Старый ворон мимо не каркнет

— А мне казалось, ты ворон недолюбливаешь. В прошлый раз ты от них прямо шарахался.
— Так то вороны! И к тому же противные грубиянки подозрительного вида. Ты слышал, как они нас обзывали! Нет, вороны совсем другое. Народ Трора когда-то очень дружил с ними, они приносили нам тайные сведения, а в награду получали от нас всякие блестящие вещицы, которые с удовольствием прятали у себя в гнездах. Они живут долго, память у них прекрасная, и все, что знают и помнят, они передают своим детям. В молодости я знавал многих воронов. Ведь и эту высоту когда-то называли Вороньей потому, что здесь над караульным помещением жила знаменитая мудрая пара воронов — старый Карк и его жена. Не думаю, однако, чтобы кто-нибудь из этой древней породы остался в живых.
Джон Рональд Руэл Толкин. Хоббит, или Туда и обратно

Отношение к ворону практически у всех народов было особенным. Одни его почитали, другие боялись, но мало кто оставался равнодушным. Это и не удивительно — крупная сильная птица, черная, как сама ночь, одна из наиболее умных и сообразительных. Недаром ворон — символ мудрости. Да и голос чего стоит. Вот что пишет о нем Л. Семаго: «В голосе ворона действительно есть что-то набатное, какой-то настораживающе-тревожный оттенок. Впечатление это усиливается тем, что голос падает с недоступной взгляду высоты, когда даже острым глазом не разглядеть в небе саму птицу» (Семаго, 1999). В крике ворона можно расслышать и слова «гроб, гроб». Вряд ли это кому-нибудь покажется хорошим знаком. Ну и конечно сыграли существенную роль особенности питания. Ворон — птица всеядная, но полакомиться на дармовщинку падалью он никогда не прочь. Стаи воронов пировали на трупах после побоищ. Не удивительно, что эта птица (да еще зловещего черного цвета!) стала ассоциироваться со смертью. «Ты не вейся, черный ворон, над моею головой». Помните? Вообще многие птицы-падальщики в представлениях разных народов были своего рода посредниками между миром живых и миром мертвых. Тот же коршун, например.

Может быть еще одна причина, по которой врановые птицы обычно ассоциируются у человека с опасностью. В древности они сопровождали опасных для человека хищников — волков, медведей, а также вооруженных людей. По тревожным крикам сойки, например, и в наши дни опытный человек может судить о присутствии чужаков в лесу.

Слова «вороной», «цвет воронова крыла» стали употребляться для обозначения черного цвета. Это также говорит о многом. Как пишет лингвист В. Порциг (1964), древние индоевропейские названия цвета обозначали не отвлеченное качество, а окраску конкретных предметов. Например, «седой» — это цвет волос старого человека. То есть с вороном наши предки контактировали давно и тесно. Вообще, как считают орнитологи, первыми птицами, которые пришли к человеку и стали использовать его деятельность как источник существования, были врановые. Они подбирали остатки пищи первобытных охотников, как раньше питались остатками добычи крупных хищников. Произошло это еще в плейстоцене, десятки, а то и сотни тысяч лет назад. Взаимоотношения птиц и древних охотников закрепились в памяти людей, стали впоследствии проявляться во всевозможных приметах, поверьях, сказках, ритуалах (Лебедев, Константинов, 1996).

Ворон играет весьма значительную роль в мифологии самых разных народов. Функции его очень многообразны. Он часто выступает как демиург и культурный герой, его связывают со смертью и миром мертвых, с землей и небом, наделяют шаманским могуществом. Ворон нередко является посредником между различными мирами, между летом и зимой, водой и сушей, соленой и пресной водой. Он фигурирует в мифах о потопе, создает землю, добывает пресную воду у хозяев соленого моря и т. д. (Мифы народов мира, 1980—1982).

Ворон стал центральным персонажем мифов многих народов Северной Азии и Северной Америки, особенно жителей тундры и морских побережий — чукчей, коряков, ительменов, индейцев-тлинкитов, эскимосов и др. Не удивительно, ведь на крайнем севере это одна из наиболее «значительных» птиц. Там практически нет крупных хищников, которым традиционно поклонялся человек в других местах, да и вообще птиц мало. Дальше на юг ворона чаще побаивались, чем почитали.

У чукчей ворон — главный герой мифов творения, символ Бога-творца. Он создает горы, животных, первых людей, учит их говорить и есть мясо животных, добывает небесные светила, существовавшие раньше лишь в верхней вселенной. Ворон раскрасил всех птиц, а себя из белого — в черный цвет, да еще пробил небесную твердь, дав всем свет.

У чинов ворон считался священной птицей. Он высидел яйцо, из которого вышли их предки. Воронов запрещено убивать.

У коряков и ительменов ворон считался первопредком. В мифах коряков ворон добывает пресную воду у хозяев моря, похищает небесные светила. По представлениям ительменов, ворон Кутх вместе с сестрой сместил землю с неба, где и сам раньше находился, или же сотворил ее из своего сына. Горы и долины — следы пребывания этой птицы на Камчатке. Ворон побеждает злых духов шаманскими силами и хитростью, как могучий шаман защищает от них свое семейство и людей. Он не всегда положительный герой фольклора, может быть хитрым и коварным, добиваясь своих целей. Ученые считают, что описанные в сказках брачные похождения детей Ворона отражают становление организации общества, в частности, появление экзогамии (Мифы народов мира, 1980—1982).

Ворон священен у угорских остяков. Считается, на Мартынов день (14 апреля по старому стилю) ворон купает своих детей. Если реки еще не пошли, нужно ему помочь, сделав прорубь. В благодарность он будет охранять ниву и двор от всякого хищного зверя и птицы.

Жители Арктики узнают о том, когда приходят олени во время миграций, по появлению воронов, которые сопровождают оленьи стада, питаясь остатками жертв волков и трупами погибших оленей. Ворон связан с охотничьими поселениями, видимо, с того времени, когда человек появился на севере. Даже сейчас в северных районах, где жители существуют в основном за счет охоты, ворон обычен в населенных пунктах (Хейнрих, 1994).

У эскимосов ворон выступает в качестве культурного героя. У эскимосов Аляски он создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Сначала создал горных козлов и оленей, а затем — женщину, которая стала женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. По мифам эскимосов с острова Кадьяк, ворон принес в мир свет, в этот момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной. Они создали горы, леса и населяющих их животных. В якутской мифологии ворон имеет демонический характер. Он является атрибутом Улу Тойона — мифического главы черных шаманов. В эвенкийских мифах эта птица нередко является неудачным и непослушным помощником бога-творца (Мифы народов мира, 1980—1982).

Есть индейский миф о том, как ворон помог древним людям. Давным-давно, в начале мира, Серый Орел был хранителем солнца, луны, звезд, пресной воды и огня. Он очень не любил людей, поэтому прятал все это от них. Люди жили в темноте, без воды и огня. Серый Орел имел прекрасную дочь, и Ворон влюбился в нее. В то время он был красивым юношей. Ворон превратил себя в снежно-белую птицу и в таком виде понравился дочери орла. Она пригласила его в дом отца. Когда Ворон увидел солнце, луну и звезды, висевшие на стенах дома орла, он понял, что должен делать. Выждав момент, когда на него никто не смотрел, Ворон похитил светила, воду и огонь и вылетел через дымоход. Солнце, луну и звезды Ворон поразвешивал на небе. Воду он выпустил на землю, и она стала источником всех пресноводных рек и озер. Горящую головню ворон держал в клюве, и дым закоптил его белые перья. Когда головня обожгла клюв, Ворон выпустил ее, она ударилась о камни, и огонь вошел в них. С тех пор, стоит стукнуть камень о камень, как появятся искры. А перья у Ворона так и остались черными.

В одном из мифов индейцев алгонкинов ворон является разведчиком, помогающим в творении земли высшему существу (Коробка, 1909-1910).

У древних греков все белые вороны были посвящены солнцу. Ворон был священной птицей Геры, а также Аполлона. По греческому мифу, гетера Коронида («ворона») была любовницей Аполлона. Но она завела себе еще одного друга, вступив в связь с обыкновенным смертным. Об этом случае донес своему господину соглядатай-ворон (вестник Аполлона). Любовник Корониды был уничтожен молнией, а ее саму сразила пучком стрел Артемида, сестра Аполлона. Из ее чрева всемогущий бог вынул дитя и передал на воспитание мудрому кентавру Хирону. Так появился на свет знаменитый бог-врачеватель Асклепий. Свою бывшую возлюбленную Аполлон все же пожалел, превратив ее в ворону. Ворон-доносчик не дождался награды, и из белой птицы превратился в черную (Федосеенко, 1998).

У римских авгуров ворон считался одной из главных птиц-оракулов. При наблюдениях наибольшее значение отводилось голосу птицы и стороне, откуда она появилась. Наихудшее предзнаменование нес хрипло каркающий ворон. Пролетевшая слева направо птица также предвещала несчастье. Если он при этом еще и садился на дуплистый дуб, авгуры предрекали опустошение земли вражескими солдатами. Появление большого количества воронов означало близкую беду для всего народа. Считается, что вороны предсказали гибель многим римским военачальникам и политическим деятелям. Исключительно большое значение «ясновидению» ворона придавали древние греки. Плутарх сообщал, что по появлению воронов была предсказана смерть Александра Македонского в Вавилоне. Появление стаи этих птиц перед военным походом могло вызвать такую же реакцию, как солнечное затмение во время похода князя Игоря на половцев. Не меньше присматривались к воронам и германские племена. Для них он был прежде всего военным оракулом. Считалось добрым знаком, когда ворон сопровождал выступающих вождей. Когда Гакон приносил кровавую жертву Одину, появился ворон и громко закаркал. Это было истолковано так: Один принимает жертву, и Гакон победит в предстоящей битве. Вороны были птицами скандинавского Одина и германского Вотана. Два мудрых ворона — Хугин и Мунин — постоянно их сопровождали, сидя на плечах. Они сообщали богу об увиденном и услышанном. У германцев было принято вообще оставлять павших на поле боя непогребенными для священных животных Вотана — воронов и волков. Пережитки древних верований сохраняются местами до сих пор.

В скандинавских легендах описывается, как ворона посылают на разведку новых земель потому, что нет других птиц, кроме него, способных к длительному полету на большие расстояния, обладающих острым зрением, осторожностью и сообразительностью. Только такая умная и сильная птица может добыть нужный секрет и ничего не напутать. В старых ирландских легендах ворон предсказывает будущее, и сохранившееся в ирландском языке выражение «знание ворона» означает умение видеть и знать все, что случается. У викингов ворон был символом борьбы и победы. Воронов они старались захватить с собой в многочисленные походы, и птицы не сопротивлялись этому. Они следовали за викингами по той же причине, по которой волки и сейчас сопровождают стада карибу во время миграций — в поисках пищи. Викинги почитали ворона и боялись его неожиданного появления (Хейнрих, 1994).

Мореплаватели использовали птиц для того, чтобы определить, где находится земля. Вавилоняне применяли для этого воронов. Брали их на свои корабли и викинги. В 874 г. н. э. норвежский исследователь и путешественник Флоки направился на поиски большого острова, расположенного на западе. Этот остров был открыт ранее шведом Гардаром. В норвежской «Саге о Флоки» герой берет с собой на корабль трех воронов. Чтобы определить, где находится земля, он выпускает их. Первый ворон вернулся в Норвегию, второй, не обнаружив земли, покружился в воздухе и сел на корабль. Наконец, третья птица полетела на запад и не вернулась, потому что обнаружила землю. Герой последовал за ней. Так викинги открыли юго-восточное побережье Исландии, где вороны до сих пор пользуются уважением (Хейнрих, 1994).

У древних славян и арабов ворон почитался за божественную птицу. Никто не смел его пугать в лесу. Старца убить — не спасенье добыть, ворона убить — не корысть получить, — говорят русские. Кто убьет ворона, у того никогда не будет разводиться скот. Воронов и галок, как нечистых птиц славяне не употребляли в пищу. Ворон обладает сокровищем, охраняет клады, спрятанные в земле (Гура, 1997).

В культуре языческой Руси врановые птицы играли значительную роль, отношение к ним было положительным. Вороны в мифах и сказках принадлежат к пантеону богов, их изображают сидящими на дубе — священное дерево славян, символизирующее мировое древо. Птицы именуются мудрыми и вещими, они посвящены в таинство живой и мертвой воды, разыскивают и приносят ее для воскрешения героев сказок. Кроме того, ворон — символ живительного весеннего дождя и очищающего весеннего грома, пробуждающего природу от зимнего сна.

В русских сказках ворон — птица вещая, благородная, самая мудрая. Ее наделили даром слова и предвещаний. В гнездах ворона незримо хранятся золото, серебро и самоцветные камни, он достает и приносит «живую» и «мертвую» воду, золотые яблоки. Ворон, как громоносная птица, гнездится в темных тучах, закрывающих «блестящие светила». В четверг, день, посвященный Перуну, ворон купается в «живой воде» дождя. Карканье ворона предвещает рождение сына — считали на Руси.

Эстонцы верили, что под крылом ворона есть особое белое перо, которому приписывали чудодейственную силу. Завладевший им якобы может стать счастливым или творить чудеса. Чудодейственной силой обладал и так называемый «вороний камень», при помощи которого можно лечить разные болезни, отвращать зло, понимать язык птиц. По поведению ворона предсказывали погоду (Rootsmae, 1989).

В западноевропейских сказках ворон (ворона) приносит герою удачу, часто при этом жертвуя собой. В Баварии ворон считается птицей счастья. В Албании крик черной вороны предвещает рождение мальчика. Чехи считают, что ворон приносит младенцев (Гура, 1997). Ворон приносил пророку Илие пищу во время его пребывания в пустыне (Федосеенко, 1998).

В средние века вoроны были многочисленными во многих городах Великобритании, в том числе и в Лондоне. Они вели себя как современные ворoны-свалочницы. После известного лондонского пожара 1666 г. эти птицы питались незахороненными трупами людей и размножились в таком количестве, что стали назойливыми. Жители обратились к королю с просьбой помочь избавиться от них. Однако прорицатель объяснил тому, что если все вoроны в Лондоне будут уничтожены, то на Англию обрушатся всякие несчастья и королевский дворец рассыплется в прах. В ХVII в. стая воронов своими криками разбудила королевскую стражу при нападении отряда О. Кромвеля. С этого времени по королевскому указу небольшую группу воронов содержат в Тауэре. Сейчас там «прописаны» восемь птиц, каждая из которых имеет собственную кличку. Когда ворон умирает, его хоронят недалеко от ворот, помещая этикетку с его именем. В 1989 г. в Тауэре содержали восемь воронов, они образовали три пары, отложили яйца, но кладки погибли из-за частого беспокойства посетителями (Хейнрих, 1994). Интересно, что синантропная популяция почти ручных воронов существовала в XVII—XIX вв. в Соловецком монастыре (Михайлов, 1868; цит. по: Константинов, 1995).

Ворон довольно часто встречается на гербах. В геральдике он символизирует воинскую отвагу и смерть (Яблоновская-Грищенко и др., 1996). В Швейцарии есть такая легенда. Житель г. Айнзидельн Майнрад (впоследствии канонизированный) в зимнем морозном лесу нашел двух погибающих от холода воронов и выходил их. Когда его убили, оба ворона, с которыми отшельник делил в лесу последние крохи хлеба, преследовали убийц с криками до самого Цюриха, и успокоились только тогда, когда их казнили. С тех пор гостиный двор, в котором задержали убийц, носит имя ворона, птицы изображены на щите у входа. В честь воронов Св. Майнрада в приюте города постоянно жило несколько этих птиц. Вороны стали атрибутами Св. Майнрада, а позже двух птиц стали изображать на гербе аббатства Айнзидельн (Gattiker, Gattiker, 1989).(Пернатые обитатели мифов и легенд)

Поедание вороном падали, по гипотезе К. Леви-Строса, способствует тому, что ворон функционирует в мифах как культурный герой: падаль — уже не животная, но и не растительная пища, поэтому ворон олицетворяет некий компромисс между хищными и травоядными, противопоставление которых друг другу оказывается в конечном итоге смягчением фундаментальной антиномии жизни и смерти. Поэтому ворон воспринимается как медиатор между жизнью и смертью.

Как трупная птица чёрного цвета с зловещим криком ворон хтоничен, демоничен, связан с царством мёртвых и со смертью, с кровавой битвой (особое развитие получает мотив выклёвывания вороном глаз у жертвы), выступает вестником зла. Поскольку ворон в поисках пищи копается в земле, он связывается и с нею; как всякая птица, ворон ассоциируется с небом. Связь ворона с этими тремя сферами определяет то, что он (это особенно видно в палеоазиатской мифологии и индейцев Северной Америки мифологии) наделяется шаманским могуществом и, в частности, выполняет посреднические функции между мирами — небом, землёй, загробным (подземным или заморским) царством, являясь, таким образом, медиатором между верхом и низом.

Ворон воспринимается как медиатор (главным образом в северных мифологиях) между летом и зимой (он неперелётная птица), сухим и влажным, солёной и несолёной влагой (связь ворона или созвездия Ворона с сухим сезоном почти универсальна, сухостью в некоторых мифологиях мотивируется «голос» ворона; как посредник между водой и сушей он участвует в мифах о потопе; создавая «сушу», ворон достаёт горсть земли со дна моря; он добывает воду и делает реки, причём пресную речную воду он иногда берёт у хозяев солёного моря).

Умение подражать человеческой речи, а возможно и долголетие, способствовали возникновению представлений о вороне как о мудрой вещей птице (ср. его связь с загробным миром). Наряду с этим (особенно в северных мифологиях) ворон воспринимается как посредник между мудростью и глупостью (он — «мудрый» шаман и плут-трикстер, попадающий впросак или совершающий «безумные» поступки). Ворон является медиатором между мужским и женским началом (ср. его попытки изменить пол, «выйти замуж», и т. п., сопоставимые с шаманством превращённого пола). Выступающий в мифах как существо двойной антропо-зооморфной природы, ворон выполняет медиативную функцию между человеческим и животным. Участие ворона в основных мифологических оппозициях способствует его роли как «серьёзного» культурного героя и одновременно шутника-трикстера. Как культурный герой ворон осуществляет медиацию в оппозиции природы и культуры.

В античной мифологии ворон (или ворона) сопровождает богов и героев, связанных с небом и солнцем, с культом земледелия, с войной и подземным царством: Кроноса (и римского Сатурна), Аполлона, Афину (шлем Афины имеет вид ворона), Асклепия. Имеется много упоминаний о мудрости ворона. Согласно Овидию, Аполлон узнаёт от ворона об измене любимой им нимфы и в горе делает его чёрным. По преданию, ворон предсказывает смерть Цицерона и др. Вместе с тем отчётливой хтонической характеристики античный ворон не имеет.

В Древней Греции — символ солнца, прорицания и долголетия, его блестящее черное оперение, возможно, предполагало способность выжить при близком контакте с солнцем. Широко распространено мнение, что ворон — помощник в путешествии или предсказатель. Плиний упоминает как бы «придушенный» голос провозвестника несчастья и полагает, что только ворон среди всех птиц, по-видимому, понимает свое предсказание. В Древнем Риме, где его крик напоминал латинское слово «крас» («завтра»), его связывали с надеждой.

Считался птицей-вестником Аполлона и Афины, был связан с солнечным культом Митры (в скульптурах, связанных с культом, часты изображения воронов; он — знак первой ступени посвящения, слуга Солнца), посвящен Гелиосу (Аполлону). Помимо Аполлона и Афины служит также атрибутом Кроноса (Сатурна) и Эскулапа.

Сообщается, что его оперение поначалу было белым, но Аполлон в наказание за его болтливость сделал его черным. Как нескромный болтун, ворон не мог оставаться спутником богини Афины: она выбрала на его место сову. В другой истории говорится, что он был послан Аполлоном за водой, но по пути увидел дерево с незрелым инжиром и стал под ним ждать, пока не созрели плоды, отложив на это время выполнение поручения. Бог поместил его как созвездие Ворон (лат. Корвус, греч. Коракс) среди звезд, где Гидра (созвездие Гидра) не дает ему напиться из чаши (созвездие Кратер). К нему взывают на свадьбах как к олицетворению плодородия. Существует также античное поверье, согласно которому вороны несут свои яйца через клюв, благодаря чему они не страдают от тяжелых схваток.

В искусстве орфиков ворон смерти изображается с сосновой шишкой и факелом жизни и света. В ряде сюжетов роль ворона сугубо позитивна (они выступают проводниками и вестниками богов): • когда Аполлон в его облике ведет жителей Феры (Санторина) в Кирену; • когда белый ворон направляет переселяющихся беотийцев; • когда два ворона показывают Александру Великому путь к храму Амона.

Ворона в Греции — носительница плохих вестей, но символ долголетия. В греческой легенде говорится, что бог Солнца Аполлон поручил белоснежной вороне стеречь свою возлюбленную, царскую дочь Корониду. Однако она не смогла воспрепятствовать тому, что уже забеременевшая подруга бога вступила в связь с аркадским царевичем. Аполлон проклял нерадивую сторожиху и сделал ее перья черными, затем своими стрелами он убил неверную возлюбленную; ее тело было подвергнуто сожжению на костре, но из огня Аполлон извлек еще не родившееся дитя, будущего бога врачевания Асклепия (Эскулапа). Обычно ворона рассматривалась как животное-оракул, предсказывающее будущее, а также в ряде случаев изображалась как атрибут бога Кроноса.

Северная традиция в Исландии считают, что дети не должны пользоваться стержневым пером ворона как питьевой соломинкой, в противном случае они тоже станут ворами. Ворон — герб древних датчан (данов) и викингов. «Ворон битвы» Бальд символизирует войну, кровопролитие, панику, злобу. Атрибут героя(бога ?) Бендегейта Брана. У Луфа — два волшебных ворона. На плечах древнего бога скандинавов и германцев Одина-Вотана всегда сидят, сопровождающие его вороны — Хугин и Myнин («мысль, думающий» и «память, помнящий»), которые летают по свету и сообщают обо всем, что видели. . В кельтском эпосе ворон при гадании связан с корольком (или вьюрком). В целом, черный ворон — птица недоброго предзнаменования, но ворон с белым пером — хороший знак. Ворона в ряде случаев изображалась как атрибут бога Кроноса (Сатурн) и кельтского бога Брана. Европа В Европе вороны-стервятники были эмблемой войны, смерти, заброшенности, утраты, зла и несчастья, символизм, распространенный также и в Индии. Ворона во Франции и Италии — птица, приносящая несчастье. В Европе на ее репутацию повлияла кроме того ассоциация с кельтскими богинями войны и плодородия Морриган, Немаин и Бадб: их атрибут — «благословенный ворон».

Юго-Восточная Азия Одно из животных «двенадцати земных ветвей», символ могущества. И в Китае, и в Японии ворон — эмблема семейной любви.

Китай У китайцев черная ворона означает зло, коварство, неудачу и провалы в делах; в паре с белой цаплей — соотношение инь и ян. Красная или золотистая ворона — знак солнца и сыновнего почтения. Треногий красный ворон, живущий на солнце — олицетворение солярного принципа ян. Три его ноги символизируют фазы движения: восход, зенит, закат; могут означать и Великую Триаду (три величайших силы космоса): Небо, Землю и Человека. Этот ворон был эмблемой правителей (ванов) династии Чжоу [Шу?] (до 256 до н. э.), сравнивавших себя с Солнцем. Рассказывают, что когда-то солнечных ворон было десять и они распространяли невыносимую жару, пока лучник И не подстрелил девять из них.

Япония Появление вороны в Японии — это плохой знак и предвестник неудачи. Но в синтоизме вороны — священные птицы и вестники богов, например, богини фей Си Ванму, которой они доставляют пищу; ассоциируются также с храмами. Ворона иногда изображается впереди солнца, а в небесных турнирах они боятся только единорогов. Ворона в Японии она — вестник и спутник ками (богов), образ сыновнего почтения.

Иудаизм Символизм ворона в еврейской традиции также носит двойственный характер. Как пожиратель отбросов, ворон считался нечистой птицей, символом мертвечины (падали трупов), гибели, разрушения и обмана. Но он также символизировал проницательность, так как, выпущенный Ноем из ковчега, летал, пока не нашел сухую землю. Согласно еврейской легенде, ворон изначально был белым, но его оперение почернело, когда он не смог вернуться в ковчег, из которого Ной отослал его посмотреть, схлынули ли воды потопа.

Христианство Ранние христиане упрекали ворона в «недоносительстве» Ною об окончании всемирного потопа и потому ворон может символизировать блуждание и беспокойство. Упомянутое римское поверье было переосмыслено в символ человека, пребывающего в плену земных радостей, который откладывает свое обращение, — как ворон кричит «кра, кра» (завтра, завтра). В Библии он приносит в пустыню пророку Илии хлеб и мясо (позднее — отшельникам Антонию и Павлу). История о вороне, приносившем хлеба святому в пустыне, получила широкое распространение и сделала ворона символом уединения (также — одиночества)и эмблемой ряда святых отшельников. В символике грехопадения ворон сидит на Древе Познания, с которого Ева срывает плод. Ворона упрекают в изишней черноте оперения и любви к разлагающейся плоти. Считается, что он живет падалью, питается мясом висельников и имеет привычку поедать глаза и мозг покойников, а кроме того не уделяет внимания своим птенцам. Все это делает его провозвестником несчастья, болезней, войны и смерти, символом греха. Так в христианстве ворон стал олицетворением дьявола, питающегося разложением, который ослепляет грешников, растлевает душу человека и завладевает его разумом. Противоположность ворону — белая голубка, олицетворяющей невинную душу. Атрибут ряда христианских святых: • прежде всего Мейнрада — два прирученных им ворона помогали найти его тело; • Антония Великого и Павла Отшельника (Затворника), поскольку именно ворон приносил им хлеб, когда они жили в пустыне. • Бенедикта; • Бонифация; • Онуфрия; • Освальда; • Винсента — ворон(ы), посланный(е) Богом защищал(и) мощи святого от хищных зверей; • Викентия Сарагосского; • Иды.

Алхимия Ворон, часто изображаемый рядом с черепом или надгробием, символизирует: • черноту и умерщвление; • nigredo — первую стадию «Малой Работы»; • смерть мира, — принцип «земля к земле» («…прах и в прах обратишься»). Представляя покрытую чернотой «первоматерию» он часто изображается с белой головой — признаком ожидаемого осветления в ходе превращения на пути к философскому камню.

Эмблематика Ворона — атрибут персонифицированной Надежды. Ворон, держащий в клюве скорпиона, который жалит его в горло. Символ справедливой мести, закона возмездия. …ничто так не справедливо, как то, что вред и ущерб, которые мы приуготовляем другим, должны обрушиться на наши собственные головы. [EMSI; табл.7-10, с.134] Ворона добывает воду из сосуда с узким горлышком, наполняя его камнями до тех пор, пока вода не польется через край. Голод и лишения, как ни странно, Всегда способствуют изобретательности И могут пойти на пользу. Но когда ценою голода мы обретаем мудрость, Наш желудок становится умнее наших мозгов. [EMSI 19-8,с.183]

Психология Украинская легенда, переданная С. Головиным, рассказывает, что вороны и раю имели четырехцветные перья, но после грехопадения начали есть падаль и почернели. Лишь в конце времен в новом раю будет восстановлена их прежняя красота, а карканье станет благозвучной музыкой, которая прославляет творца. Из сказанного очевидно значение ворона как символа в глубинной психологии, его близость к темной стороне психики. Он может также стать позитивно действующим, если у человека есть способность осознанно и целенаправленно с ним полемизировать. (symbolarium.ru)

Пословицы и поговорки

Был бы куст, ворона сядет; было бы озеро, черти заведутся.
Был бы сокол, а вороны налетят.
Была бы копна, а ворона сядет.
Была бы падаль, а воронье налетит.
В осень и у вороны копна, не только у тетерева.
В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет.
Видом сокол, а голосом ворона.
Вместо сокола ворона стала судьей.
Ворон ворона не наклюет, пиявка к пиявке не присосётся.
Ворон ворона стыдит за черноту.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Ворон каркает - к несчастию, ворона - к ненастью.
Ворон каркает - к покойнику.
Ворон каркает на церкви - к покойнику на селе; каркает на избе - к покойнику во дворе.
Ворон каркал, да и докаркался.
Ворон солоду наелся, а еж опьянел.
Ворон старый не каркнет даром.
Ворон считает свое дитя самым красивым.
Ворон у ворона глаз унес.
Ворона в павлиньих перьях. Сокол - вороньи перья.
Ворона и за море летала, да вороной и вернулась.
Ворона и кукушка одного цвета, да голоса у них разные.
Ворона каркает - ветер носит.
Ворона летела, собака на хвосту сидела. Собака летела, ворона на хвосту сидела.
Ворона, подражающая гусю.
Ворона сове не оборона.
Вороне её птенец соловьем кажется.
Вороне розы ни к чему - ей нюхать недосуг, ворона, может, потому и соловью не друг.
Вороне соколом не бывать.
Вороненок ворона перехитрил.
Ворону ветром прижало к земле; ворона говорит: мне как раз сюда и надо было.
Воспитаешь себе ворона, он тебе глаза выклюет - Erziehst du dir `nen Raben, wird er dir die Augen ausgraben.
Все гусь: были б перья. Чайка гусь, и ворона гусь.
Всяк своего ребенка любит, и для вороны ее ребята белые гусенята.
Выпалил в ворону, а попал в корову.
Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром, к худу.
Где бы ворона ни была, не сможет летать, как сокол.
Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.
Где вороне ни летать, а все навоз клевать.
Где падаль, там ворон; где покойник, там мулла.
Где свинья умирает, там и ворон играет.
Голодная ворона камень клюет.
Голодный француз и вороне рад.
Голубь с голубем, а ворон с вороном.
Грач соколу добыча, а лягушка вороне.
Даже реже, чем белая ворона - Corvo quoque rarior albo.
Далеко вороньему карканью до соловьиного пения.
Два ворона летят, одну голову едят (грядки и голбец).
Два ворона удивляются черноте друг друга.
Два кречета бьются, а ворону мясо.
Два сокола подерутся - вороне будет чем поживиться.
Дело (забота) не ворона: не каркнет, а скажется.
Дело не ворона: не каркает, а скажется.
Дивовалась ворона, что воронята грают.
Для ворона вороненок из золота сделан.
Для вороны ее воронята - белые гусята.
Для сорока ворон нужен только один камень.
До тех пор, пока белая ворона почернеет, а черная побелеет.
Дом вороны найдешь по карканью.
Ему ворона глаз клюет, а он и носом не ведет.
Если ворона розу найдет, возомнит себя соловьем.
Если ворону и сахаром кормить будешь, все-таки преданной не станет.
Есть ли в мире ворон без пятна.
Еще ни одно мыло ворону не изменило.
Ждет, как ворон кости.
Живет как беспоместная ворона.
Жить, как ворон на месте паломничества.
Забота не ворона: не каркнет, а скажется.
Загоню туда, куда ворон костей не занесет.
Залетела ворона в высокие хоромы: крутится, крутится, а вылететь не знает как.
Залетела ворона в царские хоромы: почету много, а полету нет.
Зверь умирает - ворона рада, человек умирает мулла рад.
Знает и ворона, в чем оборона.
Знать ворону по полету.
И в вороньем гнезде рождаются фениксы.
И ворона иногда кукушку выводит.
И ворона о себе думает, что она умна.
И ворона своим птенцом гордится.
И ворона свою песню хвалит.
И вороне свои воронята красивыми кажутся.
И вороне свой птенец самым красивым кажется.
И воронёнок своей матери люб.
И костей его седая ворона сюда не занашивала.
И от ворон отстала, и к павам не пристала.
И пензенцы в Москве свою ворону узнали.
И стала наша Олена ни пава, ни ворона.
И черный ворон вещает, да невпопад.
Из вороньих яиц могут вылупиться лишь воронята.
Из родных мест и ворона приятна.
Из-за куста и ворона (и свинья) остра.
Или слава царства, или падаль для ворона.
К воронам милостив суд, но он угнетает голубок - Dat veniam corvis, vexat censura columbas.
К воронам попал - по-вороньи каркай.
Как ворон зырит (зорко глядит). Соколом глядит.
Как ворон крови ждет.
Как мерзлую кочку ворона носом долбит.
Как ни бодрись ворона, а до сокола далеко.
Каркает ворона и на беркута.
Карканья одной вороны не слышно.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил (т. е. в петлю).
Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего неоперившегося птенца.
Когда черный ворон станет белым.
Комар, что ворон: где сядет, там и клюет.
Кочет яичко снес, а ворона раскудахталась.
Криком ворон пугают, а не дела решают.
Кричала ворона, как в гору летела, а как долу-то - и крылья опустила.
Кто в лесу поет и увидит ворона, тому наткнуться на волка.
Кто дело делает, а кто ворон ловит.
Кто с вороной дружит, тот будет и в навозе копаться.
Кто утром в великий четверг скупается прежде ворона, здоров будет.
Куда б ворона ни полетела, везде она будет хуже сокола.
Куда ворона летит, туда и глядит.
Курам, да воронам, да девкам дворовым.
Мала ворона, да рот широк.
Мертвым соколом и вороны не затравишь.
Метил в ворону, а попал в корову.
Метили в ворону, а попали в ежа.
Мила ворона, да рот широк.
На тысячу ворон одного камня достаточно.
На что вороне большие разговоры, знай ворона свое кра!
На что вороне большие хоромы? Знай, ворона, свое гнездо!
На чужой стороне и сокола зовут вороною.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Над пуганым соколом и вороны грают.
Народу служить не ворон ловить.
Наряд соколий, а походка воронья.
Не играла ворона вверх летучи, а на низ летучи играть некогда.
Не карканьем вороны вызывается дождь.
Не летать было вороне в высокие хоромы.
Не понять вороне трели соловья.
Не пугай сокола вороной!
Не разевай рта: ворона влетит, и карета четверней въедет.
Не токма что ворона влетит, пожалуй, карета четверней въедет.
Не умела ворона сокола щипать.
Нет обороны, так клюют сороки и вороны.
Нет певчего для вороны супротив родного вороненка.
Обихаживай, ворона, свое гнездо!
Обрадованная ворона каркает.
Одна ворона не делает зимы.
Одним комком сухой глины попасть в двух ворон.
Он и помёт вороны за абаси продаст.
Он не родился: его просто ворона в пузыре принесла.
Опоздавшая ворона свой нос чистит.
Орел с вороною не толкует.
Орленок - это орел, вороненок - это ворон.
Осенью и сорока, и ворона сыты.
Осенью и у вороны полный сноп.
От ворон отстал, а к павам не пристал.
От ворона не родится сокол.
От вороны соловей не родится.
От орла - орленок, от ворона - вороненок.
Первые детки - соколятки, последние - воронятки.
Перья сокольи, а походка воронья.
Пешего сокола ворона бьет.
Плох сокол, что ворона с места сбила.
Плох сокол, что на воронье место сел.
Подражая гусю, ворона утонула.
Подстреленного сокола и ворона носом долбит.
Поёт ворона вороненку: "Мой беленький!", ежиха говорит ежонку: "Мой мягонький!".
Полно мертвым соколом ворон пугать.
Попала ворона в большие хоромы.
Попалась ворона в сеть: попытаюсь, не станет ли петь.
Попался, как ворона в суп.
Послышала ворона в зобу, так полетела в лес.
Пошла ворона лебединой поступью и забыла, кто она есть.
Прикинувшись мертвым, поймал ворона.
Проворонила ворона воронёнка.
Прямо ворона летает, да дома не ночует.
Прямо ворона летает, да и та на кукан попадает.
Прямо только вороны летают, да и то крылья ломают.
Птенец орла - орел, птенец вороны - ворона.
Пуганая ворона куста боится.
Рогатой скотины - ухват да мутовка; дворовой птицы - сыч да ворона.
С ворон болтун начал, на сорок перевел.
С воронами летать - по-вороньи каркать.
С родной стороны и ворона мила.
Свой птенчик вороне кажется хорошим, свой конь хозяину кажется хорошим.
Сердце соколье, да смельство воронье.
Скандальный человек подобен собаке, а сварливый человек - вороне.
Скверная ворона скверно и каркает.
Склочник подобен собаке, а жадный - ворону.
Сколько бы ворона ни каркала, соловьем не станет.
Сколько бы ворона ни купалась, гусем не станет.
Словно ворона в павлиньих перьях.
Слышно, что соловей свистит, а что ворона каркает.
Смолоду ворона по поднебесью не летала, не полетит и под старость.
Со своей стороны и ворона родня.
Собака лает, а владыка едет. Каркает ворона и на беркута.
Собака летела, ворона на хвосту сидела.
Сокол в отлете — ворона в почете.
Сокол с лету хватает, а ворона и сидячего не поймает.
Сокол с места, а ворона на место.
Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
Соловей может вырасти и в вороньем гнезде, но каркать не научится.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да по разному песни поют.
Сорока в платье, ворона в платье, будет платье и на нашей братье.
Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
Спящая ворона свою долю проспит.
Старая ворона и камень продолбит.
Старая ворона попусту не каркнет.
Старый ворон не каркнет даром: либо было что, либо будет что.
Старый ворон не мимо каркнет.
Только что плакавшая ворона уже смеется.
У вороны искал петух обороны.
У заемщика сокольи очи, у плательщика и вороньих нет.
Узнал ворону, как в рот влетела.
Филин да ворон зловещие птицы, крик их к несчастью.
Хоть ворон и высоко летает, он не орёл (мокша).
Целовал ворон курку до последнего перышка.
Чайка гусь, и ворона гусь.
Через который двор ворон перелетел каркая, там будет покойник.
Черная ворона не сделается белой.
Черная ворона считает своего птенца беленьким, а иглистый еж своего детеныша - мягоньким.
Черный ворон бел для своих воронят.
Чиновник всегда ссылается на закон, лама - на Будду, а ворона на волка.
Шиш, ворона: пора на гнездо.
Эта ворона нам не оборона.

Песни

Blackmore's Night - 3 Black Crows

Grave Digger - Raven

In Extremo - Krummavísur

Scorpions - Yellow Raven

Subway to Sally - Krähenkönig

Мельница - Ворон

Эдгар По. Ворон (в различных переводах)

Ворона
(Александр Блок)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вот желтеют под серою лавкой
Прошлогодние мокрые стружки...
Это все у вороны - игрушки.
И уж так-то ворона довольна,
Что весна, и дышать ей привольно!..

Два ворона
(Вячеслав Иванов)

Со двух дубов соседних
Спор о судьбах последних
Два ворона вели.
С потопа числят годы;
Пред ними сходят роды
В покоища Земли.
Пророчил черный вод возврат,
А белый граял: «Арарат».

Хвалились: — «Белизною
Я полюбился Ною;
Он отпер мне ковчег.
В волнах не сыщешь зерен;
От мертвой снеди черен
Стал этих перьев снег».
— «Я в радуге небесных врат
Стал, черный, бел, как Арарат».

Со двух дубов соседних
О временах последних
Два врана спор вели,
Два вещих сторожила,
Два пламени светила
Над забытьем Земли.
Пророчил черный вод возврат,
А белый славил Арарат.

Ворон
(Эльдар Ахадов)

Как ветер над лезвием бритвы,
Заждавшийся ворон кружит
Над полем отчаянной битвы,
Где воздух от криков дрожит.
Владея пророческим даром
О том, что случится вокруг,
Он знает, чей меч под ударом
Падет из растерянных рук.
Сужается горлышко круга
До точки у гаснущих глаз…
И ворон, служивший у Луга,
Является в избранный час.

Ворон
(Константин Бальмонт)

В незапамятное время
Старый путник, старый Ворон,
Сел над быстрою рекою,
Над текучею водой.
В час, когда он в мир родился
Из отливного агата,
На себя взглянув, он молвил:
"Да, я Сокол золотой".
И потом еще подумал:
"Нет, не так, я слишком черен.
Я - Орел, который мчится,
Ветер в воздухе струя".
И потом еще подумал:
"Нет, я слишком длиннокрылый".
На себя взглянул и молвил:
"Знаю, знаю, Ворон я".
Так, себя узнав, летал он,
И чернел в ветрах, и каркал,
И, когда блистало Солнце,
Он садился в высоте.
А когда спускалось Солнце,
Он с вершин срывался черных
И тонул среди ущелий,
В их глубинной черноте.
И увидев меж созданий
Недосозданных уродцев,
Им расправил члены клювом,
Каркнул, выпрямил узор.
А свершив свое, он умер.
И его похоронили,
Там блестящий черный камень
Можно видеть до сих пор.

Ворон
(Константин Бальмонт)

Ворон и дуб,
Ворон с клювом железным,
Ворон, пьющий горячую кровь, и клюющий остывший труп,
Ворон, знающий речь человека,
И доныне, от века,
Не забывший, как судьбы разведать по рунам надзвездным,
Ворон, вещая птица Славян,
Вестник Одина, зрящий, как в мире
Расстилается сумрак ночной, каждый день простирается шире, —
Говоришь ли ты карканьем нам о погибели солнечных стран?
Ворон, дом твой есть дуб,
Вековой,
Что в раскатах громов,
Возрожденно-живой,
Зеленеет,
И хоть карканьем ты возвещаешь, что в сумерки светлых Богов,
Между пепельно-дымных, зажженных пожарами дней, облаков,
Волк явиться посмеет
И оскалит на Светлых прожорливый зуб, —
Ворон, Ворон, твой дуб,
Говорит, что за сумраком новое Солнце восходит,
И под карканье рун вся дубрава живет,
И уж новые зори наш Бальдер, наш Бальдер выводит,
Мы с Воскресшим воскресли, и пляшем, сплетясь в хоровод.

Проснется ворон молодой...
(Булат Окуджава)

Проснется ворон молодой
и, глаз уставив золотой,
в оконное стекло подышит
и, разорив свое крыло,
достанет вечное перо
и что-то вечное напишет.