Маленькие крылатые монстры, враги солнечного света, гнездящиеся под темными сводами глубоких таинственных пещер или в давно покинутых людьми полуразрушенных строениях, всегда внушали человеку чувство суеверного страха. Летучая мышь - символ ночи, ночного кошмара и смерти, персонификация «живого мертвеца» - вампира, чей черный плащ раздуваемый ветром, ассоциируется с ее перепончатыми крыльями.
Причудливое воображение невежественных людей, соединившее воедино эти два образа, перенесло необычные свойства реальной летучей мыши - вампира на ее жуткого фантастического двойника. Животное-вампир, зависнув в воздухе над спящей жертвой, погружает ее в еще более глубокий сон мягкими взмахами своих кожистых крыльев, а затем делает острыми резцами разрез на коже и лакает струящуюся из ранки кровь, как кошка молоко. Спящий при этом не испытывает ни боли, ни беспокойства, поскольку слюна летучей мыши содержит обезболивающее вещество. Теми же свойствами суеверная фантазия наделила и собратьев Дракулы: вампир чудесным образом насылает на людей непреоборимый сон, и когда его страшные клыки вонзаются в теплую шею жертвы, последняя испытывает не боль, а какoe-то дьявольское эротическое наслаждение.
Не все народы считали летучую мышь оборотнем-вампиром. В античности это животное служило символом бдительности и проницательности, поскольку древние греки и римляне ошибочно приписывали летучей мыши острое зрение.
Буддисты и аборигены Австралии почитали ее как священное животное, а в Китае она и вовсе олицетворяла удачу и счастье: даже сами слова - «летучая мышь» и «счастье» - по-китайски звучат одинаково - «фу».
В древнегреческой мифологии происхождение этих существ связывалось с утверждением культа Диониса: три дочери беотийского царя Миния, не почитавшие Диониса, были превращены разгневанным богом в летучих мышей. С тех пор они служили Персефоне, супруге мрачного Аида, владыки загробного царства, как быстрокрылые вестницы смepти. Обитателями подземного Царства Мертвых и посланцами смерти летучие мыши выглядят и в мифологическом эпосе древних майя «Пополь-Вух»: даже крылья этих демонических существ отмечены страшными знаками смерти - скрещенными костями и черепом.
Средневековые народные поверья coхранили за летучими мышами их зловещую репутацию, хотя и внесли существенную поправку в вопрос об их происхождении. Теперь летучих мышей принимал и либо за нечистые души грешников, направляющиеся прямиком в пекло, либо за души всех умерших, обреченные на существование в этом обличье до тех пор, пока не решится вопрос об их дальнейшем месте пребывания: в аду или в раю. Однако в любом случае встреча с этими таинственными существами не cyлила ничего доброго: летучую мышь, бесшумно промелькнувшую над головой человека, в Европе рассматривали как тень смерти и знак его скорой кончины. Индийцы, боявшиеся летучих мышей не меньше европейцев, принимали их за злобных болотных духов, заманивающих заплутавшего путника в зыбкие объятия страшной трясины.
Христианская религия объявила летучих мышей мерзкими приспешниками ведьм и колдунов, оборотнями, в которых перевоплощаются бесы, вампиры, двоедушники и прочая жуткая нечисть, поэтому в изображении летучей мыши христианам виделась богохульная эмблема идолопоклонства или сатанизма.
В европейском изобразительном искусстве летучая мышь, как ночное существо, составляет атрибут аллегорической фигypы Ночи. В искусстве древних майя враждебность темной твари к дневному свeту передана в образе гигантской летучей мыши, злобно гpызущей солнечный диск.
В христианской живописи с перепончатыми крыльями летучей мыши изображались только выходцы из ада: черти, бесы, демоны, гарпии и сам Дьявол.
Китайцы наделили громадными черными крыльями летучей мыши, ассоциирующимися с грозовой тучей, бога-громовержца Лэй-Гуна. Как символ счастья летучая мышь изображалась на народных лубках рядом с «конопляной девой» - бессмертной феей Ma-гy. И поныне в Китае на поздравительных открытках с пожеланиями удачи и счастья можно увидеть две, пять или восемь летучих мышей (счастливые для китайцев числа).
В мифологии племени с озера Кондах, летучая мышь во Времена сновидений, когда все живое было людьми, была человеком по имени Эун-Нефт. Это был удивительный человек, из-за которого все остальные люди вернулись на землю. Сначала все они, кроме Эун-Нефта, ушли вверх по верёвке, привязанной к копью, влезши на которую один человек добыл огонь от солнца. Но потом вернулись из-за Эун-Нефта.
В символике фэн-шуя (китайского искусства благоустройства дома) летучая мышь символизировала удачу в делах. (myfhology.info)
Вопрос о летучих мышах — это с вопрос того света, пахнущий ересью. Все в этих двусмысленных созданиях, являющих собой верх противоестественности, отмечено печатью нереальности и незнания.
Летучая мышь — это химера, ужасное, невозможное существо, символ снов, бреда, призраков, болезненных видений, душевного смятения и безумия», — писал в прошлом веке французский натуралист.
Так липнет дурная слава. Эзоп еще оставил басню о жестокой войне между зверями и птицами: летучие мыши, родственные обоим, выступали то за одних, то за других — кто одолевал, конечно. Но враги примирились и дружно осудили предателей, приговорили ко мраку ночи.
А оттуда — и не выбраться черным страшилкам, уже не обелить себя в общественном мнении. Нет картины со дьяволом, чтоб у того не было таких же кожистых, перепончатых крыльев. Нет ведьмы на рисунках без свиты из летучих мышей. Зверек в дом залетел — к беде в одних странах, а в других — так и прямо к пыткам инквизиции! Кровожаден мексиканский бог в рукокрылом обличье, с жутким воем вырываются из африканских пещер духи ю-ю.
А впрочем — «если захочешь приворожить девицу, то сподобься в полнолуние подстрелить серебряной дробью летучую мышь. В ночь ущербной луны тайком ото всех ступай в овин или баньку варить летучую мышь на очаге. Когда мясо с костей отвалится, вынуть надобно косточку, и тою косточкой трижды девицу подтолкнуть, и тотчас она сама за тобой бегать станет» (латышское народное поверье).
Еще можно было есть летучих мышей для лучшей наблюдательности, для борьбы с облысением или же, наоборот, против излишней волосатости, — только, не зная, видимо, этих негритянских верований, не стал их проверять итальянский аббат Лаццаро Спалланцани, первый из знаменитых ученых, обратившихся к летучим мышам, а задался в 1793 году другим вопросом: как же они так ловко летают в темноте, увертываясь от препятствий? А опыты озадачили еще больше.
Наловив мышей на колокольне родного города Павия, Спалланцани залепил им глаза воском и пустил летать по комнате, где от пола до потолка натянул тонкие нити. Мыши даже вслепую на них не натыкались. Аббат выпустил зверьков, а утром спозаранку опять полез на колокольню, поймал еще. Да среди пойманных оказались и вчерашние. Любознательный аббат поскорее вспорол всем животы. И надо же — полны были желудки и у слепых, и у зрячих. Загадка!
Прознав о том, швейцарец Шарль Жюрин повторил опыты Спалланцани: слепые мыши тоже летали, как ни в чем не бывало. Да не заткнуть ли им еще уши? Вот тут-то, с ватой в ушах, мыши и стали натыкаться на преграды. Но не могли же звери видеть ушами?
Великий француз Жорж Кювье рассудил: осязание. Мыши улавливают мельчайшие сгущения воздуха, которые образуются между крылом и препятствием. Так и решили — на целый век. Отгадка пришла только перед второй мировой войной.
Американцы Гриффин и Галамбос подносили летучих мышей к приемнику ультразвуков, и тот сразу уловил от них настоящие, беспрестанные крики. Открылась неслышимая нам эхолокация, благодаря ей рукокрылые различают мельчайшие предметы, вплоть до двадцатой доли миллиметра. И все это — в полете, на скорости. И все — прекрасно запоминают. И много других их загадок — еще не разгадано.
Ведь сказал же поэт: чтобы исследовать подробно летучих мышей — не обойтись без летучих кошек...
( Журнал "Вокруг Света" №3 за 1998 год) |
Пословицы и поговорки
В деревне, где нет птиц, и летучая мышь — птица.
В том, что летучая мышь не видит днем, не виновато солнце.
Если мышь съест что-либо в церкви, то обратится в нетопыря.
Когда слон попадет в загон, его и летучая мышь готова дубиной бить.
Летучая мышь боится света.
Летучая мышь и птиц обманывает, и мышей надувает.
Назвать мышью — так ведь летучая мышь; назвать летучей — так ведь мышь.
Не скот в скоте - коза, не зверь в зверях - еж, не рыба в рыбах - рак, не птица в птицах - нетопырь, не муж в мужьях, кем жена владеет.
Нетопыри разыгрываются - к вёдру.
Нетопырь залетает в дом - к беде.
Рак не рыба, нетопырь не птица, а пес не скот.
Солнца ли вина, что летучая мышь в полдень не видит.
Там, где нет птиц, и летучая мышь — птица.
Песни
Владимир Высоцкий - Падение Алисы
Детские песни - Песня летучих мышей
Летучая мышь (У Чэн-энь*)
Мордочка и глазки — как у мыши,
Но еще к тому же два крыла,
Цвета темного, собой мала,
И живет под черепичной крышей.
Солнца свет не мил ее очам —
Все она порхает по ночам,
Радуется лунному сиянью,
На лету хватает комаров,
Поутру летит под темный кров —
Таково ее существованье!
Летучая мышь (Валерий Брюсов)
Весь город в серебряном блеске
От бледно-серебряных крыш,-
А там, на ее занавеске,
Повисла Летучая Мышь.
Мерцает неслышно лампада,
Белеет открытая грудь...
Все небо мне шепчет: "Не надо",
Но Мышь повторяет: "Забудь!"
Покорен губительной власти,
Близ окон брожу, опьянен.
Дрожат мои руки от страсти,
В ушах моих шум веретен.
Весь город в серебряном блеске
От бледно-серебряных крыш,
А там у нее - к занавеске
Приникла Летучая Мышь.
Вот губы сложились в заклятье...
О девы! довольно вам прясть!
Все шумы исчезнут в объятьи,
В твоем поцелуе, о страсть!
Лицом на седой подоконник,
На камень холодный упав,
Я вновь - твой поэт и поклонник,
Царица позорных забав!
Весь город в серебряном блеске
От бледно-серебряных крыш,
А там - у нее, с занавески,-
Хохочет Летучая Мышь!
Летучая мышь (Фазиль Искандер)
Устав от первобытных странствий
Под сводами вечерних крыш.
Вне времени, хотя в пространстве,
Летучая трепещет мышь.
Как будто бы под мирным кровом,
Тишайший нанеся визит,
В своем плаще средневековом
Вдруг появился иезуит.
И вот мгновенье невесомо,
Как серый маленький дракон,
Кружит, принюхиваясь к дому:
Что в доме думают на сон?
Так порождает суеверье
Ее неслышимый полет
Не тем, что выродились перья,
А тем, что птица не поет.
Она колышется над нами,
Прильнув к открытому окну,
Пастообразными крылами
Прядет гнилую тишину.
Толчется птица и не птица,
Кружит, безмолвие храня,
И вдруг на светлое садится,
Но светлого боится дня.
И этот облик полуптичий
Висит, неясностью страша.
Но с адским символом двуличья
Не соглашается душа.
Добычи вечная дележка
Под сводами пещер и крыш…
Сова — летающая кошка —
Летучую кромсает мышь!
|