Койот как трикстер

Койот

Характеристику Койота как Трикстера можно обнаружить в великом множестве сказаний о Трикстере, которые, скорей всего, отделяют его трикстерские атрибуты в мифах о Творении от упомянутой обширной их обработки. Данные мифы сходны с другими североамериканскими циклами сказаний о Трикстере и не несут на себе священных черт мифов о Творении (Хальткранц, 1979) в том смысле, что ситуации, в которых происходит их действие, гораздо менее ритуализованы, чем таковые в церемониальных мифах и мифах о Творении. Данные сказания связаны с глупыми, озорными и порой гибельными деяниями насмешливого Койота. В них описаны встречи со зверями и разнообразными существами, попытки сыграть с ними шутку, стать похожими на них или провести их, попытки, неизменно включающие и обратное действие. Так, Койот представляется типичным Трикстером: жадным, самодовольным, глупым, пронырливым и, подчас, демонстрирующим могучую силу. Подобные аттрибуты Трикстера хорошо известны в литературе (Радин, 1956). В недавней работе Лакерта (1984) предпринята попытка заключить поле деятельности Койота в диапазон ступеней или состояний, от трупа до бога. До некоторой степени, разумеется, важны события, описанные в сказаниях, сказаниях, которые с течением времени разрабатывали их рассказчики, и Койот предстаёт тогда лишь проводником для описания целого ряда вопросов. И всё же, несмотря на невероятную гибкость характера, Койот остаётся центральной фигурой этих сказаний, тот же Койот, что и в церемониальных мифах и мифах о Творении.

Сказания забавны и занимательны и среди Навахо их чаще всего рассказывают детям, но это не означает, что Койот стал лишь фигурой развлекательной и объектом для насмешек. Тоэлкен (1969) установил после серии бесед с рассказчиком о Койоте Навахо, что сказания как таковые не вызывают смеха. Он заявил: "Многое в истории вызывает смех, сама же она — нет" (т.ж.:221). Назначение историй состоит в том, чтобы донести и моральное послание в занимательной (и, таким образом, запоминающейся) форме, в особенности детям, и в том, чтобы, насколько возможно увлечь этим взрослых, продемонстрировать возможности и ограничения мира. Осведомитель Тоэлкена заметил, что "если бы он не проделывал всё эти штуки, то они не были бы возможны в мире" (т.ж.). Так, Койот чрез разнообразные действия и ответные действия расширяет поле для деятельности, возможной в прошлом и настоящем, и соответствующим образом открывает ограничения и/или последствия таковых действий.

Размах повествований, в выражении действиями, происшествиями и эмоциями, очень широк и покрывает диапазон от охоты, убийства и смерти до трансформы и исцеления. Как отметил осведомитель Тоэлкена, сказания, хотя подчас и кажутся этиологичными, не воспринимались как таковые самими Навахо, в самом деле не воспринимались как повествования с необходимостью о Койоте, но обязательно представляли способ, каковым целый ряд вопросов мог быть охвачен; к примеру, существует история о том, как Койот утратил глаза в азартной игре и их заменили ему таковые из сосновой живицы, хотя и позволявшие ему видеть, но начинавшие плавиться, едва он приближался к огню. Поверхностный взгляд различит в этой истории причину, по которой койоты боятся огня и отчего у них жёлтые глаза. Но более важным аспектом этого сказания для Навахо является возможность обсуждения таких тем, как болезнь глаз, травма и слепота.

Сказания глубокомысленны, как подчеркнул собеседник Тоэлкена. К Койоту до сих пор относятся со всей серьёзностью, даже в самых дурацких сказаниях, и хотя они могут отличаться от других мифов, что передаются вслух по обрядовым случаям, но относятся они при этом к тому же священному существу. Койот — уникальное существо, тот, кто, по словам Тоэлкена, "испытывает всё: он, если коротко, представляющий все возможности" (т.ж.:231). Как и другие Трикстеры, он помогает испытывать пределы возможностей и порядка. Религия и космология Навахо основаны на концепции порядка, необходимого для выживания и здравости. Койот бросает вызов и таким образом проверяет и подтверждает порядок, установленный во вселенной Навахо. Так, в трикстерских сказаниях, Койот исполняет жизненно необходимую функцию и удерживает важное и серьёзное место во вселенной Навахо, несмотря на то, что сказания имеют иной статус и положение в сравнении с обрядовыми мифами и мифами о происхождении. (Гай Х. Купер. Койот в религии и космологии Навахо)

Признаки

Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой

Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник


Цитаты

И Койот превратился в еловую ветку, точь-в-точь как сказали ему сестрицы. И поплыл к чудищу-бобру, и чудище проглотило его, как и предсказывали мудрые сестрицы. А в животе у чудища Койот снова превратился в зверя. Он взял острый нож и начал рубить чудищу сердце. И рубил его, пока бобр-чудище не издох.
Тогда Койот превратился в малютку и вылез из горла у чудища.
И Ондатра помогла ему вытащить тело чудища на берег возле устья Большой реки. Своим острым ножом Койот разрезал тело чудища.
— Из твоего тела, могучий Уишпуш,— сказал он,— я создам новую породу людей. Они будут жить вдоль берегов Большой реки и заниматься торговлей. А вы будете жить вдоль морского берега,— сказал он другому племени.

- Да здесь полно еды, - воскликнул Койот. Если эта пещера внутри великана, то вы можете есть великана.
- Нам не приходило это в голову, - отвечали ему.
- Ну, вы же не такие умные, как я, - сказал Койот.

Ссылки

Native American Coyote Mythology

Как койот украл огонь

Как Койот женился

Песни и стихи о койоте

Сказки о койоте

См. также