В древних мифах гиене приписывали способность менять пол, подражать человеческому голосу, гипнотизировать взглядом, вступать в связь с волками, грабить могилы, видеть ночью, хитростью привлекать собак и убивать их. В современных канурийских сказках (канури — африканская народность в бассейне озера Чад) гиена обладает следующими качествами: прожорливостью; постоянной неудачей в трюках, которые гиена сама и придумывает; она преследует заходящее солнце; питается ложной едой и, в целом, характеризуется инаковостью.
Реликтовые функции гиены указывают, что некогда она выступала в роли культурного героя. Некоторыми авторами на семитском материале реконструируется архетип гиены, связанный с плодовитостью, с женским началом, умиранием и возрождением, лунными циклами, а в обобщенном виде с идеей двойственности, единства противоположностей, сходящихся в образе гиены.
В книге Тимофея описываются два вида этого животного: гиена обыкновенная (Hyaena hyaena) и пятнистая гиена (Hyaena crocuta). Если сравнивать описания зверя у Тимофея и в «Физиологе», то трудно отказаться от впечатления, что автор «Физиолога» в использованном им исходном тексте заинтересовался только одним свойством гиены — сменой пола. Это наблюдение косвенным образом подтверждает предположение о непритязательном характере творчества христианского интерпретатора, оставившего без внимания всю палитру красок античной традиции. Виртуальная гиена в описании Тимофея предстает во всей своей интригующей и отталкивающей красоте. «Гиена. Из года в год она обретает [попеременно] то мужской, то женский пол. Ее шерсть колючая и густая. У нее не гнется шея, поскольку у нее одна сплошная кость вместо [шейного] позвонка Она вступает в связь с волками и рожает так называемых волков-одиночек, которые не живут вместе [с другими волками], но живут в одиночестве, нападая на людей и животных. Она вытаскивает из могил растлевшие трупы. Она видит ночью, так же, как и днем. С помощью рвоты она привлекает собак, чтобы те выходили наружу, и таким образом она их хватает. Она прельщает собак и давит их морды, чтобы задушить их. Двигаясь в лунном свете, [и увидев] на крыше собаку, гиена снизу бросается на ее тень [и таким образом] она стаскивает собаку сверху вниз. Когда она находит спящего [человека], она наклоняется над его головой и хватает его за шею, и пьет его кровь. Желчь гиены помогает улучшить зрение. Она боится паслена, так же, как волк [боится] скилла („морского лука“). Если у кого-то есть сандалии [сделанные] из кожи гиены, и он проходит мимо собак, он не боится» (Тимофей из Газы. О животных. 4. 1-12).
Согласно наблюдениям натуралистов, пятнистая и бурая гиены обитают на юге Африки, полосатая гиена распространена на севере Африки и южной части Азии вплоть до Бенгальского залива. По складу тела гиены похожи на собак. У них сжатое туловище, сильная голова, широкая и некрасивая морда. Передние ноги длиннее задних. Глаза сидят косо и неприятно сверкают. Толстая, малоподвижная шея, обильно покрытый волосами хвост, длинная грубая шерсть, темная окраска меха — характерные признаки этих животных. Они питаются падалью. Гиены — ночные животные, обладают пронзительным голосом, отличаются большой жадностью и прожорливостью, распространяют отвратительный запах и двигаются некрасиво и неловко. Они пожирают своих раненых и убитых сородичей. Не исключено, что итальянский купец Лионардо ди Никколо Фрескобальди, пересекая Синайскую пустыню в 1384 г., видел гиен, которых он принял за волков (Записки венецианцев, с. 37). Он сообщает, что эти волки мельче тех, что у него на родине, питаются они птицами да паломниками, помирающими в безводной пустыне. Скорее всего, увиденное животное не было сопоставлено им с гиеной из бестиариев, что позволяет объяснить отсутствие мистического ужаса в этом описании.
По мнению многих греческих и римских писателей, гиена обладала способностью менять пол. Убежденность в этом мнении имела столь массовый характер, что отразилась даже в «Соннике» Артемидора, который толкует появление зверя во сне следующим образом: «Гиена означает женщину с мужскими повадками или зелейщицу, а также мужчину — мужеложца отъявленного разбора» (Артемидор. Сонник. II. 12). Считалось, что гиена попеременно приобретает то мужское, то женское естество. Об этом пишут Плиний и Элиан. Строки Овидия свидетельствуют о распространенности подобных суждений. Описав птицу феникс, поэт замечает: «Если мы в этом нашли небывалый предмет удивленья, - То подивимся еще на гиену в ее переменах: Жил гиена-самец — став самкой, самца подпускает!» (Овидий. Метаморфозы. XV. 408—410). Как уже выше отмечено, эта тема повторяется и в александрийском «Физиологе». Скорее всего, поводом для подобных суждений послужил тот факт, что гиена обладает крайне своеобразной физической особенностью: внешние половые органы самки имеют почти полное сходство с мужскими. Наблюдение над этой анатомической особенностью и породило в древности идею, что гиена способна по желанию менять пол. В природе двуполые млекопитающие не встречаются. Мнение о гиене как о двуполом существе было опровергнуто еще Аристотелем, но последующая традиция обходила молчанием это суждение.
В армяно-грузинском изводе «Физиолога» свойство гиены получает иное толкование: она уподобляется двоедушному человеку. «Закон говорит: „Не ешь гиены и того, что подобно ей“. Нравоописатель сказал о гиене, что она — самец и самка, иногда бывает самцом, иногда самкою. Она — мерзкий зверь потому, что она изменяет свою природу, почему Иеремия сказал: „Разве логовище гиены наследие мое?“. Таким же образом всякий „двоедушный человек коварен на всех своих путях“* и подобен гиене. И теперь многие в образе мужчины входят в церковь на один час, а когда выходят из церкви вон, у них женский нрав. Послание Иакова. 1:8. Итак, хорошо, следовательно, сказал нравоописатель о гиене» (Физиолог. Армяно-грузинский извод. XXVII).
Аль-Дамири (1405 г.) в энциклопедическом труде о животных (Hayat al-hayawan) в разделе о гиене указывал на сложность в определении ее пола. Он также обращал внимание на ее постоянный голод и неразборчивость в еде, неограниченную и извращенную сексуальную активность и, как метафорическое выражение этих качеств, — хитрость, коварство. Следуя литературной традиции, аль-Дамири говорит, что гиена в течение одного года — животное мужского пола, в течение другого — женского. С точки зрения племенной иерархии, для которой различие полов является одним из важнейших признаков социальной гармонии, видимое отсутствие диморфизма у гиены воспринималось как отвратительная аномалия.
(symbolarium.ru) |
Признаки
Зачинщик
Посредник
Оборотень
Ненасытный
Культурный герой
|
Вор
Плут
Игрок
Хитрец
Шутник
|
Цитаты
- Эй, заяц, хорош получился твой базар! Я на базар тырк! А мне тут же оплеуху ляп!
- Да не совсем так,- засмеялся заяц.- Ты на базар тырк, чужое хап! А тебе оплеуху ляп!
- Откуда ты знаешь? - удивилась гиена.- Ты там был, что ли?
- Нет, не был,- отвечает заяц,- да я тебя хорошо знаю.
Сели они пировать. Да только Рилл от усталости совсем мало ел, а гиена Йаку на его плечах отдохнула и теперь так жадно набросилась на похлебку, что проглотила ложку. Хватились хозяева: где ложка? Рилл говорит: "Я не знаю". А гиена Йаку: "Это Рилл проглотил ложку. Видите, подавился и есть ничего не может".
А она в это время быстро шла по дороге, спешила домой. У самого села, её вдруг нагнала какая-то старуха. На ней было жёлтое в чёрную полоску платье. Они пошли рядом. Старуха начала расспрашивать женщину, куда она идёт, где была, кто у неё дома, как зовут дочек. А женщина всё доверчиво рассказывала. Старуха спросила даже как дочки спят, кто с кем и где стоят лежанки.
- Старшие дочки спят вместе, а младшая, Цагуар, со мной.
После этого старуха вдруг отстала, упала на землю, покаталась-повалялась и стала жёлтой гиеной. Гиена тут же набросилась на женщину и быстро её съела. А потом опять упала на землю, покаталась-повалялась и стала похожа на мать трёх сестер.
Гиена согласилась, подставила спину и ждала, когда шакал наестся. Шакал насытился, слез и подставил спину гиене. Гиена в свою очередь стала набивать брюхо. Она ела, ела, ела… и становилась всё тяжелее. Шакал ей говорит: хватит уже, я устал тебя держать. Но гиена и слушать не желает - предаётся обжорству. Шакал ей опять: слезай уже, у меня лапы не выдерживают. Но гиена знай лакомится.
Ссылки
М.Е. Салтыков-Щедрин. Гиена
Пословицы и песни про гиену
См. также |