители многих племен Тихоокеанского побережья были абсолютно уверены в том, что именно космическая раковина явилась колыбелью человеческой цивилизации. Из двустворчатой раковины вышел и Мауи - самый популярный культурный герой Океании.

С раковиной, воплощающей женское начало, ассоциируются многие восточные богини всех возрастов: Лумо, великая мать тибетских богов, именуемая «Хранительницей раковины»; Йолкаиэстсан «Женщина белой раковины») у навахо; две юные японские богини - Умyги-химэ («Дева-моллюск») и Кисакаи-химэ «Дева зазубренной раковины») и др.

В религиях Востока сакральным значением обладает не плоская раковина, а витая, вытянутая наподобие трубы, чьи спиралевидные завитки напоминают о восходе и закате солнца, сменяющихся фазах луны, циклах творения и разрушения. В некоторых традициях такая paковина использовалась как ритуальный музыкальный инструмент. В индуизме ее звук ассоциировался с ритмической пульсацией космоса, дыханием Вишну и божественным словом «аум». С витой paковиной в руке изображали самого Вишну, его сестру Коттравей и двойственное божество Харихару, рожденное из страстного нерасторжимого объятия Вишну и Шивы.

В буддизме витая раковина - один из восьми символов доброго предзнаменования, прославляющих учение Будды и открывающих мистический путь из сансары в нирвану. В исламе та же caмая раковина призвана не издавать звук, а ловить его и усиливать, чтобы в целости донести до правоверных наставительное слово Аллаха.

В христианстве плоская раковина являла мрачную аллегорию гроба и знак траура, поэтому замкнутая двустворчатая раковина символизировала смерть, зато открытая воспринималась как надежда на возрождение. (myfhology.info)

Морской гребешок - символ света; ложе морских божеств. В христианстве символизирует спасение; используется, чтобы разбрызгивать воду при крещении; также носили христиане, чтобы указать завершение паломничества в храм Святого Иакова в Испании, первоначально храм богини Бригитты, кельтской версии Афродиты. Морской гребешок ассоциируется с богиней Венерой, "рождённой из моря" и несомой к берегу в раковине морского гребешка, а также с индуистской версией Афродиты, богиней Лакшми, "рождённой при пахтании океана", супругой Вишну и матерью Камы. Это символ красоты и удачи.

Символика жемчуга тесно связана с раковиной и представляет лунный свет, чистоту, слезы, богатство, силу вод и мудрость; считается результатом проникновения молнии в устрицу и, как таковой, рассматривается как союз огня и воды.

Мусульмане используют жемчуг как символ рая, веря, что блаженные жили в жемчуге; называемый тама, третий глаз Будды и Шивы, символ духовного просветления и трансцендентной мудрости; на востоке божественная сущность, управляющая приливами и отливами; пламенная жемчужина - это союз огня и воды, который считается жемчужиной совершенства. (mythsymbolsandplay.typepad.com)

Раковина была атрибутом нескольких индийских богов. Древнеиндийское божество космических вод Варуна, охранитель истины и справедливости, тот, кто сотворил мир и удерживает его, обладал раковиной Девадаттой, а его ваханой служило морское чудовище Макара. Когда "из сверкающего пламени, испущенного изо рта Брахмы, Вишну и Шивы", появилась Дурга, грозная ипостась богини-матери, боги вложили в каждую из ее десяти рук "свое оружие, символы их могущества". Варуна дал ей свою раковину, Вишну - диск, Шива - трезубец и т. д.

Вишну, бог-хранитель мира, в одной из своих четырех рук держит раковину (шанкху), в другой - диск (сударшану), в двух оставшихся - булаву (гадху) и лотос (падму). Название разновидности окаменевшего аммонита - шалаграм - происходит от имени Вишну - Шалаграман, под которым он почитается в одной из непальских деревень. Мягкое тело этого древнего моллюска - аммонита - было заключено в спирально свернутую раковину, которая в окаменелом виде представляет собой черный камень овальной формы, внешняя поверхность которого покрыта древовидными узорами. Шалаграм считается одним из проявлений Вишну. При раскалывании окаменелости становятся видны внутренние слои. Его находят в священной реке Кали Гандаки (Kali Gandaki) в Непале и чем больше слоев в нем обнаруживается, тем более он почитается.

Происхождение культа Вишну-Шалаграмана излагается в легенде о Гандаки, вынужденной одарять мужчин любовью за деньги, выполняя по закону ту же работу, которую выполняла ее мать. Девушка тяготилась своим ремеслом, и желала выйти замуж, как все добропорядочные женщины. Однажды к ней явился юноша, тело которого было изъедено язвами. Несмотря на внушающий отвращение внешний вид юноши, Гандаки одарила его всеми любовными утехами и была уверена в том, что юноша после проведенной ночи станет ее мужем. Однако на рассвете юноша внезапно умирает, и тогда Гандаки выражает желание последовать за ним на кремационный костер, как это сделала бы законная супруга. Тогда юноша, тело которого внезапно становится золотым, являет себя как Вишну Наряна, испытывавший благочестие Гандаки. Удовлетворенный тем, как женщина выдержала испытание, Вишну предлагает исполнить три ее желания. В ответ на слова Гандаки о том, что ее единственное желание - навсегда остаться вместе с ним, Вишну обращает Гандаку в реку, а сам обращается в камень.

Отныне воды реки навсегда связаны с камнем. Поэтому одно из названий реки — «Шалаграми», то есть содержащая камни — Шалаграмы Река размывает куски породы так, что в камне образуется полость, в которой хорошо видны слои камня; чем больше в камне слоёв, тем он ценнее в культовом смысле, так как число слоёв указывает, сколько аватаров Вишну представлено в камне.

Каждый индуист должен хранить по крайней мере один Шалаграм в доме на алтаре. В Атхарваведе сказано, что без Шалаграма дом брамина нечист. Когда человек находился при смерти и не оставалось надежды на его выздоровление, у индусов предписывалось совершить следующий обряд: положить умирающего под открытым небом на траву куша, голову окропить водой из Ганги, обмазать ее глиной, взятой из этой же реки, а рядом с умирающим положить камень шалаграм.

Атрибутами дравидской богини войны, охоты и победы - Коттравей, считавшейся сестрой Вишну, тоже были раковина и диск.

Кришна, одна из аватар Вишну, обладал раковиной Панчаджанья ("пятиствольная"), которую отнял у одноименного злого духа. Один из главных героев Махабхараты, пандав Арджуна, имел раковину Девадатта. (www.a700.ru)

Пословицы и поговорки

Все равно, что море раковиной черпать.
Не бывает розы без шипов, жемчужины - без раковины.
Не во всякой раковине жемчужина бывает.
Неразлучны, как створки раковины.
Ну и досталось ему счастье — с малую раковину!
Одна большая раковина каури не купит того, что купят две.
Ребёнку другой жены дали круглые раковины, а моему - угловатые.
Старая раковина жемчуг дает.

Песни

Therion - Birth of Venus Illegitima

Therion - The Shells Are Open

Иллет - Раковина

Раковина
(Рубен Дарио)

Я отыскал ее на берегу морском;
она из золота, покрыта жемчугами;
Европа влажными брала ее руками,
плывя наедине с божественным быком.

Я с силой дунул в щель, и, словно дальний гром,
раскат морской трубы возник над берегами,
и полился рассказ, не меркнущий веками,
пропитанный насквозь морями и песком.

Светилам по душе пришлась мечта Язона,
и ветры горькие ветрил вздували лоно
на Арго-корабле; вдыхая ту же соль,

я слышу голос бурь, и ропщущие волны,
и незнакомый звон, в ветер, тайны полный…
(Живого сердца стук, живого сердца боль.)

Морская раковина
(Симон Чиковани)

Я, как Шекспир, доверюсь монологу
в честь раковины, найденной в земле.
Ты послужила морю молодому,
теперь верни его звучанье мне.

Нет, древний череп я не взял бы в руки
В нём знак печали, вечной и мирской.
А в раковине — воскресают звуки,
умершие средь глубины морской.

Она, как келья, приютила гулы
и шелест флагов, буйный и цветной.
И шепчут ее сомкнутые губы,
и сам Риони говорит со мной.

О раковина, я твой голос вещий
хотел бы в сердце обрести своем,
чтоб соль морей и песни человечьи
собрать под перламутровым крылом.

И сохранить средь прочих шумов — милый
шум детства, различимый в тишине.
Пусть так и будет. И с такой же силой
пусть он звучит и бодрствует во мне.

Пускай твой кубок звуки разливает
и всё же ими полнится всегда.
Пусть развлечет меня — как развлекает
усталого погонщика звезда.

Тайна раковин
(Константин Бальмонт)

Есть в очертаньи раковин морских
Извив волны лазурной Океана.
Есть отсвет в них огней зари, что рано
И поздно льёт в волну жемчужный стих.

В них есть и лунный свет, что нежно тих
И чародеен в час, когда Светлана
Восходит, розовата и медвяна,
И ворожит теченье чар густых.

Глубинные — приемлют трепетанья,
Покорно подчиняясь без конца,
И раскрывая створки, как сердца.

А в той, что всех открытей пьёт влиянье,
Слиянный поцелуй созвучных сил
Себя, как грёзу, жемчугом явил.