Манабозо как трикстер

Великий Заяц Манабозо

Это было давным-давным-давно, когда только появился мир. И создал этот мир Великий Заяц Манабозо. За свою долгую бесконечную жизнь он очень много сделал для всех индейцев-алгонкинов, среди которых поселился. Победил Великого Кита, спас всех людей от всемирного потопа, подарил огонь и письменность, науки и искусства, дал названия всем растениям и животным. Только после всех этих подвигов он вернулся к себе на Луну.

Великий Заяц – это символ Света, властелин ветров и вод, живший на Луне и время от времени спускавшийся на землю и совершавший подвиги. Он спасал людей от пожирающей их змеи, от голода, обучил индейцев рыболовству. Он мог принимать разные формы, преодолевать большие расстояния. Он сохранил леса от огня, убив злого Баньяна с озера Блэкджек.

Великий Заяц, будучи богом, мог появляться в любом облике: человека и рыбы, ворона и койота, но всё-таки больше всего ему нравился привычный образ зайца. Быстрые лапы, чуткие уши, гибкое тело, пушистый хвостик. Индейцы считают, что Великий Заяц был сыном западного ветра и красивой индейской женщины. В иных легендах Заяц был старшим из трёх братьев, но именно он совершил многие чудеса.

Разные племена индейцев его называли по-разному: Манабозо, Глускэп, Нанабозо… В Египте был Великий Кот, в Америке – Великий Заяц.

Надо сказать, что алгонкины были одним из наиболее развитых и одарённых индейских племён, наряду с ирокезами и атапасками они были племенем с высоко развитой культурой. Жили в восточной части Северной Америки. Именно у них прежде всего был развит культ Великого Зайца как верховного божества. Алгонкины любили по ночам смотреть на небо, и, как древние китайцы, видели на небе Луну, а на Луне – Лунного Зайца. И поклонялись ему – Великому Зайцу, живущему на Луне. То есть, поклонялись Небесному Богу. Великий Заяц для алгонкинов и ряда других индейских высокоразвитых и культурных племён был единым Богом, создателем всего небесного и земного. Алгонкины в своём развитии пришли уже к религии единого небесного Бога. И этим Богом был увиденный на Луне Великий Заяц. Ему подчинялись все воды, ветра, горы, ему подчинялся Свет.

Под знаком Великого Зайца даже создавалось некое подобие единого государства, лиги племён. И если бы не нашествие европейцев, то, как и в Европе, где объединённые христианством народы создавали свою цивилизацию, так и в Америке, объединённые монорелигией Великого Лунного Зайца, племена индейцев (ирокезы, делавары, навахо, пуэбло) создали бы ту же самую нынешнюю Америку, но на других цивилизационных началах. Конечно, уровень организованности индейцев нельзя сравнивать с уровнем африканских узко-племенных связей.

Великий Заяц содержал в себе "великую тайну" – ваконду. Генри Лонгфелло попытался представить эти мифы о Манабозо в своей "Песне о Гайавате", очеловечив самого Гайавату (одно из имён Великого Зайца).

Есть у индейцев-алгонкинов и свой Бог-Отец. Именно Великому Небесному духу Маниту приснился сон, где он увидел землю и людей. И он решил перенести этот сон в бытие. Он создал мир из четырёх элементов: камня, воды, огня и ветра. Всё дальнейшее творение он поручил Великому Зайцу Манабозо. И отправил с этим заданием Манабозо на землю. Первым делом Великий Заяц дал названия горам, рекам, животным, птицам и растениям. Он обучил людей искусству врачевания, дал им понятия о добре и зле. При этом Великий Заяц оставался весёлым выдумщиком, ловкачом и хитрецом.

Заяц Мичабо Когда он спустился с Луны на землю, спасая людей и природу, он совершил немало чудес и подвигов. Он был Высшим существом, космическим демиургом.

Существуют города в штатах Миннесота и Флорида, названные в честь Великого Зайца.

Ряд учёных считает, что речь идёт не столько о Великом Зайце, сколько о Творце, иногда принимающем на земле облик зайца. Впрочем, и в древнем Китае первотворец мира Паньгу принимал иногда облик небесной собаки. Да и великий Будда приходил на землю в разных ипостасях, и одним из его земных обликов был облик зайца, позже перенесённого на луну. Вряд ли речь идёт о заимствованиях. Просто и в Индии, как в Китае и в Америке, над головой висит луна, и на луне в этих широтах явно виден облик зайца.

Естественно, строгие учёные не прощают такому чудаковатому богу-ловкачу его проделки. "Блестящий пример такого полубога – индейский Манабозо или Мичабо, известный также как Гайавата. Он одновременно и сверхъестественное существо, и весьма человечный персонаж. Тот факт, что он является божеством, которое может пройти все горные гряды за пару шагов и подвергнуть наказанию даже своего отца, Западного Ветра, за оскорбление, нанесённое его сошедшей с Луны матери, не ставит его выше ощущения крайнего голода зимой или выше чувства боли во время разорения пчелиного дупла… Очевидно, что он является божеством; однако его имя на любом диалекте, который варьирует или переводит его, означает "Великий Заяц" или "Заяц-Дух"…

Манабозо, при всей своей похожести, не является деградировавшим богом, а скорее раздутым, возвеличенным, выдуманным героем. Он всё ещё несёт в себе признаки своего человеческого происхождения, хотя уже установил отношения с некими силами, окружающими человеческую жизнь, – с небесами, временами года и ветрами. Сверхчеловеческие деяния возвысили героя до товарищеских отношений с этими силами, а псевдоисторическая связь с человечеством приводит к отождествлению его с животным-тотемом, мистическим предком его народа. Следовательно, он является одновременно Сыном Западного Ветра, Внуком Луны и т.д. и в то же время Великим Зайцем; и одновременно с этим он – ловкий обманщик, великий вождь, изобретатель каноэ и сверхчеловек…" – писал Даниэль Бринтон.

Но оставим умных европоцентричных учёных в покое. Индейцы искренне верили в своего Великого Зайца. А европеизированные колонизированные индейцы уже добавляли в его заячьи похождения долю цинизма и скабрезности. (Если бы не было "Нового Завета", так послушать иных наших крестьян раскулаченных и сосланных, не то бы ещё услышали о Иисусе Христе в тридцатые годы. И тоже сочли бы православными мифами.

На самом деле, напомню высказывание видного учёного Э.Бете: "Миф, легенда и сказка отличаются друг от друга по происхождению и по значению. Миф – это примитивная философия, простейшая презентативная форма мысли, ряд попыток понять мир, объяснить жизнь и смерть, судьбу и природу, богов и культы. Легенда – это примитивная история, наивно сформулированная на языке любви и ненависти, неосознанно преобразованная и упрощённая. А вот сказка возникла для развлечения, служит ему и никакими другими мотивами, кроме развлечения, не обладает". Вот и мы должны отделять мифологического, религиозного, философского героя Великого Зайца от придуманных позже сказок для развлечения.

При этом Великий Заяц, в отличие от иных мировых богов, не просто традиционный герой и мудрец, но и ловкач, хитрец, притвора. Его ловили за хвост, но хвост отваливался, и заяц превращался в рысь. В него стреляли, но пули от него отскакивали. Он не похож на традиционного римского или греческого бога, лишён величия, но когда дело доходит до серьёзного, Великий Заяц спасает целые народы. Он может играть в забавные игры, может обманывать в переговорах или даже завидовать сильным зверям, но приходит момент и ловкач становится героем и величественным властителем. Он и в быту учил индейцев делать топоры, копья, ловить рыбу, охотиться на зверя. Он дал людям письменность и культуру.

Ему открылась тайна священных снадобий, он лечит даже тех, с кем недавно сражался. В конце концов, после многих битв, умиротворённый, он несёт на землю мир и возвращается к себе на Луну. Индейцы хранят немало своих преданий о подвигах и деяниях Великого Зайца Манабозо.

В легенде алгонкинов рассказывается, как Великий Заяц восстанавливал мир после потопа с помощью ворона, выдры и ондатры.

"Люди перестали слушаться бога, стали убивать друг друга, перестали уважать природу. И Великий Дух Маниту решил очистить землю, залил её водой. Все люди утонули, только Манабозо, захватив с собой нескольких птиц и зверей, спасся на большом бревне посреди воды. Когда подъем воды прекратился, Манабозо собрал вокруг себя уцелевших. Великий Заяц отправил ворона, чтобы тот нашёл кусок земли, который стал бы ядром нового мира, но птица вернулась ни с чем. Она не смогла нырнуть до земли. Затем Манабозо послал с таким же заданием выдру, прекрасную ныряльщицу, но ей тоже не удалось достичь успеха. Думали, что выдра утонула, но она всё же всплыла без сознания на поверхность. Даже черепаха старалась донырнуть до земли, и всё напрасно.

"Дайте мне попробовать" – сказала небольшая ондатра. Долго её не было видно. Ондатра сумела донырнуть до земли и схватить горсть в свою лапу. Но в её легких уже не было воздуха, и пока она поднималась, она умерла. Манабозо заметил её тельце и вытащил из воды. "Братья и сёстры, давайте возблагодарим её". Зазвучала песня траура. И тут Манабозо заметил, что в лапе у ондатры что-то есть. Она вернулась с количеством земли, достаточным для того, чтобы Манабозо мог снова создать твёрдую землю. Черепаха тоже решила пожертвовать собой и подставила Великому Зайцу спину: "Создавай землю у меня на спине". Манабозо рассыпал землю по спине черепахи, земля стала расти. Вот земля стала островом, она росла всё больше и больше, пока не превратилась в Америку. Жизнь возродилась после потопа. Черепаху и ондатру все индейцы почитают и поныне. Деревья потеряли свои ветки, и Великий Заяц выпустил в них стрелы, заменившие ветви. После этого Манабозо женился на мускусной крысе, и от этого союза произошли все люди на земле". Так что все мы – всё человечество – согласно верованиям индейцев-алгонкинов, дальние потомки Великого Зайца.

Своей непредсказуемостью, своим занижением героического поведения Заяц очень огорчал одного из первых исследователей и собирателей индейского фольклора Даниэля Бринтона, старавшегося с европейских христианских позиций понять и объяснить все чудачества Великого Зайца, оправдать его проделки. Как считает Бринтон, Великий Заяц "полон проделок и хитростей, но часто оказывается в затруднении в том, что связано с пищей; всегда полный непреодолимого желания испытать свои магические навыки на крупных животных и часто сталкивающийся при этом с нелепой неудачей; завидующий способностям других и постоянно стремящийся превзойти их в том, что они делают лучше всех; короче говоря, немногим более значительный, чем злобный шут, получающий наслаждение от собственных проделок и злоупотребляющий своими сверхчеловеческими способностями ради корыстных и постыдных целей".

В общем, плут и обманщик, и одновременно тот же Великий Заяц "из песчинки со дна первобытного океана образовал обитаемую землю и сделал её плавающей по водам... Когда он одним шагом отмерил 8 лье, Великие Озера стали бобровыми плотинами, а когда ему воспрепятствовали большие водопады, он "разорвал" их своими руками… Он изобрёл рисование и создал первые рыбацкие сети. Очевидно, что он является божеством; однако его имя на любом диалекте, который варьирует или переводит его, означает "Великий Заяц" или "Заяц-Дух"...

Бринтон был убеждён в том, что популярные иронические, смешливые, даже похабные истории о проказах Великого Зайца являются "низкой, современной и искажённой версией". Может быть, он и был прав. За столетия индейцы научились ходить в ногу со временем, особенно после колонизации и истребления их белыми европейцами, поэтому могли и исказить первоначальные мифы. Создать их в угоду колонизаторам.

Лишь самые мудрые из них, не сломавшиеся перед "дарами" белой цивилизации, помнят, что их бог и создатель – Великий Заяц Манабозо. Помнят, что Верховный небесный правитель, выбрал именно Великого Зайца для спасения людей. Как и в древнем Китае, Великий лунный Заяц, сын Западного ветра и внук Луны, является хранителем бессмертия и долголетия.

В 1836 году был опубликован уникальный документ, записанный рисуночными знаками на бересте, – священная хроника индейцев-делаваров "Валам Олум". Спустя полвека Даниэль Бринтон доказал подлинность этого текста – в него не верили и до сих пор не верят многие западные учёные, слишком уж невероятной казалась сама возможность записать знаками-рисунками связный и длинный исторический текст. "Валам-олум" – эпический памятник индейского племени делаваров. Пиктографически записан примерно в 17 веке на древесной коре; к началу 19 века сохранился лишь в небольших отрывках.Даниэль Бринтон переиздал его, снабдив знаки-рисунки делаварским "чтением" подлинника и переводом его на английский язык. Но я категорически не согласен с мнением Бринтона, утверждающего, что имя Великого Зайца основывается на филологической ошибке, которую совершают все индейцы, путая wabo ("заяц") – с wapa ("рассвет, утренняя заря"). Не могут индейцы разных племён, в разное время поклонявшиеся всё тому же Великому Зайцу, одновременно ошибаться в смысле своих же родных слов. Мол, "Рассвет, утренняя заря" символизируют Бога-Солнце. Я вижу в этом мнении Бринтона всё ту же европоцентричную схему, привязывающую все религии и всех богов к единой модели, идущей от Бога Солнца Египта и Месопотамии. Могли ошибаться при переводе сами европейцы, но индейцы, уже овладевшие английским языком, всегда называли его именно Великим Зайцем, да и рисунки индейцев на камнях, скалах и берестяной коре показывают нам именно зайца.

Великий Заяц – великий культурный герой в индейских племенах. И непонятно, почему мы учим в школах и институтах мифы Древней Греции, Древнего Рима и проходим мимо не менее интересных мифов Древнего Китая, Древней Америки.

В каком-то смысле воинственный богоборец и атеист, профессор И.А. Крывелев, с которым воевал ещё покойный писатель Виктор Астафьев, прав в своей статье "Вера в Великого Зайца", когда пишет: "У индейцев Северной Америки был в прошлом весьма распространён культ Великого Зайца – огромных размеров и величайшей, притом сверхъестественной, силы. Можно ли считать, что источником этой идеи был реально существовавший Великий Заяц? Оснований для этого ровно столько, сколько оснований для "психологического" доказательства бытия бога. На это могут возразить, что вера в Великого Зайца не имеет такого широкого распространения, как вера в бога. Но разделять эти две идеи нет никаких оснований: Великий Заяц – тоже бог… Что же, все они реально существуют и являются источником веры в них? Или, может быть, это только привилегия библейского, то есть иудейского и христианского, бога? А на чём же может быть основана такая религия? Великий Заяц и иудейско-христианский Яхве сходны в основном и главном…".

Этим сравнением какого-то Зайца и Яхве Крывелев хотел принизить религии. Не получилось. Нам в России и Яхве, старозаветный иудейский бог – чужой, и Великий Заяц незнаком, мы стоим на своей православной вере. Но для индейцев их небесный Великий Заяц является высшим божеством. Так же, как для иудеев – Яхве, для буддистов – Будда… Все великие Боги имеют небесное, по сути, единое происхождение, и вполне духовно, метафизически реальное. Небесный Великий Заяц – не есть ли ещё одна из ипостасей истинного Бога. Крывелев видит их (Великого Зайца, Яхве, Будды, Христа и других) сходство в том, что они не существуют. Верующие люди, коих всегда разумное большинство, другого мнения. Я не призываю к какому-то сектантству и многобожию. Но не будем и мы у других наций отнимать их божественное начало. Каждый народ, каждая цивилизация длинным и сложным путем приходила к своему образу единого Бога. Оставим индейцам их древнего Великого Зайца! (Мастер Вэн «Великий заяц Манабозо» // День литературы, выпуск №12 (184))

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник

Цитаты

У него много имен. Одни называют его Винабоджо, другие - Нанабозо, Мичабу, чаще же всего - Манабозо. О нем трудно сказать что-либо определенное, потому что, когда дело касается Манабозо, он всегда оказывается не тем, за кого вы его принимаете. Всегда загадочный и переменчивый, он бывает порой жестоким, но чаще он добр. Манабозо хитер и безрассуден, умен и глуп. Одно можно сказать точно: с ним постоянно происходят удивительные приключения.

Это Манабозо хитростью добыл людям огонь. Превратившись в кролика, он проник в дом Солнца и своими ужимками и прыжками заставил его улыбнуться. Лучистая улыбка Солнца коснулась кусочка трута, спрятанного у кролика за спиной, и разгорелась жарким пламенем, едва не спалившим бедного Манабозо, пока он, спасаясь от гнева Солнца, бежал изо всех сил к своему дому.

Это Манабозо учил людей охоте и земледелию. Он изобрел письмо на скалах и бересте и показал людям, как раскрашивать лицо, выходя на тропу войны. Он научил их лечить болезни, показав травы, обладающие целебной силой.

Здесь Манабозо заметил длинную песчаную косу, которая выдавалась далеко в воду, и множество птиц. Манабозо решил попировать. У него была с собой сумка с амулетами. Зайдя в кусты, он повесил сумку на дерево, заготовил много древесной коры, свернул ее в трубку и взвалил на спину. Потом он возвратился на берег и стал медленно прохаживаться на виду у птиц, притворяясь, что не замечает их. Однако некоторые лебеди и утки узнали Манабозо и, испугавшись, отплыли от берега.
Один из лебедей крикнул:
- Эй, Манабозо, что ты надумал?
Манабозо ответил:
- Я надумал петь. Видите, у меня с собой все мои песни. Они записаны на коре. - И он пригласил птиц. - Идите сюда, братья мои, и давайте вместе петь и плясать.

Насытившись, звери удалились, и тогда-то бедный Манабозо наконец освободился. Он оглядел место пиршества и обнаружил, что, хотя череп медвежий был уже весь обглодан, внутри еще осталось чуть-чуть мозга. Но Манабозо, как ни старался, не мог до него добраться. Тогда он решил превратиться в муравья, чтобы забраться внутрь и поесть, потому что там осталось еды как раз с муравьиную долю. Он так и сделал, а когда с едой было покончено, вновь принял свой прежний облик, но голова его осталась внутри медвежьего черепа. Он мог идти, но ничего не видел и не знал, где находится. Тогда Манабозо прикоснулся к ближнему дереву и спросил: "Кто ты?" Оно ответило: "Кедр". Манабозо пошел дальше, продолжая спрашивать все деревья, которые попадались ему на пути. Так он узнал, что подходит к берегу озера. Только одно дерево не сразу отозвалось на вопрос; но вот и оно сказало: "Я Сесегандак, ель". Тогда Манабозо понял, что находится у воды. Не зная, велико ли озеро, он пустился вплавь. Случилось так, что в это время по озеру плыл всей семьей индеец оджибве, и Манабозо услышал, как кто-то крикнул: "Эй! Вон плывет медведь!" Манабозо испугался, услышав о медведе, и поплыл быстрее. Наконец он выбрался из воды и, поскользнувшись на мокрой скале, раскачал медвежий череп, и тот свалился у него с головы. Тогда оджибве вскричал: "Это не медведь! Это Манабозо!" Теперь-то уж Манабозо мог видеть, поэтому он поспешно побежал прочь. В этот день ему не хотелось связываться еще и с людьми.

Утром они вновь пришли к Манабозо, а он сказал им:
- Вы явились просить моей помощи. Я сделаю для вас все, что смогу.
Первый из гостей сказал:
- Я пришел, чтобы просить у тебя вечной жизни.
Манабозо встряхнул его хорошенько, бросил в угол, и он превратился в большой черный камень. Манабозо сказал:
- Ты просил вечной жизни. Что же, так ты, пожалуй, проживешь до конца света.
Второй человек сказал:
- Я пришел просить у тебя постоянной удачи в охоте, сделай так, чтобы у меня ни в чем не было нужды.
Манабозо подумал и превратил его в лисицу, прибавив:
- Теперь ты всегда будешь ловок и удачлив.

Песнопения, к которым прибегают при охотничьей магии, связаны с верованиями индейцев. Они зачастую обращены к духу, по имени На-на-бу-шу, или На-на-буш (Мифический герой На-на-буш, или Ма-ни-буш, играет важную роль в преданиях оджибвеев. После завершения своих подвигов он вознесся на небо в виде северо-западного ветра.), которого просят быть посредником и передать мольбу Великому духу (Под Великим духом здесь отнюдь не подразумевается божество в образе человека. Так называемый Великий дух, то есть своего рода монотеистическое божество, появился у индейцев под влиянием миссионеров. Маниту — духи всех предметов и живых существ, при известных обстоятельствах принимают конкретный образ. Например, «четыре маниту» — это духи сторон света; «маче-мапиту» — враждебное начало, «чиче-маниту», или «ма-ниту-огима», — дух, которого благодарят за урожай дикого риса.). Иногда взывают к Ме-сук-кум-мик О-кви, то есть к Земле, Великой праматери всех живых существ. В песнопениях рассказывается о том, как На-на-буш, выполняя приказание Великого духа, создал Землю, и как все, что необходимо для поддержания жизни теток и дядей На-на-буша, то есть мужчин и женщин, было поручено охране и заботе Великой праматери. На-на-буш, оставаясь неизменно доброжелательным посредником между Высшим существом и людьми, создал на благо индейцам всех животных, мясо которых служит им пищей, а шкура и кожа — для изготовления одежды. Он дал также людям корни и лечебные травы, обладающие сверхъестественной силой, чтобы больные могли исцеляться от болезней, а охотники в голодные времена успешно промышлять зверя.
Все это было вверено попечительству Ме-сук-кум-мик О-кви. А чтобы тетки и дяди На-на-буша никогда понапрасну не взывали к Великой праматери, ей было приказано во веки веков не выходить из своей палатки. Поэтому уважающий себя индеец никогда не выкопает целебных корней, не положив в землю жертвы Ме-сук-кум-мик О-кви.
Индейцы рассказывают в своих песнях и о том, как некогда, в незапамятные времена, Великий дух убил брата На-на-буша и как последний рассердился и восстал против Гич-е-манито. Злоба На-на-буша была так велика, что для его успокоения Великий дух поведал ему таинства религии мидевивин. Это очень обрадовало На-на-буша, и он принес на Землю новую веру своим теткам и дядям.

Что бы ни случалось, Мичабо оставался верным другом людей. Он научил их многим охотничьим хитростям: например, как подкарауливать добычу и как выслеживать ее по ветру, чтобы зверь тебя не почуял, - а еще передал им множество талисманов, приносящих удачу Но каждый год, накануне зимы, он надолго покидал людей и отправлялся домой, чтобы хорошенько выспаться, а по весне вернуться к ним снова.

Ссылки

Манабозо, умный простак

Символы жизни как корни мифа

Сказки о Великом Зайце

Тайна Великого Зайца

Фантастический бестиарий

Трикстеры в мифах индейцев
(www.native-languages.org)

Аблигамуч (микмаки)
Аваккуле (кроу)
Азебан (абенаки)
Амагук (эскимосы)
Безумный Джек (делавары)
Ваджкункага (виннебаго)
Ван (чехалис)
Визака (кикапу)
Визакеджак (кри)
Вихио (шайенны)
Ворон (многие племена)
Голубая Сойка (чинуки)
Джамул (ачумави)
Джисту (чероки)
Иварика (акавайо)
Иктоми (сиу)
Исили (кэддо)
Йелис (алси)
Киуник (микмаки)
Квеквачу (инну)
Койот (многие племена)
Кокопелли (зуни)
Кошары Пайякяму (пуэбло)
Мичабо (алгонкины)
Манабозо (оджибве)
Маннегиши (кроу)
Напи (черноногие)
Нихасо (арапахо)
Нихоут (гровантры)
Сичонски (ассинибойны)
Стуви (арикара)
Тоненили (навахо)
Хейока (лакота)
Цинн-ан-ев (юта)
Чакапеш (инну)
Чанамид (мохеганы)
Человек-скелет (хопи)
Чирич (арикара)
Шиук (алси)

См. также